×
01.07.2020
220.018.2d6c

Унифицированная моторно-трансмиссионная установка боевой машины

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к моторно-трансмиссионной установке (МТУ) гусеничной боевой машины. Решение заключается в применении единого силового блока – моноблока - с трансмиссионной установкой с механизмом реверса, обеспечивающим равное количество передач переднего и заднего хода. Силовой блок закрепляют на трех опорах, сочетающих шарнирный подшипник с обоймой в опоре двигателя, и два бугеля на бортах транспортного средства для размещения цапф механизма передач и поворота. Достигается сохранение работоспособности силовой установки в реальных условиях и унифицированный ремонт в случае отказа, повреждения, капитального ремонта. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области военной техники, в частности, к моторно-трансмиссионной установке (МТУ) транспортного средства, например, гусеничной боевой машины.

Сущность изобретения заключается в осуществлении обратимой унифицированной моторно-трансмиссионной установки транспортного средства, а именно: в выполнении МТУ как единого силового блока – моноблока, обеспечивающего высокий уровень модульности конструкции боевой машины с сохранением геометрической схемы моторно-трансмиссионного отделения (МТО) транспортного средства. Такая компоновка мотивирует создание шасси с передним и задним расположением МТУ на гусеничной платформе, разработанной на единых конструктивно-технических решениях и обеспечивающей равное количество передач заднего и переднего хода. Техническое решение позволяет создать многоцелевое бронированное шасси с защитой уровня боевой гусеничной машины с передним и задним расположением ведущих колес, обеспечиваемого унифицированной МТУ.

Техническим результатом осуществления изобретения является расширение функциональных возможностей транспортного средства, например, гусеничной боевой машины, с высоким уровнем модульности конструкции.

Известно техническое решение [1], в котором установочные и присоединительные элементы силового блока в унифицированном моторно-трансмиссионном отделении (МТО) одинаковы. Но при этом осуществляют использование разных силовых блоков в одном МТО по вариантам: унифицированное МТО с силовым блоком с газотурбинным двигателем и унифицированное МТО с силовым блоком с дизельным двигателем для шасси боевой гусеничной машины. Такое решение не обеспечивает создание многоцелевого шасси с передним и задним расположением ведущих колес.

Известно техническое решение [2, стр.13], заключающееся в осуществлении компоновки силового блока, включающего дизельный двигатель, систему охлаждения, трансмиссию. Как описывает источник [2, стр.2, стр.15], силовой блок обладает специальным дизайном для установки в боевые машины с использованием существующего двигателя, предполагает использование периферийных устройств.

Дополнением к источнику [2] является ссылка [3], на стр.4 которой приведены технические характеристики трансмиссии, в частности, сведения о количестве скоростей переднего и заднего хода: 8 и 3 соответственно. Таким образом, силовой блок по источникам [2] и [3] не может быть упомянут в качестве близкого аналога заявляемому техническому решению, поскольку не является обратимым.

Важным принципом создания современных и перспективных танковых силовых установок является их агрегатирование, осуществленное, в частности, фирмой MTU (Германия) в виде единого силового блока EuroPowerPack (EPP) [4], предназначенного для применения в унифицированных моторно-трансмиссионных отделениях транспортного средства, как мотив для модернизации основных боевых танков. Но этим данная мотивация создания единого силового блока принципиально отличается от технического решения, предлагаемого в качестве изобретения «Унифицированная моторно-трансмиссионная установка боевой машины».

Техническое решение [5], заключающееся в преобразовании кормовой части корпуса боевой машины в носовую с образованием шасси с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения, является наиболее близким аналогом. Но такая трансформация транспортного средства требует, по описанию [5], не только трудоемкого изменения в конструкции ходовой части при сохранении характеристик подвижности, но и влечет, по мнению заявителя, к ухудшению обзорности для водителя и ухудшению вписываемости в габариты при транспортировании гусеничной боевой машины железнодорожным транспортом. Также, согласно описанию, необходима установка реверсивных бортовых редукторов с неподвижным водилом, что ведет к разунификации с бортовыми редукторами изделий с задним расположением МТО. Кроме этого, источник [5] не содержит сведений об обратимости силового блока, а свидетельствует об адаптации переднего или заднего размещения силовой установки, о новых транспортных средствах, возникших в результате осуществления перестановки силового блока.

Предлагаемая в качестве изобретения унифицированная моторно-трансмиссионная установка боевой машины (Фиг.1) решает проблему создания многоцелевого бронированного шасси с защитой уровня боевой гусеничной машины за счет установки этого компактного единого силового блока. При этом обеспечивается высокий уровень модульности конструкции изделий с сохранением геометрической схемы моторно-трансмиссионного отделения боевой машины, разработанной на единых конструктивно-технических решениях с равным количеством передач заднего и переднего хода.

Реализация технического решения «Унифицированная моторно-трансмиссионная установка боевой машины» как с передним, так и с задним расположением ведущих колес обеспечивается алгоритмом управления механизмом реверса и наличием равного количества передач заднего и переднего хода транспортного средства, что подтверждает универсальность МТУ.

Кроме этого, обеспечивается обзорность с водительского места боевой машины и вписываемость в габариты при транспортировании гусеничной боевой машины железнодорожным транспортом при переднем размещении МТО.

На Фиг.1 «Унифицированная моторно-трансмиссионная установка боевой машины» обозначено:

1 - система охлаждения двигателя и механизма передач и поворота;

2 - система выпуска отработавших газов;

3 - радиаторы водяные и масляные двигателя и механизма передач и поворота;

4 - кронштейн для демонтажа и монтажа моноблока;

5 - механизм передач и поворота (МПП);

6 - система воздухоочистки, фильтры;

7 - масляный бак трансмиссии;

8 – двигатель;

9 - масляный бак двигателя;

10 - быстроразъемные соединения - топливные, электрические,

гидравлические, пневматические, информационные.

Унифицированная моторно-трансмиссионная установка транспортного средства, предназначенная преимущественно для боевых машин военного назначения, включает в себя объединенные в блок:

двигатель 8, предназначенный для перемещения боевой машины;

механизм передач и поворота 5, позволяющий изменять скорость движения, передавать тяговое усилие ведущим колесам, обеспечивать управление поворотами транспортного средства, осуществлять привод вентиляторов системы охлаждения;

систему охлаждения 1, включающую в себя масляные и водяные радиаторы, трубопроводы, насосы, перекачивающие охлаждающие жидкости;

масляный бак двигателя 9, включающий в себя фильтр очистки масла, трубопроводы, насос;

масляный бак трансмиссии 7, содержащий масляный фильтр, трубопроводы, насосы;

систему воздухоочистки 6, содержащую циклоны, кассеты;

систему выпуска отработавших газов 2;

радиаторы водяные и масляные двигателя и механизма передач и поворота 3;

кронштейны 4, служащие для перемещения моноблока во время монтажных и ремонтных работ;

быстроразъемные соединения 10, служащие для осуществления соединения топливных, электрических, гидравлических, пневматических, информационных разъемов трубопроводов и трасс, связывающих силовую установку и управление шасси. Во избежание размещения излишней информации показана сноска на один из нескольких десятков разъемов.

На Фиг.2 «Размещение моторно-трансмиссионного установки (МТУ) в моторно-трансмиссионном отделении (МТО)» обозначено:

11 - передняя опора крепления;

12 - бугель (парный; здесь - левый);

13 - шарнирный подшипник;

14 - крыша моторно-трансмиссионного отделения;

15, 16 – полости.

Передняя опора крепления 11 представляет собой сферическую опору на основе шарнирного подшипника, служащего для установки, крепления МТУ. Бугель 12 - разъемный установочный кронштейн для размещения моноблока и для обеспечения соосности выходных валов МПП с валами бортовых редукторов. Шарнирный подшипник 13, позволяющий компенсировать погрешности изготовления и деформации корпуса. Сверху моторно-трансмиссионная установка ограничена крышей 14 моторно-трансмиссионного отделения. Полости 15 предназначены для обеспечения размещения узлов подвески и узлов привода тормозов, причем узлы подвески взаимообратимо замещают узлы привода тормозов на боевых машинах с передним и задним расположением ведущих колес. Продуваемая полость 16 расположена в непосредственной близости к входному отверстию вентиляторов системы охлаждения, закрепленных на опорах в корпусе боевой машины, причем выходные отверстия вентиляторов системы охлаждения обращены в направлении, обеспечивающим формирование воздушного потока для боевой машины с передним или задним расположением ведущих колес.

В сочетании с мероприятиями по унификации соединений систем между МТУ и МТО боевой машины и использовании быстроразъемных соединений обеспечивается замена собственно МТУ во время эксплуатации, даже в полевых условиях, с привлечением штатных ремонтно-эвакуационных средств. При этом силовой блок - МТУ - закрепляют на трех опорах, сочетающих шарнирный подшипник с обоймой в опоре двигателя и два бугеля на бортах транспортного средства для размещения цапф механизма передач и поворота (МПП).

Техническое решение позволяет “вывешивать” МТУ на жестких бортах и жесткой передней опоре, что обеспечивает сохранение ее работоспособности в реальных условиях и унифицированный ремонт в случае отказа, повреждения, капитального ремонта. Ремонт заключается в замене требующей ремонта МТУ на исправную, предварительно протестированную на полевом стенде.

При осуществлении технического решения с использованием изобретения «Унифицированная моторно-трансмиссионная установка боевой машины» обеспечивается создание многоцелевого бронированного шасси боевой машины с передним или задним расположением МТУ.

Оригинальная компоновка МТУ позволяет осуществить ее установку на шасси с передним и задним расположением МТУ за счет разворота этого силового блока в горизонтальной плоскости относительно оси выходных валов МПП с обеспечением совпадения присоединительных и установочных точек. Это обеспечивает установку унифицированного силового блока МТУ на боевой машине с передним и задним расположением МТУ, позволяет сократить время на создание многоцелевого бронированного шасси, сократить затраты за счет применения серийных комплектующих и достичь технический результат – расширение функциональных возможностей транспортного средства с высоким уровнем модульности конструкции.

На Фиг.3 приведена схема унифицированной МТУ с указанием вариантов ее расположения в транспортном средстве. Поз.1 иллюстрирует шасси боевой машины с задним расположением МТО и размещенную в нем МТУ (обозначена «силовой блок - МТУ»). Поз.2 обозначает переднеприводное шасси боевой машины с МТУ, повернутой в горизонтальной плоскости.

В обоих случаях применения унифицированной моторно-трансмиссионной установки осуществляется полноценный привод на ведущие колеса без переоборудования точек опоры и крепления, с использованием унифицированных быстроразъемных соединений.

Исходя из вышеприведенного, заявляемая в качестве изобретения «Унифицированная моторно-трансмиссионная установка боевой машины» отвечает требованиям, предъявляемым к материалам заявки, а именно: обладает новизной, достаточным техническим уровнем и промышленной применимостью.

Источники информации:

1. Бескупский В.Б. и др. Унифицированное моторно-трансмисионное отделение (МТО) с взаимозаменяемыми силовыми блоками. Полезная модель № 8324. Приоритет 30.10.1997г. Опубл. 16.11.1998г.

2. Vehicle Transmission Technology. Автоматическая трансмиссия. Общие показатели оснащения, силовой блок, монтаж и демонтаж силового блока. RENK, Германия. Презентация. Год 2008, 19 с.

3. A Perfectly Tailored Solution for T72 – The New Transmission ESM 350 by RENK/SESM. Германия. Презентация. Год 2003, 18с.

4. Подгаецкий В.М. Двигатели семейства МТ 880. Дата публикации не ранее 2001г. (упоминается в тексте).

URL:http://alexfiles99.narod.ru/engine2/mt880series/mt880series.htm. (дата обращения 01.12.2019г.).

5. Беляков В.Ф. и др. Способ изготовления многоцелевой военно-гусеничной машины на базе модернизируемого шасси танка. Патент РФ 2294519. Приоритет от 30.03.2005г. Опубл. 27.02.2007, бюлл. №6.


Унифицированная моторно-трансмиссионная установка боевой машины
Унифицированная моторно-трансмиссионная установка боевой машины
Унифицированная моторно-трансмиссионная установка боевой машины
Унифицированная моторно-трансмиссионная установка боевой машины
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-6 из 6.
19.01.2018
№218.016.0b51

Устройство для предотвращения или ограничения разлива жидкости из повреждённой ёмкости (варианты)

Группа изобретений относится к области машиностроения, конкретно - к устройствам для предотвращения или ограничения разлива опасных и неопасных жидкостей из поврежденных емкостей, предназначенных для их хранения и/или транспортировки, и направлена на уменьшение вероятности возникновения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632244
Дата охранного документа: 03.10.2017
10.05.2018
№218.016.49f2

Броневая защита

Изобретение относится к бронетанковой технике. Броневая защита содержит лобовую, тыльную броневые преграды, дно и крышу, образующие полость, в которой размещен наполнитель, выполненный из наклонно сориентированных в полости слоев из одного или разных материалов, препятствующих пробитию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651413
Дата охранного документа: 19.04.2018
20.04.2023
№223.018.4e45

Специализированная грузоподъемная бронированная ремонтно-эвакуационная машина

Изобретение относится к бронированным ремонтно-эвакуационным машинам. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина содержит шасси с блокировкой системы подрессоривания, грузоподъемный кран с крюковой подвеской и элемент для компенсации опрокидывающего момента. Грузоподъемный кран оснащен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002793986
Дата охранного документа: 11.04.2023
21.04.2023
№223.018.4f31

Инженерная машина с бульдозерным оборудованием

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к инженерным машинам с бульдозерным оборудованием. Технический результат – обеспечение хорошего обзора на месте механика-водителя при сохранении универсальности бульдозерного оборудования, компактность в транспортном положении и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002794025
Дата охранного документа: 11.04.2023
23.05.2023
№223.018.6bcd

Способ отображения взаимного расположения фоноцелевой обстановки и боевой машины, оборудованной визирным устройством и спутниковой системой навигации

Изобретение относится к области систем ориентирования на местности. Техническим результатом является отображение дирекционного угла боевой машины и направления линии визирования на цифровой карте местности за счет данных спутниковой навигации и согласования линии визирования с топографической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002781914
Дата охранного документа: 20.10.2022
23.05.2023
№223.018.6d36

Унифицированный боевой модуль танка

Унифицированный боевой модуль включает в себя башню с пушкой, пулеметом, прицелами командира и оператора, приборами и механизмами системы управления огнем, оборудованием обеспечения связи. Поворотная башня сбалансирована по центру тяжести. Установлены элементы динамической защиты лобовых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002767813
Дата охранного документа: 22.03.2022
Показаны записи 1-10 из 20.
20.08.2014
№216.012.eba4

Транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания и способ предотвращения выхода из строя такого двигателя при эксплуатации транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к силовым установкам транспортных средств, преимущественно боевых машин. Система охлаждения двигателя дополнительно снабжена сигнализатором перепада давлений или двумя измерителями давлений охлаждающей жидкости в водяном насосе....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526132
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.09.2014
№216.012.f174

Механизм аварийной отцепки

Изобретение относится к военной технике, преимущественно бронетанковой, и может быть использовано для расцепки бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ) и эвакуируемого объекта без выхода экипажа из БРЭМ при возникновении аварийной ситуации в условиях ведения боевых действий. Механизм...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527634
Дата охранного документа: 10.09.2014
20.06.2015
№216.013.564a

Гидравлическая система бронированной ремонтно-эвакуационной машины

Изобретение относится к бронированным ремонтно-эвакуационным машинам (БРЭМ). Гидравлическая система БРЭМ содержит гидравлический контур вспомогательной лебедки, гидравлический контур основной тяговой лебедки с регулируемым реверсивным гидронасосом, пропорциональным регулятором, встроенным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553620
Дата охранного документа: 20.06.2015
10.04.2016
№216.015.323e

Устройство охлаждения элементов тепловыделяющей аппаратуры

Изобретение относится к устройствам охлаждения и может быть использовано в электросиловых элементах с высоким тепловыделением. Технический результат - повышение эффективности устройства путем интенсификации теплообмена, повышения надежности устройства. Достигается тем, что устройство охлаждения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580675
Дата охранного документа: 10.04.2016
25.08.2017
№217.015.98fe

Способ дистанционного наблюдения и управления действиями операторов объекта бронетанковой техники в процессе их обучения и дистанционного наблюдения в процессе демонстрации объекта в режиме реального времени

Изобретение относится к области бронетанковой техники и может быть использовано при обучении экипажей объектов бронетанковой техники (БТТ) и при демонстрации тактико-технических возможностей объектов. Способ заключается в установке в районе рабочих мест экипажа видеокамер и радиотранслирующей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002609822
Дата охранного документа: 06.02.2017
25.08.2017
№217.015.c977

Способ управления уровнем светоотдачи светодиодов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области светотехники. Способ управления уровнем светоотдачи светодиодов, соединенных через диодный мост (2) с источником постоянного напряжения (1), осуществляется при помощи микроконтроллера (14) со встроенным аналого-цифровым преобразователем (АЦП) и включает задание...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619601
Дата охранного документа: 17.05.2017
25.08.2017
№217.015.c97a

Светодиодная лампа

Изобретение относится к области светотехники и может быть использовано для фары транспортного средства. Техническим результатом является расширение арсенала технических средств. Светодиодная лампа содержит цоколь (1), источник питания (2) и корпус (3) с печатными платами (9). Цоколь выполнен с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619598
Дата охранного документа: 17.05.2017
19.01.2018
№218.016.0b51

Устройство для предотвращения или ограничения разлива жидкости из повреждённой ёмкости (варианты)

Группа изобретений относится к области машиностроения, конкретно - к устройствам для предотвращения или ограничения разлива опасных и неопасных жидкостей из поврежденных емкостей, предназначенных для их хранения и/или транспортировки, и направлена на уменьшение вероятности возникновения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632244
Дата охранного документа: 03.10.2017
09.06.2018
№218.016.5acb

Экранированная броня

Изобретение относится к области броневой защиты и может быть использовано для защиты бронированных машин, в частности объектов бронетанковой техники, от кумулятивных противотанковых гранат. Экранированная броня состоит из основной брони и закрепленного перед ней на определенном расстоянии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655590
Дата охранного документа: 28.05.2018
11.03.2019
№219.016.d648

Комбинированный дневно-ночной прибор наблюдения

Прибор может использоваться для наблюдения из укрытия или из транспортного средства в дневное и ночное время, а также при неблагоприятных погодных условиях. Прибор включает общую входную прямоугольную призму для дневного и ночного каналов и выходную призму для дневного канала, выполненного в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002276803
Дата охранного документа: 20.05.2006
+ добавить свой РИД