×
20.06.2015
216.013.564a

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БРОНИРОВАННОЙ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННОЙ МАШИНЫ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к бронированным ремонтно-эвакуационным машинам (БРЭМ). Гидравлическая система БРЭМ содержит гидравлический контур вспомогательной лебедки, гидравлический контур основной тяговой лебедки с регулируемым реверсивным гидронасосом, пропорциональным регулятором, встроенным насосом подпитки, трехпозиционным гидрораспределителем, гидромотором с промывочным и предохранительными клапанами. Между упомянутыми контурами установлены регулятор расхода, маслоохладитель и клапан подпора. Гидравлический контур вспомогательной лебедки снабжен дополнительным гидравлическим контуром грузоподъемной лебедки или дополнительным гидравлическим контуром сошника-бульдозера. Достигается повышение надежности и расширение функциональных возможностей БРЭМ. 3 ил.
Основные результаты: Гидравлическая система бронированной ремонтно-эвакуационной машины, содержащая гидробак, гидравлический контур основной тяговой лебедки, имеющий гидронасос, рабочие гидролинии, гидромотор с предохранительными клапанами, подсоединенный к рабочим гидролиниям, и гидравлический контур вспомогательной лебедки, имеющий нерегулируемый гидронасос, нерегулируемый гидромотор, предохранительно-разгрузочное устройство, напорную и сливную гидролинии, отличающаяся тем, что гидронасос гидравлического контура основной тяговой лебедки выполнен регулируемым реверсивным с двумя рабочими отводами, пропорциональным регулятором, двумя обратными клапанами и встроенным насосом подпитки, имеющим всасывающий и нагнетающий отводы, гидромотор дополнительно снабжен промывочным клапаном, соединенным с гидробаком и рабочими гидролиниями, в которые включен трехпозиционный гидрораспределитель, имеющий два нормально открытых входа и два нормально закрытых выхода, в нейтральной позиции которого его нормально закрытые выходы соединены с рабочими гидролиниями, нормально открытые входы соединены с рабочими отводами гидронасоса, причем в первой рабочей позиции трехпозиционного гидрораспределителя рабочие отводы гидронасоса попарно соединены с рабочими гидролиниями, во второй рабочей позиции трехпозиционного гидрораспределителя рабочие отводы гидронасоса и рабочие гидролинии соединены друг с другом, при этом между напорной и сливной гидролиниями гидравлического контура вспомогательной лебедки установлен регулятор расхода, в сливную гидролинию последовательно установлены маслоохладитель с предохранительным клапаном и подпорный клапан с входным и выходным отводами, причем входной отвод подпорного клапана соединен с маслоохладителем, предохранительным клапаном маслоохладителя и всасывающим отводом встроенного насоса подпитки, нагнетающий отвод которого посредством обоих обратных клапанов соединен с обоими рабочими отводами регулируемого реверсивного гидронасоса гидравлического контура основной тяговой лебедки, выходной отвод подпорного клапана соединен с гидробаком, а предохранительно-разгрузочное устройство установлено между напорной и сливной гидролиниями, кроме того, упомянутый гидравлический контур вспомогательной лебедки снабжен дополнительным гидравлическим контуром, состоящим или из электроуправляемого гидрораспределителя со сливным, напорным и первым и вторым рабочими отводами, обратного клапана, регулятора расхода, предохранительного клапана, гидрозамка с полостью управления, клапана или с выходным и первым и вторым входными отводами, силового вентиля, реверсивного гидромотора, редукционного клапана, вентиля управления, бустера с полостью управления, первой и второй рабочих гидролиний и гидролинии управления с точкой подключения, при этом первая рабочая гидролиния соединена с первым рабочим отводом электроуправляемого гидрораспределителя, предохранительным клапаном, полостью управления гидрозамка, первым входным отводом клапана или силовым вентилем и реверсивным гидромотором, вторая рабочая гидролиния соединена со вторым рабочим отводом электроуправляемого гидрораспределителя, вторым входным отводом клапана или/и через гидрозамок, с силовым вентилем и реверсивным гидромотором, обратный клапан и регулятор расхода параллельно установлены в первой рабочей гидролинии между электроуправляемым гидрораспределителем и гидрозамком, выходной отвод клапана или соединен через редукционный клапан с вентилем управления, гидролиния управления с точкой подключения соединена с вентилем управления и с полостью управления бустера, кинематически соединенного с реверсивным гидромотором, а сливной и напорный отводы электроуправляемого гидрораспределителя соединены соответственно со сливной и напорной гидролиниями контура вспомогательной лебедки, или из электроуправляемого гидрораспределителя со сливным, напорным и первым и вторым рабочими отводами, первого и второго предохранительных клапанов, первого и второго гидрозамков, имеющих каждый полость управления, двух гидроцилиндров, агрегата управления с выходным и входным отводами, первой и второй рабочих гидролиний и гидролинии управления, при этом первая рабочая гидролиния соединена с первым рабочим отводом упомянутого электроуправляемого гидрораспределителя, первым предохранительным клапаном и через первый гидрозамок с поршневыми полостями обоих гидроцилиндров, вторая рабочая гидролиния соединена со вторым рабочим отводом упомянутого электроуправляемого гидрораспределителя, вторым предохранительным клапаном и через второй гидрозамок со штоковыми полостями обоих гидроцилиндров, гидролиния управления соединена с полостями управления первого и второго гидрозамков и выходным отводом агрегата управления, напорный отвод упомянутого электроуправляемого гидрораспределителя соединен с входным отводом агрегата управления и напорной гидролинией гидравлического контура вспомогательной лебедки, а сливной отвод упомянутого электроуправляемого гидрораспределителя соединен со сливной гидролинией гидравлического контура вспомогательной лебедки.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области военной техники, а именно к бронированным ремонтно-эвакуационным машинам (БРЭМ).

Известна гидравлическая система бронированной ремонтно-эвакуационной машины (см. патент РФ №2408525), выбранная в качестве прототипа, содержащая гидробак, гидравлический контур основной тяговой лебедки, имеющий гидронасос, рабочие гидролинии, гидромотор с предохранительными клапанами, подсоединенный к рабочим гидролиниям, и гидравлический контур вспомогательной лебедки, имеющий нерегулируемый гидронасос, нерегулируемый гидромотор, предохранительно-разгрузочное устройство, напорную и сливную гидролинии.

Существенными недостатками данной конструкции являются сложность конструкции (наличие избыточного локального гидравлического контура с гидронасосом и гидромотором), отсутствие эффективного охлаждения рабочей жидкости, что является причиной перегрева и выхода из строя гидропривода при длительной работе (причем в гидравлическом контуре вспомогательной лебедки предохранительно-разгрузочное устройство установлено между напорной гидролинией и гидробаком, куда сливается нагретая предохранительно-разгрузочным устройством рабочая жидкость; другой поток нагретой рабочей жидкости от нерегулируемого гидромотора гидравлического контура вспомогательной лебедки через сливную гидролинию также без охлаждения сливается в гидробак; в гидравлическом контуре основной тяговой лебедки система охлаждения рабочей жидкости тоже отсутствует), проблематичность управления скоростями работы основной тяговой и вспомогательной лебедок.

Последний из описанных недостатков обусловлен тем, что в известной конструкции для привода вспомогательной лебедки используется нерегулируемый гидронасос без элементов регулирования его подачи, а для привода основной тяговой лебедки - два нерегулируемых гидронасоса, которые могут работать вместе или раздельно. Таким образом, привод вспомогательной лебедки не имеет гидравлического регулирования, а привод основной тяговой лебедки имеет только два скоростных режима - от одного гидронасоса или от двух гидронасосов, причем при работе от одного гидронасоса основная тяговая лебедка работает с меньшей мощностью (50% от общей мощности при одинаковых гидронасосах), и фактически этот маломощный режим используется лишь для операции размотки основной тяговой лебедки, когда не требуется создание тяговых усилий.

Также недостатком данной конструкции является отсутствие дополнительных гидравлических контуров, позволяющих расширить функциональные возможности БРЭМ.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является создание конструкции гидравлической системы бронированной ремонтно-эвакуационной машины, свободной от вышеуказанных недостатков.

Указанная задача решается тем, что в гидравлической системе бронированной ремонтно-эвакуационной машины, содержащей гидробак, гидравлический контур основной тяговой лебедки, имеющий гидронасос, рабочие гидролинии, гидромотор с предохранительными клапанами, подсоединенный к рабочим гидролиниям, и гидравлический контур вспомогательной лебедки, имеющий нерегулируемый гидронасос, нерегулируемый гидромотор, предохранительно-разгрузочное устройство, напорную и сливную гидролинии, согласно изобретению гидронасос гидравлического контура основной тяговой лебедки выполнен регулируемым реверсивным с двумя рабочими отводами, пропорциональным регулятором, двумя обратными клапанами и встроенным насосом подпитки, имеющим всасывающий и нагнетающий отводы, гидромотор дополнительно снабжен промывочным клапаном, соединенным с гидробаком и рабочими гидролиниями, в которые включен трехпозиционный гидрораспределитель, имеющий два нормально открытых входа и два нормально закрытых выхода, в нейтральной позиции которого его нормально закрытые выходы соединены с рабочими гидролиниями, нормально открытые входы соединены с рабочими отводами гидронасоса, причем в первой рабочей позиции трехпозиционного гидрораспределителя рабочие отводы гидронасоса попарно соединены с рабочими гидролиниями, во второй рабочей позиции трехпозиционного гидрораспределителя рабочие отводы гидронасоса и рабочие гидролинии соединены друг с другом, при этом между напорной и сливной гидролиниями гидравлического контура вспомогательной лебедки установлен регулятор расхода, в сливную гидролинию последовательно установлены маслоохладитель с предохранительным клапаном и подпорный клапан с входным и выходным отводами, причем входной отвод подпорного клапана соединен с маслоохладителем, предохранительным клапаном маслоохладителя и всасывающим отводом встроенного насоса подпитки, нагнетающий отвод которого посредством обоих обратных клапанов соединен с обоими рабочими отводами регулируемого реверсивного гидронасоса гидравлического контура основной тяговой лебедки, выходной отвод подпорного клапана соединен с гидробаком, а предохранительно-разгрузочное устройство установлено между напорной и сливной гидролиниями.

Кроме того, упомянутый гидравлический контур вспомогательной лебедки может быть снабжен дополнительным гидравлическим контуром, состоящим из электроуправляемого гидрораспределителя со сливным, напорным и первым и вторым рабочими отводами, обратного клапана, регулятора расхода, предохранительного клапана, гидрозамка с полостью управления, клапана ИЛИ с выходным и первым и вторым входными отводами, силового вентиля, реверсивного гидромотора, редукционного клапана, вентиля управления, бустера с полостью управления, первой и второй рабочих гидролиний и гидролинии управления с точкой подключения, при этом первая рабочая гидролиния соединена с первым рабочим отводом электроуправляемого гидрораспределителя, предохранительным клапаном, полостью управления гидрозамка, первым входным отводом клапана ИЛИ, силовым вентилем и реверсивным гидромотором, вторая рабочая гидролиния соединена со вторым рабочим отводом электроуправляемого гидрораспределителя, вторым входным отводом клапана ИЛИ и, через гидрозамок, с силовым вентилем и реверсивным гидромотором, обратный клапан и регулятор расхода параллельно установлены в первой рабочей гидролинии между электроуправляемым гидрораспределителем и гидрозамком, выходной отвод клапана ИЛИ соединен через редукционный клапан с вентилем управления, гидролиния управления с точкой подключения соединена с вентилем управления и с полостью управления бустера, кинематически соединенного с реверсивным гидромотором, а сливной и напорный отводы электроуправляемого гидрораспределителя соединены соответственно со сливной и напорной гидролиниями контура вспомогательной лебедки.

Кроме того, упомянутый гидравлический контур вспомогательной лебедки может быть снабжен дополнительным гидравлическим контуром, состоящим из электроуправляемого гидрораспределителя со сливным, напорным и первым и вторым рабочими отводами, первого и второго предохранительных клапанов, первого и второго гидрозамков, имеющих каждый полость управления, двух гидроцилиндров, агрегата управления с выходным и входным отводами, первой и второй рабочих гидролиний и гидролинии управления, при этом первая рабочая гидролиния соединена с первым рабочим отводом упомянутого электроуправляемого гидрораспределителя, первым предохранительным клапаном и, через первый гидрозамок, с поршневыми полостями обоих гидроцилиндров, вторая рабочая гидролиния соединена со вторым рабочим отводом упомянутого электроуправляемого гидрораспределителя, вторым предохранительным клапаном и через второй гидрозамок со штоковыми полостями обоих гидроцилиндров, гидролиния управления соединена с полостями управления первого и второго гидрозамков и выходным отводом агрегата управления, напорный отвод упомянутого электроуправляемого гидрораспределителя соединен с входным отводом агрегата управления и напорной гидролинией гидравлического контура вспомогательной лебедки, а сливной отвод упомянутого электроуправляемого гидрораспределителя соединен со сливной гидролинией гидравлического контура вспомогательной лебедки.

Заявленные технические признаки существенны, так как они влияют на достигаемый технический результат.

При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявленное техническое решение, не были выявлены. Это позволяет сделать вывод о том, что заявленное техническое решение обладает новизной и не следует явным образом из существующего уровня техники.

Предлагаемое техническое решение может быть применено при производстве бронированных ремонтно-эвакуационных машин.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена гидравлическая система бронированной ремонтно-эвакуационной машины, на фиг.2 изображен первый дополнительный гидравлический контур, на фиг.3 изображен второй дополнительный гидравлический контур.

В конкретном исполнении гидравлическая система бронированной ремонтно-эвакуационной машины содержит гидробак 1, гидравлический контур 2 основной тяговой лебедки, имеющий гидронасос 3, рабочие гидролинии 4, гидромотор 5 с предохранительными клапанами 6, подсоединенный к рабочим гидролиниям 4, и гидравлический контур 7 вспомогательной лебедки, имеющий нерегулируемый гидронасос 8, нерегулируемый гидромотор 9, предохранительно-разгрузочное устройство 10, напорную гидролинию 11 и сливную гидролинию 12.

Гидронасос 3 контура 2 основной тяговой лебедки выполнен регулируемым реверсивным с двумя рабочими отводами 13 и 14, пропорциональным регулятором 15, двумя обратными клапанами 16 и встроенным насосом 17 подпитки, имеющим всасывающий отвод 18 и нагнетающий отвод 19, гидромотор 5 дополнительно снабжен промывочным клапаном 20, соединенным с гидробаком 1 и рабочими гидролиниями 4, в которые включен трехпозиционный гидрораспределитель 21, имеющий два нормально открытых входа 22 и два нормально закрытых выхода 23, в нейтральной позиции которого его нормально закрытые выходы 23 соединены с рабочими гидролиниями 4, нормально открытые входы 22 соединены с рабочими отводами 13 и 14 гидронасоса 3, причем в первой рабочей позиции трехпозиционного гидрораспределителя 21 рабочие отводы 13 и 14 гидронасоса 3 попарно соединены с рабочими гидролиниями 4, во второй рабочей позиции трехпозиционного гидрораспределителя 21 рабочие отводы 13 и 14 гидронасоса 3 и рабочие гидролинии 4 соединены друг с другом.

Между напорной гидролинией 11 и сливной гидролинией 12 гидравлического контура 7 вспомогательной лебедки установлен регулятор 24 расхода, в сливную гидролинию 11 последовательно установлены маслоохладитель 25 с предохранительным клапаном 26 и подпорный клапан 27 со входным отводом 28 и выходным отводом 29, причем входной отвод 28 подпорного клапана 27 соединен с маслоохладителем 25, предохранительным клапаном 26 маслоохладителя 25 и всасывающим отводом 18 встроенного насоса 17 подпитки, нагнетающий отвод 19 которого посредством обоих обратных клапанов 16 соединен с обоими рабочими отводами 22 регулируемого реверсивного гидронасоса 3 гидравлического контура 2 основной тяговой лебедки, выходной отвод 29 подпорного клапана 27 соединен с гидробаком 1, а предохранительно-разгрузочное устройство 10 установлено между напорной гидролинией 11 и сливной гидролинией 12.

Кроме того, упомянутый гидравлический контур 7 вспомогательной лебедки снабжен дополнительным гидравлическим контуром 30, состоящим из электроуправляемого гидрораспределителя 31 со сливным отводом 32, напорным отводом 33 и первым и вторым рабочими отводами 34 и 35, обратного клапана 36, регулятора 37 расхода, предохранительного клапана 38, гидрозамка 39 с полостью управления, клапана 40 ИЛИ с выходным отводом 41 и первым и вторым входными отводами 42 и 43, силового вентиля 44, реверсивного гидромотора 45, редукционного клапана 46, вентиля 47 управления, бустера 48 с полостью управления, первой и второй рабочих гидролиний 49 и 50 и гидролинии 51 управления с точкой 52 подключения, при этом первая рабочая гидролиния 49 соединена с первым рабочим отводом 34 электроуправляемого гидрораспределителя 31, предохранительным клапаном 38, полостью управления гидрозамка 39, первым входным отводом 42 клапана 40 ИЛИ, силовым вентилем 44 и реверсивным гидромотором 45, вторая рабочая гидролиния 50 соединена со вторым рабочим отводом 35 электроуправляемого гидрораспределителя 31, вторым входным отводом 43 клапана 40 ИЛИ и, через гидрозамок 39, с силовым вентилем 44 и реверсивным гидромотором 45, обратный клапан 36 и регулятор 37 расхода параллельно установлены во второй рабочей гидролинии 50 между электроуправляемым гидрораспределителем 31 и гидрозамком 39, выходной отвод 41 клапана 40 ИЛИ соединен через редукционный клапан 46 с вентилем 47 управления, гидролиния 51 управления с точкой 52 подключения соединена с вентилем 47 управления и с полостью управления бустера 48, кинематически соединенного с реверсивным гидромотором 45, а сливной отвод 32 и напорный отвод 33 электроуправляемого гидрораспределителя 31 соединены соответственно со сливной гидролинией 12 и напорной гидролинией 11 контура 7 вспомогательной лебедки.

Вместо дополнительного гидравлического контура 30 упомянутый гидравлический контур 7 вспомогательной лебедки может быть снабжен дополнительным гидравлическим контуром 53, состоящим из электроуправляемого гидрораспределителя 54 со сливным отводом 55, напорным отводом 56 и первым и вторым рабочими отводами 57 и 58, первого и второго предохранительных клапанов 59 и 60, первого и второго гидрозамков 61 и 62, имеющих каждый полость управления, двух гидроцилиндров 63, агрегата 64 управления с выходным отводом 65 и входным отводом 66, первой и второй рабочих гидролиний 67 и 68 и гидролинии 69 управления, при этом первая рабочая гидролиния 67 соединена с первым рабочим отводом 57 упомянутого электроуправляемого гидрораспределителя 54, первым предохранительным клапаном 59 и, через первый гидрозамок 61, с поршневыми полостями обоих гидроцилиндров 63, вторая рабочая гидролиния 68 соединена со вторым рабочим отводом 58 упомянутого электроуправляемого гидрораспределителя 54, вторым предохранительным клапаном 60 и через второй гидрозамок 62 - со штоковыми полостями обоих гидроцилиндров 63, гидролиния 69 управления соединена с полостями управления первого и второго гидрозамков 61 и 62 и выходным отводом 65 агрегата 64 управления, напорный отвод 56 упомянутого электроуправляемого гидрораспределителя 54 соединен с входным отводом 66 агрегата 64 управления и напорной гидролинией 11 гидравлического контура 7 вспомогательной лебедки, а сливной отвод 55 упомянутого электроуправляемого гидрораспределителя 54 соединен со сливной гидролинией 12 гидравлического контура 7 вспомогательной лебедки.

Работа гидравлической системы бронированной ремонтно-эвакуационной машины осуществляется следующим образом.

Намотка или размотка основной тяговой лебедки осуществляется при нахождении трехпозиционного гидрораспределителя 21 в первой рабочей позиции. При этом гидронасос 3 через трехпозиционный гидрораспределитель 21 и рабочие гидролинии 4 подает рабочую жидкость на гидромотор 5, который передает крутящий момент на барабаны основной тяговой лебедки. Поскольку гидронасос 3 выполнен реверсивным, то рабочая жидкость может циркулировать как в прямом, так и в обратном направлении, а гидромотор 5 передает крутящий момент на барабаны основной тяговой лебедки в обоих направлениях (в зависимости от того, в какую сторону включен пропорциональный регулятор 15), осуществляя соответственно намотку или размотку основной тяговой лебедки. Встроенный насос 17 подпитки через обратные клапаны 16 подает рабочую жидкость к рабочим отводам 13, 14 гидронасоса 3, восполняя ее потери, возникающие из-за утечек рабочей жидкости. При этом избыток рабочей жидкости сливается через промывочный клапан 20 в гидробак 1. Регулировка скорости работы основной тяговой лебедки осуществляется с помощью пропорционального регулятора 15, который изменяет рабочий объем гидронасоса 3, в зависимости от чего происходит изменение подачи рабочей жидкости, а следовательно, и частоты вращения гидромотора 5, определяющего скорость намотки или размотки основной тяговой лебедки.

Остановка вращения основной тяговой лебедки осуществляется при нахождении трехпозиционного гидрораспределителя 21 в нейтральной рабочей позиции. При этом рабочие отводы 13 и 14 гидронасоса 3 через нормально открытые входы 22 гидрораспределителя 21 соединяются друг с другом, в результате чего происходит разгрузка гидронасоса 3 от давления. Барабаны основной тяговой лебедки под действием сил инерции передают крутящий момент на гидромотор 5, который перекачивает рабочую жидкость по рабочим гидролиниям 4, при этом максимальное давление определяется настройкой предохранительных клапанов 6. Нагрузка, создаваемая предохранительными клапанами 6, гасит силы инерции барабанов, и происходит остановка вращения основной тяговой лебедки.

Свободная отмотка основной тяговой лебедки осуществляется при нахождении трехпозиционного гидрораспределителя 21 во второй рабочей позиции. При этом рабочие отводы 13 и 14 гидронасоса 3 и рабочие гидролинии 4 через гидрораспределитель 21 соединяются друг с другом, обеспечивая разгрузку насоса 3 и свободное вращение гидромотора 5, а значит, и возможность свободной отмотки барабанов основной тяговой лебедки. В данном режиме выдача тягового троса осуществляется с помощью вспомогательной лебедки (в режиме намотки), трос которой закрепляется к свободному концу тягового троса.

Работа гидравлического контура 7 вспомогательной лебедки осуществляется аналогично прототипу с отличиями в виде возможности регулирования скорости намотки и размотки, а также наличием системы охлаждения рабочей жидкости, взаимосвязанной с гидравлическим контуром 2 основной тяговой лебедки.

Для регулирования скорости вспомогательной лебедки настраивают регулятор 24 расхода на определенный расход рабочей жидкости, которая будет переливаться из напорной гидролинии 11 в сливную гидролинию 12. При этом предохранительно-разгрузочное устройство 10 будет поддерживать необходимый уровень давления рабочей жидкости для работы нерегулируемого гидромотора 9. Поскольку величина подачи (количество рабочей жидкости) в напорной гидролинии 11 уменьшится на величину расхода, установленную на регуляторе 24 расхода, то частота вращения нерегулируемого гидромотора 9 и, соответственно, скорость вспомогательной лебедки уменьшатся (относительно возможного максимума) пропорционально этой величине.

Охлаждение рабочей жидкости осуществляется следующим образом. Рабочая жидкость из гидробака 1, перекачиваемая нерегулируемым гидронасосом 8, попадает в напорную магистраль 11. Далее, в случае нахождения предохранительно-разгрузочного устройства 10 в режиме разгрузки (при остановленной вспомогательной лебедке) рабочая жидкость из него попадает в сливную гидролинию 12, проходит через маслоохладитель 25, подпорный клапан 27 и затем попадает в гидробак 1. В случае нахождения предохранительно-разгрузочного устройства 10 в режиме предохранения (при работе вспомогательной лебедки) рабочая жидкость из напорной гидролинии 11 попадает в нерегулируемый гидромотор 9, а из него - в сливную гидролинию 12 и далее проходит через маслоохладитель 25, подпорный клапан 27 и затем попадает в гидробак 1. В результате охлаждение рабочей жидкости происходит как в рабочем режиме гидравлического контура 7 вспомогательной лебедки (при нахождении предохранительно-разгрузочного устройства 10 в режиме предохранения), так и в холостом режиме гидравлического контура 7 вспомогательной лебедки (при нахождении предохранительно-разгрузочного устройства 10 в режиме разгрузки). При этом из-за наличия подпорного клапана 27 охлажденная рабочая жидкость будет всегда подаваться к всасывающему отводу 18 встроенного насоса 17 подпитки с избыточным давлением, определяемым настройкой подпорного клапана 27.

Благодаря применению встроенного насоса 17 подпитки и промывочному клапану 20, работа которых описана выше, в гидравлическом контуре 2 основной тяговой лебедки происходит постоянная рециркуляция рабочей жидкости. Нагретая рабочая жидкость гидравлического контура 2 основной тяговой лебедки через промывочный клапан 20 сливается в гидробак 1, откуда попадает в гидравлический контур 7 вспомогательной лебедки, а из него, проходя через маслоохладитель 25 (как описано выше), уже охлажденная рабочая жидкость посредством встроенного насоса 17 подпитки через обратные клапаны 16 попадает в к рабочим отводам 13 и 14 гидронасоса 3, в результате чего в гидравлическом контуре 2 основной тяговой лебедки происходит замена нагретой рабочей жидкости на охлажденную в объеме, определяемом подачей встроенного насоса 17 подпитки.

Таким образом, применение данного изобретения позволит осуществлять регулирование скоростей основной тяговой и вспомогательной лебедок, а также обеспечит эффективное охлаждение рабочей жидкости. Тем самым повышается удобство эксплуатации и увеличивается срок службы гидравлической системы БРЭМ.

Кроме того, для расширения функциональных возможностей БРЭМ, гидравлическая система может содержать дополнительные гидравлические контуры 30 или 53.

Первый дополнительный гидравлический контур 30 позволяет использовать в составе БРЭМ грузоподъемную лебедку с приводом от реверсивного гидромотора 45 с бустером 48. Работа упомянутого дополнительного гидравлического контура 30 осуществляется следующим образом. При включении электроуправляемого гидрораспределителя 31 в позицию подъема груза рабочая жидкость из напорной гидролинии 11 гидравлического контура 7 вспомогательной лебедки через напорный отвод 33 электроуправляемого гидрораспределителя 31 подается к рабочему отводу 35. Далее, рабочая жидкость через обратный клапан 36, рабочую гидролинию 50 и гидрозамок 39 подается к реверсивному гидромотору 45 для обеспечения намотки грузоподъемной лебедки. Одновременно с этим рабочая жидкость от рабочей гидролинии 50 через клапан 40 ИЛИ, редукционный клапан 46, вентиль 47 управления, гидролинию 51 управления подается в полость управления бустера 48, который растормаживает реверсивный гидромотор 45 и позволяет ему передавать крутящий момент на грузоподъемную лебедку, осуществляющую подъем груза. При вращении реверсивного гидромотора 45 сливаемая из него рабочая жидкость через рабочую гидролинию 49, рабочий отвод 34 и сливной отвод 32 электроуправляемого гидрораспределителя 31 поступает в сливную гидролинию 12 гидравлического контура 7 вспомогательной лебедки.

При включении электроуправляемого гидрораспределителя 31 в нейтральную позицию (для остановки грузоподъемной лебедки) рабочая жидкость из гидролиний 49 и 50 через сливной отвод 32 электроуправляемого гидрораспределителя 31 сливается в сливную гидролинию 12 гидравлического контура 7 вспомогательной лебедки. При этом давление в дополнительном гидравлическом контуре 30 падает до нуля, за исключением участка между гидрозамком 39 и реверсивным гидромотором 45, где давление будет зависеть от нагрузки на грузоподъемной лебедке. Гидрозамок 39 закрывается, вращение реверсивного гидромотора 45 блокируется, предотвращая возможность самопроизвольного опускания груза, поднятого лебедкой. Кроме того, для обеспечения мер безопасности, ввиду отсутствия давления в гидролинии 51 управления, срабатывает бустер 48, вытесняя рабочую жидкость из собственной полости управления и дополнительно фиксируя реверсивный гидромотор 45 от вращения. Тем самым обеспечивается надежное удержание груза лебедкой. При этом вытесняемая из бустера 48 рабочая жидкость через гидролинию 51 управления, вентиль 47 управления, редукционный клапан 46, клапан 40 ИЛИ, рабочую гидролинию 49 или 50 и электроуправляемый гидрораспределитель 31 сливается в сливную гидролинию 12 гидравлического контура 7 вспомогательной лебедки.

При включении электроуправляемого гидрораспределителя 31 в позицию опускания груза рабочая жидкость из напорной гидролинии 11 гидравлического контура 7 вспомогательной лебедки через напорный отвод 33 электроуправляемого гидрораспределителя 31 подается к рабочему отводу 34. Далее, рабочая жидкость через рабочую гидролинию 49 подается к реверсивному гидромотору 45 для обеспечения размотки грузоподъемной лебедки. Одновременно с этим рабочая жидкость от рабочей гидролинии 49 через клапан 40 ИЛИ, редукционный клапан 46, вентиль 47 управления, гидролинию 51 управления подается в полость управления бустера 48, который растормаживает реверсивный гидромотор 45 и позволяет ему передавать крутящий момент на грузоподъемную лебедку, осуществляющую опускание груза. Кроме того, рабочая жидкость от рабочей гидролинии 49 подается в полость управления гидрозамка 39, открывая его для обеспечения слива рабочей жидкости из реверсивного гидромотора 45. При вращении реверсивного гидромотора 45 сливаемая из него рабочая жидкость через открытый гидрозамок 39, рабочую гидролинию 50, регулятор 37 расхода, рабочий отвод 35 и сливной отвод 32 электроуправляемого гидрораспределителя 31 поступает в сливную гидролинию 12 гидравлического контура 7 вспомогательной лебедки. Поскольку при опускании груза на лебедке создается попутная нагрузка, пропорциональная весу груза, воздействующая на реверсивный гидромотор 45, то необходимо предотвратить его неконтролируемое вращение, которое может быть вызвано такой нагрузкой. Это обеспечивается настройкой регулятора 37 расхода на определенный расход (менее величины подачи нерегулируемого гидронасоса 8), который определяет частоту вращения реверсивного гидромотора 45, а значит, и скорость размотки грузоподъемной лебедки, чем достигается контролируемая скорость опускания груза (независимо от веса груза) с возможностью ее регулировки величиной настройки регулятора 37 расхода. Поскольку через регулятор 37 расхода проходит только часть рабочей жидкости от нерегулируемого гидронасоса 8, а обратный клапан 36 не позволяет ей идти в обход регулятора 37 расхода, то избыток рабочей жидкости сбрасывается через предохранительный клапан 38, создающий минимально необходимое давление в рабочей гидролинии 49 для исключения кавитации (давление порядка 2-5 МПа). Тем самым осуществляется безопасное опускание груза.

На случай возможного выхода из строя гидросистемы необходимо обеспечить аварийное опускание груза. Это достигается следующим образом. Вентиль 47 управления закрывается, силовой вентиль 44 открывается, а в точку 52 подключения гидролинии 51 управления извне подается рабочая жидкость под давлением, достаточным для срабатывания бустера 47 (для этого используется внешняя насосная станция или ручной насос), после чего реверсивный гидромотор 45 получает возможность вращения со свободным циркулированием рабочей жидкости через силовой вентиль 44, и под действием веса груза происходит размотка грузоподъемной лебедки. Груз опускается.

Второй дополнительный гидравлический контур 53 позволяет использовать сошник-бульдозер БРЭМ с приводом от гидроцилиндров 63 не только в режиме производства бульдозерных работ, но и в качестве дополнительной опоры при осуществлении работ грузоподъемной или основной тяговой лебедками, что позволяет развивать более высокие усилия без опасности опрокидывания БРЭМ. Тем самым повышаются технические характеристики БРЭМ. Работа упомянутого дополнительного гидравлического контура 53 осуществляется следующим образом.

В режиме подъема или опускания сошника-бульдозера рабочая жидкость от нерегулируемого гидронасоса 8 через электроуправляемый гидрораспределитель 54, рабочие гидролинии 57 или 58, гидрозамки 61 или 62 поступает к гидроцилиндрам 63, кинематически связанным с сошником-бульдозером. Осуществляется подъем или опускание сошника-бульдозера (в зависимости от включения электроуправляемого гидрораспределителя 54 на подъем или опускание).

В режиме производства бульдозерных работ электроуправляемый гидрораспределитель 54 находится в выключенном состоянии, а агрегат 64 управления (редукционный клапан или гидрораспределитель) включен и давлением рабочей жидкости через гидролинию 69 управления открывает гидрозамки 61 и 62. При движении БРЭМ реакционные нагрузки от грунта воздействуют на сошник бульдозер и передаются на гидроцилиндры 63, которые при этом создают реактивное давление в рабочих гидролиниях 67 и 68, для предотвращения выхода из строя которых (и всего упомянутого дополнительного гидравлического контура 53) уровень давления ограничивается предохранительными клапанами 59 и 60.

В режиме работы сошника-бульдозера как дополнительной опоры БРЭМ электроуправляемый гидрораспределитель 54 и агрегат 64 управления выключены, а рабочая жидкость на участке дополнительного гидравлического контура 53 от гидрозамков 61 и 62 до гидроцилиндров 63 заперта. При опущенном на грунт сошнике-бульдозере и работе грузоподъемной или основной тяговой лебедками возникают реакционные нагрузки, передающиеся на гидроцилиндры 63, которые при этом создают реактивное давление на упомянутом участке дополнительного гидравлического контура 53. Поскольку рабочая жидкость заперта гидрозамками 61 и 62, то это исключает срабатывание гидроцилиндров 63 от возникающих нагрузок, тем самым исключается проседание сошника-бульдозера, что обеспечивает его надежную работу в качестве дополнительной опоры БРЭМ. В данном случае для предотвращения выхода из строя дополнительного гидравлического контура 53 реактивные нагрузки ограничиваются настройкой давления предохранительно-разгрузочного устройства 10 и предохранительных клапанов 6 (ограничивающих усилия при работе соответственно грузоподъемной или основной тяговой лебедками). При этом величина настройки давления предохранительно-разгрузочного устройства 10 и предохранительных клапанов 6 определяется из расчетной схемы приложения нагрузок.

Таким образом, применение данного изобретения позволит расширить функциональные возможности БРЭМ.

Гидравлическая система бронированной ремонтно-эвакуационной машины, содержащая гидробак, гидравлический контур основной тяговой лебедки, имеющий гидронасос, рабочие гидролинии, гидромотор с предохранительными клапанами, подсоединенный к рабочим гидролиниям, и гидравлический контур вспомогательной лебедки, имеющий нерегулируемый гидронасос, нерегулируемый гидромотор, предохранительно-разгрузочное устройство, напорную и сливную гидролинии, отличающаяся тем, что гидронасос гидравлического контура основной тяговой лебедки выполнен регулируемым реверсивным с двумя рабочими отводами, пропорциональным регулятором, двумя обратными клапанами и встроенным насосом подпитки, имеющим всасывающий и нагнетающий отводы, гидромотор дополнительно снабжен промывочным клапаном, соединенным с гидробаком и рабочими гидролиниями, в которые включен трехпозиционный гидрораспределитель, имеющий два нормально открытых входа и два нормально закрытых выхода, в нейтральной позиции которого его нормально закрытые выходы соединены с рабочими гидролиниями, нормально открытые входы соединены с рабочими отводами гидронасоса, причем в первой рабочей позиции трехпозиционного гидрораспределителя рабочие отводы гидронасоса попарно соединены с рабочими гидролиниями, во второй рабочей позиции трехпозиционного гидрораспределителя рабочие отводы гидронасоса и рабочие гидролинии соединены друг с другом, при этом между напорной и сливной гидролиниями гидравлического контура вспомогательной лебедки установлен регулятор расхода, в сливную гидролинию последовательно установлены маслоохладитель с предохранительным клапаном и подпорный клапан с входным и выходным отводами, причем входной отвод подпорного клапана соединен с маслоохладителем, предохранительным клапаном маслоохладителя и всасывающим отводом встроенного насоса подпитки, нагнетающий отвод которого посредством обоих обратных клапанов соединен с обоими рабочими отводами регулируемого реверсивного гидронасоса гидравлического контура основной тяговой лебедки, выходной отвод подпорного клапана соединен с гидробаком, а предохранительно-разгрузочное устройство установлено между напорной и сливной гидролиниями, кроме того, упомянутый гидравлический контур вспомогательной лебедки снабжен дополнительным гидравлическим контуром, состоящим или из электроуправляемого гидрораспределителя со сливным, напорным и первым и вторым рабочими отводами, обратного клапана, регулятора расхода, предохранительного клапана, гидрозамка с полостью управления, клапана или с выходным и первым и вторым входными отводами, силового вентиля, реверсивного гидромотора, редукционного клапана, вентиля управления, бустера с полостью управления, первой и второй рабочих гидролиний и гидролинии управления с точкой подключения, при этом первая рабочая гидролиния соединена с первым рабочим отводом электроуправляемого гидрораспределителя, предохранительным клапаном, полостью управления гидрозамка, первым входным отводом клапана или силовым вентилем и реверсивным гидромотором, вторая рабочая гидролиния соединена со вторым рабочим отводом электроуправляемого гидрораспределителя, вторым входным отводом клапана или/и через гидрозамок, с силовым вентилем и реверсивным гидромотором, обратный клапан и регулятор расхода параллельно установлены в первой рабочей гидролинии между электроуправляемым гидрораспределителем и гидрозамком, выходной отвод клапана или соединен через редукционный клапан с вентилем управления, гидролиния управления с точкой подключения соединена с вентилем управления и с полостью управления бустера, кинематически соединенного с реверсивным гидромотором, а сливной и напорный отводы электроуправляемого гидрораспределителя соединены соответственно со сливной и напорной гидролиниями контура вспомогательной лебедки, или из электроуправляемого гидрораспределителя со сливным, напорным и первым и вторым рабочими отводами, первого и второго предохранительных клапанов, первого и второго гидрозамков, имеющих каждый полость управления, двух гидроцилиндров, агрегата управления с выходным и входным отводами, первой и второй рабочих гидролиний и гидролинии управления, при этом первая рабочая гидролиния соединена с первым рабочим отводом упомянутого электроуправляемого гидрораспределителя, первым предохранительным клапаном и через первый гидрозамок с поршневыми полостями обоих гидроцилиндров, вторая рабочая гидролиния соединена со вторым рабочим отводом упомянутого электроуправляемого гидрораспределителя, вторым предохранительным клапаном и через второй гидрозамок со штоковыми полостями обоих гидроцилиндров, гидролиния управления соединена с полостями управления первого и второго гидрозамков и выходным отводом агрегата управления, напорный отвод упомянутого электроуправляемого гидрораспределителя соединен с входным отводом агрегата управления и напорной гидролинией гидравлического контура вспомогательной лебедки, а сливной отвод упомянутого электроуправляемого гидрораспределителя соединен со сливной гидролинией гидравлического контура вспомогательной лебедки.
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БРОНИРОВАННОЙ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННОЙ МАШИНЫ
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БРОНИРОВАННОЙ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННОЙ МАШИНЫ
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БРОНИРОВАННОЙ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННОЙ МАШИНЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 32.
10.04.2013
№216.012.3430

Способ образования в одной плоскости привалочных поверхностей в деталях корпуса бронированной машины под установку элементов крепления минного трала

Изобретение относится к технологии изготовления корпуса бронированной машины, на который устанавливается минный трал. После приварки на корпусе бронированной машины кронштейнов направляющих колес с опорными площадками, нижних опорных деталей, которые предварительно выполняют без резьбовых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478903
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.06.2013
№216.012.4d89

Устройство для снижения тепловой заметности военной машины

Изобретение относится к области военной техники, в частности к устройствам снижения тепловой заметности военных машин при работающем двигателе. Устройство для снижения тепловой заметности военной машины содержит наклонно приваренный к фланцу патрубок для выпуска отработавших газов двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485431
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.09.2013
№216.012.6cf8

Способ проверки качества герметизации транспортного средства при подготовке его к преодолению водной преграды по дну и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам и устройствам проверки качества герметизации транспортного средства при подготовке его к преодолению водной преграды по дну. Способ проверки качества герметизации заключается в определении мест неплотностей по звуку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493547
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.09.2013
№216.012.706d

Способ включения и выключения электроустановки и устройство (варианты) для его реализации

Изобретение относится к области разработки человеко-машинного интерфейса и может быть использовано при создании автоматизированного рабочего места оператора объекта бронетанковой военной техники, а также автоматизированных рабочих мест других подвижных и стационарных объектов. Сущность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494432
Дата охранного документа: 27.09.2013
27.10.2013
№216.012.7a35

Коллектор бульдозерного оборудования землеройной машины

Изобретение относится к объемным пневмо-гидроприводам мобильных строительных и дорожных машин. Предложен коллектор бульдозерного оборудования землеройной машины, содержащий корпус с радиальными отверстиями для подвода-отвода рабочей жидкости, соединенный с возможностью поворота и осевого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496947
Дата охранного документа: 27.10.2013
20.12.2013
№216.012.8cb0

Привод управления поворотом гусеничной машины с бортовыми коробками передач

(57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к гусеничным машинам, и может быть использовано при производстве и модернизации гусеничных машин, имеющих бортовые коробки передач. Привод управления поворотом гусеничной машины с бортовыми коробками передач, имеющими каждая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501699
Дата охранного документа: 20.12.2013
10.05.2014
№216.012.c12b

Способ определения координат точек поверхности в трехмерной системе координат

Изобретение может быть использовано для контроля крупногабаритных изделий, отладки и контроля стабильности и точности технологических процессов механической обработки, для определения отклонений формы и расположения деталей машин в полевых условиях. Способ осуществляют с использованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515200
Дата охранного документа: 10.05.2014
20.08.2014
№216.012.eba4

Транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания и способ предотвращения выхода из строя такого двигателя при эксплуатации транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к силовым установкам транспортных средств, преимущественно боевых машин. Система охлаждения двигателя дополнительно снабжена сигнализатором перепада давлений или двумя измерителями давлений охлаждающей жидкости в водяном насосе....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526132
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.08.2014
№216.012.f011

Редукционный клапан

Изобретение относится к области гидравлики и предназначено для использования в гидроприводах различного назначения. Редукционный клапан содержит золотник, выполненный с двумя рабочими и двумя разделительными кромками. На рабочих кромках золотника выполнены дроссельные пазы. Первая рабочая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527276
Дата охранного документа: 27.08.2014
10.09.2014
№216.012.f174

Механизм аварийной отцепки

Изобретение относится к военной технике, преимущественно бронетанковой, и может быть использовано для расцепки бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ) и эвакуируемого объекта без выхода экипажа из БРЭМ при возникновении аварийной ситуации в условиях ведения боевых действий. Механизм...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527634
Дата охранного документа: 10.09.2014
Показаны записи 1-10 из 27.
10.04.2013
№216.012.3430

Способ образования в одной плоскости привалочных поверхностей в деталях корпуса бронированной машины под установку элементов крепления минного трала

Изобретение относится к технологии изготовления корпуса бронированной машины, на который устанавливается минный трал. После приварки на корпусе бронированной машины кронштейнов направляющих колес с опорными площадками, нижних опорных деталей, которые предварительно выполняют без резьбовых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478903
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.06.2013
№216.012.4d89

Устройство для снижения тепловой заметности военной машины

Изобретение относится к области военной техники, в частности к устройствам снижения тепловой заметности военных машин при работающем двигателе. Устройство для снижения тепловой заметности военной машины содержит наклонно приваренный к фланцу патрубок для выпуска отработавших газов двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485431
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.09.2013
№216.012.6cf8

Способ проверки качества герметизации транспортного средства при подготовке его к преодолению водной преграды по дну и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам и устройствам проверки качества герметизации транспортного средства при подготовке его к преодолению водной преграды по дну. Способ проверки качества герметизации заключается в определении мест неплотностей по звуку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493547
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.09.2013
№216.012.706d

Способ включения и выключения электроустановки и устройство (варианты) для его реализации

Изобретение относится к области разработки человеко-машинного интерфейса и может быть использовано при создании автоматизированного рабочего места оператора объекта бронетанковой военной техники, а также автоматизированных рабочих мест других подвижных и стационарных объектов. Сущность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494432
Дата охранного документа: 27.09.2013
27.10.2013
№216.012.7a35

Коллектор бульдозерного оборудования землеройной машины

Изобретение относится к объемным пневмо-гидроприводам мобильных строительных и дорожных машин. Предложен коллектор бульдозерного оборудования землеройной машины, содержащий корпус с радиальными отверстиями для подвода-отвода рабочей жидкости, соединенный с возможностью поворота и осевого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496947
Дата охранного документа: 27.10.2013
20.12.2013
№216.012.8cb0

Привод управления поворотом гусеничной машины с бортовыми коробками передач

(57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к гусеничным машинам, и может быть использовано при производстве и модернизации гусеничных машин, имеющих бортовые коробки передач. Привод управления поворотом гусеничной машины с бортовыми коробками передач, имеющими каждая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501699
Дата охранного документа: 20.12.2013
10.05.2014
№216.012.c12b

Способ определения координат точек поверхности в трехмерной системе координат

Изобретение может быть использовано для контроля крупногабаритных изделий, отладки и контроля стабильности и точности технологических процессов механической обработки, для определения отклонений формы и расположения деталей машин в полевых условиях. Способ осуществляют с использованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515200
Дата охранного документа: 10.05.2014
20.08.2014
№216.012.eba4

Транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания и способ предотвращения выхода из строя такого двигателя при эксплуатации транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к силовым установкам транспортных средств, преимущественно боевых машин. Система охлаждения двигателя дополнительно снабжена сигнализатором перепада давлений или двумя измерителями давлений охлаждающей жидкости в водяном насосе....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526132
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.08.2014
№216.012.f011

Редукционный клапан

Изобретение относится к области гидравлики и предназначено для использования в гидроприводах различного назначения. Редукционный клапан содержит золотник, выполненный с двумя рабочими и двумя разделительными кромками. На рабочих кромках золотника выполнены дроссельные пазы. Первая рабочая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527276
Дата охранного документа: 27.08.2014
10.09.2014
№216.012.f174

Механизм аварийной отцепки

Изобретение относится к военной технике, преимущественно бронетанковой, и может быть использовано для расцепки бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ) и эвакуируемого объекта без выхода экипажа из БРЭМ при возникновении аварийной ситуации в условиях ведения боевых действий. Механизм...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527634
Дата охранного документа: 10.09.2014
+ добавить свой РИД