×
24.06.2020
220.018.29bd

Результат интеллектуальной деятельности: Приводной центробежный суфлер газотурбинного двигателя

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения, касается элементов систем газотурбинных двигателей и может быть использовано в качестве суфлера-сепаратора, воздухоотделителя в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей. Приводной центробежный суфлер газотурбинного двигателя содержит корпус с маслосбрасывающей резьбой и маслоулавливающей канавкой и установленный в нем на опорных подшипниках приводной вал с осевой крыльчаткой. Перед осевой крыльчаткой установлено выполненное за одно целое с ней радиальное лопаточное колесо, дисковая часть которого расположена под маслосбрасывающей резьбой корпуса и снабжена на периферии каналами, сообщающими между собой проточную часть радиального лопаточного колеса и осевой крыльчатки. Лопаточная часть расположена под маслоулавливающей канавкой и снабжена входными кромками, отогнутыми против направления вращения суфлера. На лопатках осевой крыльчатки на стороне, расположенной против направления вращения суфлера, выполнены поперек оси вращения маслонакопительные канавки, сообщающиеся с маслосбрасывающей резьбой. Изобретение позволяет повысить эффективность сепарации в суфлере, за счет оптимизации траектории движения газожидкостной смеси в проточной части крыльчатки. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и касается элементов систем газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано в качестве суфлера-сепаратора, воздухоотделителя в маслосистемах авиационных ГТД.

Известен приводной центробежный суфлер ГТД, содержащий корпус с маслосбрасывающей резьбой и маслоулавливающей канавкой и установленный в нем на опорных подшипниках приводной вал с осевой крыльчаткой (RU 2551454).

Недостаток известного суфлера - повышенный расход смазки, вследствие низкой эффективности процесса сепарации. Часть смазки увлекается сопутствующими газами и через газоотводящие окна попадает в окружающую среду, что снижает экологические характеристики ГТД.

В значительной степени объясняется это тем, что поток газожидкостной смеси попадает на периферию осевой крыльчатки, где напряженность поля центробежных сил максимальна, в самом конце своего пути (перед газоотводящими окнами), что резко снижает эффективность процесса сепарации смеси.

Другим недостатком известного суфлера является отсутствие в нем элементов конструкции, способствующих осаждению и коагуляции масляных включений на стенках лопаток осевой крыльчатки, что приводит к увеличению пути осаждения капель масла и также снижает эффективность сепарации смеси. Следует отметить отсутствие на входе в суфлер элементов конструкции, которые увеличивали бы окружную скорость смеси на входе в крыльчатку, приближая ее к окружной скорости крыльчатки (установка завихрителей, профилирование входных кромок лопаток).

Задача изобретения - повысить эффективность процесса сепарации в суфлере путем оптимизации траектории движения газожидкостной смеси в проточной части крыльчатки.

Указанная задача решается тем, что в известном приводном центробежном суфлере ГТД, содержащем корпус с маслосбрасывающей резьбой и маслоулавливающей канавкой и установленный в нем на опорных подшипниках приводной вал с осевой крыльчаткой, согласно настоящему изобретению, перед осевой крыльчаткой установлено выполненное за одно целое с ней радиальное лопаточное колесо, дисковая часть которого расположена под маслосбрасывающей резьбой корпуса и снабжена на периферии каналами, сообщающими между собой проточную часть радиального лопаточного колеса и осевой крыльчатки, а лопаточная часть расположена под маслоулавливающей канавкой и снабжена входными кромками, отогнутыми против направления вращения суфлера, причем на лопатках осевой крыльчатки на стороне, расположенной против направления вращения суфлера, выполнены поперек оси вращения маслонакопительные канавки, сообщающиеся с маслосбрасывающей резьбой.

Благодаря установке перед осевой крыльчаткой радиального лопаточного колеса, снабженного на периферии диска каналами, сообщающими между собой проточную часть обеих крыльчаток, появилась возможность оптимизировать траекторию движения потока газожидкостной смеси, переместив ее в зону действия максимальных центробежных сил, что повысит эффективность процесса сепарации.

Спрофилировав входные кромки лопастей радиального лопаточного колеса (они отогнуты против направления вращения суфлера), мы получили возможность увеличить окружную скорость газожидкостной смеси на входе в крыльчатку, приблизив ее к окружной скорости крыльчатки, что также повысило эффективность процесса сепарации.

Наличие на лопатках осевой крыльчатки на стороне, расположенной против направления вращения суфлера, маслонакопительных канавок позволит улучшить осаждение и коагуляцию частиц масла, что также повысит эффективность процесса сепарации.

Технический результат от использования изобретения - снижение расхода масла и улучшение экологических характеристик авиационных ГТД.

На фигуре 1 изображен общий вид приводного центробежного суфлера ГТД.

На фигуре 2 изображена крыльчатка (стрелкой показано направление вращения приводного центробежного суфлера ГТД).

Суфлер включает в себя корпус 1 и расположенный в нем на опорных подшипниках 2 приводной вал 3, на котором установлена на шлицах и закреплена гайкой 4 крыльчатка, состоящая из выполненных за одно целое радиального лопаточного колеса 5 и осевой крыльчатки 6.

Входные кромки лопаток 7 радиального лопаточного колеса 5 отогнуты против направления вращения суфлера, а на периферийной его части в диске между лопатками 7 по окружности выполнены каналы 8, сообщающие между собой проточные полости радиального лопаточного колеса 5 и осевой крыльчатки 6. На лопатках 9 осевой крыльчатки 6 имеются маслонакопительные канавки (пазы) 10, направленные перпендикулярно (поперек) маслосбрасывающей резьбе 11, выполненной на внутренней боковой поверхности корпуса 1 со стороны периферийной части лопаток 7 и 9.

На примыкающим к корпусу 1 торце осевой крыльчатки 6 выполнены дополнительные радиальные лопатки 12, образующие импеллерное бесконтактное уплотнение, а в корневой части лопаток 9 вырезаны окна 13 для прохода очищенного газа в канал 14 отвода чистого газа от суфлера. В корпусе 1 имеются также каналы 15 подвода газожидкостой смеси и маслоулавливающая канавка 16 для отвода уловленного масла.

Маслосбрасывающая резьба 11 сообщена с одной стороны с маслоулавливающей канавкой 16, а с другой стороны - с полостью 17 импеллерного уплотнения.

Устройство работает следующим образом.

Газожидкостная смесь по каналам 15 корпуса 1 поступает на вход радиального лопаточного колеса 5 крыльчатки, приводимой во вращение через приводной вал 3. Благодаря отогнутым против направления вращения лопаткам 7 радиального лопаточного колеса 5 увеличивается окружная скорость газожидкостной смеси, приближаясь к окружной скорости крыльчатки, что способствует повышению эффективности сепарации. Попадая на лопатки 7 наиболее крупные капли жидкости под действием центробежных сил отбрасываются на периферийную часть радиального лопаточного колеса 5 крыльчатки, заполняя маслоулавливающую канавку 16 и маслосбрасывающую резьбу 11, которая перемещает уловленную жидкость также в маслоулавливающую канавку 16, возвращая ее в систему смазки двигателя. Часть газожидкостной смеси с более мелкими каплями жидкости через каналы 8 переносится в периферийную часть лопаток 9 осевой крыльчатки 6, где приобретает максимальную окружную скорость, следовательно, наибольшие центробежные силы, действующие на тяжелую фракцию смеси, под действием которых она осаждается в маслосбрасывающей резьбе 11 и переносится ею в маслоулавливающую канавку 16.

Т.к. на процесс сепарации существенное влияние оказывает режим течения тонкого слоя отсепарированной жидкости по подвижным поверхностям лопаток 9, в них выполнены специальные углубления-маслонакопительные канавки (пазы) 10, в которые осаждается тяжелая фракция смеси, что увеличивает скорость течения пленки в направлении маслосбрасывающей резьбы 11 и повышает эффективность сепарации.

Торец осевой крыльчатки 6, примыкающий к торцу корпуса 1 и снабженный дополнительными радиальными лопатками 12, представляет собой импеллерное уплотнение, работающее в диапазоне рабочих режимов работы суфлера (приблизительно 12000 об./мин) и исключающее утечку тяжелой фракции газожидкостой смеси в канал 14 отвода чистого газа, при этом протечки ее через полость 17 переносятся с помощью маслосбрасывающей резьбы 11 в маслосбрасывающую канавку 16 и отводятся в систему смазки ГТД для повторного использования.

Приводной центробежный суфлер газотурбинного двигателя, содержащий корпус с маслосбрасывающей резьбой и маслоулавливающей канавкой и установленный в нем на опорных подшипниках приводной вал с осевой крыльчаткой, отличающийся тем, что перед осевой крыльчаткой установлено выполненное за одно целое с ней радиальное лопаточное колесо, дисковая часть которого расположена под маслосбрасывающей резьбой корпуса и снабжена на периферии каналами, сообщающими между собой проточную часть радиального лопаточного колеса и осевой крыльчатки, а лопаточная часть расположена под маслоулавливающей канавкой и снабжена входными кромками, отогнутыми против направления вращения суфлера, причем на лопатках осевой крыльчатки на стороне, расположенной против направления вращения суфлера, выполнены поперек оси вращения маслонакопительные канавки, сообщающиеся с маслосбрасывающей резьбой.
Приводной центробежный суфлер газотурбинного двигателя
Приводной центробежный суфлер газотурбинного двигателя
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 110.
29.12.2017
№217.015.f19b

Рабочее колесо второй ступени ротора компрессора высокого давления (квд) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора квд, лопатка рабочего колеса ротора квд, лопаточный венец рабочего колеса ротора квд

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения. Рабочее колесо второй ступени вала ротора КВД ТРД содержит диск и образующие лопаточный венец рабочие лопатки. Диск включает ступицу с центральным отверстием, полотно и обод. Лопатка содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636998
Дата охранного документа: 29.11.2017
29.12.2017
№217.015.f704

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции лопатки турбомашины, в частности осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопатка турбомашины выполнена в виде пера с прикрепленными к нему входной и выходной кромками, выполненными из материала с пористой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639264
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f741

Устройство для смазки подшипниковой опоры ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства для смазки опорного подшипника ротора турбомашины, в частности авиационного двухроторного газотурбинного двигателя самолета (ГТД). Патрубок подвода масла выполнен из двух сообщающихся между собой трубопроводов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639262
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7a0

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит закрепленный на статоре турбины кольцевой корпус (1) со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639444
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7bd

Универсальная модульная портальная силовая рама для статических и циклических стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин

Изобретение относится к области стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин, в частности авиационного двигателестроения, а именно к конструкции стендовых силовых рам для статических и циклических испытаний. Универсальная модульная портальная силовая рама содержит силовые стойки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639451
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.15df

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя, узел кда турбореактивного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку. Корпус КДА размещен на промежуточном корпусе двигателя. На корпусе КДА смонтированы центробежный топливоподкачивающий насос, суфлер центробежный и насос плунжерный. Со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635227
Дата охранного документа: 09.11.2017
20.01.2018
№218.016.15ec

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя (трд), корпус кда, главная коническая передача (гкп) кда, ведущее колесо гкп кда, ведомое колесо гкп кда, входной вал кда

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку, выполненных с уступообразным плоским дном и цилиндрическими стенками переменной кривизны. Корпус КДА седлообразно размещен на промежуточном корпусе двигателя. Корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635125
Дата охранного документа: 09.11.2017
13.02.2018
№218.016.1fa9

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции поворотного осесимметричного сопла турбореактивного двигателя. Сопло содержит неподвижный корпус со сферической полой законцовкой и поворотное устройство, установленное с возможностью поворота относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641425
Дата охранного документа: 17.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a8e

Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области турбомашиностроения, в частности, может быть использовано в конструкции рабочих колес осевых компрессоров газотурбинных двигателей. Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя содержит диск с кольцевым пазом и лопатки. Между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642976
Дата охранного документа: 29.01.2018
17.02.2018
№218.016.2abe

Клапанный узел канала перепуска компрессора

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении. Клапанный узел канала перепуска компрессора, содержащий корпус компрессора, внешний и внутренний корпуса канала перепуска с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642991
Дата охранного документа: 29.01.2018
Показаны записи 1-10 из 72.
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.04.2013
№216.012.3abf

Маслосистема энергетической газотурбинной установки

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к маслосистеме энергетической газотурбинной установки, применяемой на газоперекачивающих и электрических станциях для привода различных агрегатов (насосов, газовых и воздушных компрессоров, электрогенераторов и т.п.). Маслосистема...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480600
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.417c

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482334
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4928

Центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к насосам, применяемым в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Центробежно-шестеренный насос содержит расположенные в расточках корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни, каналы подвода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484308
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2014
№216.012.de5f

Маслосистема авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к маслосистеме авиационных газотурбинных двигателей. При экстремальных условиях работы двигателя (например, при фигурных полетах самолета) вследствие роста гидравлического сопротивления в магистралях откачки, увеличения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522713
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.de82

Устройство для смазки опорного подшипника ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к устройствам для смазки опорных подшипников роторов турбомашин. Особенностью предложенной конструкции является использование для привода во вращение откачивающего насоса размещенного внутри масляной полости опорного подшипника...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522748
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2014
№216.012.e77d

Центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к насосам, применяемым в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей. Насос содержит размещенные в расточках корпуса 1 и установленные на валах 3, расположенных в подшипниках 4, находящиеся в зацеплении шестерни 2. С торца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525054
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f7d3

Маслосистема авиационного газотурбинного двигателя с форсажной камерой

Изобретение относится к области машиностроения и касается устройства маслосистемы авиационного теплонапряженного газотурбинного двигателя с форсажной камерой, устанавливаемого на сверхзвуковые маневренные самолеты. В маслосистеме для повышения эффективности охлаждения масла в топливомасляном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529280
Дата охранного документа: 27.09.2014
+ добавить свой РИД