×
24.06.2020
220.018.29a5

Результат интеллектуальной деятельности: Поршневой двигатель и способ применения топлива в поршневом двигателе

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002724071
Дата охранного документа
19.06.2020
Аннотация: Группа изобретений относится к транспортному машиностроению и может быть использована в автомобилях, тракторах и других транспортных средствах и в транспортно-технологических машинах, эксплуатирующихся при переменных нагрузках в старт-стопном режиме, при низких отрицательных температурах. Техническим результатом является повышение эффективности работы двигателя и увеличение его ресурса. Сущность изобретений заключается в том, что поочередно осуществляют рабочие такты вначале на основе расширения рабочего тела в виде паровоздушной смеси топлива, как в паровой машине простого действия, а затем на основе расширения продуктов сгорания этой смеси, как в двигателе внутреннего сгорания (ДВС), причем в качестве топлива используют одноатомный спирт биобутанол ввиду его предпочтительных энергетических, экологических и применительных качеств, в частности температуры замерзания -114°С. Способ может быть осуществлен в одноцилиндровом двигателе с 6-тактным циклом, в одноцилиндровом прямоточном двигателе с 2-тактным циклом с продольной продувкой, в двухцилиндровом двигателе с двумя последовательными 4-тактными циклами. Во всех вариантах достигается повышение термического КПД за счет рационального использования тепла, упрощается конструкция за счет совмещения систем циркуляции топлива и рабочего тела, упрощается обслуживание и эксплуатация и устраняется токсичность выхлопа за счет применения единого топлива и рабочего тела в виде спирта биобутанола. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автомобилях, тракторах и других транспортных и транспортно-технологических машинах, эксплуатирующихся при переменных нагрузках в старт-стопном режиме и при низких отрицательных температурах.

Известен 4-х-тактный комбинированный двигатель, в одном (основном) цилиндре которого процессы трех первых тактов протекают в обычном порядке, то есть происходят всасывание, сжатие, рабочий ход, но в конце рабочего хода в цилиндр впрыскивают воду, которая испаряется в атмосфере горячих продуктов сгорания и выхлоп происходит во второй (дополнительный) цилиндр большего диаметра. Расширяющийся пар, имея одинаковое давление в обоих цилиндрах, давит на поршень дополнительного цилиндра с большей силой и эта разница создает дополнительный крутящий момент на валу двигателя. Когда в основном цилиндре повторяются первые три такта, поршень дополнительного цилиндра после выталкивания отработанной паро-газовой смеси в глушитель никакой работы не производит (RU №2338076, МПК F02B 41/06, F02B 47/02, опубл. 10.11.2008).

Недостатками двигателя являются противодавление, возникающее в начальный момент испарения впрыснутой воды, потери механической энергии на преодоление сил трения и инерции при холостых движениях дополнительного поршня, выброс в глушитель газопаровой смеси со значительным запасом тепла, наличие двух систем питания топливом и рабочим телом, использование воды, замерзающей при 0°С, непроработанность процедуры запуска двигателя.

Известен 6-ти-тактный двигатель Б. Кроуэра, осуществленный на основе 4-х-тактного ДВС с добавлением системы впрыска воды в цилиндры в конце хода выхлопа после закрытия выпускного клапана. К обычным 4-м тактам ДВС добавлены 2 такта в режиме паровой машины, в ходе которых после совершения работы расширения образовавшегося в цилиндре пара он выпускается через отдельный выпускной клапан (USA 2007/0022977 А1 США, МКИ F01B 29/04. Method and apparatus for operating an internal combustion engine / Crower H.B., 2007).

Недостатками известного двигателя являются необходимость в дополнительном оснащении для хранения и циркуляции воды, применение дистиллированной воды, замерзающей при 0°С, применение невозобновляемого топлива нефтяного происхождения.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по техническим признакам является способ использования энергии ДВС, заключающийся в том, что преобразуют жидкость, пропускаемую через систему охлаждения цилиндров, в пар отбором тепла от внешних стенок цилиндров и тепла от отработанных газов, подают перегретый пар в ресивер, из которого его через впускной клапан направляют в цилиндр, где он совершает работу расширения, затем через выпускной клапан в конденсатор в жидком виде возвращается в систему охлаждения, при этом цилиндр помимо паровых клапанов снабжен двумя клапанами для управления работой ДВС, а электронная система управления работой клапанов устроена с возможностью переключения работы двигателя либо на работу в режиме ДВС, либо на работу в режиме паровой машины простого действия (RU №2491430, МПК F02B 47/02, F02M 25/03, опубл. 27.08.2013).

Недостатками способа являются наличие традиционной системы конденсации отработанного пара, наличие двух независимых систем циркуляции топлива для ДВС и рабочего тела для паровой машины и применение двух веществ для парового и топливного контура.

Технический результат заявленного изобретения заключается в более полной рекуперации тепла продуктов сгорания и отработанного пара, устранении токсичных выбросов в атмосферу, упрощении конструкции силовой установки и увеличении ее ресурса, упрощении процедур обслуживания и эксплуатации, в особенности при низких отрицательных климатических температурах.

Заявляемый технический результат достигается подогревом топлива продуктами его сгорания, применением в качестве топлива-рабочего тела возобновляемого вещества, не дающего при сгорании токсичных продуктов, совмещением процесса расширения пара с процессом подготовки рабочей смеси для ДВС-цикла, объединением деталей топливного и парового контура.

Сущность изобретения состоит в том, что поочередно осуществляют рабочие такты вначале на основе расширения рабочего тела в виде паровоздушной смеси топлива, как в паровой машине простого действия, а затем на основе расширения продуктов сгорания этой смеси, как в ДВС, причем в качестве топлива используют одноатомный спирт биобутанол ввиду его предпочтительных энергетических, экологических и применительных качеств, в частности, температуры замерзания -114°С. Способ может быть осуществлен в одноцилиндровом двигателе с 6-и-тактным циклом, в одноцилиндровом прямоточном двигателе с 2-х-тактным циклом с продольной продувкой, в двухцилиндровом двигателе с двумя последовательными 4-х-тактными циклами. Во всех вариантах достигается повышение термического КПД за счет рационального использования тепла, упрощается конструкция за счет совмещения систем циркуляции топлива и рабочего тела, упрощается обслуживание и эксплуатация и устраняется токсичность выхлопа за счет применения единого топлива и рабочего тела в виде спирта биобутанола, причем все варианты допускают многоцилиндровую компоновку.

Изобретение поясняется графически (фиг. 1-3). На фиг. 1 представлена конструктивная схема установки для реализации заявляемого способа применения топлива и рабочего тела в варианте одноцилиндрового двигателя с 6-и тактным циклом, содержащей цилиндр 1 с поршнем 2 и кривошипно-шатунным механизмом, впускным клапаном 3, инжектором (форсункой) 4, запальной свечой 5, обогревательным кожухом 6, турбокомпрессор 7-8, топливный насос 9, топливный бак 10 и стартер, теплообменник 11, газоходы 12-13, трубопровод 14, воздуховод 15, выпускной клапан 16.

Установка работает следующим образом. При движении поршня 2 вниз и открытом клапане 3 компрессор 7 нагнетает в цилиндр 1 воздух. Обратным движением при закрытых клапанах поршень 2 сжимает воздух, что приводит к некоторому его нагреванию. Вблизи ВМТ инжектор 4 впрыскивает порцию распыленного топлива, которое от соприкосновения с внутренними поверхностями цилиндропоршневой группы (ЦПГ) и нагретым воздухом испаряется и в процессе расширения воздушнопаровая смесь совершает рабочий ход, двигая поршень 2 к НМТ. Обратным движением вверх поршень 2 сжимает несколько остывшую воздушнопаровую смесь. Вблизи ВМТ срабатывает запальная свеча, смесь воспламеняется и расширяющиеся продукты сгорания совершают второй рабочий ход. Обратным движением вверх при открывшемся клапане 16 поршень 2 выталкивает раскаленные продукты сгорания в турбину 8, затем в обогревательный кожух 6, в корпус подогревателя 11 и в атмосферу. Таким образом, в рассмотренном варианте в цилиндре двигателя из 6-ти выполненных тактов 2 такта рабочие (отношение составляет 1:3) в отличие от обычного 4-х-тактного ДВС (отношение составляет 1:4).

На фиг. 2 приведена конструктивная схема установки для реализации заявленного способа применения топлива и рабочего тела в варианте одноцилиндрового прямоточного двигателя с продольной продувкой с 2-х-тактным циклом, содержащая цилиндр 1 с поршнем 2 и кривошипно-шатунным механизмом, впускным клапаном 3, инжектором (форсункой) 4, запальной свечой 5, выхлопным окном и обогревательным кожухом 6, турбокомпрессор 7-8, топливный насос 9, топливный бак 10 и стартер, теплообменник (подогреватель) 11, газоходы 12-13, трубопровод 14, воздуховод 15, впускной клапан 16. На фиг. 2 показан также вертикальный разрез по клапану 3 перпендикулярно плоскости чертежа.

Установка работает следующим образом. При движения поршня 2 от ВМТ вниз открывается впускной клапан 3 и цилиндр заполняется воздухом из картера или нагнетается компрессором в зависимости от стадии работы. При этом производится продольная продувка цилиндра от клапана 3 до выхлопного окна в стенке цилиндра. При обратном движении поршня клапан 3 закрывается и производится сжатие воздуха. Когда поршень приблизится к ВМТ, инжектором 4 впрыскивается порция топлива в подогретый сжатием воздух, которая испаряется, толкает поршень вниз и происходит паровой рабочий ход. На некоторой его доле (например, на 1/3) срабатывает свеча 5, паро-воздушная смесь воспламеняется и рабочий ход продолжается за счет расширения продуктов сгорания. По достижении поршнем уровня выпускного окна открывается клапан 3 и происходит продувка с возможным частичным выходом продувочного воздуха в выхлопной канал. При обратном движении поршня вверх все повторяется. При запуске двигателя с помощью электростартера или другим устройством все происходит в принудительном порядке, а после некоторого прогрева деталей ЦПГ работа становится самоподдерживающейся. Продукты сгорания по газоходу 12 направляются в турбину 8, из нее по газоходу 13 - в обогревательный кожух 6, змеевиковый подогреватель топлива 11 и на выхлоп в атмосферу. Таким образом, в двигателе рассмотренной схемы комбинированные рабочие ходы выполняются на каждом обороте вала двигателя (1:2), его предпочтительнее выполнять с удлиненным цилиндром, чтобы увеличить продолжительность стадий расширения паровой и газовой фаз.

На фиг. 3 представлена конструктивная схема установки для реализации заявленного способа применения топлива и рабочего тела в варианте двухцилиндрового двигателя с двумя последовательными 4-х-тактными циклами, содержащая паровой ПМ-цилиндр 1 с поршнем 2, ДВС-цилиндр 3 с поршнем 4, обогревательный кожух 5, рубашку охлаждения 6 в виде плотно облегающего змеевика, впускной (воздушный) клапан 7, выпускной клапан 8, инжектор (форсунку) 9, выпускной клапан 10, впускной клапан 11, запальную свечу 12. Поршни цилиндров присоединены шатунами к противофазным кривошипам. Внешние устройства представлены турбокомпрессором 13-14, подогревателем топлива 15, топливным насосом 16 и топливным баком 17. Установка содержит стартер 18, перепускной газоход 19, газоход 20, трубопровод 21, газоход 22.

Установка работает следующим образом. При движении ПМ-поршня вниз и открытом клапане 7 компрессор 14 заполняет ПМ-цилиндр воздухом. При обратном движении клапан 7 закрывается и поршень 2 сжимает воздух, что сопровождается некоторым его нагревом. Вблизи ВМТ инжектор 9 впрыскивает в цилиндр распыленное топливо, которое при соприкосновении с нагретыми деталями ЦПГ и нагретым воздухом испаряется, перегревается и, расширяясь, двигает поршень 2 вниз, то есть совершает рабочий ход. При обратном движении поршня 2 к ВМТ и открытых клапанах 8 и 11 продолжающая расширение воздушно-паровая смесь переталкивается в ДВС-цилиндр, где производится дополнительный рабочий ход.

В ходе следующего полуоборота поршень 2 идет вниз и цилиндр 1 заполняется воздухом, а поршень 4 идет вверх, сжимая паровоздушную смесь. Вблизи ВМТ срабатывает свеча 12, смесь воспламеняется и совершается ДВС- рабочий ход. В это же время происходит сжатие воздуха в ПМ-цилиндре и впрыскивание в него топлива. Далее в ДВС-цилиндре открывается выпускной клапан 10 и происходит выпуск продуктов сгорания, а в ПМ-цилиндре совершается рабочий ход. Отношение рабочих ходов к их общему числу составляет 1:4. Продукты сгорания из цилиндра 3 проходят по маршруту «газоход 20 - турбина 13 - обогревательный кожух 5 - корпус подогревателя 15 - выхлопная труба», либо по маршруту «газоход 20 - турбина 13 - подогреватель 15 - обогревательный кожух 5 - выхлопная труба» в зависимости от конкретных конструктивных решений установки. Выхлопные газы представляют собой смесь углекислого газа, азота и других газов, содержащихся в воздухе (за исключением кислорода) и водяных паров. Все эти вещества по отношению к земной атмосфере являются возвратными, а не избыточными и по своей природе экологически безвредными.

По сравнению с известными способами представленный обеспечивает более полную рекуперацию тепла продуктов сгорания и отработанного пара, устранение токсичных выбросов в атмосферу, упрощение конструкции силовой установки и увеличение ее ресурса, упрощение процедур обслуживания и эксплуатации, в особенности при низких отрицательных климатических температурах.


Поршневой двигатель и способ применения топлива в поршневом двигателе
Поршневой двигатель и способ применения топлива в поршневом двигателе
Поршневой двигатель и способ применения топлива в поршневом двигателе
Поршневой двигатель и способ применения топлива в поршневом двигателе
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 15.
10.04.2016
№216.015.2c17

Способ применения топлива и рабочего тела в паросиловом цикле и устройство для его осуществления

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автомобилях, тракторах, строительной и сельскохозяйственной технике, эксплуатирующейся при переменных нагрузках, в старт-стопном режиме и при отрицательных климатических температурах. Паросиловая установка содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579414
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.2cb2

Сорбент для очистки сточных вод от нефтепродуктов

Изобретение относится к области сорбционной очистки сточных вод от нефтепродуктов. Сущность изобретения заключается в том, что в качестве сорбента используют золу древесную, образующуюся при сжигании отходов переработки измельченной древесины определённого химического состава. Техническим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579400
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.2e78

Способ неразрушающего контроля несущей способности однопролетных железобетонных балок

Изобретение относится к неразрушающему контролю несущей способности однопролетных железобетонных балок по критериям прочности арматуры и бетона. Сущность: на контролируемой железобетонной балке определяют места с наибольшими деформациями от эксплуатационной нагрузки и в этих местах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579545
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.30c0

Способ минимизации энергоемкости машины непрерывного действия на основе комплексного анализа экспериментальных исследований её прототипа

Изобретение относится к области повышения энергетической эффективности машин, оборудованных активным рабочим органом непрерывного действия, который имеет возможность изменять нагрузочный режим в процессе выполнения технологической операции. Технический результат - снижение энергоемкости. Суть...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580403
Дата охранного документа: 10.04.2016
27.04.2016
№216.015.37d7

Способ измерения и мониторинга давления на бетонные и кирпичные несущие стены и фундаменты зданий и сооружений на заданном уровне на стадии их эксплуатации

Изобретение относится к области неразрушающих измерений давления на заданном горизонтальном уровне бетонных и кирпичных стен и фундаментов зданий и сооружений на стадии их эксплуатации. Сущность: на поверхность стены или фундамента наклеивают тензорезистор на уровне измеряемого давления вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582495
Дата охранного документа: 27.04.2016
27.04.2016
№216.015.3802

Способ повышения энергетической эффективности механической передачи за счет оптимизации её нагрузочного режима

Изобретение относится к области испытаний и может быть использовано для повышения энергетической эффективности механической передачи за счет оптимизации ее нагрузочного режима. КПД механической передачи η подчиняется гиперболической зависимости в функции от момента М на приводном валу. По...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582494
Дата охранного документа: 27.04.2016
25.08.2017
№217.015.9cb2

Способ определения коэффициента теплопроводности жидкой тепловой изоляции на поверхности плоского источника теплоты

Изобретение относится к стационарным способам определения коэффициента теплопроводности жидких теплоизоляционных материалов. Разработанный способ может применяться в строительстве и теплоэнергетике для исследования теплопроводных качеств сверхтонких жидких теплоизоляционных покрытий на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610348
Дата охранного документа: 09.02.2017
20.01.2018
№218.016.0fe5

Устройство для обезжелезивания подземных вод с утилизацией железа

Изобретение относится к области очистки подземных вод с повышенным содержанием железа и может быть применено в процессах водоподготовки для питьевых и технических целей, а также для утилизации удаляемого железа с целью его промышленного использования. Устройство для обезжелезивания подземных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633534
Дата охранного документа: 13.10.2017
04.04.2018
№218.016.36e9

Способ определения коэффициента теплопроводности жидкой тепловой изоляции при нестационарном тепловом режиме

Изобретение относится к нестационарным способам определения коэффициента теплопроводности жидких теплоизоляционных материалов. Разработанный способ может применяться в строительстве и теплоэнергетике для исследования теплопроводных качеств сверхтонких жидких теплоизоляционных покрытий. Сущность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646437
Дата охранного документа: 05.03.2018
14.02.2019
№219.016.b9da

Устройство диагностирования и быстродействующей защиты асинхронного двигателя

Изобретение относится к устройствам диагностирования и быстродействующей защиты асинхронных двигателей. Устройство диагностирования и быстродействующей защиты асинхронного двигателя дополнительно содержит датчик магнитной индукции, размещенный в воздушном зазоре асинхронного двигателя и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002679669
Дата охранного документа: 12.02.2019
Показаны записи 1-3 из 3.
20.05.2014
№216.012.c416

Комплекс для ультразвукового контроля изделий и оптическое измерительное устройство комплекса

Использование: для неразрушающего контроля металлических изделий и конструкций. Сущностьзаключается в том, что комплекс для ультразвукового контроля изделий содержит сканирующую X-образную систему электромагнитно-акустических антенных решеток, состоящую из четырех линейных приемно-излучающих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515957
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.04.2016
№216.015.2c17

Способ применения топлива и рабочего тела в паросиловом цикле и устройство для его осуществления

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автомобилях, тракторах, строительной и сельскохозяйственной технике, эксплуатирующейся при переменных нагрузках, в старт-стопном режиме и при отрицательных климатических температурах. Паросиловая установка содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579414
Дата охранного документа: 10.04.2016
24.04.2020
№220.018.1847

Способ повышения несущей способности армокаменной кладки

Изобретение относится к строительным конструкциям и может быть использовано в кирпичной кладке при возведении колонн, простенков и стен. Суть изобретения состоит в том, что упрочнение и, следовательно, повышение несущей способности кладки производится за счет того, что в массе кладочного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002719678
Дата охранного документа: 21.04.2020
+ добавить свой РИД