×
27.04.2016
216.015.3802

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ЕЁ НАГРУЗОЧНОГО РЕЖИМА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002582494
Дата охранного документа
27.04.2016
Аннотация: Изобретение относится к области испытаний и может быть использовано для повышения энергетической эффективности механической передачи за счет оптимизации ее нагрузочного режима. КПД механической передачи η подчиняется гиперболической зависимости в функции от момента М на приводном валу. По данной зависимости можно определить граничное значение нагрузочного режима, при котором КПД механической передачи становится стабильным на уровне высоких значений. Принимая доверительный интервал вычисления предельного значения КПД механической передачи равным 90%, получаем граничное значение КПД η, равное 0,9 η. Тогда на основании указанной гиперболической зависимости искомое граничное значение нагрузочного момента М на приводном валу механической передачи становится равным: М=10 М. Таким образом, на основе экспериментального определения суммарного момента холостого хода M на приводном валу механической передачи устанавливают величину минимально необходимого нагрузочного режима, равного М, при котором обеспечивается энергетическая эффективность работы механической передачи. После чего вычисляют также минимально необходимую мощность приводного двигателя N:N=М·ω, где ω - заданная частота вращения приводного вала механической передачи. Технический результат заключается в упрощении процесса измерений, расширении функциональных возможностей. 1 ил.
Основные результаты: Способ повышения энергетической эффективности механической передачи за счет оптимизации ее нагрузочного режима путем определения граничного нагрузочного момента на приводном валу, при котором стабилизируется текущее значение КПД механической передачи, отличающийся тем, что доверительный интервал вычисления граничного значения КПД механической передачи принимают равным 90%, на основании чего получают значение равным 0,9 от предельного суммарного значения КПД механической передачи , при этом рассчитывают по формуле:, где n - количество кинематических пар в механической передаче, R - предельное (максимальное) значение КПД соответствующей (i-й) кинематической пары механической передачи; затем экспериментально, путем прокручивания механической передачи за приводной вал, определяют значение суммарного момента холостого хода на приводном валу и принимают граничное значение нагрузочного момента на приводном валу механической передачи равным десяти значениям ; путем умножения на заданную частоту вращения приводного вала ω механической передачи вычисляют минимально необходимую мощность приводного двигателя , при которой достигается стабилизация величины КПД механической передачи на уровне высоких значений: .

Изобретение относится к области повышения энергетической эффективности механической передачи за счет оптимизации ее нагрузочного режима.

В классических курсах «Теория машин и механизмов» и «Детали машин» [1, 2] в целях упрощения определения величины фрикционных потерь в элементах механических передач принято допущение о возможности использования в инженерных расчетах простого выражения:

где ηΣ - суммарное значение КПД механической передачи;

n - количество кинематических пар в механической передаче;

Ri - предельное (максимальное) значение КПД соответствующей (i-й) кинематической пары механической передачи.

Неточность расчета КПД как произведения постоянных коэффициентов очевидна, так как при этом не учитывается влияние на КПД нагрузочных, скоростных и температурных режимов, вида и состояния смазки и других условий эксплуатации механической передачи. Во многих случаях такая методика расчета энергетической эффективности механической передачи становится неприемлемой.

Важнейшим фактором, принципиально изменяющим значение КПД, является нагрузочный режим работы механической передачи, определяемый передаваемым крутящим моментом, который при работе любой машины меняется в широких пределах: от нуля до максимально допустимых значений. Остальные факторы: скоростной и температурный режимы и другие эксплуатационные условия зачастую можно стабилизировать в пределах номинальных значений.

Впервые ревизию упрощенной методики энергетического анализа механической передачи провел Левит Г.А. [3], который представил КПД механической передачи как функцию, зависящую от нагрузочного (мощностного) режима.

Левит Г.А. предложил разделить общие потери в механической передаче на нагрузочные и постоянные:

где NC - суммарные потери мощности;

NH - переменные (нагрузочные) потери мощности (эти потери прямо пропорциональны реализуемой полезной мощности);

NX - постоянные потери мощности, необходимые для совершения холостого хода механической передачи.

Отсюда возникла принципиальная формула КПД механической передачи:

где N - полная мощность на приводном валу.

При выполнении холостого хода КПД механической передачи равен нулю, а близкое к максимальному стабильное значение КПД достигается только при значительной полезной нагрузке. С учетом этой закономерности Левит предложил формулу для расчета текущего значения КПД:

где η - текущее значение КПД механической передачи;

ηΣ - предельное суммарное значение КПД механической передачи, определяемое по традиционной формуле (1).

Однако следует отметить, что гиперболическая зависимость (4) содержит методологическую некорректность, которая заключается в том, что использование отношения мощностей NX/N допустимо только при условии соблюдения равной частоты вращения приводного вала как при холостом ходе, так и при нагрузочном режиме работы механической передачи: ωX=ω=const. В противном случае формула (4) не работает.

Допустим, что приводом механической передачи является электродвигатель с мягкой характеристикой (например, электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения), который имеет механическую характеристику, близкую к режиму постоянной мощности. В этом случае и текущее значение КПД механической передачи, вычисленное по формуле (4), во всем диапазоне нагрузок окажется равным нулю.

В связи с этим необходимо внести коррективы в формулу (4), учитывающие условие постоянства скоростного режима, а именно, заменить отношение мощностей отношением моментов:

где М - момент на приводном валу;

МХΣ - суммарный момент холостого хода на приводном валу;

ω - заданная частота вращения приводного вала.

Формула (4) в откорректированном виде будет выглядеть следующим образом:

На фиг. 1 зависимость (5) представлена графически.

Поскольку в формуле (5) значения ηΣ и МХΣ - константы, то функция η=f(M) является гиперболой, для которой соблюдаются два очень важных условия:

Для данной зависимости характерно то, что по мере увеличения нагрузочного режима вначале текущее значение КПД механической передачи очень существенно изменяется в зависимости от нагрузки и имеет низкие значения, но, достигнув некоего граничного значения (на фиг. 1 точка АГР), приобретает высокие и стабильные значения. Таким образом, для определения энергетически эффективного режима работы механической передачи необходимо установить граничное значение нагрузочного момента МГР на приводном валу, при котором стабилизируется текущее значение КПД механической передачи.

Известен способ, в рамках которого определяется это граничное условие работы механической передачи [4, 5]. Выбираем этот способ в качестве прототипа.

Согласно прототипу граничное условие определяют на основе стабилизации первой производной функциональной зависимости η=f(М). В этом случае граничное значение нагрузочного момента МГР определяют по формуле:

или находят с помощью номограммы. После чего вычисляют граничное значение КПД механической передачи ηГР по формуле:

Предлагаемый способ многократно упрощает определение граничного условия работы механической передачи, не снижая качество результата, что способствует широкому внедрению данного способа в инженерную практику. Использование данного способа определения граничного условия допустимо как при проектировании машин, так и в процессе их эксплуатации.

Суть способа заключается в следующем. Принимают условие, что достоверность вычислений предельного значения КПД механической передачи по формуле (3) составляет 90% (что в большинстве случаев соответствует действительности). Таким образом, получают величину граничного значения КПД механической передачи: ηГР=0,9ηΣ. Далее находят граничное значение нагрузочного момента МГР, при котором КПД механической передачи становится стабильным на уровне высоких значений (см. фиг. 1):

В результате получают соотношение:

Далее экспериментально (путем прокручивания механической передачи за приводной вал) находят значение суммарного момента холостого хода на приводном валу МХΣ и по формуле (6) определяют граничное значение нагрузочного момента МГР на приводном валу. Соответственно, с учетом заданной частоты вращения приводного вала ω определяют минимально необходимую мощность приводного двигателя NДВ, при которой достигается стабилизация величины КПД механической передачи на уровне высоких значений:

Предлагаемый способ позволяет оперативно решать задачу повышения энергетической эффективности механических передач за счет оптимизации их нагрузочных режимов. Универсальность и простота способа расширяют возможность его применения в инженерной практике как при разработке, так и при эксплуатации машин самого различного назначения.

Литература

1. Артоболевский И.И. Теория машин и механизмов / И.И. Артоболевский. - Москва: Наука, 1988. - 639 с.

2. Решетов Д.Н. Детали машин / Д.Н. Решетов. - Москва: Машиностроение, 1989. - 496 с.

3. Левит Г.А. Расчет потерь на трение в приводах станков / Г.А. Левит // Станки и инструмент. - 1959. - №9. - С. 3-10.

4. Александров И.К. Энергетический анализ механизмов и машин. Теоретическое и экспериментальное обоснование принципов исследования и определения энергетических потерь в механизмах и машинах: монография / И.К. Александров. - Вологда: ВоГТУ, 2012. - 244 с.

5. Александров И.К. Определение потерь в кинематических парах и механических трансмиссиях на основе закона Амонтона-Кулона / И.К. Александров // Вестник машиностроения. - 2010. - №5. - С. 8-15.

Способ повышения энергетической эффективности механической передачи за счет оптимизации ее нагрузочного режима путем определения граничного нагрузочного момента на приводном валу, при котором стабилизируется текущее значение КПД механической передачи, отличающийся тем, что доверительный интервал вычисления граничного значения КПД механической передачи принимают равным 90%, на основании чего получают значение равным 0,9 от предельного суммарного значения КПД механической передачи , при этом рассчитывают по формуле:, где n - количество кинематических пар в механической передаче, R - предельное (максимальное) значение КПД соответствующей (i-й) кинематической пары механической передачи; затем экспериментально, путем прокручивания механической передачи за приводной вал, определяют значение суммарного момента холостого хода на приводном валу и принимают граничное значение нагрузочного момента на приводном валу механической передачи равным десяти значениям ; путем умножения на заданную частоту вращения приводного вала ω механической передачи вычисляют минимально необходимую мощность приводного двигателя , при которой достигается стабилизация величины КПД механической передачи на уровне высоких значений: .
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ЕЁ НАГРУЗОЧНОГО РЕЖИМА
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ЕЁ НАГРУЗОЧНОГО РЕЖИМА
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ЕЁ НАГРУЗОЧНОГО РЕЖИМА
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ЕЁ НАГРУЗОЧНОГО РЕЖИМА
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ЕЁ НАГРУЗОЧНОГО РЕЖИМА
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ЕЁ НАГРУЗОЧНОГО РЕЖИМА
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ЕЁ НАГРУЗОЧНОГО РЕЖИМА
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ЕЁ НАГРУЗОЧНОГО РЕЖИМА
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ЕЁ НАГРУЗОЧНОГО РЕЖИМА
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ЕЁ НАГРУЗОЧНОГО РЕЖИМА
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ЕЁ НАГРУЗОЧНОГО РЕЖИМА
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ЕЁ НАГРУЗОЧНОГО РЕЖИМА
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗА СЧЕТ ОПТИМИЗАЦИИ ЕЁ НАГРУЗОЧНОГО РЕЖИМА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 18.
10.10.2013
№216.012.73a9

Способ минимизации расхода топлива двигателем внутреннего сгорания транспортного средства с системой накопителей энергии и устройство для его осуществления

Изобретение может быть использовано в транспортных средствах (ТС), использующих электромеханическую трансмиссию, где минимизация удельного расхода топлива двигателем внутреннего сгорания (ДВС) обеспечивается за счет применения накопителей энергии. Устройство минимизации расхода топлива ДВС...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495266
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.10.2014
№216.012.fc74

Способ экспериментально-теоретического определения собственных сил демпфирования в упругом элементе

Изобретение относится к области динамических испытаний упругих систем и может быть использовано для определения демпфирующей способности упругого элемента механической колебательной системы. При реализации способа предварительно определяют коэффициент жесткости пружины, т.е. величину усилия,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530474
Дата охранного документа: 10.10.2014
10.10.2015
№216.013.81d1

Способ экспериментально-теоретического определения соотношения между коэффициентами трения покоя и трения скольжения фрикционной пары и устройство для его осуществления

Изобретение относится к экспериментально-теоретическому определению фрикционных характеристик пары трения, а именно установлению в паре трения соотношения между коэффициентами трения покоя и трения скольжения. Способ экспериментально-теоретического определения соотношения между коэффициентами f...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564830
Дата охранного документа: 10.10.2015
10.04.2016
№216.015.2c17

Способ применения топлива и рабочего тела в паросиловом цикле и устройство для его осуществления

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автомобилях, тракторах, строительной и сельскохозяйственной технике, эксплуатирующейся при переменных нагрузках, в старт-стопном режиме и при отрицательных климатических температурах. Паросиловая установка содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579414
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.2cb2

Сорбент для очистки сточных вод от нефтепродуктов

Изобретение относится к области сорбционной очистки сточных вод от нефтепродуктов. Сущность изобретения заключается в том, что в качестве сорбента используют золу древесную, образующуюся при сжигании отходов переработки измельченной древесины определённого химического состава. Техническим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579400
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.2e78

Способ неразрушающего контроля несущей способности однопролетных железобетонных балок

Изобретение относится к неразрушающему контролю несущей способности однопролетных железобетонных балок по критериям прочности арматуры и бетона. Сущность: на контролируемой железобетонной балке определяют места с наибольшими деформациями от эксплуатационной нагрузки и в этих местах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579545
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.30c0

Способ минимизации энергоемкости машины непрерывного действия на основе комплексного анализа экспериментальных исследований её прототипа

Изобретение относится к области повышения энергетической эффективности машин, оборудованных активным рабочим органом непрерывного действия, который имеет возможность изменять нагрузочный режим в процессе выполнения технологической операции. Технический результат - снижение энергоемкости. Суть...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580403
Дата охранного документа: 10.04.2016
27.04.2016
№216.015.37d7

Способ измерения и мониторинга давления на бетонные и кирпичные несущие стены и фундаменты зданий и сооружений на заданном уровне на стадии их эксплуатации

Изобретение относится к области неразрушающих измерений давления на заданном горизонтальном уровне бетонных и кирпичных стен и фундаментов зданий и сооружений на стадии их эксплуатации. Сущность: на поверхность стены или фундамента наклеивают тензорезистор на уровне измеряемого давления вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582495
Дата охранного документа: 27.04.2016
25.08.2017
№217.015.9cb2

Способ определения коэффициента теплопроводности жидкой тепловой изоляции на поверхности плоского источника теплоты

Изобретение относится к стационарным способам определения коэффициента теплопроводности жидких теплоизоляционных материалов. Разработанный способ может применяться в строительстве и теплоэнергетике для исследования теплопроводных качеств сверхтонких жидких теплоизоляционных покрытий на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610348
Дата охранного документа: 09.02.2017
20.01.2018
№218.016.0fe5

Устройство для обезжелезивания подземных вод с утилизацией железа

Изобретение относится к области очистки подземных вод с повышенным содержанием железа и может быть применено в процессах водоподготовки для питьевых и технических целей, а также для утилизации удаляемого железа с целью его промышленного использования. Устройство для обезжелезивания подземных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633534
Дата охранного документа: 13.10.2017
Показаны записи 1-10 из 10.
10.10.2014
№216.012.fc74

Способ экспериментально-теоретического определения собственных сил демпфирования в упругом элементе

Изобретение относится к области динамических испытаний упругих систем и может быть использовано для определения демпфирующей способности упругого элемента механической колебательной системы. При реализации способа предварительно определяют коэффициент жесткости пружины, т.е. величину усилия,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530474
Дата охранного документа: 10.10.2014
10.10.2015
№216.013.81d1

Способ экспериментально-теоретического определения соотношения между коэффициентами трения покоя и трения скольжения фрикционной пары и устройство для его осуществления

Изобретение относится к экспериментально-теоретическому определению фрикционных характеристик пары трения, а именно установлению в паре трения соотношения между коэффициентами трения покоя и трения скольжения. Способ экспериментально-теоретического определения соотношения между коэффициентами f...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564830
Дата охранного документа: 10.10.2015
10.04.2016
№216.015.2c17

Способ применения топлива и рабочего тела в паросиловом цикле и устройство для его осуществления

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автомобилях, тракторах, строительной и сельскохозяйственной технике, эксплуатирующейся при переменных нагрузках, в старт-стопном режиме и при отрицательных климатических температурах. Паросиловая установка содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579414
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.2cb2

Сорбент для очистки сточных вод от нефтепродуктов

Изобретение относится к области сорбционной очистки сточных вод от нефтепродуктов. Сущность изобретения заключается в том, что в качестве сорбента используют золу древесную, образующуюся при сжигании отходов переработки измельченной древесины определённого химического состава. Техническим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579400
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.2e78

Способ неразрушающего контроля несущей способности однопролетных железобетонных балок

Изобретение относится к неразрушающему контролю несущей способности однопролетных железобетонных балок по критериям прочности арматуры и бетона. Сущность: на контролируемой железобетонной балке определяют места с наибольшими деформациями от эксплуатационной нагрузки и в этих местах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579545
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.30c0

Способ минимизации энергоемкости машины непрерывного действия на основе комплексного анализа экспериментальных исследований её прототипа

Изобретение относится к области повышения энергетической эффективности машин, оборудованных активным рабочим органом непрерывного действия, который имеет возможность изменять нагрузочный режим в процессе выполнения технологической операции. Технический результат - снижение энергоемкости. Суть...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580403
Дата охранного документа: 10.04.2016
27.04.2016
№216.015.37d7

Способ измерения и мониторинга давления на бетонные и кирпичные несущие стены и фундаменты зданий и сооружений на заданном уровне на стадии их эксплуатации

Изобретение относится к области неразрушающих измерений давления на заданном горизонтальном уровне бетонных и кирпичных стен и фундаментов зданий и сооружений на стадии их эксплуатации. Сущность: на поверхность стены или фундамента наклеивают тензорезистор на уровне измеряемого давления вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582495
Дата охранного документа: 27.04.2016
25.08.2017
№217.015.9cb2

Способ определения коэффициента теплопроводности жидкой тепловой изоляции на поверхности плоского источника теплоты

Изобретение относится к стационарным способам определения коэффициента теплопроводности жидких теплоизоляционных материалов. Разработанный способ может применяться в строительстве и теплоэнергетике для исследования теплопроводных качеств сверхтонких жидких теплоизоляционных покрытий на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610348
Дата охранного документа: 09.02.2017
20.01.2018
№218.016.0fe5

Устройство для обезжелезивания подземных вод с утилизацией железа

Изобретение относится к области очистки подземных вод с повышенным содержанием железа и может быть применено в процессах водоподготовки для питьевых и технических целей, а также для утилизации удаляемого железа с целью его промышленного использования. Устройство для обезжелезивания подземных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633534
Дата охранного документа: 13.10.2017
04.04.2018
№218.016.36e9

Способ определения коэффициента теплопроводности жидкой тепловой изоляции при нестационарном тепловом режиме

Изобретение относится к нестационарным способам определения коэффициента теплопроводности жидких теплоизоляционных материалов. Разработанный способ может применяться в строительстве и теплоэнергетике для исследования теплопроводных качеств сверхтонких жидких теплоизоляционных покрытий. Сущность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646437
Дата охранного документа: 05.03.2018
+ добавить свой РИД