×
21.06.2020
220.018.288f

СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Стояночный тормоз рельсового транспортного средства содержит штурвал, установленный на конце отклоняющегося вала с самотормозящимся червяком, который может быть выведен из зацепления при взаимодействии с червячным колесом и жестко закрепленным с ним барабаном на общей оси вращения, фиксирующее устройство и ручку для фиксации отклоняющегося вала составной тяги, соединенной с тормозной рычажной передачей, проходящей через промежуточный блок, позволяющий изменить направление ее перемещения и положение точки соединения с тормозной рычажной передачей. Технический результат - повышение эффективности и надежности при закреплении рельсового транспортного средства на уклонах пути при приведении стояночного тормоза в действие путем реализации нормируемого ручного усилия от штурвала на тормозную рычажную передачу, обеспечение надежного прижатия допустимо изношенных тормозных колодок к колесам без дополнительных регулировок тормозной рычажной передачи, упрощение конструкции стояночного тормоза, обеспечение быстрого отпуска после приведения стояночного тормоза в действие. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается устройства стояночных тормозов, приводимых в действие вручную на грузовых вагонах и платформах, в том числе предназначенных для скоростных перевозок, и на несамоходном специальном подвижном составе.

Известен привод ручного стояночного тормоза рельсового транспортного средства, содержащий червяк со штурвалом, которые могут быть выведены из зацепления, цилиндрическую зубчатую передачу для увеличения передаточного отношения привода последовательно с червячной передачей, на входном валу которой закреплен рычаг, передающий усилие посредством тормозной рычажной передачи на колодки /1/.

Недостатком известного привода ручного стояночного тормоза рельсового транспортного средства является ограниченное перемещение тяги тормозной рычажной передачи, что не позволяет при торможении с помощью привода ручного стояночного тормоза обеспечить полномерное прижатие допустимо изношенных тормозных колодок к колесам без дополнительных регулировок тормозной рычажной передачи.

Кроме того, в данном приводе на ведущем валу червячной передачи установлена зубчатая шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатым колесом, закрепленным на ведомом валу совместно с рычагом, передающим усилие посредством тормозной рычажной передачи на колодки, что не только усложняет изготовление привода, но и требует применения материалов с повышенной прочностью.

Известен стояночный тормоз рельсового транспортного средства, содержащий штурвал, тягу, тормозной цилиндр, тормозной механизм, червячно-реечную передачу, выполненную с возможностью передачи усилия от вращения штурвала через червяк, зубчатое колесо, сопряженное с червяком и зубчатой рейкой, зубчатую рейку, тягу на тормозной цилиндр и тормозной механизм /2/.

К недостаткам известного стояночного тормоза рельсового транспортного средства следует отнести недостаточное перемещение тяги тормозной рычажной передачи, ограниченное длиной зубчатой рейки, что может не обеспечить полномерное прижатие допустимо изношенных тормозных колодок к колесам, а также невозможность быстрого отпуска после приведения стояночного тормоза в действие, поскольку червячно-реечная передача является самотормозящей.

Известен привод ручного стояночного тормоза рельсового транспортного средства, принятый в качестве прототипа, содержащий цилиндрическую зубчатую передачу и тягу, дополнительно содержащий барабан для намотки тяги, приводимый в действие упомянутой цилиндрической зубчатой передачей и соединенный с тягой, при этом тяга выполнена в виде троса /3/.

Недостатком известного привода ручного стояночного тормоза рельсового транспортного средства является отсутствие перемещения первого вала с ведущим зубчатым колесом в горизонтальной плоскости для ввода и вывода из зацепления ведущего зубчатого колеса с ведомым зубчатым колесом для обеспечения быстрого отпуска стояночного тормоза после приведения его в действие.

Другим недостатком данного привода является отсутствие ручки управления быстрым отпуском для фиксации первого вала при зацеплении ведущего зубчатого колеса с ведомым зубчатым колесом в рабочем тормозном положении и для вывода из зацепления в положении быстрого отпуска.

Указанные в аналогах недостатки, связанные с ограниченным перемещением тяги, требующим дополнительных регулировок тормозной рычажной передачи, сложностью изготовления, необходимостью применения материалов повышенной прочности, невозможностью быстрого отпуска после торможения стояночным тормозом устранены в заявленном стояночном тормозе рельсового транспортного средства.

Техническим результатом заявленного изобретения является повышение надежности при закреплении рельсового транспортного средства на уклонах пути при приведении стояночного тормоза в действие путем реализации нормируемого ручного усилия от штурвала на тормозную рычажную передачу, обеспечение надежного прижатия допустимо изношенных тормозных колодок к колесам без дополнительных регулировок тормозной рычажной передачи, упрощение конструкции стояночного тормоза, обеспечение быстрого отпуска после приведения стояночного тормоза в действие.

Указанный технический результат достигается тем, что стояночный тормоз рельсового транспортного средства содержит штурвал, установленный на конце отклоняющегося вала, на другом конце которого расположен самотормозящийся червяк, который может быть выведен из зацепления при взаимодействии с червячным колесом, закрепленным на раме рельсового транспортного средства и жестко закрепленным с ним барабаном с возможностью вращения в горизонтальной плоскости на общей оси вращения, фиксирующее устройство и ручку для фиксации отклоняющегося вала при вращении вокруг цапфы, составную тягу, соединенную с тормозной рычажной передачей, при этом составная тяга проходит через промежуточный блок, позволяющий изменить направление ее перемещения и положение точки соединения с тормозной рычажной передачей и состоит из жесткой регулируемой по длине посредством муфты продольной тяги и соединенного с барабаном стального каната, длина которого соответствует перемещению составной тяги при торможении стояночным тормозом с предельным износом тормозных колодок, а общая ось вращения червячного колеса с жестко закрепленным барабаном установлена на подшипниках скольжения, при этом диаметр барабана находится в диапазоне от 50 до 400 мм при передаточном отношении между червячным колесом и червяком от 72 до 82.

Составная тяга может состоять из жесткой регулируемой по длине посредством муфты продольной тяги, соединенной с тормозной рычажной передачей и соединенной с барабаном цепью, длина которой соответствует перемещению составной тяги при торможении стояночным тормозом при предельном износе колодок, а общая ось вращения червячного колеса с жестко закрепленным барабаном может устанавливаться на подшипниках качения.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами:

- на фиг. 1 изображен вид сверху на стояночный тормоз рельсового транспортного средства;

- на фиг. 2 изображен вид сбоку на червячное колесо и жестко закрепленным с ним на общей оси вращения барабаном стояночного тормоза рельсового транспортного средства.

Стояночный тормоз рельсового транспортного средства (фиг. 1), содержит штурвал 1, установленный на конце отклоняющегося вала 2, на другом конце которого расположен самотормозящийся червяк 3, взаимодействующий с червячным колесом 4, закрепленным на раме 5 (показана условно) рельсового транспортного средства, барабан 6, жестко закрепленный с червячным колесом 4 с возможностью вращения в горизонтальной плоскости на общей оси 7 вращения (фиг. 2), фиксирующее устройство 8 и ручку 9 для фиксации отклоняющегося вала 2 при вращении вокруг цапфы 10, составную тягу 11 соединенную с тормозной рычажной передачей (на чертеже не показана) рельсового транспортного средства.

Составная тяга 11 проходит через промежуточный блок 12 и состоит из жесткой регулируемой по длине посредством муфты 13 продольной тяги 14, соединенной с тормозной рычажной передачей и соединенного с барабаном 6 стального каната 15, а общая ось 7 вращения червячного колеса 4 с жестко закрепленным барабаном 6 установлена на подшипниках 16 скольжения.

Для получения высокой эффективности стояночного тормоза, позволяющей закрепить рельсовое транспортное средство с максимально допустимой осевой нагрузкой на нормируемых уклонах рельсового пути, диаметр барабана 6, жестко закрепленного с червячным колесом 4 и установленного на общей оси 7 вращения, должен находится в диапазоне от 50 до 400 мм при передаточном отношении между червячным колесом 4 и червяком 3 от 72 до 82.

При необходимости увеличения К.П.Д. стояночного тормоза рельсового транспортного средства общая ось 7 вращения может устанавливаться на подшипниках качения (на чертеже не показаны), а составная тяга 11 может состоять из жесткой регулируемой продольной тяги 14 и соединения с барабаном 6 в виде цепи (на чертеже не показана).

Стояночный тормоз рельсового транспортного средства работает следующим образом.

При закреплении рельсового транспортного средства на рельсовом пути, включая пути с нормируемыми уклонами, ручка 9 фиксирующего устройства 8 переводится в положение торможения, при котором червяк 3 находится в зацеплении с червячным колесом 4, после чего нормируемым ручным усилием, вращающим штурвал 1, который закреплен на конце отклоняющегося вала 2, посредством червяка 3, расположенного на другом конце вала 2, приводится во вращение червячное колесо 4, закрепленное на раме 5 рельсового транспортного средства. Вместе с червячным колесом 4 вращается жестко закрепленный с ним барабан 6, наматывая при этом стальной канат 15 или цепь составной тяги и передавая ручное усилие, приложенное к штурвалу, посредством жесткой продольной тяги 14 на тормозную рычажную передачу, в которой ручное усилие реализуется в виде нажатия тормозных колодок на колеса рельсового транспортного средства.

При изменении положения элементов тормозной рычажной передачи, связанным с эксплуатационным износом тормозных колодок, величина нажатия тормозных колодок от действия стояночного тормоза не снижается, поскольку длина стального каната 15 или цепи, являющихся частью составной тяги 11, соответствует ее перемещению при предельном износе колодок, а другая часть составной тяги 11 в виде жесткой продольной тяги 14, регулируемой по длине посредством муфты 13, позволяет снизить провисание стального каната 15 или цепи до необходимого минимума, что обеспечивает минимальные потери К.П.Д.

Для быстрого отпуска стояночного тормоза после приведения его в действие ручка 9 фиксирующего устройства 8 переводится в положение отпуска, при котором отклоняющийся вал 2 поворачивается вокруг цапфы 10, а червяк 3 выходит из зацепления с червячным колесом 4, после чего под действием реактивной силы со стороны тормозной рычажной передачи рельсового транспортного средства от нормируемого ручного усилия, ранее приложенного к штурвалу, при закреплении рельсового транспортного средства на рельсовом пути, включающей действие силы от сжатой при закреплении отпускной пружины тормозного цилиндра (штатного элемента тормозной рычажной передачи), все элементы тормозной рычажной передачи возвращаются в исходное положение.

Таким образом, предложенное техническое решение по устройству стояночного тормоза повышает надежность и обеспечивает высокую эффективность при закреплении рельсового транспортного средства на уклонах пути при приведении в действие стояночного тормоза путем реализации нормируемого ручного усилия от штурвала на тормозную рычажную передачу, не зависящего от величины износа колодок или от изменения положения элементов тормозной рычажной передачи.

Одно из преимуществ заявленного стояночного тормоза рельсового транспортного средства заключается в возможности изменения направления и уровня передачи усилия, прилагаемого к штурвалу, с минимальными потерями К.П.Д., что обеспечивает удобство при компоновке устройства на рельсовом транспортном средстве и повышает уровень безопасности при его эксплуатации.

Особым преимуществом заявленного стояночного тормоза рельсового транспортного средства является его высокая эффективность, позволяющая закреплять рельсовое транспортное средство с максимально допустимой осевой нагрузкой на нормируемых уклонах рельсового пути, которая достигается подбором диаметра барабана, жестко закрепленного на общей оси с червячным колесом, в диапазоне от 50 до 400 мм при передаточном отношении между червячным колесом и червяком от 72 до 82

Обеспечение быстрого отпуска стояночного тормоза после приведения его в действие позволяет применять его на всех без исключения рельсовых транспортных средствах, предназначенных для эксплуатации в грузовых и хозяйственных поездах.

Предлагаемый стояночный тормоз рельсового транспортного средства может быть применен на специальном несамоходном подвижном составе, грузовых вагонах и платформах, в том числе предназначенных для скоростных перевозок, где особенно требуется стабильная высокая эффективность и надежность работы стояночных тормозов.

В результате использования предложенного стояночного тормоза на опытном грузовом универсальном полувагоне с разгрузочными люками модели 12-9905 и на опытной платформе для скоростных перевозок модели 13-6704 обеспечивается их надежное закрепление на уклонах пути не менее при нормируемом ручном усилии.

Источники информации:

1. RU, патент на полезную модель №105246 U1 «Привод ручного стояночного тормоза рельсового транспортного средства», МПК В61Н 13/02, опубл. 10.06.2011.

2. RU, патент на полезную модель №183375 U1 «Стояночный тормоз рельсового транспортного средства», МПК В61Н 13/02, В61Н 13/20, опубл. 25.12.2017.

3. RU, патент на полезную модель №186020 U1 «Привод ручного стояночного тормоза рельсового транспортного средства», МПК В61Н 13/02, опубл. 26.12.2018.


СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 39.
25.08.2017
№217.015.a056

Тяговый электропривод постоянного тока

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Тяговый электропривод постоянного тока содержит тяговый электродвигатель постоянного тока, преобразователь напряжения, биполярный транзистор с изолированным затвором, соединенные последовательно якорную обмотку и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606406
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.a150

Способ автоматического автономного подогрева системы охлаждения дизеля тепловоза

Изобретение относится к прогреву дизеля тепловоза. Способ автоматического автономного подогрева системы охлаждения дизеля тепловоза заключается в том, что периодически запускают прогретый дизель, осуществляя нагрев дизеля и его системы охлаждения. Отключение дизеля происходит автоматически при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606428
Дата охранного документа: 10.01.2017
26.08.2017
№217.015.d7b2

Рельсосмазыватель ручной

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к устройствам, обеспечивающим смазку боковых рабочих поверхностей головок рельсов в кривых участках рельсового пути, включая железнодорожные и трамвайные рельсовые пути. Рельсосмазыватель ручной состоит из бачка с системой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622732
Дата охранного документа: 19.06.2017
26.08.2017
№217.015.d93a

Устройство для плазменно-электролитического оксидирования металлов и сплавов

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано для получения оксидно-керамических покрытий. Устройство содержит источник трехфазного переменного или постоянного напряжения, подключенного к трехфазному мостовому выпрямителю, выходы которого соединены с фильтром, первый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623531
Дата охранного документа: 27.06.2017
19.01.2018
№218.016.0494

Маневровый тепловоз и способ его эксплуатации без машиниста

Группа изобретений относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Маневровый тепловоз содержит ходовые механизмы, тяговую электропередачу с дизель-генераторной установкой, питающую тяговые электродвигатели. На торцевых сторонах маневрового тепловоза расположены дальномеры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630859
Дата охранного документа: 13.09.2017
20.01.2018
№218.016.15f7

Устройство для микродугового оксидирования металлов и сплавов

Изобретение относится к оборудованию для электролитической обработки поверхностей металлов и сплавов и может быть использовано для получения оксидно-керамических покрытий. Устройство содержит источник трехфазного переменного или постоянного напряжения, подключенный к трехфазному мостовому...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635120
Дата охранного документа: 09.11.2017
10.05.2018
№218.016.3b0f

Устройство для крепления контейнера к раме платформы

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Устройство для крепления контейнеров к раме (1) платформы содержит закрепленный на раме упор (2) и стопор (3), выполненный из цельного круглого прутка, согнутого в виде скобы. Концевые части (4, 5) стопора выполнены разной длины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647358
Дата охранного документа: 15.03.2018
10.05.2018
№218.016.3f1a

Тормозная система железнодорожного подвижного состава

Тормозная система относится к области железнодорожного подвижного состава. Тормозная система содержит тормозную магистраль, тормозные цилиндры для каждой тележки, воздухораспределитель пассажирского типа и электровоздухораспределитель, подключенные через разобщительный кран к тормозной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648493
Дата охранного документа: 26.03.2018
10.05.2018
№218.016.4cec

Способ регулирования скорости движения тепловоза в режиме электрического торможения

Изобретение относится к электродинамическим тормозным системам для транспортных средств. Способ регулирования скорости движения тепловоза в режиме электрического торможения заключается в том, что обмотки возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей соединяют последовательно и подключают к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652481
Дата охранного документа: 26.04.2018
10.05.2018
№218.016.4dc7

Способ регулирования электрической передачи тепловоза

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Предложен способ регулирования электрической передачи тепловоза. Задают частоту вращения вала теплового двигателя, приводящего во вращение тяговый генератор постоянного тока. Измеряют положение дозирующего органа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652426
Дата охранного документа: 26.04.2018
Показаны записи 1-10 из 12.
10.09.2013
№216.012.6747

Стояночный тормоз железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к стояночному тормозу грузовых вагонов, платформ и несамоходного специального подвижного состава. Стояночный тормоз содержит закрепленный на раме железнодорожного транспортного средства тормозной цилиндр, тормозную рычажную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492086
Дата охранного документа: 10.09.2013
27.07.2014
№216.012.e2d0

Стояночный тормоз локомотива (варианты)

Группа изобретений относится к области рельсовых транспортных средств и касается передаточных механизмов, с помощью которых приводятся в действие стояночные тормоза локомотивов. Стояночный тормоз по первому варианту содержит тормозную рычажную передачу с тормозным цилиндром, электродвигатель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523854
Дата охранного документа: 27.07.2014
20.03.2015
№216.013.3297

Тормозная система многосекционного железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам, в частности к их системам управления тормозами, и касается приведения в действие тормозов многосекционных локомотивов и многосекционного самоходного специального подвижного состава при саморасцепе секций. Тормозная система содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544426
Дата охранного документа: 20.03.2015
10.09.2015
№216.013.771d

Тормозной диск оси колёсной пары железнодорожного транспортного средства (варианты)

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта, а именно к устройствам тормозных дисков, установленных на осях колесных пар. Тормозной диск содержит ступицу, венец и кольцевую накладку с выполненной по внутреннему диаметру со стороны венца цилиндрической проточкой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562082
Дата охранного документа: 10.09.2015
25.08.2017
№217.015.bcc6

Система отпуска автотормоза газотурбовоза при приведенных в действие автотормозах состава

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам для замедления движения грузовых магистральных и маневровых локомотивов. Система отпуска автотормоза газотурбовоза содержит кран машиниста с электрическим контроллером и воздухораспределитель с запасным резервуаром,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616208
Дата охранного документа: 13.04.2017
26.08.2017
№217.015.eac9

Железнодорожное колесо с боковыми поверхностями торможения (варианты)

В железнодорожном колесе, состоящем из обода, ступицы и диска между ободом и ступицей, содержащего на боковых плоскостях поверхности торможения, отделенные от ступицы и от обода кольцевыми проточками, в диске выполнены сквозные каналы, соединяющие кольцевые проточки ступицы с кольцевыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002627978
Дата охранного документа: 14.08.2017
10.05.2018
№218.016.3f1a

Тормозная система железнодорожного подвижного состава

Тормозная система относится к области железнодорожного подвижного состава. Тормозная система содержит тормозную магистраль, тормозные цилиндры для каждой тележки, воздухораспределитель пассажирского типа и электровоздухораспределитель, подключенные через разобщительный кран к тормозной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648493
Дата охранного документа: 26.03.2018
18.05.2018
№218.016.5184

Тормозная система специального железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Тормозная система относится к специальному железнодорожному подвижному составу и содержит тормозную магистраль, пневматический воздухораспределитель грузового типа, соединенный воздухопроводами через разобщительный кран с упомянутой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653224
Дата охранного документа: 07.05.2018
13.01.2019
№219.016.af7f

Привод автоматического регулятора режимов торможения рельсового транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Привод автоматического регулятора режимов торможения рельсового транспортного средства выполнен в виде съемного модуля и содержит двуплечий рычаг, шарнирно закрепленный на кронштейне, взаимодействующий с авторежимом, посредством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002676887
Дата охранного документа: 11.01.2019
04.04.2019
№219.016.fb22

Привод автоматического регулятора режимов торможения на тележке рельсового транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Привод автоматического регулятора режимов торможения на тележке рельсового транспортного средства содержит авторежим с подводящими воздуховодами, ограничитель вертикального перемещения и двуплечий рычаг. На опорной площадке,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683892
Дата охранного документа: 02.04.2019
+ добавить свой РИД