×
04.06.2020
220.018.2419

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ РАЗВОРОТОМ РАЗГОННОГО БЛОКА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к управлению ориентацией жидкостного разгонного блока (РБ) во время работы продольно установленных двигателей поджатия топлива (или маршевой двигательной установки). Априорная информация (известная до полета РБ) о параметрах колебаний жидкости в баке РБ имеет достаточную точность (как показывает моделирование) для организации двухступенчатого программного разворота РБ без измерения положения жидкости в баке. Разворот производят так, чтобы вынужденные колебания жидкости на второй его ступени были противофазными свободным колебаниям, вызванным первой ступенью, и тем самым их гасили. Для организации такого процесса следует изменить алгоритм формирования программной скорости разворота РБ, не изменяя алгоритмов работы автомата стабилизации. Техническим результатом является оптимизация циклограммы функционирования РБ путём расширения возможностей системы управления в части совмещения динамических операций, с одновременным уменьшением возмущений от них. 5 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к способам управления движением разгонных блоков (РБ) на жидком топливе, обеспечивающих переход с опорной орбиты, полученной с помощью ракеты-носителя, на целевую орбиту космического аппарата (КА).

В космической технике известен аналог этого способа управления программным разворотом РБ с помощью неподвижных двигателей ориентации, при котором осуществляется набор угловой скорости, движение по инерции, уменьшение угловой скорости до нуля, стабилизация в заданной ориентации как для случая включенных продольных двигателей, так и при отсутствии продольного ускорения (см. [1]). Однако указанный аналог не обеспечивает качества переходных процессов при включении продольных двигателей РБ. Необходимость продольного движения РБ при одновременном развороте вызвана возможной одновременностью требования поджатия топлива перед включением маршевого двигателя и необходимостью переориентации РБ для получения требуемого вектора приращения кажущейся скорости. В таких случаях подвижная масса жидкости совершает сначала вынужденные, а затем свободные колебания в баке РБ, оказывая на стенки баков силовые воздействия. В результате переходные процессы разворота РБ приобретают колебательный характер, что ухудшает точность ориентации РБ во время разворота и требует дополнительных затрат топлива для демпфирования этих колебаний.

Также известен прототип изобретения, в котором при включенных продольных двигателях осуществляется набор угловой скорости, движение по инерции со стабилизацией углового движения в установившемся режиме, уменьшение угловой скорости РБ до нуля с одновременным демпфированием колебаний топлива с использованием измерения отклонения топлива в баке РБ, стабилизация в заданной ориентации (см. [2]). Однако указанный прототип использует информацию от датчиков колебаний жидкости в баке РБ. Использование датчиков существенно усложняет конструкцию системы управления, увеличивает массу и уменьшает ее надежность, так как среди компонентов жидкого топлива часто используются криогенные или агрессивные жидкости.

Предлагаемое изобретение свободно от недостатков аналогов за счет учета априорной информации о параметрах колебания жидкости в баке РБ и отказе от датчиков колебания жидкости в баке путем демпфирования колебаний жидкости как при двухступенчатом наборе угловой скорости разворота, так и при двухступенчатом торможении РБ. На фиг. 1 изображена схема РБ на участке поджатия топлива и программного разворота с механическим эквивалентом колеблющейся жидкости в баке РБ. Обоснование использования маятниковой модели и принятые обозначения описаны в [3] и [4].

Задачей предлагаемого изобретения является оптимизация циклограммы функционирования РБ за счет расширения возможностей системы управления в части совмещения динамических операций с одновременным уменьшением возмущений при одновременном их выполнении.

Указанная задача выполняется за счет того, что в способе управления программным разворотом разгонного блока с помощью неподвижных двигателей ориентации постоянной тяги на участке поджатия топлива, заключающемся в выполнении разворота разгонным блоком: набора угловой скорости, движении по инерции и торможении, согласно изобретению, разворот осуществляют путем учета априорной информации о параметрах колебания жидкости в баке разгонного блока без измерения положения жидкости с помощью приборов, при этом управляющее воздействие реализуемое с помощью двигателей ориентации путем задания ступенчатой программной угловой скорости, как начала, так и окончания разворота, разбивается на два воздействия, разнесенных во времени на половину периода колебаний жидкости в баке так, что колебания жидкости будут погашены.

Использование априорной информации (известной до полета РБ) о параметрах колебаний жидкости в баке РБ, которая имеет достаточную точность относительно реализуемых параметров колебаний в полете РБ, позволяет организовать такое двухступенчатое программное движение разворота РБ, при котором вынужденные колебания жидкости второй ступени программного движения были противофазными свободным колебаниям, вызванным первой ступенью программного движения и полностью их демпфировали. Для организации такого демпфирования предлагается изменить не алгоритмы автомата стабилизации, как это сделано во втором прототипе, а алгоритм формирования программной скорости разворота РБ, оставив без изменений сам автомат стабилизации.

На фиг. 2 приведен пример программной угловой скорости плоского разворота РБ на 180 градусов за 206 с, отведенных циклограммой полета РБ. Во время разворота бортовые алгоритмы прототипов формируют постоянную функцию программной угловой скорости (пунктир) и интеграл от нее - текущее программное положение РБ, которые используются в автомате стабилизации. Сплошная линия иллюстрирует предлагаемую функцию программной угловой скорости разворота. Площади под функциями совпадают, что обеспечивает одинаковый угол разворота.

Расчет на борту РБ предлагаемой функции угловой скорости не является ресурсоемкой процедурой и может быть безусловно реализован в современной БЦВМ непосредственно перед осуществлением маневра. Порядок проведения расчетов следующий:

1. Оценка количества топлива в баке по результатам выполнения предыдущих этапов циклограммы. Для этого используется величина заправленного топлива и секундного расхода (содержащиеся в полетном задании (ПЗ) и суммарное огневое время двигательной установки на текущий момент времени. Оценка количества топлива в баке может корректироваться с использованием информации системы управления расходом топлива (если она реализована в РБ);

2. Использование хранящихся на борту параметров механического аналога жидкости в баке РБ как функции от количества топлива в баке. Для простого варианта расчета достаточно величины длины эквивалентного маятника l;

3. Получение информации от системы наведения по текущей массе орбитального блока m и величине тяги двигателей, задействованных для поджатия топлива Ро;

4. Расчет величин продольного кажущегося ускорения, квадрата частоты колебаний эквивалентного маятника, периода колебаний маятника для простого варианта по формулам:

Приведенные формулы соответствуют случаю малой относительной массы колеблющегося топлива и возможности не учета разницы между парциальной частотой колебаний и собственной частотой системы конструкция-жидкость. В более сложном варианте необходим расчет собственных частот системы с использованием всех перечисленных на фиг. 1 параметров, характеризующих твердое тело и эквивалентный маятник. Так как даже при линейных расчетах необходимо находить комплексные корни характеристического уравнения, получение периода колебаний жидкости необходимо проводить на этапе подготовки полетного задания. В случае больших отклонений жидкости от невозмущенного положения необходимо провести нелинейное моделирование для набора расчетных случаев, и результаты в табличной форме занести в полетное задание.

5. Использование величины половины периода колебаний эквивалентного маятника для оценки длительности первой ступени набора и гашения скорости T1:

6. Расчет программных угловых скоростей разворота на основном участке разворота и ступенчатых при разгоне и торможении по формулам:

Поправка Δω1 необходима для учета нелинейности динамики жидкости при значительных отклонениях колеблющейся массы от невозмущенного положения.

Результаты математического моделирования программного разворота с использованием предлагаемого способа управления для гипотетического разгонного блока приведены на фиг. 4-5. Параметры гипотетического РБ приняты близкими к существующим и проектируемым жидкостным РБ при учете колеблющегося окислителя в баке, расположенном ниже центра масс. Учет подвижности горючего не проводился по причине его малого влияния на динамику РБ из-за установки бака вблизи центра масс орбитального блока и использования компонента низкой плотности (например, жидкий водород). Автомат стабилизации использовался традиционный для пассивного полета РБ (ПД с триггером Шмидта и зоной нечувствительности 0.5 град) и не изменялся при моделировании. На фиг. 3 изображено отклонение эквивалентного маятника при традиционном управлении с постоянной программной скоростью, при этом затраты топлива соответствуют 38 с включения управляющего двигателя тягой 12.5 кгс (ДМТ). На фиг. 4 изображено отклонение эквивалентного маятника при предлагаемом управлении с изменяемой программной скоростью, при этом затраты топлива соответствуют 22 с включения управляющего ДМТ. На фиг. 5 изображено отклонение эквивалентного маятника при предлагаемом управлении и 5% отклонений параметров РБ от номинальных с затратами топлива 23 с включения управляющего ДМТ.

Таким образом, заявлен способ управления программным разворотом разгонного блока с помощью неподвижных двигателей ориентации постоянной тяги на участке поджатая топлива, заключающийся в выполнении разворота разгонным блоком: набора угловой скорости, движении по инерции и торможении. Отличительная особенность способа заключается в том, что разворот осуществляют путем учета априорной информации о параметрах колебания жидкости в баке разгонного блока без измерения положения жидкости с помощью приборов, при этом управляющее воздействие реализуемое с помощью двигателей ориентации путем задания ступенчатой программной угловой скорости как начала, так и окончания разворота, разбивается на два воздействия, разнесенных во времени на половину периода колебаний жидкости в баке так, чтобы колебания жидкости были погашены.

Техническим результатом изобретения является оптимизация циклограммы функционирования РБ за счет расширения возможностей системы управления в части совмещения динамических операций с одновременным уменьшением возмущений при одновременном их выполнении.

Источники информации

1. Б.В. Раушенбах, Е.Н. Токарь. Управление ориентацией космических аппаратов. М.: «Наука», 1974 г., стр. 191-194.

2. Патент RU 2541576. Способ управления программным разворотом разгонного блока.

3. А.Ш. Альтшулер, В.А. Лобанов. Математические модели пространственных колебаний жидких компонентов топлива в баках ракеты космического назначения на активных участках полета. Авиакосмическая техника и технология. 2010 г., №2, стр. 39-46.

4. К.С. Колесников. Динамика ракет. М.: «Машиностроение», 2003 г.

Способ управления программным разворотом разгонного блока с помощью неподвижных двигателей ориентации постоянной тяги на участке поджатия топлива, заключающийся в выполнении разворота разгонным блоком: набора угловой скорости, движения по инерции и торможения, отличающийся тем, что разворот осуществляют путем учета априорной информации о параметрах колебания жидкости в баке разгонного блока без измерения положения жидкости с помощью приборов, при этом управляющее воздействие, реализуемое с помощью двигателей ориентации путем задания ступенчатой программной угловой скорости как начала, так и окончания разворота, разбивается на два воздействия, разнесенных во времени на половину периода колебаний жидкости в баке так, чтобы колебания жидкости были погашены.
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ РАЗВОРОТОМ РАЗГОННОГО БЛОКА
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ РАЗВОРОТОМ РАЗГОННОГО БЛОКА
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ РАЗВОРОТОМ РАЗГОННОГО БЛОКА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 85.
27.08.2013
№216.012.65dd

Многоканальный преобразователь напряжений в шим-сигналы

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано в системах автоматического управления. Техническим результатом является уменьшение уровня импульсных помех и обеспечение равномерной загрузки источника питания. Технический результат достигается с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491714
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.10.2013
№216.012.7ab7

Волоконно-оптический измеритель угловой скорости

Изобретение относится к гироскопической и контрольно-измерительной технике и может быть использовано при разработке волоконно-оптических измерителей угловой скорости (ВОИУС). Измеритель содержит два усилителя-преобразователя (УП1 и УП2), формирователь синхронизирующих импульсов (ФСИ),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497077
Дата охранного документа: 27.10.2013
20.01.2014
№216.012.987b

Способ определения параметров модели погрешностей измерений акселерометров инерциальной навигационной системы по измерениям спутниковой навигации

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в инерциальных навигационных системах (ИНС) управления для определения навигационных параметров управляемых подвижных объектов. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого в ходе определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504734
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.01.2014
№216.012.9c8f

Способ определения параметров модели погрешностей измерений акселерометров ведомой инерциальной навигационной системы по измерениям эталонной инерциальной навигационной системы

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в инерциальных систем управления для определения навигационных параметров управляемых подвижных объектов. Технический результат - повышение точности. Для этого в ходе движения осуществляют определение параметров модели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505785
Дата охранного документа: 27.01.2014
10.04.2014
№216.012.b291

Приемопередатчик последовательного интерфейса с элементом гальванической развязки

Изобретение относится к области электроники, в частности к устройствам приема и передачи информации по проводным линиям связи. Технический результат заключается в создании простого и надежного устройства приемопередатчика с элементом гальванической развязки и малым током потребления....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511429
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.06.2014
№216.012.cfd4

Стенд для измерения вибрационных реактивных моментов гиромотора

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам измерения вибрационных реактивных моментов гиромоторов. Стенд содержит подвес, камеру, допускающую закрепление гиромотора экваториальной либо полярной осями вдоль оси подвеса, средство измерения вибраций в виде первого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518975
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.09.2014
№216.012.f359

Термоинвариантный измеритель линейного ускорения

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам измерения линейных ускорений в системах управления движущимися объектами, например к средствам измерения линейного ускорения в бесплатформенных инерциальных навигационных системах управления космическими объектами. Целью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528119
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.09.2014
№216.012.f36e

Формирователь временных интервалов

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники. Технический результат - упрощение конструкции устройства. Формирователь временных интервалов содержит блок регистров, блок коммутаторов, блок памяти, блок делителей частоты, блок формирователей команд, блок формирователей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528141
Дата охранного документа: 10.09.2014
20.11.2014
№216.013.083f

Порошковый композиционный материал акп-1пк и способ его получения

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к созданию легких материалов с низким коэффициентом линейного расширения, и может быть использовано в качестве конструкционного материала при создании командных приборов систем управления летательных аппаратов с высокими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533512
Дата охранного документа: 20.11.2014
20.11.2014
№216.013.092d

Способ измерения динамических характеристик кварцевого маятникового акселерометра (варианты)

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения параметров кварцевых маятниковых акселерометров. Согласно заявленному способу в одну из точек замкнутого контура акселерометра подают синусоидальные, калиброванные сигналы U Для всего требуемого диапазона...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533750
Дата охранного документа: 20.11.2014
Показаны записи 1-10 из 53.
10.02.2013
№216.012.2337

Способ подавления упругих колебаний конструкции ракеты пакетной схемы

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для подавления упругих колебаний конструкций ракет космического назначения (РКН) пакетной схемы. Позиционные гироскопы установлены в трехстепенных подвесах и измеряют угловое положение ракеты. Скоростные гироскопы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474517
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.26b4

Способ управления угловым движением ракеты космического назначения

Изобретение относится к управлению движением изделий ракетно-космической техники. Способ осуществляется отклонением установленных по крестообразной схеме камер сгорания, расположенных в плоскостях стабилизации I, II, III и IV. При этом вырабатывают командные сигналы , , по тангажу, рысканию и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475428
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.05.2013
№216.012.3d40

Способ выведения на орбиту ракеты космического назначения пакетной схемы на участке полета до отделения боковых блоков

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в ракетах космического назначения (РКН) пакетной схемы. На участке полета до отделения боковых блоков выполняют программный разворот по крену на соответствующий азимуту прицеливания начальный угол для совмещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481247
Дата охранного документа: 10.05.2013
27.06.2013
№216.012.518f

Способ калибровки чувствительных элементов бесплатформенной инерциальной навигационной системы в полете

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при разработке бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС) для решения задач управления доводочными ступенями (ДС) различного назначения. Технический результат - повышение точности. Для этого способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486472
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.08.2013
№216.012.5c9c

Ракета-носитель

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к ракетам-носителям для выведения в космос космических аппаратов. Ракета-носитель содержит один маршевый двигатель в карданном подвесе и отделяемую первая ступень. Первая ступень содержит аэродинамические рули с гидравлическими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489329
Дата охранного документа: 10.08.2013
27.08.2013
№216.012.65dd

Многоканальный преобразователь напряжений в шим-сигналы

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано в системах автоматического управления. Техническим результатом является уменьшение уровня импульсных помех и обеспечение равномерной загрузки источника питания. Технический результат достигается с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491714
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.09.2013
№216.012.7016

Универсальный широкодиапазонный стенд для контроля измерителей угловой скорости

Стенд предназначен для использования в измерительной технике. Стенд содержит корпус, вал, основную платформу, на которой установлен измеритель угловых скоростей, электродвигатель, первый усилитель мощности, кольцевой коллектор, дополнительную платформу, закрепленную на валу, на которой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494345
Дата охранного документа: 27.09.2013
20.10.2013
№216.012.75bc

Способ управления движением ракеты-носителя на начальном участке полета

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Способ управления движением ракеты-носителя на начальном участке полета заключается в отклонении качающейся части маршевого двигателя в заданной плоскости увода струи с учетом периодического вычисления командного сигнала на отклонение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495800
Дата охранного документа: 20.10.2013
20.01.2014
№216.012.987b

Способ определения параметров модели погрешностей измерений акселерометров инерциальной навигационной системы по измерениям спутниковой навигации

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в инерциальных навигационных системах (ИНС) управления для определения навигационных параметров управляемых подвижных объектов. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого в ходе определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504734
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.01.2014
№216.012.9c8f

Способ определения параметров модели погрешностей измерений акселерометров ведомой инерциальной навигационной системы по измерениям эталонной инерциальной навигационной системы

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в инерциальных систем управления для определения навигационных параметров управляемых подвижных объектов. Технический результат - повышение точности. Для этого в ходе движения осуществляют определение параметров модели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505785
Дата охранного документа: 27.01.2014
+ добавить свой РИД