×
21.05.2020
220.018.1e7c

Гибкий крыло-парус

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002721428
Дата охранного документа
19.05.2020
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области ветроэнергетики и может быть использовано в ветроэнергетических установках для преобразования энергии ветра в электрическую/механическую, а также в парусном судостроении для создания парусных судов и направлено на повышение аэродинамической эффективности гибкого крыла-паруса, оснащенного гиком-уишбоном в широком диапазоне скоростей ветра. Гибкий крыло-парус содержит две изогнутые ветви гика-уишбона, связанные с передней и задней вилками, соединенные с возможностью поворота вокруг продольной оси. параллельной оси симметрии гика. В средней части ветвей гика-уишбона, имеющих оптимальный профиль гибкого крыла-паруса для расчетного слабого ветра, проделаны отверстия, не менее одного, с закрепленными в них втулками. У втулок края отверстий с внешней стороны скруглены, сквозь которые продет регулировочный трос, образующий замкнутую петлю, концы которой выведены на внешнюю поверхность ветвей гика-уишбона и закреплены на натяжных барабанах, расположенных на гике-уишбоне у мачты (1). Достигается повышение аэродинамической эффективности гибкого крыла-паруса. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области ветроэнергетики и может быть использовано для преобразования энергии ветра в электрическую или механическую энергию в ветроэнергетике и парусном судостроении.

Известно устройство для повышения аэродинамической эффективности гибкого крыла, в частности бермудского грота, представляющее собой гик изменяемой в горизонтальной плоскости кривизны, содержащий балку с устройством крепления к мачте и направляющую для крепления нижней шкаторины паруса, балка выполнена в виде нескольких звеньев с ограничителями угла взаимного поворота и связанных друг с другом шарнирно с возможностью поворота в горизонтальной плоскости (АС СССР 1512858, опубл. 07.10.1989 г.).

К недостаткам аналога относятся большая масса, сложность и дороговизна конструкции. Для обеспечения требуемой жесткости конструкции, на которую кроме изгибающего момента действует крутящий момент, необходимы высокая точность изготовления и увеличение поперечных размеров узлов, из которых состоит конструкция.

Известна конструкция, называемая гик-уишбон, состоящая из двух выпуклых относительно оси гика-уишбона ветвей, применяемая на парусных досках или на яхтах типа «Фридом» (Электронный ресурс: http://www.barque.ru/horizon/1984/rig_yachts_such_as_freedom, Парусное вооружение яхт типа «Фридом»).

Среди конструкций гика-уишбона известна конструкция, содержащая две изогнутые ветви, связанные с передней и задней вилками, соединенными с возможностью поворота вокруг продольной оси, параллельной оси симметрии гика, и фиксации с нескольких положений (АС СССР №1342820, опубл. 07.10.1987 г.).

По числу сходных признаков и достигаемому результату данное техническое решение выбрано в качестве прототипа заявляемого технического решения.

Недостатки прототипа заключаются в то, что данная конструкция обеспечивает удобство управления парусной доской, но не влияет на аэродинамическую эффективность паруса, которая определяется, в основном, профилем паруса и влиянием мачты на характер обтекания паруса воздушным потоком. На формирование профиля гибкого крыла оказывают влияния деформативные свойства парусины, раскрой паруса, гибкость мачты, угол атаки воздушного потока и др. Под влиянием этих факторов профиль паруса данной конструкции оказывается далеким от оптимального. Кроме того, при каждой смене галса необходимы манипуляции по изменению положения ветвей гика-уишбона. А также низкий коэффициент аэродинамического качества.

Технический результат, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение состоит в повышении аэродинамической эффективности гибкого крыла-паруса оснащенного гиком-уишбоном в широком диапазоне скоростей ветра.

Для достижения указанного технического результата в гибком крыле-парусе, содержащем две изогнутые ветви гика-уишбона, связанные с передней и задней вилками, соединенные с возможностью поворота вокруг продольной оси параллельной оси симметрии гика, в средней части ветвей гика-уишбона, имеющих оптимальный профиль гибкого крыла-паруса для расчетного слабого ветра, проделаны отверстия, не менее одного, с закрепленными в них втулками, у которых края отверстий с внешней стороны скруглены и сквозь которые продет регулировочный трос образующий замкнутую петлю, концы которой выведены на внешнюю поверхность ветвей гика-уишбона и закреплены на натяжных барабанах расположенных на гике-уишбоне у мачты.

Кроме того, заявляемое техническое решение имеет факультативные признаки, характеризующий его частные случаи, а именно:

- передняя вилка выполнена в форме подковообразной оковки с внешней и внутренней коаксиальными цилиндрическими поверхностями, ось которых расположена на пересечении диаметральной плоскости корпуса судна и плоскости касательной ликпазу мачты. Внутренняя поверхность подковообразной оковки примкнута к башмаку, выполненному из материала с низким коэффициентом трения и установленному на мачте со стороны носа судна. Внешняя поверхность подковообразной оковки примкнута к втулкам, закрепленным на мачте симметрично относительно диаметральной плоскости. Подковообразная оковка снабжена консолями, ориентированными в сторону мачты, которые скреплены с ветвями гика-уишбона;

- поперечное сечение ветвей гика-уишбона выполнено в форме сегмента обращенного выпуклостью наружу.

Отличительными признаками предлагаемой конструкции от указанной выше известной, наиболее близкой к ней, являются выполнение отверстий, не менее одного, в средней части ветвей гика-уишбона, имеющих оптимальный профиль гибкого крыла-паруса для расчетного слабого ветра; закрепление в отверстиях втулок из материала с низким коэффициентом трения; продевание сквозь втулки регулировочного троса образующего замкнутую петлю; вывод концов петли на внешнюю поверхность ветвей гика-уишбона; закрепление концов петли на натяжных барабанах расположенных на гике-уишбона у мачты.

Благодаря наличию этих признаков крыло-парус прижат к подветренной ветви гика-уишбона, имеет оптимальную аэродинамическую форму. Регулировочный трос, продетый сквозь отверстия в крыле-парусе и в ветвях гика-уишбона, при наматывании его концов на натяжные барабаны позволяет уменьшать расстояние между ветвями гика-уишбона, что повышает аэродинамическую эффективность гибкого крыла-паруса при увеличении скорости ветра. Предлагаемая конструкция оковки гика-уишбона позволяет устанавливать

описываемую конструкцию гика на неповоротные мачты, а при его установке на поворотные мачты каплевидного поперечного сечения достигается безотрывное обтекание мачты с подветренной стороны и, как следствие, повышается аэродинамическая эффективность системы мачты - паруса.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами, представленными на фиг. 1-6.

На фиг. 1 показан вид сбоку на предлагаемый гибкий крыло-парус.

На фиг. 2 - горизонтальное сечение гика-уишбона плоскостью, проходящей через оси отверстий.

На фиг. 3 - сечение гика-уишбона вертикальной плоскостью проходящей через оси отверстий.

На фиг. 4 - сечение горизонтальной плоскостью оковки гика-уишбона, установленного на неповоротную мачту.

На фиг. 5 - вид сверху на гик-уишбон, установленный на поворотную мачту.

На фиг. 6 - вид сверху на гик-уишбон, установленный на неповоротную мачту при различных его положениях относительно диаметральной плоскости при максимальной и минимальной кривизне ветвей.

Предлагаемая конструкция содержит мачту 1, ветви 2 гика-уишбона, регулировочный трос 3, отверстия с закрепленными в них втулками 4, натяжные барабаны - не показаны, гибкий крыло-парус 5, подковообразная оковка 6 гика-уишбона, башмак 7, ролики 8, ликпаз 9. Стрелками показано натяжение регулировочного троса 3 на барабан.

Предлагаемая конструкция работает следующим образом.

Переднюю шкаторину гибкого крыла-паруса 5 вставляют в ликпаз 9 мачты 1 и производят его подъем. Затем в отверстия для втулок 4 и гибкого крыла-паруса 5 продевают регулировочный трос 3, и его концы закрепляют на натяжных барабанах. Далее производят натяжение регулировочного троса 3, так чтобы кривизна ветвей 2 гика-уишбона соответствовала ожидаемой скорости ветра, после этого производят натяжение шкотового угла гибкого крыла-паруса 5.

По данным (Ч. Мархай. Теория плавания под парусами. - Москва, Изд. «Физкультура и спорт», 1970 г., С. 100-120) величина пуза паруса изменяется в пределах от 1/7 для слабого ветра до 1/30 от хорды для сильного ветра. Поэтому ветви 2 гика-уишбона предлагаемой конструкции должны иметь при изготовлении стрелу прогиба более 1/7 от хорды.

Конструкция гика-уишбона работает в основном на продольное сжатие, поэтому наличие двух поперечных связей, в роли которых выступает регулировочный трос 3, позволяет примерно на порядок снизить массу устройства и использовать наиболее выгодную для данной конструкции форму поперечного сечения ветвей 2 гика-уишбона, например, сегментную.

Заявляемый гибкий крыло-парус предполагает использование парусной ткани с минимальной растяжимостью. Наличие отверстий в гибком крыле-парусе 5 не оказывает никакого влияния на его работу, так как он прилегает к внутренней поверхности ветви 2 гика-уишбона.

При изменении скорости ветра величина пуза гибкого крыла-паруса 5 может быть оперативно изменена за счет изменения кривизны ветвей 2 путем натяжения или ослабления регулировочного троса 3.

Оснащение гика-уишбона подковообразной оковкой 6 предлагаемой конструкции позволяет устанавливать его на находящуюся в эксплуатации мачту 1 путем закрепления на ее поверхности башмака 7, роликов 8 и дополнительного участка ликпаза 9.

Для увеличения жесткости подковообразной оковки 6 ей может быть придана в поперечном сечении форма швеллера.

Гибкий крыло-парус может найти применение на ветроэлектростанциях представляющих собой замкнутый рельсовый путь с установленными на нем тележками оснащенными генераторами и парусами.

Для повышения эффективности работы таких крыльев-парусов возможно оснащение их парусам 5 с гиком-уишбоном предлагаемой конструкции. Для чего необходимо снабдить их натяжными барабанами с электроприводом, управляемым датчиком скорости ветра.


Гибкий крыло-парус
Гибкий крыло-парус
Гибкий крыло-парус
Гибкий крыло-парус
Гибкий крыло-парус
Гибкий крыло-парус
Гибкий крыло-парус
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 21.
10.04.2016
№216.015.2e7a

Каскадный способ создания противофильтрационной завесы (пфз), сооружаемой способом "стена в грунте" на откосе с уклоном более 3°

Изобретение относится к области строительства, в частности, для создания противофильтрационных завес (ПФЗ) способом «стена в грунте» и может быть использовано в гидротехническом строительстве для защиты подземных и поверхностных вод от загрязнения в районах, прилегающих к золоотвалам тепловых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579780
Дата охранного документа: 10.04.2016
20.08.2016
№216.015.4a91

Преднапряжённая защитная оболочка реакторного отделения аэс

Изобретение относится к области строительства, а именно к конструкции предварительно напряженных железобетонных защитных оболочек АЭС. Технический результат изобретения заключается в повышении эксплуатационной надежности оболочки. Защитная оболочка реакторного отделения АЭС содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594501
Дата охранного документа: 20.08.2016
13.01.2017
№217.015.79e2

Способ возведения ледяного сооружения

Изобретение относится к области строительства в северных районах и предназначено для возведения ледяных инженерных сооружений, аккумуляции холода и образования сводчатых ледяных сооружений для хранения на (не)плавучих ледяных или ледопородных платформах на шельфах морей. Технический результат -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002599522
Дата охранного документа: 10.10.2016
25.08.2017
№217.015.ac18

Способ возведения намывного гидротехнического сооружения

Изобретение относится к области гидротехнического строительства и может найти применение при возведении намывных хранилищ отходов с большим потреблением воды и ее потерями при эксплуатации. Способ возведения намывного гидротехнического сооружения включает операции по устройству первичной дамбы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612205
Дата охранного документа: 03.03.2017
26.08.2017
№217.015.ea9d

Способ ультразвукового определения толщины слоя бетона, пропитанного жидкостью

Использование: для определения толщины слоя бетона, пропитанного жидкостью в бетонных и железобетонных конструкциях сооружений при одностороннем доступе к контролируемой конструкции. Сущность изобретения заключается в том, что устанавливают неподвижно на поверхности бетона излучатель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002627981
Дата охранного документа: 14.08.2017
26.08.2017
№217.015.ebf4

Способ контроля глиноцементобетонной диафрагмы в грунтовой плотине

Изобретение относится к способам контроля целостности противофильтрационных элементов гидротехнических сооружений с помощью волоконно-оптической контрольно-измерительной аппаратуры. Способ контроля глиноцементобетонной диафрагмы 3 в грунтовой плотине 2 включает прокладку волоконно-оптического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628447
Дата охранного документа: 16.08.2017
29.12.2017
№217.015.f90a

Защитная оболочка реакторного отделения аэс

Изобретение относится к области строительства, а именно к конструкции защитных оболочек реакторного отделения атомных электростанций. АЭС. Технический результат изобретения - снижение материалоемкости. Защитная оболочка содержит в цилиндрической части кольцевые трубчатые каналообразователи,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639346
Дата охранного документа: 21.12.2017
04.04.2018
№218.016.30d5

Способ определения местоположения повреждений и их контроль в днище бассейна суточного регулирования

Изобретение относится к способам контроля целостности железобетонных гидротехнических резервуаров с помощью волоконно-оптической контрольно-измерительной аппаратуры и предназначено для определения местоположения повреждений в днище бассейнов суточного регулирования и контроля протечек через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644964
Дата охранного документа: 15.02.2018
29.05.2018
№218.016.57cc

Валец вибрационного катка

Изобретение относится к дорожно-строительной технике и предназначено для уплотнения строительных материалов и направлено на снижение затрат энергии на уплотнение материала, повышение производительности и на снижение веса вальцов. Валец вибрационного катка содержит вал, соединенный с вальцом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654892
Дата охранного документа: 23.05.2018
15.11.2018
№218.016.9ddd

Сборная плавучая платформа

Изобретение относится к области плавучих сборно-разборных сооружений, используемых в качестве причалов, понтонных переправ, платформ для выполнения ремонтных работ гидротехнических сооружений, для проведения культурно-массовых мероприятий и т.п. Сборная плавучая платформа содержит модульные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672407
Дата охранного документа: 14.11.2018
Показаны записи 1-7 из 7.
10.04.2015
№216.013.395e

Установка для использования энергии приливных течений

Изобретение относится к области гидроэнергетики. Установка для использования энергии приливных течений включает ротор 1, состоящий из спиралевидных лопастей сегментного профиля, скрепленных траверсами с валом, и соединенный с ним генератор, установленный на платформе. Нижний конец вала ротора 1...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002546174
Дата охранного документа: 10.04.2015
20.08.2016
№216.015.4a91

Преднапряжённая защитная оболочка реакторного отделения аэс

Изобретение относится к области строительства, а именно к конструкции предварительно напряженных железобетонных защитных оболочек АЭС. Технический результат изобретения заключается в повышении эксплуатационной надежности оболочки. Защитная оболочка реакторного отделения АЭС содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594501
Дата охранного документа: 20.08.2016
29.12.2017
№217.015.f90a

Защитная оболочка реакторного отделения аэс

Изобретение относится к области строительства, а именно к конструкции защитных оболочек реакторного отделения атомных электростанций. АЭС. Технический результат изобретения - снижение материалоемкости. Защитная оболочка содержит в цилиндрической части кольцевые трубчатые каналообразователи,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639346
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.05.2018
№218.016.57cc

Валец вибрационного катка

Изобретение относится к дорожно-строительной технике и предназначено для уплотнения строительных материалов и направлено на снижение затрат энергии на уплотнение материала, повышение производительности и на снижение веса вальцов. Валец вибрационного катка содержит вал, соединенный с вальцом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654892
Дата охранного документа: 23.05.2018
15.11.2018
№218.016.9ddd

Сборная плавучая платформа

Изобретение относится к области плавучих сборно-разборных сооружений, используемых в качестве причалов, понтонных переправ, платформ для выполнения ремонтных работ гидротехнических сооружений, для проведения культурно-массовых мероприятий и т.п. Сборная плавучая платформа содержит модульные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672407
Дата охранного документа: 14.11.2018
03.03.2019
№219.016.d277

Комбинированный валец вибрационного катка

Изобретение предназначено для уплотнения материалов, из которых возводят грунтовые и бетонные сооружения, и направлено на снижение энергозатрат на уплотнение материала, на повышение производительности и снижение веса вибрационного катка. В комбинированном вальце вибрационного катка, содержащем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681032
Дата охранного документа: 01.03.2019
08.04.2019
№219.016.fed7

Ветроагрегат

Изобретение относится к области ветро- и гидроэнергетики, в частности к использованию энергии приливов, морских течений, рек и ветра, и направлено на упрощение конструкции и повышение эффективности ветроагрегата. Указанный технический результат достигается тем, что в ветроагрегате, включающем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002461733
Дата охранного документа: 20.09.2012
+ добавить свой РИД