×
25.04.2020
220.018.18a7

Результат интеллектуальной деятельности: МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002720054
Дата охранного документа
23.04.2020
Аннотация: Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства масляной системы авиационного газотурбинного двигателя (ГТД). Маслосистема содержит маслобак, неприводной центробежный воздухоотделитель, размещенный внутри маслобака, и электромагнитный сигнализатор металлических частиц в масле накопительного типа. Последний работает совместно с неприводным центробежным воздухоотделителем (циклоном), что позволяет использовать предварительную сепарацию металлических частиц в поле центробежных сил, образующихся вследствие закрутки потока масла, поступающего в циклон по касательной к его боковой стенке. Осуществление изобретения позволит значительно повысить надежность работы маслосистемы. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно, к масляной системе авиационного газотурбинного двигателя (ГТД).

Известна маслосистема ГТД, содержащая маслобак с размещенным внутри него неприводным центробежным воздухоотделителем и электромагнитный сигнализатор металлических частиц в масле накопительного типа (см. патент RU 2312240 класса F02С 7/06, опубл. в 2007 г.).

В известной системе смазки в сигнализаторе металлических частиц в масле не используется предварительная сепарация частиц в поле центробежных сил, образующихся при вращении потока масла в центробежном неприводном воздухоотделителе, что снижает надежность работы системы из-за ухудшения чувствительности сигнализатора к улавливанию металлических частиц.

Задача изобретения - использовать предварительную сепарацию металлических частиц в поле центробежных сил, образующихся при вращении потока масла в неподвижном центробежном воздухоотделителе, путем организации совместной работы сигнализатора металлических частиц и неприводного центробежного воздухоотделителя.

Указанная задача решается тем, что в известной маслосистеме ГТД, содержащей маслобак с размещенным внутри него неприводным центробежным воздухоотделителем и электромагнитный сигнализатор металлических частиц в масле накопительного типа, согласно изобретению, сигнализатор установлен на маслобаке, а магнит сигнализатора направлен внутрь полости маслобака таким образом, что его концевая часть через отверстия, выполненные в стенке маслобака и боковой стенке воздухоотделителя, выведена в проточную часть последнего.

Установка концевой части магнита сигнализатора внутрь проточной части воздухоотделителя позволяет разместить ее у боковой стенки воздухоотделителя, на внутренней стороне которой происходит осаждение тяжелых фракций масла (металлических частиц) под действием центробежных сил, образующихся вследствие закрутки потока масла, поступающего в воздухоотделитель, по касательной к его боковой стенке.

Технический результат изобретения - повышение надежности работы маслосистемы.

На чертеже изображена принципиальная схема маслосистемы авиационного ГТД.

Маслосистема содержит масляные полости 1 и 2 подшипниковых опор роторов компрессора и турбины и масляную полость 3 коробки приводных агрегатов (КПА). Каждая из масляных полостей 1, 2 и 3 подключена к входу своего откачивающего насоса, соответственно 4, 5 и 6. Магистрали откачки насосов 4, 5 и 6 объединены в единую откачивающую магистраль 7, которая выведена внутрь расположенного в маслобаке 8 неподвижного центробежного воздухоотделителя 9 по касательной к стенке последнего с помощью внешнего подводящего патрубка 10. Воздухоотделитель выполнен из токопроводящего материала и установлен в горизонтальной перегородке 11, разделяющей внутреннюю полость маслобака 8 на два изолированных отсека: циркуляционный - 12 под перегородкой и свободный - 13 над ней. В верхнем основании воздухоотделителя 9 выполнено отверстие 14 для отвода воздуха из внутренней его полости в свободный отсек 13, а нижнее основание опущено в циркуляционный отсек 12 маслобака 8. Для предотвращения перетекания масла из циркуляционного отсека 12 в свободный отсек 13 при отрицательных перегрузках в самолете маслобак 8 оборудован грузовыми клапанами 15 и 16, установленными, соответственно, в воздухоотделителе 9 и горизонтальной перегородке 11.

Маслосистема содержит также нагнетающий насос 17 с магистралями всасывания и нагнетания 18, 19. В последней установлен топливомасляный теплообменник 20 и перепускной клапан 21, обеспечивающий перепуск масла через трубку 22 в верхнюю полость циркуляционного отсека 12. Для отвода воздуха из масляных полостей 1, 2 и 3 и маслобака 8 предусмотрен приводной центробежный воздухоотделитель (суфлер) 23, выход из которого выведен в атмосферу.

К маслобаку 8 крепится электромагнитный сигнализатор 24 металлических частиц в масле так, что концевая часть магнита 25, обращенная внутрь маслобака, выведена через отверстие 26 в маслобаке и отверстие 27 в воздухоотделителе 9 в проточную полость последнего с внутренней стороны боковой стенки. Между отверстием 27 и концевой частью магнита 25 установлена прокладка 28 из диэлектрика.

При запуске ГТД масло из маслобака 8 по всасывающей магистрали 18 поступает на вход нагнетающего насоса 17 и выходит из него под давлением, попадая через топливомасляный теплообменник 20 в магистраль нагнетания 19, на выходе которой поток масла раздваивается: большая его часть направляется к форсункам масляных полостей 1, 2 и 3, соответственно, подшипниковых опор роторов компрессора, турбины и КПА, а меньшая часть через перепускной клапан 21 по трубке 22 возвращается в верхнюю полость циркуляционного отсека 12 маслобака 8. Отработанная в масляных полостях 1, 2 и 3 смазка вместе с металлическими частицами - продуктом износа трущихся деталей ГТД, и частью воздуха забирается откачивающими насосами 4, 5 и 6 и переправляется ими через единую магистраль 7 откачки масла и патрубок 10 внутрь воздухоотделителя 9, где масловоздушная смесь закручивается на внутренней стороне его боковой стенки, при этом металлические частицы (как наиболее тяжелая фракция смеси) под действием центробежных сил откидываются к боковой стенке вместе с маслом, а воздух - легкая фракция смеси, собирается в центральной части воздухоотделителя и через отверстие 14 мимо грузового клапана 15 попадает в свободный объем 13 маслобака 8, откуда через систему суфлирующих магистралей, сообщающих между собой масляные полости 1, 2 и 3 подшипниковых опор роторов компрессора, турбины и КПА, переправляется на вход приводного центробежного воздухоотделителя 23 и далее в атмосферу, а уловленное им масло возвращается в КПА для повторного использования. Осажденные на внутреннюю стенку воздухоотделителя 9 металлические частицы смываются потоком масла и под действием сил тяжести опускаются к его нижнему основанию, где притягиваются к концевой части магнита 25 сигнализатора 24. Индикация магнитной сигнализации осуществляется при замыкании электрической цепи металлическими частицами зазора между магнитом 25 и боковой стенкой воздухоотделителя 9. При отрицательных перегрузках на самолете отверстие 14 в циклоне 9 перекрывается грузовым клапаном 15, а металлические частицы перемещаются в верхнюю полость воздухоотделителя, где временно скапливаются у верхнего основания. Воздух из внутренней полости воздухоотделителя перетекает в свободный отсек 13 через нижнюю часть циркуляционного отсека 12. При возврате самолета к нормальному полету металлические частицы под действием сил тяжести возвращаются к исходному положению


МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 71.
29.12.2017
№217.015.f69c

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем. При останове двигателя генерируемую вращением вала ротора низкого давления электроэнергию передают на электродвигатель-генератор вала ротора высокого давления, для создания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639260
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f907

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к системам регулирования, оптимизирующим параметры турбореактивного двигателя (ТРД) в зависимости от целей полета самолета. При осуществлении способа предварительно для данного типа двигателей со штатной программой регулирования проводят его испытания на максимальном и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639409
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f961

Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции компенсаторов относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашин. Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины содержит жестко закрепленный на внутреннем корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639399
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f98b

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя содержит сопловой аппарат турбины с сопловыми лопатками, диск с рабочими лопатками, установленными в проточной части турбины, многоканальный воздуховод. Многоканальный воздуховод проходит через внутренние полости сопловых лопаток, его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639443
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.1b72

Механизм передачи крутящего момента агрегатам турбореактивного двигателя (трд), центральная коническая передача (цкп) трд, главная коническая шестерённая пара цкп трд, корпус цкп трд, ведущее зубчатое коническое колесо цкп, ведомое зубчатое коническое колесо цкп, узел цкп трд

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, имеющего газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД, включает соединенные с РВД с возможностью передачи агрегатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636626
Дата охранного документа: 24.11.2017
20.01.2018
№218.016.1d6b

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит кольцевой корпус (1) с установленной на нем кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640974
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1d99

Способ диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя при эксплуатации

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке, диагностике и эксплуатации реактивных двигателей, а конкретно к способам диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя по газодинамическим параметрам потока. Диагностику технического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640972
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1e3e

Маслосистема газотурбинного двигателя маневренного самолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и касается масляной системы газотурбинного двигателя маневренного самолета. Перепускной клапан установлен за топливомасляным теплообменником, а выход из перепускного клапана сообщен трубопроводом с внутренней полостью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640900
Дата охранного документа: 12.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a88

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД модуля газогенератора и вал ротора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642955
Дата охранного документа: 29.01.2018
04.04.2018
№218.016.2ead

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы роторов высокого давления (РВД) и роторов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644497
Дата охранного документа: 12.02.2018
Показаны записи 1-10 из 72.
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.04.2013
№216.012.3abf

Маслосистема энергетической газотурбинной установки

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к маслосистеме энергетической газотурбинной установки, применяемой на газоперекачивающих и электрических станциях для привода различных агрегатов (насосов, газовых и воздушных компрессоров, электрогенераторов и т.п.). Маслосистема...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480600
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.417c

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482334
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4928

Центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к насосам, применяемым в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Центробежно-шестеренный насос содержит расположенные в расточках корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни, каналы подвода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484308
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2014
№216.012.de5f

Маслосистема авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к маслосистеме авиационных газотурбинных двигателей. При экстремальных условиях работы двигателя (например, при фигурных полетах самолета) вследствие роста гидравлического сопротивления в магистралях откачки, увеличения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522713
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.de82

Устройство для смазки опорного подшипника ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к устройствам для смазки опорных подшипников роторов турбомашин. Особенностью предложенной конструкции является использование для привода во вращение откачивающего насоса размещенного внутри масляной полости опорного подшипника...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522748
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2014
№216.012.e77d

Центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к насосам, применяемым в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей. Насос содержит размещенные в расточках корпуса 1 и установленные на валах 3, расположенных в подшипниках 4, находящиеся в зацеплении шестерни 2. С торца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525054
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f7d3

Маслосистема авиационного газотурбинного двигателя с форсажной камерой

Изобретение относится к области машиностроения и касается устройства маслосистемы авиационного теплонапряженного газотурбинного двигателя с форсажной камерой, устанавливаемого на сверхзвуковые маневренные самолеты. В маслосистеме для повышения эффективности охлаждения масла в топливомасляном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529280
Дата охранного документа: 27.09.2014
+ добавить свой РИД