×
25.03.2020
220.018.0f77

Результат интеллектуальной деятельности: Щелевое уплотнение-демпфер центробежного насоса

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002717482
Дата охранного документа
23.03.2020
Аннотация: Изобретение относится к области насосостроения и может быть использовано, в частности в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей. Щелевое уплотнение-демпфер для гашения энергии колебаний вращающегося в бесконтактных подшипниках ротора центробежного насоса содержит корпус с уплотнительной поверхностью, плавающее кольцо, выполненное из отдельных секторов (6), уплотнительный выступ (5) центробежного колеса насоса и упругое демпферное кольцо (7). При этом кольцо (7) установлено коаксиально между уплотнительной поверхностью корпуса и наружной поверхностью плавающего кольца. Изобретение направлено на исключение механического касания элементов насоса о статорные элементы щелевого уплотнения и обеспечение безаварийной работы при прохождении первой критической (резонансной) скорости вращения ротора за счет гашения энергии колебаний центробежного колеса упругим демпферным кольцом. 4 ил.

Изобретение относится к области насосостроения и может быть использовано в турбонасосостроении (ТНА) ЖРД и в авиационной технике, где необходима высокая надежность центробежного насоса при многократном запуске насоса и на переходных режимах работы по оборотам.

Известна конструкция классического щелевого уплотнения колеса центробежного насоса (см. книгу под редакцией профессора Г.Г. Гахуна «Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей», г. Москва, «Машиностроение», 1989 г, стр. 238, рис. 10.35а).

Так же известна конструкция высокооборотного центробежного электронасоса ЖРД малой тяги межорбитального транспортного корабля, взятого за прототип (см. книгу под редакцией профессора Г.Г. Гахуна «Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей», г. Москва, «Машиностроение», 1989 г, стр. 207, рис. 10.9).

В данной конструкции в качестве опор применяются шариковые подшипники качения. Недостатком данной конструкции центробежного электронасоса является ограниченная работоспособность подшипников качения при многократных включениях для подачи компонентов в камеры сгорания корректирующих ЖРД малой тяги и с длительными перерывами между запусками. Это объясняется тем, что при каждом начале запуска подшипники работают «всухую», без охлаждения компонентом, т.к. после останова компонент удаляется из полости насоса и, соответственно, из подшипников. При запуске «всухую» в первую очередь изнашивается сепаратор, что и уменьшает ресурс работы подшипника и всего насоса. Поэтому для высокооборотных и высокоресурсных насосов ТНА ЖРД при большом количестве пусков и остановов целесообразно применять бесконтактные подшипники (гидростатические или гидродинамические подшипники скольжения (см. книгу под редакцией профессора Г.Г. Гахуна «Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей», г. Москва, «Машиностроение», 1989 г, стр. 253, рис. 10.48).

Следует отметить, что большинство роторов центробежных насосов конструктивно выполнены «гибкими», т.е. во время роста оборотов ротор проходит первую критическую скорость вращения - это резонансные обороты, когда наблюдается наибольший прогиб вала насоса. При этом резко возрастают радиальные нагрузки на подшипники качения и возникает возможность механического касания уплотнительного выступа (буртика) колеса о плавающее кольцо, что может привести к разрушению как подшипника, так и плавающего кольца (см. книгу под редакцией профессора Г.Г. Гахуна «Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей», г. Москва, «Машиностроение», 1989 г, стр. 304, рис. 11.30).

Для повышения работоспособности и безопасного прохождения ротором резонансного участка запуска широко применяются конструкции опор, где подшипник связан с корпусом насоса через упругое демпферное кольцо (см. книгу под редакцией профессора Г.Г. Гахуна «Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей», г. Москва, «Машиностроение», 1989 г, стр. 251, рис. 10.47а).

Однако в высокооборотных и высокоресурсных насосах ТНА ЖРД применение упругих демпферных колес невозможно из-за конструктивных особенностей бесконтактных подшипниковых опор и их особенностей работы.

Изобретение решает задачу обеспечения надежной работы центробежного насоса при прохождении первой критической (резонансной) скорости вращения методом гашения энергии колебания вращающегося в бесконтактных подшипниках ротора центробежного насоса.

Для этого в щелевом уплотнении центробежного насоса плавающее кольцо выполнено из отдельных секторов, а между уплотнительной поверхностью корпуса насоса и плавающим колесом коаксиально установлено упругое демпферное кольцо.

При таком исполнении щелевого уплотнения центробежного насоса упругое демпферное кольцо гасит энергию колебания ротора центробежного насоса при прохождении первой (резонансной) критической скорости вращения и обеспечивает безаварийную работу насоса при наборе оборотов и при останове, устраняя механическое касание выступа центробежного колеса об плавающее кольцо.

Изобретение поясняется чертежами:

На Фиг. 1 - продольный разрез щелевого уплотнения-демпфера центробежного насоса; на Фиг. 2 - поперечный разрез щелевого уплотнения, сделанный по сечению А-А; на Фиг. 3-конструкторские варианты выполнения плавающего кольца на отдельные сектора, на Фиг. 4 -конфигурация упругого демпферного кольца (пример конструкторского исполнения).

Щелевое уплотнение-демпфер центробежного насоса включает корпус насоса 1 с уплотнительной поверхностью 2, плавающее кольцо 3 с отдельными секторами 6, центробежное колесо насоса 4 с уплотнительным выступом (буртиком) 5 и упругое демпферное кольцо 7.

В процессе роста оборотов ротора центробежного насоса (частота вращения) обороты приближаются к критическим оборотам (резонансной частоте колебания ротора). При прохождении критических чисел оборотов происходит максимальный изгиб ротора, что ведет к изменению радиального зазора между уплотнительным выступом 5 центробежного насоса 4 и внутренней поверхностью плавающего кольца 3. С одной стороны, указанный зазор уменьшается, а с противоположной стороны зазор увеличивается. В уменьшенном зазоре давление рабочей жидкости падает, а в увеличенном зазоре давление вырастает, что приводит к появлению перепада давления рабочей жидкости и возникновению радиальной силы, которая воздействует на плавающее кольцо. Вследствие того, что плавающее кольцо 3 выполнено из отдельных секторов 6, оно может изменять свою геометрию и в зоне деформации передавать радиальную силу на упругое демпферное кольцо 7, вызывая его упругую деформацию. Таким образом упругая деформация кольца 7 гасит энергию колебания ротора и уменьшает амплитуду колебания ротора центробежного насоса при прохождении первой критической скорости вращения. Все зазоры между отдельными щелевого уплотнения-демпфера выбираются конструктивно в процессе доводки насоса.

Использование изобретения позволит повысить надежность работы центробежного насоса на бесконтактных подшипниках за счет уменьшения прогиба ротора при прохождении критических (резонансных) чисел оборотов (уменьшения амплитуды колебаний) и устранения механического касания уплотнительного выступа 5 центробежного колеса 4 о внутреннюю поверхность плавающего кольца 3.

Щелевое уплотнение-демпфер для гашения энергии колебаний вращающегося в бесконтактных подшипниках ротора центробежного насоса, содержащее корпус с уплотнительной кольцевой поверхностью, плавающее кольцо, центробежное колесо насоса с уплотнительным выступом, причем плавающее кольцо щелевого уплотнения выполнено из отдельных секторов, а между уплотнительной поверхностью корпуса и плавающим кольцом коаксиально установлено упругое демпферное кольцо.
Щелевое уплотнение-демпфер центробежного насоса
Щелевое уплотнение-демпфер центробежного насоса
Щелевое уплотнение-демпфер центробежного насоса
Щелевое уплотнение-демпфер центробежного насоса
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-4 из 4.
01.09.2019
№219.017.c592

Способ имитации высотных условий при испытании ракетных двигателей

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при испытаниях сопел ракетных двигателей больших степеней расширения с целью их отработки и подтверждения работоспособности. При имитации высотных условий при испытании ракетных двигателей тепловые, механические и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002698555
Дата охранного документа: 28.08.2019
01.11.2019
№219.017.dcd8

Камера жидкостного ракетного двигателя малой тяги

Изобретение относится к ракетной технике. Камера жидкостного ракетного двигателя малой тяги, состоящая из смесительной головки с форсунками, корпуса камеры с докритической и сверхзвуковой частями сопла, при этом корпус камеры образован концентрическими оболочками с зазорами между ними, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704518
Дата охранного документа: 29.10.2019
18.03.2020
№220.018.0cd6

Энергетическая установка с машинным преобразованием энергии

Изобретение относится к объектам энергетического машиностроения. Изобретение направлено на повышение КПД турбокомпрессорных энергетических установок путем уменьшения затрат энергии турбины на привод компрессора. Эта задача решается снижением потребной степени сжатия компрессора только до...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002716766
Дата охранного документа: 16.03.2020
18.07.2020
№220.018.33aa

Способ останова жидкостного ракетного двигателя с турбонасосной системой подачи топлива

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Способ останова жидкостного ракетного двигателя с турбонасосной системой подачи топлива в составе космической двигательной установки, основанный на последовательной подаче 2-х команд с заданным интервалом времени между ними, при этом по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002726863
Дата охранного документа: 16.07.2020
Показаны записи 1-10 из 14.
27.08.2013
№216.012.64d4

Насос

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в ТНА ракетной техники. Насос содержит корпус 1 с боковым всасывающим патрубком 3, подсоединенным к кольцевой полости 4, переходящей в конический подвод 5 перед входом в рабочее колесо ротора 2. Наружная и внутренняя стенки 6...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491449
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.12.2014
№216.013.0dad

Шнекоцентробежный насос

Изобретение относится к центробежным насосам и может быть использовано в тех областях машиностроения, где требуется применение насосов с очень высокими антикавитационными свойствами. Шнекоцентробежный насос включает ротор, на валу (1) которого последовательно установлены бустерный шнек (2),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534918
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.01.2015
№216.013.2126

Шнекоцентробежный насос

Изобретение относится к шнекоцентробежным насосам и может быть использовано в тех областях машиностроения, где требуется применение насосов, перекачивающих жидкости с содержанием растворенного и свободного газа. Изобретение решает задачу расширения диапазона кавитационной устойчивости насоса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539934
Дата охранного документа: 27.01.2015
20.01.2016
№216.013.a346

Турбонасосный агрегат

Изобретение относится к турбонасосостроению и может быть использовано в турбонасосных агрегатах (ТНА) ЖРД верхних ступеней ракет многоразового включения. Изобретение решает задачу работоспособности подшипников ТНА в условиях воздействия вакуума при многократном включении ЖРД, что достигается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002573440
Дата охранного документа: 20.01.2016
20.03.2016
№216.014.cb9e

Устройство для обеспечения командного давления жидкостного ракетного двигателя с насосной подачей компонентов топлива

Изобретение относится к системе регулирования жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) с насосной подачей и может быть использовано в ракетном двигателестроении. Устройство для обеспечения командного давления ЖРД с насосной подачей компонентов топлива, включающее камеру командного давления с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002577920
Дата охранного документа: 20.03.2016
20.03.2016
№216.014.cc90

Лопастной насос

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в турбонасосных агрегатах ракетной техники. Изобретение направлено на расширение диапазона применения лопастного насоса по расходу жидкости при обеспечении надежного охлаждения подшипника и повышения антикавитационных качеств...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002577919
Дата охранного документа: 20.03.2016
13.01.2017
№217.015.881d

Центробежный насос

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано в турбонасосных агрегатах (ТНА) ЖРД верхних ступеней ракет в качестве разгонных блоков многоразового включения и с продолжительным временем работы. Центробежный насос включает корпус (1) насоса, центробежное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602465
Дата охранного документа: 20.11.2016
25.08.2017
№217.015.b78b

Турбонасосный агрегат

Изобретение относится к турбонасосостроению и может быть использовано в турбонасосных агрегатах (ТНА) ЖРД верхних ступеней ракет многоразового включения. ТНА включает входной патрубок (1) пониженного давления, корпус (2) с размещенными в нем на валу центробежным насосом (3) и турбиной (4),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614911
Дата охранного документа: 30.03.2017
25.08.2017
№217.015.c989

Входной патрубок газовой турбины

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в отраслях техники, где применяются газовые турбины, в частности в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей. Входной патрубок газовой турбины содержит кольцевой газовый коллектор, корпус турбины и центральную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619439
Дата охранного документа: 15.05.2017
20.01.2018
№218.016.1169

Центробежная турбина

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано в турбонасосных агрегатах (ТНА) жидкостных ракетных двигателей с продолжительным временем работы при использовании любых компонентов топлива, как высококипящих, так и низкокипящих. Центробежная турбина...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633974
Дата охранного документа: 20.10.2017
+ добавить свой РИД