×
21.03.2020
220.018.0ebe

СПОСОБ ОЦЕНКИ АДГЕЗИОННОЙ ПРОЧНОСТИ МНОГОСЛОЙНОГО ПОКРЫТИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к исследованиям механических свойств покрытий, а именно к способам оценки адгезионной прочности покрытия с основой. Способ заключается в нанесении слоев испытуемого покрытия на образец в виде металлической пластины, выполнении в покрытии поперечного надреза до подложки и изгибе пластины с испытуемым покрытием при расположении надреза в области растяжения при изгибе пластины и оценке прочности сцепления по результатам разрушения покрытия. При этом выполняют дополнительный надрез, причем надрезы располагают симметрично относительно оси симметрии изгиба образца, приготавливают шлиф в плоскости, перпендикулярный линии надреза, и на шлифе определяют: точку О - точку пересечения биссектрисы угла изгиба образца α, проходящей через центр изгиба образца О', с линией, перпендикулярной поверхности покрытия в точке A и проходящей через точку A, проводят из точки О линию через точку А конца участка отслоения покрытия от основы и определяют угол γ отслоения покрытия от основы, затем проводят из точки О линию через точку А конца участка максимального отслоения слоя покрытия от нижележащего слоя покрытия и определяют угол γ - угол максимального отслоения слоев покрытия, затем проводят из точки О линию через точку А конца минимальной величины участка отслоения слоя покрытия от нижележащего слоя покрытия и определяют угол γ - угол минимального отслоения слоев покрытия. Технический результат - обеспечение количественно-качественной оценки адгезионной прочности между покрытием и основой и между слоями многослойного покрытия. 3 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к исследованиям механических свойств покрытий, а именно к способам оценки адгезионной прочности покрытия с основой и может быть использовано для оценки прочности сцепления слоев в многослойном покрытии.

Известно, что эксплуатационные свойства деталей с защитными покрытиями связаны с точностью оценки их адгезионной и когезионной прочности. Особенно актуальным является оценка прочности сцепления между слоями многослойных ионно-плазменных покрытий. Использование количественных методов оценки прочности сцепления для многослойных ионно-плазменных покрытий, обладающих высокой адгезионной и когезионной прочностью затруднено.

Известны "Методы контроля прочности сцепления покрытий" пункт 5 ГОСТ 9. 302-88, где:

- по пункту 5.5 - "Метод изгиба" образец с покрытием изгибают под углом 90° в одну сторону, затем в другую до излома;

- по пункту 5.8 - "Метод нанесения сетки царапин" (метод рисок) на поверхности контролируемого покрытия острием наносят не менее трех параллельных рисок с расстоянием между ними от 2 до 3 мм и перпендикулярно к ним также не менее трех параллельных рисок глубиной до основного металла;

- по пункту 5.12 - "Метод выдавливания" (штамповки) по ГОСТ 10510, основанный на выдавливании сферических лунок по Эриксену.

Недостатком этих методов является невозможность количественной оценки прочности сцепления покрытия с основным материалом, поэтому эти способы позволяют судить только о качественной характеристике прочности сцепления покрытия с основой.

Известен способ оценки адгезионной прочности покрытия с основой, в котором на пластинчатый образец наносят покрытие и изгибают на заданный угол и по результату разрушения покрытия судят о прочности его сцепления (авт. св. СССР №538271 «Образец для определения прочности покрытий при изгибе», Бюл. №46, 1976 г.)

Недостатком известного изобретения является невозможность количественно-качественной оценки прочности сцепления покрытия с основой.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ оценки адгезионной прочности многослойного покрытия, заключающийся в нанесении слоев испытуемого покрытия на образец в виде металлической пластины, выполнении в покрытии поперечного надреза до подложки и изгиб пластины с испытуемым покрытием, при выполнении надреза в области растяжения при изгибе пластины и оценку прочности сцепления по результатам разрушения покрытия (авт. св. СССР №1046660 «Способ определения прочности сцепления слоев соединения», МПК G01N 19/04, 1983 г.).

Однако, известные способы оценки адгезионной прочности покрытия не позволяют оценить одновременно и адгезионную прочность покрытия с основным материалом и прочность сцепления между слоями многослойного покрытия.

Задачей данного изобретения является возможность обеспечения оценки адгезионной прочности между покрытием и основой и между слоями многослойного покрытия.

Техническим результатом данного изобретения является обеспечение количественно-качественной оценки адгезионной прочности между покрытием и основой и между слоями многослойного покрытия.

Технический результат достигается за счет того, что в способе оценки адгезионной прочности многослойного покрытия, заключающемся в нанесении слоев испытуемого покрытия на образец в виде металлической пластины, выполнении в покрытии поперечного надреза до подложки и изгиб пластины с испытуемым покрытием при расположении надреза в области растяжения при изгибе пластины и оценку прочности сцепления по результатам разрушения покрытия, в отличие от прототипа, выполняют дополнительный надрез, причем надрезы располагают симметрично относительно оси симметрии изгиба образца, при этом до или после деформации приготавливают микрошлиф в плоскости, перпендикулярной линии надреза, и на микрошлифе или его фотографическом изображении определяют: точку

О - точку пересечения биссектрисы угла изгиба образца α, проходящей через центр изгиба образца О', с линией, перпендикулярной поверхности покрытия в точке A1 и проходящей через точку A1, проводят из точки О линию через точку А2 и определяют угол γ1 между этой линией ОА2 и биссектрисой ОО', затем проводят из точки О линию через точку А3 и определяют угол γmax между этой линией ОА3 и биссектрисой ОО', затем проводят из точки О линию через точку А4 и определяют угол γmin, между этой линией ОА4 и биссектрисой ОО', где:

α - угол изгиба образца,

A1 -точка начала зоны деформации пластины,

А2 - точка конца участка отслоения покрытия от основы,

γ1 - угол отслоения покрытия от основы,

А3 - точка конца участка максимального отслоения слоя покрытия от нижележащего слоя покрытия,

γmax - угол максимального отслоения слоев покрытия,

А4 - точка конца участка минимального отслоения слоя покрытия от нижележащего слоя покрытия,

γmin - угол минимального отслоения слоев покрытия,

а по значениям углов γ1, γmax, γmin судят о прочности сцепления между слоями и между покрытием и основой, причем чем меньше значение углов γ1, γmax, γmin тем меньше прочность сцепления.

Кроме того возможны следующие дополнительные приемы осуществления способа: из точки О проводят линию через точку An - точку конца участка отслоения n-го слоя покрытия от нижележащего слоя покрытия и определяют угол γn отслоения n-го слоя покрытия, по значению которого судят о прочности сцепления между -м слоем и нижележащим слоем покрытия; по значениям углов γ1, γmax, γmin определяют:

коэффициент отслоения покрытия Котс.пок:

Котс.пок1/α,

коэффициент максимального отслоения слоя покрытия Котс.сл.max:

Котс.сл.maxmax/α,

коэффициент минимального отслоения слоя покрытия:

Котс.сл.minmin /α,

а по значениям коэффициентов Котс.пок, Котс.сл.max, Котс.сл.min, судят о прочности сцепления между слоями и между покрытием и основой, причем чем больше значение коэффициентов Котс.пок, Котс.сл.max, Котс.сл.min, тем меньше соответствующее этим коэффициентам значение прочности сцепления; по значениям углов γn, определяют:

коэффициент отслоения n-го слоя покрытия Котс.сл.:

Котс.сл.n/α,

а по значению коэффициента Котс.сл. судят о прочности сцепления между испытуемыми слоями, причем чем больше значение коэффициента Котс.сл., тем меньше соответствующее этим коэффициентам значение прочности сцепления.

Заявленное изобретение соответствует критерию "новизна", так как оно не известно из уровня техники.

Предложенный способ является промышленно применимым и соответствует критерию "изобретательский уровень", т.к. он явным образом не следует из уровня техники.

Таким образом, данное техническое решение соответствует установленным условиям патентоспособности изобретения. Других известных технических решений аналогичного назначения с подобными существенными признаками заявителем не обнаружено.

Изобретение иллюстрируется чертежами, на которых изображено: на фигуре 1 представлена схема испытуемого изгибного образца с покрытием, на фигуре 2 - схема отслоений покрытия от основы и между слоями покрытия.

На фигурах 1 и 2 обозначено: 1 - испытуемый изгибный образец; 2 - покрытие; 3 - надрез; 4 (4а, 4b, 4c) - слои покрытия; 5 - зона отслоения «покрытие-основа»; 6 - зона максимального отслоения между слоями покрытия; 7 - зона минимального отслоения между слоями покрытия; α - угол изгиба образца с покрытием; О - точка пересечения линии, проходящей через точку A1 и перпендикулярной к поверхности покрытия в точке A1 с биссектрисой ОО' угла изгиба образца α, проходящей через центр надреза; A1 - точка начала зоны деформации пластины (А1' - точка начала зоны деформации пластины симметричная точке A1); А2 - точка конца участка отслоения покрытия от основы; А3 - точка конца участка максимального отслоения слоя покрытия от нижележащего слоя покрытия; А4 - точка конца участка минимального отслоения слоя покрытия от нижележащего слоя покрытия; γ - угол деформации (γ=A1OO'); γ1 - угол отслоения покрытия от основы (γ1=A2OO'); γmax - угол максимального отслоения слоев покрытия (γmax=А3ОО'); γmin - угол минимального отслоения слоев покрытия (γmin=A4OO'); в - ширина надреза в покрытии.

Предлагаемый способ оценки прочности сцепления многослойного покрытия осуществляют следующим образом.

Вначале на плоскую поверхность испытуемого образца 1 (фиг. 1) наносят испытуемое многослойное покрытие 2. Затем одним из известных способов в покрытии, в зоне заданной максимальной деформации образца выполняют два, симметрично расположенных относительно биссектрисы угла загиба α сквозных надреза 3 шириной в, и глубиной, доходящей до поверхности основного материала образца (фиг. 1 и фиг. 2). Изгибают образец 1 с покрытием 2 на заданный угол α таким образом, чтобы надрезы 3 в покрытии 2 располагались в области растяжения покрытия при изгибе, т.е. с выпуклой части изогнутого образца 1. Для лучшего осмотра области деформации образца 1 с покрытием 2 до или после изгиба на боковой стороне пластинчатого образца 1 в плоскости, перпендикулярной линиям надрезов 3 приготавливают микрошлиф и изготавливают ее микрофотографию (или выносят на дисплей микроскопа). На полученном изображении зоны изгибной деформации образца 1 с покрытием 2 делают следующие геометрические построения (фиг. 2), определяя:

1) угол α изгиба пластинчатого образца 1;

2) биссектрису угла α изгиба пластинчатого образца 1, проходящую через центр надреза 3 (линия ОО');

3) точку A1 - точку зоны начала деформации пластинчатого образца 1;

4) точку О - точку пересечения биссектрисы ОО' угла α с линией, проходящей через точку A1 и перпендикулярной к поверхности покрытия 2;

5) точку А2 - точку конца участка отслоения покрытия 2 от основы

6) проводят из точки О линию через точку А2 и определяют угол γ1 отслоения покрытия 2 от основы;

7) определяют точку A3 - точку конца участка (зоны) максимального отслоения 6 слоя 4 (например, слоя 4с) покрытия 2 от нижележащего слоя 4 (4b) покрытия 2;

8) затем проводят из точки О линию через точку А3 и определяют угол γmax - угол максимального отслоения слоев 4 покрытия 2;

9) определяют точку А4 - точку конца участка минимального отслоения 7 слоя 4 (например слоя 4b) покрытия 2 от нижележащего слоя 4 (4а) покрытия 2;

10) затем проводят из точки О линию через точку А4 и определяют угол γmin - угол минимального отслоения слоев покрытия 2.

Для качественно-количественной оценки адгезионной прочности покрытия 2 с основным материалом образца 1, а также для адгезионной прочности между слоями 4 покрытия 2 используют значения углов γ1, γmax, γmin при постоянных значениях угла изгиба α, толщине пластинчатого образца 1 и нанесенного на него покрытия 2, ширины надреза в и радиуса кривизны при изгибе.

Для удобства указанные значения углов γ1, γmax, γmin могут быть выражены через следующие коэффициенты:

коэффициент отслоения покрытия:

Котс.пок1/α;

коэффициент максимального отслоения слоя покрытия:

Котс.сл.maxmax/α;

коэффициент минимального отслоения слоя покрытия:

Котс.сл.minmin/α;

коэффициент отслоения n-го слоя покрытия

Котс.сл.n/α.

Для повышения достоверности оценки адгезионной прочности многослойного покрытия можно дополнительно использовать симметричную исследованной зоне OOA1 образца, зону образца ООА1'.

Пример. Для оценки адгезионной прочности между покрытием и основой, а также между слоями покрытия были проведены следующие испытания. На пластинчатых образцах размерами 10×100×2 мм из нержавеющей стали марки 12Х18Н10Т были нанесены ионно-плазменные многослойные покрытия с чередующимися слоями титана и нитрида титана. Толщина слоя титана составляла 0,6 мкм, толщина слоев нитрида титана - 2,2 мкм при толщине первого слоя титана 0,8 мкм. Использовали многослойное покрытие, содержащее восемь слоев при общей толщине покрытия, равной 11,4 мкм. Испытания проводили при угле изгиба α=90 градусов, ширине надреза в=0,2 мм (надрез в покрытии находился на выпуклой части изогнутого образца, по глубине равнялся толщине испытуемого многослойного покрытия. Надрезы выполняли в поперечном направлении образца под углом 90 градусов к плоскости боковой поверхности образца). Было испытано 8 образцов. На четырех образцах микрошлифы на боковых поверхностях образцов приготавливали до изгиба, на других четырех образцах - после изгиба. Для облегчения оценки параметров покрытия в деформированной изгибом зоне образцов микрошлифы в зоне отпечатка фотографировали и на фотографиях микрошлифов производили необходимые замеры. Микрошлиф приготавливали на боковой стороне испытуемого образца в плоскости, перпендикулярной линии надреза. В таблице приведены результаты испытаний образцов с многослойными покрытиями.

При оценке прочности сцепления между покрытием и основой, а также между слоями покрытия следует учитывать, что чем меньше значения углов γ1, γmax, γmin и меньше значения коэффициентов отслоения, тем меньше соответствующие величины адгезионной прочности.

Результаты испытаний образцов с многослойными покрытиями показали возможность количественно-качественной оценки прочности сцепления многослойных покрытий как между покрытием и основным материалом, так и между его слоями.

Таким образом, использование перечисленных выше существенных признаков предлагаемого способа позволило достичь технического результата предлагаемого изобретения - обеспечения количественно-качественной оценки адгезионной прочности между покрытием и основой и между слоями многослойного покрытия.


СПОСОБ ОЦЕНКИ АДГЕЗИОННОЙ ПРОЧНОСТИ МНОГОСЛОЙНОГО ПОКРЫТИЯ
СПОСОБ ОЦЕНКИ АДГЕЗИОННОЙ ПРОЧНОСТИ МНОГОСЛОЙНОГО ПОКРЫТИЯ
СПОСОБ ОЦЕНКИ АДГЕЗИОННОЙ ПРОЧНОСТИ МНОГОСЛОЙНОГО ПОКРЫТИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 146.
26.08.2017
№217.015.edc7

Способ изготовления комбинированной полой лопатки турбомашины из алюминиевого сплава

Изобретение относится к способам изготовления лопаток турбомашин. Способ изготовления полой лопатки турбомашины из алюминиевого сплава заключается в формировании элементов спинки и корыта лопатки путем придания пластинам из алюминиевого сплава заданного профиля и размеров, их фиксации,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628843
Дата охранного документа: 22.08.2017
29.12.2017
№217.015.f0b8

Способ диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя и устройство для его реализации

Группа изобретений относится к способу диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя и устройству для диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя. Техническим результатом является повышение достоверности и быстродействия определения начала помпажа на всех режимах работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638896
Дата охранного документа: 18.12.2017
19.01.2018
№218.016.02c3

Способ управления стартер-генератором, интегрированным в газотурбинный двигатель, при коротком замыкании

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано в авиационных стартер-генераторах, интегрированных в авиационный газотурбинный двигатель. Технический результат: стабильная работа системы защиты от короткого замыкания в стартер-генераторе при высокой температуре...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630285
Дата охранного документа: 06.09.2017
19.01.2018
№218.016.05f3

Электропривод летательного аппарата (варианты)

Группа изобретений относится к авиакосмическим летательным аппаратам. Электропривод для летательного аппарата содержит корпус, шарико-винтовую пару, состоящую из гайки и винта, аксиальный подшипник, электродвигатель, зубчатую передачу, датчик положения ротора, демпфер и систему управления....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630966
Дата охранного документа: 15.09.2017
19.01.2018
№218.016.0c45

Форсунка с ультразвуковым излучателем

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложена топливная форсунка для ДВС, содержащая составной корпус 1 с топливным каналом высокого давления 7, распылитель 3 с иглой 2, штангу 5. В верхней части корпуса 1 форсунки закреплен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632639
Дата охранного документа: 06.10.2017
20.01.2018
№218.016.10cf

Способ низкотемпературного ионного азотирования титановых сплавов

Изобретение относится к металлургической промышленности, а именно к химико-термической обработке поверхности изделий из титановых сплавов, и может быть использовано при изготовлении деталей двигателей, работающих в условия износа, в медицине и других отраслях промышленности. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633867
Дата охранного документа: 18.10.2017
20.01.2018
№218.016.153d

Устройство защиты от короткого замыкания высокотемпературного стартер-генератора обращённой конструкции

Использование: в области электротехники. Технический результат: защита от короткого замыкания стартер-генератора обращенной конструкции в составе газотурбинного двигателя в температурном режиме до 450°С за счет механического расцепления статора с неподвижным стержнем, сопровождающегося...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634836
Дата охранного документа: 07.11.2017
20.01.2018
№218.016.1b7e

Гибридный магнитный подшипник с использованием сил лоренца (варианты)

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано для обеспечения бесконтактного вращения ротора электрических машин. Отличие по первому варианту гибридного магнитного подшипника с использованием сил Лоренца состоит в том, что введены две управляющие m-фазные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636629
Дата охранного документа: 24.11.2017
20.01.2018
№218.016.1d36

Способ изготовления полой лопатки газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано для изготовления полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя из титанового сплава. Используют трехслойные заготовки обшивок и/или заполнителя, причем внешние слои заготовок выполняют из титанового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640692
Дата охранного документа: 11.01.2018
20.01.2018
№218.016.1d3f

Способ упрочнения и формирования винтового арматурного стержня

Изобретение относится к области упрочнения и формирования винтового профиля, в частности арматурных стержней, используемых для изготовления железобетонных элементов. Способ включает скручивание арматурной заготовки вокруг своей продольной оси. Повышение прочности арматурных стержней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640705
Дата охранного документа: 11.01.2018
Показаны записи 1-10 из 141.
20.02.2013
№216.012.27d7

Способ оценки степени упрочнения поверхностного слоя твердых материалов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для экспресс-определения физико-механических свойств твердых материалов, в частности для оценки степени упрочнения поверхностного слоя деталей после защитно-упрочняющей обработки. Сущность: осуществляют приготовление шлифа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475719
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.03.2013
№216.012.313a

Способ получения ионно-плазменного покрытия на лопатках компрессора из титановых сплавов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиационном двигателестроении и энергетическом турбостроении. Детали помещают в вакуумную камеру установки, создают требуемый вакуум, ионную очистку и ионно-имплантационную обработку поверхности основного материала детали с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478140
Дата охранного документа: 27.03.2013
20.04.2013
№216.012.3617

Способ восстановления торца пера лопатки турбомашины с формированием щеточного уплотнения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в турбомашиностроении при восстановительном ремонте наплавкой или сваркой и модернизации рабочих и направляющих лопаток паровых турбин, газоперекачивающих установок и компрессоров газотурбинных двигателей. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479400
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.3722

Способ ионно-имплантационной обработки деталей из титановых сплавов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиационном двигателестроении и энергетическом турбостроении. Способ включает ионную очистку ионами аргона и ионно-имплантационную обработку поверхности детали ионами азота. Ионную очистку проводят при энергии от 8 до 10 кэВ и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479667
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.3724

Способ получения теплозащитного покрытия

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к методам нанесения теплозащитных покрытий на рабочие лопатки газотурбинных двигателей и энергетических установок. Поверхность лопатки подвергают ионно-имплантационной обработке ионами одного из следующих элементов N, Y, Yt или их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479669
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.06.2013
№216.012.4751

Способ изготовления элемента прирабатываемого уплотнения турбины

Изобретение относится к машиностроению, а именно к изготовлению уплотнений зазоров проточной части турбомашин, длительно работающих в условиях повышенных температур и высокочастотных вибраций. Из порошка прирабатываемого материала формируют гранулы, поверхность которых оплавляют с образованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483837
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4b8e

Элемент прирабатываемого уплотнения турбины

Изобретение относится к машиностроению, в частности к уплотнениям зазоров проточной части турбомашин, длительно работающих в условиях повышенных температур и высокочастотных вибраций. Элемент прирабатываемого уплотнения турбины выполнен из адгезионно соединенных между собой путем спекания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484924
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.10.2013
№216.012.7662

Способ полирования деталей из титановых сплавов

Изобретение относится к электролитно-плазменному полированию деталей из титановых сплавов и может быть использовано в турбомашиностроении при полировании рабочих и направляющих лопаток паровых турбин, лопаток газоперекачивающих установок и компрессоров газотурбинных двигателей, для обеспечения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495966
Дата охранного документа: 20.10.2013
20.10.2013
№216.012.7663

Способ электролитно-плазменного полирования деталей из титановых сплавов

Изобретение относится к электролитно-плазменному полированию металлических изделий, преимущественно из титановых сплавов, и может быть использовано в турбомашиностроении при обработке рабочих и направляющих лопаток паровых турбин, лопаток газоперекачивающих установок и компрессоров...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495967
Дата охранного документа: 20.10.2013
27.10.2013
№216.012.7a10

Способ ионно-имплантационной обработки лопаток компрессора из высоколегированных сталей и сплавов на никелевой основе

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в авиационном двигателестроении и энергетическом турбостроении для защитно-упрочняющей обработки пера рабочих лопаток компрессора и турбины из легированных сталей и сплавов на никелевой основе для повышения выносливости и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496910
Дата охранного документа: 27.10.2013
+ добавить свой РИД