×
13.03.2020
220.018.0b82

Результат интеллектуальной деятельности: ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002716386
Дата охранного документа
11.03.2020
Аннотация: Изобретение относится к средствам управления полетом летательных аппаратов. Орган управления включает аэродинамическую поверхность, руль с осью вращения, командный рычаг с тягой, каркас руля, который собран из размещенных по потоку ребер жесткости и боковых аэродинамических панелей с возможностью поочередного сдвига каждой из них относительно каркаса с образованием отверстий между панелью и каркасом для прохода потока воздуха через руль. Изобретение направлено на снижение шарнирного момента и усилия на командный рычаг управления. 2 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности, к органам управления полетом, включающим рули управления и может быть использовано в летательных аппаратах, судах, конструкциях лопастей и т.п.

Одним из основных параметров рулей, служащих для управления полетом, является шарнирный момент. Рулевая поверхность, отклоняясь в процессе управления, испытывает на себе действие аэродинамических сил. В результате взаимодействия воздушного потока с рулевой поверхностью, возникают аэродинамическая сила и момент этой силы. Момент аэродинамических сил передаваемый на орган управления называется шарнирным, (см. Микеладзе В.Г., Титов В.М, Основные геометрические и аэродинамические характеристики самолетов и ракет. Справочник. М. Машиностроение, 1982, с. 126 и 136). Шарнирный момент всегда противодействует отклонению руля и поэтому вызывает усилия на командных рычагах, которые преодолеваются пилотом.

Отсюда применение гидроусилителей (бустерных систем), которые уменьшают командные усилия. Уменьшение шарнирного момента приводит к снижению веса конструкции и мощности бустеров рулей, (бустер и бустерное управление -см. Энциклопедия. Авиация. М, Большая российская Энциклопедия, 1994 г. с. 124.

Известны основные конструкторские решения для создания компенсации шарнирного момента с целью снижения усилия на командные рычаги. Известны компенсации: осевая, роговая, внутренняя, сервокомпенсация, триммер и т.п. Наиболее распространенной компенсацией является осевая. В качестве прототипа для предлагаемого изобретения принят руль управления полетом летательного аппарата с осевой компенсацией.

Известен орган управления полетом, состоящий из подвижной поверхности, установленной в хвостовой части аэродинамической поверхности, для уменьшения шарнирного момента которого используется осевая аэродинамическая компенсация. Осевая компенсация это часть руля, расположенная впереди его оси вращения вдоль всего размаха руля. Суть компенсации в том, что ось вращения руля помещается ближе к центру давления, т-е к точке приложения равнодействующей аэродинамических сил. В результате уменьшения расстояния между осью вращения и центром давления шарнирный момент также уменьшается, (см. Энциклопедия Авиации. М Большая Российская Энциклопедия, 1994 г, с 76 и 490) Недостатком такого органа управления является то, что смещение оси вращения в сторону центра давления, приводит к выходу носка управления в поток, увеличивая тем самым лобовое сопротивление. Кроме того, углы отклонения руля ограничены неподвижной аэродинамической поверхностью. Если углы отклонения превышены, то возможен срыв потока, В результате теряется эффективность руля и возрастает шарнирный момент.

Целью предложенного изобретения является снижение шарнирного момента и усилия на командные рычаги управления.

Технический результат достигается тем, что орган управления полетом летательного аппарата, содержит аэродинамическую поверхность, руль с осью вращения, командный рычаг с тягой, каркас руля, который собран из размещенных по потоку ребер жесткости и боковых аэродинамических панелей с возможностью поочередного сдвига каждой из них относительно каркаса с образованием отверстий между панелью и каркасом для прохода потока воздуха через руль.

В результате анализа известных технических решений при проведении патентных исследований, заявитель не обнаружил технических решений с признаками, сходными с отличительными признаками заявляемого решения, а потому совокупность упомянутых существенных признаков позволяет считать предложенную конструкцию руля в качестве востребованной части летательного аппарата.

Техническое решение поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан вид руля сбоку, на фиг. 2 вид по стрелке «А». В состав органа управления входят каркас руля 1. боковые аэродинамические панели 2 и 3. ось поворота 4. тяга 5 рычаг 6 аэродинамическая поверхность 7, а также ребра 8 на фиг. 2. Управление полетом осуществляют путем поворота руля вокруг оси 4 за счет командного усилия Р, приложенного к тяге 5. Усилие Р далее передается на рычаг 6. Последний связан кинематически с каркасом руля.1. Под действием усилия Р и момента этой силы на плече «а» происходит поворот руля на угол «w«. На фиг. 1 поворот руля происходит против часовой стрелки. Возникают равнодействующая эродинамических сил «R» и шарнирный момент Мш, равный произведению этой силы на плечо «с». Одновременно с поворотом руля выполняют сдвиг панели 3 относительно каркаса 1 с открытием отверстий 10 и 11, в которые поступает воздух в форме скоростного воздушного потока «q», созданного движением летательного аппарата. (См фиг. 1) Сдвиг панели может быть получен электрическими, гидравлическими, механическими и др. средствами, которые могут быть размещены внутри руля. Скоростной поток воздуха заходит через отверстие 10 во внутреннее пространство руля между ребрами 8 (фиг. 2) и выходит наружу в форме скоростного потока «q» через отверстие 11. Скоростной поток «q» оказывает вначале давление на каркас, а затем на выдвинутую часть поверхности панели 3. Если просуммировать давление потока «q» на выдвинутую часть поверхности панели 3, то получим равнодействующую силу «Q» и момент этой силы «Mq» с плечом «b». (см. фиг. 1) Указанные силовые параметры имеют знак обратный знаку шарнирного момента «Мш» и аэродинамической силы «R». Вычитая момент «Mq» из «Мш» получаем уменьшенный Мш.

Таким образом, поставленная цель уменьшения шарнирного момента получена.

. Давлением на каркас можно пренебречь из-за малости расстояния от потока «q», входящего в отверстие 10, до оси вращения руля.

Для того чтобы уменьшить командное усилие при повороте руля в направлении по часовой стрелке, достаточно панель 3 вернуть в исходное положение и аннулировать отверстия, а панели 2 сообщить сдвиг с образованием новых отверстий на противоположной поверхности руля.

Орган управления полетом летательного аппарата, содержащий аэродинамическую поверхность, руль с осью вращения и командный рычаг с тягой, отличается тем, что каркас руля собран из размещенных по потоку ребер жесткости и боковых аэродинамических панелей с возможностью поочередного сдвига каждой из них относительно каркаса с образованием отверстий между панелью и каркасом для прохода потока воздуха через руль.
ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 11.
20.09.2013
№216.012.6cec

Противопехотная осколочная мина дистанционной установки

Изобретение относится к боеприпасам и может быть использовано для поражения живой силы противника. Противопехотная осколочная мина дистанционной установки содержит направляющий корпус, устройство установки, подпружиненные лапки, накидную крышку, стабилизатор в виде капроновых лент или парашюта,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493535
Дата охранного документа: 20.09.2013
10.07.2015
№216.013.5dd3

Секция удлиненного заряда разминирования

Изобретение относится к области военной техники, а именно к устройствам удлиненных зарядов разминирования большой длины, состоящих из набора отдельных секций. Секции удлиненного заряда разминирования выполнены из звеньев, корпуса которых заполнены взрывчатым веществом методом заливки. Силовые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555560
Дата охранного документа: 10.07.2015
10.08.2015
№216.013.695f

Беспилотный ударный комплекс

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в автоматических комплексах поражения противника. Беспилотный ударный комплекс содержит наземную станцию управления беспилотным летательным аппаратом (БПЛА), дальномер-целеуказатель, БПЛА со спутниковой навигационной системой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558528
Дата охранного документа: 10.08.2015
27.05.2016
№216.015.42cd

Удлиненный заряд разминирования

Изобретение относится к области военной техники, в частности к удлиненным зарядам разминирования. Удлиненный заряд разминирования состоит из секций, каждая из которых содержит удлиненные заряды взрывчатого вещества, узлы сгибов, а также концевые узлы соединения и передачи детонации. Каждый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585103
Дата охранного документа: 27.05.2016
25.08.2017
№217.015.b792

Устройство для обезвреживания заглубленных взрывоопасных предметов

Изобретение относится к средствам разминирования и служит для обезвреживания заглубленных взрывоопасных предметов, в частности самодельных взрывных устройств (СВУ). Устройство для обезвреживания заглубленных взрывоопасных предметов содержит установленные на штативе с отклонением от вертикали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614842
Дата охранного документа: 29.03.2017
22.08.2018
№218.016.7e4d

Тавровая балка

Изобретение относится к сварным балкам и может быть использовано в строительных конструкциях, вагонах, судах, самолетах, а также узлах машин, где возможна деформация потери устойчивости. Технический результат состоит в повышении несущей способности тавровой балки и, прежде всего, устойчивости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664520
Дата охранного документа: 20.08.2018
06.12.2018
№218.016.a436

Способ изготовления сварных конструкций

Изобретение может быть использовано при изготовлении ребристой панели с близко расположенными ребрами. Первое ребро приваривают к обшивке панели двумя электродами с разных сторон от ребра с колебаниями вдоль их продольных осей в противоположных направлениях. Второе и последующие ребра панели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674049
Дата охранного документа: 04.12.2018
09.02.2019
№219.016.b859

Способ изготовления стрингерной панели

Изобретение может быть использовано при изготовлении стрингерных панелей, в частности, для летательных аппаратов, судов, вагонов. Каждое ребро жесткости получают путем послойной наплавки на поверхность обшивки валиков полусферической формы и деформирования каждого наплавленного валика до...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002679376
Дата охранного документа: 07.02.2019
29.03.2019
№219.016.ed8f

Способ изготовления вафельных монолитных панелей наплавкой ребер

Изобретение относится к технологии монолитных вафельных панелей, широко применяемых в строительстве и других областях. Согласно методу на зафиксированную заготовку наносят разметку и образование ребер ведут послойной дуговой наплавкой прерывистыми валиками параллельно одной из пар ортогональных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683104
Дата охранного документа: 26.03.2019
10.05.2019
№219.017.516a

Ребристая трехслойная панель

Изобретение относится к ребристой панели стреловидного крыла. Техническим результатом является улучшение аэродинамической поверхности панели. Технический результат достигается в ребристой панели стреловидного крыла, которая содержит обшивку, поддерживающие стрингеры и параллельные потоку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002687229
Дата охранного документа: 07.05.2019
Показаны записи 1-10 из 11.
20.09.2013
№216.012.6cec

Противопехотная осколочная мина дистанционной установки

Изобретение относится к боеприпасам и может быть использовано для поражения живой силы противника. Противопехотная осколочная мина дистанционной установки содержит направляющий корпус, устройство установки, подпружиненные лапки, накидную крышку, стабилизатор в виде капроновых лент или парашюта,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493535
Дата охранного документа: 20.09.2013
10.07.2015
№216.013.5dd3

Секция удлиненного заряда разминирования

Изобретение относится к области военной техники, а именно к устройствам удлиненных зарядов разминирования большой длины, состоящих из набора отдельных секций. Секции удлиненного заряда разминирования выполнены из звеньев, корпуса которых заполнены взрывчатым веществом методом заливки. Силовые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555560
Дата охранного документа: 10.07.2015
10.08.2015
№216.013.695f

Беспилотный ударный комплекс

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в автоматических комплексах поражения противника. Беспилотный ударный комплекс содержит наземную станцию управления беспилотным летательным аппаратом (БПЛА), дальномер-целеуказатель, БПЛА со спутниковой навигационной системой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558528
Дата охранного документа: 10.08.2015
27.05.2016
№216.015.42cd

Удлиненный заряд разминирования

Изобретение относится к области военной техники, в частности к удлиненным зарядам разминирования. Удлиненный заряд разминирования состоит из секций, каждая из которых содержит удлиненные заряды взрывчатого вещества, узлы сгибов, а также концевые узлы соединения и передачи детонации. Каждый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585103
Дата охранного документа: 27.05.2016
25.08.2017
№217.015.b792

Устройство для обезвреживания заглубленных взрывоопасных предметов

Изобретение относится к средствам разминирования и служит для обезвреживания заглубленных взрывоопасных предметов, в частности самодельных взрывных устройств (СВУ). Устройство для обезвреживания заглубленных взрывоопасных предметов содержит установленные на штативе с отклонением от вертикали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614842
Дата охранного документа: 29.03.2017
22.08.2018
№218.016.7e4d

Тавровая балка

Изобретение относится к сварным балкам и может быть использовано в строительных конструкциях, вагонах, судах, самолетах, а также узлах машин, где возможна деформация потери устойчивости. Технический результат состоит в повышении несущей способности тавровой балки и, прежде всего, устойчивости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664520
Дата охранного документа: 20.08.2018
06.12.2018
№218.016.a436

Способ изготовления сварных конструкций

Изобретение может быть использовано при изготовлении ребристой панели с близко расположенными ребрами. Первое ребро приваривают к обшивке панели двумя электродами с разных сторон от ребра с колебаниями вдоль их продольных осей в противоположных направлениях. Второе и последующие ребра панели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674049
Дата охранного документа: 04.12.2018
09.02.2019
№219.016.b859

Способ изготовления стрингерной панели

Изобретение может быть использовано при изготовлении стрингерных панелей, в частности, для летательных аппаратов, судов, вагонов. Каждое ребро жесткости получают путем послойной наплавки на поверхность обшивки валиков полусферической формы и деформирования каждого наплавленного валика до...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002679376
Дата охранного документа: 07.02.2019
29.03.2019
№219.016.ed8f

Способ изготовления вафельных монолитных панелей наплавкой ребер

Изобретение относится к технологии монолитных вафельных панелей, широко применяемых в строительстве и других областях. Согласно методу на зафиксированную заготовку наносят разметку и образование ребер ведут послойной дуговой наплавкой прерывистыми валиками параллельно одной из пар ортогональных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683104
Дата охранного документа: 26.03.2019
10.05.2019
№219.017.516a

Ребристая трехслойная панель

Изобретение относится к ребристой панели стреловидного крыла. Техническим результатом является улучшение аэродинамической поверхности панели. Технический результат достигается в ребристой панели стреловидного крыла, которая содержит обшивку, поддерживающие стрингеры и параллельные потоку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002687229
Дата охранного документа: 07.05.2019
+ добавить свой РИД