×
13.03.2020
220.018.0b74

Результат интеллектуальной деятельности: Полупогружной насос с валопроводом на подшипниках скольжения

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002716348
Дата охранного документа
11.03.2020
Аннотация: Изобретение относится к насосам для откачивания жидкостей, в том числе с твердыми включениями из резервуаров. Полупогружной насос с валопроводом на подшипниках скольжения состоит из корпуса насоса, расположенного в емкости с перекачиваемой средой, рабочего колеса с лопатками, взаимодействующими с перекачиваемой средой, отвода и опорной плиты. Валопровод представляет собой последовательное соединение валов, установленных на подшипниках скольжения в нижней и верхних подвесках и корпусе уплотнения. Полость насоса с избыточным давлением перекачиваемой среды, создаваемым насосом, сообщена с зазорами между втулками и вкладышами подшипников, в том числе и за счет выполненных в подвесах и корпусе уплотнения осевых каналов, сообщающих указанную полость насоса с полостями подвесов и корпуса уплотнения. Во вкладышах подшипников выполнены отверстия, а в подвесах и корпусе уплотнения – сообщенные с упомянутыми отверстиями радиальные каналы, сообщающие зазоры в подшипниках с областью пониженного давления через устройства, определяющие расход перекачиваемой среды через подшипники скольжения. Изобретение направлено на повышение КПД и снижение потребляемой мощности, повышение ресурса подшипников скольжения, упрощение конструкции, повышение технологичности и надежности, снижение себестоимости. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к насосам для откачивания жидкостей, в том числе сред с твердыми включениями из резервуаров.

Известен вертикальный насос, содержащий валопровод на подшипниках скольжения, с подачей чистой среды на промывку, смазку и охлаждение подшипников скольжения (патент RU 2 497 025 С1, МПК F04D 13/08).

Недостатком данной конструкции является необходимость подачи извне чистой, технологически совместимой с перекачиваемой средой, жидкости на промывку, смазку и охлаждение подшипников скольжения, постоянный ее расход и смешивание с перекачиваемой средой.

Наиболее близким аналогом является полупогружной насос с валопроводом на подшипниках скольжения, состоящий из корпуса насоса, расположенного в емкости с перекачиваемой средой, рабочего колеса с лопатками, взаимодействующими с перекачиваемой средой, валопровода, представляющего собой последовательное соединение валов, установленных на подшипниках скольжения в нижней и верхних подвесках, отвода и опорной плиты (патент CN 204851658 U, 09.12.2015).

Недостатком данной конструкции является ограничение использования в загрязненных жидкостях, отсутствие фильтрации перекачиваемой среды при подаче ее к подшипникам скольжения, в результате чего снижается ресурс подшипников скольжения.

Другим недостатком является отсутствие регулирования расхода перекачиваемой среды через подшипники скольжения по причине наличия сливного отверстия, выполненного в верхней подвеске, что снижает экономичность насоса при постепенном снижении КПД и увеличении потребляемой мощности в связи с увеличением неконтролируемых утечек перекачиваемой среды через зазор между втулкой и вкладышем подшипника скольжения, увеличивающийся со временем по мере износа подшипников.

Следующим недостатком является сложность в связи с наличием дополнительной крыльчатки в районе сливного отверстия в верхней подвеске.

Также недостатком является медленное заполнение подвесок через зазоры в подшипниках скольжения, что может привести к работе в режиме полусухого трения длительное время.

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является повышение КПД и снижение потребляемой мощности, повышение ресурса подшипников скольжения, упрощение конструкции, повышение технологичности и надежности, снижение себестоимости.

Данный технический результат достигается полупогружным насосом с валопроводом на подшипниках скольжения, состоящим из корпуса насоса, расположенного в емкости с перекачиваемой средой, рабочего колеса с лопатками, взаимодействующими с перекачиваемой средой, валопровода, представляющего собой последовательное соединение валов, установленных на подшипниках скольжения в нижней и верхних подвесках и корпусе уплотнения, отвода, опорной плиты. Согласно изобретению полость насоса с избыточным давлением перекачиваемой среды, создаваемым насосом, сообщена с зазорами между втулками и вкладышами подшипников, в том числе и за счет выполненных в подвесках и корпусе уплотнения осевых каналов, сообщающих указанную полость насоса с полостями подвесок и корпуса уплотнения, во вкладышах подшипников выполнены отверстия, а в подвесках и корпусе уплотнения - сообщенные с упомянутыми отверстиями радиальные каналы, сообщающие зазоры в подшипниках с областью пониженного давления через устройства, определяющие расход перекачиваемой среды через подшипники скольжения. Устройство, определяющее расход перекачиваемой среды через подшипник скольжения, выполнено в виде жиклера, или дросселя, или регулирующего клапана. Жиклер выполнен сменным.

Сущность изобретения поясняется рисунками фиг. 1 и фиг. 2.

На фигуре 1 изображен насос, состоящий из корпуса насоса 1, расположенного в емкости с перекачиваемой средой, рабочего колеса 2 с лопатками, нижней подвески 3, верхних подвесок 4, корпуса уплотнения 5, подшипников скольжения 6, устройств 7, определяющих расход перекачиваемой среды через подшипники скольжения, валопровода 8, отвода 9, опорной плиты 10, полости насоса 11, осевых каналов 13, полостей подвесок 14, полости корпуса уплотнения 15, радиальных каналов 17, области пониженного давления 18.

На фигуре 2 изображен выносной элемент А насоса, поясняющий протекание среды через подшипник скольжения. Каждый подшипник скольжения 6 состоит из втулки 6.1 и вкладыша 6.2, зазора 12 между ними, отверстия 16 во вкладышах 6.2.

При вращении валопровода 8 и взаимодействии лопаток рабочего колеса 2 с перекачиваемой жидкостью ей передается энергия, и давление в жидкости повышается. Далее жидкость с увеличенным давлением выходит из корпуса насоса 1 и поступает в отвод 9.

Кроме того, перекачиваемая среда из полости насоса 11 с избыточным давлением через осевые каналы 13 подается в полости подвесок 14 и полость корпуса уплотнения 15, проходя, при необходимости, предварительную очистку от механических примесей, например, на ступице рабочего колеса за счет центробежных сил и зазора между рабочим колесом 2 и подвеской 3.

За счет разности давлений Ризб в полостях подвесок 14, полости корпуса уплотнения 15 и Р0 в области пониженного давления 18 обеспечивается поступление перекачиваемой жидкости в зазор 12 между втулкой 6.1 и вкладышем 6.2 подшипников скольжения 6, отверстия 16 во вкладышах 6.2 подшипников скольжения 6, и последующее выведение через радиальные каналы 17 в подвесках 3,4 и корпусе уплотнения 5 через устройство 7, определяющее расход перекачиваемой среды через подшипники скольжения. Течение жидкости схематично изображено стрелками.

Таким образом, обеспечивается промывка, смазка и охлаждение подшипников скольжения перекачиваемой средой, причем поток жидкости протекает из внутренних полостей с большим давлением в область с меньшим давлением.

В качестве устройства 7, определяющего расход перекачиваемой среды через подшипник скольжения, может выступать жиклер, дроссель, регулирующий клапан и др.

Например, в каждом жиклере выполняют отверстие, задавая изначально величину диаметра, которым можно регламентировать расход перекачиваемой среды, вытекающей через каждый подшипник скольжения, тем самым увеличивая КПД насоса, уменьшая потребляемую мощность, увеличивая экономичность насоса. Кроме того для увеличения КПД насоса и уменьшения потребляемой мощности жиклер с большим диаметром отверстия может быть заменен на жиклер с меньшим диаметром отверстия.

Предлагаемая конструкция обеспечивает регламентированный постоянный расход очищенной от примесей перекачиваемой среды через подшипники скольжения, не изменяющийся со временем по мере износа подшипников скольжения и увеличения зазора в них за счет наличияустройств, определяющих расход перекачиваемой среды через подшипники скольжения, что обеспечивает постоянные КПД насоса и потребляемую мощность, увеличивает ресурс подшипников скольжения, длительность эксплуатации агрегата в целом, повышает технологичность, надежность и снижает себестоимость конструкции.


Полупогружной насос с валопроводом на подшипниках скольжения
Полупогружной насос с валопроводом на подшипниках скольжения
Полупогружной насос с валопроводом на подшипниках скольжения
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-6 из 6.
27.04.2016
№216.015.3958

Насосный агрегат с устройством подогрева перекачиваемой среды

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано для откачки из емкостей высоковязких сортов нефти и нефтепродуктов с абразивными включениями. Насосный агрегат с устройством подогрева перекачиваемой среды имеет съемный трубчатый нагревательный элемент, выполненный в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582721
Дата охранного документа: 27.04.2016
29.12.2017
№217.015.f202

Уплотнение рабочего колеса насоса

Изобретение относится к машиностроению, а именно к уплотнительным узлам насосов, и может быть использовано для насосов, перекачивающих жидкости с температурой до +400°С, в том числе взрывопожароопасные среды с присутствием абразивных механических примесей. Уплотнение рабочего колеса насоса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636969
Дата охранного документа: 29.11.2017
09.06.2018
№218.016.5cdb

Щелевое уплотнение рабочего колеса насоса

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях уплотнительных узлов насосов, компрессоров и др. машин. Щелевое уплотнение рабочего колеса (1) насоса содержит щелевое кольцо (3), установленное в корпусе (2) насоса, и уплотнительный поясок рабочего колеса (1),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656098
Дата охранного документа: 01.06.2018
02.10.2019
№219.017.cbdd

Насосный агрегат с торцовым уплотнением картриджного типа

Изобретение относится к машиностроению, а именно к уплотнительным узлам роторов насосов, перекачивающих токсичные, агрессивные взрывоопасные и пожароопасные жидкости. Насосный агрегат содержит корпус проточной части, рабочее колесо, установленное на вал, опирающийся на подшипники, расположенные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002701492
Дата охранного документа: 26.09.2019
13.03.2020
№220.018.0b01

Уплотнение напорного трубопровода, опорной плиты и ответного фланца насосного агрегата (варианты)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к уплотнительным узлам неподвижных соединений насосов, и может быть использовано для насосов, перекачивающих жидкости, в том числе взрывопожароопасные среды, в частности, в конструкциях гидравлических машин, насосов и компрессоров. Уплотнение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002716350
Дата охранного документа: 11.03.2020
23.04.2020
№220.018.17d5

Устройство осевого удержания детали

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях соединения узлов, деталей машин и механизмов, в том числе насосов, для предотвращения осевого перемещения удерживаемых деталей в двух направлениях. Устройство осевого удержания детали содержит базисную и фиксируемую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002719530
Дата охранного документа: 21.04.2020
Показаны записи 1-10 из 13.
10.07.2015
№216.013.5eb0

Насосный агрегат с устройством контроля герметичности двойного торцового уплотнения с перепускной трубкой

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано для насосов, перекачивающих жидкости, в том числе взрывопожарные среды с присутствием абразивных механических примесей. Насосный агрегат состоит из двигателя, опорной плиты, валопровода, камеры с затворной жидкостью, расположенной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555781
Дата охранного документа: 10.07.2015
10.08.2015
№216.013.6bb6

Шпоночное соединение

Изобретение относится к машиностроению, а именно к разъемным соединениям, предающим крутящий момент и осевую нагрузку, и может быть использовано в конструкциях соединения валов, деталей машин, приборов и оборудования. Шпоночное соединение включает охватываемую и охватывающую детали, шпонку,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559132
Дата охранного документа: 10.08.2015
27.04.2016
№216.015.3958

Насосный агрегат с устройством подогрева перекачиваемой среды

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано для откачки из емкостей высоковязких сортов нефти и нефтепродуктов с абразивными включениями. Насосный агрегат с устройством подогрева перекачиваемой среды имеет съемный трубчатый нагревательный элемент, выполненный в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582721
Дата охранного документа: 27.04.2016
29.12.2017
№217.015.f202

Уплотнение рабочего колеса насоса

Изобретение относится к машиностроению, а именно к уплотнительным узлам насосов, и может быть использовано для насосов, перекачивающих жидкости с температурой до +400°С, в том числе взрывопожароопасные среды с присутствием абразивных механических примесей. Уплотнение рабочего колеса насоса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636969
Дата охранного документа: 29.11.2017
17.02.2018
№218.016.2e53

Способ утилизации регенерационных стоков натрий-катионитных фильтров

Изобретение относится к способу утилизации регенерационных растворов и может быть использовано в водоподготовке для уменьшения стоков натрий-катионитных фильтров в энергетике, пищевой, химической и металлургической промышленности. Способ утилизации регенерационных стоков натрий-катионитных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643952
Дата охранного документа: 06.02.2018
09.06.2018
№218.016.5cdb

Щелевое уплотнение рабочего колеса насоса

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях уплотнительных узлов насосов, компрессоров и др. машин. Щелевое уплотнение рабочего колеса (1) насоса содержит щелевое кольцо (3), установленное в корпусе (2) насоса, и уплотнительный поясок рабочего колеса (1),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656098
Дата охранного документа: 01.06.2018
01.03.2019
№219.016.cf9a

Герметичный объемный насос

Изобретение относится к области химического и нефтяного машиностроения, а именно к насосам объемного вытеснения для перекачивания взрывоопасных, химических агрессивных, токсичных жидкостей, утечка которых в окружающую среду не допустима. Герметичный объемный насос имеет корпус 1 с всасывающим и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002436999
Дата охранного документа: 20.12.2011
11.03.2019
№219.016.dae5

Запорно-регулирующий прямоточный клапан

Изобретение относится к регулирующей трубопроводной арматуре и предназначено для управления расходом жидкой или газообразной среды, в том числе агрессивной, пожаро-взрывоопасной, ядовитой. Запорно-регулирующий прямоточный клапан содержит корпус с патрубками ввода и вывода рабочей среды,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002329424
Дата охранного документа: 20.07.2008
10.04.2019
№219.016.ff27

Магнитная муфта

Изобретение относится к машиностроению, более точно к компрессоро- и насосостроению. Муфта содержит ведущую и ведомую полумуфты, установленные концентрично одна другой и разделенные неметаллическим двухслойным экраном в форме купола с фланцем, герметично закрепленным на корпусе. Наружный слой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002270941
Дата охранного документа: 27.02.2006
10.04.2019
№219.017.05ee

Опорный узел ротора

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах с подшипниками скольжения, предназначенных для работы в агрессивных средах в широком диапазоне температур и давлений, в частности в герметичных химических насосах с магнитной муфтой. Опорный узел центробежного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002328631
Дата охранного документа: 10.07.2008
+ добавить свой РИД