Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к авиационной технике, к конструктивным элементам двигателей летательных аппаратов, в частности к таким, как воздухозаборные устройства и защитные устройства различных типов воздушно-реактивных двигателей.
Известно принятое за прототип воздухозаборное устройство с заглушкой воздушно-реактивного двигателя (см. патент на полезную модель №137 339 от 10.02.2014 г. ), в котором заглушка расположена на входе в воздухозаборное устройство, имеет обтекаемую аэродинамическую форму, выполнена сбрасываемой и содержит пиротолкатель для ее сброса, пиротолкатель состоит из корпуса, газогенератора с дроссельной шайбой, сбрасываемого с заглушкой поршня, разрушаемого элемента фиксации сбрасываемого с заглушкой поршня в корпусе и толкающего поршня, при этом толкающий поршень в конце хода закрывает своим торцом канал расположения сбрасываемого с заглушкой поршня, а поверхность торца совпадает с наружной поверхностью воздухозаборного устройства.
Общими существенными признаками, совпадающими с предлагаемым техническим решением, является то, что устройство содержит заглушку, расположенную на входе в воздухозаборное устройство и имеющую обтекаемую аэродинамическую форму, заглушка выполнена сбрасываемой и содержит пиротолкатель для ее сброса, пиротолкатель состоит из корпуса, газогенератора, сбрасываемого с заглушкой поршня, разрушаемого элемента фиксации сбрасываемого с заглушкой поршня в корпусе и толкающего поршня.
Особенностью данного воздухозаборного устройства с заглушкой воздушно-реактивного двигателя является то, что пиротолкатель с газогенератором расположен в отсеке летательного аппарата, что уменьшает его полезный объем, увеличивает массу, а в случае, если отсек является топливным баком - уменьшает объем заправляемого топлива. Кроме этого, для установки или замены газогенератора требуется наличие люка на отсеке, что усложняет конструкцию отсека, сборку отсека и ухудшает эксплуатационные характеристики летательного аппарата.
Предлагаемым изобретением решается техническая задача увеличения полезного объема отсека летательного аппарата (увеличение объема заправляемого топлива), уменьшения его массы, упрощения конструкции и сборки, улучшению эксплуатационных характеристик летательного аппарата.
Отличительными признаками предлагаемого устройства от прототипа является то, что заглушка выполнена из двух половин, соединенных пиротолкателем, имеет аэродинамический обтекатель и закреплена к воздухозаборному устройству фиксаторами с выступами, входящими в пазы на воздухозаборном устройстве, а пиротолкатель с газогенератором расположен на наружной поверхности заглушки под аэродинамическим обтекателем и сбрасывается вместе с заглушкой.
Благодаря наличию указанных отличительных признаков в совокупности с известными достигается следующий технический результат - решается задача увеличения полезного объема отсека летательного аппарата (увеличение объема заправляемого топлива), уменьшения его массы, упрощения конструкции и сборки, улучшению эксплуатационных характеристик летательного аппарата.
Предложенное техническое решение может найти применение в авиации для воздухозаборных устройств и защитные устройства различных типов воздушно-реактивных двигателей.
Воздухозаборное устройство со сбрасываемой заглушкой воздушно-реактивного двигателя представлено на фиг. 1, 2, 3.
На фиг. 1 изображено воздухозаборное устройство поз. 1 с установленной заглушкой поз. 2 с аэродинамическим обтекателем поз. 3, фиксаторами поз. 4 с пальцами поз. 5, входящими в пазы поз. 6 на воздухозаборном устройстве.
На фиг. 2 изображено воздухозаборное устройство поз. 1 с установленной заглушкой поз. 2 без аэродинамического обтекателя с фиксаторами поз. 4, пиротолкателем поз. 7 с газогенератором поз. 8 и кронштейном поз. 9 в повернутом виде.
На фиг. 3 изображен поперечный разрез по пиротолкателю поз. 7.
Воздухозаборное устройство со сбрасываемой заглушкой воздушно-реактивного двигателя содержит собственно заглушку поз. 2, состоящую из двух половин, аэродинамический обтекатель поз. 3, установленный на одной из половин заглушки пиртолкатель поз. 7 с газогенератором поз. 8. Пиротолкатель содержит корпус поз. 10, толкающий поршень поз. 11, сбрасываемый с заглушкой поршень поз. 12 с разрушаемым элементом фиксации поз. 13. Сбрасываемый с заглушкой поршень поз. 12 вворачивается в кронштейн поз. 9, обеспечивая стяжку двух половин заглушки поз. 2. Фиксаторы поз. 4 обеспечивают крепление и прижим заглушки поз. 2 к торцу воздухозаборного устройства поз. 1.
Устройство работает следующим образом.
При срабатывании газогенератора поз. 8 толкающий поршень поз. 11 воздействует на сбрасываемый с заглушкой поршень поз. 12, при этом разрушается элемент фиксации поз. 13. Половины заглушки расходятся, пальцы поз. 5 фиксаторов поз. 4 выходят из пазов поз. 6 на воздухозаборном устройстве - заглушка сбрасывается, открывая воздухозаборное устройство летательного аппарата.
Воздухозаборное устройство со сбрасываемой заглушкой воздушно-реактивного двигателя летательного аппарата, содержащее заглушку, расположенную на входе в воздухозаборное устройство и имеющую обтекаемую аэродинамическую форму, заглушка выполнена сбрасываемой и содержит пиротолкатель для ее сброса, пиротолкатель состоит из корпуса, газогенератора, сбрасываемого с заглушкой поршня, разрушаемого элемента фиксации сбрасываемого с заглушкой поршня в корпусе и толкающего поршня, отличающееся тем, что пиротолкатель с газогенератором расположен на наружной поверхности заглушки под аэродинамическим обтекателем и сбрасывается вместе с заглушкой, которая выполнена из двух половин, соединенных пиротолкателем, имеет аэродинамический обтекатель и закреплена к воздухозаборному устройству фиксаторами с выступами, входящими в пазы на воздухозаборном устройстве.