×
26.09.2018
218.016.8c13

Результат интеллектуальной деятельности: Способ наддува топливного бака

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002668015
Дата охранного документа
25.09.2018
Аннотация: Изобретение относится к области авиации, в частности к способам наддува топливных баков летательных аппаратов. Способ наддува топливного бака заключается в сообщении топливного бака с источником сжатого газа посредством линии наддува, снабженной пусковым клапаном и пакетом идентичных дросселей, установленных последовательно с промежутками, и включении пускового клапана. Топливный бак сообщают с источником сжатого газа дополнительной линией наддува, снабженной собственными пусковым клапаном и пакетом идентичных дросселей, установленных последовательно с промежутками. После уменьшения давления в полости топливного бака до минимального рабочего значения включают пусковой клапан в дополнительной линии наддува. Обеспечивается уменьшение разброса расхода газа избыточного давления, объема и массы источника газа избыточного давления или массы топливного бака. 1 ил.

Изобретение относится к устройствам, связанным с подачей топлива к силовой установке летательных аппаратов, преимущественно беспилотных, в которых для подачи топлива в двигатель применяется система наддува топливного бака, имеющая в своем составе источник сжатого газа.

Известен способ наддува топливного бака, изложенный в патенте RU №2311318 С2 на систему наддува топливного бака, принятый за прототип и заключающийся в сообщении топливного бака с линией подачи топлива в двигатель и с источником (баллоном) сжатого газа посредством линии наддува, снабженной пусковым клапаном и регулятором давления, сообщении баллона высокого давления с твердотопливным газогенератором, включении пускового клапана для наддува топливного бака и вытеснения из него топлива по линии подачи в двигатель, и, после уменьшения давления сжатого газа в баллоне, включении твердотопливного газогенератора, в процессе работы которого образующийся газ поступает по магистрали в газовый баллон, далее через пусковой клапан и регулятор давления продолжает поступать в полость топливного бака, обеспечивая поступление топлива в двигатель. Вместо регулятора давления линия наддува может быть оснащена пакетом идентичных дросселей, установленных последовательно с промежутками, (Поликовский В.И., Сурнов Д.Н. "Силовые установки летательных аппаратов с воздушно-реактивными двигателями", издательство "Машиностроение", Москва, 1965, стр. 116), который обеспечивает стабилизацию расхода газа за счет того, что гидравлическое сопротивление дросселей увеличивается или уменьшается пропорционально квадрату, соответственно, увеличения или уменьшения скорости течения газа, при этом расход газа изменяется в существенно меньшей степени, чем степень изменения давления в источнике газа избыточного давления.

Совпадающими признаками с известным способом является то, что способ наддува топливного бака, заключается в сообщении топливного бака с линией подачи топлива в двигатель и с источником сжатого газа, посредством линии наддува, снабженной пусковым клапаном и пакетом идентичных дросселей, установленных последовательно, с промежутками, и включении пускового клапана.

В известном способе наддува топливного бака стабилизация расхода газа обеспечивается пакетом дросселей, не имеющим подвижных частей, что увеличивает надежность сохранения работоспособности системы наддува при длительном сроке службы. Однако, известная система наддува характеризуется увеличенным диапазоном расходов газа при изменении рабочего давления источника сжатого газа в широком диапазоне, что приводит к необходимости выбора проходных сечений дросселей исходя из минимального рабочего давления источника газа, а при повышенных давлениях в нем сбрасывать излишки газа из системы наддува в окружающую среду и, в результате этого, к нерациональному использованию источника газа и увеличению его массы, либо к увеличению рабочего давления и массы топливного бака, что также ухудшает характеристики летательного аппарата.

Целью изобретения является уменьшение разброса расходов сжатого газа, поддерживаемого системой наддува.

Для достижения названного технического результата в способе наддува топливного бака, заключающемся в сообщении топливного бака с линией подачи топлива в двигатель и с источником сжатого газа, посредством линии наддува, снабженной пусковым клапаном и пакетом идентичных дросселей, установленных последовательно, с промежутками, и включении пускового клапана, топливный бака сообщают с источником сжатого газа дополнительной линией наддува, снабженной собственными пусковым клапаном и пакетом идентичных дросселей, установленных последовательно, с промежутками, и, после уменьшения давления в топливном баке до минимального рабочего значения, включают пусковой клапан в дополнительной линии наддува.

Отличительными признаками изобретения является то, что топливный бак сообщается с источником сжатого газа дополнительной линией наддува, снабженной собственными пусковым клапаном и пакетом идентичных дросселей, установленных последовательно, с промежутками, и, после уменьшения давления в топливном баке до минимального рабочего значения, включают пусковой клапан в дополнительной линии наддува.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков в совокупности с известными, указанными в ограничительной части формулы, при широком диапазоне изменения рабочего давления в источнике сжатого газа, уменьшается разброс расходов сжатого газа, поддерживаемого системой наддува топливного бака, что обеспечивает уменьшение потребных объема и массы источника газа избыточного давления, или массы топливного бака.

Предложенное техническое решение может найти применение в конструкциях топливных систем летательных аппаратов, преимущественно беспилотных, в которых для подачи топлива в двигатель используется источник сжатого газа.

Сущность предлагаемого решения поясняется системой наддува топливного бака, представленной на чертеже.

На чертеже представлена принципиальная схема системы наддува, содержащей топливный бак 1, источник 2 сжатого газа, сообщенный с топливным баком 1 линией 3 наддува, снабженной пусковым клапаном 4 и пакетом 5 идентичных дросселей 6, установленных последовательно с промежутками S1. В качестве источника 2 сжатого газа могут использоваться, например, баллон со сжатым газом или компрессор двигателя летательного аппарата (на чертежах не показаны). Источник 2 сжатого газа сообщен с топливным баком 1 дополнительной линией 7 наддува, благодаря подсоединению ее входа и выхода к линии 3 наддува, соответственно, перед и за ее пакетом 5 идентичных дросселей 6, и которая при этом снабжена собственными пусковым клапаном 8 и пакетом 9 идентичных между собой дросселей 10, установленных с промежутками S2. Дроссель 6 пакета 5 идентичен дросселю 10 пакета 9 в дополнительной линии 7 наддува. Система наддува снабжена сигнализатором 11 минимального рабочего давления в топливном баке 1, сообщенным с пусковым клапаном 8 дополнительной линии 7 наддува. Топливный бак 1 сообщен с линией 12 подачи топлива в двигатель (на чертеже показан).

Система наддува топливного бака работает следующим образом. Широкий диапазон ΔРист изменения рабочего давления источника 2 сжатого газа от Ристмакс до Ристмин разделяется на два поддиапазона: ΔP1 - диапазон повышенных давлений и ΔР2 - диапазон пониженных давлений.

ΔР1истмакс-P1; ΔР2=P1истмин, где

P1 - давление газа в источнике 2 сжатого газа, при котором после включения клапана 4 по линии 3 через пакет 5 идентичных дросселей 6 в топливный бак 1 поступает минимальный расход газа, необходимый для подачи топлива по линии 12. Диапазон расходов газа избыточного давления определяется уменьшенным диапазоном давлений ΔP1 источника 2 сжатого газа, по сравнению с полным его широким диапазоном рабочих давлений ΔРист. После включения пускового клапана 4 и уменьшения расхода газа избыточного давления в топливный бак 1 до минимального при давлении P1 в источнике 2 сжатого газа, включается пусковой клапан 8 в дополнительной линии 7 наддува, благодаря сообщению с пусковым клапаном 8 сигнализатора 11 минимального рабочего давления в топливном баке 1, при этом дополнительный расход газа из источника 2 сжатого газа по линиям 3 и 7 наддува через идентичные между собой дросселя 10 пакета 9 поступает в топливный бак 1. Включение пускового клапана 8 в дополнительной линии 7 наддува может быть реализовано и другим способом. Например, по закону изменения избыточного давления в источнике 2 сжатого газа, или по изменениям параметров двигателя аппарата (его тяги или давления топлива). Подбором проходных сечений дросселей 10 и их количества величина этого дополнительного расхода устанавливается такой, чтобы дополнять минимальный расход газа через пакет 5 до максимальной величины расхода газа через него при давлении Ристмакс в источнике 2 сжатого газа. Таким образом, диапазон расходов газа избыточного давления, обеспечиваемый системой наддува в широком диапазоне давлений ΔРист определяется его уменьшенным диапазоном ΔР1 и, благодаря этому соответственно уменьшен. Аналогично, для дополнительного уменьшения разброса расходов газа избыточного давления в топливный бак 1 широкий диапазон ΔРист рабочих давлений источника 2 сжатого газа может быть разбит на большее число поддиапазонов, а количество дополнительных линий наддува (на чертеже не показаны), соответственно, увеличено.

Благодаря уменьшению диапазона расходов газа избыточного давления из источника 2 сжатого газа в топливный бак 1 максимальный расход газа избыточного давления по линии 3 наддува через пакет 5 при давлении Ристмакс приближен к минимальному при давлении P1 в источнике 2 сжатого газа и, благодаря этому, может быть исключен сброс излишков расхода газа в окружающую среду или передув до большего рабочего давления топливного бака 1, что достигается подбором идентичных дросселей 6 пакета 5. Это позволяет уменьшить проходное сечение для газа в магистрали 3 наддува и пусковом клапане 4, и массу системы наддува. Уменьшение массы системы наддува с топливным баком 1 обеспечивает возможность повышения летно-технических характеристик летательного аппарата или размещения в нем дополнительной полезной нагрузки. Для обеспечения автоматического подключения пускового клапана 8 в дополнительной линии 7 используется сигнализатор 11 минимального рабочего давления Рбакмин в топливном баке 1. При наличии нескольких дополнительных линий наддува, при каждом последующем уменьшении давления до значения Рбакмин посредством сигнализатора 11 задействуется пусковой клапан очередной дополнительной линии наддува. Выполнение дросселя 10 пакета 9 идентичным дросселю 6 пакета 5 позволяет изготавливать пакеты 5 и 9 путем набора идентичных дросселей, что уменьшает номенклатуру деталей, входящих в систему наддува и упрощает ее изготовление, поскольку не требует дополнительных переустановок инструментов для изготовления дросселей различных размеров.

Способ наддува топливного бака, заключающийся в сообщении топливного бака с линией подачи топлива в двигатель и с источником сжатого газа посредством линии наддува, снабженной пусковым клапаном и пакетом идентичных дросселей, установленных последовательно с промежутками, и включении пускового клапана, отличающийся тем, что топливный бак сообщают с источником сжатого газа дополнительной линией наддува, снабженной собственными пусковым клапаном и пакетом идентичных дросселей, установленных последовательно с промежутками, и после уменьшения давления в топливном баке до минимального рабочего значения включают пусковой клапан в дополнительной линии наддува.
Способ наддува топливного бака
Способ наддува топливного бака
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 45.
10.05.2018
№218.016.420c

Способ запуска гиперзвукового летательного аппарата

Способ запуска гиперзвукового летательного аппарата включает разгон стартовой двигательной установкой, отделение и запуск прямоточного воздушно-реактивного двигателя, интегрированного с нижней частью фюзеляжа. При этом в прямоточном воздушно-реактивном двигателе нижняя часть раструба...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649277
Дата охранного документа: 30.03.2018
10.05.2018
№218.016.42b3

Узел разделения отсеков летательного аппарата

Изобретение относится к устройствам разделения отсеков летательных аппаратов (ЛА). Узел разделения отсеков ЛА включает силовые элементы отсеков, соединяющий их болт, упорный элемент в посадочном месте хвостовой части тела болта со стороны его боковой поверхности, и сдвигаемый ограничитель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649433
Дата охранного документа: 03.04.2018
09.06.2018
№218.016.5f94

Уплотнительное металлическое кольцо для радиальных уплотнительных устройств

Изобретение относится к уплотнительной технике при стыковке воздуховодов с различными агрегатами или между собой, при стыковке воздушно-реактивных двигателей летательных аппаратов с воздухозаборными устройствами. Уплотнительное металлическое кольцо выполнено из пружинистого листового металла и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656533
Дата охранного документа: 05.06.2018
20.06.2018
№218.016.64e4

Гиперзвуковой летательный аппарат

Гиперзвуковой летательный аппарат содержит фюзеляж, прямоточный воздушно-реактивный двигатель, интегрированный с нижней частью фюзеляжа, и стартовую двигательную установку, состыкованную с фюзеляжем последовательно посредством устройства стыковки и отделения. Нижняя часть поверхности раструба...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658218
Дата охранного документа: 19.06.2018
25.08.2018
№218.016.7f16

Способ отделения группы беспилотных летательных аппаратов от самолета-носителя

Изобретение относится к летательным аппаратам. В способе отделения группы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) от самолета-носителя каждый БПЛА устанавливают в многопозиционное пусковое устройство в грузовом отсеке самолета-носителя. Многопозиционное пусковое устройство снабжено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664812
Дата охранного документа: 22.08.2018
25.09.2018
№218.016.8b6a

Радиальное уплотнительное устройство с перепуском рабочей среды

Изобретение относится к радиальному уплотнительному устройству с перепуском рабочей среды, в котором применен U-образный профиль с ненаклонной стенкой, которая опирается на поверхность внутреннего уширения первого фланца, а наклонная стенка опирается на наружную поверхность заходной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667841
Дата охранного документа: 24.09.2018
21.11.2018
№218.016.9ef5

Устройство отделения группы беспилотных летательных аппаратов от самолета-носителя

Изобретение относится к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). Устройство отделения группы БПЛА от самолета-носителя содержит многопозиционное пусковое устройство, расположенное в грузовом отсеке самолета-носителя, выполненном в фюзеляже со стороны его нижней части и снабженном поворотным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672706
Дата охранного документа: 19.11.2018
09.02.2019
№219.016.b878

Способ повышения тягово-экономических характеристик сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (варианты)

Способ повышения тягово-экономических характеристик сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя включает сжатие сверхзвукового воздушного потока, перетекающего в его проточный тракт, многоскачковой поверхностью торможения воздухозаборного устройства, подачу воздушного потока по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002679337
Дата охранного документа: 07.02.2019
29.03.2019
№219.016.ecd0

Способ выведения беспилотного летательного аппарата на высотную траекторию полета

Изобретение относится к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). Способ выведения БПЛА на высотную траекторию полета включает размещение и крепление БПЛА на пусковом устройстве самолета-носителя вдоль фюзеляжа, полет самолета-носителя до высоты отделения БПЛА, его отделение, стабилизацию его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682944
Дата охранного документа: 22.03.2019
13.04.2019
№219.017.0c53

Многоразовый пусковой клапан с расширенной зоной воздействия

Многоразовый пусковой клапан с расширенной зоной воздействия (далее - клапан РЗВ) содержит корпус, связанный впускным каналом с емкостью текучего огнетушащего вещества, находящегося под давлением, на боковой поверхности которого расположено выпускное окно, герметично перекрытое запорным поршнем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684712
Дата охранного документа: 11.04.2019
Показаны записи 1-4 из 4.
29.03.2019
№219.016.ef7d

Авиационный комплекс (варианты)

Изобретение относится к топливным системам летательных аппаратов. Комплекс состоит из самолета-носителя, на узле внешней подвески которого размещен отделяемый беспилотный летательный аппарат, в полости корпуса которого расположен маршевый двигатель с возможностью его выдвижения в рабочее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002242404
Дата охранного документа: 20.12.2004
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0000215886
Дата охранного документа: 17.11.1969
29.06.2019
№219.017.9a7b

Беспилотный летательный аппарат с дополнительными сбрасываемыми навесными топливными баками

Изобретение относится к устройствам, связанным с подачей топлива к силовой установке летательного аппарата. Аппарат оснащен переливными магистралями с обратными клапанами и узлами стыковки-сброса, которые выполнены в виде цанговых замков с силовыми приводами, имеющими выступающие разжимные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002244663
Дата охранного документа: 20.01.2005
29.06.2019
№219.017.9baa

Крылатая ракета и способ ее боевого применения (варианты)

Изобретение относится к ракетному вооружению, в частности к низколетящим самонаводящимся крылатым ракетам, предназначенным для поражения надводных кораблей. Сверхзвуковая боевая ступень ракеты размещена в полости маршевой ступени, которая содержит собственные носовой обтекатель, систему...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002225975
Дата охранного документа: 20.03.2004
+ добавить свой РИД