×
08.02.2020
220.018.00b0

Результат интеллектуальной деятельности: Крыло летательного аппарата

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002713579
Дата охранного документа
05.02.2020
Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике. Крыло летательного аппарата, состоящее из центроплана, консоли и необходимых функциональных систем, выполнено с удлинением λ = 7-11, сужением η = 3-4.5 и стреловидностью до χ = 35° и содержащим сверхкритические профили. Крыло сформировано из четырех кусочных сегментов. Крыло содержит переднюю кромку крыла, при виде сверху прямолинейную и не имеющую наплыва. Задняя кромка крыла выполнена с наплывом и имеет четыре координаты излома вдоль размаха крыла. Относительная толщина профилей имеет величину порядка 13÷14% в бортовом сечении и уменьшается до 8÷9% в концевом сечении, монотонно убывая на участке от 40% и до его конца. Крыло спроектировано с положительной закрученностью ε=2÷2.5° в бортовом сечении. Концевые сечения спроектированы с отрицательной закрученностью ε=-2÷-3.6° закон изменение крутки по размаху имеет практически линейный убывающий характер в диапазоне от 25 до 100% размаха крыла. Крыло сформировано по пяти базовым сечениям, полученным при помощи многоэтапной процедуры оптимизации, состоящих из этапа начального выбора геометрии, этапа решения обратной задачи и этапа многорежимной оптимизации. Изобретение направлено на обеспечение крейсерских скоростей полета М=0.84-0.9 при сохранении высоких значений аэродинамического качества и показателя топливной эффективности. 6 ил.

Область техники, к которой относится изобретение

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике.

Изобретение может быть использовано при разработке крыльев перспективных средне- и дальнемагистральных пассажирских самолетов.

Наряду с необходимостью обеспечения высокого уровня аэродинамиеского качества и топливной эффективности при проектировании перспективных крыльев пассажирских самолетов особое внимание уделяется повышению скорости и безопасности полета. Предлагаемое крыло спроектировано для эксплуатации в диапазоне крейсерских скоростей M=0.84-0.9 при сохранении высоких значений аэродинамического качества и показателя топливной эффективности.

Предшествующий уровень техники

Известны различные схемы крыльев современных пассажирских самолетов. Типичное крыло пассажирского самолета состоит из центроплана, консоли и необходимых функциональных систем.

Известно крыло самолета Боинг В-777-300 (см. Пассажирский самолеты мира, сост. Беляев В.В., стр 230-231, Москва, АСПОЛ, Аргус 1997 г.), выполненное с удлинением λ=7-11, сужением η=3-4.5, стреловидностью χ1/4=30-35°.

Известно крыло самолета Эрбас A330-200 (см. Пассажирский самолеты мира, сост.Беляев В.В., стр 122-123, Москва, АСПОЛ, Аргус 1997 г.), выполненное с удлинением λ=7-11, сужением η=3-4.5, стреловидностью χ1/4=30-35°.

Известно крыло с наплывом (Патент РФ №2248303 МПК В64С 3/14, опуб. 19.06.2003 г.), выполненное с удлинением λ=9-11, сужением η=3-4.5, стреловидностью χ1/4=25-35° с передними и задними наплывами, образующими профиль, сформированный как пространственная система на базе срединной поверхности, профиль наплывов крыла образован с линейными участками вставок в носовой и хвостовой частях, которые размещены в точках экстремума функций, описывающих координаты верхней и нижней поверхностей крыла, при этом протяженность линейных участков вставок равна длине наплывов.

Прототипом предлагаемого технического решения является крыло самолета (Патент РФ №2600413. МПК В64С 3/10, опуб. 20.10.2016 г.), состоящее из центроплана, консоли и необходимых функциональных систем, выполнено с удлинение λ=7-11, сужением η=3-4.5 и стреловидностью χ=25-35° и содержащем сверхкритические профили. Крыло летательного аппарата характеризуется тем, что передняя кромка крыла при виде сверху прямолинейная и не имеет переднего наплыва, задняя кромка выполнена с наплывом, величина радиусов носков сечений крыла отнесенных к местной хорде rн.≤0.7%, средняя линия профилей крыла по форме имеет вогнутый участок в диапазоне от носка профиля и до 60% хорды кроме концевых профилей крыла и отгибом в хвостовой части профиля, форма верхней поверхности сечений крыла характеризуется продолжительным участком малой кривизны на участке 30-60% хорды профиля и положением максимальной ординаты верхней поверхности вблизи 40% хорды профиля, форма нижней поверхности профиля выполнена с участком сильной кривизны (подрезкой) в хвостовой части профиля. Крыло сформировано по девяти базовым сечениям полученным при помощи трехэтапной процедуры аэродинамического проектирования, состоящих из этапа начального выбора геометрии, этапа решения обратной задачи и этапа многорежимной оптимизации, поверхность крыла образована путем построения сплайн-поверхности по первым трем сечениям, следующая сплайн-поверхность строится по третьему, четвертому и пятому базовым сечениям и стыкуется с последним сечением линейчатым участком.

Общим для всех рассмотренных схем недостатком является большая потеря аэродинамического качества при числе Маха М≥0.84 и, как следствие, значительное снижение топливной эффективности.

Сущность изобретения

Задачей, решаемой заявленным изобретением, является улучшение технико-экономических и технико-эксплуатационных характеристик.

Техническим результатом изобретения является обеспечение высокой крейсерской скорости полета в диапазоне чисел Маха М=0.84-0.9 при сохранении высокого уровня аэродинамического качества и показателя топливной эффективности.

Решение поставленной задача и технический результат достигаются тем, что в стреловидном крыле, состоящем из центроплана, консоли и выполненным с удлинением λ=7-11, сужением η=3-4.5 и стреловидностью до χ=35° и содержащим сверхкритические профили, причем крыло сформировано из четырех кусочных сегментов и содержит переднюю кромку, при виде сверху прямолинейную и не имеющую наплыва, а задняя кромка выполнена с наплывом и имеет четыре координаты излома вдоль размаха крыла, ПРИ этом крыло выполнено из сверхкритических профилей, относительная толщина профилей имеет величину порядка 13-14% в бортовом сечении и уменьшается до 8-9% в концевом сечении монотонно убывающая на участке от 40% размаха крыла и до его конца, крыло спроектировано с положительной закрученностью ε=2-2.5° в бортовом сечении, концевые сечения спроектированы с отрицательной закрученностью ε=-2÷-3.6° закон изменение крутки по размаху имеет практически линейный убывающий характер в диапазоне от 25% до 100%.

Краткое описание чертежей

Детали, признаки, а также преимущества настоящего изобретения следуют из нижеследующего описания вариантов реализации заявленного крыла летательного аппарата с использованием чертежей, на которых показано:

На фиг. 1 - общий вид стреловидного крыла;

на фиг. 2 - типовой профиль консоли крыла;

на фиг. 3 - распределение относительной максимальной толщины вдоль размаха крыла;

на фиг. 4 - распределение крутки вдоль размаха крыла;

на фиг. 5 - распределение нагрузки по размаху крыла;

на фиг. 6 - изменение аэродинамического качества К и показателя топливной эффективности К*М от числа Маха крейсерского полета.

На фигурах цифрами показаны следующие позиции:

1 - стреловидное крыло летательного аппарата, 2 - центроплан, 3 - консоль крыла, 4 - передняя кромка крыла, 5 - задняя кромка крыла, 6, 7, 8, 9 - изломы задней кромки крыла, 10 - профиль крыла, 11 - убывающий закон распределение толщины (с) сечений по размаху (z) крыла, 12 - закон распределения геометрической крутки (ε) сечений по размаху (z) крыла.

Раскрытие изобретения

Крыло летательного аппарата (1) (Фиг. 1) состоит из центроплана (2) и консоли (3), выполнено с удлинением λ=7÷11, сужением η=3÷4.5 и стреловидностью до χ=35°, без наплыва и излома по передней кромке (4) и с множественным изломом (6), (7), (8), (9) на задней кромке (5) крыла.

Сечения крыла образованы выбранными профилями (10) (фиг. 2). Крыло создается на базе пространственной поверхности, включающей определенные формы средних линий, закон распределения относительных толщин (11) (фиг. 3) с величинами порядка 13÷14% в бортовом сечении и уменьшается до 8÷9% в концевом сечении монотонно убывающая на участке от 40% размаха крыла и до его конца и закона изменения геометрической крутки каждого профиля по размаху (12) (фиг. 4) с положительной закрученностью ε=2÷2.5° в бортовом сечении, концевые сечения спроектированы с отрицательной закрученностью ε=-2÷-3,6°, закон изменение крутки по размаху имеет практически линейный убывающий характер в диапазоне от 25% до 100% размаха крыла. Все характеристики находятся при решении задач оптимизации при заданных условиях полета.

Крыло сформировано по пяти базовым сечениям, полученным при помощи многоэтапной процедуры аэродинамического проектирования, состоящих из этапа начального выбора геометрии, этапа решения обратной задачи и этапа многорежимной оптимизации, поверхность крыла образована путем построения сплайн-поверхности.

Распределение нагрузки по размаху отличается от эллиптического (Фиг. 5). Такое распределение позволяет ослабить волновой кризис на консолях при больших Су, снизить изгибающий момент и защитить концевые сечения от преждевременного срыва.

Были выполнены сравнительные исследования предлагаемого крыла с крылом - прототипом. Результаты исследований показали, что предлагаемое крыло летательного аппарата по сравнению с прототипом позволяет без ухудшения аэродинамических показателей обеспечить дополнительное увеличение аэродинамического качества ΔКмах ≈ 0,1÷0.6 в диапазоне чисел Маха М=0.85÷0.9 и топливной эффективности ΔКмах*М ≈ 0.1÷0.5 (Фиг. 6) и, как следствие, снижение расхода топлива и увеличение безопасности полета.

Таким образом, удается создать крыло летательного аппарата, обладающее следующими преимуществами:

- высокие аэродинамическое качество и топливная эффективность на дозвуковых скоростях полета в диапазоне чисел Маха Mкрейс=0.84-0.9.


Крыло летательного аппарата
Крыло летательного аппарата
Крыло летательного аппарата
Крыло летательного аппарата
Крыло летательного аппарата
Крыло летательного аппарата
Крыло летательного аппарата
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-2 из 2.
26.11.2019
№219.017.e6ae

Крыло летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Крыло летательного аппарата состоит из центроплана, консоли, выполнено с удлинением λ = 7-11, сужением η = 3-4.5 и со сверхкритическими профилями. Крыло выполнено со стреловидностью χ= 36°, передняя кромка крыла при виде сверху прямолинейная, задняя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002707164
Дата охранного документа: 22.11.2019
22.01.2020
№220.017.f84a

Крыло летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Крыло летательного аппарата состоит из центроплана и консоли, выполнено со стреловидностью χ = -20 ÷ -40° и содержит сверхкритические профили. Относительная толщина профилей имеет величину 10% в бортовом сечении и уменьшается до 7÷8% в концевом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002711618
Дата охранного документа: 17.01.2020
Показаны записи 1-10 из 31.
10.10.2013
№216.012.724c

Крыло летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Крыло летательного аппарата состоит из центроплана, консолей. Крыло выполнено с удлинением λ=9,6÷10,5, сужением η=3,5÷4,0 и стреловидностью χ=25÷30°. Передняя и задняя кромки при виде сверху выполнены прямолинейными. Задняя кромка крыла на участке...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494917
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.10.2013
№216.012.75af

Законцовка крыла летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Законцовка крыла летательного аппарата имеет корневой профиль, который выполнен с S-образной средней линией и участком отрицательной вогнутости длиной 20-70% хорды. Изломный и концевой профили законцовки выполнены с положительной вогнутостью....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495787
Дата охранного документа: 20.10.2013
27.12.2013
№216.012.904e

Механизированное крыло летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Механизированное крыло летательного аппарата состоит из кессонной части крыла, внутренней и внешней секций однощелевых закрылков, внутренней и внешних секций однощелевых предкрылков, элерона, интерцепторов, воздушных тормозов, мотогондолы с пилоном,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502635
Дата охранного документа: 27.12.2013
27.12.2014
№216.013.1614

Устройство для повышения несущих свойств летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Устройство для повышения несущих свойств летательного аппарата выполнено в виде плоского гребня со скругленной передней кромкой, углом стреловидности передней кромки вблизи фюзеляжа 40÷50°. Посредством плавного скругления передняя кромка переходит в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537076
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.02.2015
№216.013.2288

Крыло летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Крыло летательного аппарата состоит из центроплана и консоли, выполнено с удлинением λ=7-11, сужением η=3-4.5, стреловидностью χ=25-40° и содержит сверхкритические профили. Передняя кромка крыла прямолинейная при виде сверху. Задняя кромка выполнена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540293
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.07.2015
№216.013.626e

Устройство для повышения несущих свойств летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано на гражданских самолетах со стреловидным крылом, образованным по сверхкритическим профилям, и предкрылком в компоновке низкоплан при дозвуковой и околозвуковой скоростях полета. Устройство для повышения несущих свойств...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556745
Дата охранного документа: 20.07.2015
13.01.2017
№217.015.7c88

Крыло летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Крыло состоит из центроплана, консоли и необходимых функциональных систем. Крыло выполнено с удлинением λ=7-11, сужением η=3-4,5, стреловидностью до X=35. Крыло содержит сверхкритические профили. Передняя кромка крыла при виде сверху прямолинейная и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002600413
Дата охранного документа: 20.10.2016
25.08.2017
№217.015.98e8

Крыло летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Крыло выполнено с удлинением λ=9-11, сужением η=2,0÷4,0 и стреловидностью X=15÷25. Передняя кромка крыла при виде сверху прямолинейная. Задняя кромка выполнена с наплывом. Крыло составлено из профилей с относительными толщинами в бортовом сечении,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002609623
Дата охранного документа: 02.02.2017
25.08.2017
№217.015.b78f

Мотогондола двигателя на крыле летательного аппарата

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике. Мотогондола (1) на крыле (3) летательного аппарата установлена так, что координата по оси X составляет 0.7÷0.8 средней аэродинамической хорды крыла, отложенной от передней кромки крыла (6) до среза сопла мотогондолы (5), по оси Y...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614870
Дата охранного документа: 30.03.2017
29.12.2017
№217.015.f2fc

Законцовка крыла летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Законцовка крыла самолета серповидной формы имеет переднюю и заднюю кромки, выполненные нелинейной формы, выпуклой по всей длине, состоит из профилей с увеличенной относительно концевого сечения крыла кривизной (f=0.005-0.02), меньшей относительной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637233
Дата охранного документа: 01.12.2017
+ добавить свой РИД