×
22.01.2020
220.017.f7e0

Результат интеллектуальной деятельности: Способ автономного определения уходов платформы трехосного гиростабилизатора

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области гироскопических систем и может быть использовано для компенсации уходов платформы трехосных гиростабилизаторов, применяемых в навигационных системах. Технический результат – расширение функциональных возможностей. Определение уходов в азимутальном канале производят в режиме «памяти», в горизонтальных каналах в инерциальном режиме. Для определения уходов по горизонтальным осям используется информация с датчиков углов гироскопов горизонтальных каналов и информация о токах коррекции в датчике моментов азимутального гироскопа. Измерение уходов проводят в произвольном исходном положении платформы в азимуте, знание азимута не требуется. Таким образом обеспечивается расширение функциональных возможностей платформ трехосных гиростабилизаторов на основе упрощения измерительной системы, сокращения времени определения уходов и повышения помехозащищенности системы.

Изобретение относится к области гироскопических систем и может быть использовано для компенсации погрешностей гиростабилизаторов, применяемых в навигационных системах.

Точность навигационных систем, реализуемая в условиях эксплуатации, в значительной степени зависит от стабильности углового положения платформы гиростабилизатора в инерциальном пространстве. В частности уходы платформы относительно горизонтальных осей подвеса могут оказывать существенное влияние на точность определения навигационных параметров.

Уходы платформы от исходного положения зависят от возмущающих моментов, действующих относительно осей прецессии гироскопов. Учет влияния этих моментов обычно осуществляется путем определения систематических составляющих, вызываемых различными физическими причинами, по результатам наземных испытаниях гироскопов. Известны два вида испытаний гироскопа в замкнутой системе [1]. В одном случае реализуется схема одноосного гиростабилизатора, платформой которого служит поворотный стол стенда, неподвижно связанного с Землей. Ось вращения стола (ось стабилизации) совпадает с вектором угловой скорости вращения Земли. Стол может наклоняться относительно оси цапф стенда, совпадающей с направлением на запад. Измерение уходов гироскопа производится путем регистрации по времени значений углов поворота стола относительно Земли. Разности угловых скоростей стола и соответствующих составляющих угловой скорости Земли при различных положениях стола относительно Земли представляют собой скорости собственного ухода гироскопа в инерциальном пространстве. Изменение исходных положений поворотного стола позволяет разделять уходы на составляющие, вызванные моментами, зависящими и независящими от перегрузки.

Проведение калибровок отдельных составляющих моментов способствует разработке гироскопов с приемлемыми характеристиками и дает возможность априорно определять и учитывать их влияние в условиях применения навигационных систем. Недостатками являются сложность испытательного оборудования, высокие требования к точности выставки осей вращения и наклона стола и осей гироскопа относительно Земли, привлечение внешних высокоточных измерительных устройств.

Другой вид испытаний гироскопов в замкнутой системе основан на применении режима обратной связи по моменту и может проводиться на таком же поворотном столе (ось прецессии гироскопа при этом устанавливается параллельно оси поворотного стола). Датчик угла гироскопа связан обратной связью с датчиком момента (режим ДУС). По величине тока обратной связи определяется момент, действующий относительно оси прецессии. Этот вид испытаний имеет те же недостатки, что и рассмотренный выше.

Известны способы определения уходов платформы при функционировании трехосного гиростабилизатора в инерциальном режиме, основанные на измерении видимых уходов [2, 3]. В одном из способов платформу фиксируют в азимуте, для измерения углов поворота платформы относительно основания (Земли) используют датчики команд на горизонтальных осях X и Z подвеса. В этом случае скорость видимого ухода платформы относительно оси X может быть представлена в виде

где

Ωз - угловая скорость вращения Земли;

λ - широта места испытаний;

А - азимут оси X подвеса платформы;

ωх - абсолютная скорость ухода платформы относительно оси X:

ωхвх/Н,

Мвх - возмущающий момент, действующий по оси прецессии гироскопа системы стабилизации платформы относительно оси X;

Н - кинетический момент гироскопа.

Скорость видимого ухода платформы относительно оси Z можно представить в виде

где

ωz - абсолютная скорость ухода платформы относительно оси Z:

- возмущающий момент, действующий по оси прецессии гироскопа системы стабилизации платформы относительно оси Z;

Значения скоростей видимых уходов и вычисляются по углам αxt и αzt поворота платформы относительно основания (Земли), измеряемым датчиками команд за определенное время t измерений:

Если в месте испытаний известны широта λ, и азимут А, то абсолютные скорости уходов платформы относительно горизонтальных осей можно определять по формулам

К недостаткам способа следует отнести низкую разрешающую способность датчика команд (что требует большого времени измерений), а также необходимость знания азимута А и широты λ в месте испытаний. На точность способа могут негативно сказаться возможные угловые движения основания и платформы.

Другой способ отличается от изложенного только тем, что видимые уходы измеряются с помощью акселерометров, что обеспечивает более высокую точность определения скорости видимых уходов платформы. Для позиционных маятниковых акселерометров горизонтальных каналов связь дискретных выходных сигналов с видимыми уходами в установившемся состоянии при малых углах отклонений платформы можно представить в виде

fx=kax, fz=kaz,

где

fx, fz - частота импульсов выходных сигналов;

ka - масштабный коэффициент акселерометра по частоте;

g - ускорение силы тяжести.

Недостатки способа те же, что и в рассмотренном выше способе. Следует отметить чувствительность акселерометров к вибрациям платформы, что может влиять на точность измерений.

Способ определения уходов платформы ТГС в инерциальном режиме, использующий акселерометры для измерения видимых уходов, был принят в качестве ближайшего аналога.

Целью настоящего изобретения является: упрощение измерительной системы, сокращение времени определения уходов и повышение помехозащищенности системы.

Поставленная задача решается тем, что определение уходов предлагаемым способом проводят в произвольном азимутальном положении платформы ТГС, в алгоритмах не учитывают значения исходного азимута, уходы платформы относительно вертикальной оси определяют по токам коррекции в режиме «памяти», уходы платформы относительно горизонтальных осей определяют в инерциальном режиме по информации с датчиков углов гироскопов горизонтальных каналов и информации о токах коррекции в датчике моментов азимутального гироскопа.

Для пояснения сущности предлагаемого способа рассмотрим уравнения движения системы стабилизации платформы в инерциальном пространстве для горизонтальных каналов. При этом будем полагать, что в горизонтальном положении платформы оси прецессии гироскопов вертикальны. Такое расположение гироскопов обычно выбирается с целью уменьшения возмущающих моментов относительно осей прецессии гироскопов из-за разбалансировки. Уравнения движения системы стабилизации платформы для одной из горизонтальных осей могут быть представлены в виде уравнений моментов относительно оси подвеса платформы и оси прецессии гироскопа

где

Ix, I - моменты инерции платформы и гироскопа;

ωх - абсолютная скорость ухода платформы относительно оси X;

βх - угол поворота гироскопа относительно платформы;

Ωв - вертикальная составляющая угловой скорости вращения Земли;

dx, d - коэффициенты вязкого трения по оси подвеса и оси прецессии;

с - коэффициент моментов позиционной связи гироскопа с платформой;

Мх, Мвх -возмущающие моменты относительно оси подвеса платформы и оси прецессии гироскопа;

- момент, создаваемый двигателем стабилизации.

Из уравнения (4) видно, что при использовании режима «памяти» по азимуту на движение платформы относительно горизонтальной оси подвеса влияет вертикальная составляющая угловой скорости вращения Земли Ωв. Для исключения этого влияния можно воспользоваться результатами определения ухода платформы относительно вертикальной оси подвеса в режиме азимутальной коррекции. Для установившегося состояния системы азимутальной коррекции справедливы уравнения моментов

где

ωу - абсолютная скорость ухода платформы относительно вертикальной оси;

Мву - возмущающий момент относительно оси прецессии азимутального гироскопа;

Мдм - момент коррекции, создаваемый в датчике моментов азимутального гироскопа: Мдм=kдмiу,

kдм - коэффициент передачи датчика моментов;

iy - токи коррекции, протекающие в обмотках датчика моментов.

Соотношение (6) можно представить в виде

где - угловая скорость вращения платформы относительно Земли,

ωдруву/Н - скорость собственного ухода гироскопа. Так как в режиме азимутального приведения то в результате определяют

Влияние гироскопического момента HΩв исключают физически путем введения на ось подвеса X компенсирующего момента В принципе влияние момента HΩв можно учитывать алгоритмически, то-есть непосредственно в алгоритмах оценивания, не определяя уходы платформы относительно вертикальной оси подвеса в режиме азимутальной коррекции.

Для получения необходимых соотношений, позволяющих определять уходы платформы относительно горизонтальных осей, рассмотрим уравнения (4), (5) в установившемся состоянии, полагая в них и учитывая компенсацию момента HΩв:

Исключая из этих уравнений ωх, найдем выражение для скорости собственного ухода гироскопа

Анализ уравнения (4) с учетом компенсации момента HΩв показывает, что в процессе угловой стабилизации платформы уходы формируются в основном гироскопическим моментом и оценку скорости ухода можно проводить путем решения укороченного уравнения

используя информацию с датчика углов гироскопов.

В установившемся состоянии значения несущественны и из уравнения (8), получим другое соотношение для оценки скорости ухода

Отсюда следует, что в установившемся состоянии возмущающий момент Мх не полностью компенсируется моментом, создаваемым двигателем стабилизации. Если скорость ухода ωх известна, то из (12) можно найти значение возмущающего момента Мх, учитывая, что момент создаваемый двигателем стабилизации, является известной функцией углов (поворота гироскопа:

Поскольку момент dxωx<<Мх, то для определения ωх можно сначала найти значения возмущающего момента Мх как функцию времени, используя уравнение (4) в виде а результаты затем применить в конечной формуле (12).

Значение скорости собственного ухода гироскопа можно определить по формуле (10). Видно, что в установившемся состоянии скорость собственного ухода гироскопа в виду малости и βх незначительно отличается от скорости ухода платформы ωх относительно оси стабилизации.

Определение уходов по другой горизонтальной оси Z проводится по аналогичным формулам с заменой индекса х на индекс z.

Сравнительный анализ существенных признаков известного способа определения азимута по видимым уходам и предлагаемого способа показывает, что предлагаемый способ азимутальной ориентации отличается тем, что в предлагаемом способе отпадает необходимость в использовании акселерометров, не требуется знание азимута платформы в месте испытаний, что упрощает измерительную систему и сокращает время определения уходов. Применение гироскопов в качестве измерителей делает систему более виброустойчивой, чем при использовании акселерометров, что способствует повышению точности. Отсутствие связи платформы и гироскопов с Землей при использовании режима «памяти» и инерциального режима также способствует повышению помехозащищенности измерительной системы, позволяет применять способ в условиях возможных смещений основания ТГС.

Поставленная в предлагаемом способе цель достигается тем, что определение уходов проводят в произвольном положении платформы в азимуте, в алгоритмах не учитывают исходный азимут, скорости ухода платформы относительно горизонтальных осей и скорости собственного ухода гироскопов горизонтальных каналов определяют по информации о сигналах, снимаемых с датчиков углов гироскопов горизонтальных каналов системы стабилизации платформы, и информации о токах коррекции в датчике моментов азимутального гироскопа.

Таким образом, предложенный способ определения уходов платформы ТГС имеет новизну. Авторам неизвестна совокупность существенных признаков, применяемых для решения данной технической задачи, что соответствует критерию «изобретательский уровень».

Источники информации:

1. Ригли У. и др. Теория, проектирование и испытания гироскопов. М.: Мир, 1972.

2. Хлебников Г.А. Начальная выставка инерциальных гироскопических систем. М.: ВАД, 1994.

3. Назаров Б.И., Хлебников Г.А. Гиростабилизаторы ракет.М: МО СССР, 1975.

Способ автономного определения уходов платформы трехосного гиростабилизатора, заключающийся в том, что используют режим приведения платформы в азимут и в горизонт, уходы относительно вертикальной оси подвеса платформы определяют в режиме «памяти», отличающийся тем, что определение уходов по горизонтальным осям осуществляют по видимым уходам, скорости ухода платформы относительно горизонтальных осей и скорости собственного ухода гироскопов горизонтальных каналов определяют по информации о сигналах, снимаемых с датчиков углов гироскопов горизонтальных каналов системы стабилизации платформы.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 50.
13.10.2018
№218.016.9167

Многоканальный приемник с кодовым разделением каналов для приема сигналов с квадратурной m-ичной амплитудно-инверсной модуляцией

Изобретение относится к области радиосвязи и может найти применение в системах беспроводного доступа, сухопутной подвижной и спутниковой связи, призванных функционировать в условиях ограничений на выделенный частотный ресурс и энергетику. Приемник с кодовым разделением каналов с высокой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669371
Дата охранного документа: 11.10.2018
14.11.2018
№218.016.9d5f

Защитное устройство

Изобретение относится к системе «человек-машина» и может быть использовано для защиты человека-оператора транспортного средства от действия вертикальных ускорений больших величин. Защитное устройство содержит несущее приспособление с сиденьем и спинкой кресла, направляющие, кронштейн,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672345
Дата охранного документа: 13.11.2018
02.02.2019
№219.016.b66f

Устройство эвакуации информации

Изобретение относится к защите информации бортовых систем летательных аппаратов. Устройство эвакуации информации содержит бортовой самописец (6), камеру сжатого воздуха (3) с краном (4), оборудованную датчиком давления (5), резиновую камеру (2). Резиновая камера (2) охватывает весь корпус (1)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678727
Дата охранного документа: 31.01.2019
26.02.2019
№219.016.c827

Способ определения скорости движения наземного транспортного средства

Изобретение относится к области наземной навигации и может быть использовано в автономных системах наземной навигации, в которых требуется определение с высокой точностью скорости движения и пройденного расстояния наземным транспортным средством (НТС). Заявленный способ определения скорости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680654
Дата охранного документа: 25.02.2019
01.03.2019
№219.016.c89a

Гелиоветряная установка для выработки электроэнергии

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в повышении мощности в области применения установки для производства электроэнергии и достигается благодаря тому, что гелиоветряная установка для выработки электроэнергии состоит из полотна элементов, являющихся...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680822
Дата охранного документа: 27.02.2019
04.04.2019
№219.016.fb65

Ретранслятор системы передачи радиокоманд на управляемые объекты, входящие в систему

Изобретение относится к радиосвязи и может использоваться в спутниковых системах связи диапазона миллиметровых волн для ретрансляции радиосигналов с использованием космических аппаратов на высокоэллиптических орбитах. Технический результат состоит в повышении надежности достоверной и скрытой от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683789
Дата охранного документа: 02.04.2019
31.05.2019
№219.017.701b

Устройство подготовки топлива к сгоранию в двигателе

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано для подготовки топлива к сгоранию в двигателе. Предложено устройство подготовки топлива к сгоранию в двигателе, состоящее из последовательно соединенных генератора-модулятора 1, автогенератора 2 и индуктора 3, причем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689861
Дата охранного документа: 29.05.2019
31.05.2019
№219.017.7067

Способ моделирования многоэтапного процесса развития и применения системы вооружения

Изобретение относится к способам обработки цифровых данных в области прогнозирования и управления многоэтапными процессами, характеризующихся априорной неопределенностью ситуаций, возникающих при реализации их этапов. Техническим результатом является обеспечение возможности автоматизированного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689813
Дата охранного документа: 29.05.2019
01.06.2019
№219.017.7265

Способ записи и дискретной эвакуации информации бортовых регистраторов

Изобретение относится к способу эвакуации устройства для сбора и регистрации полетных данных. Для эвакуации устройства для сбора и регистрации полетных данных о параметрах полета от приборов контроля полетов летательного аппарата одновременно записывают в флеш-память в N устройствах для сбора и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690137
Дата охранного документа: 30.05.2019
01.06.2019
№219.017.727c

Устройство ориентации космического аппарата по звездам

Изобретение относится к области космической навигации и касается устройства ориентации космического аппарата по звездам. Устройство включает в себя корпус, объектив, центральный модуль, электронную единую плату, гибкие участки электронной единой платы, термоэлектрический охладитель Пельтье,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690055
Дата охранного документа: 30.05.2019
Показаны записи 1-10 из 13.
10.03.2014
№216.012.aa36

Азимутальная ориентация платформы трехосного гиростабилизатора по приращениям угла прецессии гироблока

Азимутальная ориентация платформы трехосного гиростабилизатора по приращениям угла прецессии гироблока относится к области приборостроения и может быть использована для определения азимута, например, в высокоточных системах различного назначения. Технический результат - повышение точности и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509289
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.03.2014
№216.012.ace8

Способ автономной азимутальной ориентации платформы трехосного гиростабилизатора по изменяющимся токам коррекции

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для определения азимутального положения платформы трехосного гиростабилизатора, например, в высокоточных навигационных системах различного назначения. Технический результат - расширение функциональных возможностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509979
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.04.2014
№216.012.bb1f

Способ определения азимута платформы трехосного гиростабилизатора по углу поворота корпуса гироблока

Изобретение относится к области гироскопических систем и может быть использовано для определения азимутального положения платформы трехосного гиростабилизатора, например, в высокоточных навигационных системах различного назначения. Предлагаемый способ заключается в том, что корпус одного из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513631
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.11.2014
№216.013.0938

Передача с объемно-пространственным зацеплением-попз

Изобретение относится машиностроению. Передача с объемно-пространственным зацеплением содержит червячное колесо и взаимодействующий с ним червяк, выполненный в виде цилиндрического вала и охватывающей его витой пружины, закрепленной на этом валу в профилированных кольцах. Червячное колесо...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533761
Дата охранного документа: 20.11.2014
20.02.2015
№216.013.280d

Способ автономной азимутальной ориентации платформы трехосного гиростабилизатора на подвижном основании

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для определения положения платформы трехосного гиростабилизатора в азимуте, например, в высокоточных навигационных системах различного назначения. Технический результат - возможность определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541710
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.04.2015
№216.013.46b7

Устройство для определения расстояния, пройденного наземным транспортным средством

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах определения пройденного пути наземных транспортных средств. Технический результат - повышение точности по сравнению с системами, где для измерения пройденного пути используется только механический датчик пути....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549607
Дата охранного документа: 27.04.2015
10.06.2015
№216.013.525f

Способ автономного определения азимута гиростабилизированной платформы

Изобретение относится к области гироскопических систем и может быть использовано в навигационных системах. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого определение азимута производится при введении одного из гироблоков системы стабилизации в компасный режим путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552608
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.06.2015
№216.013.52f4

Способ определения скорости движения наземного транспортного средства

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах определения скорости движения наземного транспортного средства. Технический результат - повышение точности определения скорости. Для достижения данного результата периодически корректируют механический датчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552757
Дата охранного документа: 10.06.2015
26.08.2017
№217.015.dcd3

Способ автономной азимутальной ориентации платформы трехосного гиростабилизатора по изменяющимся видимым уходам

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в высокоточных навигационных системах различного назначения для определения положения платформы трехосного гиростабилизатора в азимуте. Технический результат – расширение функциональных возможностей за счет обеспечения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624617
Дата охранного документа: 04.07.2017
10.05.2018
№218.016.41be

Способ определения азимута платформы трёхосного гиростабилизатора по отклонению угла поворота гироскопа от расчётного значения

Изобретение относится к области гироскопических систем и может быть использовано для определения азимута платформы трехосного гиростабилизатора, например, в навигационных системах различного назначения. Способ определения азимута платформы трехосного гиростабилизатора по отклонению угла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649063
Дата охранного документа: 29.03.2018
+ добавить свой РИД