×
16.01.2020
220.017.f56a

Результат интеллектуальной деятельности: Способ защиты экипажа и оборудования наземного бронированного транспортного комплекса с колёсной самоходной обитаемой эвакокапсулой

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к способу защиты экипажа наземного бронированного транспортного комплекса с самоходной обитаемой эвакокапсулой. Наземный бронированный транспортный комплекс содержит самоходную обитаемую эвакокапсулу (3). Эвакокапсула снабжена подвеской (5) с упругими и демпфирующими элементами и установлена с опорой колёсами на днище (2) корпуса базовой гусеничной машины (1). При движении комплекса задают жесткость (С′) колёсной ходовой части (4) эвакокапсулы (3) меньше жесткости (С) в режиме ее эвакуации с обездвиженной гусеничной машины (1). Одновременно задают коэффициент демпфирования (μ′) колёсной ходовой части (4) эвакокапсулы (3) больше коэффициента демпфирования (μ) колёсной ходовой части (4) эвакокапсулы (3) в режиме ее эвакуации с обездвиженной гусеничной машины (1). При этом предусмотрена возможность прогиба днища корпуса (2) последней (1) без полной выборки клиренса (К>0) эвакокапсулы (3) и пробоя ее подвески (5). Имеется ряд дополнительных совокупностей существенных признаков способа: могут уменьшать давление текучей среды, в частности воздуха, в шинах колëс (4) эвакокапсулы (3); могут оперативно регулировать давление текучей среды в шинах колëс (4) эвакокапсулы (3) в зависимости от дорожного профиля и скорости движения комплекса. Достигается повышение защищенности экипажа и оборудования наземного транспортного комплекса в боевых и иных чрезвычайных условиях. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к танкостроению, конкретно – к бронированным наземным транспортным комплексам, в частности, к их вибростойкости и противоминной их защите.

Для проведения антитеррористических или военных операций на застроенной местности применяют бронированные машины и транспортные комплексы [1. RU 2270111 C1, В60R 1/00, 20.02.2006; 2. RU 2405689 С2, В60R 1/00, 20.01.2010; 3. RU 2176199 C1, B60R 1/00, H04N 7/18, G08G 1/04, 27.11.2011].

При их поражении противником или ином выходе из строя оставшиеся в живых и раненые члены экипажей эвакуируются пешим порядком или несамостоятельно, с привлечением других, сторонних технических средств.

В последнее время наметилась компоновочная тенденция размещения всего экипажа в сильно бронированной капсуле [4. RU 2138004 C1, F41H 7/00, 20.09.1999; 5. Предшественник танка «Армата» / Андрей Васильев. URL: http://rufor.org/ showthread.thp?t=17609; RU 2274819 C1, F41H 7/00, 20.04.2006; 6. Виктор Баранец // «Комсомольская правда». URL: http://www.kp.md/daily/26381.4/ 3259466/?geoid=26].

Однако на таких машинах также не предусмотрено средств эвакуации экипажа кроме разного рода люков.

Намечаются перспективы устранения этого недостатка, в частности, с использованием опыта создания и успешного применения способа эвакуации «катапультирование» [7. Семенов А. Г. Концепция наземного транспортного комплекса с эвакокапсулой. – СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2017.– С. 98-124].

Поскольку катапульты авиационного типа для наземного транспорта практически непригодны по экономическим соображениям и проблемы запаса высоты, в настоящее время разрабатываются транспортные комплексы с так называемой «самобеглой эвакокапсулой» [7. Семенов А.Г. Концепция … – С. 171-240; 8. RU 2504728 C1. МПК F41H 7/00, 20.01.2014]. Суть концепции – выполнение эвакокапсулы в виде малогабаритного транспортного средства (со своими силовой установкой, трансмиссией, ходовой частью с движителем и системой управления), с образованием наземного транспортного комплекса «обитаемая машина в базовой машине».

В этих проектах, однако, как и для «одиночных» наземных транспортных средств, следует выделить проблему вибро- и противоминной защиты экипажа и оборудования. Особенно в отношении систем, где капсула установлена днищем на днище или иных частях базовой машины при вывешенных опорных элементах ходовой части (колëсах) [ 8; 9. Семенов А. Г. Наземный бронированный транспортный комплекс // Вестник Академии военных наук, № 3 (48), 2014. – С. 136-139; RU 2612070 C1. МПК F41H 7/00, 02.03.2017; 10. RU 2612070 C1. МПК F41H 7/00, 02.03.2017].

Известные же способы и устройства виброзащиты и противоминной защиты относятся только к подвескам одиночных машин и сиденьям экипажа, т.е. при подрессоривании рассматриваются двух- или трëхмассовые колебательные системы (корпус машины – сиденье – человек). В данном же случае транспортная система с эвакокапсулой представляет собой четырехмассовую систему – с подрессоренными массами «корпус базовой машины – корпус эвакокапсулы – сиденье – человек», с параметрами жесткости упругих элементов и демпфирования амортизаторов подвесок всех перечисленных масс, а также с возбуждающими воздействиями извне – со стороны опорной поверхности.

Так, известна противоминная защита сидений их подвесом не на днище, а к стенкам и/или крыше [11. RU 182110 U1, МПК B60N 2/42, 03.08.2018; 12. RU 2390440 C2, МПК B60N 2/42, 27.05.2010; 13. RU 2011152528 A, МПК F41H 7/00, 27.06.2013].

Известны колëсные ходовые части с управляемым давлением воздуха в шинах колëс [14. RU 76286 U1, МПК B60F 5/00, 20.09.2008; 15. RU 167642 U1, МПК B60C 23/00, 10.01.2017; 16. RU 2575314 C1, МПК B60B 9/00, B60K 17/00, B62D 63/00, 20.02.2016; 17. RU 2581903 C2, МПК B60C 23/00, 20.05.2015; 18. RU 2655102 C1, МПК B60C 23/08, B60C 23/06, B60C 23/00, 23.05.2018] и управляемыми подвесками (оперативное изменение упругих и/жëсткости и/или демпфирующих характеристик в зависимости от изменения внешних воздействий и условий, изменение клиренса) [19. RU 166778 U1, МПК B60G 17/04, 10.12.2016; 20. RU 2668479 C2, МПК B60G 17/015, B60G 17/017, 01.10.2018 ].

Наиболее близким к заявляемому изобретению-способу по назначению и совокупности существенных признаков (прототипом) является способ защиты экипажа и оборудования наземного бронированного транспортного комплекса с колëсной самоходной обитаемой эвакокапсулой, снабженной упругой подвеской и установленной с опорой колёсами на днище корпуса базовой гусеничной машины при положительном собственном клиренсе, от механических воздействий со стороны дорожных неровностей и фугасного воздействия при минном подрыве [21. RU 2617016 C1, МПК F41H 7/00, B62D 63/00, 19.04.2017].

В нем во всех эксплуатационных режимах, – и при нахождении эвакокапсулы на базовой гусеничной машине, и при самостоятельном движении на местности вне базовой гусеничной машины в порядке эвакуации, – жëсткость колëсной ходовой части эвакокапсулы постоянна (параметры подвески не меняют).

При минном подрыве, в принципе, не исключена возможность прогиба днища базовой машины с полной выборкой клиренса эвакокапсулы и пробоем еë подвески.

Переменные дорожные условия, главным образом при больших скоростях на неровной дороге с выраженным макропрофилем, также оказывают остаточное динамическое силовое воздействие (с учетом частичного виброгашения в ходовой части базовой машины и в колесной ходовой части эвакокапсулы), на корпус эвакокапсулы, а следовательно и на экипаж и на оборудование в ней, вследствие неоптимальности параметров ходовой части эвакокапсулы в транспортном режиме комплекса (колесная ходовая часть эвакокапсулы рассчитана по условиям самостоятельного движения на местности вне базовой машины, т.е. в режиме эвакуации.

Всë это обусловливает недостаточно высокие технико-эксплуатационные характеристики транспортного комплекса.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение защищенности (безопасности и живучести) экипажа наземного транспортного комплекса в боевых и иных чрезвычайных условиях, за счет снижения динамического воздействия на их организм со стороны как выраженных неровностей опорной поверхности (бездорожья), так и возможного фугасного воздействия противоднищевых мин.

Технический результат в соответствии с поставленной задачей достигается за счёт того, что в способе защиты экипажа наземного бронированного транспортного комплекса с колëсной самоходной обитаемой эвакокапсулой, снабженной подвеской с упругими и демпфирующими элементами и установленной с опорой колёсами на днище корпуса базовой гусеничной машины при положительном собственном клиренсе, от механических воздействий со стороны дорожных неровностей и фугасного воздействия при минном подрыве, согласно заявляемому изобретению, при движении комплекса задают жëсткость и коэффициент демпфирования подвески эвакокапсулы соответственно меньше и больше, чем в режиме еë эвакуации с обездвиженной гусеничной машины, с возможностью прогиба днища последней без полной выборки клиренса эвакокапсулы и пробоя еë подвески.

Технический результат достигается также за счёт дополнительных существенных признаков (при сформулированной выше основной совокупности признаков):

- могут уменьшать давление текучей среды, в частности воздуха, в шинах колëс эвакокапсулы и увеличивают сопротивление амортизаторов (Это наиболее эффективно в качестве средства снижения динамической нагрузки на экипаж в капсуле; неоптимальность таких параметров подвески капсулы для самостоятельного движения по грунту вне базовой гусеничной машины никакого значения не имеет, поскольку рассматривается режим нахождения капсулы на базовой гусеничной машине, самостоятельно перемещающейся по местности);

- могут оперативно регулировать давление текучей среды в шинах колëс эвакокапсулы в зависимости от дорожного профиля и скорости движения комплекса (Это наиболее эффективно в качестве средства изменения (снижения и повышения) жесткости, оптимизации оперативного задания нужных параметров подвески в условиях меняющихся дорожных условий).

Среди известных способов не обнаружены такие, совокупность существенных признаков которых совпадала бы с заявленной совокупностью признаков. В то же время, именно за счёт последней достигается новый технический результат.

Для осуществления заявляемого способа пригодно известное устройство подвески (варианты) с переменной (управляемой) жесткостью и амортизаторами (22. Металлические, резиновые и пневматические элементы подвески. URL: https://znanieavto.ru/hodovaya/ uprugie-elementy-podveski-avtomobilej.html . Дата обращения: 06.06.2019).

Более подробно сущность изобретения раскрывается в приведённом ниже примере реализации и иллюстрируется чертежами, на которых представлено:

На чертеже показан транспортный комплекс, вид сбоку в транспортном положении, с размещением эвакокапсулы на днище корпуса базовой гусеничной машины, где:. F – динамическое воздействие (вертикальная сила) со стороны днища корпуса

базовой гусеничной машины, в составе наземного транспортного

комплекса, на колëса эвакокапсулы;

Кг – клиренс (дорожный просвет) базовой гусеничной машины,

в составе наземного транспортного комплекса;

Кк – клиренс (дорожный просвет) эвакокапсулы с колесной ходовой частью,

в составе наземного транспортного комплекса;

1 – базовая гусеничная машина, в составе наземного транспортного комплекса; 2 – днище корпуса базовой гусеничной машины (1); 3 – эвакокапсула, в составе наземного транспортного комплекса; 4 – колëса (с пневматическими шинами с регулируемым / управляемым давлением воздуха в них); 5 – подвеска колëс (4) эвакокапсулы (3), в данном примере – управляемая гидропневматическая (ГПП); 6 – система управления подвеской 5 колес 4 и/или давлением воздуха в шинах колëс 4; 7 – неровности дорожного профиля (бездорожья); 8 – противоднищевая мина.

Заявляемый способ защиты экипажа наземного бронированного транспортного комплекса с колëсной самоходной обитаемой эвакокапсулой 3, снабженной подвеской 5 с упругими и демпфирующими элементами (например, гидропневматической – ГПП, управляемой) и установленной с опорой колёсами 4 на днище 2 корпуса базовой гусеничной машины 1 при положительном собственном клиренсе Кк (клиренс базовой гусеничной машины 1 обозначен как Кг ), от механических воздействий со стороны дорожных неровностей 6 и фугасного воздействия при минном подрыве (мина 8), характеризуется тем, что при движении комплекса задают (одновременно):

- жëсткость С′ колëсной ходовой части (колëс 4 плюс подвески 5) эвакокапсулы 3 меньше жесткости C в режиме еë эвакуации с обездвиженной гусеничной машины 1;

- коэффициент (параметр) демпфирования (т.е. поглощения и рассеяния энергии внешнего воздействия на подвеску эвакокапсулы) μ′ (p′) колëсной ходовой части (колëс 4 плюс подвески 5) эвакокапсулы 3 коэффициента (параметра) демпфирования μ (p) в режиме еë эвакуации с обездвиженной гусеничной машины 1.

С возможностью прогиба днища 2 последней без полной выборки клиренса Кк эвакокапсулы 3 и пробоя еë подвески 5:

С′ < С , μ′ (p′) > μ (p)

где:

С′ – разово уменьшенная (в сравнении с величиной С) или оперативно регулируемая (управляемая) жесткость подвески 5 колëс 4 эвакокапсулы 3 в режиме установки колëсами 4 на днище 2 корпуса базовой гусеничной машины 1;

С – оптимальная жесткость подвески 5 колëс 4 эвакокапсулы 3 в режиме самостоятельного движения по грунту вне базовой гусеничной машины 1, т.е. в режиме эвакуации экипажа;

μ′ (p′) – разово уменьшенный (в сравнении с величиной μ (p)) или оперативно регулируемый (управляемый) коэффициент (параметр) подвески 5 колëс 4 эвакокапсулы 3 в режиме установки колëсами 4 непосредственно или опосредованно др. элементами на днище 2 корпуса базовой гусеничной машины 1;

μ (p) – оптимальный коэффициент (параметр) демпфирования подвески 5 колëс 4 эвакокапсулы 3 в режиме самостоятельного движения по грунту вне базовой гусеничной машины 1, т.е. в режиме эвакуации экипажа.

Как один из частных примеров, уменьшают, посредством системы управления 6, давление текучей среды, в частности воздуха, в шинах колëс 4 эвакокапсулы 3.

Как дугой частный пример, оперативно регулируют, опять же посредством системы управления 6, давление текучей среды в шинах колëс 4 эвакокапсулы 3 в зависимости от дорожного профиля 7 и скорости движения комплекса (т.е. гусеничной машины 1).

В частности, возможно и применение известных гидроамортизаторов с использованием магнитореологического эффекта.

Система управления 6 (ручная, полуавтоматическая, автоматическая) и принцип еë функционирования принципиально не отличаются от известных. На их входе – сигналы от экипажа (вкл./выкл. режимов – «транспортный», «эвакуация» и др.) и датчиков ускорения (учет силы F как функции воздействия со стороны дорожных неровностей 7 и поражающих факторов мины 8, причем через подвеску гусеничной ходовой части машины 1 и еë днище 2).

Использование изобретения позволяет повысить безопасность и живучесть экипажа и оборудования в бронированной обитаемой эвакокапсуле наземного транспортного комплекса в боевых и иных чрезвычайных условиях, за счет большей вибростойкости и лучшей противоминной защиты.


Способ защиты экипажа и оборудования наземного бронированного транспортного комплекса с колёсной самоходной обитаемой эвакокапсулой
Способ защиты экипажа и оборудования наземного бронированного транспортного комплекса с колёсной самоходной обитаемой эвакокапсулой
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 123.
10.08.2015
№216.013.69b2

Способ обработки бинарных сигналов данных, принимаемых на фоне шумов

Изобретение относится к технике электрической связи и может быть использовано в любых информационных системах. Технический результат состоит в повышении помехоустойчивости, пропускной способности и качества информационной продукции. Для этого способ обработки бинарных сигналов данных,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558611
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.09.2015
№216.013.78c4

Способ повышения эффективности сгорания углеводородного топлива

Изобретение относится к способам и устройствам для обработки различных видов жидкого углеводородного топлива перед его сжиганием и может найти применение в системах питания турбореактивных, газотурбинных двигателей, двигателей внутреннего сгорания, в двигателях Стирлинга, а также в иных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562505
Дата охранного документа: 10.09.2015
10.09.2015
№216.013.78f3

Способ получения электрода для производства порошковых жаропрочных сплавов на основе алюминида титана

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано при послойном нанесении материала по аддитивной технологии. Проводят предварительное механическое легирование исходной порошковой смеси из порошков титана и элементов, способных образовывать с ним твердые растворы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562552
Дата охранного документа: 10.09.2015
27.10.2015
№216.013.8a8c

Способ комбинированной раскатки осесимметричных деталей

Изобретение относится к области обработки материалов давлением и может быть использовано при изготовлении осесимметричных деталей из малопластичных материалов, преимущественно спеченных. Заготовку устанавливают в матрицу с выставлением части для локального деформирования и фиксируют в осевом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567071
Дата охранного документа: 27.10.2015
27.12.2015
№216.013.9da8

Способ повышения эффективности сгорания топлива в двигателе самолета

Изобретение относится к авиастроению, в частности к способам и устройствам для обработки различных видов жидкого углеводородного топлива. Для повышения эффективности сгорания углеводородного топлива в двигателе самолета топливо из заправочной емкости перекачивают в переменном однородном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571990
Дата охранного документа: 27.12.2015
10.06.2016
№216.015.4508

Способ фильтрации тока намагничивания и воспроизведения вторичного тока силовых и измерительных трансформаторов напряжения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в различных средствах релейной защиты, противоаварийного управления энергосистем, измерения, регистрации аварийных событий и диагностики состояния оборудования. Технический результат состоит в снижении погрешности фильтрации тока...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586115
Дата охранного документа: 10.06.2016
27.08.2016
№216.015.5182

Способ получения магнитотвердого материала smmn

Изобретение относится к области получения магнитотвердых материалов, которые могут быть использованы в электротехнике и машиностроении. Предложенный способ получения магнитотвердого соединения SmMN позволяет увеличить коэрцитивную силу (H) и температуру Кюри (Т) конечного продукта, что является...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596166
Дата охранного документа: 27.08.2016
25.08.2017
№217.015.bac6

Способ получения катодного материала на основе системы lifesio

Изобретение относится к электротехнической области и может быть использовано в аккумуляторных батареях транспортных и космических систем с улучшенными удельными характеристиками. В качестве начального компонента выбирают наноразмерный порошок аэросила (SiO) с удельной поверхностью 350-380 м/г,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615697
Дата охранного документа: 06.04.2017
25.08.2017
№217.015.bad7

Топливная форсунка газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиастроению. Топливная форсунка газотурбинного двигателя, в которой одним из электродов, соединенным с потенциальным выходом источника электрического напряжения, является металлический внутренний воздушный завихритель и соединенная проводящей перемычкой металлическая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615618
Дата охранного документа: 05.04.2017
25.08.2017
№217.015.c5b0

Бесфлаттерная многодисковая фрикционная муфта для соединения валов привода с возможностью разнонаправленного их вращения

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к муфтам для соединения приводных валов, например, для трансмиссий. Бесфлаттерная многодисковая фрикционная муфта (5) для соединения валов (1, 3) привода с возможностью разнонаправленного их вращения содержит корпус (6)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618661
Дата охранного документа: 05.05.2017
Показаны записи 1-10 из 118.
27.01.2013
№216.012.2099

Устройство для регулирования микроклимата

Изобретение относится к технике вентиляции и кондиционирования воздуха. Устройство содержит полый корпус с проточно-воздушной смесительной камерой, входными и выходными отверстиями и наддонным пространством, расположенным ниже выходных отверстий - для размещения жидких, консистентных или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473846
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.10.2013
№216.012.714a

Физиотерапевтический бюстгальтер расширенного функционального назначения

Физиотерапевтический бюстгальтер расширенного функционального назначения содержит две чаши и бретельки с замками для фиксации чаш на теле пользователя. По крайней мере, чаши выполнены из множества соединенных друг с другом бок-о-бок посредством гибких связей цилиндрических уплощенных элементов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494659
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.12.2013
№216.012.8850

Винтокрыл

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям комбинированных вертолетов. Винтокрыл содержит фюзеляж, комбинированный воздушный движитель, устройство преобразования несущего винта в статическую стреловидную совокупность крылообразующих лопастей. Комбинированный движитель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500578
Дата охранного документа: 10.12.2013
20.01.2014
№216.012.9875

Бронированный наземный транспортный комплекс

Изобретение относится к машиностроению, в частности к танкостроению. Бронированный наземный транспортный комплекс содержит бронированную машину с установленными на ней двигателем, трансмиссией, ходовой частью с движителем, вооружением и обитаемой бронированной капсулой. Капсула снабжена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504728
Дата охранного документа: 20.01.2014
10.04.2014
№216.012.b1f1

Способ управления поворотом наземного транспортного средства и самоходный минный разградитель

Изобретение относится к области разминирования наземных минных полей. Способ управления поворотом наземного транспортного средства заключается в силовом управляющем воздействии на подвижный относительно несущей конструкции (1) транспортного средства орган (2) управления системы управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511269
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.04.2014
№216.012.b3d7

Способ разминирования минных полей и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области разминирования наземных минных полей. Устройство для разминирования минных полей содержит как минимум одно самодвижущееся в безэкипажном режиме наземное транспортное средство с давлением опорного элемента на грунт или иным инициирующим действием, достаточным для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511755
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.05.2014
№216.012.c040

Бронированный объект с динамической защитой и электрооборудованием

Изобретение относится к бронированным объектам, преимущественно к электрифицированным танкам с динамической (реактивной) броневой защитой. Бронированный объект содержит защитное устройство динамического типа, которое включает в себя элементы с корпусом и крышкой, установленные на части площади...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514965
Дата охранного документа: 10.05.2014
10.08.2014
№216.012.e6ca

Способ парашютного десантирования

Изобретение относится к военному делу и находится на стыке областей: муляжи (куклы), наполняемые текучей средой; способы ведения военных или иных специальных операций; камуфляж (маскировка); средства наступления или обороны; авиационные бомбы. Способ парашютного десантирования заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524875
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.11.2014
№216.013.0a3d

Способ зарядки литий-ионного аккумулятора, разряженного ниже допустимого уровня

Использование: в области электротехники для зарядки литий-ионных (Li-Ion) электрических аккумуляторов. Технический результат - восстановление переразряженного (разряженного ниже допустимого уровня) аккумулятора. Согласно способу аккумулятор подключают к зарядному устройству и включают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534029
Дата охранного документа: 27.11.2014
10.01.2015
№216.013.1c36

Гусеничная цепь ходовой части снегоболотоходного транспортного средства

Изобретение относится к гусеничным движителям транспортных средств. Гусеничная цепь ходовой части содержит соединенные между собой посредством пальцев и скоб с цевками траки. Трак представляет собой опорную плиту с проушинами для пальцев, грунтозацепами, предусмотренными на лицевой ее стороне,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538650
Дата охранного документа: 10.01.2015
+ добавить свой РИД