×
13.11.2019
219.017.e094

СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ИСТОЧНИК ИЗЛУЧЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области управления летательными аппаратами и может быть использовано для их гарантированного наведения на наземный источник излучения по известному лишь только пеленгу без определения координат источника. Технический результат – повышение эффективности наведения за счет исключение вывода летательного аппарата за источник излучения. По способу пеленгуют источник излучения. Идентифицируют его как цели. Определяют курсовой угол на источник излучения. Строят прямую линию заданного пути, проходящую через точку пеленгования в направлении источника излучения. Выводят летательный аппарат с разворотом на линию заданного пути с нулевым курсовым углом на источник излучения. При этом для расчета используют местную декартову систему координат с центром, совпадающим с местом расположения летательного аппарата в момент пеленгования источника излучения. Обеспечивают выход летательного аппарата на линию заданного пути до точки пеленгования источника излучения при любых скоростях и курсовых углах. Определяют скорость летательного аппарата и минимально допустимый для этой скорости радиус разворота. Рассчитывают точку начала и радиус разворота летательного аппарата. Выполняют прямолинейный полет до расчетной точки начала разворота. Вывод летательный аппарат на линию заданного пути осуществляют по окружности с расчетным радиусом с разворотом в противоположную сторону от источника излучения. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области управления летательными аппаратами (ЛА) и может быть использовано для их гарантированного наведения на наземный источник излучения по известному лишь только пеленгу без определения координат источника.

Известен способ вывода ЛА на незапрограммированную наземную излучающую цель, в соответствии с которым по периметру района боевых действий выбирают произвольные поворотные пункты маршрута (ППМ), определяют их координаты, которые вводят в бортовую вычислительную машину навигационного комплекса ЛА. Координаты НИМ используют для создания единого поля целеуказания, которое позволяет определять координаты любой цели в этом районе относительно каждого из НИМ. Полет на цель, координаты которой выдает пункт управления, осуществляют из одного из НИМ с выходом на линию «ППМ-цель» [Паньков С.Я., Забураев Ю.Е., Матвеев A.M. Теория и методика управления авиацией: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Под общ. ред. В.А. Мещерякова-Ульяновск: УВАУ ГА, 2006. - 190 с. С. 178-182].

Недостаток способа состоит в том, что если координаты незапрограммированной цели неизвестны (известно только направление на цель в момент ее излучения), то строить линию «ППМ-цель» невозможно.

Известен курсовой способ наведения самолета на наземную цель, сущность которого состоит в непосредственном наведении пилотом ЛА на постоянно или периодически излучающий источник [Паньков С.Я., Забураев Ю.Е., Матвеев A.M. Теория и методика правления авиацией: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Под общ. ред. В.А. Мещерякова - Ульяновск: УВАУ ГА, 2006. - 190 с. С. 176-177].

Недостаток способа заключается в отсутствии возможности вывода ЛА на цель, если цель прекратит излучение.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту (прототип) к предлагаемому способу является маршрутный способ наведения ЛА на цель, заключающийся в пеленговании источника излучения (ИИ), его идентификации как цель, определении курсового угла на источник излучения, построении прямой линии заданного пути (ЛЗП), проходящей через точку пеленгования в направлении источника излучения и выводе ЛА на линию заданного пути с разворотом в сторону ИИ по кратчайшему пути [Паньков С.Я., Забураев Ю.Е., Матвеев A.M. Теория и методика правления авиацией: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Под общ. ред. В.А. Мещерякова - Ульяновск: УВАУ ГА, 2006. - 190 с. С. 177-179].

Недостатком способа является высокая вероятность выхода ЛА на ЛЗП за источником излучения, что обусловлено увеличением радиуса разворота ЛА при больших курсовых углах на источник излучения и скоростях ЛА.

Техническим результатом настоящего изобретения является исключение вывода летательного аппарата за источник излучения за счет его выхода на прямую линию заданного пути с нулевым курсовым углом на источник излучения до точки, находящейся на данной прямой до точки пеленгования.

Указанный результат достигается тем, что в известном способе наведения летательного аппарата на источник излучения, заключающийся в пеленговании источника излучения, его идентификации как цель, определении курсового угла на источник излучения, построении прямой линии заданного пути, проходящей через точку пеленгования в направлении источника излучения, и выводе летательного аппарата с разворотом на линию заданного пути с нулевым курсовым углом на источник излучения, согласно изобретению определяют скорость летательного аппарата и минимально допустимый для этой скорости радиус разворота, рассчитывают точку начала и радиус разворота летательного аппарата, выполняют прямолинейный полет до расчетной точки начала разворота, вывод летательного аппарата на линию заданного пути осуществляют по окружности с расчетным радиусом с разворотом в противоположную сторону от источника излучения.

Сущность изобретения заключается в том, что определяют скорость ЛА и минимально допустимый для этой скорости радиус разворота, рассчитывают точку начала и радиус разворота летательного аппарата, выполняют прямолинейный полет до расчетной точки начала разворота, вывод летательного аппарата на линию заданного пути осуществляют по окружности с расчетным радиусом с разворотом в противоположную сторону от ИИ.

Сущность изобретения поясняется фигурой, где представлены взаимное расположение ЛА и ИИ в плоскости. На фигуре обозначены:

1 - вектор скорости ЛА до начала разворота;

2 - местоположение ИИ;

3 - прямая линия заданного пути;

4.1, 4.2 - маршрут ЛА при наведении на ИИ по способу-прототипу для случая малого и большого курсовых углов на ИИ в момент его пеленгования, соответственно;

4.3 - маршрут ЛА при наведении на ИИ по предлагаемому способу;

XOY - местная декартовая система координат с центром, совпадающим с местом расположения ЛА в момент пеленгования ИИ; N - точка начала разворота ЛА; O1 - центр окружности разворота ЛА при полете с использованием предлагаемого способа; Pm - точка перехода ЛА в разворот в другую сторону для плавного выхода на ЛЗП с использованием способа-прототипа; K, Km - точки выхода ЛА на ЛЗП с использованием предлагаемого и способа-прототипа, соответственно; ψ - курс ЛА в момент пеленгования ИИ; θ - азимут ИИ; r - радиус разворота ЛА.

Из фигуры видно, что при выводе ЛА на ЛЗП с разворотом на ИИ по кратчайшему пути (прототип) возможен выход ЛА как до ИИ (маршрут 4.1 на фигуре), так и за ИИ (маршрут 4.2 на фигуре). Вероятность выхода ЛА за ИИ определяется радиусом разворота ЛА. Чем выше скорость ЛА и больше курсовой угол на ИИ, а соответственно и радиус разворота, тем выше эта вероятность.

Согласно заявленному изобретению вывод ЛА на ЛЗП осуществляют с разворотом в противоположную от ИИ сторону по окружности с радиусом, определяемым скоростью ЛА и курсовым углом на ИИ (маршрут 4.3 на фигуре). При этом точка K выхода ЛА на ЛЗП является точкой касания окружности разворота с ЛЗП, т.е. ЛА при выводе по данной окружности выходит на ЛЗП сразу с нулевым курсовым углом на ИИ. Так как точка пеленгования ИИ О лежит на пересечении прямых ЛЗП и линии маршрута ЛА до начала разворота, являющихся касательными к окружности разворота, то ЛА при любых скоростях и курсовых углах на ИИ выходит на ЛЗП до точки пеленгования ИИ О (см. фигуру), а значит и гарантированно до ИИ, то есть вероятность выхода ЛА на ЛЗП после ИИ равна 0. Этим достигается указанный в изобретении технический результат.

Способ может быть реализован следующим образом.

1) ЛА совершает полет. При наличии излучения от ИИ с помощью пеленгатора на борту идентифицируют его. При классификации источника как цель измеряют курсовой угол на него (θ-ψ) и скорость ЛА V. Строят прямую ЛЗП.

2) С учетом минимально допустимого радиуса разворота для данного типа ЛА rmin, который может быть выбран исходя из допустимой угловой скорости разворота ЛА [Справочник летчика и штурмана. Под ред. В.М. Лавского. М: Воениздат, 1974, с. 372-373], рассчитывают промежуток времени Δt с момента пеленгования источника излучения T0 до начала разворота Tr и радиус разворота r=V⋅Δt⋅tg(α), где V - скорость ЛА; При этом принято, что ЛА будет совершать разворот с постоянным радиусом по окружности с центром O1 (см. фигуру). Поскольку вектор скорости ЛА является касательной к данной окружности, центр которой перпендикулярен к начальному курсу самолета, то координата O1=N+i⋅r⋅ехр(i⋅ψ).

Для расчетов принято комплексное представление координат где - реальная часть, абсцисса, - мнимая часть, ордината, i - мнимая единица, arg(⋅) - аргумент комплексного числа (фаза), заключенного в скобки.

3) Определяют точку начала разворота ЛА с учетом того, что до этого ЛА совершает прямолинейный полет с выдерживанием постоянного курса:

N=O+V⋅Δt⋅exp(i⋅ψ).

4) По завершению расчетов выводят ЛА на ЛЗП по выбранному маршруту, а именно первоначально выполняют прямолинейный полет с постоянной скоростью до точки N, затем осуществляют разворот в противоположную сторону от ИИ с рассчитанным радиусом разворота г до точки K на ЛЗП (см. фигуру).

Таким образом, предложенное техническое решение позволяет решить поставленную техническую задачу: выход летательного аппарата на прямую линию заданного пути с нулевым курсовым углом на источник излучения до точки, находящейся на данной прямой до точки пеленгования.

Дополнительным достоинством способа является возможность наведения летательного аппарата на кратковременно и не периодически излучающий источник только по одному известному пеленгу на него.

Способ наведения летательного аппарата на источник излучения, заключающийся в пеленговании источника излучения, его идентификации как цели, определении курсового угла на источник излучения, построении прямой линии заданного пути, проходящей через точку пеленгования в направлении источника излучения, и выводе летательного аппарата с разворотом на линию заданного пути с нулевым курсовым углом на источник излучения, отличающийся тем, что для расчета используют местную декартову систему координат с центром, совпадающим с местом расположения летательного аппарата в момент пеленгования источника излучения, обеспечивают выход летательного аппарата на линию заданного пути до точки пеленгования источника излучения при любых скоростях и курсовых углах, для чего определяют скорость летательного аппарата и минимально допустимый для этой скорости радиус разворота, рассчитывают точку начала и радиус разворота летательного аппарата, выполняют прямолинейный полет до расчетной точки начала разворота, вывод летательного аппарата на линию заданного пути осуществляют по окружности с расчетным радиусом с разворотом в противоположную сторону от источника излучения.
СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ИСТОЧНИК ИЗЛУЧЕНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 244.
25.08.2017
№217.015.9bc8

Способ определения координат наземного источника радиоизлучения при радиопеленговании с борта летательного аппарата

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано для определения координат наземных источников радиоизлучения (ИРИ) при радиопеленговании с борта летательного аппарата (ЛА). Достигаемый технический результат - повышение точности определения координат наземных ИРИ и снижение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610150
Дата охранного документа: 08.02.2017
25.08.2017
№217.015.bb52

Способ управления приемниками воздушного давления

Изобретение относится к способу управления приемниками воздушных давлений (ПВД). Для управления ПВД выявляют неисправный ПВД путем измерения полного и статического давлений основного и резервного ПВД, определяют модули разности полного и статического давлений соответственно для основного и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615813
Дата охранного документа: 11.04.2017
25.08.2017
№217.015.bf3b

Способ определения расстояния до неподвижного источника излучения движущимся пеленгатором

Изобретение относится к методам определения расстояния с использованием пеленгатора, размещенного на носителе, выполняющего движение в направлении источника радиоизлучения, в интересах снижения погрешности определения координат. Достигаемый технический результат – снижение погрешности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617210
Дата охранного документа: 24.04.2017
25.08.2017
№217.015.bf46

Способ формирования маршрута носителя пеленгатора

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в бортовой пассивной РЛС и автоматической системе управления самолета. Достигаемый технический результат - формирование маршрута носителя пеленгатора, определяющего местоположение излучателя, при котором достигается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617127
Дата охранного документа: 21.04.2017
25.08.2017
№217.015.bfc3

Устройство адаптивной маскировки объектов

Изобретение предназначено для маскировки стационарных или движущихся объектов с помощью адаптивных маскировочных устройств, работающих в оптическом диапазоне длин волн. Устройство адаптивной маскировки объектов содержит последовательно соединенные цифровую камеру с выносным объективом, ЭВМ,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617157
Дата охранного документа: 21.04.2017
25.08.2017
№217.015.c160

Способ определения дальности до неподвижного источника излучения движущимся пеленгатором

Изобретение относится к методам определения дальности с использованием пеленгатора, размещенного на носителе, выполняющего движение в направлении источника радиоизлучения, в интересах снижения погрешности определения координат. Достигаемый технический результат – снижение погрешности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617447
Дата охранного документа: 25.04.2017
25.08.2017
№217.015.c5b9

Фазовый пеленгатор

Изобретение относится к области радиотехники и может использоваться в радиомониторинге при поиске источников радиоизлучения на ограниченной территории и в помещениях, например, специальных электронных устройств перехвата информации. Достигаемый технический результат изобретения - обеспечение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618522
Дата охранного документа: 04.05.2017
25.08.2017
№217.015.c61d

Способ буксировки самолетов с использованием малогабаритного буксировщика с дистанционным управлением

Изобретение относится к наземному обеспечению воздушных судов, в частности к их буксированию. Способ буксировки реализуется использованием малогабаритного буксировщика с дистанционным управлением, включающего рампу (8) механизма подъема и фиксации колес передней стойки воздушного судна и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618611
Дата охранного документа: 04.05.2017
25.08.2017
№217.015.cb3f

Способ измерения задержки радиосигналов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах радиолокации, навигации, связи для определения местоположения излучателей и синхронизации. Достигаемый технический результат - расширение области применения способа на класс непрерывных радиосигналов. Указанный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620131
Дата охранного документа: 23.05.2017
25.08.2017
№217.015.cb48

Способ амплитудного двухмерного пеленгования

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в наземных и авиационных радиотехнических системах для всеракурсного определения направления на источники радиоизлучений. Достигаемый технический результат – обеспечение двухмерного всеракурсного пеленгования одновременно в двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620130
Дата охранного документа: 23.05.2017
Показаны записи 1-10 из 120.
20.02.2013
№216.012.2896

Трехслойный кабельный ввод

Изобретение относится к электротехнике, а именно к конструкции средства, обеспечивающего ввод кабелей, например, в коммутационный шкаф для герметичного подвода силовых кабелей. Трехслойный кабельный ввод содержит образованные сопряженными между собой парными пластинами с соосными крепежными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475910
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.11.2013
№216.012.860c

Способ определения чувствительности опухоли легкого к терапии ингибиторами тирозинкиназ

Изобретение относится к области медицины, в частности к молекулярной диагностике. Предложен способ определения чувствительности опухоли легкого к терапии ингибиторами тирозинкиназ у пациентов с раком легкого в цитологическом опухолевом материале методом полимеразной цепной реакции в режиме...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499994
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.03.2014
№216.012.ab2c

Способ вертебропластики

Изобретение относится к медицине, а именно нейрохирургии и травматологии. До операции проводят спиральную компьютерную томографию. В аксиальной плоскости измеряют наибольший d и наименьший d диаметры позвонка выше, а также наибольший d и наименьший d диаметры позвонка ниже поврежденного....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509535
Дата охранного документа: 20.03.2014
27.03.2014
№216.012.aede

Устройство обнаружения факта наведения самонаводящегося по радиоизлучению оружия на радиоэлектронное средство, защищенное отвлекающим устройством

Изобретение относится к вооружению и может быть использовано в системах управления самонаводящимся по радиоизлучению оружием (СНО). Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого устройство обнаружения содержит последовательно соединенные антенну (А),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510481
Дата охранного документа: 27.03.2014
20.05.2014
№216.012.c50f

Устройство определения направления и величины скачков пеленга на борту самонаводящегося по радиоизлучению оружия

Изобретение относится к средствам управления самонаводящимся по радиоизлучению оружием (СНО) и их бортовой радиоэлектронной аппаратуре. Устройство определения направления и величины скачков пеленга содержит последовательно соединенные антенну (А), приемно-пеленгационное устройство (ППУ) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516206
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.05.2014
№216.012.c5f1

Способ определения местоположения источника радиоизлучения

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в многопозиционных радиотехнических системах с подвижными пунктами приема, устанавливаемыми, например, на летательных аппаратах. Способ включает периодический прием радиосигналов источника одновременно не менее чем в двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516432
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.07.2014
№216.012.e208

Способ однопунктного определения местоположения источника коротковолнового излучения

Изобретение относится к радиопеленгации и может быть использовано в комплексах радиоконтроля для определения местоположения источников излучения коротковолнового диапазона с ионосферным распространением радиоволн. Достигаемый технический результат - расширение функциональных возможностей....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523650
Дата охранного документа: 20.07.2014
27.09.2014
№216.012.f6dd

Модульный молекулярный конъюгат для направленной доставки генетических конструкций и способ его получения

Изобретение относится к области медицины и ветеринарии и может быть использовано как эффективное средство адресной доставки комплексов ДНК с молекулярными конъюгатами в определенные органы и ткани млекопитающих. В заявляемом изобретении значительно повышается эффективность доставки ДНК в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529034
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.12.2014
№216.013.0ead

Способ двухмерного пеленгования воздушного объекта

Изобретение относится к области радиотехники. Достигаемый технический результат - повышение точности измерения угла места объекта и сокращение времени пеленгования. Указанный технический результат достигается тем, что принимают сигналы передатчика объекта с помощью антенн, образующих кольцевую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535174
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.12.2014
№216.013.1691

Система автоматического управления самолетом при заходе на посадку

Изобретение относится к авиационной технике. Система автоматического управления самолетом при заходе на посадку содержит посадочную радиотехническую систему, включающую в себя связанные через радиоканал наземный глиссадный радиомаяк, бортовой глиссадный радиоприемник и дальномер. Также в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537201
Дата охранного документа: 27.12.2014
+ добавить свой РИД