×
24.10.2019
219.017.da02

Результат интеллектуальной деятельности: Способ автоматического размагничивания кораблей

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002703765
Дата охранного документа
22.10.2019
Аннотация: Изобретение относится к области размагничивания корабля для защиты от магнитных мин и магнитных средств его обнаружения. Для автоматического размагничивания корабля включают определение токов размагничивающих обмоток по результатам измерений магнитной индукции бортовыми трехкомпонентными магнитометрами, постоянных размагничивающих обмоток по магнитной индукции, а также индукции МПЗ в системе координат корабля. Токи определяют из условия минимизации суммы квадратов разностей одноименных компонент каждого бортового магнитометра и МПЗ, а постоянные по магнитной индукции обмоток определяют для точек размещения датчиков бортовых магнитометров. Достигается непрерывная минимизация погрешности размагничивания корабля во время плавания и расширение возможности контроля за каждой отдельной секцией при плавании и настройке системы размагничивания. 1 ил.

Изобретение относится к области размагничивания кораблей для защиты их от неконтактных магнитных мин и магнитных средств обнаружения.

В годы второй мировой войны неконтактные (магнитные) мины проявили себя как простое и эффективное оружие против подводных лодок, кораблей и судов [1. Ткаченко Б.А. История размагничивания кораблей советского Военно-Морского Флота. Л. Наука. 1981], [2. Семенов В.Г. Две истории размагничивания кораблей. СПб. Издательство «Диалог». 2008]. Сохраняется минная опасность на море и в наше мирное время, поскольку мины могут использовать террористы.

Для защиты от магнитных мин на кораблях используют встроенные обмотки с электрическими токами для размагничивания / снижения / компенсации остаточного магнитного поля (МП) корабля (МПК) [3. Терехов И.Н. Дегауссинг и девиация компасов. М. Морской транспорт. 1945], а также специальные немагнитные материалы и маломагнитные стали.

Процедуру определения требуемых токов размагничивания называют калибровкой обмоток размагничивания (ОР). Вопросы размагничивания кораблей (РК) и калибровки ОР всегда были и остаются предметом дискуссий. Например, в 1946 г. англичане, которые в годы войны использовали малое число ОР (1-6) на один корабль, снисходительно критиковали немцев за то, что те использовали до 33 ОР на корабль. По их мнению, такое обилие ОР говорило о недопонимании немцами проблемы РК [2]. Однако, в 70-е годы число ОР на английских противоминных кораблях превышало 30 [4. A Review of Degaussing Systems and DG Measurement Ranges. Maritime Defence. December 1979. v. 4 #12 Р. 494].

Известен способ размагничивания надводных кораблей [5. Degaussing equipment for surface ships. International Defense Review. 1979 V. 12 #3 P. 433], где используют трехкомпонентный датчик на вершине мачты корабля для измерения магнитной индукции (МИ) МП Земли (МПЗ) для управления токами ОР.

Известен способ РК британской фирмы Thorn EMI Electronics [6. New on-board degaussing system for ships. Maritime Defence. 1990. V. 15 #1. Р21]. Способ использует бортовую базу данных МПЗ, с помощью которой по курсу и географическому местоположению корабля определяют оптимальные токи в секциях ОР.

Известна также система компенсации МПК [7. В.А. Могучий и др. Совершенствование элементов системы компенсации магнитного поля корабля. Морская радиоэлектроника. №3 2003. С. 50-54], в которой используют навигационную базу данных корабля и средство измерения МПЗ для компенсации МПК с тремя ОР.

Способы [5], [6] и [7] относятся к так называемым разомкнутым системам РК, которые компенсируют отдельно индуктивную и постоянную составляющие МПК, определенные при предварительной калибровке ОР корабля на специальном магнитоизмерительном стенде. Разомкнутые системы не могут учитывать временные изменения постоянного МПК, которое несмотря на свое название, подвержено изменениям в процессе плавания корабля. Разомкнутые системы не дают полного РК.

Известен также способ РК по замкнутой системе, который определяет и компенсирует изменения постоянного МПК [8 John J. Holmes. Reduction of a Ship's Magnetic Field Signatures. Morgan & Claypool Publishers. 2008].

В результате анализа перечисленных выше технических решений по совокупности существенных признаков ближайшим аналогом заявляемого способа принят способ [8].

Известный способ автоматического РК включает управление электрическими токами по результатам измерений бортовыми трехкомпонентными магнитометрами и постоянных по МИ (ПМИ) ОР в точках проходной характеристики, а также использование МИ МПЗ в системе координат корабля.

Причиной, препятствующей достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа является то, что известный способ не измеряет разность одноименных компонент каждого бортового магнитометра и МПЗ и не определяет постоянные ОР по МИ в точках бортовых магнитометров.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении точности РК.

Технический результат, получаемый при осуществлении заявляемого изобретения, заключается в непрерывной минимизации погрешности РК и в расширении возможностей контроля за каждой отдельной секцией ОР при плавании и настройке системы РК.

Указанный технический результат достигается тем, что заявляемый способ автоматического размагничивания корабля, включающий определение токов размагничивающих обмоток по результатам измерения магнитной индукции бортовыми трехкомпонентными магнитометрами, постоянных по магнитной индукции размагничивающих обмоток, а также индукции МПЗ в системе координат корабля, отличается тем, что токи определяют из условия минимизации суммы квадратов разностей одноименных компонент каждого бортового магнитометра и МПЗ, а постоянные по магнитной индукции обмоток определяют для точек размещения датчиков бортовых магнитометров.

На Фиг. 1 изображена схематически система РК по заявляемому способу, которая включает: 1 - корабль (объект размагничивания) с «р» ОР, индекс ОР 1, 2, …m…p; 2 - датчик трехкомпонентного магнитометра в точке а=1, 2…n…q, где q - общее количество датчиков; q≥р; 3 - регулируемый источник токов для каждой ОР; 4 - бортовая база данных МПЗ. На Фиг. 1 контуры корабля и ОР не показаны, чтобы не затемнять чертеж.

Заявляемый способ РК действует по аналогии с общим выражением погрешности измерения физической величины

где ΔА - погрешность измерения; - результат измерения; А - действительное значение этой величины.

Представим себе силовую линию индукции МПЗ. Она непрерывна. Вдали от корабля она (почти) прямая. С приближением к намагниченному кораблю она искривляется, причем на борту искривление сильнее, чем за бортом. Степень искривления несет информацию о намагниченности корабля. Но силовая линия не содержит информации о величине МИ.

Показания бортового датчика, которые несут в себе информацию о величине и направлении МИ в каждой точке «а», интерпретируют как результаты измерения МПЗ, искаженные (иногда очень сильно) влиянием всего корабля на эту точку. Токи ОР подбирают так, чтобы по возможности снизить искажения везде, прежде всего на борту, поскольку за бортом они снижаются автоматически.

При идеальном РК силовые линии МПЗ должны проходить сквозь корабль без искажений. Тогда корабль становится прозрачным для МПЗ и незаметным для магнитных мин и средств его обнаружения по магнитному полю.

По аналогии с моделью (1) запишем соотношение для погрешности измерения МИ МПЗ или погрешности РК в точке «а»

где , , , ВЗ - вектор-столбцы (3×1) МИ;

- результат измерения МИ МПЗ в точке «а»;

- корректирующее действие ОР для снижения погрешности РК ;

ВЗ - МИ МПЗ (одно и тоже для всех точек);

- прямоугольная матрица (3×р) постоянных по МИ (ПМИ) всех ОР в точке «а»;

- вектор-столбец (3×1) ПМИ OP «m» в точке «а»;

I=(I1; I2; … Im; … Ip;) - вектор-столбец (p×1) токов ОР.

Для определения вектор-столбца ПМИ «m» ОР в точке «а», через обмотку «m» пропускают нормированный ток прямой и обратной полярности ±I0, измеряют соответствующие МИ бортовым магнитометром с датчиком в точке «а» и вычисляют искомые ПМИ по формуле

Согласно уравнению (2), для одного датчика «а» токи размагничивания выбирают так, чтобы минимизировать погрешность РК ≈0, то есть

По аналогии с (4) для всех датчиков находят токи I, снижающие погрешности РК методом наименьших квадратов по формуле

где С - матрица (3q×p) ПМИ всех ОР для всех бортовых датчиков;

CT - транспонированная матрица С (p×3q);

α - параметр регуляризации;

E - единичная матрица (р×р);

- матрица (3q×1) МИ для всех бортовых датчиков.

Как следует из (5), в заявляемом способе для определения токов ОР используют оба типа векторов МИ одновременно: и ВЗ.

В известном способе [8] РК организуют по уравнению похожему на (4), но только с одним типом векторов МИ в правой части (5) и по ПМИ ОР не в точках расположения датчиков на борту, а в точках проходной характеристики.

Отметим также, что с помощью соотношения (4) контролируют эффективность каждой отдельной секции ОР в работе, либо в настройке для рационального выбора мест расположения датчиков и требуемого их количества.

Способ автоматического размагничивания корабля, включающий определение токов размагничивающих обмоток по результатам измерений магнитной индукции бортовыми трехкомпонентными магнитометрами, постоянных размагничивающих обмоток по магнитной индукции, а также индукции МПЗ в системе координат корабля, отличающийся тем, что токи определяют из условия минимизации суммы квадратов разностей одноименных компонент каждого бортового магнитометра и МПЗ, а постоянные по магнитной индукции обмоток определяют для точек размещения датчиков бортовых магнитометров.
Способ автоматического размагничивания кораблей
Способ автоматического размагничивания кораблей
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-5 из 5.
26.08.2017
№217.015.d990

Способ и устройство для определения октановых чисел автомобильных бензинов

Способ определения ОЧ автомобильных бензинов заключается в определении текущего значения информационного параметра анализируемого бензина и определении ОЧ по соответствующей калибровочной зависимости. Значение информационного параметра определяют путем измерения текущих значений температуры и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623698
Дата охранного документа: 28.06.2017
29.12.2017
№217.015.f7d7

Способ управления работой двигателя внутреннего сгорания и система для его осуществления

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС). Изобретение позволяет повысить качество смесеобразования в камере сгорания ДВС в широком диапазоне эксплуатационных режимов за счет использования управления системами внешней и внутренней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639456
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.05.2018
№218.016.5488

Способ калибровки трехкомпонентного магнитометра

Изобретение относится к области измерения магнитной индукции дифференциальным магнитометром, включающим измерительный и компенсационный каналы. Сущность изобретения заключается в том, что с помощью меры магнитной индукции калибруют каждый канал в его собственной ортогональной системе координат,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654073
Дата охранного документа: 16.05.2018
19.10.2018
№218.016.9398

Способ защиты от вибрации и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области машиностроения. Маятники связывают по дифференциальной схеме и устанавливают соотношение между жесткостями упруго-демпфирующих элементов. Устройство содержит подвижные и неподвижные элементы. Упруго-демпфирующие связи образуют маятниковую систему с двумя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669914
Дата охранного документа: 16.10.2018
24.01.2019
№219.016.b32d

Способ измерения магнитного момента тела удлиненной формы

Изобретение относится к области измерения магнитного момента (ММ). Сущность изобретения заключается в том, что намагниченное тело делят на продольные участки одинакового объема, измеряют расстояния между центрами участков и измерительным и компенсационным датчиками трехкомпонентного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677928
Дата охранного документа: 22.01.2019
Показаны записи 1-10 из 23.
27.10.2013
№216.012.7af5

Способ калибровки трехкомпонентного магнитометра

Изобретение относится к области измерительной техники и представляет собой способ калибровки трехкомпонентного магнитометра с помощью меры магнитной индукции через определение корректирующей матрицы и уходов нулей магнитометра с исключением влияния внешних неоднородных (индустриальных) помех в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497139
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.12.2013
№216.012.91d5

Способ поверки магнитоизмерительных приборов

Изобретение относится к поверке магнитоизмерительных систем, в том числе предназначенных для поиска ферромагнитных объектов, без демонтажа входящих в систему магнитометрических средств. Трехкомпонентную меру магнитного момента ориентируют вдоль осей координат системы поиска, устанавливают на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503026
Дата охранного документа: 27.12.2013
27.01.2014
№216.012.9ca2

Способ определения влагосодержания воздуха

Изобретение относится к области измерения влагосодержания воздуха (газов), в частности может быть использовано для поверки гигрометров без демонтажа с места установки. Способ определения влагосодержания заключается в том, что измерительный сосуд известного объема заполняют сухим воздухом и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505804
Дата охранного документа: 27.01.2014
27.06.2014
№216.012.d83c

Способ локализации источника магнитного поля дипольной модели

Предложен cпособ локализации источника магнитного поля дипольной модели. В способе одновременно измеряют приращения индукции магнитного поля между опорной точкой и точкой на каждой полуоси системы координат и измеряют расстояния между точками. Определяют по результатам измерений искомые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521134
Дата охранного документа: 27.06.2014
20.10.2014
№216.012.ff33

Экструдер для переработки термопластичных материалов

Изобретение относится к оборудованию для переработки термопластичных материалов и может быть использовано на фазе гомогенизации пороховой массы и прессования изделий. Техническим результатом заявленного изобретения является уменьшение обратного потока пороховой массы через зазор в зубчатом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531187
Дата охранного документа: 20.10.2014
20.01.2015
№216.013.1ebd

Способ контроля уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов

Изобретение относится к морской перевозке грузов и может быть использовано для определения (контроля) уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов, в частности рудных концентратов. Способ определения уровня безопасности морской перевозки разжижающихся навалочных грузов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539310
Дата охранного документа: 20.01.2015
10.04.2015
№216.013.40bd

Способ определения влагосодержания газов

Изобретение относится к области измерения влагосодержания газов. Техническим результатом изобретения является повышение чувствительности. Измерительный сосуд с установленным в нем емкостным датчиком в виде многоэлектродного плоскопараллельного воздушного конденсатора, к которому последовательно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548061
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.07.2015
№216.013.5e49

Способ предотвращения возгорания навалочного груза

Изобретение относится к морской перевозке грузов и может быть использовано для предотвращения возгорания навалочного груза. Способ предотвращения возгорания навалочного груза, который перевозят в закрытом грузовом помещении путем замещения воздуха в грузовом помещении инертным газом. Замещают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555678
Дата охранного документа: 10.07.2015
27.08.2016
№216.015.4d6a

Способ инерциально-спутникового позиционирования подвижных объектов

Изобретение относится к области авиационно-космического приборостроения и может найти применение в системах определения координат подвижных объектов (ПО) с использованием комплексного способа навигации, функционально объединяющего инерциальный способ и спутниковый, и может быть использовано при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595328
Дата охранного документа: 27.08.2016
26.08.2017
№217.015.d990

Способ и устройство для определения октановых чисел автомобильных бензинов

Способ определения ОЧ автомобильных бензинов заключается в определении текущего значения информационного параметра анализируемого бензина и определении ОЧ по соответствующей калибровочной зависимости. Значение информационного параметра определяют путем измерения текущих значений температуры и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623698
Дата охранного документа: 28.06.2017
+ добавить свой РИД