×
02.10.2019
219.017.cfdb

Азимутальная ориентация платформы трехосного гиростабилизатора

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области гироскопических систем и может быть использовано для азимутального ориентирования платформы трехосного гиростабилизатора в высокоточных навигационных системах различного назначения. Технический результат - упрощение конструкции измерительной системы и сокращение времени готовности гиростабилизатора. Для этого один из гироблоков системы стабилизации горизонтируемой платформы включают в режим двухстепенного гирокомпаса. Азимутальную ориентацию платформы определяют по отклонениям измеряемых углов прецессии гироскопа от расчетных значений. Измерения и определение азимута осуществляют до достижения углом прецессии расчетного конечного значения, выбираемого в пределах измеряемых датчиком углов гироблока системы стабилизации. Гироскоп возвращают в исходное положение и процесс ориентации периодически повторяют до достижения требуемой точности азимутальной ориентации платформы, не меняя значения конечного угла прецессии.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области гироскопических систем и может быть использовано для определения азимута платформы трехосного гиростабилизатора в высокоточных навигационных системах различного назначения.

Известен способ азимутальной ориентации платформы трехосного гиростабилизатора (ТГС) по углу прецессии двухстепенного гироблока системы стабилизации платформы, используемого в режиме гирокомпаса [1]. Для этого гироблок системы стабилизации платформы относительно одной из горизонтальных осей отключают от системы стабилизации, горизонтирование и стабилизацию платформы относительно этой оси осуществляют с помощью акселерометра, отключаемого от датчика моментов гироблока и подключаемого к соответствующему двигателю стабилизации через усилитель стабилизации. Азимут платформы определяют путем обработки сигналов, снимаемых с широкодиапазонного кодового датчика угла гироблока.

Датчики углов поворота гирокамеры (поплавка) относительно корпуса прибора в современных двухстепенных поплавковых гироскопах (гироблоках) системы стабилизации платформы ТГС обычно рассчитаны на измерение достаточно малых углов - меньше 1-20 ([2], с. 316). При использовании же компасного режима максимальные значения углов прецессии гироскопов к меридиану, требуемые для определения азимутальной ориентации платформы, существенно больше (примерно 300-400). Поэтому для реализации способа требуется разработка двухстепенного гироблока с широкодиапазонным кодовым датчиком угла, обеспечивающим высокоточное измерение азимута платформы ТГС при больших углах поворота ротора гироблока. Это усложняет конструкцию гироблока системы стабилизации платформы и является основным недостатком способа. Кроме того, к недостаткам следует отнести необходимость построения алгоритма определения азимута платформы ТГС на основе полной нелинейной динамической модели движения гироскопа с учетом действия на двухстепенной гироскоп внешних и внутренних возмущений, имеющих случайную природу.

Известен также способ азимутальной ориентации платформы трехосного гиростабилизатора по приращениям угла прецессии гироблока [3], в котором один двухстепенный гироблок системы стабилизации платформы также используется в режиме гирокомпаса. Азимут определяют по сигналам, равным разности между расчетными (номинальными) значениями угла прецессии и соответствующими значениями, снимаемыми с широкодиапазонного кодового датчика угла. Условно эти разности названы приращениями углов прецессии гироблоков. Исходная динамическая модель движения гироскопа представляется в следующем виде:

где А0 - начальный азимут оси платформы ТГС;

β - угол прецессии гироскопа, то есть угол между одной из осей платформы ТГС, направленной на север с погрешностью А0, и осью чувствительности гироблока (ось чувствительности гироблока перпендикулярна оси ротора гироскопа);

I - момент инерции гироскопа;

ƒ - коэффициент демпфирования;

Н - кинетический момент;

ωГ - горизонтальная составляющая угловой скорости вращения Земли;

α=(ωДР - ωВ)t - угол поворота платформы относительно Земли по азимуту;

ωB - вертикальная составляющая угловой скорости вращения Земли;

ωДР - угловая скорость дрейфа платформы ТГС относительно вертикальной оси;

Мвр - возмущающие моменты.

Номинальные значения угла прецессии гироблока βH определяются в соответствии с расчетным нелинейным дифференциальным уравнением невозмущенного движения:

Это уравнение описывает изменение угла βH при действии гироскопического момента, обусловленного горизонтальной составляющей угловой скорости Земли ωГ, в предположении, что в начальный момент времени одна из осей платформы ТГС направлена точно на север, направление оси чувствительности измерительного гироблока совпадает с направлением данной оси, а вредные моменты Мвр отсутствуют, то есть при t=0: А0=0 и β=0.

Номинальные значения угла прецессии βH в соответствии с (2) рассчитывают одним из численных методов, например методом Рунге-Кутта [4]. Исходное уравнение (1) линеаризуют относительно уравнения (2), а для определения начального азимута А0 оси ХП платформы ТГС используют известные методы оценок параметров линейных систем в условиях действия случайных возмущений, например, оптимальный фильтр Калмана [5]. Текущий азимут AП(t) оси платформы ТГС, а также азимут AГБ(t) оси чувствительности гироблока определяют по формулам:

К недостаткам рассмотренных способов кроме необходимости использования широкодиапазонного кодового датчика угла следует отнести существенные затраты времени на возвращение гироскопа в исходное положение с больших углов прецессии, что увеличивает время готовности ТГС к целевому использованию после осуществления азимутальной ориентации.

В дальнейшем для краткости изложения гироблок системы стабилизации платформы ТГС, используемый в компасном режиме для измерения углов поворота гироскопа, называется измерительным гироблоком.

Целью настоящего изобретения является устранение отмеченных недостатков рассмотренных выше способов азимутальной ориентации платформы ТГС - упрощение конструкции измерительного гироблока, сокращение времени готовности трехосного гиростабилизатора для его целевого назначения.

В качестве прототипа был принят второй способ, использующий приращения номинальных углов прецессии измерительного гироблока.

Поставленная цель достигается тем, что для азимутальной ориентации платформы ТГС используют один из гироблоков системы стабилизации гиростабилизированной платформы, при этом горизонтирование платформы относительно одной из осей осуществляют путем отключения акселерометра от датчика моментов гироблока контура стабилизации по этой оси и подключения его к соответствующему двигателю стабилизации через усилитель стабилизации, а азимутальную ориентацию платформы определяют по отклонениям измеряемого угла прецессии гироблока от номинальных значений данного угла, причем углы прецессии гироблока измеряют до момента достижения ими расчетного конечного значения, устанавливаемого в пределах диапазона углов, измеряемых датчиком углов гироблока системы стабилизации; значение азимута, определенное в конце измерений запоминают в вычислительном устройстве, на датчик моментов измерительного гироблока подают расчетный управляющий ток и возвращают гироскоп в исходное положение; циклы измерений и определения азимута повторяют, не меняя значения конечного угла прецессии, и продолжают их до достижения требуемой точности азимутальной ориентации платформы трехосного гиростабилизатора.

Конечный угол прецессии гироблока устанавливают в пределах примерно 70-90% от диапазона измерений углов датчиком угла гироблока системы стабилизации. Значение задаваемой величины конечного угла определяется исходя из требования к времени перехода ТГС в исходное состояние. Периодические циклы измерений прекращаются при достижении требуемой точности определения азимутального положения платформы. При таком задании конечных углов прецессии отпадает необходимость в применении широкодиапазонного кодового датчика угла поворота гироскопа и уменьшается время возврата гирокамеры измерительного гироблока в исходное положение. Поэтому предлагаемый способ азимутальной ориентации платформы ТГС по периодическим измерениям углов прецессии гироблока дает возможность значительно упростить конструкцию измерительного гироблока, а также сократить время перехода ТГС из режима азимутальной ориентации платформы в режим целевого использования.

Сравнительный анализ существенных признаков способа азимутальной ориентации платформы ТГС, выбранного прототипом, и предлагаемого способа показывает, что предлагаемый способ азимутальной ориентации отличается тем, что углы прецессии гироблока измеряют до момента достижения ими расчетного конечного значения, устанавливаемого в пределах диапазона углов, измеряемых датчиком углов гироблока системы стабилизации; значение азимута, определенное в конце измерений запоминают в вычислительном устройстве, на датчик моментов измерительного гироблока подают расчетный управляющий ток и возвращают гироскоп в исходное положение; циклы измерений и определения азимута повторяют, не меняя значения конечного угла прецессии, и продолжают их до достижения требуемой точности азимутальной ориентации платформы трехосного гиростабилизатора.

Таким образом, предложенный способ имеет новизну. Авторам не известна совокупность существенных признаков, применяемых для решения данной технической задачи, что соответствует критерию «изобретательский уровень».

Источники информации:

1. Патент RU №2324897.

2. Никитин Е.А., Шестов С.А., Матвеев В.А. Гироскопические системы. - М.: «Высшая школа», 1988, - 432 с.

3. Патент RU №2509289.

4. Дьяконов В.П. MATLAB 7.*/R2006/R2007. Самоучитель. М.: ДМК Пресс, 2008.

5. Брамер К., Зифлинг Г. Фильтр Калмана - Бьюси. - М.: «Наука», 1982, - 200 с.

Азимутальная ориентация платформы трехосного гиростабилизатора, заключающаяся в том, что используют один из гироблоков системы стабилизации гиростабилизированной платформы, при этом горизонтирование платформы относительно одной из осей осуществляют путем отключения акселерометра от датчика моментов гироблока контура стабилизации по этой оси и подключения его к соответствующему двигателю стабилизации через усилитель стабилизации, а азимутальную ориентацию платформы определяют по отклонениям измеряемого угла прецессии гироблока от номинальных значений данного угла, отличающаяся тем, что углы прецессии гироблока измеряют до момента достижения ими расчетного конечного значения, устанавливаемого в пределах диапазона углов, измеряемых датчиком углов гироблока системы стабилизации; значение азимута, определенное в конце измерений, запоминают в вычислительном устройстве, на датчик моментов измерительного гироблока подают расчетный управляющий ток и возвращают гироскоп в исходное положение; циклы измерений и определения азимута повторяют, не меняя значения конечного угла прецессии, и продолжают их до достижения требуемой точности азимутальной ориентации платформы трехосного гиростабилизатора.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 50.
13.10.2018
№218.016.9167

Многоканальный приемник с кодовым разделением каналов для приема сигналов с квадратурной m-ичной амплитудно-инверсной модуляцией

Изобретение относится к области радиосвязи и может найти применение в системах беспроводного доступа, сухопутной подвижной и спутниковой связи, призванных функционировать в условиях ограничений на выделенный частотный ресурс и энергетику. Приемник с кодовым разделением каналов с высокой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669371
Дата охранного документа: 11.10.2018
14.11.2018
№218.016.9d5f

Защитное устройство

Изобретение относится к системе «человек-машина» и может быть использовано для защиты человека-оператора транспортного средства от действия вертикальных ускорений больших величин. Защитное устройство содержит несущее приспособление с сиденьем и спинкой кресла, направляющие, кронштейн,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672345
Дата охранного документа: 13.11.2018
02.02.2019
№219.016.b66f

Устройство эвакуации информации

Изобретение относится к защите информации бортовых систем летательных аппаратов. Устройство эвакуации информации содержит бортовой самописец (6), камеру сжатого воздуха (3) с краном (4), оборудованную датчиком давления (5), резиновую камеру (2). Резиновая камера (2) охватывает весь корпус (1)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678727
Дата охранного документа: 31.01.2019
26.02.2019
№219.016.c827

Способ определения скорости движения наземного транспортного средства

Изобретение относится к области наземной навигации и может быть использовано в автономных системах наземной навигации, в которых требуется определение с высокой точностью скорости движения и пройденного расстояния наземным транспортным средством (НТС). Заявленный способ определения скорости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680654
Дата охранного документа: 25.02.2019
01.03.2019
№219.016.c89a

Гелиоветряная установка для выработки электроэнергии

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в повышении мощности в области применения установки для производства электроэнергии и достигается благодаря тому, что гелиоветряная установка для выработки электроэнергии состоит из полотна элементов, являющихся...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680822
Дата охранного документа: 27.02.2019
04.04.2019
№219.016.fb65

Ретранслятор системы передачи радиокоманд на управляемые объекты, входящие в систему

Изобретение относится к радиосвязи и может использоваться в спутниковых системах связи диапазона миллиметровых волн для ретрансляции радиосигналов с использованием космических аппаратов на высокоэллиптических орбитах. Технический результат состоит в повышении надежности достоверной и скрытой от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683789
Дата охранного документа: 02.04.2019
31.05.2019
№219.017.701b

Устройство подготовки топлива к сгоранию в двигателе

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано для подготовки топлива к сгоранию в двигателе. Предложено устройство подготовки топлива к сгоранию в двигателе, состоящее из последовательно соединенных генератора-модулятора 1, автогенератора 2 и индуктора 3, причем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689861
Дата охранного документа: 29.05.2019
31.05.2019
№219.017.7067

Способ моделирования многоэтапного процесса развития и применения системы вооружения

Изобретение относится к способам обработки цифровых данных в области прогнозирования и управления многоэтапными процессами, характеризующихся априорной неопределенностью ситуаций, возникающих при реализации их этапов. Техническим результатом является обеспечение возможности автоматизированного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689813
Дата охранного документа: 29.05.2019
01.06.2019
№219.017.7265

Способ записи и дискретной эвакуации информации бортовых регистраторов

Изобретение относится к способу эвакуации устройства для сбора и регистрации полетных данных. Для эвакуации устройства для сбора и регистрации полетных данных о параметрах полета от приборов контроля полетов летательного аппарата одновременно записывают в флеш-память в N устройствах для сбора и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690137
Дата охранного документа: 30.05.2019
01.06.2019
№219.017.727c

Устройство ориентации космического аппарата по звездам

Изобретение относится к области космической навигации и касается устройства ориентации космического аппарата по звездам. Устройство включает в себя корпус, объектив, центральный модуль, электронную единую плату, гибкие участки электронной единой платы, термоэлектрический охладитель Пельтье,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690055
Дата охранного документа: 30.05.2019
Показаны записи 1-10 из 20.
10.03.2014
№216.012.aa36

Азимутальная ориентация платформы трехосного гиростабилизатора по приращениям угла прецессии гироблока

Азимутальная ориентация платформы трехосного гиростабилизатора по приращениям угла прецессии гироблока относится к области приборостроения и может быть использована для определения азимута, например, в высокоточных системах различного назначения. Технический результат - повышение точности и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509289
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.03.2014
№216.012.ace8

Способ автономной азимутальной ориентации платформы трехосного гиростабилизатора по изменяющимся токам коррекции

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для определения азимутального положения платформы трехосного гиростабилизатора, например, в высокоточных навигационных системах различного назначения. Технический результат - расширение функциональных возможностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509979
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.04.2014
№216.012.bb1f

Способ определения азимута платформы трехосного гиростабилизатора по углу поворота корпуса гироблока

Изобретение относится к области гироскопических систем и может быть использовано для определения азимутального положения платформы трехосного гиростабилизатора, например, в высокоточных навигационных системах различного назначения. Предлагаемый способ заключается в том, что корпус одного из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513631
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.02.2015
№216.013.280d

Способ автономной азимутальной ориентации платформы трехосного гиростабилизатора на подвижном основании

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для определения положения платформы трехосного гиростабилизатора в азимуте, например, в высокоточных навигационных системах различного назначения. Технический результат - возможность определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541710
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.04.2015
№216.013.46b7

Устройство для определения расстояния, пройденного наземным транспортным средством

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах определения пройденного пути наземных транспортных средств. Технический результат - повышение точности по сравнению с системами, где для измерения пройденного пути используется только механический датчик пути....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549607
Дата охранного документа: 27.04.2015
10.06.2015
№216.013.525f

Способ автономного определения азимута гиростабилизированной платформы

Изобретение относится к области гироскопических систем и может быть использовано в навигационных системах. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого определение азимута производится при введении одного из гироблоков системы стабилизации в компасный режим путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552608
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.06.2015
№216.013.52f4

Способ определения скорости движения наземного транспортного средства

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах определения скорости движения наземного транспортного средства. Технический результат - повышение точности определения скорости. Для достижения данного результата периодически корректируют механический датчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552757
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.07.2015
№216.013.5de5

Способ приготовления гранулированного кормового продукта

Изобретение относится к кормопроизводству, в частности к способам приготовления белково-витаминно-минеральных кормовых продуктов на основе растительных компонентов. Способ включает получение композиции на основе предварительно подготовленного посредством сушки белково-витаминного компонента,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555578
Дата охранного документа: 10.07.2015
10.07.2015
№216.013.5de8

Способ приготовления гранулированного кормового продукта

Изобретение относится к кормопроизводству, в частности к приготовлению гранулированных белково-витаминных кормовых продуктов. Способ включает получение композиции на основе травяного мучного и связующего углеводистого компонентов, их смешивание и гранулирование. В качестве связующего компонента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555581
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.09.2015
№216.013.7d4c

Способ приготовления белково-витаминно-минерального кормового продукта

Изобретение относится к кормопроизводству и, в частности, к способу приготовления кормов на основе соевого белкового компонента. Способ приготовления белково-витаминно-минерального кормового продукта включает дозирование предварительно подготовленных белкового и витаминно-минерального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563673
Дата охранного документа: 20.09.2015
+ добавить свой РИД