×
02.10.2019
219.017.cd50

Результат интеллектуальной деятельности: Конвертируемый летательный аппарат

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Конвертируемый летательный аппарат содержит фюзеляж, крыло, маршевые и подъемные винтомоторные группы. Подъемные винтомоторные группы установлены парами по обе стороны крыла на пилонах, соединенных с приводом для их перемещения. Винты подъемных винтомоторных групп выполнены складывающимися вдоль пилонов в плоскости вращения винтов. Привод выполнен с обеспечением поступательного перемещения пилонов с парой подъемных винтомоторных групп параллельно плоскости симметрии летательного аппарата. Каждый пилон крепления пары подъемных винтомоторных групп установлен в расположенном параллельно плоскости симметрии летательного аппарата обтекателе, содержащем закрепленную на крыле неподвижную среднюю часть и перемещаемые вместе пилоном переднюю и заднюю части. Обеспечивается высокая энергетическая эффективность винтов как на режимах вертикального взлета и посадки, так и в крейсерском полете. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике. Изобретение может быть использовано при разработке гражданских летательных аппаратов, в частности вертикального взлета и посадки.

Конвертируемые ЛА, выполненные в классической конструктивно-силовой схеме, воплотившей в себе уникальную способность сочетать преимущества вертикального взлета - посадки и крейсерского полета с опорой на крыло, способны решить проблемы оснащения воздушными гаванями удаленные районы нашей страны, где отсутствуют возможности использования альтернативных видов транспорта, тем самым получили бы широкое применение. Процесс конвертирования ЛА происходит в полете путем складывания двухлопастного винта по потоку и последующей уборки в предназначенную для ее размещения в крейсерском полете гондолу или обтекатель.

Применение многовинтовой схемы, в частности, с электрическими двигателями, решает проблему безопасности при отказе и позволяет использовать двигатели без редукторов, что снижает вес и упрощает конструкцию.

Аналогами являются конвертируемые ЛА, приведенные в патентах USA №US20150274290А1 и №ЕР2669195А1.

В первом из выше представленных патентов подъемные винты, расположенные в мотогондолах на концах крыла, поворачиваются вместе с двигателями на 90° в процессе переходного режима, а затем винт останавливается и его лопасти складываются вдоль оси вала двигателя по потоку. Во втором патенте часть винтомоторной группы (ВМГ) на переходном режиме убирается внутрь фюзеляжа путем поворота или складывания пилона, на котором они крепятся, а оставшаяся поворачивается на 90° вместе с пилоном и работает в качестве маршевой ВМГ на крейсерском режиме.

Недостатком таких концепций ЛА является необходимость в системе поворота ВМГ в вертикальной плоскости. Использование такой системы значительно увеличивает вес конструкции аппарата, а сложенные подъемные ВМГ в крейсерском режиме полета находятся в потоке и создают дополнительное сопротивление в случае аппарата, представленного в патенте USA №US20150274290A1.

Прототип - летательный аппарат по патенту №ЕР2669195А1 в котором предлагается 9 вариантов компоновки 6-ти и 4-х подъемных ВМГ на конвертируемом ЛА, часть которых на переходном режиме - две, три или четыре убираются внутрь фюзеляжа путем поворота или складывания пилона, на котором они крепятся, а одна или две ВМГ поворачиваются на 90° вместе с пилоном и работают в качестве маршевой ВМГ на крейсерском режиме. Винты не складываются и не изменяют геометрии.

Фиг. 1 - Конвертируемый летательный аппарат (прототип) с убираемыми в фюзеляж подъемными винтами во взлетно-посадочной конфигурации.

Фиг. 2 - Конвертируемый летательный аппарат (прототип) с убираемыми в фюзеляж подъемными винтами в крейсерской конфигурации.

На Фиг. 1 показано концептульное решение №6 патента №ЕР2669195А1, конвертируемый ЛА находящийся во взлетно-посадочной конфигурации. К фюзеляжу 1 крепятся два поворотных в горизонтальной плоскости пилона (консольные балки) 6, на концах которых установлены четыре ВМГ с подъемными винтами 5. Винт 4 с двигателем установлен в хвостовой части фюзеляжа и предназначен для создания пропульсивной силы на крейсерском режиме полета летательного аппарата. Винт 4 не меняет своего положения в зависимости от конфигурации летательного аппарата, при взлете и посадке работает в режиме минимальной тяги. Крыло 3 и стабилизатор 2 является «чистыми», на нем не закреплено никаких элементов силовой установки летательного аппарата, их положение и геометрия не меняются в зависимости от конфигурации летательного аппарата.

Крейсерская конфигурация конвертируемого ЛА (прототипа) показана на фиг. 2. В переходном режиме пилоны 6 вместе с подъемными ВМГ 5 поворачиваются вокруг осей, закрепленных в фюзеляже 1, находящихся в положении, близком к плоскости симметрии летательного аппарата, на угол ~ 90°, убираются и размещаются в нише внутри фюзеляжа. Винт 4 в крейсерской конфигурации работает, обеспечивая необходимую тягу.

Данное решение наиболее применимо к летательным аппаратам, имеющих размерность малых беспилотных ЛА (взлетной массой до 1000 кг).

Для летательных аппаратов большей размерности, имеющих ограничение по удельной нагрузке на винт, диаметры подъемных винтов 5 будут достигать значительных размеров, соизмеримых с полуразмахом крыла 3, что соответствует реальным размерам конвертируемого летательного аппарата, имеющего пассажировместимость 9-19 мест и более. В таком случае длина пилонов 6, которая должна быть не менее величины, равной сумме двух диаметров подъемных винтов плюс ширина фюзеляжа. При такой геометрии, для уборки и размещения нескладываемых подъемных винтов 5 с двигателями потребуется фюзеляж, носовая и хвостовая часть которого должны быть по длине существенно больше полуразмаха крыла, также убираемые в фюзеляж винты будут занимать значительный объем, который усложнит компоновку пассажирского салона и потребует значительного увеличения омываемой поверхности, а, следовательно, аэродинамического сопротивления.

Задачей изобретения является создание летательного аппарата для местных и региональных авиационных перевозок вертикального взлета и посадки, обеспечивающего требуемые характеристики. Техническим результатом настоящего изобретения является обеспечение высоких скоростных и экономических характеристик. Предлагаемая конструкция и способ складывания и уборки подъемных винтов исключает вероятность создания отрывного потока, различных неуправляемых моментов и флаттера.

Предполагаемое конструктивное решение обладает рядом преимуществ по сравнению с прототипом. Двухлопастные винты складываются по потоку при уборке, и размещаются попарно, что позволяет уменьшить занимаемые ими объемы в обтекателе и минимизировать воздействие аэродинамического сопротивления. Размещение крепления убираемых ВМГ в обтекателях на крыле позволяет их сделать короче и легче, а главное сохранить полезный объем фюзеляжа для транспортировки грузов и пассажиров.

Фиг. 3 - Конвертируемый летательный аппарат со складываемыми и убираемыми в обтекатели на крыле подъемными винтами во взлетно-посадочной конфигурации.

Фиг. 4 - Конвертируемый летательный аппарат в переходной конфигурации.

Фиг. 5 - Конвертируемый летательный аппарат в крейсерской конфигурации.

Предлагаемая конструкция конвертируемого ЛА во взлетно-посадочной конфигурации показана на фиг.3, имеет фюзеляж 1, хвостовое оперение 2, крыло 3 с маршевой ВМГ, включающей воздушные винты 4, а также дополнительные подъемные ВМГ 5, размещенные симметрично по обе стороны крыла на выдвижных пилонах (консольных балках) 6 в обтекателях 7. При вертикальном взлете и посадке ВМГ 5, размещенные на выдвижных пилонах 6, размещенных в обтекателях 7, создают вертикальную тягу.

В переходной конфигурации, показанной на фиг. 4, винты маршевой ВМГ 4 создают горизонтальную тягу. Воздушные винты ВМГ 5 останавливаются, складываются вдоль выдвижных пилонов 6 в плоскости вращения винтов и убираются в обтекатель 7 с помощью специальных приводов.

В крейсерской конфигурации на фиг. 5 подъемные ВМГ 5 на выдвижных пилонах 6 полностью убираются в обтекатель 7 с помощью специальных приводов, размещаясь по параллельным осям друг над другом в одной вертикальной плоскости. Пропульсивную тягу создают воздушные винты маршевой силовой установки 4, расположенные на конце крыла 3.

Сформулированное техническое задание было достигнуто исходя из расчетов и проведения ряда исследований. Достигается высокая энергетическая эффективность винтов, как на режимах вертикального взлета и посадки, так и в крейсерском полете, а предлагаемая конструкция исключает вероятность создания отрывного потока, различных неуправляемых моментов и флаттера.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 255.
10.02.2013
№216.012.2454

Способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы для получения безындукционного обтекания моделей летательных аппаратов и устройство для его осуществления

Заявленная группа изобретений относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использована при проведении испытаний в трансзвуковых аэродинамических трубах. Предложен новый способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы, содержащий новую технологию получения на границах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474802
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.03.2013
№216.012.302a

Измерительное устройство

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения неэлектрических величин при помощи тензометрических мостовых датчиков с инструментальными усилителями, запитанных постоянным током. Техническим результатом изобретения является повышение точности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477865
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.05.2013
№216.012.3cfa

Способ фрезерования на станках с чпу моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиадвигателестроении при обработке профиля пера рабочих лопаток газотурбинных двигателей, в частности аэродинамических моделей лопаток роторов газотурбинных двигателей, имеющих малую толщину и осевые габариты 200-300 мм. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481177
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4044

Система управления самолётом

Изобретение относится к области систем управления летательными аппаратами. Предлагаемая система улучшает характеристики продольного движения за счет введения блока оценки продольной устойчивости самолета и компенсации ее изменения по режимам полета. Ликвидируются характерные для интегральных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482022
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.41f7

Способ создания потока газа в гиперзвуковой вакуумной аэродинамической трубе и аэродинамическая труба

Изобретения относятся к области промышленной аэродинамики, в частности к гиперзвуковым аэродинамическим трубам (АДТ). Предложены способ создания потока и аэродинамическая труба (АДТ) непрерывного действия, охватывающая весь гиперзвуковой диапазон скоростей с числами Маха М≥5, причем для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482457
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.427e

Аэродинамический стенд для проведения фундаментальных исследований по генерации электроэнергии мгд-методами с использованием в качестве рабочего газа высокотемпературного водорода (h)

Изобретение относится к области энергетики, преимущественно к созданию аварийных энергетических установок большой мощности, работающих на принципе магнитогазодинамического преобразования энергии. Заявленное устройство включает источник высокотемпературного газа, устройство подачи присадки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482592
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.07.2013
№216.012.53c7

Треугольное крыло для сверхзвуковых летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиационной техники. Треугольное крыло имеет вершину и центральную хорду, расположенные в плоскости симметрии крыла, прямолинейные передние кромки, выходящие из вершины, и неплоскую срединную поверхность. Срединная поверхность выполнена из двух элементов, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487050
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.07.2013
№216.012.53c8

Предкрылок крыла самолета и способ его обтекания

Группа изобретений относится к области авиации. Предкрылок крыла самолета подвижно соединен с основным крылом и содержит аэродинамически обтекаемую поверхность, включающую заднюю нижнюю кромку. Часть задней нижней кромки предкрылка выполнена по форме гладкой волнистой линии либо волнистой линии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487051
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.07.2013
№216.012.57a0

Устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект (варианты)

Изобретение относится к аэродинамике и к энергетическим установкам транспортных средств, в частности к устройствам для улучшения аэродинамического качества путем подвода энергии к их внешней поверхности. Устройство для локального подвода энергии к потоку воздуха, обтекающего объект, содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488040
Дата охранного документа: 20.07.2013
20.07.2013
№216.012.57cb

Способ измерения негерметичности изделий

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для измерения негерметичности изделий, работающих под избыточным давлением. Техническим результатом является повышение точности измерения негерметичности изделия в разных условиях окружающей среды при неодинаковых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488083
Дата охранного документа: 20.07.2013
Показаны записи 1-10 из 15.
20.05.2013
№216.012.403b

Самолет местных воздушных линий

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при разработке самолетов местных воздушных линий пассажировместимостью 18-24 места. Самолет содержит фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, силовую установку из двух двигателей и воздушный винт. Двигатели расположены внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482013
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.02.2014
№216.012.9e30

Способ размещения высотной платформы и высотная платформа

Группа изобретений относится к области авиации. Высотная платформа включает связку из летательных аппаратов, которые соединены между собой посредством гибкого кабель-троса, обеспечивающего передачу усилий и содержащего каналы передачи электроэнергии и информационного управляющего сигнала от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506204
Дата охранного документа: 10.02.2014
25.08.2017
№217.015.c977

Способ управления уровнем светоотдачи светодиодов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области светотехники. Способ управления уровнем светоотдачи светодиодов, соединенных через диодный мост (2) с источником постоянного напряжения (1), осуществляется при помощи микроконтроллера (14) со встроенным аналого-цифровым преобразователем (АЦП) и включает задание...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619601
Дата охранного документа: 17.05.2017
25.08.2017
№217.015.c97a

Светодиодная лампа

Изобретение относится к области светотехники и может быть использовано для фары транспортного средства. Техническим результатом является расширение арсенала технических средств. Светодиодная лампа содержит цоколь (1), источник питания (2) и корпус (3) с печатными платами (9). Цоколь выполнен с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619598
Дата охранного документа: 17.05.2017
29.12.2017
№217.015.f633

Крыло летательного аппарата с убирающимся воздушным винтом

Группа изобретений относится к авиационной технике. Крыло летательного аппарата с убирающимся воздушным винтом включает передний и задний лонжерон, предкрылок, двигатель, воздушный винт, лопасти воздушного винта. В первом варианте двигатель воздушного винта установлен на переднем лонжероне...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637277
Дата охранного документа: 01.12.2017
20.01.2018
№218.016.19e9

Система термического обеззараживания твердых медицинских отходов

Изобретение относится к области обеззараживания медицинских отходов и их утилизации. Техническими результатами являются повышение эффективности очистки сточных вод, образующихся в результате работы системы, за счет тонкой очистки вод, а также повышение эффективности вентиляции помещения рабочей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636380
Дата охранного документа: 22.11.2017
04.04.2018
№218.016.376b

Способ синхронизации и обеспечения симметрии тяги воздушных винтов силовой установки летательного аппарата и электрическая синхронизирующая трансмиссия для его реализации

Изобретение относится к силовым установкам летательных аппаратов. Способ синхронизации и обеспечения симметрии тяги воздушных винтов (1) силовой установки летательных аппаратов заключается в том, что в случае отказа одного из двигателей внутреннего сгорания (2) муфта свободного хода (4)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646696
Дата охранного документа: 06.03.2018
10.05.2018
№218.016.449b

Система термического обеззараживания твердых медицинских отходов

Изобретение относится к области обеззараживания медицинских отходов и их утилизации. Техническими результатами являются повышение эффективности забора и очистки паровоздушной смеси из рабочей зоны стерилизационной камеры, повышение экологичности и безопасности процесса обеззараживания отходов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650068
Дата охранного документа: 06.04.2018
29.05.2018
№218.016.591b

Региональный самолет

Изобретение относится к авиационной технике. Самолет содержит фюзеляж овального поперечного сечения, низкорасположенное крыло, Н-образное хвостовое оперение, двухдвигательную силовую установку. Сечение фюзеляжа выполнено овальным, причем его высота составляет 0,7-0,75 от ширины, а длина 3,7-4,8...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655240
Дата охранного документа: 24.05.2018
28.07.2018
№218.016.768a

Высотный дирижабль

Изобретение относится к области воздухоплавания. Высотный дирижабль имеет полужесткую конструкцию, внутреннюю и внешнюю оболочки, прослойка между которыми наполнена воздухом, внутренняя оболочка разделена на отсеки и наполнена несущим газом. Имеются два продольных боковых жестких элемента,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662593
Дата охранного документа: 26.07.2018
+ добавить свой РИД