×
04.04.2018
218.016.376b

Результат интеллектуальной деятельности: Способ синхронизации и обеспечения симметрии тяги воздушных винтов силовой установки летательного аппарата и электрическая синхронизирующая трансмиссия для его реализации

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к силовым установкам летательных аппаратов. Способ синхронизации и обеспечения симметрии тяги воздушных винтов (1) силовой установки летательных аппаратов заключается в том, что в случае отказа одного из двигателей внутреннего сгорания (2) муфта свободного хода (4) отключает его от кинематической схемы. При этом на блок управления (7) поступает сигнал от датчика отказа (6). На другом двигателе внутреннего сгорания (2) контроллер управления переменным током (8) обеспечивает загрузку мотор-генератора (5), работающего в режиме генератора, и передачу электроэнергии на мотор-генератор (5) винтомоторной группы отказавшего двигателя, который начинает работать в режиме электродвигателя. Изобретение повышает безопасность полетов и уменьшает взлетную дистанцию летательного аппарата. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к силовой установке летательных аппаратов.

Известно, что для современных самолетов, имеющих силовую установку с количеством двигателей больше одного и размещенных на крыле симметрично относительно фюзеляжа, существует проблема обеспечения безопасности полета в случае отказа одного или более двигателей. Наиболее критичен такой отказ на режимах взлета и посадки для самолетов с турбовинтовыми двигателями, а также для конвертируемых летательных аппаратов-конвертопланов, имеющих силовую установку с несколькими поворотными винтами. В случае отказа одного двигателя на самолете с двумя (Бе-30, Л-410, АН-24, ATR-42) или четырьмя (Ил-18, Ан-12, Ан-70) турбовинтовыми двигателями, возникает значительная асимметрия тяги винтов по курсу, которую приходится компенсировать рулем направления, и подъемной силы в поперечной плоскости, из-за уменьшения обдувки крыла за отказавшим двигателем, при этом крен приходится компенсировать с помощью элеронов и интерцепторов. Ситуация с отказом двигателя на самолетах с несколькими ТВД неоднократно приводила к катастрофам.

Известен самолет местных авиалиний Бе-30 (Самолеты и вертолеты СССР. 1966-1991 гг. Редакторы-составители К.Ю. Косминков, Д.А. Соболев. – М.: Русское авиационное общество (РУСАВИА), 2007), для силовой установки которого была разработана механическая синхронизирующая трансмиссия, фиг. 1, содержащая трансмиссионный вал; коробку приводов в левом и правом исполнениях; опоры вала с подшипниками; шлицевую муфту; шарнирные муфты.

Основным преимуществом системы механической синхронизации является возможность мгновенной передачи крутящего момента от одного двигателя к другому, что исключает необходимость парирования моментов по крену и курсу в случае отказа двигателя при взлете.

Однако такая система обладает и существенным недостатком. Большое количество элементов механической передачи ставит вопрос о необходимости расчета надежности данной системы. Ее эффективность может быть доказана только в случае, если вероятность ее безотказной работы будет существенно превышать вероятность отказа одного двигателя.

В случае разрушения любого из элементов кинематической цепочки синхронизация выходит из строя, при этом сохраняется возможность работы обоих двигателей, как при отсутствии синхронизации. Однако, в случае заклинивания одного из элементов, может быть заблокированы оба воздушных винта, что является более серьезным последствием, нежели отказ одного двигателя.

Еще более критичен отказ двигателя на конвертоплане с двумя подъемно-маршевыми винтами. Даже небольшая потеря тяги на одном винте при поперечной схеме их расположения приводит к крену и опрокидыванию аппарата. Вследствие этого, современные конвертопланы с поперечным расположением винтов (V-22 «Osprey», пресс-релиз - http://www.boeing.com/defense/v-22-osprey/, AW 609, пресс-релиз - http://www.finmeccanica.com/en/product-services/elicotteri_helicopters/aw609) имеют механическую синхронизирующую трансмиссию, обеспечивающую в случае отказа одного из двигателей передачу вращающего момента и мощности от другого, не отказавшего двигателя, что позволяет сохранить устойчивость и управляемость, а также возможность совершить аварийную посадку. Такие летательные аппараты должны иметь запас по мощности двигателей в случае отказа при взлете. В патенте США US 7866598 В2, МПК B64C 35/00, 2011 г. отражена конструкция силовой установки двухвинтового конвертоплана поперечной схемы с механической синхронизирующей трансмиссией.

В основе всех описанных выше конструкций лежит принцип передачи мощности и крутящего момента от одного вала воздушного винта к другому посредством длинного трансмиссионного вала, проходящего вдоль конструкции крыла, и нескольких редукторов, изменяющих направление передачи. При условии значительных деформаций крыла в полете, а также аэроупругих колебаний конструктивно сложно обеспечить надежную работу механической трансмиссии. Для поддержки вала требуются подшипниковые опоры, для компенсации его деформации - муфты и шарниры. При значительном количестве таких элементов общая надежность системы складывается из их суммарной надежности.

Известен способ полета вертолета в случае отказа двигателей силовой установки (патент RU 2333866 С2, МПК В64С 27/04 от 30.08.2006). Данный способ заключается в использовании вспомогательного пневматического устройства с баллоном высокого давления, в который закачан сжатый воздух. В случае отказа и отключения основного двигателя (двигателей) сопловое устройство, работающее в режиме пневматического двигателя, через специальный вал и трансмиссию приводит во вращение основной воздушный винт вертолета. Работа данного устройства целесообразна для обеспечения безопасности полета вертолета при отказе двигателей на этапе авторотационного планирующего спуска, для уменьшения вертикальной скорости снижения. Данный способ интересен для вертолетов и конвертопланов, но его недостатком является кратковременность работы пневмодвигателя и неэффективность аккумулирования энергии в баллоне высокого давления, что позволяет только снизить вертикальную скорость при посадке в случае аварийного отказа основного двигателя.

На фоне актуальности вопроса синхронизации работы винтомоторных групп силовых установок самолетов и конвертопланов весьма привлекательной выглядит идея реализации синхронизирующей электрической трансмиссии.

Задачей и техническим результатом является разработка способа синхронизации и обеспечения симметрии тяги воздушных винтов силовой установки летательных аппаратов и электрической синхронизирующей трансмиссии, реализующей способ, позволяющих повысить безопасность полета и уменьшить взлетную дистанцию летательного аппарата.

Решение задачи и технический результат достигаются тем, что в способе синхронизации и обеспечения симметрии тяги воздушных винтов силовой установки летательных аппаратов, заключающемся в том, что в случае отказа одного из двигателей, являющихся двигателями внутреннего сгорания, отсоединяют неработающий двигатель от воздушного винта и передают мощность и крутящий момент от работающего двигателя к воздушному винту неработающего двигателя в размере 35-65% от максимальной мощности работающего двигателя с помощью электрической энергии переменного или постоянного тока.

Решение задачи и технический результат достигаются тем, что в электрической синхронизирующей трансмиссии силовой установки летательного аппарата с четным количеством винтомоторных групп, расположенных на крыле или пилоне в равном количестве по обе стороны от продольной оси фюзеляжа, каждая винтомоторная группа кроме основного двигателя содержит дополнительно мотор-генератор, соединенный с воздушным винтом, а каждый основной двигатель соединен с воздушным винтом через устройство, позволяющее его отключить от привода винта в случае его отказа, также трансмиссия содержит датчик отказа и блок управления, мотор-генераторы обеих винтомоторных групп соединены проводами переменного трехфазного тока через контроллер загрузки. Устройством, позволяющим отключать основной двигатель от привода винта в случае его отказа, является муфта свободного хода.

Решение задачи и технический результат также достигаются тем, что в электрической синхронизирующей трансмиссии силовой установки летательного аппарата с четным количеством винтомоторных групп, расположенных на крыле или пилоне в равном количестве по обе стороны от продольной оси фюзеляжа, каждая винтомоторная группа кроме основного двигателя содержит дополнительно мотор-генератор, соединенный с воздушным винтом, а каждый основной двигатель соединен с воздушным винтом через устройство, позволяющее его отключить от привода винта в случае его отказа, также трансмиссия содержит датчик отказа, блок управления, контроллеры-преобразователи, блок распределения энергии, дополнительный источник постоянного тока.

Устройством, позволяющим отключать основной двигатель от привода винта в случае его отказа, является муфта свободного хода.

Фиг. 1 - синхронизирующая трансмиссия самолета Бе-30.

Фиг. 2 - вариант синхронизирующей электрической трансмиссии с прямой передачей переменного тока.

Фиг. 3 - вариант синхронизирующей электрической трансмиссии с расположением мотор-генератора на соединяющем валу.

Фиг. 4 - синхронизирующая электрическая трансмиссия с преобразованием электроэнергии в постоянный ток с дополнительным источником энергии.

Основной смысл изобретения заключается в передаче механической энергии от двигателя внутреннего сгорания (ДВС) к движителю (колесо, воздушный винт) посредством преобразования ее в электрическую энергию и затем снова в механическую с помощью электродвигателя. Такая схема реализуется с целью избежать сложной механической передачи с большим передаточным соотношением на большое расстояние. Также весьма привлекательна возможность управления работой движителя (винта, колеса) посредством управления электродвигателя, что проще и эффективней, чем управление ДВС.

На фиг. 2 - схема первого варианта синхронизирующей электрической трансмиссии с прямой передачей переменного тока. Приведены две винтомоторные группы (ВМГ). Каждая винтомоторная группа содержит воздушный винт (ВВ) 1, основной двигатель (двигатель внутреннего сгорания) 2, редуктор 3, муфту свободного хода 4, мотор-генератор 5, установленный на соединяющий вал между муфтой свободного хода и редуктором, датчик отказа 6 и блок управления 7. Мотор-генераторы 5 обеих винтомоторных групп соединены проводами переменного трехфазного тока через контроллер загрузки 8. Контроллер загрузки должен обеспечить в момент отказа переход моторов-генераторов из нейтрального режима в режим передачи энергии.

Способ работы следующий. Двигатель внутреннего сгорания 2 через муфту свободного хода 4 приводит во вращение мотор-генератор, затем редуктор 3 и воздушный винт 1. Оба мотора-генератора на взлете работают в режиме холостого хода, т.е. не дают нагрузки на вал основного двигателя 2.

В случае отказа одного из двигателей внутреннего сгорания, муфта свободного хода отключает его от кинематической схемы. При этом на блок управления 7 поступает сигнал от датчика отказа 6. На другом двигателе внутреннего сгорания (ДВС) 2 контроллер управления переменным током 8 обеспечивает загрузку мотор-генератора 5, работающего в режиме генератора, и передачу электроэнергии (переменный ток) на мотор-генератор 5 ВМГ отказавшего двигателя, который начинает работать в режиме электродвигателя (ЭД). Кинематически мотор-генератор 5 может быть размещен непосредственно на валу между МСХ 4 и редуктором воздушного винта 3, как показано на фиг. 3, в случае если рабочий диапазон его оборотов соответствует основному двигателю 2.

Редуктор 3 (фиг. 3) между мотором-генератором и воздушным винтом 1 также может быть упразднен в случае совпадения расчетных оборотов ВВ и основного двигателя, который может иметь собственный встроенный редуктор, установленный перед МСХ.

Мотор-генератор должен обладать расчетной мощностью чуть более 50% от мощности ДВС. В таком случае, мы сможем загрузить на 50% мощность работающего двигателя и передать его на ВМГ с отказавшим ДВС. Перспективно использовать только переменный ток для сокращения потерь. В первом варианте синхронизирующей электрической трансмиссии при расчете КПД передачи энергии учитывается суммарный КПД генератора и электродвигателя 90-94% по данным для серийных изделий (сайт компании производителя www.evo-electric.com).

На фиг. 4 приведена синхронизирующая электрическая трансмиссия с преобразованием электроэнергии в постоянный ток с дополнительным источником энергии 11. Данный вариант является последовательным развитием первого и использует преобразование переменного тока в постоянный посредством контроллеров-преобразователей 9. Управление подачей электроэнергии осуществляют посредством блока распределения энергии 10. Такое решение позволит применить дополнительный источник постоянного тока - аккумуляторную батарею, суперконденсатор или батарею топливных элементов, но, следовательно, увеличит вес системы.

Очевидно, что количество ВМГ - n применительно к данной схеме силовой установки, включая первый и второй варианты, - не ограничено, n может иметь любое четное значение. При этом расположение ВМГ должно быть симметрично относительно продольной оси фюзеляжа самолета. Кинематическая схема установки мотора-генератора применима и ко второму варианту.

Необходимо отметить, что в случае увеличения количества ВМГ n>2 в случае отказа одного из ДВС, компенсация потерянной мощности может осуществляться путем более равномерной загрузки генераторов ВМГ, расположенных на другой консоли крыла.

Очевидно, что второй вариант синхронизирующей трансмиссии будет иметь больший вес и меньший КПД при передаче энергии от одной ВМГ к другой. В случае двойного преобразования электроэнергии, что соответствует последовательной гибридной схеме, КПД схемы составит 82-87% при использовании современных бесколлекторных электродвигателей и генераторов. При наличии дополнительного источника энергии можно использовать мощность мотор-генератора на взлете и соответственно получить либо дополнительную тягу, либо уменьшить потребную мощность основного двигателя.

Предварительная весовая оценка показывает, что установка системы синхронизирующей электротрансмиссии увеличивает суммарную массу силовой установки с ТВД на 30-40%. Средняя удельная масса современных бесколлекторных электродвигателей с контроллером и системой охлаждения (характеристики ЭД и генераторов: www.evo-electric.com, www.rotexelectric.eu) близка к значению данного показателя для ТВД. Установка дополнительного источника энергии (аккумулятора) на 3-5 минут полета может увеличить массу СУ еще на 15-20%. Тем не менее, преимущества применения электрической синхронизирующей трансмиссии, такие как уменьшение взлетной дистанции, повышение безопасности полетов компенсируют весовые издержки. Прогресс в создании новых ЭД авиационного применения, а также перспективы создания сверхпроводниковых электродвигателей позволяет рассчитывать на значительное снижение удельной массы ЭД и генераторов (до 15-20 кВт/кг), что в сумме приведет к незначительным весовым издержкам в случае установки синхронизирующей электротрансмиссии на СУ самолета или конвертоплана.

Способ синхронизации и обеспечения симметрии тяги воздушных винтов силовой установки летательных аппаратов и электрическая синхронизирующая трансмиссия позволят повысить безопасность полета и уменьшить взлетную дистанцию летательного аппарата.


Способ синхронизации и обеспечения симметрии тяги воздушных винтов силовой установки летательного аппарата и электрическая синхронизирующая трансмиссия для его реализации
Способ синхронизации и обеспечения симметрии тяги воздушных винтов силовой установки летательного аппарата и электрическая синхронизирующая трансмиссия для его реализации
Способ синхронизации и обеспечения симметрии тяги воздушных винтов силовой установки летательного аппарата и электрическая синхронизирующая трансмиссия для его реализации
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 504.
10.01.2013
№216.012.17dc

Способ газолазерной резки крупногабаритных деталей из композиционных материалов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к способу и устройству газолазерной резки композиционных материалов. Способ включает подачу лазерного луча на обрабатываемую поверхность и соосно с лучом - технологического газа, коллимирование лазерного луча, заглубление его в обрабатываемое изделие и перемещение по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471600
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.18c2

Полимерная композиция

Изобретение относится к негорючим полимерным композициям холодного отверждения и может применяться для местного упрочнения конструкций в зонах установки крепежа, заполнения пустот в деталях из полимерных композиционных материалов, заделки торцов и упрочнения участков сотовых конструкций,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471830
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.18cd

Грунтовочная композиция

Изобретение относится к лакокрасочным покрытиям, в частности к грунтовочным композициям с пониженным содержанием летучих веществ холодного отверждения, предназначенным для окраски металлических и неметаллических поверхностей, и может быть использовано в авиационной технике, в строительстве и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471841
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.2454

Способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы для получения безындукционного обтекания моделей летательных аппаратов и устройство для его осуществления

Заявленная группа изобретений относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использована при проведении испытаний в трансзвуковых аэродинамических трубах. Предложен новый способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы, содержащий новую технологию получения на границах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474802
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2aa5

Способ получения конъюгата нона-β-(1→3)-глюкозида с бычьим сывороточным альбумином скваратным методом

Изобретение относится к области биохимии. Предложен способ синтеза конъюгата нона-β-(1→3)-глюкозида с бычьим сывороточным альбумином (БСА) скваратным методом. Первоначально осуществляют взаимодействие нона-β-(1→3)-глюкозида с диэтилскваратом. Затем проводят реакцию полученного лиганда -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476444
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b51

Износостойкий сплав на основе никеля для нанесения износо- и коррозионно-стойких покрытий на конструкционные элементы микроплазменным или сверхзвуковым газодинамическим напылением

Изобретение относится к области металлургии, в частности к сплавам на основе никеля, используемым в качестве материала для получения износо- и коррозионно-стойких покрытий на функционально- конструкционных элементах методом микроплазменного или сверхзвукового холодного газодинамического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476616
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c2c

Способ измерения температуры поверхности конструкции резистивным чувствительным элементом, устройство для его осуществления и способ изготовления устройства

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в тепло-прочностных испытаниях авиационно-космических конструкций при определении их поверхностных температурных полей. Согласно заявленному способу для измерения температуры поверхности конструкции чувствительный элемент...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476835
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c2d

Способ определения температурной характеристики резисторного чувствительного элемента, устройство для его осуществления и способ изготовления устройства

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при испытании и калибровке термометров сопротивления и тензорезисторов. Согласно заявленному способу определения температурной характеристики резисторного чувствительного элемента регистрируют температуру воздействия и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476836
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c32

Устройство для измерения звукового давления

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения звукового давления. Устройство содержит датчик с емкостным чувствительным элементом с обкладками конденсатора и экранами, усилитель заряда, состоящий из операционного усилителя, резистора и конденсатора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476841
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c33

Устройство для измерения давления, температуры и теплового потока

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для одновременного измерения в заданном участке температуры, теплового потока и давления. Техническим результатом изобретения является расширение области применения, повышение информативности и точности измерения давления,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476842
Дата охранного документа: 27.02.2013
Показаны записи 1-10 из 328.
10.01.2013
№216.012.17dc

Способ газолазерной резки крупногабаритных деталей из композиционных материалов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к способу и устройству газолазерной резки композиционных материалов. Способ включает подачу лазерного луча на обрабатываемую поверхность и соосно с лучом - технологического газа, коллимирование лазерного луча, заглубление его в обрабатываемое изделие и перемещение по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471600
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.18c2

Полимерная композиция

Изобретение относится к негорючим полимерным композициям холодного отверждения и может применяться для местного упрочнения конструкций в зонах установки крепежа, заполнения пустот в деталях из полимерных композиционных материалов, заделки торцов и упрочнения участков сотовых конструкций,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471830
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.18cd

Грунтовочная композиция

Изобретение относится к лакокрасочным покрытиям, в частности к грунтовочным композициям с пониженным содержанием летучих веществ холодного отверждения, предназначенным для окраски металлических и неметаллических поверхностей, и может быть использовано в авиационной технике, в строительстве и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471841
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.2454

Способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы для получения безындукционного обтекания моделей летательных аппаратов и устройство для его осуществления

Заявленная группа изобретений относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использована при проведении испытаний в трансзвуковых аэродинамических трубах. Предложен новый способ адаптации рабочей части аэродинамической трубы, содержащий новую технологию получения на границах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474802
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.246f

Способ определения запасов устойчивости рулевого привода и устройство для его осуществления

Изобретение относится к экспериментальным исследованиям приводов систем автоматического управления и предназначено для определения запасов устойчивости рулевого привода. Предлагается способ, в котором вначале снимают логарифмическую частотную характеристику участка контура электромеханической и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474829
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.27d0

Способ измерения температуры термопарами, измерительная информационная система для его осуществления и температурный переходник

Изобретение относится к области термометрии и может быть использовано при тепловых испытаниях конструкций для определения их поверхностных температурных полей. Заявлен способ измерения температуры термопарами, в котором располагают в районе свободных концов термопар терморезистор. Измеряют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475712
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2aa5

Способ получения конъюгата нона-β-(1→3)-глюкозида с бычьим сывороточным альбумином скваратным методом

Изобретение относится к области биохимии. Предложен способ синтеза конъюгата нона-β-(1→3)-глюкозида с бычьим сывороточным альбумином (БСА) скваратным методом. Первоначально осуществляют взаимодействие нона-β-(1→3)-глюкозида с диэтилскваратом. Затем проводят реакцию полученного лиганда -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476444
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b51

Износостойкий сплав на основе никеля для нанесения износо- и коррозионно-стойких покрытий на конструкционные элементы микроплазменным или сверхзвуковым газодинамическим напылением

Изобретение относится к области металлургии, в частности к сплавам на основе никеля, используемым в качестве материала для получения износо- и коррозионно-стойких покрытий на функционально- конструкционных элементах методом микроплазменного или сверхзвукового холодного газодинамического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476616
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c2c

Способ измерения температуры поверхности конструкции резистивным чувствительным элементом, устройство для его осуществления и способ изготовления устройства

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в тепло-прочностных испытаниях авиационно-космических конструкций при определении их поверхностных температурных полей. Согласно заявленному способу для измерения температуры поверхности конструкции чувствительный элемент...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476835
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c2d

Способ определения температурной характеристики резисторного чувствительного элемента, устройство для его осуществления и способ изготовления устройства

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при испытании и калибровке термометров сопротивления и тензорезисторов. Согласно заявленному способу определения температурной характеристики резисторного чувствительного элемента регистрируют температуру воздействия и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476836
Дата охранного документа: 27.02.2013
+ добавить свой РИД