×
24.08.2019
219.017.c37a

Результат интеллектуальной деятельности: ПАЛЬЧИКОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области турбо- и двигателестроения и может быть использовано в конструкциях газотурбинных двигателей и паровых турбин для уплотнения радиальных зазоров. Пальчиковое уплотнение содержит примыкающие друг к другу кольцевые детали, каждая из которых содержит равномерно расположенные по окружности пальчики, образованные путем выполнения щелей в кольцевых деталях, причем кольцевые детали установлены таким образом, чтобы пальчики каждой кольцевой детали перекрывали щели примыкающей к ней другой кольцевой детали. При этом щели в кольцевой детали выполнены в виде чередующихся друг с другом внутренних и внешних радиальных надрезов, причем внутренние и внешние надрезы выходят соответственно к внутренней и внешней поверхностям кольцевой детали, количество внутренних и внешних надрезов равно друг другу, при одинаковой глубине верхних надрезов и при одинаковой глубине нижних надрезов, при глубинах надрезов, не превышающих в радиальном направлении ширину кольцевой детали, и при равенстве шага t расположения надрезов, а взаимное перекрытие щелей каждой кольцевой детали пальчиками примыкающей к ней другой кольцевой детали обеспечивается за счет сдвига в тангенциальном направлении кольцевых деталей относительного друг друга. Изобретение обеспечивает повышение эффективности пальчикового уплотнения при значительных отклонениях ротора. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области турбо- и двигателестроения и может быть использовано в конструкциях газотурбинных двигателей и паровых турбин для уплотнения радиальных зазоров.

Радиальные зазоры в проточной части паровых и газовых турбин позволяют исключить "заклинивания" ротора и статора во время работы. В то же время требование к минимизации перетоков рабочей среды через кольцевую щель между ротором и статором (между рабочими лопатками и сопловым аппаратом, валом и корпусом и т.п.) приводит к необходимости установки уплотнений в проточной части.

К одним из наиболее эффективных уплотнений радиальных зазоров относятся пальчиковые уплотнения. Известно, например, реверсивное пальчиковое уплотнение, содержащее, по крайней мере, две пары сложенных в стопку тонких кольцевых деталей, каждая из которых содержит кольцевой массив радиально и тангенциально вступающих пальчиков, между которыми имеются щели. Кольцевые детали каждой из пар расположены таким образом, что пальчики одной кольцевой детали перекрывают щели в другой. Причем пальчики кольцевых деталей одной из пар расположены под углом в направлении по часовой стрелке, а пальчики кольцевых деталей другой пары - в направлении против часовой стрелки (патент США №5031922, МПК F16J 15/447, Bidirectional finger seal. 1991).

Недостатком этого уплотнения является то, что оно не может компенсировать значительные отклонения ротора вследствие тепловых и механических деформаций, т.к. форма пальчиков не является оптимальной с точки зрения упругих свойств данной конструкции. Недостаточная гибкость пальчиков приводит к тому, что в процессе эксплуатации из-за чрезмерного обжатия уплотняемой поверхности возможно появление прижогов на соприкасающихся поверхностях пальчиков и поверхности ротора, снижение мощности на валу двигателя, повышение износа контактирующих пар.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является пальчиковое уплотнение, содержащее две примыкающие друг к другу кольцевые детали, каждая из которых содержит равномерно расположенные по окружности пальчики, образованные путем выполнения щелей в кольцевых деталях, по меньшей мере, одна из которых имеет выступающие площадки, выполненные за одно целое с соответствующими пальчиками, причем кольцевые детали установлены таким образом, чтобы пальчики каждой кольцевой детали перекрывали щели примыкающей к ней другой кольцевой детали. Все пальчики имеют одинаковую толщину и отделены друг от друга одинаковыми щелями (патент США №5755445, МПК F16J 15/447, Noncontacting finger seal with hydrodynamic foot portion. 1998).

Недостатком этого изобретения, как и предыдущего, является недостаточно высокая гибкость пальчиков, что не позволяет его использовать при значительных отклонениях ротора в процессе эксплуатации. Еще одним недостатком данного уплотнения является то, что из-за одностороннего наклона пальчиков (по или против часовой стрелки) оно не может быть использовано для эффективного уплотнения роторов, имеющих возможность реверсивного движения.

Технический результат заявленного изобретения - повышение эффективности пальчикового уплотнения при значительных отклонениях ротора в процессе эксплуатации и повышение надежности уплотнения за счет улучшения гибкости кольцевых деталей и пальчиков уплотнения.

Указанный технический результат достигается тем, что пальчиковое уплотнение, содержащее примыкающие друг к другу кольцевые детали, каждая из которых содержит равномерно расположенные по окружности пальчики, образованные путем выполнения щелей в кольцевых деталях, причем кольцевые детали установлены таким образом, чтобы пальчики каждой кольцевой детали перекрывали щели примыкающей к ней другой кольцевой детали, в отличие от прототипа, щели в кольцевой детали выполнены в виде чередующихся друг с другом внутренних и внешних радиальных надрезов, расположенных с одинаковым шагом, причем внутренние и внешние надрезы выходят соответственно к внутренней и внешней поверхностям кольцевой детали, количество внутренних и внешних надрезов равно друг другу, и они имеют одинаковую глубину, не превышающую в радиальном направлении ширину кольцевой детали, а взаимное перекрытие щелей каждой кольцевой детали пальчиками примыкающей к ней другой кольцевой детали обеспечивается за счет сдвига в тангенциальном направлении кольцевых деталей относительного друг друга.

Указанный технический результат достигается также тем, что в пальчиковом уплотнении величина сдвига в тангенциальном направлении кольцевых деталей относительно друг друга составляет величину (0,2 до 0,8) t, где t - шаг расположения надрезов.

Указанный технический результат достигается также тем, что в пальчиковом уплотнении: по меньшей мере, одна из кольцевых деталей имеет выступающие площадки, выполненные за одно целое с соответствующими пальчиками; внутренние поверхности выступающих площадок, по меньшей мере, одной из кольцевых деталей имеют сотовую структуру в виде массива ячеек с отношением глубины ячеек к диаметру вписанных в них окружностей в диапазоне 0,3…0,5; ячейки имеют шестигранную или круглую, или квадратную, или треугольную форму; диаметр вписанной в ячейки окружности составляет не более 1 мм.

Выполнение в кольцевой детали щелей в виде чередующихся друг с другом внутренних и внешних радиальных надрезов позволяет повысить гибкость уплотнения, уменьшить износ и исключить повреждение контактирующих пар, что, соответственно, повышает эффективность и надежность пальчикового уплотнения.

При этом, внутренние и внешние надрезы выходят соответственно к внутренней и внешней поверхностям кольцевой детали, что позволяет выполнить кольцевую деталь в виде зигзагообразной пружины, охватывающей сопрягаемую деталь (ротор турбины). Для обеспечения зигзагообразной формы пружины количество внутренних и внешних надрезов берется равным друг другу. Равномерность прижатия кольцевого уплотнения к сопрягаемой детали достигается при следующих условиях: одинаковой глубине верхних надрезов, одинаковой глубине нижних надрезов, при глубинах надрезов, не превышающих в радиальном направлении ширину кольцевой детали и при равенстве шага t расположения надрезов. Герметичность уплотнения обеспечивается за счет взаимного перекрытия щелей каждой кольцевой детали пальчиками примыкающей к ней другой кольцевой детали, которое достигается за счет сдвига в тангенциальном направлении кольцевых деталей относительного друг друга.

Конструкция предлагаемого пальчикового уплотнения иллюстрируется приведенными схематичными чертежами.

На фиг. 1 схематически изображен изометрический вид фрагмента пальчикового уплотнения; на фиг. 2 - схема наложения двух примыкающих друг к другу кольцевых деталей пальчикового уплотнения; на фиг. 3 - изометрический вид пальчикового уплотнения и уплотняемого вала.

Фигуры 1-3 содержат: 1, 2 - кольцевые детали; 3, 4 - пальчики уплотнения; 5, 6 - щелевые отверстия; 7 - выступающие площадки уплотнения; 8 - внешние радиальные надрезы; 9 - внутренние радиальные надрезы; 10 - кольцевые крышки; 11 - деталь ротора. Стрелками обозначены направления вращения ротора относительно уплотнения.

Пальчиковое уплотнение состоит из двух примыкающих друг к другу кольцевых деталей 1 и 2 (фиг. 1), каждая из которых содержит равномерно расположенные по окружности пальчики 3 и 4 (фиг. 1 и 2), между которыми имеются ответные им щели 5 и 6. На кольцевой детали 1, расположенной со стороны полости низкого давления, имеются выступающие площадки 7, выполненные за одно целое с соответствующими пальчиками 3. Кольцевые детали 1 и 2 ориентированы по сквозным отверстиям, выполненным в кольцевых деталях 1 и 2 (не показано) и установлены друг относительно друга таким образом, что пальчики каждой кольцевой детали перекрывают щели между пальчиками в другой кольцевой детали, причем ширина пальчиков больше ширины перекрываемых ими щелей. Взаимное перекрытие щелей каждой кольцевой детали пальчиками примыкающей к ней другой кольцевой детали обеспечивается за счет сдвига в тангенциальном направлении кольцевых деталей относительного друг друга. Величина сдвига в тангенциальном направлении кольцевых деталей относительно друг друга составляет величину (0,2 до 0,8) t, где t - шаг расположения надрезов.

В расширенном варианте конструкции пальчикового уплотнения кольцевые детали 1 и 2 могут быть прижаты со стороны полостей низкого и высокого давления кольцевыми крышками 10 (фиг. 3) для повышения жесткости конструкции в осевом направлении.

Пакет из кольцевых деталей 1, 2 и кольцевых крышек может быть закреплен с помощью соединительных элементов, например заклепок (на чертежах не показаны), расположенных в сквозных отверстиях по окружности пальчикового уплотнения. Для повышения точности установки кольцевых деталей могут использоваться соединения типа «шип-паз».

Приведенное описание пальчикового уплотнения составлено для случая использования двух кольцевых деталей с пальчиками, но не исключает применение и большего числа кольцевых деталей.

Пальчиковое уплотнение работает следующим образом.

Между деталью 11 ротора (фиг. 3) и пальчиками 3 и 4 устанавливается минимально допустимый зазор, который выбирается из условия отсутствия задевания деталью 11 ротора выступающих площадок 7 при нормальном режиме работы (в зависимости от габаритов ротора и условий работы зазор составляет 0,05…0,2 мм).

В процессе пуска и изменения режима работы двигателя, когда возникают значительные отклонения детали ротора 11, происходит контакт пальчиков 3 и 4 с поверхностью детали ротора 11. При этом пальчики 3 и 4 деформируются, что предотвращает "заклинивание" деталей ротора и статора.

В отличие от известных пальчиковых уплотнений предлагаемая конструкция имеет повышенные упругие свойства, что позволяет использовать данное уплотнение при значительных колебаниях ротора без ущерба работоспособности конструкции.

Еще одним преимуществом предлагаемой конструкции является то, что выступающие площадки благодаря упругости кольцевой детали, обеспечиваемой чередованием внутренних и внешних радиальных надрезов (образующих из кольцевой детали зигзагообразную пружину), отклоняются преимущественно в радиальном направлении, что позволяет использовать данную конструкцию для уплотнения роторов, имеющих возможность реверсивного движения (фиг. 3).

Для получения щелей пальчиковых уплотнений может использоваться, например, импульсная электрохимическая обработка, основные преимущества которой следующие: отсутствие износа электрода-инструмента во время обработки, отсутствие термически измененного слоя, острых кромок и заусенцев на обработанной поверхности, возможность одновременной обработки всех межпальчиковых пазов специальным электродом-инструментом, достаточно низкая погрешность обработки (не более 20…30 мкм), хорошие показатели по шероховатости (Ra 0,2…1,25 мкм - в зависимости от материала).

Таким образом, предложенное изобретение благодаря повышенной гибкости кольцевых деталей и пальчиков позволяет использовать его при значительных отклонениях ротора в процессе эксплуатации, а также повышает надежность уплотнения за счет уменьшения износа и вероятности повреждения контактирующих пар.


ПАЛЬЧИКОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ
ПАЛЬЧИКОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ
ПАЛЬЧИКОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ
ПАЛЬЧИКОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 146.
26.08.2017
№217.015.edc7

Способ изготовления комбинированной полой лопатки турбомашины из алюминиевого сплава

Изобретение относится к способам изготовления лопаток турбомашин. Способ изготовления полой лопатки турбомашины из алюминиевого сплава заключается в формировании элементов спинки и корыта лопатки путем придания пластинам из алюминиевого сплава заданного профиля и размеров, их фиксации,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628843
Дата охранного документа: 22.08.2017
29.12.2017
№217.015.f0b8

Способ диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя и устройство для его реализации

Группа изобретений относится к способу диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя и устройству для диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя. Техническим результатом является повышение достоверности и быстродействия определения начала помпажа на всех режимах работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638896
Дата охранного документа: 18.12.2017
19.01.2018
№218.016.02c3

Способ управления стартер-генератором, интегрированным в газотурбинный двигатель, при коротком замыкании

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано в авиационных стартер-генераторах, интегрированных в авиационный газотурбинный двигатель. Технический результат: стабильная работа системы защиты от короткого замыкания в стартер-генераторе при высокой температуре...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630285
Дата охранного документа: 06.09.2017
19.01.2018
№218.016.05f3

Электропривод летательного аппарата (варианты)

Группа изобретений относится к авиакосмическим летательным аппаратам. Электропривод для летательного аппарата содержит корпус, шарико-винтовую пару, состоящую из гайки и винта, аксиальный подшипник, электродвигатель, зубчатую передачу, датчик положения ротора, демпфер и систему управления....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630966
Дата охранного документа: 15.09.2017
19.01.2018
№218.016.0c45

Форсунка с ультразвуковым излучателем

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложена топливная форсунка для ДВС, содержащая составной корпус 1 с топливным каналом высокого давления 7, распылитель 3 с иглой 2, штангу 5. В верхней части корпуса 1 форсунки закреплен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632639
Дата охранного документа: 06.10.2017
20.01.2018
№218.016.10cf

Способ низкотемпературного ионного азотирования титановых сплавов

Изобретение относится к металлургической промышленности, а именно к химико-термической обработке поверхности изделий из титановых сплавов, и может быть использовано при изготовлении деталей двигателей, работающих в условия износа, в медицине и других отраслях промышленности. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633867
Дата охранного документа: 18.10.2017
20.01.2018
№218.016.153d

Устройство защиты от короткого замыкания высокотемпературного стартер-генератора обращённой конструкции

Использование: в области электротехники. Технический результат: защита от короткого замыкания стартер-генератора обращенной конструкции в составе газотурбинного двигателя в температурном режиме до 450°С за счет механического расцепления статора с неподвижным стержнем, сопровождающегося...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634836
Дата охранного документа: 07.11.2017
20.01.2018
№218.016.1b7e

Гибридный магнитный подшипник с использованием сил лоренца (варианты)

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано для обеспечения бесконтактного вращения ротора электрических машин. Отличие по первому варианту гибридного магнитного подшипника с использованием сил Лоренца состоит в том, что введены две управляющие m-фазные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636629
Дата охранного документа: 24.11.2017
20.01.2018
№218.016.1d36

Способ изготовления полой лопатки газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано для изготовления полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя из титанового сплава. Используют трехслойные заготовки обшивок и/или заполнителя, причем внешние слои заготовок выполняют из титанового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640692
Дата охранного документа: 11.01.2018
20.01.2018
№218.016.1d3f

Способ упрочнения и формирования винтового арматурного стержня

Изобретение относится к области упрочнения и формирования винтового профиля, в частности арматурных стержней, используемых для изготовления железобетонных элементов. Способ включает скручивание арматурной заготовки вокруг своей продольной оси. Повышение прочности арматурных стержней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640705
Дата охранного документа: 11.01.2018
Показаны записи 1-10 из 141.
20.02.2013
№216.012.27d7

Способ оценки степени упрочнения поверхностного слоя твердых материалов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для экспресс-определения физико-механических свойств твердых материалов, в частности для оценки степени упрочнения поверхностного слоя деталей после защитно-упрочняющей обработки. Сущность: осуществляют приготовление шлифа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475719
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.03.2013
№216.012.313a

Способ получения ионно-плазменного покрытия на лопатках компрессора из титановых сплавов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиационном двигателестроении и энергетическом турбостроении. Детали помещают в вакуумную камеру установки, создают требуемый вакуум, ионную очистку и ионно-имплантационную обработку поверхности основного материала детали с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478140
Дата охранного документа: 27.03.2013
20.04.2013
№216.012.3617

Способ восстановления торца пера лопатки турбомашины с формированием щеточного уплотнения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в турбомашиностроении при восстановительном ремонте наплавкой или сваркой и модернизации рабочих и направляющих лопаток паровых турбин, газоперекачивающих установок и компрессоров газотурбинных двигателей. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479400
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.3722

Способ ионно-имплантационной обработки деталей из титановых сплавов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиационном двигателестроении и энергетическом турбостроении. Способ включает ионную очистку ионами аргона и ионно-имплантационную обработку поверхности детали ионами азота. Ионную очистку проводят при энергии от 8 до 10 кэВ и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479667
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.3724

Способ получения теплозащитного покрытия

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к методам нанесения теплозащитных покрытий на рабочие лопатки газотурбинных двигателей и энергетических установок. Поверхность лопатки подвергают ионно-имплантационной обработке ионами одного из следующих элементов N, Y, Yt или их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479669
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.06.2013
№216.012.4751

Способ изготовления элемента прирабатываемого уплотнения турбины

Изобретение относится к машиностроению, а именно к изготовлению уплотнений зазоров проточной части турбомашин, длительно работающих в условиях повышенных температур и высокочастотных вибраций. Из порошка прирабатываемого материала формируют гранулы, поверхность которых оплавляют с образованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483837
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4b8e

Элемент прирабатываемого уплотнения турбины

Изобретение относится к машиностроению, в частности к уплотнениям зазоров проточной части турбомашин, длительно работающих в условиях повышенных температур и высокочастотных вибраций. Элемент прирабатываемого уплотнения турбины выполнен из адгезионно соединенных между собой путем спекания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484924
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.10.2013
№216.012.7662

Способ полирования деталей из титановых сплавов

Изобретение относится к электролитно-плазменному полированию деталей из титановых сплавов и может быть использовано в турбомашиностроении при полировании рабочих и направляющих лопаток паровых турбин, лопаток газоперекачивающих установок и компрессоров газотурбинных двигателей, для обеспечения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495966
Дата охранного документа: 20.10.2013
20.10.2013
№216.012.7663

Способ электролитно-плазменного полирования деталей из титановых сплавов

Изобретение относится к электролитно-плазменному полированию металлических изделий, преимущественно из титановых сплавов, и может быть использовано в турбомашиностроении при обработке рабочих и направляющих лопаток паровых турбин, лопаток газоперекачивающих установок и компрессоров...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495967
Дата охранного документа: 20.10.2013
27.10.2013
№216.012.7a10

Способ ионно-имплантационной обработки лопаток компрессора из высоколегированных сталей и сплавов на никелевой основе

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в авиационном двигателестроении и энергетическом турбостроении для защитно-упрочняющей обработки пера рабочих лопаток компрессора и турбины из легированных сталей и сплавов на никелевой основе для повышения выносливости и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496910
Дата охранного документа: 27.10.2013
+ добавить свой РИД