×
17.08.2019
219.017.c13d

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОСЕКЦИОННЫМ РУЛЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к способу управления многосекционным рулем летательного аппарата. Для управления многосекционным рулем формируют команды управления каждой секцией для обеспечения требуемых моментов. При выходе секций из строя их отключают и фиксируют в положении, близком к нейтральному, а симметричную ей секцию продолжают использовать путем изменения законов управления отдельными секциями. Обеспечивается максимальное сохранение устойчивости и управляемости летательного аппарата. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области управления летательным аппаратом (ЛА), рулевая поверхность которого разделена на несколько секций, и может быть использовано для сохранения его управляемости и устойчивости при отказах отдельных секций руля. Переход от механического управления рулевыми поверхностями летательных аппаратов к системам дистанционного управления, бурное развитие вычислительной и цифровой техники позволяет реализовывать на перспективных летательных аппаратах новые способы управления многосекционными рулями.

Известен способ управления многосекционным рулем летательного аппарата, когда управляемая плоскость крыла разделена на много секций (несколько интерцепторов, элеронов, элевонов и так далее), при котором для управления траекторией полета или ее коррекции каждую секцию отклоняют одним или большим числом приводов в соответствии с заданным законом. Секционирование позволяет уменьшить вес и габариты приводов секций, обеспечить равномерное распределение нагрузки и сохранить работоспособность при отказе одной или более секций [Аэродинамика, устойчивость и управляемость сверхзвуковых самолетов / под ред. Г.С. Бюшгенса. -М.: Наука. Физматлит, 1998. - 816 с. С. 446-448]. При электрическом управлении для сохранения симметрии в управляющем моменте по крену используют попарный контроль работы симметрично расположенных секций правой и левой плоскостей крыла. В случае отказа какой-либо секции производят отключение секций обеих плоскостей крыла, то есть отключают отказавшую секцию и симметричную ей секцию на другом полукрыле. При управлении гидромеханическими приводами секций от общего резервированного сервопривода через механическую проводку в случае отказа какого-либо привода секции эту секцию «пересиливают» остальными секциями. Устранение асимметрии в этом случае осуществляют путем отключения гидросистемы на другом полукрыле.

Недостатком способа является ухудшение характеристик управляемости летательного аппарата при отказе какой-либо секции многосекционного руля, а при заклинивании отказавшей секции под углом к плоскости крыла -ухудшение характеристик устойчивости.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту (прототип) к предлагаемому способу является способ управления многосекционным рулем летательного аппарата с аэродинамическим суммированием действий отдельных секций, состоящий в формировании для полета летательного аппарата по заданной траектории или ее коррекции команд управления каждой секцией, обеспечивающих требуемое значение эффективного отклонения эквивалентного односекционного руля, при котором коэффициент момента руля равен сумме коэффициентов моментов его отдельных секций, и передаче их на многоканальные приводы каждой секции [Гониодский В.И., Склянский Ф.И., Шумилов И.С. Привод рулевых поверхностей самолетов. - М.: «Машиностроение», 1974. - 320 с. С. 185-186]. Для получения необходимых характеристик устойчивости и управляемости самолета и обеспечения безопасности при выходе из строя отдельных секций руля их отключают путем жесткой фиксации в положении, близком к нейтральному. Для устранения возникающих при этом моментов предусматривают специальную систему контроля для отключения секций руля, симметрично расположенных относительно отказавших секций с другой стороны оси самолета.

Недостатком способа является ухудшение характеристик управляемости летательного аппарата при одновременном отключении отказавшей секции одной плоскости крыла и симметричной ей секции другой плоскости крыла, находящейся в рабочем состоянии.

Техническим результатом настоящего изобретения является максимальное сохранение устойчивости и управляемости летательного аппарата при отключении отказавшей секции за счет формирования законов управления каждой исправной секцией многосекционного руля, обеспечивающих требуемое эффективное отклонение эквивалентного односекционного руля и компенсацию возникающей при отказе секции аэродинамической асимметрии летательного аппарата.

Указанный результат достигается тем, что в известном способе управления многосекционным рулем летательного аппарата, заключающемся в формировании для полета летательного аппарата по заданной траектории или ее коррекции команд управления каждой секцией, обеспечивающих требуемое значение эффективного отклонения эквивалентного односекционного руля, при котором коэффициент момента руля равен сумме коэффициентов моментов его отдельных секций, передаче их на приводы каждой секции, при этом для сохранения характеристик устойчивости и управляемости самолета и обеспечения безопасности при выходе из строя отдельных секций руля их отключают путем жесткой фиксации в положении, близком к нейтральному, согласно изобретению при отказе любой секции на одной из плоскостей летательного аппарата симметричную ей секцию на другой плоскости не отключают, а продолжают использовать в процессе управления летательным аппаратом, при этом законы управления отдельными секциями изменяют таким образом, чтобы максимально сохранить эффективное отклонение эквивалентного односекционного руля и скомпенсировать возникшую аэродинамическую асимметрию летательного аппарата для сохранения управляемости и устойчивости летательного аппарата.

Сущность изобретения заключается в том, что при известных зависимостях возникающих моментов от угла отклонения каждой секции многосекционного руля летательного аппарата в случае возникновения отказа какой-либо секции ее отключают, рассчитывают управляющие команды для всех оставшихся исправными секций таким образом, чтобы парировать отказ, максимально обеспечить эффективное отклонение эквивалентного односекционного руля и скомпенсировать возникающий при отключении отказавшей секции момент.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где представлены зависимости эффективности различных секций элевонов в функции углов [Аэродинамика, устойчивость и управляемость сверхзвуковых самолетов / под ред. Г.С. Бюшгенса. -М.: Наука. Физматлит, 1998. - 816 с. С. 342], полученные при исследовании на модели самолета в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). На фигуре имеются следующие обозначения: Суа - коэффициент подъемной силы летательного аппарата от угла атаки α; mz - коэффициент аэродинамического момента тангажа; δэв - угол отклонения элевона; 1+2+… - число отклоняемых элевонов, при этом 1 - номер элевона, находящегося на конце полуплоскости крыла, 2, 3 - следующие элевоны в направлении фюзеляжа, 4 - корневой элерон, расположенный возле фюзеляжа.

Из чертежа видно, что соответствующий подбор числа отклоняемых секций и угла отклонения каждой секции рулевой поверхности позволяет парировать отказ какой-либо секции без отключения симметрично расположенной секции другой полуплоскости крыла. Для этого необходимо знание зависимостей аэродинамических характеристик летательного аппарата от угла отклонения каждой секции руля, что проводится заранее с помощью продувки летательного аппарата или его макета в соответствующих институтах (например, ЦАГИ) или, если это летательный аппарат не массового производства, с помощью программных продуктов типа ANSYS.

Согласно заявленному изобретению при возникновении отказа какой-либо секции многосекционного руля летательного аппарата в вычислителе в соответствии с заложенными зависимостями аэродинамических характеристик летательного аппарата от угла отклонения каждой секции руля, полученными заранее с помощью продувки планера летательного аппарата, вычисляют управляющие команды отклонения на расчетный угол для приводов каждой секции таким образом, чтобы эффективный угол отклонения эквивалентного односекционного руля соответствовал эффективному углу отклонения эквивалентного односекционного руля в штатной ситуации (без отказа секции). Этим достигается указанный в изобретении технический результат.

Способ может быть реализован следующим образом.

1. Заранее на стадии выбора планера аппарата проводят продувку летательного аппарата при всех возможных отклонениях каждой секции многосекционного руля для определения эффективности в диапазоне возможных режимов для каждой секции и получения зависимостей аэродинамических характеристик от углового положения каждой секции.

2. Для всех возможных режимов полета с учетом полученных зависимостей определяют варианты законов отклонения каждой секции для формирования требуемого эффективного угла отклонения эквивалентного односекционного руля, в том числе при возможном отказе любой секции.

Например, коэффициент момента секционированного руля относительно оси самолета можно представить в виде [Гониодский В.И., Склянский Ф.И., Шумилов И.С. Привод рулевых поверхностей самолетов. - М.: «Машиностроение», 1974. - 320 с. С. 185] , где тр i - коэффициент момента i-ой секции. Зависимость коэффициента руля от производной и угла отклонения руля δ следующая: Обозначив δэфф эффективный угол отклонения эквивалентного односекционного руля, при котором коэффициент момента руля равен сумме моментов его отдельных секций, отклоненных на разные углы, и приняв для i-ой секции , получим , где kii - коэффициент передачи и угол отклонения i-ой секции, соответственно. Таким образом, зависимость эффективного угла руля от коэффициента передачи и углового положения каждой секции: Для более полного использования эффективности каждой секции коэффициенты передачи каждой секции целесообразно делать не постоянными, как реализовано в прототипе, а регулируемыми.

3. Записывают полученные законы управления каждой секцией в вычислительное устройство.

4. При выполнении полета при отказе какой-либо секции отключают ее, выставив по возможности в нейтральное положение, и, в зависимости от режима полета и углового положения отказавшей секции, с помощью вычислителя определяют требуемые углы отклонения для каждой исправной секции для достижения требуемого эффективного отклонения эквивалентного односекционного руля.

Таким образом, предложенное техническое решение позволяет решить поставленную техническую задачу: максимальное сохранение устойчивости и управляемости летательного аппарата при отключении отказавшей секции за счет формирования законов управления каждой исправной секцией многосекционного руля, обеспечивающих требуемое эффективное отклонение эквивалентного односекционного руля и компенсацию возникающей при отказе секции аэродинамической асимметрии летательного аппарата.

Способ управления многосекционным рулем летательного аппарата, состоящий в формировании для полета летательного аппарата по заданной траектории или ее коррекции команд управления каждой секцией, обеспечивающих требуемое значение эффективного отклонения эквивалентного односекционного руля, при котором коэффициент момента руля равен сумме коэффициентов моментов его отдельных секций, передаче их на приводы каждой секции, при этом для сохранения характеристик устойчивости и управляемости самолета и обеспечения безопасности при выходе из строя отдельных секций руля их отключают путем жесткой фиксации в положении, близком к нейтральному, отличающийся тем, что при отказе любой секции на одной из плоскостей летательного аппарата симметричную ей секцию на другой плоскости не отключают, а продолжают использовать в процессе управления летательным аппаратом, при этом законы управления отдельными секциями изменяют таким образом, чтобы максимально сохранить эффективное отклонение эквивалентного односекционного руля и скомпенсировать возникшую аэродинамическую асимметрию летательного аппарата для сохранения управляемости и устойчивости летательного аппарата.
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОСЕКЦИОННЫМ РУЛЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОСЕКЦИОННЫМ РУЛЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 244.
25.08.2017
№217.015.9bc8

Способ определения координат наземного источника радиоизлучения при радиопеленговании с борта летательного аппарата

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано для определения координат наземных источников радиоизлучения (ИРИ) при радиопеленговании с борта летательного аппарата (ЛА). Достигаемый технический результат - повышение точности определения координат наземных ИРИ и снижение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610150
Дата охранного документа: 08.02.2017
25.08.2017
№217.015.bb52

Способ управления приемниками воздушного давления

Изобретение относится к способу управления приемниками воздушных давлений (ПВД). Для управления ПВД выявляют неисправный ПВД путем измерения полного и статического давлений основного и резервного ПВД, определяют модули разности полного и статического давлений соответственно для основного и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615813
Дата охранного документа: 11.04.2017
25.08.2017
№217.015.bf3b

Способ определения расстояния до неподвижного источника излучения движущимся пеленгатором

Изобретение относится к методам определения расстояния с использованием пеленгатора, размещенного на носителе, выполняющего движение в направлении источника радиоизлучения, в интересах снижения погрешности определения координат. Достигаемый технический результат – снижение погрешности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617210
Дата охранного документа: 24.04.2017
25.08.2017
№217.015.bf46

Способ формирования маршрута носителя пеленгатора

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в бортовой пассивной РЛС и автоматической системе управления самолета. Достигаемый технический результат - формирование маршрута носителя пеленгатора, определяющего местоположение излучателя, при котором достигается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617127
Дата охранного документа: 21.04.2017
25.08.2017
№217.015.bfc3

Устройство адаптивной маскировки объектов

Изобретение предназначено для маскировки стационарных или движущихся объектов с помощью адаптивных маскировочных устройств, работающих в оптическом диапазоне длин волн. Устройство адаптивной маскировки объектов содержит последовательно соединенные цифровую камеру с выносным объективом, ЭВМ,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617157
Дата охранного документа: 21.04.2017
25.08.2017
№217.015.c160

Способ определения дальности до неподвижного источника излучения движущимся пеленгатором

Изобретение относится к методам определения дальности с использованием пеленгатора, размещенного на носителе, выполняющего движение в направлении источника радиоизлучения, в интересах снижения погрешности определения координат. Достигаемый технический результат – снижение погрешности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617447
Дата охранного документа: 25.04.2017
25.08.2017
№217.015.c5b9

Фазовый пеленгатор

Изобретение относится к области радиотехники и может использоваться в радиомониторинге при поиске источников радиоизлучения на ограниченной территории и в помещениях, например, специальных электронных устройств перехвата информации. Достигаемый технический результат изобретения - обеспечение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618522
Дата охранного документа: 04.05.2017
25.08.2017
№217.015.c61d

Способ буксировки самолетов с использованием малогабаритного буксировщика с дистанционным управлением

Изобретение относится к наземному обеспечению воздушных судов, в частности к их буксированию. Способ буксировки реализуется использованием малогабаритного буксировщика с дистанционным управлением, включающего рампу (8) механизма подъема и фиксации колес передней стойки воздушного судна и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618611
Дата охранного документа: 04.05.2017
25.08.2017
№217.015.cb3f

Способ измерения задержки радиосигналов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах радиолокации, навигации, связи для определения местоположения излучателей и синхронизации. Достигаемый технический результат - расширение области применения способа на класс непрерывных радиосигналов. Указанный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620131
Дата охранного документа: 23.05.2017
25.08.2017
№217.015.cb48

Способ амплитудного двухмерного пеленгования

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в наземных и авиационных радиотехнических системах для всеракурсного определения направления на источники радиоизлучений. Достигаемый технический результат – обеспечение двухмерного всеракурсного пеленгования одновременно в двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620130
Дата охранного документа: 23.05.2017
Показаны записи 1-10 из 27.
27.04.2013
№216.012.39ea

Способ переориентации и управления тягой вращающегося космического аппарата с солнечным парусом

Изобретение относится к двигательным системам космических аппаратов (КА) и касается маневрирования КА с солнечным парусом для управления его тягой. Способ переориентации и управления тягой вращающегося КА с солнечным парусом заключается в изменении угла ориентации КА в пространстве за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480387
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.03.2014
№216.012.aede

Устройство обнаружения факта наведения самонаводящегося по радиоизлучению оружия на радиоэлектронное средство, защищенное отвлекающим устройством

Изобретение относится к вооружению и может быть использовано в системах управления самонаводящимся по радиоизлучению оружием (СНО). Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого устройство обнаружения содержит последовательно соединенные антенну (А),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510481
Дата охранного документа: 27.03.2014
20.05.2014
№216.012.c50f

Устройство определения направления и величины скачков пеленга на борту самонаводящегося по радиоизлучению оружия

Изобретение относится к средствам управления самонаводящимся по радиоизлучению оружием (СНО) и их бортовой радиоэлектронной аппаратуре. Устройство определения направления и величины скачков пеленга содержит последовательно соединенные антенну (А), приемно-пеленгационное устройство (ППУ) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516206
Дата охранного документа: 20.05.2014
27.01.2015
№216.013.203f

Способ точной посадки беспилотного летательного аппарата

Изобретение относится к области способов посадки беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и может быть использовано при решении задачи обеспечения точной автоматической посадки БЛА самолетной конструкции на площадку малых размеров. В способе выполняют посадку БЛА в улавливающую сеть, причем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539703
Дата охранного документа: 27.01.2015
27.05.2015
№216.013.4f47

Устройство управления резервированной с выбором среднего арифметического значения выходных параметров системой

Изобретение относится к современным пилотажно-навигационным комплексам летательных аппаратов и их бортовой аппаратуре. Технический результат - повышение эффективности функционирования резервированной системы с выбором среднего арифметического значения выходных параметров резервируемых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551813
Дата охранного документа: 27.05.2015
10.06.2015
№216.013.50b2

Формирователь последовательности прямоугольных импульсов с изменяемой длительностью и интервалом

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в устройствах радиоавтоматики и системах автоматического управления летательными аппаратами. Техническим результатом является формирование последовательности двух прямоугольных импульсов с возможностью изменения в широких...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552179
Дата охранного документа: 10.06.2015
27.07.2015
№216.013.680f

Формующий узел экструдера со сменной гильзой

Изобретение относится к экструзионной технике и предназначено для производства пищевых продуктов методом экструзии. Формующий узел включает канал формующего узла, снабженный устройством для резки продукта и обогревающим устройством. Формующий узел снабжен сменной гильзой, содержащей фильеру с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558192
Дата охранного документа: 27.07.2015
20.09.2015
№216.013.7dc9

Устройство восстановления работоспособности резервированной системы с помощью мажоритарных элементов

Изобретение относится к системам радиоавтоматики и автоматического управления, резервированных с помощью мажоритарных элементов. Технический результат - повышение вероятности безотказной работы. Устройство восстановления работоспособности системы, резервированной с помощью мажоритарных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563798
Дата охранного документа: 20.09.2015
20.11.2015
№216.013.8fa8

Устройство управления резервированной с помощью мажоритарных элементов системой

Изобретение относится к современным пилотажно-навигационным комплексам (ПНК) летательных аппаратов (ЛА) и их бортовой аппаратуре и предназначается в основном для формирования сигналов управления резервированными с помощью мажоритарных элементов системами радиоавтоматики и системами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002568392
Дата охранного документа: 20.11.2015
27.04.2016
№216.015.38fd

Формирователь последовательности разнополярных прямоугольных импульсов с изменяемой длительностью и интервалом

Изобретение относится к импульсной технике. Техническим результатом является обеспечение возможности формирования последовательности двух разнополярных прямоугольных импульсов, изменения их длительности и интервала между ними в пределах от сотен миллисекунд до единиц-десятков-сотен секунд путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582553
Дата охранного документа: 27.04.2016
+ добавить свой РИД