×
14.07.2019
219.017.b430

Результат интеллектуальной деятельности: ДВУХСКОРОСТНОЙ РУЧНОЙ ПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к механическим средствам управления зубчатыми передачами и может применяться в области химического и нефтегазового машиностроения при изготовлении двухскоростных приводов трубопроводной запорной арматуры. Технической задачей изобретения, совпадающей с положительным результатом от его применения, является повышение нагрузочной способности механизма. Задача решена тем, что двухскоростной ручной привод запорной арматуры содержит корпус; маховик, жестко связанный с ведущим валом; установленный на ведущем валу цилиндрический ролик; неподвижное колесо с внешними зубьями; подвижное колесо с внутренними зубьями, посаженное свободно на цилиндрический ролик и соединенное посредством гибких стержней с ведомым звеном. При этом ведомое звено снабжено жестко установленными в нем пальцами, а подвижное колесо с внутренними зубьями выполнено с отверстиями, диаметр которых превышает диаметр расположенных в них пальцев на два межосевых расстояния неподвижного колеса с внешними зубьями и подвижного колеса с внутренними зубьями. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к механическим средствам управления зубчатыми передачами и может применяться в области химического и нефтегазового машиностроения при изготовлении двухскоростных приводов трубопроводной запорной арматуры.

Из уровня техники известен двухскоростной ручной привод запорной трубопроводной арматуры (RU 2343329 C2, МПК F16K 31/53. опубл. 10.01.2009), содержащий корпус, крышку, жестко связанную с маховиком, планетарный механизм и переключатель скорости, выполненный в виде поворотного рычага, взаимодействующего с пазами на водиле и фланце солнечной шестерни планетарного механизма.

Недостатками привода являются его сложность, обусловленная наличием большого числа зубчатых колес и сложного в изготовлении переключателя скорости, а также невозможность автоматического переключения скорости планетарного механизма с жесткими элементами, что требует выполнения специальной операции переключения.

Наиболее близким к заявленному изобретению и выбранным в качестве прототипа признан двухскоростной ручной привод запорной арматуры с автоматическим переключением скоростей (RU 2659681 C1, МПК F16K 31/53, опубл. 03.07.2018). Привод содержит корпус; маховик, жестко связанный с ведущим валом; установленный на ведущем валу цилиндрический ролик; неподвижное колесо с внешними зубьями; подвижное колесо с внутренними зубьями, посаженное свободно на цилиндрический ролик и соединенное посредством гибких стержней с ведомым звеном.

Недостатком конструкции привода является его низкая нагрузочная способность, ограниченная прочностью гибких стержней.

Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение нагрузочной способности механизма.

Для решения поставленной задачи в двухскоростном ручном приводе запорной арматуры, содержащем корпус; маховик, жестко связанный с ведущим валом; установленный на ведущем валу цилиндрический ролик; неподвижное колесо с внешними зубьями; подвижное колесо с внутренними зубьями, посаженное свободно на цилиндрический ролик и соединенное посредством гибких стержней с ведомым звеном, ведомое звено снабжено жестко установленными в нем пальцами, а подвижное колесо с внутренними зубьями выполнено с отверстиями, диаметр которых превышает диаметр расположенных в них пальцев на два межосевых расстояния неподвижного колеса с внешними зубьями и подвижного колеса с внутренними зубьями.

Положительным техническим результатом, обеспечиваемым раскрытой совокупностью признаков привода, является повышение нагрузочной способности механизма, что достигается установкой в ведомом звене пальцев и выполнением подвижного колеса с внутренними зубьями с отверстиями.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид двухскоростного ручного привода запорной арматуры в разрезе при работе в режиме передачи движения от маховика к ведомому звену непосредственно через гибкие стержни; на фиг. 2 - вид по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - общий вид двухскоростного ручного привода запорной арматуры в разрезе при передаче движения посредством зубчатого зацепления и работе механизма в режиме редуктора; на фиг. 4 - вид по Б-Б на фиг. 3.

Конструкция двухскоростного ручного привода запорной арматуры поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид двухскоростного ручного привода запорной арматуры в разрезе при работе в режиме передачи движения от маховика к ведомому звену непосредственно через гибкие стержни; на фиг. 2 - вид по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - общий вид двухскоростного ручного привода запорной арматуры в разрезе при передаче движения посредством зубчатого зацепления и работе механизма в режиме редуктора; на фиг. 4 - вид по Б-Б на фиг. 3.

Двухскоростной ручной привод запорной арматуры содержит корпус 1, неподвижное колесо с внешними зубьями 2, маховик 3, крепежный болт 4, подвижное колесо с внутренними зубьями 5, ступицу подвижного колеса с внутренними зубьями 6, цилиндрический ролик 7, ведущий вал 8, гибкие стержни 9, ведомое звено 10, пальцы 11 и подшипник скольжения 12.

Неподвижное колесо с внешними зубьями 2 выполнено за одно целое с крышкой. Ступица подвижного колеса с внутренними зубьями 6 содержит центральное цилиндрическое отверстие, продольный цилиндрический паз, глубина которого равна межосевому расстоянию неподвижного колеса с внешними зубьями 2 и подвижного колеса с внутренними зубьями 5, и отверстия под гибкие стержни 9 и пальцы 11. Цилиндрический ролик 7 имеет диаметр, в четыре раза превышающий межосевое расстояние неподвижного колеса с внешними зубьями 2 и подвижного колеса с внутренними зубьями 5. Ведущий вал 8 выполнен с продольным цилиндрическим пазом, радиус которого равен радиусам цилиндрического ролика 7 и продольного паза ступицы подвижного колеса с внутренними зубьями 6, а глубина равна радиусу цилиндрического ролика 7. Диаметр посадочной поверхности ведущего вала 8 меньше диаметра центрального цилиндрического отверстия ступицы подвижного колеса с внутренними зубьями 6 на два межосевых расстояния неподвижного колеса с внешними зубьями 2 и подвижного колеса с внутренними зубьями 5. Ведомое звено 10 содержит отверстия для неподвижного расположения в них гибких стержней 9 и пальцев 11. Диаметр отверстий в ступице подвижного колеса с внутренними зубьями 6 для расположения гибких стержней 9 равен диаметру гибких стержней 9, а диаметр отверстий для расположения пальцев 11 больше диаметра пальцев 11 на два межосевых расстояния неподвижного колеса с внешними зубьями 2 и подвижного колеса с внутренними зубьями 5.

Подвижное колесо с внутренними зубьями 5 жестко соединено с его ступицей 6. Неподвижное колесо с внешними зубьями 2 расположено соосно с ведущим валом 8 и ведомым звеном 10. Цилиндрический ролик 7 вставлен в продольный цилиндрический паз ведущего вала 8. Гибкие стержни 9 и пальцы 11 установлены с натягом в отверстиях ведомого звена 10. Ступица подвижного колеса с внутренними зубьями 6 посажена на гибкие стержни 9 и пальцы 11. Ведомое звено 10 установлено посредством подшипника скольжения 12 в корпусе 1.

Сборка двухскоростного ручного привода запорной арматуры осуществляется в следующей последовательности.

В корпус 1 сажается подшипник скольжения 12, в котором располагается ведомое звено 10. Подвижное колесо с внутренними зубьями 5 устанавливается и закрепляется на его ступице 6. В отверстия ведомого звена 10 устанавливаются неподвижно гибкие стержни 9 и пальцы 11. Ступица подвижного колеса с внутренними зубьями 6 сажается отверстиями на гибкие стержни 9 и пальцы 11. Цилиндрический ролик 7 вставляется в продольный цилиндрический паз ведущего вала 8. Ведущий вал 8 вводится в посадочное отверстие ведомого звена 10 так, чтобы ролик 7 вошел в продольный цилиндрический паз ступицы подвижного колеса с внутренними зубьями 6. Неподвижное колесо с внешними зубьями 2 сажается одновременно на ведущий вал 8 и в корпус 1и закрепляется в нем крепежным болтом 4. Затем на ведущий вал 8 сажается и закрепляется на нем маховик 3.

Для предотвращения заклинивания привода в момент переключения его на меньшую скорость и повышения надежности работы механизма головки внешних зубьев неподвижного колеса 2 и внутренних зубьев подвижного колеса 5 могут быть выполнены скругленными.

Для снижения сил трения в зонах сопряжения пальцев 11 с цилиндрическими поверхностями ступицы подвижного колеса с внутренними зубьями 6 и повышения за счет этого коэффициента полезного действия механизма пальцы 11 могут быть выполнены с установленными на них по скользящей посадке пластмассовыми кольцами, внешний диаметр которых меньше диаметра отверстий в ступице подвижного колеса с внутренними зубьями 6 на два межосевых расстояния неподвижного колеса с внешними зубьями 2 и подвижного колеса с внутренними зубьями 5.

Двухскоростной ручной привод запорной арматуры работает следующим образом.

При большой нагрузке на рабочем органе запорной арматуры (на фигурах условно не показан) для его страгивания в момент открытия задвижки вращение от маховика 3 передается ведущему валу 8 и установленному в нем цилиндрическому ролику 7, который давит на кромку продольного цилиндрического паза ступицы подвижного колеса с внутренними зубьями 6 и смещает подвижное колесо с внутренними зубьями 5 в радиальном направлении. При этом цилиндрический ролик 7 выходит из продольного цилиндрического паза ступицы подвижного колеса с внутренними зубьями 6, гибкие стержни 9 деформируются, подвижное колесо с внутренними зубьями 5 входит в зацепление с неподвижным колесом с внешними зубьями 2, а пальцы 11 входят в контакт с цилиндрическими поверхностями ступицы подвижного колеса с внутренними зубьями 6, и при дальнейшем вращении маховика 3 и жестко связанного с ним ведущего вала 8 движение передается через подвижное колесо с внутренними зубьями 5, его ступицу 6 и пальцы 11 ведомому звену 10 и связанному с ним исполнительному механизму запорного органа (не показан) с увеличением крутящего момента. Привод в этом случае работает в режиме редуктора с передаточным отношением:

где Z2 - число внешних зубьев неподвижного колеса 2, Z5 - число внутренних зубьев подвижного колеса 5.

После страгивания рабочего органа крутящий момент снижается, вращение маховика 3 и связанного с ним ведущего вала 8 до положения, когда цилиндрический ролик 7 встанет напротив продольного цилиндрического паза ступицы подвижного колеса с внутренними зубьями 6, приводит к тому, что гибкие стержни 9 выправляются, ступица подвижного колеса с внутренними зубьями 6 садится продольным цилиндрическим пазом на цилиндрический ролик 7, выводя подвижное колесо с внутренними зубьями 5 из зацепления с неподвижным колесом с внешними зубьями 2, и движение от маховика 3 и ведущего вала 8 передается непосредственно ведомому звену 10 и исполнительному механизму с передаточным отношением i=l, что увеличивает скорость перемещения запорного органа.

При закрытии задвижки вращательное движение от маховика 3 передается непосредственно ведомому звену 10 и исполнительному механизму с передаточным отношением, равным единице, до соприкосновения запорного органа с корпусными деталями арматуры (не показаны). При дальнейшем вращении маховика 3 момент на ведущем валу 8 возрастает до тех пор пока ролик 7 не выйдет из продольного цилиндрического паза ступицы подвижного колеса с внутренними зубьями 6, приводя к деформации гибкие стержни 9 и вхождению подвижного колеса с внутренними зубьями 5 в зацепление с неподвижным колесом с внешними зубьями 2. Передача вращательного движения после этого происходит с увеличением крутящего момента, обеспечивая полное закрытие запорного органа.

Таким образом, выполнение привода с жестко установленными в ведомом звене 10 пальцами 11 и с отверстиями в ступице подвижного колеса с внутренними зубьями 6 позволяет при большой нагрузке передавать движение от ведущего вала 8 к ведомому звену 10 через пальцы 11, обладающие большей прочностью, чем гибкие стержни 9, в результате чего возрастает нагрузочная способность привода запорной арматуры.

Выполнение головок зубьев неподвижного колеса с внешними зубьями 2 и подвижного колеса с внутренними зубьями 5 скругленными предотвращает заклинивание привода и повышает надежность его работы, а выполнение пальцев 11 с установленными на них по скользящей посадке пластмассовыми кольцами позволяет снизить силы трения в зонах сопряжения пальцев 11 с цилиндрическими поверхностями ступицы подвижного колеса с внутренними зубьями 6 и повысить за счет этого коэффициент полезного действия привода.


ДВУХСКОРОСТНОЙ РУЧНОЙ ПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ
ДВУХСКОРОСТНОЙ РУЧНОЙ ПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ
ДВУХСКОРОСТНОЙ РУЧНОЙ ПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ
ДВУХСКОРОСТНОЙ РУЧНОЙ ПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ
ДВУХСКОРОСТНОЙ РУЧНОЙ ПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 59.
20.08.2016
№216.015.4dbc

Способ упрочнения цилиндрических винтовых пружин сжатия

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве пружин из стали. Способ включает операции навивки, закалки, отпуска, дробеструйной обработки и заневоливания пружины, после чего производят наклеп внутренней поверхности пружин с использованием устройства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595175
Дата охранного документа: 20.08.2016
10.08.2016
№216.015.54fd

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым механическим передачам. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), сателлиты с внешними зубьями (2), неподвижное центральное колесо с внутренними зубьями (3), шарнирные ролики со сферическими поверхностями (4), пальцы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593223
Дата охранного документа: 10.08.2016
10.08.2016
№216.015.5635

Бесконтактная шаровая колесная опора

Изобретение относится к устройствам для перемещения объектов (грузов) преимущественно по горизонтальной поверхности и может быть использовано в качестве подвижной опоры напольного высокоманевренного транспортного средства. Бесконтактная шаровая колесная опора содержит держатель (1), опорный шар...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593222
Дата охранного документа: 10.08.2016
12.01.2017
№217.015.5bbe

Способ определения среднего диаметра зерна металлических изделий и устройство для его осуществления

Использование: для определения среднего диаметра зерна металлических изделий посредством ультразвукового излучения. Сущность изобретения заключается в том, что определение среднего диаметра зерна D металла выполняют с использованием градуировочного графика отношения U′ величины структурного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002589751
Дата охранного документа: 10.07.2016
12.01.2017
№217.015.5c67

Способ изготовления нежесткой детали

Изобретение относится к способам механической обработки деталей, преимущественно малой жесткости и имеющих сложную пространственную форму. Способ заключается в том, что заготовку детали предварительно сканируют, получая ее трехмерную триангуляционную модель, на основании которой рассчитывают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002589957
Дата охранного документа: 10.07.2016
13.01.2017
№217.015.66a2

Способ регулирования осевого зазора в подшипниках качения

Изобретение относится к безрезьбовым средствам предотвращения осевых перемещений, в частности, в подшипниках качения. Способ регулирования осевого зазора включает расчет величины компенсации погрешностей, определение числа ступеней компенсатора, состоящего из основного кольца, содержащего не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592020
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.6a9b

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым планетарным передачам. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), сателлиты (2), (3), неподвижное центральное колесо (4) и механизм снятия момента с сателлитов, состоящий из ступицы (5), выполненной за одно целое с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593167
Дата охранного документа: 27.07.2016
13.01.2017
№217.015.6ccc

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, в частности к высокоскоростным механическим приводам. Планетарная передача содержит эксцентриковый вал, два сателлита с внешними зубьями, входящие во внутреннее зацепление с неподвижным центральным колесом, диск, жестко соединенный с ведомым валом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597329
Дата охранного документа: 10.09.2016
25.08.2017
№217.015.9d5d

Планетарная передача

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тяжелонагруженных механических приводах. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), два узких сателлита (2) и один широкий сателлит (3) с отверстиями и бочкообразными зубьями, установленные на сферические...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610785
Дата охранного документа: 15.02.2017
25.08.2017
№217.015.a321

Способ повышения кучности автоматической стрельбы короткими очередями

Изобретение относится к индивидуальному автоматическому стрелковому оружию и патронам к нему, а также к специальным способам перезаряжания магазинов, и может быть использовано для повышения кучности стрельбы короткими очередями за счет изменения траектории полета очередной пули в очереди....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607152
Дата охранного документа: 10.01.2017
Показаны записи 1-10 из 39.
27.06.2014
№216.012.d6a6

Зубчатая планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства. Зубчатая планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), сателлит (2) с отверстиями, неподвижное центральное колесо (3), щеку (4), жестко связанную с тихоходным валом (5), пальцы (6),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520728
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.06.2014
№216.012.d745

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, в частности к высокоскоростным малонагруженным приводам. Передача содержит ведущее эксцентриковое водило (1), два сателлита (2) с внешними зубьями, неподвижное центральное колесо (3) с внутренними зубьями, ведомый вал (4) и механизм снятия движения с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520887
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.07.2014
№216.012.dc57

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к зубчатым планетарным передачам. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), сателлиты (2, 3), неподвижное центральное колесо (4) и механизм снятия момента с сателлитов, состоящий из ступицы, выполненной за одно целое с ведомым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522185
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.10.2014
№216.013.0026

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к механическим передачам. Планетарная передача содержит ведущее эксцентриковое водило (1), два сателлита с внешними зубьями и отверстиями на ободах (2), неподвижное центральное колесо с внутренними зубьями (3), ведомый вал (4), жестко...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531430
Дата охранного документа: 20.10.2014
10.05.2015
№216.013.4a93

Планетарная передача

Изобретение относится к планетарным передачам, в частности к высокоточным зубчатым передачам. Планетарная передача содержит эксцентриковый вал (1), два конических сателлита с внешними зубьями (2), неподвижное центральное колесо, выполненное в виде двух конических центральных колес с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550598
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.11.2015
№216.013.8e0e

Зубчатая планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных механических передачах. Зубчатая планетарная передача содержит солнечную шестерню, сателлиты, каждый из которых состоит из двух колес, установленных на подшипники, оси сателлитов, неподвижное центральное колесо...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567973
Дата охранного документа: 10.11.2015
20.04.2016
№216.015.3734

Многорядная планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах с ограниченным радиальным размером. Многорядная планетарная передача содержит солнечную шестерню, водило с сателлитами, установленными в нем рядами, оси, вкладыши, центральное колесо, корпус и механизм ограничения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581222
Дата охранного документа: 20.04.2016
10.08.2016
№216.015.5339

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, в частности к высокоскоростным зубчатым передачам с ограниченным радиальным размером. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), выполненное с четырьмя эксцентриситетами, равными межосевому расстоянию планетарной передачи и попарно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594310
Дата охранного документа: 10.08.2016
10.08.2016
№216.015.54fd

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым механическим передачам. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило (1), сателлиты с внешними зубьями (2), неподвижное центральное колесо с внутренними зубьями (3), шарнирные ролики со сферическими поверхностями (4), пальцы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593223
Дата охранного документа: 10.08.2016
12.01.2017
№217.015.5b82

Планетарная передача

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым планетарным передачам. Планетарная передача содержит эксцентриковое водило, три сателлита с внешними зубьями и отверстиями, расположенные симметрично относительно плоскости поперечного сечения передачи, центральное колесо с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002589765
Дата охранного документа: 10.07.2016
+ добавить свой РИД