×
10.07.2019
219.017.ad9e

РОТОР ТУРБОМАШИНЫ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано при проектировании и изготовлении составных валов барабанной конструкции для паровых турбин. Ротор турбомашины содержит барабанный вал и хвостовики, расположенные по одной оси. Каждый хвостовик прикреплен к валу посредством шпилек, внутренние концы которых ввинчены в торцевые гнезда вала, средние участки шпилек установлены в цилиндрических отверстиях фланца хвостовика, а на наружные концы шпилек навинчены гайки, взаимодействующие с опорными поверхностями фланца. Торец вала имеет осевой установочный выступ, сочлененный с установочной впадиной, выполненной на фланце хвостовика. В торцах наружных концов шпилек выполнены конические резьбовые гнезда. Средний участок каждой шпильки выполнен коническим с меньшим диаметром конуса со стороны гайки и установлен в компенсирующей втулке. Компенсирующая втулка выполнена с внутренней конической поверхностью, сопряженной с конической поверхностью среднего участка шпильки, и наружной цилиндрической поверхностью, сопряженной с цилиндрическими поверхностями торцевого гнезда вала и отверстия фланца. Изобретение позволяет предотвратить излом осей сопрягаемых частей ротора при его работе, а также обеспечить равномерность распределения нагрузки по шпилькам и одновременность включения в работу «на срез» практически всех шпилек при передаче крутящего момента от вала к хвостовику и наоборот. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано при проектировании и изготовлении составных валов барабанной конструкции для паровых турбин.

Известен ротор турбомашины, содержащий валы, расположенные по одной оси и скрепленные между собой посредством шпилек, средние участки которых установлены в цилиндрических отверстиях фланцев валов, а на наружные концы шпилек навинчены гайки, взаимодействующие с соответствующими опорными поверхностями фланцев, причем средние участки шпилек выполнены коническими и установлены в компенсирующих втулках, каждая из которых выполнена с внутренней конической поверхностью, сопряженной с конической поверхностью среднего участка шпильки, и наружной цилиндрической поверхностью, сопряженной с поверхностями отверстий фланцев (SU 1833485 A3, М. кл. F16В 5/02. 07.08.1993).

Известное техническое решение используется для крепления между собой цельнокованых валов, которые имеют повышенную металлоемкость и низкую безопасную скорость прогрева в пусковых режимах турбомашины.

К настоящему изобретению наиболее близким техническим решением из известных технических решений (прототипом) является ротор турбомашины, содержащий барабанный вал и хвостовики, расположенные по одной оси, причем каждый хвостовик прикреплен к валу посредством шпилек, внутренние концы которых ввинчены в торцевые гнезда вала, средние участки шпилек установлены в цилиндрических отверстиях фланца хвостовика, а на наружные концы шпилек навинчены гайки, взаимодействующие с опорными поверхностями фланца (RU 2324056 С2, М. кл. F01D 5/06/ 10/05/2008).

Большой диаметр барабанного вала обеспечивает повышенную жесткость ротора против поперечных колебаний, а умеренная толщина барабана способствует повышенной безопасной скорости прогрева вала и, соответственно, повышению маневренных характеристик агрегата. Барабанные валы имеют меньшую массу по сравнению с цельноковаными или сварными валами.

Однако прототип имеет недостаток, так как в нем между валом и хвостовиком допускаются радиальные зазоры, которые не позволяют обеспечить уровень затяжки шпилек, достаточный для безаварийной их работы в условиях переменной пульсирующей нагрузки, неизбежной при вращении ротора.

Таким образом, недостатком прототипа является пониженная эксплуатационная надежность ротора турбомашины.

Технической задачей изобретения является повышение эксплуатационной надежности ротора турбомашины.

Техническая задача решается в роторе турбомашины, содержащем барабанный вал и хвостовики, расположенные по одной оси, причем каждый хвостовик прикреплен к валу посредством шпилек, внутренние концы которых ввинчены в торцевые гнезда вала, средние участки шпилек установлены в цилиндрических отверстиях фланца хвостовика, а на наружные концы шпилек навинчены гайки, взаимодействующие с опорными поверхностями фланца, при этом торец вала имеет осевой установочный выступ, сочлененный с установочной впадиной, выполненной на фланце хвостовика, в торцах наружных концов шпилек выполнены конические резьбовые гнезда, а средний участок каждой шпильки выполнен коническим с меньшим диаметром конуса со стороны гайки и установлен в компенсирующей втулке, которая выполнена с внутренней конической поверхностью, сопряженной с коническим средним участком шпильки, и наружной цилиндрической поверхностью, сопряженной с цилиндрическими поверхностями торцевого гнезда вала и отверстия фланца.

Кроме того, компенсирующие втулки выполнены с наружными буртами, установленными между гайками и опорными поверхностями фланца.

Наличие в торце вала осевого установочного выступа, сочлененного по тугой посадке с установочной впадиной, выполненной на фланце по оси хвостовика, надежно центрует хвостовик к валу, что исключает смещение их осей.

Однако этого недостаточно для надежной эксплуатации ротора турбомашины, так как даже значительный натяг в соединении „выступ-впадина" не может гарантированно предотвратить излом осей вала и хвостовика из-за ограниченной высоты выступа. Отсутствие излома осей целиком зависит от перпендикулярности торцевых плоскостей соединяемых деталей к их осям и от качества затяжки шпилек и гаек. Поэтому в торцах наружных концов шпилек выполнены конические резьбовые гнезда. Это позволяет после предварительной закрутки шпилек и гаек производить их окончательную закрутку с использованием гидродомкрата. После окончательного завинчивания гаек шпильки стягивают вал и хвостовик с усилием, гарантирующим длительную безаварийную работу вала при наличии пульсирующей нагрузки, вызванной изгибающим моментом от массы ротора.

Для надежной и долговечной работы составного ротора турбомашины недостаточно исключить смещение или излом осей вала и хвостовика, необходимо также обеспечить равномерность распределения нагрузки по шпилькам и одновременность включения их в работу „на срез" при передаче крутящего момента от вала к хвостовику и наоборот. Для этого средний участок каждой шпильки выполнен коническим с меньшим диаметром конуса со стороны гайки и установлен в компенсирующей втулке, которая выполнена с внутренней конической поверхностью, сопряженной с конической поверхностью среднего участка шпильки, и наружной цилиндрической поверхностью, сопряженной с цилиндрическими поверхностями торцевого гнезда вала и отверстия фланца.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид ротора турбомашины; на фиг.2 - выносной элемент А на фиг.1; на фиг.3 - выносной элемент Б на фиг.2; на фиг.4 представлена компенсирующая втулка в изометрии.

Ротор турбомашины содержит барабанный вал 1 и хвостовики 2, расположенные по одной оси 3. Каждый хвостовик 2 прикреплен к валу 1 посредством шпилек, внутренние концы 4 которых ввинчены в торцевые гнезда 5 вала 1, средние участки 6 шпилек установлены в цилиндрических отверстиях 7 фланца 8 хвостовика 2, а на наружные концы 9 шпилек навинчены гайки 10, взаимодействующие с опорными поверхностями 11 фланца 8.

Торец вала 1 имеет осевой установочный выступ 12, сочлененный с установочной впадиной 13, выполненной на фланце 8 хвостовика 2. В торцах наружных концов 9 шпилек выполнены конические резьбовые гнезда 14 под наконечник гидродомкрата (не показан).

Средний участок 6 каждой шпильки выполнен коническим с меньшим диаметром конуса со стороны гайки 10 и установлен в компенсирующей втулке 15. Втулка 15 выполнена с внутренней конической поверхностью 16, сопряженной с конической поверхностью 17 среднего участка 6 шпильки, и наружной цилиндрической поверхностью 18, сопряженной с цилиндрическими поверхностями 19 и 20 торцевого гнезда 5 вала 1 и отверстия 7 фланца 8, соответственно.

Втулки 15 выполнены с прорезями 21 и имеют наружные бурты 22, установленные между гайками 10 и опорными поверхностями 11 фланца 8. Бурты выполнены с резьбовыми отверстиями 23 под отжимные болты (не показаны), которыми можно будет воспользоваться при демонтаже втулок 15. В каждой шпильке имеется канал 24 для периодического контроля ее удлинения и, соответственно, степени ее затяжки.

При сборке ротора выступ 12 в торце вала 1, сочлененный по тугой посадке с установочной впадиной 13 на фланце 8, надежно центрует хвостовик 2 к валу 1.

Далее проводят беззазорную установку шпилек. Для этого до сборки ротора каждую пару из шпильки и втулки 15 подвергают взаимной подгонке по коническим поверхностям 16 и 17. Для достижения одинаковости диаметров и абсолютной соосности совместно обрабатывают цилиндрические поверхности 19 и 20 гнезд 5 и отверстий 7 фланца 8, соответственно. По фактическим диаметрам этих отверстий выполняются наружные цилиндрические поверхности 18 компенсирующих втулок 15.

При сборке ротора сначала шпильки завинчивают до упора в гнезда 5 вала 1. Затем на шпильки надвигают втулки 15 так, чтобы по поверхностям 16 и 17 образовался небольшой натяг. Прорези 21 облегчают перемещение втулок 15. Далее закручивают гайки 10, которые прижимают бурты 22 втулок 15 к опорным поверхностям 11 фланца 8 и фиксируют положения втулок 15 на шпильках.

Далее в гнездо 14 наружного конца 9 каждой шпильки ввинчивают наконечник гидродомкрата, при помощи которого шпильку растягивают на заданную величину, а затем при растянутой шпильке гайку 10 затягивают до упора умеренным крутящим моментом, после чего снимают нагрузку гидродомкрата. Периодический контроль удлинения шпильки и, соответственно, степени ее затяжки контролируются прибором через канал 24.

После окончательного завинчивания гаек 10 шпильки стягивают вал 1 и хвостовик 2 с усилием, предотвращающим излом осей сопрягаемых частей ротора при его работе. При этом исключается смещение осей вала 1 и хвостовика 2, так как при вращении ротора натяг в установочной паре «выступ 12-впадина 13» увеличивается потому, что более тяжелый вал 1, нагруженный собственной центробежной силой и центробежной силой рабочих лопаток, частично сдерживается от радиальной деформации впадиной 13 хвостовика 2. Температурным расширениям также в большей мере подвержен вал 1. При этом беззазорная установка шпилек обеспечивает равномерность распределения нагрузки по шпилькам и одновременность включения в работу „на срез" практически всех шпилек при передаче крутящего момента от вала 1 к хвостовику 2 и наоборот.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 18.
10.08.2013
№216.012.5dd5

Теплообменник

Изобретение относится к атомной энергетике и может быть использовано при проектировании воздушных теплообменников систем пассивного отвода тепла, а также при конструировании трубных систем сепараторов-пароперегревателей и подогревателей турбоустановок атомных электростанций. Теплообменник...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489642
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.08.2013
№216.012.5dd7

Пароводяной подогреватель

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано на атомных и тепловых электростанциях. Пучки трубчатых ширм установлены в корпусе с образованием, по меньшей мере, одной приемной камеры. Каждая приемная камера расположена между соответствующими смежными пучками трубчатых ширм...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489644
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.08.2013
№216.012.5dd8

Пароводяной подогреватель

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано на атомных и тепловых электростанциях для подогрева питательной воды, основного конденсата и воды теплосети. Пароводяной подогреватель содержит вертикальный корпус, по меньшей мере, с одним опускным каналом для конденсируемого пара. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489645
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.08.2013
№216.012.5dd9

Пароводяной подогреватель

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в системах регенерации турбоустановок атомных и тепловых электростанций для подогрева питательной воды, основного конденсата и воды теплосети. Пароводяной подогреватель содержит вертикальный корпус, внутри которого установлены трубные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489646
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.08.2013
№216.012.5de8

Двухступенчатый конденсатор

Изобретение относится к атомной энергетике и может быть использовано при проектировании воздушных теплообменников, а также при конструировании трубных систем сепараторов-пароперегревателей и подогревателей турбоустановок атомных электростанций. Двухступенчатый конденсатор содержит вертикальный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489661
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.07.2014
№216.012.da6b

Сепаратор влаги

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано при проектировании сепараторов-пароперегревателей турбоустановок атомных электростанций. Сущность изобретения: сепаратор влаги содержит вертикальный корпус, в боковой стенке которого установлен патрубок подвода влажного пара, а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521693
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.07.2014
№216.012.da71

Сепаратор-пароперегреватель

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано при проектировании сепараторов-пароперегревателей турбоустановок атомных электростанций. Сущность изобретения: сепаратор-пароперегреватель содержит вертикальный корпус, в нижней части которого размещены сепарационные блоки, а в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521699
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.07.2014
№216.012.dc21

Сепаратор влаги

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано при проектировании сепараторов-пароперегревателей турбоустановок атомных электростанций. Сущность изобретения: в боковой стенке вертикального корпуса установлен патрубок подвода влажного пара. Сепарационные блоки расположены кольцевым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522131
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.07.2014
№216.012.dcaf

Сепаратор-пароперегреватель

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано при проектировании сепараторов-пароперегревателей турбоустановок атомных электростанций. Сущность изобретения: сепаратор-пароперегреватель содержит вертикальный корпус с нижним сепаратором влаги. Сепаратор влаги выполнен в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522273
Дата охранного документа: 10.07.2014
27.11.2014
№216.013.0b20

Сепаратор-пароперегреватель

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано при проектировании сепараторов-пароперегревателей турбоустановок атомных электростанций. Технический результат, который достигается в данном изобретении, выражается в повышении равномерности распределения осушенного пара на выходе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534256
Дата охранного документа: 27.11.2014
Показаны записи 1-10 из 42.
10.03.2013
№216.012.2e1c

Сталь

Изобретение относится к области металлургии, а именно к стали, используемой для изготовления массивных изделий, в частности валов роторов турбогенераторов. Сталь содержит компоненты при следующем соотношении, мас.%: углерод 0,20-0,23, кремний 0,01-0,07, марганец 0,3-0,4, хром 1,45-1,60, никель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477335
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.04.2013
№216.012.3710

Способ электрошлакового переплава

Изобретение относится к электрометаллургии и может быть использовано при выплавке слитков электрошлаковым переплавом расходуемых электродов. Способ включает переплав расходуемого электрода на переменном токе с наложением на шлаковую и металлическую ванны переменного электромагнитного поля. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479649
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.06.2013
№216.012.4751

Способ изготовления элемента прирабатываемого уплотнения турбины

Изобретение относится к машиностроению, а именно к изготовлению уплотнений зазоров проточной части турбомашин, длительно работающих в условиях повышенных температур и высокочастотных вибраций. Из порошка прирабатываемого материала формируют гранулы, поверхность которых оплавляют с образованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483837
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4b8e

Элемент прирабатываемого уплотнения турбины

Изобретение относится к машиностроению, в частности к уплотнениям зазоров проточной части турбомашин, длительно работающих в условиях повышенных температур и высокочастотных вибраций. Элемент прирабатываемого уплотнения турбины выполнен из адгезионно соединенных между собой путем спекания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484924
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.07.2013
№216.012.544b

Способ электрошлакового переплава

Изобретение относится к электрометаллургии и может быть использовано при выплавке слитков электрошлаковым переплавом расходуемых электродов. В способе используют по меньшей мере две затравки, которые выполняют в виде цилиндра или параллелепипеда, изолируют от корпуса кристаллизатора и размещают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487182
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.11.2013
№216.012.7e1e

Способ электрошлакового переплава и устройство для его осуществления

Изобретение относится к электрометаллургии и может быть использовано при электрошлаковом переплаве расходуемого электрода для выплавления слитка. Датчики уровня шлаковой ванны размещают в стенке кристаллизатора, а переплав осуществляют с использованием дополнительного источника питания и двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497959
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.11.2013
№216.012.81b3

Составной сегмент прирабатываемого уплотнения турбины

Изобретение относится к машиностроению, в частности к уплотнениям зазоров проточной части турбомашин, длительно работающих в условиях повышенных температур и высокочастотных вибраций. Составной сегмент прирабатываемого уплотнения турбины содержит уплотняющий блок, выполненный в виде призмы из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498879
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.82bb

Надбандажное прирабатываемое уплотнение для паровой турбины

Надбандажное прирабатываемое уплотнение для паровой турбины содержит уплотнительные кольцевые гребешки ротора турбины, сегменты уплотнения и кольцевые пазы статора турбины. Сегменты уплотнения включают в себя уплотняющие блоки, прикрепленные к корпусам уплотняющих блоков, имеющим в поперечном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499143
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.11.2013
№216.012.8570

Способ производства стали

Изобретение относится к области металлургии и может найти применение при выплавке и внепечной обработке конструкционных сталей различных марок. Способ включает выплавку в дуговой печи полупродукта, выпуск расплава в ковш, присадку твердо-шлаковой смеси и легирующих, обработку расплава основным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499838
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.01.2014
№216.012.9762

Способ производства полого слитка из стали

Изобретение относится к области металлургии. Способ производства полого слитка включает выплавку стали, ее внепечную обработку и разливку сверху в форму с центровым стержнем. Коррекцию содержания основных ликвирующих элементов - углерода, серы, фосфора, кислорода и водорода - проводят в дуговой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504453
Дата охранного документа: 20.01.2014
+ добавить свой РИД