×
10.07.2019
219.017.ad9c

ПРИЦЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к авиации и предназначено для автоматического решения задачи прицеливания по наземным и воздушным, программным и оперативным целям. В состав прицельной системы входят блок средств обнаружения и сопровождения целей, баллистический вычислитель, база данных целей, блок формирования прицельных параметров и блок формирования заданных параметров движения ЛА. Блок средств обнаружения и сопровождения обнаруживает оперативную цель, осуществляет ее сопровождение и определяет текущие значения относительных координат цели. Для программной цели текущие значения относительных координат рассчитываются в базе данных целей по запрограммированным параметрам цели и поступающим от внешней бортовой информационной системы текущим значениям параметров движения ЛА. Определенные таким образом текущие значения относительных координат целей поступают в блок формирования прицельных параметров, в который также поступают рассчитанные в баллистическом вычислителе значения угловых поправок. Рассчитанные прицельные параметры поступают в блок формирования заданных параметров движения ЛА, в который также поступают измеренные внешней бортовой информационной системой значения текущих параметров движения ЛА. Блок формирования заданных параметров движения ЛА по этой информации рассчитывает требуемые значения параметров движения ЛА, которые затем поступают в комплексную систему управления ЛА. Тем самым осуществляется автоматическое приведение ЛА в положение, требуемое для точного поражения цели. Изобретение обеспечивает простое и эффективное автоматическое определение параметров движения ЛА при прицеливании. При этом задача прицеливания решается полностью автоматически и качество ее решения не зависит от человеческого фактора. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к измерительным комплексам и системам летательных аппаратов (ЛА) - самолетов и вертолетов.

В наиболее близком аналоге, приведенном в книге [1] на стр.352, представлена прицельная система (ПС) летательного аппарата. ПС включает в себя бортовые средства обнаружения, бортовые средства сопровождения, вычислитель и блок индикации. Летчик по индикатору либо по наблюдаемой визуально цели пилотирует ЛА так, чтобы вывести его в исходное положение для атаки, при этом бортовые средства сопровождения захватывают цель. После этого начинается процесс прицеливания, заключающийся в том, что на основе информации о движении цели и ЛА вычислитель определяет суммарную поправку, которая выдается на экран блока индикации в виде отклоненной от направления на цель прицельной марки (ПМ). Летчик пилотирует ЛА так, чтобы совместить ПМ с отметкой цели (ОЦ). При совмещении ПМ и ОЦ задача прицеливания решена и можно осуществлять стрельбу.

Наиболее близкий аналог имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что успех и качество решения задачи прицеливания в значительной мере определяются качеством пилотирования, что при большой динамике ПМ и ОЦ на экране блока индикации в условиях скоротечного боя может приводить к большим погрешностям в прицеливании и соответственно снижениям эффективности и даже срывам выполнения полетного задания.

Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей ПС ЛА за счет автоматизации процесса прицеливания и, как следствие этого, повышение боеготовности и эффективности использования объектов, снабженных такой системой.

Достигается указанный результат тем, что прицельная система, содержащая блок средств обнаружения и сопровождения (БОС) и баллистический вычислитель (БВ), дополнительно снабжена базой данных целей (БДЦ), блоком формирования прицельных параметров (БФПП) и блоком формирования заданных параметров (БФЗП) движения ЛА. При этом четыре входа БФЗП соединены с выходами БОС, БВ, БДЦ и бортовой информационной системы (БИС), входы блока БФПП соединены с выходами БФПП и БИС, а выход блока БФЗП, являющийся выходом прицельной системы ЛА, соединен с входом комплексной системы управления (КСУ) ЛА, основу которой составляет система автоматического управления ЛА.

На чертеже представлена блок-схема прицельной системы ПС ЛА, содержащей:

1 - блок средств обнаружения и сопровождения БОС;

2 - баллистический вычислитель БВ;

3 - блок формирования прицельных параметров БФПП;

4 - база данных целей БДЦ;

5 - блок формирования заданных параметров БФЗП.

На чертеже показаны также блоки, не входящие в состав ПС ЛА:

6 - внешняя бортовая информационная система БИС;

7 - комплексная система управления КСУ ЛА.

Информационная взаимосвязь блоков ПС ЛА осуществляется по линиям информационного обмена (на чертеже обозначены тонкой сплошной линией).

Выход блока БОС 1 подключен к первому входу блока БФПП 3, выход блока БВ 2 подключен к второму входу блока БФПП 3, выход блока БДЦ 4 подключен к четвертому входу блока БФПП 3, выход блока БФПП 3 подключен к первому входу блока БФЗП 5. Выходы блока БИС 6 подключены к входу блока БДЦ 4, второму входу блока БФЗП 5 и третьему входу блока БФПП 3. Выход блока БФЗП 5, являющийся выходом ПС ЛА, подключен к входу КСУ 7.

Блок БОС 1 представляет собой известные, описанные в литературе, например [1], стр.358-375, средства: оптико-локационная станция (ОЛС), тепловизионная станция с автоматическим сопровождением цели (ТВС), радиолокационная станция (РЛС), радио- или оптический дальномер. Блок БОС 1 осуществляет обнаружение в пространстве цели, ее захват цели и автоматическое сопровождение, при этом определяются параметры относительных координат цели относительно ЛА (например, в виде дальности D до цели и углов φy и φz поворота линии визирования относительно нормальной и боковой осей ЛА соответственно), которые подаются на вход БФПП 3.

Блок БДЦ 4 выполнен в виде, например, оперативного или постоянного

запоминающего устройства ([2], стр.30). Блоки БВ 2, БФПП 3, БФЗП 5 выполнены, например, в виде однопроцессорных вычислителей ([2], стр.31).

Блок БИС 6 представляет собой известную информационную систему, например инерциальную навигационную систему, описанную в литературе, например [3]. Блок БИС 6 осуществляет определение параметров движения ЛА: координат, скорости, углов ориентации.

КСУ 7 представляет собой известную систему управления ЛА, описанную в литературе, например [4].

Информационные линии связи представляют собой известные (описанные, например, в книге [2], стр.21-24, 394-406) линии связи и информационного обмена, например, по последовательному коду, по параллельному коду, мультиплексные и др.

ПС ЛА работает следующим образом. При прицеливании по оперативно обнаруженной цели блок БОС 1 после обнаружения цели осуществляет точное определение относительных координат цели относительно ЛА и автоматическое слежение за целью, при этом относительные координаты непрерывно уточняются. Эти относительные координаты, например, в виде дальности D до цели и углов φy и φz поворота линии визирования цели поступают на первый вход блока БФЗП 3. На другой вход блока БФЗП 3 из блока БВ 2 поступают баллистические поправки этих координат, например, в виде угловых поправок Δφy и Δφz, рассчитанных в зависимости от вида применяемого оружия, параметров движения ЛА и цели по известным алгоритмам, описанным в литературе, например [1], стр.204-241. На третий вход блока БФЗП 3 поступают параметры движения ЛА, например координаты : долгота λ, широта φ, высота Н, скорость υ, углы ориентации - курс ψ, тангаж ϑ, крен γ, определяемые в блоке БИС 6 по известным алгоритмам, описанным в литературе, например [3].

В блоке БФПП 3 рассчитываются углы и , поправленные на величины Δφy и Δφz значения углов визирования φy и φz:

Эти величины с выхода блока БФПП 3 поступают на первый вход блока БФЗП 5. В блоке БФЗП 5 осуществляется расчет заданных параметров движения ЛА, например углов ориентации: курса ψзад, тангажа ϑзал и крена γзад. Для этого может быть использован, например, следующий алгоритм:

где М11, М12, M13, М23, М33 - элементы матрицы М направляющих косинусов от географического координатного трехгранника OENH к требуемому положению связанного с ЛА трехгранника Oxyz, которые, в свою очередь, отыщутся как:

Рассчитанные значения углов ψзад, ϑзад и γзад отрабатываются КСУ, при этом непрерывность слежения визирной линией блока БОС 1 за целью и работы блока БИС 6 гарантируют непрерывность слежения ЛА за требуемым направлением поправленной линии визирования, что, в свою очередь, гарантирует непрерывность прицеливания. Отработка углов ψзад, ϑзад и γзад означает решение задачи собственно прицеливания и позволяет открывать стрельбу по цели.

При прицеливании по программно заданной цели (как правило, наземной) блок БДЦ 4 на основе записанных значений координат цели и поступающих на вход блока БДЦ 4 с выхода блока БИС 6 координат ЛА осуществляет точный расчет относительных координат цели относительно ЛА, например, в виде дальности D до цели и углов φy и φz поворота линии визирования цели. Этот расчет ведется непрерывно, постоянно уточняя относительные координаты цели. Относительные координаты, например, в виде дальности D до цели и углов φy и φz поворота линии визирования цели поступают на четвертый вход блока БФПП 3. На второй вход блока БФПП 3 из блока БВ 2 поступают баллистические поправки этих координат, например, в виде угловых поправок Δφy и Δφz, рассчитанных в зависимости от вида применяемого оружия, параметров движения ЛА и цели по известным алгоритмам, описанным в литературе, например [1], стр.204-241. На третий вход блока БФПП 3 поступают параметры движения ЛА, например координаты : долгота λ, широта φ, высота Н, скорость υ, углы ориентации - курс ψ, тангаж ϑ, крен γ, определяемые в блоке БИС 6 по известным алгоритмам, описанным в литературе, например [3]. В блоке БФПП 3 рассчитываются углы и , поправленные на величины Δφy и Δφz значения углов визирования φy и φz:

В блоке БФЗП 5 осуществляется расчет заданных параметров движения ЛА, например углов ориентации: курса ψзад, тангажа ϑзад и крена γзад. Для этого может быть использован, например, вышеприведенный алгоритм.

Введение в состав ПС ЛА блоков БДЦ 4, БФПП 3, БФЗП 5 обеспечивает простое и эффективное автоматическое определение требуемых параметров движения ЛА при прицеливании. При этом устраняются отмеченные выше недостатки наиболее близкого аналога, так как задача прицеливания решается полностью автоматически и качество ее решения не зависит от человеческого фактора. Происходит разгрузка экипажа (особенно одноместных ЛА) на ответственнейшем этапе полетного задания, что позволяет экипажу, не снижая качества прицеливания, сосредоточиться на решении других задач, в частности обороны от атакующего противника. Это существенно повышает безопасность экипажа, боеготовность летательного аппарата и эффективность выполнения полетных заданий.

На примерах технической реализации показано достижение технического результата в части расширения функциональных возможностей прицельной системы ПС ЛА, а именно решение задачи прицеливания в автоматическом режиме, вследствие чего повышается безопасность экипажа, боеготовность и эффективность применения объектов, оснащаемых ПС ЛА.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Гришутин ВГ. Лекции по авиационным прицельным системам стрельбы. - Киев.: КВВАИУ, 1980 г.

2. Преснухин Л.Н., Нестеров П.В. Цифровые вычислительные машины. - М.: Высшая школа, 1981 г.

3. Бабич О.А. Обработка информации в навигационных комплексах. - М.: Машиностроение, 1991 г.

4. Системы автоматического управления самолетом. И.А.Михалев, Б.Н.Окоемов, М.С.Чикулаев. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1987 г. - 240 с.

Прицельная система летательного аппарата, содержащая блок средств обнаружения и сопровождения, баллистический вычислитель, блок формирования прицельных параметров, причем выход блока средств обнаружения и сопровождения подключен к первому входу блока формирования прицельных параметров, выход баллистического вычислителя подключен ко второму входу блока формирования прицельных параметров, отличающаяся тем, что прицельная система летательного аппарата дополнительно снабжена базой данных целей и блоком формирования заданных параметров движения летательного аппарата, причем третий вход блока формирования прицельных параметров и вход базы данных целей подключены к соответствующим выходам внешней бортовой информационной системы, четвертый вход блока формирования прицельных параметров подключен к выходу базы данных целей, выход блока формирования прицельных параметров подключен к первому входу блока формирования заданных параметров движения летательного аппарата, второй вход которого подключен к соответствующему выходу внешней бортовой информационной системы, выход блока формирования заданных параметров движения летательного аппарата, являющийся выходом прицельной системы летательного аппарата, подключен к входу комплексной системы управления.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 31.
10.06.2014
№216.012.cd80

Вибрационный вакуумный микрогироскоп

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к гироскопии и может быть использовано в приборостроении, авиакосмической отрасли и машиностроении. В вибрационном вакуумном гироскопе магнитная система содержит немагнитное центрирующее кольцо, установленное на магните, верхний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518379
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.07.2014
№216.012.da5c

Способ изготовления вакуумного микрогироскопа

(57) Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к гироскопии, и может быть использовано в приборостроении, авиакосмической отрасли и машиностроении. Технический результат - повышение качества и обеспечение технологичности изготовления. Для этого обезгаживание,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521678
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.08.2014
№216.012.e991

Комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система

Изобретение относится к авиационному приборостроению. Предложенная комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система (КЭНС) предназначена для обеспечения автономной высокоточной коррекции на основе использования информации о нескольких поверхностных физических полях Земли,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525601
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.09.2014
№216.012.f9b0

Способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение в составе комплексов навигационно-пилотажного оборудования летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого осуществляют совмещение процесса начальной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529757
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.06.2015
№216.013.582c

Блок электронный

Изобретение относится к электронно-вычислительной технике и может быть использовано в конструкциях блоков радиоэлектронной аппаратуры (РЭА), в состав которых устанавливаются сменные модули электронные, и, работающих в условиях повышенного тепловыделения элементами РЭА, значительных механических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554113
Дата охранного документа: 27.06.2015
10.07.2015
№216.013.5cba

Способ диффузионной сварки порошкового жаропрочного сплава на никелевой основе

Изобретение может быть использовано для изготовления деталей из порошковых жаропрочных никелевых сплавов методом диффузионной сварки, например, при изготовлении рабочих лопаток и дисков газовых турбин. После сборки элементов под сварку проводят вакуумирование и нагрев их до температуры, не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555279
Дата охранного документа: 10.07.2015
10.07.2015
№216.013.5e82

Способ диффузионной сварки ситалла с металлами

Изобретение относится к способу получения неразъемного сварного соединения из ситалла с металлами методом диффузионной сварки. Способ включает сборку элементов и сварку при температуре ниже температуры плавления металла и приложении давления сжатия. Перед сборкой на металлический элемент...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555735
Дата охранного документа: 10.07.2015
27.07.2015
№216.013.6891

Способ контактной точечной сварки меди и медных сплавов

Изобретение относится к способу контактной точечной сварки меди и медных сплавов. Изобретение может быть использовано в приборостроении, при контактной сварке металлов с высокой теплопроводностью, в частности меди и ее сплавов, и металлов с покрытием на их основе. Собирают элементы деталей из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558322
Дата охранного документа: 27.07.2015
10.08.2015
№216.013.69d6

Навигационный комплекс, использующий естественные и искусственные поля земли

Изобретение относится к авиационному приборостроению. Предложенный навигационный комплекс предназначен для обеспечения высокоточной навигации на основе комплексной обработки информации (КОИ) систем навигации по искусственным полям Земли (СНИПЗ) и нескольких физических полей Земли (ФПЗ)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558647
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6a03

Способ диффузионной сварки литейного жаропрочного сплава на никелевой основе

Изобретение относится к способу диффузионной сварки элементов из литейных жаропрочных сплавов на никелевой основе. Изобретение может быть использовано для изготовления рабочих лопаток, дисков газовых турбин и др., которые работают при высоких нагрузках и температурах. Собирают элементы под...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558692
Дата охранного документа: 10.08.2015
Показаны записи 1-10 из 43.
10.05.2013
№216.012.3e77

Комплексная система навигации и управления летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационно-космического приборостроения и может найти применение в комплексах пилотажно-навигационного оборудования летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого комплексная система навигации и управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481558
Дата охранного документа: 10.05.2013
27.06.2013
№216.012.51c6

Способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата и устройство, его реализующее

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано при разработке навигационного оборудования летательных аппаратов. Сущность: измеряют скорость летательного аппарата (ЛА) относительно воздуха. Счисляют путь пройденного ЛА относительно воздуха. Измеряют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486527
Дата охранного документа: 27.06.2013
20.10.2013
№216.012.7707

Способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку

Изобретение предназначено для применения в области авиационного приборостроения, в частности в пилотажно-навигационном оборудовании летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - повышение надежности и безопасности совершения посадки ЛА, увеличение точности формирования заданной траектории...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496131
Дата охранного документа: 20.10.2013
27.06.2014
№216.012.d736

Комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку

Изобретение относится к комплексной системе управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку. Система включает инерциальную навигационную систему, систему воздушных сигналов, индикатор посадочных сигналов (ИПС), блок комплексной обработки информации (КОИ), спутниковую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520872
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.07.2014
№216.012.e476

Многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете

Многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия содержит фюзеляж с силовой установкой, общевертолетное оборудование, средства механизации вертолета, органы оперативного управления. Кабина выполнена разделенной перегородкой с дверью на две части - кабину экипажа,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524276
Дата охранного документа: 27.07.2014
20.08.2014
№216.012.e991

Комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система

Изобретение относится к авиационному приборостроению. Предложенная комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система (КЭНС) предназначена для обеспечения автономной высокоточной коррекции на основе использования информации о нескольких поверхностных физических полях Земли,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525601
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.09.2014
№216.012.f9b0

Способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение в составе комплексов навигационно-пилотажного оборудования летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого осуществляют совмещение процесса начальной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529757
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.04.2015
№216.013.3ad6

Способ управления траекторией летательного аппарата при посадке на незапрограммированный аэродром

Изобретение относится к способу управления траекторией летательного аппарата (ЛА) при посадке на незапрограммированный аэродром. Техническим результатом является повышение безопасности полета ЛА. В способе управления траекторией летательного аппарата при посадке на незапрограммированный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002546550
Дата охранного документа: 10.04.2015
20.04.2015
№216.013.44ef

Способ управления траекторией посадки летательного аппарата на запрограммированный аэродром

Изобретение относится к способу управления траекторией летательного аппарата (ЛА) при посадке на незапрограммированный аэродром. Техническим результатом является повышение безопасности полета ЛА. В способе управления траекторией посадки летательного аппарата осуществляют предварительное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549145
Дата охранного документа: 20.04.2015
27.04.2015
№216.013.4652

Способ управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку

Изобретение относится к области авиационного приборостроения, в частности к способу управления траекторией летательного аппарата (ЛА) при заходе на посадку. Техническим результатом является повышение безопасности совершения посадки ЛА. В способе управления траекторией летательного аппарата при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549506
Дата охранного документа: 27.04.2015
+ добавить свой РИД