×
10.07.2019
219.017.ac55

БОРТОВАЯ ЦИФРОВАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА КОМПЛЕКСОВ УПРАВЛЕНИЯ И НАВИГАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области авиационного приборостроения, а именно к бортовым цифровым вычислительным машинам (БЦВМ) и устройствам, обеспечивающим взаимосвязь управляющих и информационных систем летательных аппаратов, проведение вычислительных процессов и представление индикационно-управляющих параметров экипажам в реальном текущем времени. Комплекс аппаратных средств, содержащий модуль центрального процессора, модуль периферийного процессора, модуль устройств памяти и модуль ввода-вывода, взаимосвязан по каналу информационно-вычислительного обмена с взаимодействующим бортовым и наземным оборудованием. Распределенный по их программируемым частям комплекс программно-алгоритмических средств, содержащий программно-алгоритмические модули системных вычислительно-логических средств и функциональных вычислительно-логических средств, взаимосвязанных по магистрали вычислительно-логического обмена, обеспечивает проведение вычислительных процедур и обмен с взаимодействующим бортовым и наземным оборудованием в реальном времени. Введение в состав БЦВМ программно-алгоритмического модуля адаптации и реконфигурации системных и функциональных вычислительно-логических средств расширяет функциональные возможности БЦВМ в части оптимизации ресурсов и обеспечения работоспособности при аппаратно-программных отказах и сбоях. В результате повышается эффективность использования комплексов управления и навигации и снабженных ими летательных аппаратов. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиационного приборостроения, а именно к бортовым цифровым вычислительным устройствам, обеспечивающим взаимосвязь с бортовым и наземным взаимодействующим оборудованием и проведение вычислительно-логических процедур в текущем реальном времени.

Из известных прототипов ([1] Преснухин Н.Л., Нестеров П.В. «Цифровые вычислительные машины», Москва, Высшая школа, 1981 г., стр.474-478; [2] Е.А.Федосов «Авиация ПВО России и научно-технический прогресс», Москва, Дрофа, 2001 г., раздел 6.1.6 «Совершенствование бортовых вычислительных средств», стр.533-552; [3] патент RU №2287452 C1, 22.12.2005 г.) наиболее близким является [1], где представлена цифровая вычислительная машина, включающая взаимосоединенные с взаимодействующим оборудованием и между собой по каналу информационно-вычислительного обмена модуль центрального процессора, модуль периферийного процессора, модуль устройств памяти, модуль ввода-вывода (комплекс аппаратных вычислительно-логических средств) и, распределенный по их программируемым частям, комплекс программно-алгоритмических средств, содержащий взаимосвязанные по магистрали вычислительно-логического обмена программно-алгоритмические модули системных вычислительно-логических средств и функциональных вычислительно-логических средств.

Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей бортовой цифровой вычислительной машины в части обеспечения оптимального использования аппаратных ресурсов и адаптации комплекса вычислительно-логических средств к внешним и внутренним обстоятельствам (отключения, отказы, сбои, работа бортового и наземного оборудования в режиме ожидания).

Достигается указанный результат тем, что бортовая цифровая вычислительная машина комплексов управления и навигации летательных аппаратов, содержащая комплекс аппаратных средств, включающих взаимосоединенные между собой и с взаимодействующим бортовым и наземным оборудованием по каналу информационно-вычислительного обмена модуль центрального процессора, модуль периферийного процессора, модуль устройств памяти, модуль ввода-вывода и, распределенный по их программируемым частям, комплекс программно-алгоритмических средств, включающий взаимосвязанные по магистрали вычислительно-логического обмена программно-алгоритмические модули системных вычислительно-логических средств и функциональных вычислительно-логических средств, дополнительно снабжена программно-алгоритмическим модулем адаптации и реконфигурации системных и функциональных вычислительно-логических средств, взаимосвязанных по магистрали вычислительно-логического обмена с программно-алгоритмическим модулем системных вычислительно-логических средств и программно-алгоритмическим модулем функциональных вычислительно-логических средств, распределенным по программируемым частям взаимодействующего бортового и наземного оборудования, модуля центрального процессора, модуля периферийного процессора, модуля устройств памяти, модуля ввода-вывода, которые во взаимосоединении между собой и взаимодействующим бортовым и наземным оборудованием по каналу вычислительно-информационного обмена образуют комплекс аппаратных средств бортовой цифровой вычислительной машины комплексов управления и навигации летательных аппаратов.

На чертеже представлена блок-схема бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ), содержащей: 1 - модуль центрального процессора МЦП, 2 - программируемая часть (ПЧ) МЦП, 3 - модуль периферийного процессора МПП, 4 - программируемая часть (ПЧ) МПП, 5 - модуль устройств памяти МУП, 6 - программируемая часть (ПЧ) МУП, 7 - модуль ввода-вывода МВВ, 8 - программируемая часть (ПЧ) МВВ, 9 - взаимодействующее бортовое и наземное оборудование ВДО, 10 - программируемая часть (ПЧ) ВДО, 11 - канал информационно-вычислительного обмена КИВО, 12 - магистраль вычислительно-логического обмена МВЛО (пунктирная линия), 13 - программно-алгоритмический модуль (ПАМ) системных вычислительно-логических средств СВЛС, 14 - программно-алгоритмический модуль (ПАМ) функциональных вычислительно-логических средств ФВЛС, 15 - программно-алгоритмический модуль (ПАМ) адаптации и реконфигурации системных и функциональных вычислительно-логических средств РСФС.

ВДО 9 с программируемой частью ПЧ ВДО 10 (в состав заявляемого устройства не входят) включает бортовые датчики параметров состояния агрегатов самолета и оборудования, информационные приемники, средства отображения, управления, записи и воспроизведения, а также наземные средства контроля, подготовки и ввода данных (в том числе программ), проведения периодических и регламентных проверок.

Взаимодействие ВДО 9 и ПЧ ВДО 10 с узлами БЦВМ (в том числе их программируемыми частями) осуществляется по КИВО 11, включающего различные связи, например по ГОСТ 18977-79, ГОСТ 26765.52-82, ГОСТ Р50832-95, PCI, VME, STANAG 3350, MIL-STD-1553В, MIL-STD-1750A, RS-232C, RS 482, RS-449, RS-485.

Комплекс аппаратных средств БЦВМ включает взаимосоединенные между собой и с ВДО 9 по КИВО 11 узлы БЦВМ:

- МЦП 1 (и его программируемая часть ПЧ МЦП 2), МПП 3 (и его программируемая часть ПЧ МПП 4) являются универсальными процессорами, решающими арифметические и логические задачи; в составе БЦВМ возможно как отсутствие, так и наличие нескольких в том числе специализированных (например, графических), МПП 3;

- МУП 5 (и его программируемая часть ПЧ МУП 6) содержит различные устройства памяти - оперативные запоминающие устройства (ОЗУ) с различными видами доступа, долговременные энергонезависимые запоминающие устройства (ДЗУ) и другие виды запоминающих устройств для хранения программ и массивов параметров и данных;

- МВВ 7 (и его программируемая часть ПЧ МВВ 8) является программируемым контроллером, работающим по заданной программе, управляемой по переданным по КИВО 11 командам, отрабатываемым контроллерами ПЧ МВВ 8 в части передачи данных, команд и программ в приемные устройства ВДО 9 и соответственно синхронный прием, преобразование, передачу в ПЧ МЦП 2, ПЧ МПП 4, ПЧ МУП 6.

Комплекс программно-алгоритмических средств БЦВМ ([1], стр.64-76) включает распределенные по программируемым частям (ПЧ) комплекса аппаратных средств БЦВМ ПАМСВЛС 13 и ПАМФВЛС 14, взаимосвязанные по МВЛО 12, представляющей систему команд, способы адресации и управления внутренней и внешней памятью, систему прерываний, порядок взаимодействия по КИВО 11.

ПАМСВЛС 13 обеспечивает общее функционирование БЦВМ на основе программно-алгоритмических компонентов:

- начальный тест и начальная инициализация ПЧ МЦП 2 и ведение службы реального машинного и текущего времени;

- функции синхронизированного взаимодействия ПЧ МЦП 2, ПЧ МПП 4, ПЧ МУП 6, ПЧ МВВ 8, ПЧ ВДО 10 по КИВО 11 в соответствии с порядком взаимодействия, определяемым МВЛО 12;

- функции автономного и тестового контроля, взаимодействия с аппаратными и программными средствами рабочего места программиста (удаленный «отладчик») и оператора ввода программ;

- функции приоритетного (очередь и порядок) управления решаемыми задачами (в том числе в ПАМФВЛС 14) в реальном времени;

- функции внутренней и внешней синхронизации входных и выходных информационных потоков в текущем реальном (по факту фиксации выдачи данных от датчиков ВДО 9) времени.

ПАМФВЛС 14 по управлению через МВЛО 12 от ПАМСВЛС 13 обеспечивает решение конкретных задач навигации, индикации, целеуказания, применения, обработки сигналов, комплексной обработки информации; сформированные множества параметров в реальном времени с МВВ 7 по КИВО 11 поступают в ВДО 9 для управления режимами работы летательного аппарата и взаимодействующего оборудования и для выполнения экспертных и исполнительных функций экипажам.

Программы ПАМСВЛС 13, ПАМФВЛС 14, МВЛО 12, ПЧ ВДО 10, ПАМРСФС 15 разрабатываются, например, на языке С.

Программы МВЛО 12 и ПАМСВЛС 13, вносимые в ПЧ комплекса аппаратных средств от внешних устройств памяти, обеспечивают функционирование и работоспособность БЦВМ, которая может поставляться потребителям. Потребитель-разработчик алгоритмов и программ решения конкретных задач - управление, навигация, индикация, обработка потоков данных, специальных сигналов (радиолокационных, видео) с внешней, например, FLASH-памяти заносит программы ПАМФВЛС 14 в ПЧ комплекса аппаратных средств, преобразуя БЦВМ в специализированный вычислитель решения конкретных задач.

Дополнительно введенный ПАМРСФС 15 во взаимосвязи через МВЛО 12 обеспечивает управление ПАМСВЛС 13 и ПАМСФЛС 14 по программно-алгоритмическим компонентам:

- отслеживание и экспертная оценка внутренних (отказы, сбои, ошибки адресации, нарушение прав доступа в комплексах аппаратных и программно-алгоритмических средств БЦВМ) и внешних (отказы, сбои, отключения, переключения в ВДО 9 и в ПЧ ВДО 10) событий;

- установление приоритетов и принятие решений (адаптация) по реконфигурации посредством оперативного перепрограммирования комплекса программно-алгоритмических средств БЦВМ - ПАМСВЛС 13 и ПАМФВЛС 14 во взаимосвязи по МВЛО 12 распределенных по ПЧ комплекса аппаратных средств БЦВМ и ПЧ ВДО 10.

ПАМ РСФС 15 может быть реализован в составе ПАМСВЛС 13.

Например, при программных сбоях в ПЧ МПП 4 или инструментальном отказе МПП 3 в ПАМРСФС 15 проводится оценка события, принимается решение по реконфигурации комплекса программно-алгоритмических средств, формируется сообщение (набор команд), которое по МВЛО 12 поступает в ПАМСВЛС 13 и ПАМФВЛС 14, соответственно осуществляется перезагрузка программ и осуществляется функционирование БЦВМ с оперативно измененной структурой аппаратных и программно-алгоритмических средств, адаптированной к произошедшему событию.

Таким образом, реализуется концепция открытой архитектуры и интеграции, обеспечивающая выполнение задач БЦВМ, комплексов оборудования и летательных аппаратов в исключительных ситуациях.

На примере технической реализации показано достижение технического результата - расширение функциональных возможностей БЦВМ в части обеспечения работоспособности посредством оптимального распределения ресурсов комплексов аппаратных и программно-алгоритмических средств БЦВМ при внутренних и внешних событиях, могущих привести к срыву полетных заданий летательных аппаратов.

Бортовая цифровая вычислительная машина комплексов управления и навигации летательных аппаратов, содержащая комплекс аппаратных средств, включающий взаимосоединенные между собой и с взаимодействующим бортовым и наземным оборудованием по каналу информационно-вычислительного обмена модуль центрального процессора, модуль периферийного процессора, модуль устройств памяти и модуль ввода-вывода, а также распределенный по их программируемым частям комплекс программно-алгоритмических средств, включающий взаимосвязанные по магистрали вычислительно-логического обмена программно-алгоритмический модуль системных вычислительно-логических средств и программно-алгоритмический модуль функциональных вычислительно-логических средств, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введен программно-алгоритмический модуль адаптации и реконфигурации системных и функциональных вычислительно-логических средств, взаимосвязанный по магистрали вычислительно-логического обмена с программно-алгоритмическим модулем системных вычислительно-логических средств и с программно-алгоритмическим модулем функциональных вычислительно-логических средств, разнесенный по программируемым частям взаимодействующего бортового и наземного оборудования, модуля центрального процессора, модуля периферийного процессора, модуля устройств памяти и модуля ввода-вывода, которые во взаимосоединении между собой и с взаимодействующим бортовым и наземным оборудованием по каналу вычислительно-информационного обмена образуют комплекс аппаратных средств бортовой цифровой вычислительной машины комплексов управления и навигации летательных аппаратов.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 31.
10.06.2014
№216.012.cd80

Вибрационный вакуумный микрогироскоп

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к гироскопии и может быть использовано в приборостроении, авиакосмической отрасли и машиностроении. В вибрационном вакуумном гироскопе магнитная система содержит немагнитное центрирующее кольцо, установленное на магните, верхний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518379
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.07.2014
№216.012.da5c

Способ изготовления вакуумного микрогироскопа

(57) Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к гироскопии, и может быть использовано в приборостроении, авиакосмической отрасли и машиностроении. Технический результат - повышение качества и обеспечение технологичности изготовления. Для этого обезгаживание,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521678
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.08.2014
№216.012.e991

Комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система

Изобретение относится к авиационному приборостроению. Предложенная комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система (КЭНС) предназначена для обеспечения автономной высокоточной коррекции на основе использования информации о нескольких поверхностных физических полях Земли,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525601
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.09.2014
№216.012.f9b0

Способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение в составе комплексов навигационно-пилотажного оборудования летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого осуществляют совмещение процесса начальной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529757
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.06.2015
№216.013.582c

Блок электронный

Изобретение относится к электронно-вычислительной технике и может быть использовано в конструкциях блоков радиоэлектронной аппаратуры (РЭА), в состав которых устанавливаются сменные модули электронные, и, работающих в условиях повышенного тепловыделения элементами РЭА, значительных механических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554113
Дата охранного документа: 27.06.2015
10.07.2015
№216.013.5cba

Способ диффузионной сварки порошкового жаропрочного сплава на никелевой основе

Изобретение может быть использовано для изготовления деталей из порошковых жаропрочных никелевых сплавов методом диффузионной сварки, например, при изготовлении рабочих лопаток и дисков газовых турбин. После сборки элементов под сварку проводят вакуумирование и нагрев их до температуры, не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555279
Дата охранного документа: 10.07.2015
10.07.2015
№216.013.5e82

Способ диффузионной сварки ситалла с металлами

Изобретение относится к способу получения неразъемного сварного соединения из ситалла с металлами методом диффузионной сварки. Способ включает сборку элементов и сварку при температуре ниже температуры плавления металла и приложении давления сжатия. Перед сборкой на металлический элемент...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555735
Дата охранного документа: 10.07.2015
27.07.2015
№216.013.6891

Способ контактной точечной сварки меди и медных сплавов

Изобретение относится к способу контактной точечной сварки меди и медных сплавов. Изобретение может быть использовано в приборостроении, при контактной сварке металлов с высокой теплопроводностью, в частности меди и ее сплавов, и металлов с покрытием на их основе. Собирают элементы деталей из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558322
Дата охранного документа: 27.07.2015
10.08.2015
№216.013.69d6

Навигационный комплекс, использующий естественные и искусственные поля земли

Изобретение относится к авиационному приборостроению. Предложенный навигационный комплекс предназначен для обеспечения высокоточной навигации на основе комплексной обработки информации (КОИ) систем навигации по искусственным полям Земли (СНИПЗ) и нескольких физических полей Земли (ФПЗ)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558647
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.6a03

Способ диффузионной сварки литейного жаропрочного сплава на никелевой основе

Изобретение относится к способу диффузионной сварки элементов из литейных жаропрочных сплавов на никелевой основе. Изобретение может быть использовано для изготовления рабочих лопаток, дисков газовых турбин и др., которые работают при высоких нагрузках и температурах. Собирают элементы под...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558692
Дата охранного документа: 10.08.2015
Показаны записи 1-10 из 37.
10.05.2013
№216.012.3e77

Комплексная система навигации и управления летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационно-космического приборостроения и может найти применение в комплексах пилотажно-навигационного оборудования летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого комплексная система навигации и управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481558
Дата охранного документа: 10.05.2013
27.06.2013
№216.012.51c6

Способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата и устройство, его реализующее

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано при разработке навигационного оборудования летательных аппаратов. Сущность: измеряют скорость летательного аппарата (ЛА) относительно воздуха. Счисляют путь пройденного ЛА относительно воздуха. Измеряют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486527
Дата охранного документа: 27.06.2013
20.10.2013
№216.012.7707

Способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку

Изобретение предназначено для применения в области авиационного приборостроения, в частности в пилотажно-навигационном оборудовании летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - повышение надежности и безопасности совершения посадки ЛА, увеличение точности формирования заданной траектории...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496131
Дата охранного документа: 20.10.2013
27.06.2014
№216.012.d736

Комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку

Изобретение относится к комплексной системе управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку. Система включает инерциальную навигационную систему, систему воздушных сигналов, индикатор посадочных сигналов (ИПС), блок комплексной обработки информации (КОИ), спутниковую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520872
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.09.2014
№216.012.f9b0

Способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение в составе комплексов навигационно-пилотажного оборудования летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого осуществляют совмещение процесса начальной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529757
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.04.2015
№216.013.3ad6

Способ управления траекторией летательного аппарата при посадке на незапрограммированный аэродром

Изобретение относится к способу управления траекторией летательного аппарата (ЛА) при посадке на незапрограммированный аэродром. Техническим результатом является повышение безопасности полета ЛА. В способе управления траекторией летательного аппарата при посадке на незапрограммированный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002546550
Дата охранного документа: 10.04.2015
20.04.2015
№216.013.44ef

Способ управления траекторией посадки летательного аппарата на запрограммированный аэродром

Изобретение относится к способу управления траекторией летательного аппарата (ЛА) при посадке на незапрограммированный аэродром. Техническим результатом является повышение безопасности полета ЛА. В способе управления траекторией посадки летательного аппарата осуществляют предварительное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549145
Дата охранного документа: 20.04.2015
27.04.2015
№216.013.4652

Способ управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку

Изобретение относится к области авиационного приборостроения, в частности к способу управления траекторией летательного аппарата (ЛА) при заходе на посадку. Техническим результатом является повышение безопасности совершения посадки ЛА. В способе управления траекторией летательного аппарата при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549506
Дата охранного документа: 27.04.2015
27.06.2015
№216.013.582c

Блок электронный

Изобретение относится к электронно-вычислительной технике и может быть использовано в конструкциях блоков радиоэлектронной аппаратуры (РЭА), в состав которых устанавливаются сменные модули электронные, и, работающих в условиях повышенного тепловыделения элементами РЭА, значительных механических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554113
Дата охранного документа: 27.06.2015
27.08.2016
№216.015.4ffc

Модуль электронный

Изобретение относится к электронно-вычислительной технике и может быть использовано в конструкциях радиоэлектронной аппаратуры (РЭА) с набором сменных модулей, работающих в условиях повышенного тепловыделения, значительных механических нагрузок, а также агрессивных погодно-климатических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595773
Дата охранного документа: 27.08.2016
+ добавить свой РИД