×
29.06.2019
219.017.9d72

Результат интеллектуальной деятельности: ДВУХСЕКЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБОВОЗ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции локомотивов, в частности газотурбовозов. Газотурбовоз содержит две тяговые секции, которые снабжены кузовами с рамой и кабиной управления, тележками с обмоторенными колесными парами. В одной из секций размещены силовой блок, включающий газотурбинный двигатель, приводящий во вращение тяговый и вспомогательный генераторы, и вспомогательное оборудование. В другой секции размещены емкость для хранения сжиженного криогенного газового топлива, вспомогательный дизель-генератор. Емкость для хранения сжиженного криогенного газового топлива установлена на раме в кузове так, что вертикальная проекция центра тяжести этой емкости совмещена с центром тяжести остальной массы секции, причем эта емкость и силовой блок отделены от соответствующих кабин управления и задних стенок кузовов секций изолированными и запирающимися от них при работе газотурбинного двигателя отсеками. Кроме того, емкость для хранения сжиженного газового топлива выполнена в виде криогенной цистерны. Патрубки выхода воздуха из охлаждаемых полостей электромашин силового блока соединены с крышевым блоком воздухоподготовки газотурбинного двигателя для исключения обледенения направляющего аппарата в зимний период. Техническим результатом изобретения является улучшение экологических показателей, снижение металлоемкости, повышение тяговых свойств, а также повышение уровня безопасности и защищенности емкости для хранения топлива и силового блока локомотива в случае нештатных ситуаций. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции локомотивов, в частности газотурбовозов.

Известна секция двухсекционного грузового газотурбовоза Г1. В средней части кузова на раме секции смонтирован газотурбинный двигатель (ГТД). Осевой компрессор ГТД всасывает наружный воздух через фильтры и направляет в камеры сгорания, в которые подается подогретое тяжелое жидкое нефтяное топливо. Газы, выходящие из камеры сгорания, вращают турбину, которая через редуктор передает вращение двум тяговым генераторам, питающим тяговые электродвигатели. Отработавшие газы ГТД выбрасываются через выхлопной патрубок, в котором расположен подогреватель тяжелого жидкого топлива (теплообменник).

В секции установлен вспомогательный дизель-генератор, обеспечивающий пуск ГТД, электропривод тормозного компрессора и одиночное перемещение газотурбовоза. После запуска ГТД вспомогательный дизель-генератор останавливается. Предусмотрен запуск ГТД на жидком дизельном топливе с последующим переходом на тяжелое жидкое нефтяное топливо (Статья «Газотурбинная тяга: история и перспективы», журнал «Локомотив» №4, 2005 г., стр.37, 38). Недостатками известного газотурбовоза являются:

- низкий коэффициент полезного действия (кпд);

- применение тяжелого нефтяного топлива, ухудшающего экологические показатели газотурбовоза;

- наличие в каждой секции газотурбовоза вспомогательного дизель-генератора и емкости для топлива газотурбинного двигателя, что удорожает, усложняет конструкцию и не позволяет устанавливать достаточные емкости сжиженного газа.

Известен газотурбинный локомотив, газотурбинный двигатель которого работает на сжатом природном газе. Баллоны со сжатым газом размещены на раме локомотива, занимают около половины его длины и имеют значительную массу (US, патент №5129328, МПК В61С 5/00, 1992 г.).

Недостатками известного газотурбовоза являются:

- невысокая секционная мощность, связанная с загромождением секции баллонами со сжатым газом;

- недостаточный запас горючего газа при большом весе баллонов;

- повышенная взрывоопасность из-за высокого давления сжатого газа в баллонах.

Известен двухсекционный газотурбовоз с тендером для тяжелого жидкого нефтяного топлива, представляющим собой отдельный вагон-цистерну.

Рама каждой из двух тяговых секций опирается на две трехосные тележки с колесными парами и тяговыми электродвигателями (ТЭД) с воздушным охлаждением, патрубками подвода и выхода охлаждающего воздуха.

В одной секции размещен силовой блок (газотурбинная установка), включающий газотурбинный двигатель (ГТД) с осевым компрессором, камерами сгорания, устройствами воздухоподготовки и шумоглушения. ГТД соединен через редуктор с тяговым и вспомогательным генераторами.

Топливная система ГТД включает топливный насос, подающий топливо из топливной емкости тендера в камеры сгорания ГТД.

Во второй секции расположены кабина машиниста и вспомогательное оборудование: вспомогательный дизель-генератор, бак дизельного топлива, система охлаждения дизеля и смазочного масла подшипников ГТД и электрогенераторов, тяговые электродвигатели, вентилятор охлаждения ТЭД, тормозные компрессоры, аккумуляторная батарея, аппаратура управления.

Тяжелое топливо заливается в емкость тендера при температуре 93°С. Для поддержания топлива в нагретом состоянии стенки емкости снабжены термоизоляцией.

Секции соединены силовыми кабелями, кабелями управления, двумя рукавами для охлаждающей воды, трубопроводом дизельного топлива для запуска ГТД, тормозными рукавами (Статья «Газотурбинная тяга: история и перспективы», журнал «Локомотив» №3, 2005 г., стр.41).

Недостатками известного двухсекционного газотурбовоза с тендером являются:

- наличие одной кабины управления;

- применение тяжелого подогреваемого нефтяного топлива, ухудшающего экологические показатели газотурбовоза;

- наличие отдельного тендера с запасом тяжелого жидкого топлива, что увеличило массу, размеры и снизило эффективность газотурбовоза.

Известен реактивный газотурбинный локомотив (газотурбовоз), содержащий турбореактивный газотурбинный двигатель, компрессор этого двигателя с входным каналом (патрубком) с воздухозаборником, двухтопливную камеру сгорания, теплообменник - газификатор (подогреватель топлива) сжиженного газа, обогреваемый за счет тепла горячего газа из газотурбинного двигателя, емкости (баки) для топлива, которые выполнены криогенными с термоизолированной конструкцией (тепловой изоляцией) для хранения сжиженного газа на борту локомотива внутри кузова либо на крыше локомотива, трубопровод топлива (RU, патент №225105 С1, кл. В61С 11/06, 2005 г.).

Недостатками известного локомотива являются:

- невысокая секционная мощность, связанная с размещением на газотурбовозе газотурбинного двигателя силового блока и емкостей (баков) для топлива;

- повышенная взрывоопасность, так как емкости для топлива и газотурбинный двигатель не отделены от кабины управления;

- наличие нескольких емкостей топлива, расположенных внутри кузова либо на крыше локомотива, в разных местах не обеспечивает равномерную осевую нагрузку колесных пар газотурбовоза.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности газотурбовоза за счет улучшения экономических и экологических показателей, снижения металлоемкости, повышение тяговых свойств, а также повышение уровня безопасности и защищенности емкости для хранения топлива и силового блока локомотива в случае нештатных ситуаций.

Указанный технический результат достигается тем, что в двухсекционном газотурбовозе, содержащем две тяговые секции, которые снабжены кузовами с рамой и кабиной управления, тележками с обмоторенными колесными парами, силовой блок, включающий газотурбинный двигатель, приводящий во вращение тяговый и вспомогательный генераторы, блок воздухоподготовки газотурбинного двигателя и емкость для хранения сжиженного криогенного газового топлива для газотурбинного двигателя, вспомогательный дизель-генератор, вспомогательное оборудование, топливный трубопровод с межсекционным соединением, силовой блок размещен в кузове одной тяговой секции, а емкость для хранения сжиженного криогенного газового топлива размещена в другой тяговой секции и установлена на раме в кузове так, что вертикальная проекция центра тяжести этой емкости совмещена с центром тяжести остальной массы секции, причем емкость для хранения сжиженного криогенного газового топлива и силовой блок отделены от соответствующих кабин управления и задних стенок кузовов секций изолированными и запирающимися от них при работе газотурбинного двигателя отсеками с размещенными в них вспомогательным оборудованием и вспомогательным дизель-генератором для повышения технической безопасности.

Кроме того, емкость для хранения сжиженного криогенного газового топлива выполнена в виде криогенной цистерны с максимальным заполнением объема кузова секции, а топливные трубопроводы секций выполнены криогенными для передачи криогенного топлива из емкости для хранения сжиженного криогенного газового топлива в одной секции в газотурбинный двигатель, размещенный в другой секции, и соединены между собой гибким межсекционным соединением, расположенным в зоне минимальных взаимных перемещений двух секций. Внутренняя полость емкости для хранения сжиженного газового топлива соединена с криогенным топливным трубопроводом непосредственно через насос для подачи сжиженного газа или через промежуточную аккумулирующую екость с теплоизолированными стенками, устанавливаемую на этой же секции насосом подачи сжиженного газа, патрубки выхода воздуха из охлаждаемых полостей электромашин силового блока газотурбовоза соединены с крышевым блоком воздухоподготовки газотурбинного двигателя для исключения обледенения направляющего аппарата газотурбинного двигателя в зимний период.

На фиг.1 схематично изображен общий вид первой секции газотурбовоза, вид сбоку.

На фиг.2 схематично изображен общий вид второй секции газотурбовоза, вид сбоку.

Газотурбовоз двухсекционный содержит две тяговые секции 1 и 2 (фиг.1, 2), которые снабжены кузовами 3 с рамами 4 и кабинами управления 5, размещенными на противолежащих торцах газотурбовоза. Рамы 4 секций 1 и 2 установлены на тележки 6 с обмоторенными колесными парами 7 тяговыми электродвигателями 8.

В кузове 3 секции 1 размещены силовой блок 9, включающий газотурбинный двигатель (ГТД) 10, приводящий во вращение тяговый 11 и вспомогательный 12 генераторы, крышевой блок воздухоподготовки 13 ГТД 10.

В секции 1 установлено вспомогательное оборудование 14 газотурбовоза: выпрямительные установки 15, тормозной компрессорный агрегат 16, центральная система воздухоснабжения электромашин с вентилятором 17 воздухоснабжения. Силовой блок 9 для повышения технической безопасности отделен от кабины управления 5 и задней стенки 18 кузова секции 1 изолированными и запирающимися от него при работе ГТД 10 отсеками 19, 20 с размещенным в них вспомогательным оборудованием 14.

Секция 1 снабжена также аккумуляторной батареей 21, питающей электростартер 22 при запуске ГТД 10. Патрубки 23 выхода воздуха из охлаждаемых полостей электромашин силового блока 9 газотурбовоза соединены с крышевым блоком воздухоподготовки 13 ГТД 10 для исключения обледенения направляющего аппарата ГТД 10 в зимний период. К ГТД 10 в секции 1 проложен топливный трубопровод 24.

В секции 2 размещены емкость 25 для хранения сжиженного криогенного газового топлива для ГТД 10, другое вспомогательное оборудование 26 газотурбовоза: вспомогательный дизель-генератор 27 с баком 28 дизельного топлива, вентилятор 29 воздухоснабжения тяговых электродвигателей 8.

Емкость 25 для хранения сжиженного криогенного газового топлива выполнена в виде криогенной цистерны с теплоизолированными стенками и герметизированной внутренней полостью, с максимальным заполнением объема кузова 3 секции 2 и установлена на раме 4 в кузове 3 секции 2 так, что вертикальная проекция центра тяжести этой емкости совмещена с центром тяжести остальной массы секции 2.

Емкость 25 для хранения сжиженного криогенного газового топлива для повышения технической безопасности отделена от кабины управления 5 и задней стенки 30 кузова 3 секции 2 изолированными и запирающимися от нее при работе ГТД 10 отсеками 31 и 32 с размещенным в них вспомогательным оборудованием 26. Так, например, в отсеке 31 между емкостью 25 и кабиной управления 5 размещен вентилятор 29 воздухоснабжения тяговых электродвигателей 8, а в отсеке 32 между емкостью 25 и задней стенкой 30 кузова 3 размещен вспомогательный дизель-генератор 27. Внутренняя полость емкости 25 для хранения сжиженного криогенного газового топлива соединена с топливным трубопроводом 33 секции 2 непосредственно через насос 34 подачи сжиженного газа, или через промежуточную аккумулирующую емкость 35 с теплоизолированными стенками, установленную на этой же секции вместе с насосом 34 подачи сжиженного газа.

Топливные трубопроводы 24 и 33 секций 1 и 2 выполнены криогенными для передачи сжиженного криогенного газового топлива из емкости 25 для хранения сжиженного криогенного газового топлива в секции 2 в ГТД 10, размещенный в секции 1, и соединены между собой гибким межсекционным соединением 36, расположенным в зоне минимальных взаимных перемещений двух этих секций.

Газотурбовоз работает следующим образом.

Емкость 25 заполняют сжиженным газовым топливом. Сжиженное газовое топливо из емкости 25 подают непосредственно насосом 34 или через промежуточную аккумулирующую емкость 35 по топливному трубопроводу 33, межсекционному соединению 36 в секцию 1 и по топливному трубопроводу 24 к ГТД 10 силового блока 9. ГТД 10 запускают электростартером 22 от аккумуляторной батареи 21. ГТД 10 приводит во вращение тяговый генератор 11, от которого питают через выпрямительные установки 15 тяговые электродвигатели 8, и вспомогательный генератор 12.

Размещение силового блока 9 и емкости 25 в различных тяговых секциях 1 и 2 газотурбовоза позволит выполнить емкость 25 достаточного объема для продолжительной работы газотурбовоза. Кроме этого такое размещение позволяет повысить техническую безопасность газотурбовоза за счет изолированных и запирающихся от блока 9 и емкости 25 при работе ГТД 10 отсеков 19, 20, 31 и 32 с размещенными в них вспомогательным оборудованием 14, 26 и вспомогательным дизель-генератором 27. При этом емкость 25 установлена на раме 4 в кузове 3 так, что вертикальная проекция центра тяжести этой емкости совмещена с центром тяжести остальной массы секции 2, что обеспечивает сохранение общего центра тяжести секции 2 при расходе сжиженного газового топлива и постоянно сохраняет равномерные осевые нагрузки на колесные пары 7.

Благодаря выполнению емкости 25 сжиженного газового топлива в виде криогенной цистерны с теплоизолированными стенками и герметизированной внутренней полостью обеспечивается хранение криогенного топлива без доступа тепла из окружающей среды и минимальная металлоемкость.

Гибкое межсекционное соединение 36 расположено в зоне минимальных взаимных перемещений секций 1 и 2, что повышает надежность работы этого соединения. Внутренняя полость емкости 25 для хранения сжиженного криогенного газового топлива может быть соединена с насосом 34 для подачи сжиженного газа через промежуточную аккумулирующую емкость 35, что позволит повысить устойчивость работы ГТД 10.

Соединение патрубков 23 выхода воздуха, охлаждающего электрические машины силового блока 9 газотурбовоза, с входом воздуха в крышевой блок воздухоподготовки 13 выполнено для исключения обледенения направляющего аппарата ГТД 10 при работе в зимний период.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 59.
27.11.2014
№216.013.0a74

Система интервального регулирования движения поездов на перегоне

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Система содержит центральный пункт диспетчерского контроля и управления, стационарный приемопередатчик, локомотивный приемопередатчик, локомотивные приемники кодовых сигналов АЛС. Выход блока определения текущей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534084
Дата охранного документа: 27.11.2014
20.06.2018
№218.016.6503

Микропроцессорная система регулирования тягового генератора тепловоза

Изобретение относится к устройствам для управления тяговой системой транспортных средств. Микропроцессорная система регулирования тягового генератора тепловоза содержит дизель-генератор, возбудитель, датчик напряжения тягового генератора, датчик тока нагрузки тягового генератора, датчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658229
Дата охранного документа: 19.06.2018
20.02.2019
№219.016.be70

Система для повышения безопасности движения при диспетчерской централизации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных системах диспетчерского управления железнодорожным транспортом. Система содержит центральный пункт управления и распределенные контролируемые пункты с размещенными на них устройствами постов ЭЦ и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002390456
Дата охранного документа: 27.05.2010
20.02.2019
№219.016.be73

Система интервального регулирования движения поездов на перегоне

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики, а именно к системам интервального регулирования движения поездов. Система интервального регулирования движения поездов на перегоне содержит на перегоне между постами ЭЦ соседних станций n блок-участков с неограниченными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002390453
Дата охранного документа: 27.05.2010
20.02.2019
№219.016.be83

Система предупреждения аварии состава

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к средствам автоматического контроля технического состояния подвижного состава при движении поезда. Система предупреждения аварии состава содержит размещенные около железнодорожных путей пункты считывания информации (1), соединенные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392149
Дата охранного документа: 20.06.2010
20.02.2019
№219.016.be85

Система интервального регулирования движения поездов при диспетчерской централизации

Изобретение относится к автоматизированным системам диспетчерского управления железнодорожным транспортом. Система содержит аппаратуру блок-участков, соединенную с постовыми устройствами ЭЦ станций, и диспетчерский центр, который через линию магистральной связи соединен с постовыми устройствами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392156
Дата охранного документа: 20.06.2010
20.02.2019
№219.016.be87

Способ управления движением поездов на однопутной железной дороге с двухпутными вставками

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных системах диспетчерского управления на однопутных железных дорогах с двухпутными вставками. Обгон и скрещение поездов осуществляют во время нахождения поездов на двухпутных вставках. Разрешение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392152
Дата охранного документа: 20.06.2010
20.02.2019
№219.016.be8a

Централизованная система контроля перегонных рельсовых цепей тональной частоты

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики, а именно к системам контроля перегонных рельсовых цепей. Централизованная система контроля перегонных рельсовых цепей тональной частоты содержит на перегоне между постами ЭЦ соседних станций блок-участки с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392154
Дата охранного документа: 20.06.2010
20.02.2019
№219.016.be93

Способ создания транспортных коридоров на однопутной железной дороге с двухпутными вставками

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных системах диспетчерского управления на однопутных железных дорогах. В способе создания транспортных коридоров на однопутной железной дороге с двухпутными вставками, при диспетчерской централизации,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002391242
Дата охранного документа: 10.06.2010
20.02.2019
№219.016.bf16

Система для управления движением поездов при диспетчерской централизации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в автоматизированных цифровых системах диспетчерского управления железнодорожным транспортом. Система содержит центральный пункт управления и распределенные контролируемые пункты, с размещенными на них устройствами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002387564
Дата охранного документа: 27.04.2010
Показаны записи 1-10 из 39.
20.01.2013
№216.012.1bfc

Тележка подвижного состава железных дорог

Изобретение относится к подвижному составу железных дорог и касается двухосных тележек грузовых вагонов. Тележка железнодорожного транспортного средства содержит раму, упруго опирающуюся на колесные пары, состоящую из боковин, соединенных поперечной балкой с вырезом под шкворень, установленных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472658
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1bfe

Устройство для измерения сил трения между колесом и рельсом

Устройство для измерения сил трения между колесом и рельсом относится к испытанию железнодорожных средств, в частности к устройствам для определения сил трения и коэффициента трения между колесом и рельсом. Устройство для измерения сил трения между колесом и рельсом содержит раму, на которой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472660
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.02.2013
№216.012.2a3b

Система наклона кузова железнодорожного транспорта

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Система содержит колеса или колесные пары, установленные в раме ходовой тележки с подрессорной балкой, на которую опирается кузов вагона и которая, через рессоры системы рессорного подвешивания опирается на раму ходовой тележки с возможностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476338
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.06.2013
№216.012.49b0

Катковый стенд

Изобретение относится к испытательным стендам, в частности, для исследования системы колесо - рельс. В катковом стенде для исследования системы колесо - рельс ось с катками, с подшипниковыми опорами и регулируемым электродвигателем установлена в рельсовом блоке с возможностью ее поворота от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484444
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a8b

Катковый стенд

Изобретение предназначено для исследования системы колесо-рельс. Катковый стенд содержит раму (1), установленную в бетонном фундаменте, на основании рамы (4), на разрыве рельсового пути (3), закреплен имитатор рельсового пути (5), содержащий два катка (6), установленные в опорах, выполненных на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488800
Дата охранного документа: 27.07.2013
10.09.2013
№216.012.6746

Система наклона кузова железнодорожного транспорта

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Система содержит колеса или колесные пары, установленные в раме ходовой тележки с подрессорной балкой, на которую опирается кузов вагона и которая через рессоры системы рессорного подвешивания опирается на раму ходовой тележки с возможностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492085
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.09.2013
№216.012.680f

Лопатка шпалоподбойки шпалоподбивочной машины

Изобретение относится к шпалоподбивочным машинам, используемым для уплотнения балласта железнодорожного пути, и касается устройства их шпалоподбоек. Лопатка шпалоподбойки шналоподбивочной машины содержит переднюю и заднюю поверхности и твердосплавный элемент. Твердосплавный элемент закреплен на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492286
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.11.2013
№216.012.7d1d

Путевой рельсосмазыватель

Изобретение относится к устройствам для нанесения смазки на боковые рабочие поверхности головки рельсов железнодорожного пути и на гребни ходовых колес железнодорожного транспортного средства. Путевой рельсосмазыватель содержит резервуар для смазки, насос для подачи смазки, распределитель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497702
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.11.2013
№216.012.7f4a

Универсальный катковый стенд

Изобретение предназначено для исследования системы колесо-рельс. Катковый стенд содержит раму (1), установленную в бетонном фундаменте, на основании рамы (4), на разрыве рельсового пути (3), закреплен имитатор рельсового пути (5), содержащий два катка (6), установленные в опорах, выполненных на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498259
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.02.2014
№216.012.a1a5

Тяговый привод локомотива с зубчатым ремнем

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для тягового привода локомотивов с электродвигателями, в том числе асинхронными в условиях повышенных скоростей движения. Тяговый привод локомотива с зубчатым ремнем содержит тяговый электродвигатель, закрепленный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507096
Дата охранного документа: 20.02.2014
+ добавить свой РИД