×
29.06.2019
219.017.9ba5

Результат интеллектуальной деятельности: ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ РЕГУЛЯТОР УГЛА ПОВОРОТА ЛОПАСТЕЙ ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области ветроэнергетики и может быть использовано в устройствах для автоматического регулирования угла поворота лопастей ветроэнергетических установок. Технический результат, заключающийся в снижении габаритов и массы центробежного регулятора, повышении технологичности конструкции и надежности регулятора, достигается за счет того, что в центробежном регуляторе угла поворота лопастей, содержащем размещенный в опорах вращения вал с механизмом передачи его вращения к лопастям, рычажные механизмы с центробежными грузами и ограничителями хода грузов, имеющими в своем составе по две пружины разной жесткости с обеспечением возможности их последовательного включения в работу, согласно изобретению центробежные грузы связаны непосредственно с валом центробежного регулятора рычажными механизмами, каждый из которых является шарнирным двухкоромысловым четырехзвенником, расположенным в плоскости, параллельной плоскости вращения ветроколеса. 4 ил.

Изобретение относится к ветроэнергетике, в частности к устройствам для автоматического регулирования угла поворота лопастей, и может быть использовано при создании ветроэнергетических установок.

Известен центробежный регулятор угла поворота лопастей ветроэнергетической установки горизонтально-осевого типа, принятый в качестве прототипа (свидетельство на полезную модель РФ 21938), содержащий размещенный в опорах вращения вал с механизмом передачи его вращения к лопастям, рычажные механизмы с центробежными грузами и ограничителями хода грузов, имеющими в своем составе по две пружины разной жесткости с обеспечением возможности их последовательного включения в работу, муфту. Все данные признаки, за исключением муфты, присутствуют (являются общими) и в предлагаемом техническом решении.

Описанный центробежный регулятор угла поворота лопастей обеспечивает реверсивное изменение угла поворота лопастей при увеличении угловой скорости вращения от нуля до максимально допустимой. При нулевой скорости вращения ветроколеса лопасти установлены под большим углом к плоскости, проходящей через точку пересечения осей поворота лопастей с осью вращения ветроколеса перпендикулярно последней (плоскости вращения ветроколеса), что обеспечивает раскрутку ветроколеса при малых скоростях ветра. В процессе раскрутки центробежный регулятор уменьшает угол поворота лопастей до величины, при которой достигается максимальное значение коэффициента использования энергии ветра, а при превышении расчетного значения скорости вращения ветроколеса опять увеличивает этот угол, обеспечивая управление скоростью вращения. Однако данный центробежный регулятор имеет достаточно большие габариты и массу, а также технологически сложен.

Предлагаемым техническим решением решается задача снижения габаритов и массы центробежного регулятора угла поворота лопастей ветроколеса. Кроме того, существенно улучшается технологичность конструкции и повышается надежность центробежного регулятора.

Для достижения указанного технического результата в центробежном регуляторе угла поворота лопастей, содержащем размещенный в опорах вращения вал с механизмом передачи его вращения к лопастям, рычажные механизмы с центробежными грузами и ограничителями хода грузов, имеющими в своем составе по две пружины разной жесткости с обеспечением возможности их последовательного включения в работу, центробежные грузы связаны непосредственно с валом центробежного регулятора рычажными механизмами, каждый из которых является шарнирным двухкоромысловым четырехзвенником, расположенным в плоскости, параллельной плоскости вращения ветроколеса.

Причем параметры рычажного механизма (длины коромысел и шатуна, расстояния между точками крепления коромысел к ступице ветроколеса и валу центробежного регулятора) подобраны таким образом, что при перемещении центробежных грузов из одного крайнего положения в другое вал центробежного регулятора совершает реверсивное угловое перемещение.

Отличительными признаками предлагаемого регулятора является то, что центробежные грузы связаны непосредственно с валом центробежного регулятора рычажными механизмами, каждый из которых является шарнирным двухкоромысловым четырехзвенником, расположенным в плоскости, параллельной плоскости вращения ветроколеса.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков в совокупности с известными (указанными в ограничительной части формулы), достигается следующий технический результат - по сравнению с прототипом в результате более компактного размещения регулятора уменьшаются габариты и масса ветроколеса; за счет укорочения цепи передачи усилий от центробежных грузов к валу центробежного регулятора уменьшаются трение и люфты в кинематике рычажных механизмов; увеличивается надежность, как результат упрощения конструкции и разделения действующих на ограничители хода грузов динамических нагрузок на два канала; улучшается технологичность.

В результате поиска по источникам патентной и научно-технической информации совокупность признаков, характеризующая предлагаемый центробежный регулятор, не была обнаружена. Таким образом, предлагаемое изобретение соответствует критерию охраноспособности "новое".

На основании сравнительного анализа предложенного устройства с известным уровнем техники по источникам научно-технической и патентной литературы можно утверждать, что между совокупностью признаков, в том числе и отличительных, и выполняемых ими функций и достигаемых целей неочевидная причинно-следственная связь. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что техническое решение не следует явным образом из уровня техники, и, следовательно, соответствует критерию охраноспособности "изобретательский уровень".

Предложенное техническое решение может найти применение в конструкциях ветроэнергетических установок, особенно для обеспечения их работы во всем диапазоне скоростей ветра. Таким образом, предлагаемое техническое решение соответствует критерию охраноспособности "промышленно применима".

Изобретение поясняется чертежами фиг.1-4.

На фиг.1, 2, 3 - изображен предлагаемый центробежный регулятор угла поворота лопастей ветроэнергетической установки в трех характерных положениях, возникающих при его работе: "старт", "реверс" и "флюгер".

На фиг.4 изображены элементы механизма передачи вращения от вала центробежного регулятора к лопастям в сечении А-А.

Представленный на фиг.1-4 центробежный регулятор угла поворота лопастей содержит: размещенный в опорах вращения 1 ступицы 2 вал 3, ось которого совпадает с осью вращения ветроколеса 6, механизмом передачи движения 4 лопастям 5 ветроколеса 6; рычажные механизмы 7, содержащие каждый в свою очередь: шарнирно закрепленное на ступице 2 коромысло 8 с центробежным грузом 9, установленное на валу 3 коромысло 10, а также шарнирно соединенный с коромыслами 8 и 10 шатун 11; шарнирно соединенный с коромыслом 8 и ступицей 2 ограничитель хода 12, содержащий в своем составе предварительно растянутую пружину малой жесткости 13 и предварительно сжатую пружину большой жесткости 14. Для обеспечения кинематической совместимости рычажных механизмов 7 коромысло 10 одного из них закреплено на валу центробежного регулятора 3 неподвижно штифтом 15, а аналогичное коромысло 10 другого рычажного механизма одето на штифты 16 первого с зазором, несколько превышающим возможное рассогласование в углах поворота двух коромысел 10, обусловленное производственными допусками на входящие в кинематическую цепь элементы. Центробежный регулятор закрыт обтекателем 17. Ветроколесо 6, включающее ступицу 2, лопасти 5, предлагаемый центробежный регулятор и обтекатель 17, закреплено на валу 18, размещенном в опорах вращения гондолы 19 ветроэнергетической установки.

Работа центробежного регулятора угла поворота лопастей происходит следующим образом. При невращающемся ветроколесе 6 элементы центробежного регулятора занимают положение, показанное на фиг.1. При этом лопасти 5 установлены под углом, обеспечивающим раскрутку ветроколеса при малых значениях скорости ветра. При действии на ветроколесо 6 ветрового потока оно начинает вращаться. Под действием возникающих центробежных сил грузы 9 начинают удаляться от оси вращения ветроколеса 6. Движение грузов 9 преобразуется рычажными механизмами 7 в поворот вала 3. Вал 3 поворачивается относительно ступицы 2 против часовой стрелки и с помощью механизма передачи движения 4 лопастям 5 поворачивает последние в сторону уменьшения отсчитываемого от плоскости вращения ветроколеса 6 угла установки лопастей 5. Поворот коромысла 8 приводит к растяжению пружины 13 ограничителя хода 12. Пружина 14 на этапе раскрутки в работу не включается. Раскрутка ветроколеса 6 заканчивается, когда центробежный регулятор переходит в положение, показанное на фиг.2 (положение "реверса"), при котором оси шарниров крепления шатуна 11 к коромыслам 8, 10 и ось шарнира крепления коромысла 8 к ступице 2 лежат на одной прямой. В этом положении угол установки лопастей 5 принимает наименьшее значение, обеспечивающее достижение максимального значения коэффициента использования энергии ветра. Угловые скорости, соответствующие началу движения грузов 9 относительно ступицы 2 и концу этапа раскрутки, регулируются выбором предварительного натяжения пружины 13 и ее жесткости. В положении "реверса" центробежный регулятор удерживается усилием предварительного поджатия пружины 14 и усилием в пружине 13 до достижения угловой скорости вращения ветроколеса 6, обеспечивающей снятие установленной мощности при расчетной скорости ветра. При большей скорости вращения грузы 9 продолжают движение от оси вращения ветроколеса 6, а вал 3 начинает поворачиваться в обратную сторону (по часовой стрелке), увеличивая тем самым угол установки лопастей 5. Пружина 14 сжимается. Показанное на фиг.3 положение центробежного регулятора соответствует переводу лопастей 5 во флюгерное положение. Подбором жесткости пружины 14 регулируется значение максимальной угловой скорости вращения ветроколеса 6 в рабочем диапазоне скоростей ветра.

Центробежныйрегуляторуглаповороталопастей,содержащийразмещенныйвопорахвращениявалсмеханизмомпередачиеговращенияклопастям,рычажныемеханизмысцентробежнымигрузамииограничителямиходагрузов,имеющимивсвоемсоставеподвепружиныразнойжесткостисобеспечениемвозможностиихпоследовательноговключениявработу,отличающийсятем,чтоцентробежныегрузысвязанынепосредственносваломцентробежногорегуляторарычажнымимеханизмами,каждыйизкоторыхявляетсяшарнирнымдвухкоромысловымчетырехзвенником,расположеннымвплоскости,параллельнойплоскостивращенияветроколеса.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-2 из 2.
11.03.2019
№219.016.d7dc

Источник вторичного электропитания

Изобретение относится к области электротехники, точнее к агрегатам резервного или бесперебойного питания сети постоянного тока, особенно работающей от нестабильных источников электроэнергии, мощность которых может меняться в широких пределах (ветро-, гидро-, фото- и т.п. электрические станции)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002215354
Дата охранного документа: 27.10.2003
10.04.2019
№219.017.0133

Источник вторичного электропитания

Изобретение относится к области электротехники, а точнее к агрегатам резервного или бесперебойного питания сети постоянного тока, преимущественно работающей от нестабильных источников электропитания, мощность которых может меняться в широких пределах (ветро, гидро, фото и т.п. электростанции)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002234182
Дата охранного документа: 10.08.2004
Показаны записи 1-10 из 20.
20.02.2019
№219.016.bd6f

Способ бесперебойного электроснабжения потребителей электроэнергетической системы, работающей на возобновляемых источниках энергии (варианты)

Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к области электроснабжения потребителей, подключенных к электроэнергетической системе, работающей на нестабильных возобновляемых источниках энергии (ветро, гидро, фото и т. п. электрические станции). Технический результат заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002208890
Дата охранного документа: 20.07.2003
20.02.2019
№219.016.bdb6

Ветроколесо ветроэнергетической установки горизонтально-осевого типа

Изобретение относится к ветроэнергетике, в частности к устройствам для автоматического регулирования угла поворота лопастей, и может быть использовано при создании ветроэнергетических установок. Технический результат заключается в обеспечении устойчивости ветроколеса (исключении возможности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002235902
Дата охранного документа: 10.09.2004
11.03.2019
№219.016.d7dc

Источник вторичного электропитания

Изобретение относится к области электротехники, точнее к агрегатам резервного или бесперебойного питания сети постоянного тока, особенно работающей от нестабильных источников электроэнергии, мощность которых может меняться в широких пределах (ветро-, гидро-, фото- и т.п. электрические станции)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002215354
Дата охранного документа: 27.10.2003
11.03.2019
№219.016.de45

Способ удаления газа из жидкостной системы

Изобретение относится к удалению газа из рабочих магистралей сложных гидроприводов и различных жидкостных систем (топливных, масляных и др.) и может быть использовано в машиностроении, авиации, транспорте и т.д. Осуществляют прокачку магистралей рабочей жидкостью со сливом через дренажный узел...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002188692
Дата охранного документа: 10.09.2002
29.03.2019
№219.016.ef7d

Авиационный комплекс (варианты)

Изобретение относится к топливным системам летательных аппаратов. Комплекс состоит из самолета-носителя, на узле внешней подвески которого размещен отделяемый беспилотный летательный аппарат, в полости корпуса которого расположен маршевый двигатель с возможностью его выдвижения в рабочее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002242404
Дата охранного документа: 20.12.2004
10.04.2019
№219.017.0133

Источник вторичного электропитания

Изобретение относится к области электротехники, а точнее к агрегатам резервного или бесперебойного питания сети постоянного тока, преимущественно работающей от нестабильных источников электропитания, мощность которых может меняться в широких пределах (ветро, гидро, фото и т.п. электростанции)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002234182
Дата охранного документа: 10.08.2004
10.04.2019
№219.017.0136

Система управления летательным аппаратом

Изобретение относится к области систем управления летательными аппаратами и может быть использовано в авиационной и ракетной технике. Система содержит формирователи каналов тангажа, курса и крена, входы которых соединены с входами системы по сигналам управления, сигналам свободных гироскопов и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002234725
Дата охранного документа: 20.08.2004
10.04.2019
№219.017.01a6

Ветроколесо (варианты)

Изобретение относится к области ветроэнергетики, а именно к конструкциям ветроколес с горизонтальной и вертикальной осью вращения, и может быть использовано при создании высокоэкономичных ветроэнергетических установок. Предлагаемым изобретением решается техническая задача повышения разницы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002229034
Дата охранного документа: 20.05.2004
10.04.2019
№219.017.01ff

Система управления беспилотным летательным аппаратом

Изобретение относится к области систем управления беспилотными летательными аппаратами (БЛА) и может быть использовано в авиационной и ракетной технике. Технический результат заключается в повышении эффективности бортовой системы управления БЛА в условиях учебно-боевых пусков, т.е. в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002212702
Дата охранного документа: 20.09.2003
10.04.2019
№219.017.0a96

Устройство автоматической блокировки с рельсовыми цепями тональной частоты без изолирующих стыков

Изобретение относится к устройствам сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте, в частности к устройствам интервального регулирования движения поездов на перегонах. Заявляемое устройство на примере блок-участка, на котором организованы первая и вторая рельсовые цепи,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002149785
Дата охранного документа: 27.05.2000
+ добавить свой РИД