×
29.06.2019
219.017.9b82

ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Использование: в узлах трения скольжения в широком диапазоне нагрузок и скоростей, в интервале температур от минус 60 до плюс 150С. Сущность: состав содержит, мас.%: стеарат лития - 5-12; 12-оксистеарат лития - 5-12; одновалентная окись меди (закись меди, CuO) - 5-10, низкомолекулярный полиизобутилен - 0,2-3; дифениламин - 0,1-1,0; поли-альфа-олефиновое масло с вязкостью 4-5 сСт при 100С - 20-40; сложный эфир пентаэритритового спирта и синтетических жирных кислот фракции С-С - остальное. Технический результат - расширение температурного диапазона применения, повышение прочностных и смазывающих свойств. 2 табл.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области создания пластичных смазок, работоспособных в узлах трения скольжения в широком диапазоне нагрузок и скоростей, в интервале температур от минус 60 до плюс 150oС.

В настоящее время значительно возросли требования по работоспособности, предъявляемые к пластичным смазкам для подшипников скольжения. Смазки должны обеспечить длительный ресурс работы подшипников при нагрузках до 150 МПа. Для обеспечения длительного ресурса работы подшипников скольжения смазки должны обладать хорошими смазочными, антифрикционными и антикоррозионными свойствами, специфическими реологическими свойствами, обеспечивающими хорошую подпитку узлов трения и минимальные энергетические затраты на трение.

Известны пластичные смазки для узлов трения скольжения, соответствующие спецификациям США MIL-G-81827 и MIL-G-21164 С, Mobilgrease-29, фирмы "Mobil oil", Aeroshell-17, фирмы "Shell oil", Isoflex PDL 300 А, фирмы "Kluber Lubr" и др. (В.В.Синицын. Пластичные смазки за рубежом. М., Химия, 1983). Две первые смазки содержат загущенные гекторитовой глиной углеводородные синтетические масла, с добавкой не менее 5% дисульфида молибдена. Смазка Isoflex PDL 300 А является мыльной (литиевое или кальциевое мыло), также на синтетическом углеводородном масле.

У всех указанных смазок ресурс работы в узле трения при одноразовой заправке довольно низок, т. е. они требуют систематической подпитки узла трения.

Известна смазка (пат. РФ 2114161, кл.С 10 М 169/06), содержащая, мас.%:
12-Оксистеарат лития - 4-7
Стеарат лития - 10-14
Диалкилдитиофосфат цинка - 4-6
Нитрованное масло - 1-1,5
Нефтяное масло с температурой застывания не выше 40oС - Остальное
Смазка отличается невысокими низкотемпературными свойствами и не может применяться в низкотемпературных узлах трения скольжения современной авиационной техники.

Известна смазка (пат. РФ 2103331, кл. С 10 М 125/04) для тяжелонагруженных подшипников скольжения, содержащая, мас.%:
12-Оксистеарат лития - 4,0-4,8
Дисульфид молибдена - 0,4-0,9
Бронзовая пудра - 6-8
Нефтяное масло - Остальное
Смазка характеризуется неудовлетворительными низко- и высокотемпературными свойствами, вытекает из узлов трения скольжения с высокими скоростями перемещения сопряженных деталей.

Известна смазка (пат. РФ 2030451, кл. С 10 М 169/04), содержащая, мас.%:
12-Оксистеарат лития - 3-5
Полиэтилен молекулярной массы 30000-50000 - 0,5-1,5
Полиизобутилен молекулярной массы 10000-20000 - 0,25-1,0
Диалкилдитиофосфат цинка - 0,5-2
Продукт высокотемпературного сульфирования нефтяной фракции (с т.выкип. 240-320oС) - 1,0-5,0
Дисульфид молибдена - 1,0-5,0
Диизооктиловый эфир себациновой кислоты - 1,0-5,0
Нефтяное масло - Остальное
Смазка отличается плохими высокотемпературными свойствами (низкой температурой каплепадения, низкой коллоидной стабильностью) и низкими прочностными свойствами.

Наиболее близок к заявляемому составу состав по авт. св. СССР 1549989, кл. С 10 М 159/04. Смазка содержит, мас.%:
Стеарат лития - 10-13
Дисульфид молибдена - 1-3
Дифениламин - 0,2-0,3
Нефтяная фракция, полученная после отгонки растворителя из рафината экстракции гудрона ацетоном - 0,01-0,1
Минеральное масло - Остальное
Недостатками состава, взятого в качестве прототипа, являются узкий температурный диапазон применения, а также недостаточная работоспособность в зоне трения скольжения. Реологические характеристики прототипа (предел прочности, эффективная вязкость) не соответствуют оптимальным для смазок, применяемых в узлах трения скольжения.

Задачей предлагаемого изобретения является создание пластичной смазки, обладающей высокими антифрикционными, противоизносными и противозадирными свойствами в зоне трения в подшипниках скольжения, работающей в широком температурном диапазоне.

Поставленная задача достигается предложенным составом пластичной смазки для тяжелонагруженных узлов трения скольжения, в который входят углеводородное масло, стеарат лития и дифениламин. Состав смазки отличается тем, что в качестве углеводородного масла используют полиальфаолефиновое масло с вязкостью 4-5 сСт, при 100oС и смазка дополнительно содержит сложный эфир пентаэритритового спирта и синтетических жирных кислот фракции С59, 12-оксистеарат лития, одновалентную окись меди (закись меди Сu2О), и низкомолекулярный полиизобутилен при следующем соотношении компонентов, маc.%:
Стеарат лития - 5-12
12-Оксистеарат лития - 5-12
Одновалентная окись меди (закись меди, Сu2О) - 5-10
Низкомолекулярный полиизобутилен - 0,2-3
Дифениламин - 0,1-1,0
Полиальфаолефиновое масло с вязкостью 4-5 сСт при 100oС - 20-40
Сложный эфир пентаэритритового спирта и синтетических жирных кислот фракции С59 - Остальное
Заявленная пластичная смазка в качестве основы содержит углеводородное масло, в качестве которого используют синтетическое полиальфаолефиновое масло с вязкостью 4-5 сСт, при 100oС вместо минеральной углеводородной основы в виде нефтяной фракции, полученной после отгонки растворителя из рафината экстракции гудрона ацетоном, и минерального масла, и дополнительно содержит сложный эфир пентаэритритового спирта и синтетических жирных кислот фракции C5-C9. Смазка также содержит стеарат лития в качестве загущающего компонента и дифениламин в качестве антиокислителя, а также дополнительно содержит следующие компоненты:
1) второй загущающий компонент 12-оксистеарат лития;
2) одновалентную окись меди (закись меди, Сu2О) в качестве антифрикционного и противоизносного компонента;
3) низкомолекулярный полиизобутилен в качестве адгезионной присадки.

Для получения смазки используют стеарат лития по СТП 38-316-78, 12-оксистеарат лития по СТП 019950-401-010-80, одновалентную окись меди (закись меди) по ТУ 6-09-765-85, низкомолекулярный полиизобутилен, в частности Октол-600 марки "Б", по ТУ 38.001179-74, дифениламин по ТУ 6-09-5467-90, сложный эфир пентаэритритового спирта и синтетических жирных кислот фракции С59 по ТУ 38-1011027-85, дифениламин по ТУ 6-09-5467-90. В качестве углеводородного масла используют полиальфаолефиновое масло (в том числе масло ПАОМ-5 по СТП 019950-401-061-97).

Предлагаемую смазку готовят смешением компонентов при нагревании до температуры 205-210oС с последующей гомогенизацией полученного состава.

По вышеуказанной технологии приготовлены 6 образцов смазок, охватывающих весь спектр заявляемых концентраций (табл.1).

Исследованы следующие свойства изготовленных смазок (табл.2):
1. Температура каплепадения по ГОСТ 6793.

2. Предел прочности при сдвиге при 50oС по ГОСТ 7143, метод Б.

3. Эффективная вязкость по ГОСТ 7163, при -50oС и D=10 с-1.

4. Коллоидная стабильность по ГОСТ 7142.

5. Смазывающие свойства на ЧШМ по ГОСТ 9490.

6. Трибохимическая стабильность на ПМТ по ОСТ 38.01416.

7. Работоспособность при трении скольжения на стенде 16Т-23-1 при 120oС и нагрузке 500 кг.

Данные табл.2 показывают, что заявляемый состав пластичной смазки превосходит прототип по всем испытанным показателям, а именно по широте температурного диапазона применения (выше температура каплепадения, ниже эффективная вязкость), по уровню прочностных свойств (при трении в подшипниках скольжения оптимальным является уровень 100-200 Па), по смазывающим свойствам на ЧШМ, трибостабильности на ПМТ, а главное по работоспособности в зоне трения скольжения, определенной на стенде, имитирующем условия работы смазки в шарнирных подшипниках агрегатов шасси самолетов и систем поворота крыла.

Пластичнаясмазкадлятяжелонагруженныхузловтренияскольжения,содержащаяуглеводородноемасло,стеаратлития,дифениламин,отличающаясятем,чтовкачествеуглеводородногомасласодержитполиальфаолефиновоемаслосвязкостью4-5сСтпри100°СидополнительносодержитсложныйэфирпентаэритритовогоспиртаисинтетическихжирныхкислотфракцииС-С,12-оксистеаратлития,одновалентнуюокисьмеди(закисьмедиCuO)инизкомолекулярныйполиизобутиленприследующемсоотношениикомпонентов,маc.%:Стеаратлития5-1212-Оксистеаратлития5-12Одновалентнаяокисьмеди(закисьмеди,CuO)5-10Низкомолекулярныйполиизобутилен0,2-3Дифениламин0,1-1,0Полиальфаолефиновоемаслосвязкостью4-5сСтпри100°С20-40СложныйэфирпентаэритритовогоспиртаисинтетическихжирныхкислотфракцииC-CОстальное
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
11.03.2019
№219.016.da05

Топливо для спортивных автомобилей

Изобретение относится к нефтепереработке, а также к автомобильной промышленности. Сущность: топливо содержит в мас.%: 1-35 изооктана, 0,05-0,5 масла моторного для двухтактных двигателей, 10-30 высокооктанового оксигената, 10-45 ароматических углеводородов, до 25 изомеризата, до 10 алкилата и до...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002337128
Дата охранного документа: 27.10.2008
29.03.2019
№219.016.f03a

Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения

Изобретение относится к области создания пластичных смазок, работоспособных в узлах трения качения в широком диапазоне нагрузок и скоростей, в интервале температур от минус 60 до плюс 200°С. Сущность: смазка содержит, мас.%: комплексное кальциевое мыло стеариновой и уксусной кислот 10-20;...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02233313
Дата охранного документа: 27.07.2004
29.03.2019
№219.016.f68c

Способ гидрирования бензола

Изобретение относится к способу гидрирования бензола в адиабатическом реакторе полочного типа путем контактирования бензола с катализатором, расположенным на полках, при повышенных температуре и давлении в присутствии водородсодержащего газа, подаваемого в реактор вместе с бензолом в верхнюю...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002400463
Дата охранного документа: 27.09.2010
19.04.2019
№219.017.2cc4

Способ получения топлива для летательных аппаратов

Использование: изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к способу получения топлива для летательных аппаратов. Нефтяное сырье контактируют с водородсодержащим газом при повышенных температуре и давлении в присутствии катализатора. Сущность: в качестве сырья...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002292380
Дата охранного документа: 27.01.2007
13.06.2019
№219.017.8246

Способ получения автомобильного бензина

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа получения автомобильного бензина на основе бензиновой фракции каталитического крекинга, включающего каталитический крекинг сырья, в качестве которого используют смесь прямогонного вакуумного газойля и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002418844
Дата охранного документа: 20.05.2011
19.06.2019
№219.017.8c43

Смазочное масло для газовых турбин

Использование: для смазки перспективных газотурбинных двигателей в составе газоперекачивающих агрегатов и других видов техники с газовой турбиной. Масло содержит, мас. %: термостабильный диизооктилсебацинат 10,0 - 15,0, 2,6-дитретбутилпаракрезол 0,5 - 3,0, алкилированный дифениламин 0,2 - 0,5,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002185423
Дата охранного документа: 20.07.2002
29.06.2019
№219.017.9dd5

Способ получения тяжелого нефтяного топлива

Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к способу получения тяжелого нефтяного топлива из нефтяных остатков, включающего перегонку мазута в вакуумной колонне, выделение из куба вакуумной колонны перегонки мазута тяжелого нефтяного сырья - гудрона и подачу его или смесь его с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002374298
Дата охранного документа: 27.11.2009
10.07.2019
№219.017.aa93

Композиция для высокотемпературного антифрикционного покрытия

Изобретение относится к композиции для высокотемпературного антифрикционного покрытия, содержащей 50%-ную водную суспензию политетрафторэтилена, слюду, неионогенное поверхностно-активное вещество и воду. Композиция дополнительно содержит графит, 50%-ный раствор силиката натрия и 0,1%-ный водный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002282650
Дата охранного документа: 27.08.2006
Показаны записи 1-8 из 8.
11.03.2019
№219.016.d6d9

Пакет присадок к маслам моторным, масло моторное

Использование: в области нефтепереработки и нефтехимии. Сущность: пакет присадок содержит в мас.%: алкил(С-С)салицилат кальция 10-50 и продукт взаимодействия нейтрального и высокощелочного сульфонатов кальция с алкил(С-С)салициловой кислотой до 100. Причем продукт взаимодействия содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002245900
Дата охранного документа: 10.02.2005
11.03.2019
№219.016.d6db

Пакет присадок к маслам моторным, масло моторное

Использование: в области нефтепереработки и нефтехимии, а также в автомобильной промышленности. Сущность: пакет присадок содержит в мас.%: алкил(С-С)салицилат кальция 10-40, высокощелочной сульфонат магния 5-15 и до 100 продукт взаимодействия нейтрального и высокощелочного сульфонатов кальция...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002245899
Дата охранного документа: 10.02.2005
20.03.2019
№219.016.e4e4

Промывочное масло

Использование: в области нефтепереработки и автомобильной промышленности, конкретно при проведении регламентной замены моторного масла, в частности, в двигателях автомобилей модели "ВАЗ". Масло содержит, мас.%: нейтральный сульфонат кальция 2,5-4,5; сукцинимидная присадка 0,5-1,5; нефтяная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02218383
Дата охранного документа: 10.12.2003
29.03.2019
№219.016.f03a

Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения

Изобретение относится к области создания пластичных смазок, работоспособных в узлах трения качения в широком диапазоне нагрузок и скоростей, в интервале температур от минус 60 до плюс 200°С. Сущность: смазка содержит, мас.%: комплексное кальциевое мыло стеариновой и уксусной кислот 10-20;...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02233313
Дата охранного документа: 27.07.2004
10.04.2019
№219.016.ff6b

Защитный смазочный материал

Использование: в области нефтепереработки и нефтехимии. Сущность изобретения: материал содержит в мас.%: алкилбензолсульфонат кальция 15,0-25,0, высшие алифатические амины фракции С-С 1,0-6,0, твердые нефтяные углеводороды 1,0-4,0, алкилфенол фракции C-C1,0-5,0, бензотриазол 0,1-0,8,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002260618
Дата охранного документа: 20.09.2005
29.05.2019
№219.017.64f0

Пакет присадок к моторным маслам, моторное масло

Использование: в области нефтепереработки и нефтехимии, а также в автомобильной промышленности, предназначено для использования в бензиновых автомобильных двигателях. Пакет присадок содержит, в мас.%: дитиофосфат цинка 15-30, алкил(С-С)салицилат кальция 15-40, беззольный азотсодержащий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02235120
Дата охранного документа: 27.08.2004
19.06.2019
№219.017.8c43

Смазочное масло для газовых турбин

Использование: для смазки перспективных газотурбинных двигателей в составе газоперекачивающих агрегатов и других видов техники с газовой турбиной. Масло содержит, мас. %: термостабильный диизооктилсебацинат 10,0 - 15,0, 2,6-дитретбутилпаракрезол 0,5 - 3,0, алкилированный дифениламин 0,2 - 0,5,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002185423
Дата охранного документа: 20.07.2002
29.06.2019
№219.017.9ba1

Способ защиты углов трехмерных микромеханических структур на кремниевой пластине при глубинном анизотропном травлении

Изобретение относится к микромеханике, преимущественно к технологии изготовления микропрофилированных интегральных механоэлектрических тензопреобразователей, и может быть использовано при разработке и производстве интегральных датчиков механических величин или микроэлектромеханических систем,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02220475
Дата охранного документа: 27.12.2003
+ добавить свой РИД