×
19.04.2019
219.017.2cc4

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВА ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Использование: изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к способу получения топлива для летательных аппаратов. Нефтяное сырье контактируют с водородсодержащим газом при повышенных температуре и давлении в присутствии катализатора. Сущность: в качестве сырья используют газойли вторичных процессов с содержанием не менее 50 мас.% ароматических углеводородов. Способ проводят в системе реакторов с раздельными реакционными зонами, заполненными никель-вольфрамовым или никель-молибденовым катализатором в сульфидной форме. Не менее 30 об.% водородсодержащего газа подают на смешение с сырьем, а остальное количество распределяют по 12-21 реакционным зонам реакторов. В качестве целевого продукта выделяют фракцию, выкипающую внутри интервала температур 190-280°С. Причем процесс осуществляют при давлении 26-30 МПа, температуре 330-450°С, объемной скорости подачи сырья 0,3-1,0 час, соотношении водород/сырье 1500-3000 нм/м. Способ позволяет упростить технологическую схему процесса с получением топлива, обладающего высокими энергетическими и эксплуатационными характеристиками. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к способу получения топлива для летательных аппаратов.

Известен способ получения топлива для летательных аппаратов путем глубокого гидрирования прямогонных керосиновых дистиллятов в присутствии палладиевого катализатора при давлении 4-5 МПа, температуре 320°С, объемной скорости подачи сырья 1 час-1, соотношении водород/сырье 1000 м33 с предварительной глубокой гидроочисткой исходного сырья от азотистых и сернистых соединений.

В результате получают топливо с низким содержанием ароматических углеводородов (менее 10 мас.%) и высокой плотностью (порядка 840 кг/м3).

(Н.М.Лихтерова, В.А.Хавкин и др. Исследование влияния сернистых и азотистых соединений на процесс деароматизации керосиновых фракций. «Химия и технология топлив и масел», №12, 1977 г., с.8-10).

Недостатками данного способа являются возможность его реализации лишь с использованием керосиновых дистиллятов уникальных нефтей нафтенового основания (типа троицко-анастасьевской), а также необходимость проведения предварительной глубокой гидроочистки исходного сырья, что существенно ограничивает возможности реализации способа на практике.

Известен также способ получения топлива для летательных аппаратов путем гидрокрекинга вакуумных дистиллятов в присутствии цеолитсодержащего катализатора с предварительной глубокой гидроочисткой исходного сырья. Способ осуществляют при давлении 15-17 МПа, температуре 360-380°С - на стадии предварительной глубокой гидроочистки исходного сырья и 400-430°С - на стадии гидрокрекинга, объемной скорости подачи сырья 1-2 час-1.

Способ позволяет получить 60-80 мас.% реактивного топлива. Качество реактивного топлива соответствует требованиям на массовые виды топлива типа РТ (содержание ароматических углеводородов 18-22 мас.%, плотность 775-790 кг/м3).

(В.М.Курганов, А.Б.Горштейн и др. Гидрокрекинг дистиллятного сырья. «Химия и технология топлив и масел», №9, 1986 г., с.4-7).

Однако этот способ не позволяет получить реактивное топливо, отвечающее стандартам на малоароматизированные продукты (типа «нафтила», топлива Т-6), для которых необходимо обеспечить более низкое содержание ароматических углеводородов при повышенной плотности целевого продукта. К недостаткам способа относятся и возможность его применения лишь для прямогонных видов сырья, а также необходимость осуществления способа по двухстадийной технологии, что существенно усложняет технологию производства топлива.

Наиболее близким к заявленному является способ получения топлива для летательных аппаратов путем глубокого гидрирования легкого газойля каталитического крекинга, включающего гидрогенизацию сырья в присутствии сульфидного никель-вольфрамового катализатора с последующей каталитической гидродепарафинизацией полученного гидрогенизата на цеолитсодержащем катализаторе. Гидрирование и каталитическую гидродепарафинизацию осуществляют в одном гидрогенизационном блоке (из трех реакторов) высокого давления с последовательно загруженными катализаторами гидрирования и гидродепарафинизации при давлении 25-30 МПа, температуре 350-410°С, объемной скорости подачи сырья 0,3-1,0 час -1.

В результате получают топливо для летательных аппаратов, характеризующееся плотностью порядка 840 кг/м3, содержанием ароматических углеводородов 8 мас.%, что соответствует требованиям к топливу Т-6.

(Е.Д.Радченко, В.А.Хавкин и др. Гидрогенизационные процессы производства реактивных топлив. «Химия и технология топлив и масел», №9, 1993 г., с.32).

Недостатками данного способа являются:

- проведение двухстадийной гидропереработки сырья с применением сложной загрузки катализаторов различных типов;

- ограниченность сырьевых ресурсов производства топлива (исключительно газойлевые фракции каталитического крекинга), что существенно сокращает возможность применения способа в схемах действующих НПЗ.

Задачей предлагаемого изобретения является упрощение технологической схемы получения топлива для летательных аппаратов и расширение сырьевых ресурсов его производства при одновременном обеспечении глубокой степени деароматизации сырья и высокой плотности получаемого топлива.

Для решения поставленной задачи предлагается способ получения топлива для летательных аппаратов путем контактирования нефтяного сырья с водородсодержащим газом при повышенных температуре и давлении в присутствии катализатора. Способ отличается тем, что в качестве сырья используют газойли вторичных процессов с содержанием не менее 50 мас.% ароматических углеводородов и его осуществляют в системе реакторов с раздельными реакционными зонами, заполненными никель-вольфрамовым или никель-молибденовым катализатором в сульфидной форме, при этом не менее 30 об.% водородсодержащего газа подают на смешение с сырьем, а остальное количество распределяют по 12-21 реакционным зонам реакторов, и в качестве целевого продукта выделяют фракцию, выкипающую внутри интервала температур 190-280°С.

Причем процесс осуществляют при давлении 26-30 МПа, температуре 330-450°С, объемной скорости подачи сырья 0,3-1,0 час-1, соотношении водород/сырье 1500-3000 нм33.

Указанные отличия позволяют упростить технологическую схему получения топлива для летательных аппаратов, т.к. процесс гидрирования осуществляют с применением катализатора одного типа, также позволяют использовать в качестве исходного сырья не только газойль каталитического крекинга, но и газойли других вторичных процессов, получать топливо для летательных аппаратов, характеризующееся плотностью не менее 830 кг/м3, содержанием ароматических углеводородов не более 10 мас.%, температурой начала кристаллизации не выше -60°С, а также обладающего высокими энергетическими и эксплуатационными характеристиками.

Ниже приведены конкретные примеры заявляемого способа.

Пример 1

Предлагаемый способ осуществляют в системе реакторов, содержащей в общей сложности 21 реакционную зону. В качестве сырья используют смесь газойлей каталитического крекинга и коксования с содержанием 80 мас.% ароматических углеводородов. Сырье подают в реакторы, где осуществляют его контактирование с водородсодержащим газом при температуре 450°С, давлении 30 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,3 час-1, соотношении водород/сырье 3000 нм33 в присутствии никель-вольфрамового катализатора в сульфидной форме, при этом 30 об.% водородсодержащего газа подают на смешение с исходным сырьем, а остальное количество равномерно распределяют по реакционным зонам реакторов. В результате после разгонки гидрогенизата получают топливную фракцию, выкипающую внутри интервала температур 190-265°С, характеризующуюся плотностью 833 кг/м3, содержанием ароматических углеводородов 3 мас.%, температурой начала кристаллизации ниже -60°С и отвечающую по своим показателям требованиям ТУ на топливо «нафтил» (после введения антиокислительной присадки ионол).

Материальный баланс разгонки гидрогенизата:
мас.%
Бензиновая фракция22
Топливная фракция53
Остаток25
Итого100

Пример 2

Предлагаемый способ осуществляют в системе реакторов, содержащей в общей сложности 16 реакционных зон. В качестве сырья используют смесь газойлей каталитического крекинга и коксования с содержанием 65 мас.% ароматических углеводородов. Сырье подают в реакторы, где осуществляют его контактирование с водородсодержащим газом при температуре 400°С, давлении 28 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5 час-1, соотношении водород/сырье 2000 нм33 в присутствии никель-вольфрамового катализатора в сульфидной форме, при этом 50 об.% водородсодержащего газа подают на смешение с исходным сырьем, а остальное количество равномерно распределяют по реакционным зонам реакторов. В результате после разгонки гидрогенизата получают топливную фракцию, выкипающую внутри интервала температур 190-255°С, характеризующуюся плотностью 835 кг/м, содержанием ароматических углеводородов 4 мас.%, температурой начала кристаллизации ниже -60°С и отвечающую по своим показателям требованиям ТУ на топливо «нафтил» (после введения антиокислительной присадки ионол).

Материальный баланс разгонки гидрогенизата:
мас.%
Бензиновая фракция19
Топливная фракция50
Остаток31
Итого100

Пример 3

Предлагаемый способ осуществляют в системе реакторов, содержащей в общей сложности 12 реакционных зон. В качестве сырья используют смесь газойлей каталитического крекинга и коксования с содержанием 50 мас.% ароматических углеводородов. Сырье подают в реакторы, где осуществляют его контактирование с водородсодержащим газом при температуре 330°С, давлении 26 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,0 час-1, соотношении водород/сырье 1500 нм33 в присутствии никель-молибденового катализатора в сульфидной форме, при этом 65 об.% водородсодержащего газа подают на смешение с исходным сырьем, а остальное количество равномерно распределяют по реакционным зонам реакторов. В результате после разгонки гидрогенизата получают топливную фракцию, выкипающую внутри интервала температур 190-280°С, характеризующуюся плотностью 841 кг/м3, содержанием ароматических углеводородов 9 мас.%, температурой начала кристаллизации ниже -60°С и отвечающую по своим показателям требованиям ГОСТа на топливо Т-6 (после введения антиокислительной и противоизносной присадки).

Материальный баланс разгонки гидрогенизата:
мас.%
Бензиновая фракция18
Топливная фракция54
Остаток28
Итого100

1.Способполучениятопливадлялетательныхаппаратовпутемконтактированиянефтяногосырьясводородсодержащимгазомприповышенныхтемпературеидавлениивприсутствиикатализатораспоследующимвыделениемтопливапутемректификациигидрогенизата,отличающийсятем,чтовкачествесырьяиспользуютгазойливторичныхпроцессовссодержаниемнеменее50мас.%ароматическихуглеводородов,способосуществляютвсистемереакторовсраздельнымиреакционнымизонами,заполненныминикель-вольфрамовымилиникель-молибденовымкатализаторомвсульфиднойформе,приэтомнеменее30об.%водородсодержащегогазаподаютнасмешениессырьем,аостальноеколичествораспределяютпо12-21реакционнымзонамреакторов,ивкачествецелевогопродуктавыделяютфракцию,выкипающуювнутриинтервалатемператур190-280°С.12.Способпоп.1,отличающийсятем,чтопроцессосуществляютпридавлении26-30МПа,температуре330-450°С,объемнойскоростиподачисырья0,3-1,0ч,соотношенииводород/сырье1500-3000нм/м.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 15.
20.06.2015
№216.013.5718

Датчик погасания пламени

Датчик погасания пламени предназначен для непрерывного контроля факела горелок котельного оборудования и печей, при сжигании твердого, жидкого, газообразного топлива для разогрева сырья и теплоносителей. Непрерывный контроль необходим для работы систем безопасности горелок печи, котла,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553826
Дата охранного документа: 20.06.2015
27.07.2015
№216.013.6755

Сигнализатор довзрывоопасных концентраций

Сигнализатор может быть использован для контроля довзрывоопасных концентраций газов и паров в воздухе производственных помещений и рабочих зон. Сигнализатор довзрывоопасных концентраций состоит из одинарного термокаталитического элемента, генератора стабильного тока, источников опорного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558006
Дата охранного документа: 27.07.2015
11.03.2019
№219.016.da05

Топливо для спортивных автомобилей

Изобретение относится к нефтепереработке, а также к автомобильной промышленности. Сущность: топливо содержит в мас.%: 1-35 изооктана, 0,05-0,5 масла моторного для двухтактных двигателей, 10-30 высокооктанового оксигената, 10-45 ароматических углеводородов, до 25 изомеризата, до 10 алкилата и до...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002337128
Дата охранного документа: 27.10.2008
29.03.2019
№219.016.f03a

Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения

Изобретение относится к области создания пластичных смазок, работоспособных в узлах трения качения в широком диапазоне нагрузок и скоростей, в интервале температур от минус 60 до плюс 200°С. Сущность: смазка содержит, мас.%: комплексное кальциевое мыло стеариновой и уксусной кислот 10-20;...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02233313
Дата охранного документа: 27.07.2004
29.03.2019
№219.016.f3b1

Гидравлический резак

Изобретение может быть использовано для гидравлической выгрузки нефтяного кокса из реакторов установок замедленного коксования. Гидравлический резак опускают в реактор до верхнего уровня кокса и включают водяной насос высокого давления. Вода под высоким давлением через горловину фланца 13 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002367678
Дата охранного документа: 20.09.2009
29.03.2019
№219.016.f68c

Способ гидрирования бензола

Изобретение относится к способу гидрирования бензола в адиабатическом реакторе полочного типа путем контактирования бензола с катализатором, расположенным на полках, при повышенных температуре и давлении в присутствии водородсодержащего газа, подаваемого в реактор вместе с бензолом в верхнюю...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002400463
Дата охранного документа: 27.09.2010
29.03.2019
№219.016.f873

Поглотительная масса для очистки карбидного ацетилена от примесей

Изобретение относится к области газоочистки. Предложена поглотительная масса для очистки карбидного ацетилена от примесей на основе гранулированного угля АР-Б следующего состава, мас.%: гранулированный уголь АР-Б 95,0-98,0, йодистый калий 1,5-4,0, вода - остальное. Изобретение позволяет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02185235
Дата охранного документа: 20.07.2002
18.05.2019
№219.017.55a5

Способ гидрооблагораживания и каталитической депарафинизации компонентов минеральных масел и система катализаторов для его осуществления

Использование: нефтехимия. Сущность: компоненты минеральных масел подвергают гидрооблагораживанию и каталитической депарафинизации в присутствии каталитической системы, состоящей из катализатора гидрооблагораживания, содержащего никель и молибден в массовом соотношении 1:2-3 соответственно при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02220186
Дата охранного документа: 27.12.2003
18.05.2019
№219.017.57ba

Способ активации катализаторов риформинга

Изобретение относится к способам активации катализаторов риформинга и может быть использовано в нефтеперерабатывающей, нефтехимической и газовой промышленности. Изобретение касается способа активации платиносодержащего катализатора риформинга путем его обработки при повышенной температуре...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002373996
Дата охранного документа: 27.11.2009
13.06.2019
№219.017.8246

Способ получения автомобильного бензина

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа получения автомобильного бензина на основе бензиновой фракции каталитического крекинга, включающего каталитический крекинг сырья, в качестве которого используют смесь прямогонного вакуумного газойля и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002418844
Дата охранного документа: 20.05.2011
Показаны записи 1-10 из 50.
27.05.2013
№216.012.43bc

Способ получения гетерогенного катализатора для получения ценных и энергетически насыщенных компонентов бензинов

Изобретение относится к способам получения катализаторов. Описан способ получения гетерогенного катализатора для получения ценных и энергетически насыщенных компонентов бензинов путем алкилирования изобутана олефинами на основе цеолита типа NaNHY при остаточном содержании оксида натрия не более...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482917
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.10.2013
№216.012.72f2

Способ получения углеводородного топлива для ракетной техники

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа получения углеводородного топлива повышенной плотности для ракетной техники, включающего ректификацию предварительно стабилизированного газового конденсата Валанжинской залежи с выделением низкокипящей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495083
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.12.2013
№216.012.87e4

Способ приготовления катализатора для синтеза метанола и конверсии монооксида углерода

Изобретение относится к области катализа. Описан способ приготовления катализатора для синтеза метанола и конверсии монооксида углерода, включающий осаждение на предварительно осажденный стабилизатор азотнокислых солей меди, цинка и алюминия из растворов нитратов меди, цинка и алюминия...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500470
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.06.2014
№216.012.cdd9

Цеолитсодержащий катализатор депарафинизации масляных фракций

Изобретение относится к катализаторам нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и может быть применено при производстве и использовании катализаторов депарафинизации масляных фракций. Предложен цеолитсодержащий катализатор на основе высококремнеземного цеолита, включающий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518468
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.06.2014
№216.012.d15b

Поглотитель хлористого водорода

Изобретение относится к очистке газов от галогеносодержащих соединений. Предложен поглотитель хлористого водорода, содержащий 40,0-80,0% оксида цинка, 2,0-10,0 % оксида кальция и оксид алюминия. Источником оксидов цинка, кальция и алюминия является реакционная смесь, содержащая оксид цинка,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519366
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.07.2014
№216.012.df88

Компрессорное масло

Настоящее изобретение относится к компрессорному маслу, содержащему базовое нефтяное масло и полиметилсилоксан, при этом оно дополнительно содержит 4,4'-динонилдифениламин, пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенилпропионовой кислоты, 1,2,3-бензотриазол, сложный эфир...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523010
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.09.2014
№216.012.f12e

Способ получения низкозастывающего дизельного топлива

Изобретение относится к способу получения низкозастывающего дизельного топлива путем гидрогенизационной переработки нефтяного сырья в присутствии катализаторов, при повышенных температуре и давлении, и последующей ректификации гидрогенизата с выделением легкой и тяжелой дизельных фракций,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527564
Дата охранного документа: 10.09.2014
20.10.2014
№216.012.feec

Способ приготовления никельхромпалладиевого катализатора для очистки отходящих газов от оксида углерода и углеводородов

Изобретение относится к производству катализаторов для очистки отходящих промышленных газов от примесей оксида углерода и углеводородов и может быть использовано в области химической, нефтехимической и газовой промышленности. Предложенный способ приготовления катализатора для очистки отходящих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531116
Дата охранного документа: 20.10.2014
10.12.2014
№216.013.0ed4

Катализатор и способ гидроизомеризации дизельных дистиллятов с его использованием

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к катализаторам для гидроизомеризации нефтяного сырья. Предлагаемый катализатор включает гидрирующий металлический компонент на носителе, содержащем цеолит и оксид алюминия. При этом в качестве гидрирующего металлического компонента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535213
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.12.2014
№216.013.15a5

Способ приготовления катализатора для гидроочистки нефтяных фракций

Изобретение относится к области получения катализаторов для гидроочистки нефтяных фракций. Согласно изобретению в гидроксид алюминия вводят измельченное алюмооксидное соединение в присутствии фосфорной и борной кислот. В качестве алюмооксидного соединения используют крошку оксида алюминия или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536965
Дата охранного документа: 27.12.2014
+ добавить свой РИД