×
27.06.2019
219.017.98ae

Результат интеллектуальной деятельности: Система сбора и передачи телеметрической информации

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Заявленное изобретение относится к области передачи телеметрической информации. Технический результат заключается в увеличении потока информации от датчиков с возросшей динамикой. Система сбора и передачи телеметрической информации состоит из подсистемы сбора сообщений от бортовых локальных коммутаторов аналоговых датчиков медленно меняющихся параметров, подсистемы формирования транспортного кадра, передающего устройства транспортного кадра на Землю, причем подсистема сбора сообщений от бортовых локальных коммутаторов аналоговых датчиков медленно меняющихся параметров включает последовательно первый блок обработки данных в соответствии с математической моделью, основанной на использовании адаптивного разностного алгоритма, и второй блок обработки данных в соответствии с математической моделью, основанной на использовании алгоритма прореживания, с формированием пакетов данных и признака готовности выдачи пакета для каждого датчика, а подсистема формирования транспортного кадра, определяющая по признаку готовности выдачи пакетов резерв информативности в кадре, обеспечивает обработку данных в соответствии с математической моделью, основанной на использовании алгоритма перераспределения информации с размещением в кадре дополнительных пакетов от датчиков с возросшей динамикой за счет датчиков с пониженной динамикой. 3 ил.

Предлагаемое изобретение относится к области телеметрии.

В качестве ближайшего аналога предлагаемого изобретения можно выделить систему адаптивного приема, анализа и передачи телеметрической информации, известную из патента на изобретение RU 2313816. Особенностью данного технического решения является то, что задают «n» уровней, распределенных равномерно в рабочем диапазоне датчика по амплитуде, с учетом рабочего диапазона датчика по частоте. Измеренные значения сравнивают с заданными значениями уровней. При совпадении значений измеренного сигнала и соответствующего уровня формируют код-метку, свидетельствующую о достижении параметром этого уровня. Затем передают информацию об изменении параметра по заданным уровням. Одновременно задают контрольные уровни, включающие пороговый уровень, в пределах которого информация не анализируется, предупредительный и предельный уровни. При этом каждый замеренный сигнал после сравнения с заданными «n» уровнями анализируют на соответствие типу процесса и регистрируют медленно меняющиеся процессы последовательно поступающими кодами-метками.

Однако, недостатками известной системы являются, во-первых, необходимость задания для каждого датчикового входа телеметрической системы набора контрольных уровней. Во-вторых, необходимость изменения для каждого нового контролируемого объекта набора контрольных уровней, что, в свою очередь, усложняет эксплуатацию телеметрической системы заказчиком. Кроме того, пороговые уровни устанавливаются расчетным путем, исходя из априорных сведений о датчиках и контролируемом объекте, что при возникновении не учтенной в расчетах нештатной или аварийной ситуации, может привести к потере ценной информации.

В свою очередь, предлагаемое изобретение направлено на дальнейшее повышение эффективности приёма и передачи телеметрической информации, а именно на увеличение потока информации от датчиков с возросшей динамикой при аварийной или нештатной ситуации на борту за счет датчиков с пониженной динамикой, без предварительного задания предупредительных и пороговых уровней.

Техническим результатом заявленного изобретения является максимальное возможное, исходя из имеющегося резерва информативности радиоканала, отображение проблемной области контролируемого объекта на приемной стороне, а также отсутствие необходимости проведения расчетов для задания контрольных уровней и, связанного с этим, риска потери ценной информации.

Для достижения технического результата предложена система сбора и передачи телеметрической информации, включающая совокупность бортовых локальных коммутаторов, аппаратно-программные средства обработки информации, линию передачи данных. В отличие от аналога, в составе аппаратно-программных средств обработки информации выделены подсистема сбора сообщений и блок формирования транспортного кадра. Подсистема сбора сообщений включает последовательно задействуемые: по меньшей мере, один блок локальных коммутаторов аналоговых датчиков медленно меняющихся параметров, и, по меньшей мере, один блок, обеспечивающий обработку данных в соответствии с математической моделью, основанной на использовании адаптивного разностного алгоритма, формирующего признак готовности выдачи пакета для каждого датчика и алгоритма прореживания. Блок формирования транспортного кадра, производящий обработку данных в соответствии с математической моделью, основанной на использовании алгоритма перераспределения информации и обеспечивающей формирование резерва информативности в кадре. Данные математические модели описаны в виде блок-схем на фиг. 1 – алгоритм перераспределения информации (АПИ); фиг. 2 – адаптивный разностный алгоритм (АРА), дополненный алгоритмом прореживания (АРАсП).

Система сбора и передачи телеметрической информации работает следующим образом.

В заявленной системе, предназначенной для сбора телеметрической информации медленно меняющихся параметров от цифровых (сигнальных), температурных и аналоговых датчиков, информация от которых занимает наибольшую часть общей информативности системы, предлагается задействовать алгоритм АРАсП, с целью уменьшения избыточности информации. За счет уменьшения информативности от датчиков с пониженной динамикой предлагается увеличить информативность от датчиков с возросшей динамикой при аварийной или нештатной ситуации на борту, задействовав алгоритм АПИ.

На фиг. 3 представлена блок-схема предлагаемой телеметрической системы.

Как правило, в составе телеметрической системы выделяют подсистему сбора сообщений (ПСС), блок формирования транспортного кадра (БФК), передающее устройство (ПРД) (см. фиг.3). ПСС строится на базе интерфейсной платы (ИП), осуществляющей связь с БФК различного набора типовых локальных коммутаторов (ЛК) датчиков: локальный коммутатор аналоговых датчиков (ЛКА), локальный коммутатор цифровых датчиков (ЛКЦ), локальный коммутатор температурных датчиков (ЛКТ). В случае распределенной структуры телеметрической системы ЛК объединяются в моноблоки сбора сообщений (МСС), каждый из которых имеет интерфейсную плату. Интерфейсная плата осуществляет сбор информации от всех ЛК в МСС, а также формирование и передачу пакетов с информацией в БФК.

Алгоритм АРА является основой модели снижения избыточности информации от аналоговых датчиков и представляет собой алгоритм, предназначенный для накопления информации от датчиков и формирования из нее пакетов данных. При передаче данных, используется пакет фиксированного размера. Сжатие данных происходит за счет передачи не самих измерений, а разности между соседними отсчётами. При этом, в процессе работы алгоритма определяется наибольшее число бит, которое занимает разность между соседними измерениями в пределах одного пакета (признак Δ). Этот признак Δ является показателем избыточности информации для входов с менее динамичным сигналом. Эффективность снижения избыточности можно увеличить алгоритмом АРАсП, совмещающим АРА с алгоритмом прореживания информации. В результате работы АРАсП увеличивается, пропорционально коэффициенту прореживания, максимальный коэффициент сжатия. Освободившаяся информативность используется для передачи информации от датчиков с большей динамичностью сигнала посредством АПИ.

Так как информация от датчиков поступает непрерывно, то алгоритм АПИ работает в цикле. Число измерений от одного датчика на максимальной частоте за время полного цикла АРАсП, соответствующее последнему шагу, определяет частоту выдачи кадров с пакетами от самых медленных датчиков.

Исходные данные для АПИ: Fк – кадровая частота, Тк – период выдачи кадров; fmax – максимальная частота опроса датчиков; fmin – минимальная частота опроса датчиков, полученная путем прореживания; fсред. – средняя частота опроса датчиков, полученная путем прореживания, tсред. – соответствующий период; Х – размер пакета датчика; Хинф – число байт в информационной части пакета; Y – разрядность АЦП; Nd – число аналоговых датчиков; Iср = Fк * Х * Nd – средняя (общая) информативность для всех датчиков; l – число измерений одного датчика на частоте fmax за время Тк. Область кадра, отведенная для данных от ЛКА, занимает Nd пакетов.

Для всех аналоговых датчиков задается средняя информативность, рассчитанная для пакетной передачи данных и достаточная для контроля параметров во время нормального пуска. При этом период выдачи кадров, период опроса датчиков на усредненной частоте, размер информационной части пакета, и число разрядов аналого-цифрового преобразователя должны быть связаны между собой следующим соотношением:
Тк = tсред·Хинф. То есть, за время, равное периоду выдачи кадров, должно накапливаться количество измерений со средней частотой опроса, равное числу измерений, умещающихся в пакет без сжатия. Максимальная частота опроса датчиков должна быть выбрана из расчета: fmax = fсред.·2m, где m = 1, 2, 3, … – ступень прореживания частоты для fсред. Следовательно, число пакетов без сжатия за время кадра будет равно 2m. Соответственно, для выдачи информации по максимуму от одного датчика в массиве датчиков должен быть резерв для (2m-1) пакетов.

Для принятия решения о том, информацией от каких датчиков наполнять кадр к моменту выдачи, АПИ требуется дополнительная информация о каждом датчике: признак готовности выдачи АРАсП-пакета (ГВП), достаточно одного бита: ГВП = 0 – пакеты не готовы, ГВП = 1 – пакеты готовы к выдаче (признак ГВП необходим для определения резерва информативности кадра (Nрез), то есть числа датчиков, для которых АРАсП-пакеты не готовы); и общее число готовых пакетов (Nзап) определяемых по совокупности датчиков с признаком ГВП = 1.

Принятие решения о размещении АРАсП-пакетов в кадре основывается на результате сравнения Nрез, Nзап и Nd. При этом возможны четыре варианта:

1) Перераспределение не требуется, в кадре присутствуют все аналоговые датчики: при ГВП=0 от всех датчиков, и при ГВП=1 от всех датчиков. Т.е. ∑ГВП=0 и ∑ГВП=Nd – два крайних случая, когда перераспределение не работает. Вместо АРАсП-пакетов в кадр помещаются пакеты от всех датчиков, сформированные по следующему правилу прореживания (далее Правило 1): количество накопленных измерений делится на Хинф нацело, результатом деления которого является число p, и, соответственно, в пакет помещается каждое p–ое накопленное измерение.

2) При Nзап < Nd в кадр помещаются все АРАсП-пакеты от датчиков, приславших запрос (ГВП = 1), а в оставшееся место в соответствии с назначенным приоритетом помещаются пакеты от датчиков, не приславших запрос (ГВП = 0). Приоритет по умолчанию назначается в соответствии с номером датчика. Пакеты датчиков с ГВП = 0 наполняются по Правилу 1.

3) При Nзап = Nd в кадр помещаются все АРАсП-пакеты от датчиков, приславших запрос, заполняя кадр целиком.

4) При Nзап > Nd, и ∑ГВП < Nd определяется резерв информативности Nрез:

Nрез = Nd – Nзап.

Далее резерв информативности кадра заполняется готовыми АРАсП-пакетами от датчиков, приславших запрос ГВП=1 в соответствии с назначенным приоритетом. После исчерпания резерва информативности оставшиеся датчики, заявившие о готовности выдачи пакета, помещаются в кадр по правилу прореживания (по Правилу 1).

Следовательно, обеспечивается формирование адаптивного информационного потока от аналоговых датчиков медленно меняющихся параметров в бортовой радиотелеметрической системе. Телеметрическая система приобретает способность перераспределения информационного ресурса, что существенно поможет в процессе анализа информации на Земле локализовать проблемную точку, контролируемую датчиком с возросшей динамикой изменения контролируемого параметра.

Таким образом, в предлагаемой системе сбора и передачи телеметрической информации дополнительно предлагается проводить обработку информации от ЛКА в ИП по алгоритму АРАсП, то есть формировать для каждого датчика признак ГВП и два варианта пакетов: пакеты, сформированные с помощью алгоритма сжатия данных информации (АРАсП–пакеты) и пакеты, полученные путем прореживания накопленных измерений по Правилу 1.

Далее из сформированных пакетов, БФК формирует транспортный кадр следующим образом. В кадре для каждого типа пакетов (от ЛКА, от ЛКЦ, от ЛКТ) отводится фиксированная область. Информация от всех ЛКА обрабатывается по алгоритму АПИ, в результате чего появляется возможность размещения в кадре дополнительных пакетов от датчиков с возросшей динамикой за счет датчиков с пониженной динамикой.

Для ЛКЦ и ЛКТ обработка информации не производится, каждый цифровой (сигнальный) или температурный датчик находится на своем заранее определенном месте в транспортном кадре.

Сформированный таким образом транспортный кадр ПРД транслирует на землю.

Система сбора и передачи телеметрической информации, состоящая из подсистемы сбора сообщений от бортовых локальных коммутаторов аналоговых датчиков медленно меняющихся параметров, подсистемы формирования транспортного кадра, передающего устройства транспортного кадра на Землю, причем подсистема сбора сообщений от бортовых локальных коммутаторов аналоговых датчиков медленно меняющихся параметров включает последовательно первый блок обработки данных в соответствии с математической моделью, основанной на использовании адаптивного разностного алгоритма - определения разности между соседними измерениями в пределах одного пакета, с формированием пакетов данных, второй блок обработки данных в соответствии с математической моделью, основанной на использовании алгоритма прореживания, с формированием пакетов данных и признака готовности выдачи пакета для каждого датчика, а подсистема формирования транспортного кадра, определяющая по признаку готовности выдачи пакетов резерв информативности в кадре, обеспечивает обработку данных в соответствии с математической моделью, основанной на использовании алгоритма перераспределения информации с размещением в кадре дополнительных пакетов от датчиков с возросшей динамикой за счет датчиков с пониженной динамикой.
Система сбора и передачи телеметрической информации
Система сбора и передачи телеметрической информации
Система сбора и передачи телеметрической информации
Система сбора и передачи телеметрической информации
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 99.
13.01.2017
№217.015.6d15

Способ дистанционного зондирования земли

Способ дистанционного зондирования Земли включает в себя получение потока светового излучения Солнца, отраженного от зондируемого участка земной поверхности. Далее поток разделяют на два пучка равной интенсивности, по одному из которых осуществляют преддетекторную адаптивную компенсацию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597144
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.721d

Способ радиоподавления несанкционированных каналов космической радиолинии "космический аппарат - земля" и система для его реализации

Группа изобретений относится к области радиотехники и может быть использована для избирательного радиоподавления N несанкционированных каналов космических радиолиний «космический аппарат (КА) - Земля», в частности для радиоподавления несанкционированных каналов радиолиний «КА - Земля»...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597999
Дата охранного документа: 20.09.2016
13.01.2017
№217.015.901a

Наземный комплекс управления спутниковой навигационной системой

Изобретение относится к спутниковым навигационным системам, а именно к оборудованию наземного комплекса управления данных систем. Достигаемый технический результат - повышение надежности взаимодействия средств, обеспечивающих управление и измерение на пунктах эксплуатации и в центре управления....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604053
Дата охранного документа: 10.12.2016
25.08.2017
№217.015.9639

Делитель мощности для бортовой аппаратуры космического аппарата

Изобретение относится к СВЧ радиотехнике. Делитель мощности содержит четыре направленных ответвителя на связанных линиях. Смежные направленные ответвители расположены перпендикулярно один к другому, так что проводники связанных линий данных направленных ответвителей образуют стороны двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002608978
Дата охранного документа: 30.01.2017
25.08.2017
№217.015.aef4

Устройство для измерения электрических параметров операционных усилителей и компараторов напряжения

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться при входном контроле аналоговых микросхем при производстве радиоэлектронной аппаратуры. Сущность: устройство содержит испытываемый операционный усилитель или компаратор напряжения, неинвертирующий вход которого через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612872
Дата охранного документа: 13.03.2017
25.08.2017
№217.015.bdae

Наземная система контроля и управления бортовой аппаратурой межспутниковых измерений навигационной системы, например для системы глонасс

Изобретение относится к спутниковым навигационным системам, а именно к оборудованию наземного комплекса управления данных систем. Технический результат состоит в повышении качества контроля навигационных систем. Для этого наземная система контроля и управления бортовой аппаратурой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616278
Дата охранного документа: 14.04.2017
25.08.2017
№217.015.ca22

Способ получения заполненных переходных металлизированных сквозных отверстий печатной платы

Изобретение предназначено для конструирования и изготовления многослойных печатных плат (ПП) для высокоплотного монтажа поверхностно-монтируемых компонентов (ПМК) с матричным расположением выводов в корпусах типа BGA, CGA. Технический результат - обеспечение надежности ПП при увеличении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619913
Дата охранного документа: 19.05.2017
25.08.2017
№217.015.d1ac

Способ радиометрической коррекции изображения от многоэлементного фотоприёмника инфракрасного диапазона

Изобретение относится к области дистанционного зондирования Земли. Способ радиометрической коррекции изображения от многоэлементного фотоприемника инфракрасного диапазона предусматривает выбор на фотоприёмнике не чувствительных к излучению от объекта съёмки элементов, сравнение сигналов от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621877
Дата охранного документа: 07.06.2017
25.08.2017
№217.015.d24c

Двунаправленный тепловой микромеханический актюатор и способ его изготовления

Использование: для изготовления микромеханических устройств, содержащих упругие гибкие деформируемые исполнительные элементы. Сущность изобретения заключается в том, что микромеханический актюатор выполнен в виде сформированной в меза-структуре упруго-шарнирной консольной балки, состоящей из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621612
Дата охранного документа: 06.06.2017
25.08.2017
№217.015.d2bb

Способ дистанционного мониторинга рисовых оросительных систем

Изобретение относится к способам радиометрической съемки земной поверхности и может быть использовано при проведении мониторинга рисовых оросительных систем. Сущность: выполняют панорамную космическую ИК-радиометрическую съемку поверхности земли со средним разрешением 100-200 м и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621876
Дата охранного документа: 07.06.2017
Показаны записи 1-6 из 6.
13.01.2017
№217.015.8240

Прибор приема-передачи информационных массивов

Изобретение относится к области передачи информации и может быть использовано при построении бортовых информационных систем космических аппаратов. Технический результат заключается в согласовании бортовой информационно-вычислительной сети с информационными потоками бортовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601833
Дата охранного документа: 10.11.2016
20.01.2018
№218.016.1005

Способ обработки термовидеоинформации и решающее устройство для определения температуры объекта при осуществлении способа

Изобретение относится к области тепловизионной техники и касается способа обработки термовидеоинформации. Способ включает в себя видеозапись теплового излучения исследуемого объекта, транспонирование полученного видеоизображения в видимый диапазон и генерацию видеосигнала, в котором разной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633645
Дата охранного документа: 16.10.2017
22.09.2018
№218.016.89ea

Способ обработки термовидеоинформации на борту космического аппарата и её отображения на наземной станции

Изобретение относится к вычислительной технике для измерения параметров и характеристик космических аппаратов. Технический результат заключается в оптимизации потоков телеметрической информации. Технический результат достигается за счет того, что для бортовых вычислительных средств задают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667369
Дата охранного документа: 19.09.2018
18.05.2019
№219.017.5981

Бортовая информационная система с радиолинией метрового диапазона волн

Изобретение относится к области космонавтики, а именно к обработке изображения Земной поверхности и передаче полученной информации на Землю, и предназначено для приема данных от бортовой информационной аппаратуры космического аппарата (КА), предварительной обработки этой информации и передачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002429504
Дата охранного документа: 20.09.2011
10.07.2019
№219.017.ac9e

Устройство для сбора и обработки результатов телеметрических измерений

Устройство включает в себя последовательно соединенные аналого-цифровой преобразователь, вычислитель и накопитель информации, отличающийся тем, что вычислитель включает совокупность из N программных понижающих фильтров низкой частоты и N×n полосовых фильтров, где N - число частотных интервалов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002319129
Дата охранного документа: 10.03.2008
17.06.2023
№223.018.8039

Многоцелевая модульная платформа для создания космических аппаратов нанокласса

Изобретение относится к области космической техники, а более конкретно к космическим аппаратам с общей массой до 10 кг. Многоцелевая модульная платформа космического аппарата нанокласса выполнена в форме шестиугольной призмы и состоит из набора унифицированных масштабируемых модулей. Модули...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002762452
Дата охранного документа: 21.12.2021
+ добавить свой РИД