×
19.06.2019
219.017.8c06

РАМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
02176606
Дата охранного документа
10.12.2001
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимущественно в конструкциях рам транспортных и дорожных машин. В раме транспортного средства, содержащей лонжероны, кронштейны опор рессор и поперечину переменного сечения с нижним расположением относительно лонжеронов с двумя короткими линейными участками по краям поперечины, связанную с лонжеронами через кронштейны опор рессор, поперечина выполнена из двух дугообразных швеллеров, которые разнесены и закреплены к боковым поверхностям кронштейнов опор рессор вертикальными стенками. Наружные поверхности вертикальных стенок параллельны и обращены друг к другу на участках закрепления к кронштейнам опор рессор, а кривые поверхности дугообразных швеллеров образуют в центральной части контур, состоящий из двух одинаковых дуговых участков, описанных равными радиусами, оси которых разнесены и равноудалены относительно оси симметрии поперечины, и одного прямого центрального участка, связывающего дуговые участки, с длиной, равной расстоянию между осями радиусов кривизны дуговых участков. Высота швеллера постоянна, а ширина полки швеллера переменна с минимальным значением посередине. Технический результат заключается в создании более долговечной, универсальной и ремонтоспособной рамы. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимущественно в конструкциях рам транспортных и дорожных машин.

Известна лонжеронная рама лестничного типа, применяемая в грузовых автомобилях и служащая для размещения и крепления различных узлов, агрегатов и систем. В указанной раме лонжероны соединены между собой поперечинами открытого профиля с различным поперечным сечением (Высоцкий М.С., Демидович И. Ф. , Гилелес Л. Х. и др. Магистральные автопоезда МАЗ. - М.Машиностроение, 1988, с.76).

Недостатком известной конструкции являются недостаточные жесткость и долговечность поперечин, особенно в горизонтальной плоскости, недостаточная ремонтопригодность, что объясняется заклепочным соединением поперечин с лонжеронами, усложняющими их замену при поломках.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков является конструкция рамы, содержащая два лонжерона, кронштейны опор и дугообразную поперечину, выполненную в виде П-образного профиля с переменным поперечным сечением. Кривые поверхности образуют контур, состоящий из центрального дугового участка, описанного радиусом, исходящим от оси симметрии поперечины, и двух коротких линейных участков по краям поперечины, касательных к дуговому (см. МКИ 3 а.с. N 1392763, B 62 D 21/02, 1986).

Недостатком известной конструкции являются, закрепление поперечины через стенки под углом к горизонтальной плоскости, которые являются наиболее нагруженными зонами поперечины, что приводит к увеличению в них напряженного состояния и, как следствие, к низкой долговечности. Кроме того, недостатком конструкции является низкая ремонтопригодность, т.к. поперечины закреплены к кронштейнам опор рессор при помощи заклепок, что усложняет их замену при поломках.

Недостаток конструкции также в том, что кривые поверхности центрального дугового участка выполнены радиусом, исходящим от оси симметрии поперечины. Это снижает функциональные возможности поперечины при установке на кронштейны опор рессор в условиях стесненной компоновки узлов, систем транспортного средства с размещением поперечины под силовым агрегатом (подмоторный вариант компоновки), т.к. невозможно плавно сформировать геометрию поперечины оптимальной конфигурации с меньшим радиусом кривизны на участках, близких к местам закрепления с кронштейнами опор рессор.

Была поставлена задача создать раму транспортного средства с повышенной долговечностью узлов крепления поперечины с кронштейнами опор рессор, высокой ремонтопригодностью, сделать конструкцию поперечины более универсальной и приспосабливаемой к различным вариантам компоновки транспортного средства.

Поставленная задача решается тем, что в раме транспортного средства, содержащей лонжероны, кронштейны опор рессор и поперечину, связанную с лонжеронами через кронштейны опор рессор, поперечина выполнена из двух дугообразных швеллеров переменного сечения, которые разнесены и закреплены вертикальными стенками посредством болтового соединения к боковым поверхностям кронштейнов опор рессор, причем наружные поверхности вертикальных стенок параллельны и обращены друг к другу на участках закрепления к кронштейнам опор рессор, а наружные поверхности вертикальных стенок дугообразных швеллеров между участками закрепления их к кронштейнам опор рессор могут быть плавно изогнуты с минимальным расстоянием между ними посередине поперечины, кривые поверхности дугообразных швеллеров образуют в центральной части контур, состоящий из двух одинаковых дуговых участков, описанных равными радиусами, оси которых разнесены и равноудалены относительно оси симметрии поперечины и одного прямого центрального участка, связывающего дуговые участки, с длиной, равной расстоянию между осями радиусов кривизны дуговых участков, высота швеллера постоянна, а ширина полки швеллера переменна с минимальным значением посередине и соотносится с высотой не менее b = 0,35h с плавным переходом до значения b = (0,6...1)h в местах закрепления к кронштейнам опор рессор, где b - ширина полки, h - высота швеллера.

Использование двух дугообразных швеллеров вместо П - образного профиля, примененного в прототипе, при одинаковой длине линии развертки и толщине позволяет увеличить момент сопротивления поперечины в горизонтальной плоскости (относительно вертикальной оси у), что приводит к снижению напряжений от горизонтальных изгибающих моментов, которые являются основным повреждающим фактором элементов рамы транспортного средства.

Плавное изменение ширины полок швеллеров до меньшего значения в средней части снижает момент сопротивления в средней части по сравнению с краями, т. е. в местах закрепления поперечины, обеспечивая условие равнопрочности конструкции. Это позволяет снизить напряжения в местах закрепления поперечины к кронштейнам опор рессор, повышая долговечность конструкции.

Закрепление швеллеров к кронштейнам опор рессор болтовым соединением через вертикальные стенки, менее нагруженные, чем полки, а в прототипе поперечина закреплена через горизонтальные полки, позволяет снизить концентрацию напряжений по отверстиям под болты и соответственно вероятность возникновения трещин в зоне отверстий, обеспечивает открытый доступ к болтам и гайкам соединения и легкую замену или ремонт в случае поломки.

Описание дуговых участков кривых поверхностей швеллеров радиусами, оси которых разнесены и равноудалены от оси симметрии поперечины, позволяет задать оптимальный контур поперечины для различных вариантов компоновки, в т.ч. с размещением поперечины под силовым агрегатом, обеспечивая постоянство высоты швеллера по длине кривой поверхности.

Проведенный анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации, позволил установить, что аналог, характеризующийся признаками, тождественными всем существенным признакам заявленного технического решения, не обнаружен. Определение из перечня выявленных аналогов прототипа как наиболее близкого по совокупности признаков аналога позволило установить совокупность существенных по отношению к техническому результату отличительных признаков в заявленном техническом решении, изложенных в формуле изобретения. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию "новизна".

Проверка соответствия заявляемого технического решения критерию "изобретательский уровень" показала, что из известного уровня техники не выявлено предписываемого предлагаемым техническим решением преобразования, характеризуемого отличительными от прототипа признаками на достижение технического результата: снижение нагруженности узлов крепления поперечин с кронштейнами опор рессор, повышение ремонтопригодности, создание универсальной конструкции поперечины, приспосабливаемой для различных вариантов компоновки транспортного средства, с упрощением технологии изготовления.

Таким образом, заявляемое техническое решение является неочевидным для квалифицированных специалистов в данной области и соответствует критерию "изобретательский уровень".

Заявляемое изобретение поясняется чертежами, где
на фиг. 1 изображена рама с предлагаемой поперечиной в поперечном разрезе;
на фиг. 2 - сечение А - А поперечины на фиг. 1;
на фиг. 3 - вид сверху;
на фиг. 4 - вид на раму в обстановке с силовым агрегатом и трубами системы выхлопа отработавших газов в поперечном разрезе.

Рама транспортного средства содержит лонжероны 1 и 2, соединенные поперечинами, одна из которых выполнена переменного поперечного сечения. Поперечина переменного поперечного сечения выполнена из двух дугообразных швеллеров 3 и 4, закрепленных через вертикальные стенки болтами 5 к кронштейнам опор рессор 6 и 7, которые заклепками или болтами закреплены к лонжеронам 1 и 2. Швеллеры обращены друг к другу наружными поверхностями вертикальных стенок, которые параллельны на участках закрепления их к кронштейнам опор рессор, а далее размещены друг относительно друга на расстоянии равном расстоянию между боковыми поверхностями кронштейнов опор рессор. В связи со специфичной компоновкой автомобиля наружные поверхности вертикальных стенок дугообразных швеллеров между участками закрепления их к кронштейнам опор рессор могут быть плавно изогнуты с минимальным расстоянием между ними посредине поперечины.

Швеллеры 3 и 4 выполнены из двух дуговых участков (показаны углами), описанных радиусами кривизны, оси которых разнесены и равноудалены от оси симметрии поперечины (расстояние а), двух коротких линейных участков по краям поперечины, касательных к дуговым, и одного центрального прямого участка, связывающего дуговые участки, причем длина прямого участка равна расстоянию между радиусами кривизны дуговых участков (расстояние 2а).

Высота швеллера (h) постоянна. Ширина полки швеллера (b) переменна с минимальным значением посередине и соотносится с высотой как b=0,35h с плавным переходом до значения b=0,6h в местах закрепления к кронштейнам опор рессор 6 и 7. Плавное изменение ширины полок швеллеров до меньшего значения в средней части снижает момент сопротивления в средней части по сравнению с краями, т. е. в местах закрепления поперечины, обеспечивая условие равнопрочности конструкции. Минимальное значение ширины полки швеллера обеспечивает достаточную прочность поперечины.

Особенности компоновки в месте расположения поперечины показаны на фиг. 4, где силовой агрегат в сборе и трубы системы выхлопа отработавших газов на участке кронштейнов опор рессор образуют замкнутый контур с ограниченным внутренним пространством. Поперечина имеет нижнее расположение относительно лонжеронов рамы и размещена в заданном пространстве под силовым агрегатом, но выше труб системы выхлопа.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании с использованием современных технологий.

1.Раматранспортногосредства,содержащаялонжероны,кронштейныопоррессорипоперечинупеременногосеченияснижнимрасположениемотносительнолонжероновсдвумякороткимилинейнымиучасткамипокраямпоперечины,связаннуюслонжеронамичерезкронштейныопоррессор,отличающаясятем,чтопоперечинавыполненаиздвухдугообразныхшвеллеров,которыеразнесеныизакрепленыкбоковымповерхностямкронштейновопоррессорвертикальнымистенками,наружныеповерхностикоторыхпараллельноиобращеныдругкдругунаучасткахзакрепленияккронштейнамопоррессор,акривыеповерхностидугообразныхшвеллеровобразуютвцентральнойчастиконтур,состоящийиздвуходинаковыхдуговыхучастков,описанныхравнымирадиусами,осикоторыхразнесеныиравноудаленыотносительноосисимметриипоперечины,иодногопрямогоцентральногоучастка,связывающегодуговыеучастки,сдлиной,равнойрасстояниюмеждуосямирадиусовкривизныдуговыхучастков,причемвысоташвеллерапостоянна,аширинаполкишвеллерапеременнасминимальнымзначениемпосерединеисоотноситсясвысотойнеменееb=0,35hсплавнымпереходомдозначенияb=(0,6...1)hвместахзакрепленияккронштейнамопоррессор,гдеb-ширинаполки,h-высоташвеллера.12.Раматранспортногосредствапоп.1,отличающаясятем,чтонаружныеповерхностивертикальныхстенокдугообразныхшвеллеровмеждуучасткамизакрепленияккронштейнамопоррессорплавноизогнутысминимальнымрасстояниеммеждунимипосерединепоперечины.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 40.
20.01.2013
№216.012.1bf0

Проходная главная передача транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах. Проходная главная передача транспортного средства содержит ведущую коническую шестерню (1), установленную на конических подшипниках (2) и (3), которые расположены в стакане (4). Стакан (4) выполнен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472646
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.03.2013
№216.012.2e54

Механизм переключения передач раздаточной коробки

Изобретение относится к механизмам переключения передач в трансмиссиях транспортных средств. Механизм переключения передач раздаточной коробки содержит корпус (1), выполненный за одно целое с крышкой картера раздаточной коробки. На корпусе (1) закреплена крышка (3). В корпусе (1) установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477391
Дата охранного документа: 10.03.2013
27.04.2013
№216.012.39c5

Межосевой дифференциал проходной главной передачи транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению, а именно к межосевым дифференциалам проходной главной передачи транспортного средства. Межосевой дифференциал содержит крестовину (1), установленную посредством шлиц на ведущем валу (2). Ведущий вал расположен с одной стороны на подшипнике (3),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480350
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3ae3

Двойной карданный шарнир с внутренней опорой

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортных средствах. Двойной карданный шарнир с внутренней опорой содержит двойную вилку (1), две крестовины (2) и (3) с игольчатыми подшипниками (4). Обе крестовины (2) и (3) двумя шипами (5) взаимодействуют с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480636
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.09.2013
№216.012.6f55

Способ науглероживания чугуна с использованием наноструктурированного науглероживателя

Изобретение относится к металлургии и литейному производству, в частности к получению чугуна с высоким содержанием углерода. Способ включает выплавку исходного расплава чугуна в печи, инжекционный ввод науглероживателя и выпуск расплава металла, при этом выплавку исходного расплава чугуна в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494152
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.10.2013
№216.012.7324

Способ производства высокопрочных чугунов с шаровидным или вермикулярным графитом на основе наноструктурированного науглероживателя

Изобретение относится к области черной металлургии и может быть использовано при получении высокопрочных чугунов с шаровидным или вермикулярным графитом. Способ включает расплавление шихты в плавильном агрегате, температурную обработку расплава при 1300…1650°С, при этом при получении чугуна с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495133
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.10.2013
№216.012.7325

Способ получения наноструктурированного науглероживателя для внепечной обработки высокопрочного чугуна с шаровидным и вермикулярным графитом

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для получения наноструктурированного науглероживателя для внепечной обработки высокопрочного чугуна с шаровидным и вермикулярным графитом, используемого в сталеплавильном и литейном производствах. В способе подготавливают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495134
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.03.2014
№216.012.a8f6

Универсальный зубофрезерный станок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при фрезеровании затылков зубьев долбяка с прямыми и косыми зубьями. Станок содержит электродвигатель, смонтированные на станине подвижный стол, несущий заготовку изделия, инструментальную стойку, несущую подвижную каретку с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508969
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.07.2014
№216.012.da6f

Глушитель-искрогаситель шума выпуска двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к глушителям-искрогасителям шума выпуска двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения: глушитель-искрогаситель шума выпуска двигателя внутреннего сгорания содержит цилиндрический корпус (1) с торцевыми передней (2) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521697
Дата охранного документа: 10.07.2014
27.09.2014
№216.012.f74b

Способ фрезерования винтовых канавок с переменным шагом и радиусом профиля

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при фрезеровании винтовых канавок с переменным шагом и радиусом профиля на универсально-фрезерном станке. Способ включает сообщение фрезе вращения, а заготовке - перемещения в осевом направлении с постоянной скоростью, вращения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529144
Дата охранного документа: 27.09.2014
Показаны записи 1-2 из 2.
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0000060449
Дата охранного документа: 30.06.1941
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0000087464
Дата охранного документа: 30.11.1950
+ добавить свой РИД