×
19.06.2019
219.017.8747

Результат интеллектуальной деятельности: ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПЛАСТИНЧАТЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к пневматическим вращательным приводам. Пневматический пластинчатый двигатель содержит ротор 2 с лопатками 3, выполненными наклонными по отношению к его радиусу, статор 1 и торцовые крышки 4 с отверстиями 6. Количество лопаток 3 равно трем. Отверстия 6 выполнены выпускными и смещены к оси вращения ротора 2 от внутренней поверхности статора 1 с образованием в собранном двигателе уступов 8, обеспечивающих циркулирующий слой смазки по внутренней поверхности статора 1 и препятствующих ее выбросу в выпускные отверстия 6. Изобретение направлено на повышение экономичности, скоростных и удельных мощностных показателей. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для привода различных машин, преимущественно для ручных шлифовальных машин со скоростными абразивными кругами.

Известны и широко распространены пневматические пластинчатые двигатели, содержащие статор с каналами подвода и отвода воздуха, в расточке которого помещен ротор с лопатками (см. книгу «Пневматические ручные машины, справочник». Г.И.Кусницын, С.Б.Зеленецкий и др., Ленинград: Машиностроение, 1968 г., стр.14, рис.1е), а также из уровня техники известен пневматический пластинчатый реверсивный двигатель FR 2614070 А, 21.10.1988, F01C 21/04.

Такие двигатели компактны, просты в изготовлении и удобны в эксплуатации. Однако при мощностях более 1 кВт частота их вращения недостаточна, особенно для привода ручных шлифовальных машин со скоростными абразивными кругами. Максимум их мощности находится на частоте вращения 4000-6000 об/мин. При дальнейшем повышении частоты вращения мощность и КПД таких двигателей быстро падают, снижая эффективность работы инструмента. Причиной этого является работа трения концов лопаток о внутреннюю поверхность статора.

В качестве прототипа принят пневматический пластинчатый реверсивный двигатель FR 2614070 А, 21.10.1988, F01C 21/04. Известный двигатель имеет ротор, статор, лопатки и крышки, прикрывающие торцы статора с обеих сторон. Для снижения работы трения концов лопаток о статор в таких двигателях вместе с рабочим воздухом периодически подается смазочное масло. Однако поступившее масло быстро выбрасывается через выпускные отверстия, расположенные на статоре, и двигатель работает с недостаточной смазкой. При этом увеличивается износ лопаток и расход воздуха, снижаются частота вращения и мощность двигателя. Кроме того, двигатель по прототипу имеет пять лопаток. Их суммарная масса также увеличивает потери на трение. В технической литературе по конструкции пневматических пластинчатых двигателей количество лопаток менее четырех не рекомендуется.

Задача, решаемая изобретением, - повышение экономичности, скоростных и удельных мощностных показателей пневматических пластинчатых двигателей.

Сущность изобретения заключается в том, что в пневматическом пластинчатом двигателе, содержащем ротор с лопатками, выполненными наклонными по отношению к его радиусу, статор и торцовые крышки с отверстиями, согласно изобретению количество лопаток равно трем, а отверстия выполнены выпускными и смещены к оси вращения ротора от внутренней поверхности статора с образованием в собранном двигателе уступов, обеспечивающих циркулирующий слой смазки по внутренней поверхности статора и препятствующих ее выбросу в выпускные отверстия. Это обеспечивает смазку и уплотнение в зоне контакта концов лопаток со статором и уплотнение в щели между ротором и статором, что снижает работу трения и расход сжатого воздуха.

Количество лопаток, равное трем, снижает суммарную массу лопаток и работу трения по сравнению с прототипом на большую величину, чем потери работы, связанные с увеличением расхода воздуха из-за увеличения наполнения межлопаточных камер при высоких частотах вращения. Наклон лопаток по отношению к радиусу ротора снижает составляющую центробежной силы от массы лопатки, действующую на статор, и также снижает работу трения лопаток о статор.

На фиг.1 изображен поперечный разрез двигателя; на фиг.2 - сечение по А-А.

Пневматический роторно-лопастной двигатель содержит статор 1 с впускным каналом 5 для подвода воздуха, ротор 2 с наклонными пазами под лопатки, лопатки 3 и торцовые крышки 4 с выпускными отверстиями 6. Впускной канал может быть образован одним или несколькими отверстиями или пазами в статоре, или в одной из крышек, а выпускное отверстие может быть выполнено только в одной из крышек.

Двигатель работает следующим образом.

При подаче сжатого воздуха через впускной канал 5 в статоре 1 ротор 2 получает вращение под действием давления воздуха на лопатки 3. Лопатки 3 при этом перемещаются возвратно-поступательно относительно пазов ротора 2 под действием центробежных сил и сил реакции, возникающих в контакте концов лопаток с внутренней поверхностью статора 1. Смазка двигателя при его использовании в ручных машинах осуществляется периодически путем заливки во впускной канал 5 небольшого количества масла. В двигателе по изобретению масло, поступившее с воздухом, осаждается на внутреннюю поверхность статора. При этом на внутренней поверхности статора 1 появляется тонкий циркулирующий слой смазки 7, длительно удерживаемый уступами 8 у выпускных отверстий в торцовых крышках 4. Это обеспечивает смазку и уплотнение в месте контакта концов лопаток 3 со статором 1, а также уплотнение в щели между ротором 2 и статором 1, что позволяет увеличить частоту вращения двигателя, его удельную мощность и экономичность.

Пневматический пластинчатый двигатель, содержащий ротор с лопатками, выполненными наклонными по отношению к его радиусу, статор и торцовые крышки с отверстиями, отличающийся тем, что количество лопаток равно трем, а отверстия выполнены выпускными и смещены к оси вращения ротора от внутренней поверхности статора с образованием в собранном двигателе уступов, обеспечивающих циркулирующий слой смазки по внутренней поверхности статора и препятствующих ее выбросу в выпускные отверстия.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-3 из 3.
19.04.2019
№219.017.2f3d

Центробежный гидравлический и воздушный насос-компрессор

Изобретение относится к компрессоростроению и насосостроению и предназначено для работы в системах, где необходимо автоматическое регулирование производительности. Рабочее колесо насоса имеет подвижный в осевом направлении покрывной диск с прорезями под рабочие лопатки. Возникающая от перепада...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002352826
Дата охранного документа: 20.04.2009
19.06.2019
№219.017.8838

Торцовое уплотнение

Изобретение относится к уплотнениям для вращающихся валов и предназначено для разделения пространств с различными давлениями, рабочими средами или температурами. Торцовое уплотнение содержит установленное на валу вращающееся кольцо, закрепленное во втулке прижимным кольцом неподвижное кольцо и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002360167
Дата охранного документа: 27.06.2009
19.06.2019
№219.017.88f2

Стопорный механизм

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам стопорения нагруженных валов. Стопорный механизм содержит вал и неподвижный корпус. На корпусе закреплены, по меньшей мере, два блока, выполненные в виде прямоугольных брусков с пазами, в которых размещены упоры. Упоры также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002419002
Дата охранного документа: 20.05.2011
Показаны записи 1-5 из 5.
05.07.2018
№218.016.6b72

Система контроля местоположения поезда

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для определения и контроля позиции поезда на пути. Система включает волоконно-оптический кабель с герметичной заглушкой, проложенный вдоль пути на заданном расстоянии, центр управления движением поездов, в котором...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659913
Дата охранного документа: 04.07.2018
15.12.2018
№218.016.a7df

Система контроля местоположения поезда

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для контроля позиции поезда на пути. Система содержит центр управления движением поездов, волоконно-оптический кабель с герметичной заглушкой, проложенный вдоль пути, и бортовую часть, включающую бортовой приемник спутниковой навигационной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002675041
Дата охранного документа: 14.12.2018
19.04.2019
№219.017.2f3d

Центробежный гидравлический и воздушный насос-компрессор

Изобретение относится к компрессоростроению и насосостроению и предназначено для работы в системах, где необходимо автоматическое регулирование производительности. Рабочее колесо насоса имеет подвижный в осевом направлении покрывной диск с прорезями под рабочие лопатки. Возникающая от перепада...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002352826
Дата охранного документа: 20.04.2009
28.03.2020
№220.018.1173

Система поперечного намагничивания для внутритрубного дефектоскопа

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники, в частности к магнитной дефектоскопии. Сущность изобретения заключается в том, что система поперечного намагничивания для внутритрубного дефектоскопа содержит магнитные щетки, при этом незакрепленные концы щетин магнитных щеток...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002717902
Дата охранного документа: 26.03.2020
16.05.2023
№223.018.63e8

Внутритрубный многоканальный профилемер с использованием вихретоковых датчиков

Изобретение относится к устройствам для неразрушающего контроля магистральных трубопроводов на основе вихретоковой дефектоскопии. Технический результат заключается в повышении точности дефектоскопии. Сущность изобретения заключается в том, что внутритрубный многоканальный профилемер содержит по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002772075
Дата охранного документа: 16.05.2022
+ добавить свой РИД