×
19.06.2019
219.017.85ba

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ НАДДУВА ОПОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002344303
Дата охранного документа
20.01.2009
Аннотация: Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к способам наддува опор газотурбинных двигателей. Способ наддува опор двухконтурного газотурбинного двигателя заключается в подаче воздуха от одной из ступеней компрессора через стойки промежуточного корпуса компрессора в предмасляную полость задней опоры компрессора низкого давления и через сообщенные с ней воздуховоды в предмасляные полости передней опоры компрессора низкого давления, передней опоры компрессора высокого давления и опоры турбины. При частоте вращения ротора высокого давления, близкой к частоте его вращения на режиме «малый газ», подачу воздуха через стойки промежуточного корпуса компрессора осуществляют от компрессора высокого давления, при этом дополнительно подают воздух непосредственно в предмасляную полость опоры турбины от одной из последних ступеней компрессора или из газовоздушного тракта за последней ступенью компрессора через магистраль суфлирования опоры турбины. Изобретение позволяет предотвратить выброс масла из масляной полости турбины и тем самым попадание масла на горячие элементы турбины, что повышает надежность работы двигателя и увеличивает его ресурс. 2 ил.

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к способам наддува опор газотурбинных двигателей.

Известен способ наддува опор газотурбинного двигателя, заключающийся в подаче воздуха от одной из ступеней компрессора через стойки промежуточного корпуса компрессора в предмасляную полость задней опоры компрессора низкого давления и через сообщенные с ней воздуховоды в предмасляные полости передней опоры компрессора низкого давления, передней опоры компрессора высокого давления и опоры турбины (Патент РФ №2153590, F02C 7/06, 2000 г.).

В известном двигателе используется централизованная система наддува опор, при которой подача воздуха осуществляется с одного места через клапан переключения наддува и распределяется последовательно на все опоры начиная с компрессора. При останове двигателя, (на оборотах, соответствующих режиму, близкому к режиму «малый газ» и ниже), на выбеге ротора в предмаслянных полостях турбины давление падает в большей мере, чем в предмасляных полостях компрессора, так как в турбину воздух практически не поступает, из-за его потерь по пути прохождения. Падение давления в предмасляных полостях турбины может приводить к снижению перепада на подвижных масляных уплотнениях до нулевого и даже отрицательного значения, что в свою очередь приводит к выбросу масла из масляной полости турбины в предмасляные полости, а из них в думисные полости турбины и ее газовоздушный тракт, при этом возможно попадание масла на горячие элементы турбины с последующей его газификацией и даже возгоранием.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение надежности и ресурса двигателя путем увеличения перепада давления на подвижных соединениях масляных уплотнений турбины за счет организации дополнительной подачи воздуха в опоры турбины на режиме останова двигателя, в частности при выбеге его роторов.

Задача решается тем, что в способе наддува опор двухроторного газотурбинного двигателя, заключающемся в подаче воздуха от одной из ступеней компрессора через стойки промежуточного корпуса компрессора в предмасляную полость задней опоры компрессора низкого давления и через сообщенные с ней воздуховоды в предмасляные полости передней опоры компрессора низкого давления, передней опоры компрессора высокого давления и опоры турбины при частоте вращения ротора высокого давления, близкой к частоте его вращения на режиме «малый газ», подачу воздуха через стойки промежуточного корпуса компрессора осуществляют от компрессора высокого давления, при этом дополнительно подают воздух непосредственно в предмасляную полость опоры турбины от одной из последних ступеней компрессора или из газовоздушного тракта за последней ступенью компрессора через магистраль суфлирования опоры турбины.

Осуществление подачи воздуха в полости наддува опор от компрессора высокого давления позволяет создавать избыточное давление в этих полостях относительно газовоздушного тракта.

Дополнительная подача воздуха непосредственно в предмасляную полость турбины позволяет повысить перепад давления на подвижных уплотнениях, отделяющих предмасляную полость опор турбины от маслосистемы.

Подача воздуха от одной из последних ступеней компрессора или из газовоздушного тракта за последней ступенью компрессора через магистраль суфлирования опоры турбины позволяет, практически ничего не меняя в конструкции двигателя и воспользовавшись уже имеющейся магистралью суфлирования турбины, обеспечить наддув опор турбины на «выбеге» ротора при его останове.

Предлагаемый способ поясняется графически, где на фиг.1 показан продольный разрез двигателя; на фиг.2 - график изменения давления Р по времени t на режиме, близком к режиму «малый газ», на выбеге ротора турбины.

Способ наддува опор газотурбинного двигателя реализован на двухроторном газотурбинном двигателе, содержащем компрессор низкого давления 1 с передней 2 и задней 3 опорами, компрессор высокого давления 4 с передней опорой 5 и турбину 6 с опорами 7. Система наддува опор содержит полости наддува 8 и 9 опор 2 и 3 компрессора низкого давления 1, полость наддува 10 передней опоры 5 компрессора высокого давления 4 и полости наддува 11 опор 7 турбины 6. Полости наддува 8, 9, 10, 11 сообщены друг с другом воздуховодами 12, 13, 14 и через воздуховод 15, выполненный в стойках промежуточного корпуса компрессора, клапан переключения 16 и питающий воздуховод 17 сообщены с одной из последних ступеней компрессора 4. Система наддува опор содержит также предмасляные полости 18, 19 опор 2, 3 компрессора низкого давления 1, предмасляную полость 20 передней опоры 5 компрессора высокого давления 4 и предмасляную полость 21 опор 7 турбин 6. Опоры 2, 3, 4, 5 оснащены клапанами суфлирования 22, 23 с воздуховодами 24, 25. Воздуховод 25, связанный с клапаном суфлирования 23, сообщен через клапан подпитки 26 и воздуховод 27 с одной из последних ступеней компрессора высокого давления 4. Предмасляные полости 18, 19, 20, 21 через подвижные уплотнения сообщены с маслосистемой двигателя, а полости наддува 8, 9, 10, 11 сообщены с его газовоздушным трактом.

Наддув опор газотурбинного двигателя осуществляют следующим образом.

При останове двигателя при оборотах ротора компрессора, близких к оборотам на режиме «малый газ», клапан 22 суфлирования компрессора и клапан 23 суфлирования турбины закрывают, клапан переключения 16 переключают на отбор воздуха от одной из ступеней компрессора высокого давления 4 и подают команду на открытие клапана подпитки 26, сообщающего предмасляную полость 21 через воздуховоды 25 и 27 с компрессором высокого давления. Поступающий от компрессора 4 высокого давления через воздуховод 15 в полость наддува 9 воздух направляется в предмасляную полость 19 опоры 3 компрессора 1 и по воздуховодам 12, 13 и 14 в предмасляную полость 18 опоры 2 компрессора 1, предмасляную полость 20 опоры 5 компрессора 4 и предмасляную полость 21 опор 6 турбины 7. Из приведенного на фиг.2 графика видно, что на выбеге ротора при закрытом клапане подпитки 26 давление в предмасляных полостях турбины (кривая Р1) значительно ниже давления воздуха, отбираемого от компрессора (кривая Рк). При открытии клапана 26 в предмасляную полость 21 опор турбины по магистрали суфлирования 25 начинает поступать воздух, отобранный непосредственно от одной из последних ступеней компрессора или из газовоздушного тракта за последней ступенью компрессора, например, как показано на фиг.1, из вторичной зоны камеры сгорания, поддерживая на подвижных уплотнениях, отделяющих полость 21 от маслосистемы, давление P2.

Таким образом, на выбеге ротора обеспечивается перепад давления на подвижных уплотнениях, отделяющих предмасляные полости 18, 19, 20, 21 от маслосистемы двигателя, причем перепад давления на подвижных уплотнениях, отделяющих предмасляную полость 21 опор 6 турбины 7 от маслосистемы обеспечивается дополнительной подачей воздуха непосредственно в полость наддува 11 турбины, которая, как видно из приведенного графика, наиболее необходима на протяжении времени Δ t2.

Изобретение позволяет предотвратить выброс масла из масляной полости турбины и, тем самым, попадание масла на горячие элементы турбины, что повышает надежность работы двигателя и увеличивает его ресурс.

Способнаддуваопордвухконтурногогазотурбинногодвигателя,заключающийсявподачевоздухаотоднойизступенейкомпрессорачерезстойкипромежуточногокорпусакомпрессоравпредмаслянуюполостьзаднейопорыкомпрессоранизкогодавленияичерезсообщенныеснейвоздуховодывпредмасляныеполостипереднейопорыкомпрессоранизкогодавления,переднейопорыкомпрессоравысокогодавленияиопорытурбины,отличающийсятем,чтопричастотевращенияроторавысокогодавления,близкойкчастотееговращениянарежиме«малыйгаз»,подачувоздухачерезстойкипромежуточногокорпусакомпрессораосуществляютоткомпрессоравысокогодавления,приэтомдополнительноподаютвоздухнепосредственновпредмаслянуюполостьопорытурбиныотоднойизпоследнихступенейкомпрессораилиизгазовоздушноготрактазапоследнейступеньюкомпрессорачерезмагистральсуфлированияопорытурбины.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 102.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d28

Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиации. Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя включает раскрутку ротора двигателя до частоты вращения ротора, необходимой для розжига камеры сгорания, розжиг камеры сгорания и выход на режим малого газа с поддержанием при этом предельного значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472958
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2bc2

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя содержит диск с упорным выступом и соединительными элементами диска, лопатки с хвостовиком, средство для перекрытия зазоров и средство осевой фиксации лопаток в замковом соединении типа «ласточкин хвост». Соединительные элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476729
Дата охранного документа: 27.02.2013
Показаны записи 1-10 из 213.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c3a

Способ контроля технического состояния и обслуживания двухроторного газотурбинного двигателя при его эксплуатации

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности двухконтурных, к контролю технического состояния во время их эксплуатации для принятия решений по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации. В известном способе контроля технического состояния в качестве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476849
Дата охранного документа: 27.02.2013
20.04.2013
№216.012.375d

Элемент охлаждаемой лопатки турбомашины

Изобретение относится к охлаждению газотурбинного двигателя и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части и полок лопатки турбины высокого давления. Элемент охлаждаемой лопатки турбомашины содержит канал для охлаждающего воздуха, выполненный внутри лопатки в направлении вдоль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479726
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e7d

Турбореактивный двигатель, способ испытания турбореактивного двигателя, способ производства партии турбореактивных двигателей (варианты), способ эксплуатации турбореактивного двигателя

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным двигателям типа турбореактивных, способам их испытания, опытного и промышленного производства и эксплуатации. В группе изобретений изложены способы испытаний ТРД. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481564
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3e7e

Газотурбинный двигатель. способ испытания газотурбинного двигателя (варианты). способ производства газотурбинного двигателя. способ доводки газотурбинного двигателя. способ промышленного производства газотурбинных двигателей. способ эксплуатации газотурбинного двигателя

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным двигателям типа газотурбинных, к способам их опытного производства, испытания и доводки, а также промышленного производства и эксплуатации. В группе изобретений изложены способы испытания ГТД на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481565
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4148

Турбомашина

Изобретение относится к турбомашинам, а именно к смазочным устройствам подшипников опор роторов турбин газотурбинных двигателей. Турбомашина содержит ротор высокого давления, ротор низкого давления, подшипник, опору с втулкой уплотнения, систему подачи и отвода масла в масляную емкость опоры....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482282
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.41f9

Газотурбинный двигатель, способ испытания газотурбинного двигателя (варианты), способ производства партии газотурбинных двигателей (варианты), способ эксплуатации газотурбинного двигателя

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным двигателям типа газотурбинных, способам их испытания, опытного и промышленного производства и эксплуатации. В группе изобретений изложены способы испытаний ГТД. Испытания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482459
Дата охранного документа: 20.05.2013
+ добавить свой РИД