×
19.06.2019
219.017.84c4

СПОСОБ ОПОВЕЩЕНИЯ ЭКИПАЖА ОБ УТЕЧКЕ ТОПЛИВА НА ЛА В ПОЛЕТЕ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
02240263
Дата охранного документа
20.11.2004
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к авиации. Способ заключается в том, что в некоторые моменты определяют показания топливомера и расходомера. Количество топлива, израсходованного с предыдущего момента, определяют по показаниям этих приборов отдельно. Из величины, определенной по топливомеру, вычитают величину, определенную по расходомеру, и сравнивают с возможным предельным значением. При обнаружении превышения его делают вывод о наличии утечки. Возможное предельное значение равно произведению коэффициента запаса, израсходованного количества топлива, определенного по расходомеру, и суммы относительных погрешностей топливомера и расходомера, выраженных в абсолютных величинах, или же сумме максимальных абсолютных погрешностей топливомера и расходомера, умноженной на коэффициент запаса. Моменты для определения показаний выбирают либо через равные промежутки, например равные частному возможной величины изменений показаний топливомера, вызванных случайными эволюциями, и минимального расхода топлива двигателями, либо так, что за каждый промежуток через расходомер проходит заданное количество топлива. Способ пригоден для маневренных самолетов с дополнительным определением наличия влияющих на показания перегрузок. Технический результат заключается в возможности своевременного выявления утечки топлива. 6 з.п. ф-лы.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано на военно-транспортных и десантных самолетах, а также самолетах-разведчиках и бомбардировщиках.

Известно множество способов определения герметичности топливных баков в процессе испытаний, например, при помощи специальных газов или жидкостей или путем измерения давления. Однако их недостатком является невозможность их применения в процессе движения транспортного средства.

Известен способ проверки на герметичность топливного бака моторного транспортного средства (патент США №6328022, F 02 M 33/02). Он предназначен для тестирования бака, снабжающего топливом двигатель внутреннего сгорания. Для реализации способа используется контейнер, поглощающий пары топлива и связанный вентиляционной линией с топливным баком и продувочной линией с входным патрубком двигателя. Контейнер имеет вентиляционную линию, связанную с атмосферой, причем линия перекрыта отсечным клапаном. Кроме того, имеются датчик давления, который определяет давление в топливном баке, и продувочный клапан, расположенный на продувочной линии, который открывается для пополнения паров топлива, хранимых в контейнере и для поддержания вакуума в вентиляционной системе бака. Топливный бак помещают в емкость, где создают специальное давление, по крайней мере, на время функционирования транспортного средства, и по окончании некоторого периода, который соответствует времени, в течение которого компенсационные процессы типа конденсации или испарения топлива закончатся, выполняется проверка герметичности в произвольный момент времени и в любом состоянии транспортного средства. Недостатком этого способа является то, что вокруг топливного бака необходимо создавать специальное давление.

Известен способ проверки герметичности топливного бака (заявка США №20020062820), в котором определяют давление внутри топливного бака и сравнивают его с изменением скорости транспортного средства. Этот способ основан на обнаруженном факте, что давление в топливном баке зависит от того, движется ли транспортное средство, постоянна ли его скорость или оно ускоряется или тормозится. Недостатком этого способа является невозможность его применения для летательного аппарата, т.к. в этом случае имеется множество параметров, кроме изменения скорости, влияющих на давление в топливном баке.

Что касается авиации, то сейчас экипаж летательного аппарата может узнать о потере герметичности (например, в результате поражения) топливных баков только по непрерывному и достаточно быстрому уменьшению показаний запаса топлива на борту. Однако отслеживание этих показаний затруднено, так как экипаж в это время решает боевые задачи, требующие концентрации внимания.

Наиболее близким к изобретению является способ контроля герметичности изделий (а.с. СССР №1065709, G 01 M 3/26), заключающийся в том, что на входе и выходе изделия измеряют расходы газа, а по ним определяют величину утечки путем вычислений. Недостатком этого способа является то, что он не применим для топливных баков, т.е. когда в процессе расходования топлива не происходит наполнение бака. Имеющийся на борту ЛА расходомер измеряет только количество топлива, перетекающее в двигатель, т.е. на изменение количества топлива в баках вследствие течи не реагирует, и поэтому экипаж в этом случае лишен возможности контроля нештатного изменения количества топлива в баках.

Задачей изобретения является обеспечение своевременного обнаружения утечки топлива на летательном аппарате в процессе полета.

Задача решается с помощью способа обнаружения утечки топлива на летательном аппарате в полете, в котором в некоторые моменты времени определяют показания топливомера и расходомера, определяют количество топлива, израсходованного с предыдущего момента времени, отдельно по показаниям топливомера и по показаниям расходомера, из величины израсходованного количества топлива, определенной по показаниям топливомера, вычитают величину израсходованного количества топлива, определенную по показаниям расходомера, и сравнивают с возможным предельным значением, при обнаружении превышения этого значения делают вывод о наличии утечки топлива.

Упомянутое возможное предельное значение может быть выбрано как величина, равная произведению коэффициента запаса, израсходованного количества топлива, определенного по показаниям расходомера, и суммы относительных погрешностей топливомера и расходомера, выраженных в абсолютных величинах.

Упомянутое возможное предельное значение может быть равно сумме максимально возможных абсолютных погрешностей топливомера и расходомера, умноженной на коэффициент запаса.

Моменты времени, в которые, как упомянуто, определяют показания топливомера и расходомера, могут быть выбраны одним из следующих вариантов:

- через равные промежутки времени;

- через равные промежутки времени, длительность которых равна результату деления максимально возможной величины изменений показаний топливомера, вызванных случайными эволюциями летательного аппарата, на величину минимального расхода топлива двигателями;

- через промежутки времени, длительность которых такова, что за каждый промежуток времени между соседними моментами через расходомер проходит заданное количество топлива.

Способ может быть применен для маневренных самолетов, тогда в моменты определения показаний топливомера и расходомера дополнительно определяют наличие перегрузок, влияющих на эти показания, при наличии перегрузок продолжают в следующие моменты времени определять показания топливомера и расходомера и наличие перегрузок до тех пор, пока не будет обнаружено отсутствие перегрузок, после чего делают окончательный вывод о наличии утечки топлива.

Изобретение позволяет выявить факт утечки топлива не позднее чем через несколько минут после ее возникновения.

Реализация изобретения возможна благодаря одновременному существованию на борту современного летательного аппарата двух автономных систем топливоизмерения (топливомерной и расходомерной - а они для повышения надежности применяются как дублирующие (см., например, Домотенко и др. Авиационные силовые установки. Транспорт, 1976 г., стр. 179, 180). Топливомер измеряет уровень топлива в баках и на основании этой информации вычисляет запас топлива в баках. При использовании расходомера количество топлива, протекшего через датчик расхода в двигатель, вычитается из начального количества заправленного в баки топлива и тем самым определяется текущий запас топлива на борту.

Предлагаемый способ основан на следующих соображениях.

В идеальном случае, т.е. при отсутствии течи топлива, вызванной потерей герметичности топливных баков, показания топливомера и расходомера изменяются если не одинаково, то синхронно, т.е. изменение запаса топлива по расходомеру Δ Р за промежуток времени Δ τ равно изменению запаса топлива по топливомеру Δ T за тот же промежуток времени. Если же есть течь в баке, то изменение показаний топливомера опережает изменение показаний расходомера, т.е. Δ Т>Δ Р на величину потерь топлива

где qтеч - потери топлива в единицу времени (течь топлива).

Отличие от нуля величины Δ П является признаком наличия утечки топлива из топливных баков.

Реально значения Δ Т и Δ Р могут быть определены с заранее известными погрешностями mт и mP, зависящими от точности топливомера и расходомера:

где Δ Gт - количество топлива, фактически ушедшее из бака за время Δ τ ,

Δ Gр - количество топлива, фактически прошедшее через расходомер за время Δ τ .

С учетом погрешностей формула (2) преобразуется к виду:

где mт и mp - возможные погрешности измерения соответственно величины Δ Gт топливомером и величины Δ Gр расходомером в единицах массы.

Погрешности MT и mp прямо пропорциональны изменениям показаний топливомера и расходомера:

где δ т и δ р - относительные погрешности (в процентах) соответственно топливомера и расходомера, значения которых указаны в техдокументации на топливомер и расходомер и обычно не превышают 3-4%.

Из формулы (5) видно, что при отсутствии течи (Δ Gт=Δ Gр) разность изменений показаний топливомера и расходомера будет принимать значения в диапазоне ± (mт+mр), соответствующем суммарной погрешности топливомера и расходомера. Если разность изменений показаний топливомера и расходомера станет положительной и превысит значение mт+mp, т.е. выйдет за диапазон ± (mт+mр), то это означает, что имеет место потеря (утечка) топлива. Т.о., условие наличия течи топлива может быть записано следующим образом:

где W - возможное предельное значение.

В соответствии с предлагаемым способом в некоторые моменты времени определяют показания топливомера Т и расходомера Р, вычисляют количество топлива, израсходованного с предыдущего момента времени, отдельно по показаниям топливомера (величина Δ T) и по показаниям расходомера (Δ Р), из величины израсходованного количества топлива Δ Т, вычисленной по показаниям топливомера, вычитают величину израсходованного количества топлива Δ Р, вычисленную по показаниям расходомера, и сравнивают с возможным предельным значением W, при обнаружении превышения этого значения делают вывод о наличии утечки топлива.

Величина W может быть принята равной сумме абсолютных погрешностей топливомера и расходомера, умноженной на некоторый коэффициент:

где k - коэффициент запаса, вводимый для исключения ложного определения факта утечки, вызванного изменениями показаний топливомера при случайных кратковременных отклонениях от режима горизонтального полета. Коэффициент запаса выбирают из диапазона 1,0-1,3 и уточняют по результатам летных испытаний. В условиях отсутствия течи

где q - расход топлива двигателями.

Складывая правые и левые части формул (6) и (7) и учитывая формулу (10), а также принимая, что Δ Gp≈ Δ Р (см. формулу (4)), из (9) получаем выражения для вычисления величины W:

Здесь δ t и δ р выражены в процентах. Величины δ т/100 и δ р/100 представляют собой относительные погрешности, выраженные в абсолютных величинах. Таким образом, в качестве возможного предельного значения может быть выбрана величина, равная произведению коэффициента запаса, израсходованного количества топлива, определенного по показаниям расходомера, и суммы относительных погрешностей топливомера и расходомера, выраженных в абсолютных величинах.

Из аэродинамического расчета самолета известны как минимальный расход топлива на двигатели qmin, так и максимальный расход топлива на двигатели qmax, т.е. весь возможный диапазон расходов. Из формул (6) и (7) с учетом (10) следует, что в условиях отсутствия течи абсолютные погрешности топливомера mт и расходомера mp максимальны при максимальном расходе топлива на двигатели qmax:

Тогда упомянутое возможное предельное значение W может быть заранее принято для всего диапазона расходов от qmin до qmax, равным сумме максимально возможных абсолютных погрешностей топливомера и расходомера, умноженной на коэффициент k запаса, т.е. делают вывод о наличии утечки топлива, если

Однако при таком выборе величины Wmax утечка менее k· (mт max+mp max) нe распознается, поэтому чем меньше расход q топлива на двигатели (qmin<q<qmax), тем больше величина течи qтеч, которая может быть обнаружена по условию (14). Поэтому целесообразно применять условие (14) при небольшом диапазоне изменения возможных расходов топлива на двигатели (qmax/qmin10), так как в этом случае увеличение значения распознаваемой течи qтеч при малых расходах топлива на двигатели не существенно по числовому значению.

Выбор моментов времени для сравнения значений Δ T и Δ Р может оказать значительное влияние на результативность способа. Указанные моменты времени можно выбирать несколькими путями.

Один из них - через равные интервалы времени Δ τ . Для исключения возможности ложного выявления течи величина этого интервала должна быть выбрана такой, чтобы минимально возможное значение Δ Tmin за время Δ τ превышало максимально возможную величину изменений показаний топливомера Δ Тэв макс, вызванных случайными эволюциями самолета по тангажу и крену. Величина Δ Тэв макс зависит от формы баков, количества и размещения в баках датчиков топливомера и может быть рассчитана заранее по градуировочным характеристикам топливомера конкретного самолета.

Минимально возможное значение Δ Тmin за время Δ τ соответствует минимальному расходу топлива двигателями qmin, т.к. при отсутствии течи

Из этих соображений величина интервала времени Δ τ , при котором обеспечивается минимальное запаздывание в обнаружении утечки топлива из баков, может быть выбрана как результат деления максимально возможной величины изменений показаний топливомера, вызванных случайными эволюциями летательного аппарата, на величину минимального расхода топлива двигателями:

Сравнение Δ Т и Δ Р может производиться не через равные интервалы времени, а так, что за каждый промежуток времени между соседними моментами через расходомер проходит заданное количество топлива (Δ Р=const, Δ Р>Δ Тэв макс). В этом случае суммарная абсолютная погрешность топливомера и расходомера mт+mр за промежуток времени не зависит от интенсивности расхода топлива, а интервал времени между двумя циклами сравнения Δ Т и Δ Р уменьшается с увеличением расхода топлива на двигатели, поэтому время обнаружения потери герметичности топливных баков также уменьшается с увеличением расходов топлива на двигатели.

При применении предлагаемого способа для высокоманевренных самолетов (истребителей), у которых показания топливомера могут значительно изменяться при эволюциях самолета, целесообразно во время эволюции, характеризуемых определенными значениями перегрузок, действующих на самолет, блокировать выдачу экипажу сообщения о поражении топливных баков. Для этого в моменты определения показаний топливомера и расходомера дополнительно определяют наличие перегрузок, влияющих на эти показания, при наличии перегрузок продолжают в следующие моменты времени определять показания топливомера и расходомера и наличие перегрузок до тех пор, пока не будет обнаружено отсутствие перегрузок, после чего делают окончательный вывод о наличии утечки топлива.

С целью упрощения можно, учитывая условия, при которых сформировался сигнал о утечке топлива из баков и кратковременность выполнения эволюции, ввести указание экипажу о необходимости проверки прохождения сигнала об утечке топлива в установившемся режиме полета.

1.Способобнаруженияутечкитопливаналетательномаппаратевполете,вкоторомвнекоторыемоментывремениопределяютпоказаниятопливомераирасходомера,количествотоплива,израсходованногоспредыдущегомоментавремени,определяютотдельнопопоказаниямтопливомераипопоказаниямрасходомера,извеличиныизрасходованногоколичестватоплива,определеннойпопоказаниямтопливомера,вычитаютвеличинуизрасходованногоколичестватоплива,определеннуюпопоказаниямрасходомера,исравниваютсвозможнымпредельнымзначением,приобнаружениипревышенияэтогозначенияделаютвыводоналичииутечкитоплива.12.Способпо1,отличающийсятем,чтоупомянутоевозможноепредельноезначениеравнопроизведениюкоэффициентазапаса,израсходованногоколичестватоплива,определенногопопоказаниямрасходомера,исуммыотносительныхпогрешностейтопливомераирасходомера,выраженныхвабсолютныхвеличинах.23.Способпо1,отличающийсятем,чтоупомянутоевозможноепредельноезначениеравносуммемаксимальновозможныхабсолютныхпогрешностейтопливомераирасходомера,умноженнойнакоэффициентзапаса.34.Способполюбомуизпп.1-3,отличающийсятем,чтомоментывременидляопределенияпоказанийтопливомераирасходомеравыбираютчерезравныепромежуткивремени.45.Способпоп.4,отличающийсятем,чтодлительностьупомянутыхпромежутковвремениравнарезультатуделениямаксимальновозможнойвеличиныизмененийпоказанийтопливомера,вызванныхслучайнымиэволюциямилетательногоаппарата,навеличинуминимальногорасходатопливадвигателями.56.Способполюбомуизпп.1-3,отличающийсятем,чтомоментывременидляопределенияпоказанийтопливомераирасходомеравыбираюттак,чтозакаждыйпромежутоквременимеждусоседнимимоментамичерезрасходомерпроходитзаданноеколичествотоплива.67.Способполюбомуизпп.1-6,отличающийсятем,чтоегоприменяютдляманевренныхсамолетовивмоментыопределенияпоказанийтопливомераирасходомерадополнительноопределяютналичиеперегрузок,влияющихнаэтипоказания,приналичииперегрузокпродолжаютвследующиемоментывремениопределятьпоказаниятопливомераирасходомераиналичиеперегрузокдотехпор,поканебудетобнаруженоотсутствиеперегрузок,послечегоделаютокончательныйвыводоналичииутечкитоплива.7
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 22.
20.01.2013
№216.012.1c0a

Самолет с системой дистанционного управления

Изобретение относится к системам дистанционного управления самолетами. Система дистанционного управления содержит два соединительных шкафа (1), в каждом из которых установлены по два однотипных вычислителя (3), в которых реализуются: алгоритмы формирования требуемого положения всех...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472672
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d26

Сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник

Изобретение относится к авиации, а именно к воздухозаборникам силовых установок сверхзвуковых самолетов. Сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник содержит вход, представляющий собой систему торможения потока - сверхзвуковой диффузор (22), состоящий из двух многоступенчатых стреловидных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472956
Дата охранного документа: 20.01.2013
29.03.2019
№219.016.eee8

Способ определения барометрической высоты и вертикальной скорости летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Измеряют вертикальное ускорение и датчиком статического давления - приборную барометрическую высоту, значения вертикальной скорости получают путем интегрирования вертикального ускорения, значения барометрической высоты - интегрированием вертикальной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002265855
Дата охранного документа: 10.12.2005
29.03.2019
№219.016.f02c

Способ раннего обнаружения невыработки топлива из подвесных топливных баков

Изобретение относится к топливным системам самолетов. Способ заключается в том, что для каждого подвесного бака определяют базовое событие, предшествующее началу его выработки, и промежуток времени, началом которого является это событие, а длина промежутка такова, что выработка подвесного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02236368
Дата охранного документа: 20.09.2004
29.03.2019
№219.016.f030

Способ и система кондиционирования воздуха на летательном аппарате

Изобретение относится к средствам кондиционирования воздуха на летательном аппарате и решает задачу обеспечения жизнедеятельности экипажа и пассажиров во всем диапазоне режимов полета. В процессе вентиляции свежим забортным воздухом кабины экипажа и грузопассажирского салона оптимизируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02231482
Дата охранного документа: 27.06.2004
29.03.2019
№219.016.f033

Способ и система регулирования давления воздуха на летательном аппарате

Изобретение относится к устройствам для автоматического контроля давления воздуха в вентилируемых герметизированных помещениях летательного аппарата. Способ регулирования давления воздуха на летательном аппарате включает оптимизацию давления воздуха в вентилируемых герметизированных помещениях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02231483
Дата охранного документа: 27.06.2004
10.04.2019
№219.017.0009

Топливная система самолета

Изобретение относится к топливным системам пассажирских самолетов. Система содержит топливные отсеки, средства заправки, дренажа, топливоизмерения и индикации, насос подкачки двигателя, соединенный с насосом другого крыла через закрытый кран кольцевания подкачки, струйный насос перекачки. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002287458
Дата охранного документа: 20.11.2006
10.04.2019
№219.017.00b9

Способ определения запаса топлива на летательном аппарате и система для его реализации

Изобретение относится к авиационной топливоизмерительной технике. В предложенном способе определяют запас топлива в контрольный момент времени, а в следующие моменты определяют текущий расход топлива. По этим значениям определяют запас топлива и отображают его. Отличие способа заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02207304
Дата охранного документа: 27.06.2003
10.04.2019
№219.017.01ee

Крепежное устройство

Изобретение относится к авиационной технике, к устройствам крепления, а именно к замкам, используемым в разъемных соединениях и позволяющим снимать отдельные детали. Крепежное устройство для соединения деталей характеризуется наличием фиксирующего узла на первой детали, состоящего из корпуса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02217629
Дата охранного документа: 27.11.2003
10.04.2019
№219.017.050e

Система эксплуатационного и аварийно-спасательного выхода

Система эксплуатационного и аварийно-спасательного выхода летательного аппарата содержит дверь, прикрепленную узлами навески к фюзеляжу, трап со ступенями, замки закрытого положения двери и замок, удерживающий трап прижатым к двери. На фюзеляже имеются два первых кронштейна, а на двери - два...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002301176
Дата охранного документа: 20.06.2007
Показаны записи 1-2 из 2.
29.03.2019
№219.016.f02c

Способ раннего обнаружения невыработки топлива из подвесных топливных баков

Изобретение относится к топливным системам самолетов. Способ заключается в том, что для каждого подвесного бака определяют базовое событие, предшествующее началу его выработки, и промежуток времени, началом которого является это событие, а длина промежутка такова, что выработка подвесного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02236368
Дата охранного документа: 20.09.2004
10.04.2019
№219.017.00b9

Способ определения запаса топлива на летательном аппарате и система для его реализации

Изобретение относится к авиационной топливоизмерительной технике. В предложенном способе определяют запас топлива в контрольный момент времени, а в следующие моменты определяют текущий расход топлива. По этим значениям определяют запас топлива и отображают его. Отличие способа заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02207304
Дата охранного документа: 27.06.2003
+ добавить свой РИД