×
19.06.2019
219.017.8457

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ НАБОРА ВЕРТОЛЕТОМ ВЫСОТЫ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002269454
Дата охранного документа
10.02.2006
Аннотация: Изобретение относится к авиации и касается технологии набора высоты вертолетом. Способ набора вертолетом высоты заключается в управлении аэродинамической подъемной силой несущего винта по мере набора высоты посредством одновременного увеличения крутящего момента и общего шага несущего винта до максимального значения и регулирования угла наклона лопастей рулевого винта, предназначенного для противодействия реактивному моменту несущего винта. С уменьшением плотности воздуха окружающей среды по мере набора высоты изменяют режим работы несущего винта вертолета. В случае уменьшения этой плотности ниже определенного порога при наборе высоты с максимальным шагом несущего винта последнему увеличивают частоту вращения путем форсирования работы двигателей. С возрастанием вибраций фюзеляжа, вызываемых срывом потока воздуха, по крайней мере, с одной из вращающихся лопастей, несущему винту уменьшают общий шаг до восстановления спектра исходного уровня вибраций фюзеляжа. Целесообразно частоту вращения несущего винта увеличивать обратно пропорционально изменению запороговой плотности воздушной среды. Технический результат реализации изобретения заключается в увеличении высоты полета вертолета в условиях с более низкой плотностью воздушной среды. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области авиации, в частности к управлению полетом вертолета, и может быть использовано для управления набором высоты полета.

Известен способ набора вертолетом высоты, заключающийся в управлении аэродинамической подъемной силой несущего винта по мере набора высоты посредством одновременного увеличения крутящего момента и шага несущего винта (Базов Д.И. Аэродинамика вертолетов. Изд. 2-е, перераб. и доп. Изд-во "Транспорт", 1972 г., стр.29-32, 76-80). Данный способ принят за прототип.

Недостатком известного способа является ограничение набора высоты до 4100 м, связанное с уменьшением плотности воздушной среды, ниже критической.

Основной задачей, на решение которой направлен заявляемый способ набора вертолетом высоты, является увеличение высоты полета в атмосфере с более низкой плотностью воздуха, особенно в горных условиях.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявленного изобретения, является увеличение высоты полета вертолета в условиях с более низкой плотностью воздушной среды.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе набора вертолетом высоты, заключающемся в управлении аэродинамической подъемной силой несущего винта по мере набора высоты посредством одновременного увеличения крутящего момента и общего шага несущего винта до максимального значения и регулирования угла наклона лопастей рулевого винта, предназначенного для противодействия реактивному моменту несущего винта, а с уменьшением плотности воздуха окружающей среды по мере набора высоты изменяют режим работы несущей системы вертолета согласно предложенному техническому решению

с уменьшением плотности воздушной среды ниже определенного порога при наборе высоты с максимальным шагом несущего винта последнему увеличивают частоту вращения путем форсирования работы двигателей, а с возрастанием вибраций фюзеляжа, вызываемых срывом потока воздуха, по крайней мере, с одной из вращающихся лопастей, несущему винту уменьшают общий шаг до восстановления спектра исходного уровня вибраций фюзеляжа;

частоту вращения несущего винта изменяют обратно пропорционально изменению запороговой плотности воздушной среды.

Проведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными всем признакам заявленного способа управления полетом вертолета, отсутствуют. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности "новизна".

Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипов признаками заявляемого технического решения, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками заявляемого технического решения на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень".

Сущность способа набора вертолетом высоты заключается в управлении аэродинамической подъемной силой Т несущего винта по мере набора высоты посредством одновременного увеличения крутящего момента Мкр и общего шага α несущего винта до максимального значения αmax и регулирования угла наклона β лопастей рулевого винта, предназначенного для противодействия реактивному моменту несущего винта. Сила тяги Т несущего винта определяется из условия:

где Т - сила тяги несущего винта, кг;

Су - коэффициент аэродинамической подъемной силы лопасти несущего винта, зависящий от шага α несущего винта;

σ - коэффициент заполнения несущего винта;

χ - коэффициент концевых и комлевых потерь несущего винта;

F - площадь, сметаемая несущим винтом, F=πR2, м2;

ω - угловая скорость вращения несущего винта, 1/с; , где nн.в. - частота вращения несущего винта, об/мин;

R - радиус несущего винта, м;

[Т] - допустимая подъемная сила несущего винта, кг;

ρi - относительная плотность окружающей среды на высоте полета, определяемая по формуле:

где Pi - давление окружающей среды на высоте полета, мм рт.ст.;

ti° - температура окружающей среды на высоте полета, °С.

Набор высоты осуществляют в три этапа.

На первом этапе набора высоты с плотностью ρi воздушной среды большей определенного порога или равным ему, когда ρi≥ρз, управляют увеличением шага α несущего винта до максимального αmax, т.е. при nн.в.=Const, Т=ϕ(α,ρi).

На втором этапе набора высоты с плотностью ρi воздушной среды ниже определенного порога ρз, когда ρiз, несущему винту с максимальным шагом αmax увеличивают частоту вращения до ni, с которой выполняют набор высоты до возрастания вибраций fi фюзеляжа относительно исходного уровня вибраций fн, вызываемых срывом потока воздуха, по крайней мере, с одной из вращающихся лопастей несущего винта. Частоту вращения ni несущего винта на втором этапе изменяют обратно пропорционально изменению запороговой плотности ρi воздушной среды, т.е. при αmax=Const, Т=ϕ(nн.в.i).

На третьем этапе с возрастанием вибраций, когда fi>fн, уменьшают общий шаг несущего винта до восстановления спектра исходного уровня вибраций фюзеляжа и выполнения условия fi=fн, т.е. при nmax=Const, Т=ϕ(α,ρi).

Пример осуществления способа.

Перед вылетом на вертолете устанавливается номинальная частота вращения несущего винта nнв=95±1% и общий шаг α=4°. Подъем α вертолета начинают с увеличения аэродинамической подъемной силы T несущего винта, определяемой из условия (1), посредством одновременного увеличения общего шага (несущего винта и изменения режима работы двигателей на увеличение крутящего момента несущего винта для обеспечения постоянной частоты вращения nнв=95±1% с помощью системы автоматического поддержания частоты вращения несущего винта вертолета. С увеличением общего шага α от 4° до 14°45' и крутящего момента несущего винта, обеспечивающего постоянную частоту вращения, увеличивается угол наклона β лопастей рулевого винта от 6° до 17°20', способный создавать изменяемое усилие, противодействующее реактивному моменту несущего винта, при ρi≥ρз вертолет набирает высоту до 3100 м. По мере увеличения высоты уменьшаются давление Рi и температура окружающей среды ti°, соответственно уменьшается плотность ρi воздушной среды, контролируемая системой управления полетом, и при плотности воздушной среды ниже определенного порога ρз, когда ρiз, вертолет теряет способность набирать высоту. Для дальнейшего набора высоты с максимальным шагом αmax=14°45' несущего винта увеличивают частоту вращения несущего винта до nср=97±1% и более обратно пропорционально изменению запороговой плотности ρi воздушной среды, определяемой по формуле (2). При этих изменениях управления вертолет набирает высоту до 4600 м, после которой возрастают вибрации фюзеляж, когда fI>fн. Путем уменьшения общего шага αmax несущего винта и изменения угла наклона β лопастей рулевого винта восстанавливают спектр исходного уровня вибрации фюзеляжа, выполняя условие fI=fн, набирают высоту до 6000 м.

Предложенный способ набора высоты позволяет повысить потолок полетов вертолетов, не вызывая дополнительные вибрации фюзеляжа, тем самым уменьшить опасность полетов вертолетов.

1.Способнаборавертолетомвысоты,заключающийсявуправленииаэродинамическойподъемнойсилойнесущеговинтапомеренаборавысотыпосредствомодновременногоувеличениякрутящегомоментаиобщегошаганесущеговинтадомаксимальногозначенияирегулированияугланаклоналопастейрулевоговинта,предназначенногодляпротиводействияреактивномумоментунесущеговинта,асуменьшениемплотностивоздухаокружающейсредыпомеренаборавысотыизменяютрежимработынесущейсистемывертолета,отличающийсятем,чтосуменьшениемплотностивоздушнойсредынижеопределенногопорогапринаборевысотысмаксимальнымшагомнесущеговинтапоследнемуувеличиваютчастотувращенияпутемфорсированияработыдвигателей,асвозрастаниемвибрацийфюзеляжа,вызываемыхсрывомпотокавоздуха,покрайнеймере,соднойизвращающихсялопастей,несущемувинтууменьшаютобщийшагдовосстановленияспектраисходногоуровнявибрацийфюзеляжа.12.Способпоп.1,отличающийсятем,чточастотувращениянесущеговинтаувеличиваютобратнопропорциональноизменениюзапороговойплотностивоздушнойсреды.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 24.
27.03.2016
№216.014.c8fc

Суммирующий механизм для системы управления общим и циклическим шагом вертолетов трехточечной системы управления с наклонным расположением гидроприводов

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления вертолетами. Суммирующий механизм для системы управления общим и циклическим шагом вертолетов трехточечной схемы управления с наклонным расположением гидроприводов включает систему входных качалок, ползун, подвижный и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578706
Дата охранного документа: 27.03.2016
20.03.2016
№216.014.cb0d

Способ формования многослойных длинномерных изделий сложной конфигурации из композиционных материалов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к способу изготовления многослойных длинномерных изделий сложной конфигурации из композиционных материалов, например нагревательной накладки противообледенительной системы лопасти вертолета, а также к устройствам для его осуществления и может быть использовано в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002577577
Дата охранного документа: 20.03.2016
01.03.2019
№219.016.c9f5

Устройство для статической балансировки лопастей винтов вертолетов

Изобретение относится к области измерений, в частности к проверке статической балансировки конструкций, и может быть использовано для балансировки несущих и рулевых винтов вертолетов. Устройство для статической балансировки лопастей винтов вертолетов содержит U-образный ложемент, подвешенный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002292021
Дата охранного документа: 20.01.2007
10.04.2019
№219.016.ffd0

Система управления вертолетом

Изобретение относится к авиационной технике. Система содержит в каждом канале управления орган управления, кинематически связан с датчиком его положения, электрически связаный с электронным вычислителем, к которому подключена бортовая информационная система контроля, которая по аналоговому...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002282562
Дата охранного документа: 27.08.2006
10.04.2019
№219.017.00a7

Задний отсек фюзеляжа вертолета

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в конструкциях вертолетов. Задний отсек фюзеляжа вертолета включает пару створок, закрывающих проем грузовой кабины, при этом на правой створке выполнен люк с крышкой, устанавливаемый изнутри фюзеляжа с упором на внутреннюю...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002202498
Дата охранного документа: 20.04.2003
10.04.2019
№219.017.00af

Способ подачи присадочной проволоки в зону сварки и устройство для его осуществления

Изобретение относится к сварке и может быть использовано при автоматической сварке тонкостенных заготовок неплавящимся электродом. Присадочную проволоку подают в зону сварки по кривой в плоскости, перпендикулярной к поверхности свариваемой заготовки до получения на вылете заданного радиуса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002202452
Дата охранного документа: 20.04.2003
10.04.2019
№219.017.0af2

Вертолет

Изобретение относится к области авиации, в частности к оборудованию вертолетов спасательными средствами, и может быть использовано для аварийной посадки вертолета на воду при его эксплуатации над водной поверхностью. Задачей изобретения является повышение надежности аварийного приводнения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02191139
Дата охранного документа: 20.10.2002
19.04.2019
№219.017.2c53

Устройство для приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта вертолета

Изобретение относится к вертолетостроению. Устройство для приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта вертолета содержит струбцину, выполненную в виде скобы, на концах которой посредством траверс шарнирно установлены самоориентирующиеся зажимные губки с встроенными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002288138
Дата охранного документа: 27.11.2006
19.04.2019
№219.017.2d6d

Вертолёт

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в конструкциях винтокрылых летательных аппаратов. На вертолете установлена вспомогательная силовая установка (ВСУ) со встроенными в нее независимо друг от друга топливно-масляным теплообменником, электростартером и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02224686
Дата охранного документа: 27.02.2004
19.04.2019
№219.017.2d9c

Санитарное транспортное средство, например вертолет

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к санитарно-техническому оборудованию, например вертолета, и может быть использовано для перевозки раненых и больных людей. В санитарном транспортном средстве - вертолете размещены в салоне носилки, установленные на жестких со стороны...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02214206
Дата охранного документа: 20.10.2003
Показаны записи 1-4 из 4.
10.08.2015
№216.013.6922

Лечение нефрогенной артериальной гипертензии при неполном удвоении почки

Изобретение относится к медицине, хирургии. Выявляют дисплазированный добавочный сосуд при неполном удвоении почки. Пережимают артерию и выявляют участок ишемии по передней или задней поверхности верхнего сегмента почки. Выполняют плоскостную резекцию только ишемизированного участка почечной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558467
Дата охранного документа: 10.08.2015
20.01.2018
№218.016.1904

Установка рулевого исполнительного механизма на гидравлический привод

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям систем управления летательным аппаратом. Гидромеханическая система управления содержит гидроусилители, расположенные с трех сторон от автомата перекоса, рулевые исполнительные механизмы с тягами, механическую проводку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636195
Дата охранного документа: 21.11.2017
10.04.2019
№219.016.ffd0

Система управления вертолетом

Изобретение относится к авиационной технике. Система содержит в каждом канале управления орган управления, кинематически связан с датчиком его положения, электрически связаный с электронным вычислителем, к которому подключена бортовая информационная система контроля, которая по аналоговому...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002282562
Дата охранного документа: 27.08.2006
29.05.2023
№223.018.7245

Устройство для расширения пункционного канала

Изобретение относится к медицинской технике и применяется для выполнения чрескожных пункционно-дренирующих вмешательств при лечении различных парапанкреатических поражений у больных с острым деструктивным панкреатитом, а также в комплексном лечении внутрибрюшных абсцессов. Устройство для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002796322
Дата охранного документа: 22.05.2023
+ добавить свой РИД