×
01.03.2019
219.016.c9f5

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАТИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ ЛОПАСТЕЙ ВИНТОВ ВЕРТОЛЕТОВ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002292021
Дата охранного документа
20.01.2007
Аннотация: Изобретение относится к области измерений, в частности к проверке статической балансировки конструкций, и может быть использовано для балансировки несущих и рулевых винтов вертолетов. Устройство для статической балансировки лопастей винтов вертолетов содержит U-образный ложемент, подвешенный боковыми стенками на стойке с помощью призменных пар, причем боковые стенки ложемента прилегают к лопасти, установленной с опорой на ее носовую часть, а на весы лопасть со смещенным относительно призменных пар центром тяжести опирается концевой частью, при этом ложемент выполнен с возможностью сопряжения со съемной панелью, являющейся опорой лопасти при горизонтальном положении хорды профиля, образуя комплексную оснастку для определения продольной и поперечной уравновешенности лопасти. В стойке на эксцентриковых осях установлены ролики, профилированные под обводы носовой части лопасти. Весы выполнены в виде установленного на призменной опоре двухплечего рычага, на грузоприемном плече которого на призменной паре расположена подвеска для опоры концевой части лопасти, а на уравновешивающем плече - подвижная гиря, перемещаемая с помощью ходового винта. Техническим результатом является расширение эксплуатационных возможностей устройства за счет компактной конструкции с малым весом. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области измерений, в частности к проверке статической балансировки конструкций, и может быть использовано для балансировки несущих и рулевых винтов вертолетов.

Известно устройство для статической балансировки лопастей винтов вертолетов, которое предназначено как для поперечной, так и продольной балансировки вертолетных лопастей и включает в себя станину, на которой расположены столы, служащие опорой для отдельных весов, расположенных вблизи четырех углов лопасти. Каждые весы снабжены точкой опоры лопасти. На весах установлены опорные элементы, причем верхняя поверхность каждого из опорных элементов точно профилирована под обводы тех частей поверхности лопасти, которыми лопасть опирается на соответствующие опорные элементы. В области задней кромки лопасти выполнены базовые отверстия под установочные шпильки, которые либо вставляются в ответные базовые отверстия в опорных элементах, либо прилегают к боковым поверхностям опорных элементов для обеспечения правильного монтажа на устройстве для статической балансировки (Патент RU №2138790 С1. Устройство и способ для статической балансировки лопастей винтов вертолетов. - МКИ: G 01 M 1/12, В 64 С 27/00. - Дата публикации: 1999.09.27). Данное устройство принято за прототип.

Недостатком известного устройства является сложность конструкции, ее громоздкость и большой вес, необходимость точного ориентирования лопасти на установке для статической балансировки, трудность использования в условиях эксплуатации вертолета.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является расширение эксплуатационных возможностей устройства для статической балансировки лопастей за счет компактной конструкции с малым весом.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявляемого изобретения, является высокая мобильность установки за счет малого веса и габаритов, возможность применения для перебалансировки несущих винтов в условиях эксплуатации вертолета, что снижает эксплуатационные расходы.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном устройстве для статической балансировки лопастей винтов вертолетов, содержащем опорный элемент для установки лопасти, весы, помещенные на столе, согласно предложенному техническому решению:

1) опорный элемент выполнен в виде U-образного ложемента, подвешенного боковыми стенками на стойке с помощью призменных пар, причем боковые стенки ложемента прилегают к лопасти, установленной с опорой на ее носовую часть, а на весы лопасть со смещенным относительно призменных пар центром тяжести опирается концевой частью, при этом ложемент выполнен с возможностью сопряжения со съемной панелью, являющейся опорой лопасти при горизонтальном положении хорды профиля, образуя комплексную оснастку для определения продольной и поперечной уравновешенности лопасти;

2) в стойке на эксцентриковых осях установлены ролики, профилированные под обводы носовой части лопасти;

3) весы выполнены в виде расположенного на призменной опоре двухплечего рычага, на грузоприемное плечо которого концевой частью опирается лопасть, а на уравновешивающем плече установлена перемещаемая с помощью ходового винта гиря, начальное положение которой уравновешивает часть измеряемого веса;

4) на конце грузоприемного плеча весов с помощью призменной пары установлена подвеска для опоры концевой части лопасти;

5) подвеска выполнена в виде рамки, снабженной призменными ножами, установленными вверху и внизу проема рамки, причем наружная сторона рамки, противоположная призменному ножу, с одной стороны образует ножевую поверхность, а с другой - поверхность, профилированную по контуру носовой части лопасти, при этом в рамке выполнено отверстие для подвески градуировочного груза;

6) съемная панель снабжена штифтами, которые сопрягаются с отверстиями, выполненными в боковых стенках ложемента симметрично оси призменных пар, и регулируемыми уравновешивающими грузами, а на верхней поверхности панели закреплены опорное ребро для хвостовой части лопасти и линейки с началом отсчета от оси призменных пар.

Приведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественных всем признакам заявленного технического решения, отсутствуют. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "новизна".

Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявляемого технического решения, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками из заявляемого технического решения преобразований на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень".

На фиг.1 изображен общий вид устройства для статической балансировки лопастей винтов вертолетов, на фиг.2 - место А на фиг.1, на фиг.3 - ложемент со съемной панелью.

Предлагаемое устройство для статической балансировки лопастей винтов вертолетов содержит опорный элемент, образуемый ложементом 1, подвешенным на стойке 2 с помощью призменных пар 3. В стойке 2 с регулируемыми винтовыми ножками 4, опирающимися на станину 5, на эксцентриковых осях 6, соединенных с рукоятками 7, установлены ролики 8. При продольной балансировке в ложементе 1 расположена лопасть 9, имеющая законцовку 10. На тумбе 11 установлен стол 12 с закрепленной на нем призменной опорой 13, на которой установлен рычаг 14. На уравновешивающем плече рычага 14 смонтирован ходовой винт 15 с маховичком 16. На ходовом винте 15 расположена подвижная гиря 17 с визуальным указателем в виде нониуса 18 и линейки 19. Стол 11 оснащен регулируемьми винтовыми ножками 20. Под конец уравновешивающего плеча рычага 14 устанавливается передвижной упор 21, а сверху под лопастью - съемный шаблон 22. (фиг.1). На конце грузоприемного плеча рычага 14 на призменной паре 23 установлена подвеска 24. Подвеска 24 выполнена в виде рамки, в проеме которой сверху и снизу установлены призмы 25, а противоположно им наружные стороны рамки с одной стороны имеют ножевую поверхность 26, а с другой стороны - опорную поверхность 27, профилированную по контуру носовой части лопасти 9. В подвеске 24 выполнено отверстие 28 для установки приспособления с градуировочным грузом (фиг.2). При поперечной балансировке на ложементе 1 установлена съемная панель 29, штифты 30 которой сопрягаются с отверстиями 31 боковых стенок ложемента 1. На верхней плоскости панели 29 закреплены опорное ребро 32 и линейки 33, а снизу установлен регулируемый уравновешивающий груз 34. По продольной оси панели 29 нанесена риска 35 (фиг.3).

Устройство для статической балансировки лопастей винтов вертолетов работает следующим образом.

На станину 5 устанавливается стойка 2 с ложементом 1, подвешенным на призменных парах 3, а на расстоянии от нее на отдельной тумбе 11 - стол 12 с призменной опорой 13. Стойка 5 и стол 12 с помощью регулируемых винтовых ножек 4 и 20 выравниваются по горизонтали. Лопасть 9 плавно опускается на ложемент 2 носовой частью вниз. Рукоятками 7 ролики 8 при помощи эксцентриковых осей 6 поднимаются, и лопасть 9 по роликам 8 перемещается в сторону своего центра тяжести (Ц.Т.). При совпадении центра тяжести с острием ножа призменной пары 3 лопасть 9 находится в горизонтальном положении и колеблется в безразличном состоянии. В этом положении лопасти 9 ролики 8 опускаются и остро отточенным карандашом на лопасти 9 делается отметка положения центра тяжести. С помощью рулетки измеряется расстояние х от линии центров отверстий в наконечнике лопасти до острия ножа призменной пары 3 стойки 2. Затем при помощи рулетки отмеряется расстояние L от линии центров отверстий в наконечнике лопасти 9 и делается карандашная отметка на лопасти 9. Расстояние L - постоянная величина для данного типа лопасти, выбираемая близкой к расстоянию до обреза законцовки 10 (конец лонжерона). Через сделанную отметку проводится линия параллельно обрезу законцовки 10 лопасти 9. Масса лопасти 9 оценивается взвешиванием конца лопасти при смещении ее центра тяжести относительно острия ножа призменной пары 3 на расстояние е. Для чего с помощью линейки на расстоянии е от острия ножа призменной пары 3 делается карандашом отметка на лопасти 9. Рукоятками 7 ролики 8 приподнимают лопасть 9 над ложементом 1, и лопасть 9 перемещается влево до совпадения отметки с острием ножа призменной пары 3, и ролики 8 опускаются. Рычаг 14 устанавливается на призменную опору 13 стола 12, а на призму конца грузоприемного плеча рычага 14 устанавливается на нож 25 подвеска 24 ножевой наружной поверхностью 27 вверх. Конец лопасти 9 приподнимается и кладется на острую кромку ножевой поверхности 27 карандашной отметкой расстояния L. Под конец уравновешивающего плеча рычага 14 подставляется упор 21 и регулируется так, чтобы рычаг 14 был параллелен передней кромке лопасти, для чего на рычаг 14 устанавливается шаблон 22, с упором слева в подвеску 24. Верхняя кромка шаблона 22 должна быть параллельна лопасти 9. Гиря 17 смещается вправо. Вес конца лопасти 9 в значительной степени уравновешен гирей 17, находящейся в начальном положении, поэтому при взвешивании производится измерение только неуравновешенной части веса конца лопасти 9, что повышает точность измерения. Вращением маховичка 16 гиря 17 перемещается влево до безразличного состояния рычага 14, когда ±j оборота маховичка 16 вызывает отход рычага 14 от упора 21. В этом положении рычага 14 снимается показание h нониуса 18 на линейке 19 и по градуировочной прямой определяется вес Рк конца лопасти 9: Рк=htgα+С, где

Рк - вес конца лопасти при смещении центра тяжести лопасти на величину е, h - показания нониуса; tgα - градуировочный коэффициент весов; С - постоянная величина, определенная при градуировке весов. Вес лопасти .

Расчет продольного статического момента лопасти ведется по формулам:

Рцт - расстояние центра тяжести лопасти до оси вращения несущего винта;

Rцт=r+x,

r - расстояние от оси вращения втулки НВ до оси отверстий в проушине крепления лопасти.

Для градуировки весов подвеска 24 устанавливается опорной поверхностью 27 в верхнем положении и на нее кладутся разновесы, а в отверстии 28 крепится приспособление для установки градуировочного груза. (Опорная поверхность 27 используется также для установки конца лопасти 9 при измерении углов крутки.)

При определении поперечной уравновешенности на ложемент 1 устанавливается съемная панель 29, для чего штифты 30 ложемента 1 вставляются в отверстия 31. Проверяется нейтральное положение панели 29. При необходимости уравновешивание панели 29 с ложементом 1 осуществляется с помощью уравновешивающих грузов 34. Лопасть 9 кладется на панель 29 поперек оси ложемента 1 при горизонтальном положении хорды профиля с опорой хвостовой частью на опорное ребро 32 так, чтобы центр тяжести ее по карандашной отметке совпадал с продольной осью панели 29 по риске 35. Надвигая лопасть 9 лобовой частью на линейки 33, находится уравновешенное ее состояние, контролируя, чтобы показания по обеим линейкам были одинаковыми. По линейкам 33 определяется расстояние к, определяющее положение центра тяжести по хорде профиля лопасти 9, и подсчитывается % центровки хорды как отношение измеренного положения к номинальному.

По данному техническому решению разработана конструкторская документация, изготовлены опытные образцы устройства для статической балансировки лопастей винтов вертолета. Вес выполненной конструкции составляет шестнадцать килограмм. Установка аттестована метрологической лабораторией Госстандарта и используется для балансировки лопастей несущих винтов со статическим моментом до 750 кГм.

1.Устройстводлястатическойбалансировкилопастейвинтоввертолетов,содержащееопорныйэлементдляустановкилопасти,весы,размещенныенастоле,отличающеесятем,чтоопорныйэлементвыполненввидеU-образноголожемента,подвешенногобоковымистенкаминастойкеспомощьюпризменныхпар,причембоковыестенкиложементаприлегаютклопасти,установленнойсопоройнаееносовуючасть,авесы,содержащиегирю,уравновешиваемуюспомощьюмаховичка,привзвешиваниипроизводятизмерениетольконеуравновешеннойчастивесаконцалопасти,причемлопастьсосмещеннымотносительнопризменныхпарцентромтяжестиопираетсяконцевойчастьюнавесы,аложементвыполненсвозможностьюсопряжениясосъемнойпанелью,являющейсяопоройлопастипригоризонтальномрасположениихордыпрофиля,образуякомплекснуюоснасткудляопределенияпродольнойипоперечнойуравновешенностилопасти.12.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чтовстойкенаэксцентриковыхосяхустановленыролики,профилированныеподобводыносовойчастилопасти.23.Устройствопоп.1или2,отличающеесятем,чтовесывыполненыввидерасположенногонапризменнойопоредвухплечегорычага,нагрузоприемноеплечокоторогоконцевойчастьюопираетсялопасть,анауравновешивающемплечеустановленаперемещаемаяспомощьюходовоговинтагиря,начальноеположениекоторойуравновешиваетчастьизмеряемоговеса.34.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чтосъемнаяпанельснабженаштифтами,которыесопрягаютсясотверстиями,выполненнымивбоковыхстенкахложементасимметричноосипризменныхпар,ирегулируемымиуравновешивающимигрузами,анаверхнейповерхностизакрепленыопорноеребродляхвостовойчастилопастиилинейкисначаломотсчетаотосипризменныхпар.45.Устройствопоп.3,отличающеесятем,чтонаконцегрузоприемногоплечавесовспомощьюпризменнойпарыустановленаподвескадляопорыконцевойчастилопасти.56.Устройствопоп.4,отличающеесятем,чтоподвескавыполненаввидерамки,снабженнойпризменныминожами,установленнымивверхуивнизупроемарамки,причемнаружнаясторонарамки,противоположнаяпризменномуножу,соднойстороныобразуетножевуюповерхность,асдругой-поверхность,профилированнуюпоконтуруносовойчастилопасти,приэтомврамкевыполненоотверстиедляподвескиградуировочногогруза.6
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 24.
27.03.2016
№216.014.c8fc

Суммирующий механизм для системы управления общим и циклическим шагом вертолетов трехточечной системы управления с наклонным расположением гидроприводов

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления вертолетами. Суммирующий механизм для системы управления общим и циклическим шагом вертолетов трехточечной схемы управления с наклонным расположением гидроприводов включает систему входных качалок, ползун, подвижный и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578706
Дата охранного документа: 27.03.2016
20.03.2016
№216.014.cb0d

Способ формования многослойных длинномерных изделий сложной конфигурации из композиционных материалов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к способу изготовления многослойных длинномерных изделий сложной конфигурации из композиционных материалов, например нагревательной накладки противообледенительной системы лопасти вертолета, а также к устройствам для его осуществления и может быть использовано в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002577577
Дата охранного документа: 20.03.2016
10.04.2019
№219.016.ffd0

Система управления вертолетом

Изобретение относится к авиационной технике. Система содержит в каждом канале управления орган управления, кинематически связан с датчиком его положения, электрически связаный с электронным вычислителем, к которому подключена бортовая информационная система контроля, которая по аналоговому...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002282562
Дата охранного документа: 27.08.2006
10.04.2019
№219.017.00a7

Задний отсек фюзеляжа вертолета

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в конструкциях вертолетов. Задний отсек фюзеляжа вертолета включает пару створок, закрывающих проем грузовой кабины, при этом на правой створке выполнен люк с крышкой, устанавливаемый изнутри фюзеляжа с упором на внутреннюю...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002202498
Дата охранного документа: 20.04.2003
10.04.2019
№219.017.00af

Способ подачи присадочной проволоки в зону сварки и устройство для его осуществления

Изобретение относится к сварке и может быть использовано при автоматической сварке тонкостенных заготовок неплавящимся электродом. Присадочную проволоку подают в зону сварки по кривой в плоскости, перпендикулярной к поверхности свариваемой заготовки до получения на вылете заданного радиуса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002202452
Дата охранного документа: 20.04.2003
10.04.2019
№219.017.0af2

Вертолет

Изобретение относится к области авиации, в частности к оборудованию вертолетов спасательными средствами, и может быть использовано для аварийной посадки вертолета на воду при его эксплуатации над водной поверхностью. Задачей изобретения является повышение надежности аварийного приводнения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02191139
Дата охранного документа: 20.10.2002
19.04.2019
№219.017.2c53

Устройство для приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта вертолета

Изобретение относится к вертолетостроению. Устройство для приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта вертолета содержит струбцину, выполненную в виде скобы, на концах которой посредством траверс шарнирно установлены самоориентирующиеся зажимные губки с встроенными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002288138
Дата охранного документа: 27.11.2006
19.04.2019
№219.017.2d6d

Вертолёт

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в конструкциях винтокрылых летательных аппаратов. На вертолете установлена вспомогательная силовая установка (ВСУ) со встроенными в нее независимо друг от друга топливно-масляным теплообменником, электростартером и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02224686
Дата охранного документа: 27.02.2004
19.04.2019
№219.017.2d9c

Санитарное транспортное средство, например вертолет

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к санитарно-техническому оборудованию, например вертолета, и может быть использовано для перевозки раненых и больных людей. В санитарном транспортном средстве - вертолете размещены в салоне носилки, установленные на жестких со стороны...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02214206
Дата охранного документа: 20.10.2003
19.04.2019
№219.017.2fc0

Способ статической балансировки лопастей воздушных винтов

Изобретение относится к измерениям, в частности к коррекции статических моментов лопастей воздушных винтов, являющихся вращающейся несущей поверхностью, и может быть использовано для балансировки лопастей несущих и рулевых винтов вертолетов в процессе их изготовления. Технический результат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002336508
Дата охранного документа: 20.10.2008
Показаны записи 1-10 из 11.
13.01.2017
№217.015.7ab6

Медицинский модуль на санитарных носилках

Изобретение относится к области медицины, в частности к спасательной службе, и может найти применение в медицине катастроф, службах скорой и неотложной медицинской помощи при транспортировании больных на санитарных носилках. С целью повышения качества экстренной медицинской помощи больным и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002600704
Дата охранного документа: 27.10.2016
13.01.2017
№217.015.7ae8

Носилки медицинские (варианты)

Группа изобретений относится к области медицины, в частности к спасательной службе, и может найти применение в медицине катастроф, службах скорой и неотложной медицинской помощи для переноса и транспортировки больных на носилках. Носилки медицинские содержат изготовленные, в основном, из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002600709
Дата охранного документа: 27.10.2016
13.01.2017
№217.015.7b42

Мобильный медицинский модуль (варианты)

Группа изобретений относится к области медицины, в частности к спасательной службе, и может быть использована для бережной перевозки в лежачем положении больных или пострадавших в чрезвычайных ситуациях с оказанием неотложной медицинской помощи как в транспортных средствах, так и в полевых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002600701
Дата охранного документа: 27.10.2016
13.01.2017
№217.015.7cbf

Приспособление для закрепления санитарных носилок в кузове грузового транспорта

Изобретение относится к области транспортирования и может использоваться для перевозки пострадавших в чрезвычайных ситуациях на санитарных носилках в кузове грузового транспорта. Приспособление для закрепления санитарных носилок в кузове грузового транспорта содержит модули для закрепления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002600705
Дата охранного документа: 27.10.2016
13.01.2017
№217.015.808f

Транспортабельный бортовой подъёмник

Изобретение относится к области транспортирования, в частности к оборудованию летательных аппаратов (ЛА), и касается погрузки тяжелобольных на санитарных носилках и медицинского оборудования на борт. Транспортабельный бортовой подъемник содержит наклонно устанавливаемую в рабочее положение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602269
Дата охранного документа: 10.11.2016
10.05.2018
№218.016.40db

Звукопоглощающая панель и производственное помещение

Изобретения относятся к области строительства, в частности к средствам защиты производственных помещений от промышленного шума. Звукопоглощающая панель содержит перфорированную стенку с резонансными отверстиями, выполняющими функции горловины резонатора Гельмгольца, и боковинами, заполненную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649209
Дата охранного документа: 30.03.2018
19.04.2019
№219.017.2c53

Устройство для приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта вертолета

Изобретение относится к вертолетостроению. Устройство для приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта вертолета содержит струбцину, выполненную в виде скобы, на концах которой посредством траверс шарнирно установлены самоориентирующиеся зажимные губки с встроенными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002288138
Дата охранного документа: 27.11.2006
29.04.2019
№219.017.4127

Установка для промывки воздушно-газового тракта газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области очистки, в частности к удалению наслоений загрязнения в воздушно-газовом тракте газотурбинного двигателя, и может быть использовано при обслуживании летательных аппаратов, преимущественно малой авиации, в условиях эксплуатации. С целью повышения эффективности и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002311551
Дата охранного документа: 27.11.2007
26.05.2019
№219.017.6159

Медико-эвакуационный комплекс (варианты)

Группа изобретений относится к транспортным средствам для эвакуации и оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях больным и пострадавшим людям. Медико-эвакуационный комплекс в первом варианте включает санитарно-транпортное средство (1), например, вертолет «Ансат» с бортовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689096
Дата охранного документа: 23.05.2019
06.07.2019
№219.017.a809

Санитарно-транспортный модуль, например, вертолёта

Изобретение относится к санитарно-техническому оборудованию транспортных средств, например вертолета, и может быть использовано для перевозки раненых и больных, находящихся также в лежачем положении, и оказания им неотложной медицинской помощи как на стоянке вертолета, так и в полете....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312649
Дата охранного документа: 20.12.2007
+ добавить свой РИД