×
09.06.2019
219.017.8043

Результат интеллектуальной деятельности: ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
02183782
Дата охранного документа
20.06.2002
Аннотация: Предохранительный клапан предназначен для применения в топливных баках и системах наддува ракет и космических аппаратов. Предохранительный клапан содержит корпус с входным и выходным каналами, седло, запирающий элемент, управляющий чувствительный элемент, каналы, сообщающие входной канал с управляющим чувствительным элементом. Запирающий элемент снабжен разгрузочным чувствительным элементом. Внутренняя полость последнего герметично изолирована от выходного канала с образованием наружной поверхностью управляющего чувствительного элемента и внутренней поверхностью разгрузочного чувствительного элемента управляющей камеры. Эта камера сообщена каналами, выполненными в запирающем элементе, с входным каналом клапана. Причем эффективная площадь разгрузочного чувствительного элемента выполнена не менее площади запирающего элемента. Величина площади управляющего чувствительного элемента выполнена больше, чем разница величин площадей разгрузочного и запирающего элементов. При этом на поверхности запирающего элемента, обращенной в сторону входного канала, закреплен дисковый эжектор с образованием кольцевой щели между поверхностями запирающего элемента и эжектора, сообщенной с управляющей камерой. Изобретение позволяет обеспечить высокую герметичность, увеличить расход газа через клапан, уменьшить вес и габариты клапана, а также расширить арсенал технических средств в этой области техники. 3 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к предохранительным устройствам топливных баков и систем наддува ракет и космических аппаратов.

Известны предохранительные клапаны, состоящие из корпуса с входным и выходным каналами, запирающего элемента, седла и управляющего элемента (см., например, книгу: Беляев Н. М. "Пневмогидравлические системы. " Расчет и конструирование. М.: Высшая школа, 1988 г.

Недостатком данного предохранительного клапана прямого действия пропорционального открытия является то, что при повышении давления нагрузка на уплотнение запирающего элемента уменьшается и герметичность клапана ухудшается. Такие клапаны нельзя применять длительное время из-за больших потерь рабочего тела. Кроме того, клапаны низкоподъемной схемы имеют малые расходы рабочего тела.

Известны также предохранительные клапаны, содержащие корпус с входным и выходным каналами, запирающий элемент, седло и управляющий элемент (см., например, ОСТ 52-8691-75, лист.4, черт.1).

Схема такого клапана изображена на чертеже к данной заявке на фиг.1. Предохранительный клапан содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 каналами, запирающие элементы 4 и 5, сильфоны 6 и 7, главный клапан 8 и управляющий элемент - клапан 9. Повышенная герметичность обеспечивается за счет действия рабочей среды на эффективную площадь сильфона 6 главного клапана 8. Открытие клапанов (сначала управляющего, а затем главного 8) происходит из-за понижения давления в сильфоне 6 за счет сброса давления из управляющего клапана 9 через запирающий элемент 5.

Недостатками указанного предохранительного клапана являются его сложность, невысокая надежность, а также большой вес и габариты. Кроме того, этот принцип нельзя использовать для высокорасходных клапанов с большими давлениями из-за высоких нагрузок на уплотнение запирающего элемента главного клапана. В клапанах обратной схемы резко улучшается герметичность предохранительного клапана по сравнению с клапанами прямой схемы, т.к. до давлений, близких к началу открытия, происходит увеличение силы, прижимающей клапан к седлу. Но для больших расходов и высоких давлений силы, принимающие к седлу, становятся настолько большими, что уплотнение запирающего органа разрушается. Поэтому этот принцип используется для малорасходных клапанов с малым проходным сечением. Кроме того, в предохранительном клапане обратной схемы необходимо выполнять площадь чувствительного элемента большей, чем площадь запирающего элемента. Это приводит к увеличению веса клапана и его габаритов.

Задачей настоящего изобретения является создание клапана с достижением технического результата - расширение эксплуатационного диапазона предохранительного клапана при сохранении высокой герметичности при любых давлениях настройки клапана и обеспечение высокорасходных характеристик.

Это достигается тем, что в предохранительном клапане, содержащем корпус с входным и выходным каналами, седло, запирающий элемент и управляющий элемент, в соответствии с изобретением запирающий элемент снабжен разгрузочным чувствительным элементом, внутренняя полость которого герметично изолирована от выходного канала с образованием наружной поверхностью управляющего чувствительного элемента и внутренней поверхностью разгрузочного чувствительного элемента управляющей камеры, сообщенной каналами, выполненными в запирающем элементе, с входным каналом клапана, причем эффективная площадь разгрузочного чувствительного элемента выполнена не менее площади запирающего элемента, а величина площади управляющего чувствительного элемента выполнена больше, чем разница величин площадей разгрузочного и запирающего элементов, при этом на поверхности запирающего элемента, обращенной в сторону входного канала, закреплен дисковый эжектор, образующий кольцевую щель между поверхностями запирающего элемента и эжектора, сообщенную с управляющей камерой.

Кроме того, в клапане разгрузочный чувствительный элемент выполнен в виде сильфона или мембраны, кольцевая щель сообщена через каналы в запирающем элементе с управляющей камерой и спрофилирована поверхностями запорного элемента и эжектора в сторону посадки запирающего элемента на седло, а в соединении чувствительного управляющего элемента с запирающим элементом выполнен осевой люфт.

Далее предлагаемое изобретение поясняется более подробно с применением прилагаемых чертежей, где на фиг.1 изображен предохранительный клапан по прототипу; на фиг.2 - общий вид предохранительного клапана по изобретению в разрезе.

Предохранительный клапан содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 каналами, с установленным в корпус 1 запирающим элементом 4 с уплотнением 5 (см. фиг. 2), седлом 6 и управляющий чувствительный элемент 7. Запирающий элемент 4 имеет каналы 8 (см. фиг.2) и снабжен разгрузочным чувствительным элементом 9, эффективная площадь которого равна или более (не менее) площади запирающего элемента. Разгрузочный элемент 9 герметично изолирует внутреннюю полость клапана от выходного канала 3. Внутри корпуса 1 образована управляющая камера 10, ограниченная наружной поверхностью управляющего сильфона 7 и внутренней поверхностью разгрузочного сильфона 9. Управляющий сильфон 7 верхней частью герметично соединен с корпусом 1, a в нижней подвижной части имеет законцовку 11, на которой жестко закреплен шарнир 12 гайкой 13. На шарнир 12 установлен запирающий элемент 4 с осевым люфтом 0,1...0,2 мм. На запирающий элемент 4 со стороны входного канала 2 закреплен эжектор 14, образующий кольцевую щель 15 между поверхностями запирающего элемента 4 и поверхностью эжектора 14. Управляющая камера 10 сообщена с кольцевой щелью 15 величиной А через каналы 8 в запирающем элементе 4, а кольцевая щель спрофилирована таким образом, чтобы поток газа, исходящий из управляющей камеры через щель, направлялся в зазор между запирающим элементом 4 и седлом 6 при открытом клапане. На необходимое давление начала открытия клапан настраивается винтом 16. Для прижатия запирающего элемента 4 к седлу 6 между опорной тарелью 17 и подвижной нижней частью управляющего сильфона 7, соединенного с запирающим элементом 4 и эжектором 14, установлена пружина 18. Эффективная площадь управляющего сильфона 7 выполнена большей, чем разность величин эффективных площадей разгрузочного сильфона 9 и запирающего элемента 4.

Предохранительный клапан работает следующим образом.

При подаче давления во входной канал 2 корпуса 1 газы поступают через каналы 8 в запирающем элементе 4 в управляющую камеру 10, действуя на эффективную площадь управляющего сильфона 7, разгрузочный сильфон 9 и запирающий элемент 4, создавая усилие, необходимое для создания герметичности запирающего элемента по седлу 6 до открытия клапана.

Работа предохранительного клапана при наличии давления в системе разделяется на 4 этапа. Первый этап - возрастание давления до момента, когда сила, действующая на эффективную площадь элемента 7 становится равной силе регулировочной управляющей пружины 18. После этого происходит сжатие управляющего сильфона 7 на величину зазора 0,1-0,2 мм в шарнире запирающего элемента. До момента выборки зазора 0,1-0,2 мм сила, прижимающая запирающий элемент 4 к седлу 6, увеличивается, герметичность клапана улучшается. Второй этап: это работа клапана после выборки зазора 0,1-0,2 мм до начала открытия клапана. После выборки зазора 0,1-0,2 мм дальнейшему сжатию гофр управляющего элемента 7 препятствует сила от действия давления на разность эффективных площадей разгрузочного сильфона 9 и запирающего элемента 4. Т.к. эффективная площадь управляющего сильфона 7 выполнена больше разности эффективных площадей разгрузочного сильфона 9 и запирающего элемента 4 прижатие запирающего элемента 4 с уплотнителем 5 к седлу 6 уменьшается. Поэтому герметичность на этом этапе, близком к моменту начала открытия клапана уменьшается. При дальнейшем повышении давления (третий этап) силы на открытие клапана определяются действием давления на эффективную площадь управляющего сильфона 7, разгрузочного 9 и запирающего 4 элементов. И когда сила от действия давления на управляющий элемент 7 станет больше, чем сила регулируемой пружины 18 и от действия давления на разность величин эффективных площадей разгрузочного сильфона 9 и запирающего элемента 4, клапан откроется. Четвертый этап: до вступления в работу эжектора предохранительный клапан работает как клапан низкоподъемной схемы пропорционального открытия. Поэтому расход через клапан незначительный. В дальнейшем по мере увеличения давления в системе и расхода через зазор между седлом и запирающим элементом за счет применения эжектора происходит разрежение в статической зоне управляющей камеры и образующийся перепад давления между давлением во входном канале и в управляющей камере (ΔP) приводит к образованию силы, которая поднимает запирающий элемент на большую высоту и соответственно к увеличению расхода через щель между седлом и запирающим элементом. Предохранительный клапан работает как полноподъемный клапан. Дополнительная подъемная сила возникает от действия давления во входном канале 2 (Рвх) на эффективную площадь запирающего элемента 4 и действия давления в статической зоне управляющей камеры 10 (Рвх-ΔP) на разность эффективных площадей разгрузочного 9 и управляющего элементов 7.

Таким образом, в отличие от предохранительного клапана, изображенного на фиг.1, предлагаемый принцип можно использовать для полноподъемных клапанов с обеспечением высокой герметичности. Это стало возможным благодаря применению разгрузочного чувствительного элемента, позволяющего разгрузить уплотнение запирающего элемента от действия разрушающих усилий. Кроме того, применение эжектора значительно увеличивает расход газа через клапан, а изготовление управляющего чувствительного элемента с величиной площади, значительно меньшей (за счет применения разгрузочного сильфона), чем в предохранительном клапане, изображенном на фиг.1, позволяет уменьшить вес и габариты клапана, расширяет арсенал технических средств в этой области техники.

1.Предохранительныйклапан,содержащийкорпуссвходнымивыходнымканалами,седло,запирающийэлемент,управляющийчувствительныйэлемент,каналы,сообщающиевходнойканалсуправляющимчувствительнымэлементом,отличающийсятем,чтовнемзапирающийэлементснабженразгрузочнымчувствительнымэлементом,внутренняяполостькоторогогерметичноизолированаотвыходногоканаласобразованиемнаружнойповерхностьюуправляющегочувствительногоэлементаивнутреннейповерхностьюразгрузочногочувствительногоэлементауправляющейкамеры,сообщеннойканалами,выполненнымивзапирающемэлементе,свходнымканаломклапана,причемэффективнаяплощадьразгрузочногочувствительногоэлементавыполненанеменееплощадизапирающегоэлемента,авеличинаплощадиуправляющегочувствительногоэлементавыполненабольше,чемразницавеличинплощадейразгрузочногоизапирающегоэлементов,приэтомнаповерхностизапирающегоэлемента,обращеннойвсторонувходногоканала,закреплендисковыйэжекторсобразованиемкольцевойщелимеждуповерхностямизапирающегоэлементаиэжектора,сообщеннойсуправляющейкамерой.12.Предохранительныйклапанпоп.1,отличающийсятем,чторазгрузочныйчувствительныйэлементвыполненввидесильфона.23.Предохранительныйклапанпоп.1,отличающийсятем,чторазгрузочныйчувствительныйэлементвыполненввидемембраны.34.Предохранительныйклапанпоп.1,отличающийсятем,чтокольцеваящельсообщеначерезканалывзапирающемэлементесуправляющейкамерой,образованаповерхностямизапирающегоэлементаиэжектораинаправленавсторонупосадкизапирающегоэлементанаседло.4
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 23.
01.03.2019
№219.016.d108

Устройство для контроля усилия затяжки резьбового соединения

Изобретение относится к измерительной технике. Устройство содержит индикатор, втулку, соединенную с крепежным элементом, в отверстии которого размещена игла, контактирующая с дном отверстия. Игла имеет буртик, снабженный опорной поверхностью, расположенной внутри выступающей за верхний торец...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02160436
Дата охранного документа: 10.12.2000
01.03.2019
№219.016.d12a

Многоразовый ускоритель первой ступени ракеты-носителя

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано при создании всеазимутальных комплексов выведения без отчуждения земель под поля падения отработавших ракетных блоков. Согласно изобретению ускоритель содержит в носовом отсеке воздушно-реактивные двигатели с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02148536
Дата охранного документа: 10.05.2000
01.03.2019
№219.016.d188

Пирозамок

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для соединения и последующего разъединения ступеней или для сброса головного обтекания ракеты. Пирозамок содержит подпружиненный болт с проточкой, выступами и гайкой, скрепляемые им элементы, корпус с дном, в котором...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02150413
Дата охранного документа: 10.06.2000
01.03.2019
№219.016.d189

Устройство разделения агрегатов

Изобретение относится к области космической техники. Устройство содержит отделяемую опору, пиропривод с корпусом и поршнем, взаимодействующий с замковым устройством, выполненным в виде цанги, контактирующей с опорой, и штока с фиксатором начального положения. Устройство имеет основание и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02150664
Дата охранного документа: 10.06.2000
11.03.2019
№219.016.de66

Разгонный блок

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в разгонных блоках ракет-носителей. Согласно изобретению разгонный блок содержит две соосные ступени. Вторая ступень имеет приборный отсек и маршевый двигатель, который является общим для обеих ступеней. Она размещена во...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02156723
Дата охранного документа: 27.09.2000
11.03.2019
№219.016.de70

Корпус приборного отсека

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в разгонных блоках ракет-носителей с соосным расположением ступеней. Согласно изобретению корпус приборного отсека содержит приборную раму и силовую коническую оболочку с торцевыми шпангоутами. Шпангоут нижней части оболочки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02159202
Дата охранного документа: 20.11.2000
20.03.2019
№219.016.ea17

Устройство для соединения и разъема трубопроводов

Устройство для соединения и разъема трубопроводов относится к области машиностроения, в частности к разъемным соединениям трубопроводов, применяемых, например, в топливных системах летательных аппаратов. Устройство содержит запорный клапан с седлом, взаимодействующий со стопором, при этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02162983
Дата охранного документа: 10.02.2001
20.03.2019
№219.016.ea97

Блок топливных баков ракет-носителей

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано при создании топливных отсеков космических объектов. Предлагаемый блок содержит два бака с общим промежуточным днищем. В баках под давлением размещены компоненты топлива с разными температурами кристаллизации. Каждый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02151718
Дата охранного документа: 27.06.2000
29.03.2019
№219.016.f82b

Узел соединения ступеней разгонного блока

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к конструкции разгонных блоков ракет-носителей. Согласно изобретению узел содержит цилиндрическую стыковочную оболочку, соединяющую ступени по соосной схеме, и замки, расположенные вдоль периметра оболочки. При этом на стыковочной оболочке с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02179942
Дата охранного документа: 27.02.2002
29.03.2019
№219.016.f8b1

Торовый бак

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в топливной системе ракеты-носителя. Согласно изобретению бак содержит верхнюю и нижнюю герметичные топливные емкости. Обе емкости снабжены замковым узлом для стыковки (снизу) разгонного блока с носителем. Емкости выполнены с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02156722
Дата охранного документа: 27.09.2000
Показаны записи 1-3 из 3.
01.03.2019
№219.016.d189

Устройство разделения агрегатов

Изобретение относится к области космической техники. Устройство содержит отделяемую опору, пиропривод с корпусом и поршнем, взаимодействующий с замковым устройством, выполненным в виде цанги, контактирующей с опорой, и штока с фиксатором начального положения. Устройство имеет основание и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02150664
Дата охранного документа: 10.06.2000
20.03.2019
№219.016.ea17

Устройство для соединения и разъема трубопроводов

Устройство для соединения и разъема трубопроводов относится к области машиностроения, в частности к разъемным соединениям трубопроводов, применяемых, например, в топливных системах летательных аппаратов. Устройство содержит запорный клапан с седлом, взаимодействующий со стопором, при этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02162983
Дата охранного документа: 10.02.2001
10.04.2019
№219.017.0abc

Устройство для стыковки и расстыковки питающих магистралей

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для стыковки и последующей расстыковки питающих магистралей летательного аппарата. Устройство содержит первый корпус, уплотнения питающих магистралей, второй корпус, кожух с плитой. Второй корпус взаимодействует с первым при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02180641
Дата охранного документа: 20.03.2002
+ добавить свой РИД