×
09.06.2019
219.017.78bf

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ СКВОЗНЫХ ВНУТРЕННИХ КАНАЛОВ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения. Способ включает нагрев изделия, пропускание через его каналы рабочей среды с температурой, неравной средней температуре нагрева изделия, и измерение поля температур на поверхности изделия во время пропускания рабочей среды через его каналы. Пропускание осуществляют с переменным расходом рабочей среды, а по результатам измерения поля температур рассчитывают производную от темпа изменения температуры по расходу рабочей среды, по которой контролируют пропускную способность каналов. Технический результат - повышение достоверности контроля. 9 з.п. ф-лы, 1 табл., 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при проверки качества изделий, имеющих сквозные внутренние каналы и/или полости, в частности, турбинных лопаток.

Существующие методы контроля производства турбинных лопаток (метод вихревых токов, рентген и пр.) обладают теми или иными преимуществами и недостатками, однако все указанные методы не позволяют анализировать характеристики системы охлаждения лопаток, от нормального функционирования которой существенно зависит ресурс работы лопаток. Сложность диагностики системы охлаждения лопаток заключается в разветвленности каналов охлаждения системы охлаждения лопатки, каналы которой имеют малые геометрические размеры и сложную форму проточной части. Качество изготовления каналов охлаждения в лопатках и наличие в них засорений в настоящее время контролируется с помощью рентгена, однако значительная трудоемкость этого метода, не всегда достаточная его точность, а также очевидное вредное влияние на здоровье обслуживающего персонала этого метода заставляют искать новые способы контроля. Определение гидравлических характеристик с помощью проливки, либо продувки лопаток не дает возможности оценить локальные гидравлические характеристики охлаждающих каналов (Стороженко В.А. и др. Неразрушающий контроль качества промышленной продукции, Киев, Тэхника, 1988, с.2-4).

Новые возможности представляются при использовании тепловых методов контроля. Подобные идеи возникали и патентовались несколько десятилетий назад.

Так, из уровня техники способ контроля охлаждаемой лопатки, включающий продувку ее каналов рабочей средой, охлаждение внешней поверхности лопатки в зоне контроля, измерение ее температуры в зонах контроля до и после охлаждения и сопоставление измеренных значений с эталонным. В качестве эталона выбирают один из каналов исследуемой лопатки, в котором измеряют его параметры после охлаждения и до него, а затем определяют отношение интенсивности теплообмена по определенной зависимости и сравнивают определяемое отношение интенсивности с заданным.

Недостатком указанного метода является низкая точность метода (предлагается только качественная оценка), а также необходимость использования эталона, практическое изготовление которого с достаточно высокой точностью не представляется возможным в настоящее время.

Из уровня техники известен способ контроля охлаждающих каналов лопатки турбины, включающий обжим лопатки эластичной пластиной, продувку каналов нагретым воздухом до установления на границе лопатка-пластина стационарного теплового режима и определение температурного поля путем сравнения его с эталонным (SU 979944, МПК-3 G 01 M 15/00, 07.12.1982, формула).

Недостатком указанного метода является низкая точность метода, а также необходимость использования эталона, практическое изготовление которого с достаточно высокой точностью не представляется возможным в настоящее время, кроме того, метод усложняется необходимостью предварительного обжима лопатки пластиной.

Наиболее близким к заявленному способу является способ контроля пропускной способности сквозных внутренних каналов в изделии, в частности лопаток турбомашины, путем предварительного нагрева с последующим протеканием, в данном случае - продувкой, рабочей среды, при этом в процессе продувки определяют температурное поле лопатки для сопоставления с температурными полями эталонной лопатки (SU 359420, МПК-4 F 01 D 5/00, 21.01.1973, формула).

Недостатком указанного метода является низкая точность метода (предлагается только качественная оценка), а также необходимость использования эталона, практическое изготовление которого с достаточно высокой точностью не представляется возможным в настоящее время.

Задача заявленного изобретения заключается в повышении достоверности результатов контроля, получении не только качественных, но и количественных оценок результатов контроля и упрощении способа.

Технический результат заключается в том, что данный метод позволяет не только качественно, но и количественно отобразить процесс охлаждения лопатки, т. е. повысить точность и надежность способа, определить наличие неохлаждаемых зон.

Технический результат заявленного способа достигается тем, что способ контроля пропускной способности сквозных внутренних каналов в изделии, включающий нагрев изделия, пропускание через его каналы рабочей среды с температурой, неравной средней температуре нагрева изделия, и измерение поля температур на поверхности изделия во время пропускания рабочей среды через его каналы, отличающийся тем, что пропускание осуществляют с переменным расходом рабочей среды, а по результатам измерения поля температур рассчитывают производную от темпа изменения температуры по расходу рабочей среды по следующей формуле:

где

где m(ti,xi,yi) - темп изменения температуры;
g - расход рабочей среды в процессе протекания рабочей среды;
Ti(ti,xi,yi) - температура поверхности тела;
ti - текущее время;
xi, уi - координаты конкретной точки;
i - текущий номер точки в поле температур,
и по абсолютным величинам Gm контролируют пропускную способность каналов.

В предпочтительном варианте изобретения измерение поля температур проводят неконтактным методом, например, с помощью тепловизора.

В предпочтительном варианте изобретения пропускание рабочей среды через каналы осуществляют путем продувки и/или проливки.

В предпочтительном варианте за время пропускания рабочей среды ее расход изменяют не менее чем на 30%.

В предпочтительном варианте после нагрева изделие охлаждают в естественных условиях до средней температуры, которая на 20-40% меньше, чем средняя температура нагрева изделия, а после охлаждения начинают пропускание рабочей среды через его каналы.

В предпочтительном варианте изобретения в качестве рабочей среды используют воздух, в который может впрыскиваться жидкость, например вода или дистиллированная вода.

В предпочтительном варианте изобретения в качестве рабочей среды может быть использована жидкость, например вода.

В предпочтительном варианте изобретения в качестве каналов изделия контролируют внутренние полости турбинных лопаток.

Ниже приведен пример исполнения заявленного способа. Данный пример подтверждает, но не ограничивает применение заявленного способа.

Пример.

При реализации предлагаемого способа в качестве тела использовалась лопатка турбины, в качестве рабочей среды - промышленный воздух.

Для проверки предлагаемого способа была спроектирована и изготовлена испытательная установка.

Структурно-технологическая схема установки представлена на фиг.1.

Установка состоит из ресивера 1 емкостью 300 л и предельным давлением 10 атм. Ресивер соединен с источником промышленного воздуха 2. На выходной магистрали из ресивера установлен запорный кран 4, фильтр 5, расходомер 6 и трехходовой кран 7. За краном 7 магистраль разветвляется на две: одна соединена с узлом крепления лопатки 8, а вторая предназначена для технологических целей - сброса избыточного давления из ресивера.

На узле крепления лопатки может размещаться промышленный фен с насадкой для равномерного распределения подогретого воздуха.

Способ реализован следующим образом.

1. Ресивер накачивается промышленным воздухом до давления 4-5 атм. На узел крепления испытуемой лопатки устанавливается лопатка и сверху ее закрепляется промышленный фен с насадкой.

2. С помощью фена производят нагрев лопатки до температуры 220-250oС. Контроль нагрева проводится с помощью тепловизора (использовался тепловизор модели "ИРТИС-200").

Для контроля нагрева фен периодически снимается с узла крепления лопатки.

3. По достижении требуемой температуры фен отключается и снимается с узла крепления лопатки. Лопатка охлаждается в естественных условиях с целью предварительного выравнивания температуры ее конструкции до температуры 180-200oС.

4. После достижения указанной температуры тепловизор включается на режим непрерывной регистрации (со скоростью съемки 1 кадр в секунду). После включения тепловизора открывается кран 7 и осуществляется продувка сквозных внутренних каналов лопатки. Затем проводится охлаждение лопатки. После достижения температуры поверхности лопатки 50-70oС кран 7 закрывается и тепловизор отключается.

5. Обработка результатов испытания лопатки заключается в расчете темпа охлаждения в каждой точке поверхности лопатки (на данной установке с использованием вышеуказанного тепловизора количество расчетных точек на поверхности лопатки составляет 14000). По данным расчета темпа и измеренным величинам расхода воздуха рассчитывается производная от темпа охлаждения по расходу и определяется пропускная способность каналов.

Для анализа результатов испытания представляется теплограмма испытаний лопатки (фиг.2). Теплограмма представляется в виде распределения указанного параметра δ в виде палитры, где черным цветом представляются зоны с величиной δ, равной единице. В том случае, когда δ=1 (или Gm=0), канал закупорен(см. таблицу).

В дальнейшем устанавливается, относятся ли указанные каналы к конструктивно неохлаждаемым, либо к каналам, имеющим дефекты изготовления, или засорения.

114000000007-DOC.tiftifdrawing39где115600000008-DOC.tiftifdrawing41гдеm(txy)-темпизменениятемпературы;g-расходрабочейсредывпроцессепропусканиярабочейсреды;T(tхy)-температураповерхностиизделия;t-текущеевремя,ипоабсолютнымвеличинамGконтролируютпропускнуюспособностьканалов.1.Способконтроляпропускнойспособностисквозныхвнутреннихканаловвизделии,включающийнагревизделия,пропусканиечерезегоканалырабочейсредыстемпературой,неравнойсреднейтемпературенагреваизделия,иизмерениеполятемпературнаповерхностиизделиявовремяпропусканиярабочейсредычерезегоканалы,отличающийсятем,чтопропусканиеосуществляютспеременнымрасходомрабочейсреды,апорезультатамизмеренияполятемпературрассчитываютпроизводнуюоттемпаизменениятемпературыпорасходурабочейсредыпоследующейформуле:12.Способпоп.1,отличающийсятем,чтоизмерениеполятемпературпроводятнеконтактнымметодом,напримерспомощьютепловизора.23.Способпоп.1,отличающийсятем,чтопропусканиерабочейсредычерезканалыосуществляютпутемпродувкии/илипроливки.34.Способпоп.1или3,отличающийсятем,чтозавремяпропусканиярабочейсредыеерасходизменяютнеменеечемна30%.45.Способполюбомуизпп.1-4,отличающийсятем,чтопосленагреваизделиеохлаждаютвестественныхусловияхдосреднейтемпературы,котораяна20-40%меньше,чемсредняятемпературанагреваизделия,апослеохлажденияначинаютпропусканиерабочейсредычерезегоканалы.56.Способполюбомуизпп.1-5,отличающийсятем,чтовкачестверабочейсредыиспользуютвоздух.67.Способпоп.6,отличающийсятем,чтоввоздухвпрыскиваетсяжидкость,напримервода.78.Способпоп.7,отличающийсятем,чтовкачествеводыиспользуютдистиллированнуюводу.89.Способполюбомуизпп.1-5,отличающийсятем,чтовкачестверабочейсредыиспользуютжидкость,напримерводу.910.Способполюбомуизпп.1-9,отличающийсятем,чтовкачествеканаловизделияконтролируютвнутренниеполоститурбинныхлопаток.10
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 52.
20.02.2019
№219.016.c0e3

Турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой

Изобретение относится к авиастроению, в частности к турбореактивным двухконтурным двигателям с форсажной камерой. Турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой включает компрессор высокого давления, турбину высокого давления и турбину низкого давления. Двигатель выполнен со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002369765
Дата охранного документа: 10.10.2009
01.03.2019
№219.016.ca2d

Способ обработки металлического сплава давлением

Изобретение относится к обработке давлением металлических сплавов, преимущественно, в виде слитков и может быть использовано при изготовлении изделий, в том числе ответственного назначения, в различных областях техники, например, в авиации, машиностроении. Сплав нагревают и деформируют за...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255122
Дата охранного документа: 27.06.2005
11.03.2019
№219.016.d67e

Способ изготовления колец

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в металлургической и авиационной промышленности при изготовлении деталей ответственного назначения, преимущественно деталей газотурбинных двигателей. Производят поперечную осадку заготовки с получением пластины....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286862
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d6fa

Щеточное уплотнение

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для уплотнения зазора между подвижными относительно одна другой деталями, а именно к щеточным уплотнениям. Щеточное уплотнение зазора между выполненными с возможностью перемещения одна относительно другой деталями...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002293894
Дата охранного документа: 20.02.2007
11.03.2019
№219.016.d6fc

Узел опоры газотурбинного двигателя

Изобретение относится к энергетическому и транспортному машиностроению, в частности к системам смазки подшипниковых опор газотурбинных двигателей, и может быть использовано для подачи масла в подшипники, например межроторные подшипники высокотемпературных авиационных газотурбинных двигателей....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002293193
Дата охранного документа: 10.02.2007
11.03.2019
№219.016.d716

Способ безоблойной штамповки детали

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при штамповке деталей типа корпусов арматуры газотурбинных двигателей. Деталь, имеющую внутреннюю полость, уступы и отростки с приливами, штампуют безоблойным методом по меньшей мере за два перехода. При этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002292979
Дата охранного документа: 10.02.2007
11.03.2019
№219.016.d7c8

Обтекаемая конструкция

Изобретение относится к области прикладной гидрогазодинамики, в частности к системам для управления пограничным слоем, и может быть использовано, например, на летательных аппаратах, а также на судах и в трубопроводах. Техническим результатом изобретения является снижение гидравлического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02218490
Дата охранного документа: 10.12.2003
11.03.2019
№219.016.d985

Способ изготовления крупногабаритной полимерной оснастки

Изобретение относится к способам изготовления крупногабаритной и другой оснастки из неметаллических материалов для производства на ней лемнискатных входов, коков обтекателей, обшивок, мотогондолл и т.д. Техническим результатом заявленного изобретения является снижение металлоемкости,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002375185
Дата охранного документа: 10.12.2009
11.03.2019
№219.016.da8f

Способ изготовления теплоизолирующего покрытия и композиционный материал для его осуществления

Изобретение относится к теплоизолирующим покрытиям. Описан способ изготовления теплоизолирующего покрытия элемента изделия, заключающийся в нанесении на поверхность элемента композиционного материала в виде суспензии фрагментов холста базальтового в водном геле и термообработке нанесенного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002364612
Дата охранного документа: 20.08.2009
10.04.2019
№219.017.0191

Смазка для заготовок при горячей или полугорячей обработке металлов давлением

Сущность: смазка содержит, мас. %: графит 12,5-25,0, оксид металла 7,5-12,0, натриевая соль фосфорной кислоты 3-7, силикат щелочного металла 2-5, карбонат щелочного металла 0,5-3, лигносульфонат 0,2-0,5, водорастворимый целлюлозный полимер 0,3-1,5, оксиэтилированный алкилфенол 0,5-2,0, вода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02224011
Дата охранного документа: 20.02.2004
Показаны записи 1-5 из 5.
11.03.2019
№219.016.de4f

Мастика битумно-полимерная "транскор" для полимерного рулонного материала

Изобретение относится к технологии защиты труб и трубных систем от коррозии, в частности для защиты от коррозии нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов. Мастика битумно-полимерная для изоляционного антикоррозийного покрытия трубопровода включает битум, термоэластопласт,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002192579
Дата охранного документа: 10.11.2002
11.03.2019
№219.016.de50

Мастика битумно-полимерная "транскор" для труб

Изобретение относится к технологии защиты труб и трубных систем от коррозии, в частности для защиты от коррозии нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов. Мастика битумно-полимерная для изоляционного антикоррозийного покрытия трубопровода включает битум, термоэластопласт и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002192578
Дата охранного документа: 10.11.2002
27.04.2019
№219.017.3de3

Способ получения графитированного материала

Изобретение предназначено для металлургической, авиационной промышленности, энергетики, полупроводниковой техники и может быть использовано при изготовлении электродов, уплотнений авиационных двигателей и получении особо чистых изделий. Кокс сланцевый смоляной измельчают до фракционного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002252190
Дата охранного документа: 20.05.2005
27.04.2019
№219.017.3de8

Способ активного теплового неразрушающего контроля качества объекта

Изобретение относится к активному тепловому неразрушающему контролю качества изделий и может быть использовано для обнаружения внутренних дефектов в изделиях типа пластин, например, в лопатках авиационных газотурбинных двигателей. Способ включает проведение тепловизионной съемки поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02235993
Дата охранного документа: 10.09.2004
10.07.2019
№219.017.b1fb

Регулируемое сопло газотурбинного двигателя

Регулируемое сопло газотурбинного двигателя содержит обтекатель, наружные и внутренние створки, соединенные друг с другом с возможностью их взаимного углового перемещения. В наружных створках и в обтекателе выполнены отверстия, каждое из которых имеет максимальный размер, составляющий не более...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02183282
Дата охранного документа: 10.06.2002
+ добавить свой РИД