×
09.06.2019
219.017.7654

СПОСОБ ЗАМЕНЫ ДЕФЕКТНОГО УЧАСТКА ТРУБОПРОВОДА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и, в частности, может быть использовано при ремонте магистрального трубопровода с заменой дефектного участка методом вырезки/врезки катушки. Способ замены дефектного участка трубопровода, включает обнаружение дефектного участка, оценку напряженно-деформированного состояния дефектного участка трубопровода, вырезку дефектного участка, центрирование труб, разметку, установку и сварку ремонтной «катушки» с трубами трубопровода. При оценке напряженно-деформированного состояния дефектного участка трубопровода определяют вид его упругой деформации и производят на дефектном участке следующие сквозные надрезы: при деформации сжатия продольные надрезы, относительно продольной оси трубопровода, при деформации растяжения и/или кручения надрезы в виде витков спирали относительно продольной оси трубопровода, при деформации изгиба поперечные надрезы со стороны действия растягивающих напряжений. Упомянутые надрезы производят до высвобождения упругой деформации дефектного участка трубопровода. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и, в частности, может быть использовано при ремонте магистрального трубопровода с заменой дефектного участка методом вырезки/врезки катушки.

В процессе эксплуатации трубопровода при его аварийном ремонте возникает необходимость замены поврежденных труб с обеспечением надежной герметичности отремонтированного дефектного участка, с наименьшими повреждениями соседних участков трубопровода и при обеспечении безопасности производства ремонтных работ.

Известен способ замены дефектного участка трубопровода, заключающийся в опорожнении ремонтируемого участка, вырезке дефектной катушки, обеспечении изоляции горючих и взрывоопасных газов и жидкостей от мест сварки, установкой по концам труб прилегающих участков ремонтируемого трубопровода перекрывающих элементов, приварке новой катушки, подаче инертного газа в полость новой катушки, устанавливаемой между перекрывающими элементами, создании давления, несколько превышающего давление в прилегающих участках ремонтируемого трубопровода, и осуществлении процесса сварки (патент РФ №2249142, МПК F16L 1/028. Способ замены дефектного участка магистрального трубопровода. Опубл. 27.03.2005 г.)

Известен также способ ремонта трубопровода (Патент США. №9,851,021. МПК F16L 1/028. Method for removing from a terrain a buried pipe and a cutting machine used for actuating the method. 2017.) заключающийся в опорожнении ремонтируемого участка, вырезке дефектной катушки, обеспечении изоляции горючих и взрывоопасных газов и жидкостей от мест сварки, установкой по концам труб прилегающих участков ремонтируемого трубопровода перекрывающих элементов, приварке новой катушки, подаче инертного газа в полость новой катушки, устанавливаемой между перекрывающими элементами, создании давления, несколько превышающего давление в прилегающих участках ремонтируемого трубопровода, и осуществлении процесса сварки Изобретение включает также к машину для резки включающий режущее средство для выполнения надреза в стенке участка трубы, опорную часть и средства для стыковки, обеспечивающее одновременное воздействие на множество точек внутренней поверхности трубы, а также транспортировочные и грузоподъемные элементы.

Известен также способ вырезки участка трубопровода (патент РФ №2529972. МПК: F16L 1/024. Способ вырезки участка трубопровода. Опубл. 10.10.2014). Перед началом резания, согласно изобретению, вырезаемый участок трубопровода фиксируют с помощью грузоподъемного механизма и поддерживают до окончания вырезки. Резку труб осуществляют одновременно с двух концов трубопровода.

Известен также способ замены дефектного участка трубопровода, который включает вырезку дефектного участка - катушки, подготовку концов трубопровода под монтаж и сварку, подготовку новой катушки (вставки), подгонку новой катушки по месту сварки, прихватку и сварку новой катушки в трубопровод и осуществление контроля проводимых сварочно-монтажных работ (Руководящий документ "Инструкция по ликвидации аварий и повреждений на магистральных нефтепроводах". РД 39. -110. -91. ИПТЭР, г. Уфа. 1992 г. (с. 51.))

Недостатком известных способов является низкая безопасность производства ремонтных работ, высокая вероятность возникновения дефектов на соседних участках трубопровода в результате силового технологического воздействия при замене «катушки».

Наиболее близким к изобретению техническим решением является способ замены дефектного участка трубопровода, включающий обнаружение дефектного участка, рытье котлована для высвобождения трубопровода, оценку напряженно-деформированного состояния дефектного участка трубопровода, вырезку дефектного участка, центрирование труб, разметку, установку и сварку ремонтной «катушки» с трубами трубопровода (патент РФ №2298717. МПК F16L 1/00. Способ ремонта магистрального трубопровода. Опубл. 10.05.2007 г.) При этом при высвобождении трубопровода обеспечивают образование, после его вырезки короткой и длинной труб, что облегчает центрирование труб регулированием положения длинной трубы Недостатком прототипа также является низкая безопасность производства ремонтных работ, высокая вероятность возникновения дефектов на соседних участках трубопровода в результате силового технологического воздействия при замене «катушки» и ударного характера высвобождения упругих сил при разрезке трубопровода. Кроме того, высвобождение длинного участка трубы связано с повышением трудоемкости работ, а длинный участок трубы подвергается значительной деформации в месте его перехода в грунт, где, к тому же образуется концентратор напряжения.

Задача изобретения - обеспечение возможности безопасного выполнения работ по замене дефектного участка трубопровода, устранение негативного эффекта от высвобождения упругих сил при разрезке трубопровода и снижение вероятности возникновения дефектов на соседних участках трубопровода в результате силового технологического воздействия при замене «катушки».

Технический результат заключается в устранении негативного эффекта от высвобождения упругих сил при разрезке трубопровода.

Указанная задача решается, а технический результат достигается тем, что способ замены дефектного участка трубопровода, включающий обнаружение дефектного участка, оценку напряженно-деформированного состояния дефектного участка трубопровода, вырезку дефектного участка, центрирование труб, разметку, установку и сварку ремонтной «катушки» с трубами трубопровода, в отличие от прототипа при оценке напряженно-деформированного состояния дефектного участка трубопровода определяют вид его упругой деформации и производят на дефектном участке следующие сквозные надрезы: при деформации сжатия продольные, относительно продольной оси трубопровода надрезы, при деформации растяжения и/или кручения надрезы в виде витков спирали относительно продольной оси трубопровода, при деформации изгиба поперечные надрезы со стороны действия растягивающих напряжений, причем упомянутые надрезы проводят до высвобождения упругой деформации дефектного участка трубопровода.

Кроме того, способ предусматривает следующие дополнительные приемы: при упругой деформации кручения надрезы производят в направлении, противоположном действию крутящего момента, обеспечивающего раскрытие надреза при высвобождении упругой деформации; при производстве на дефектном участке сквозных надрезов с использованием машин для безогневой резки производят их монтаж на обрабатываемом надрезами участке трубопровода, производят резание трубопровода по заданной схеме производства надрезов машинами для резки при скорости вращения дискового режущего инструмента от 500 до 800 об/мин при его диаметре не более 0,25 м, а обрабатываемый участок трубопровода поддерживают с помощью грузоподъемного устройства; перед осуществлением надреза в его начале высверливают отверстие диаметром равным 1,5…3,0 ширины надреза; с обеих сторон участка, обрабатываемого надрезами устанавливают разъемные хомуты с окнами для сварки, используют их как поддерживающие устройства при вырезке и удалении дефектного участка с надрезами, а при установке новой катушки используют как центрирующие устройства, располагая их на местах стыка трубы с катушкой и производя прихватку сваркой через окна в хомутах, затем хомуты удаляют и производят окончательную приварку катушки к трубе.

Способ замены дефектного участка трубопровода иллюстрируется следующими рисунками. На фиг. 1 представлен участок трубопровода продольном разрезе в зоне ремонта, на фиг. 2-6 схемы высвобождения (снятия) упругих деформаций путем сквозной надрезки дефектного участка трубопровода: фиг. 2 - при деформациях сжатия фиг. 3 - при деформациях растяжения; фиг. 4 - при деформациях кручения; фиг. 5 - при совместном действии деформаций кручения и растяжения; фиг. 6 - при деформациях изгиба. (фиг. 2а, фиг. 3а, фиг. 4а, фиг. 5а и фиг. 6а - схема надрезки трубопровода; фиг. 2б, фиг. 3б, фиг. 4б, фиг. 5б и фиг. 6б - схема компенсации упругих сил в трубопроводе при раскрытии сквозного надреза; фиг. 2в, фиг. 3в, фиг. 4в, фиг. 5в и фиг. 6в - трубопровод с удаленным дефектным участком; фиг. 2г, фиг. 3г, фиг. 4г, фиг. 5г и фиг. 6г - трубопровод с вваренной катушкой). Фигуры 1 - 6 содержат: 1 - котлован, 2 - трубопровод; 3 - дефектный участок; 4 - сквозные надрезы; 5 - раскрытие в зоне надреза; 6 - ремонтная "катушка".

Предлагаемый способ ремонта трубопровода осуществляют следующим образом.

После обнаружения дефектного участка в месте его расположения (в случае расположения трубопровода в грунте) роют котлован 1 (фиг. 1) и высвобождают трубопровод 2. На трубопроводе находят дефектный участок 3 и очерчивают границы его вырезки. Далее, одним из известных способов (магнитным, акустическим, вихретоковым и т.д.) производят оценку напряженно-деформированного состояния дефектного участка трубопровода, определяя вид его упругой деформации. В зависимости от действующего вида упругой деформации на дефектном участке трубопровода производят следующие сквозные надрезы. 1) При деформации сжатия продольные надрезы, относительно продольной оси трубопровода (фиг. 2). В этом случае одновременно с одной из сторон трубопровода 2 на его дефектном участке 3 делают несколько (три или более) сквозных продольных надрезов 4 (фиг. 2а) при этом происходит их раскрытие 5 (фиг. 2б) под действием сил сжатия и высвобождение последних. Надрезы 4 необходимо производить до полного высвобождения упругих сил сжатия. После снятия упругих сил в трубопроводе 2 производят удаление его дефектного участка 3 (фиг. 2в), центрирование труб, разметку, установку и сварку ремонтной «катушки» 6 с трубами трубопровода (фиг. 2г)

2) При деформации растяжения и/или кручения (фиг. 3, фиг 4, фиг. 5) производят надрезы на дефектном участке в виде витков спирали (фиг. 3а, фиг 4а, фиг. 5а) относительно продольной оси трубопровода. В этом случае одновременно с одной из сторон трубопровода 2 на его дефектном участке 3 делают несколько (один или более) сквозных надрезов в виде витков спирали 4 (фиг. 3а, фиг 4а, фиг. 5а) при этом происходит их раскрытие в виде витков цилиндрической пружины 5 (фиг. 3б, фиг. 4б, фиг. 5б) под действием сил растяжения и/или кручения и высвобождение последних. Надрезы 4 необходимо производить до полного высвобождения упругих сил растяжения и/или кручения. После снятия упругих сил в трубопроводе 2 производят удаление его дефектного участка 3 (фиг. 3в, фиг. 4в, фиг. 5) и приварку ремонтной катушки 6 (фиг. 3г, фиг. 4г, фиг. 5г).

3) При деформации изгиба выполняют поперечные надрезы со стороны действия растягивающих напряжений (фиг. 6). В этом случае со стороны действия растягивающих напряжений трубопровода 2 на его дефектном участке 3 одновременно делают несколько (три или более) сквозных продольных надрезов 4 (фиг. 6а) при этом происходит их раскрытие 5 (фиг. 6б) под действием изгибающих сил и происходит высвобождение последних. Надрезы 4 необходимо производить до полного высвобождения упругих сил. После снятия упругих сил в трубопроводе 2 производят удаление его дефектного участка 3 (фиг. 6в), центрирование труб, разметку, установку и сварку ремонтной «катушки» 6 с трубами трубопровода (фиг. 6г) Сквозные надрезы и вырезку участка трубы можно делать как огневыми, так и механическими способами. После окончания центрирования труб торцы труб должны быть подрезаны в плоскости, перпендикулярной оси трубы. Ремонтную "катушку" изготавливают по длине вырезанного дефектного участка трубопровода.


СПОСОБ ЗАМЕНЫ ДЕФЕКТНОГО УЧАСТКА ТРУБОПРОВОДА
СПОСОБ ЗАМЕНЫ ДЕФЕКТНОГО УЧАСТКА ТРУБОПРОВОДА
СПОСОБ ЗАМЕНЫ ДЕФЕКТНОГО УЧАСТКА ТРУБОПРОВОДА
СПОСОБ ЗАМЕНЫ ДЕФЕКТНОГО УЧАСТКА ТРУБОПРОВОДА
СПОСОБ ЗАМЕНЫ ДЕФЕКТНОГО УЧАСТКА ТРУБОПРОВОДА
СПОСОБ ЗАМЕНЫ ДЕФЕКТНОГО УЧАСТКА ТРУБОПРОВОДА
СПОСОБ ЗАМЕНЫ ДЕФЕКТНОГО УЧАСТКА ТРУБОПРОВОДА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 189.
20.02.2013
№216.012.27d7

Способ оценки степени упрочнения поверхностного слоя твердых материалов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для экспресс-определения физико-механических свойств твердых материалов, в частности для оценки степени упрочнения поверхностного слоя деталей после защитно-упрочняющей обработки. Сущность: осуществляют приготовление шлифа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475719
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.03.2013
№216.012.313a

Способ получения ионно-плазменного покрытия на лопатках компрессора из титановых сплавов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиационном двигателестроении и энергетическом турбостроении. Детали помещают в вакуумную камеру установки, создают требуемый вакуум, ионную очистку и ионно-имплантационную обработку поверхности основного материала детали с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478140
Дата охранного документа: 27.03.2013
20.04.2013
№216.012.3617

Способ восстановления торца пера лопатки турбомашины с формированием щеточного уплотнения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в турбомашиностроении при восстановительном ремонте наплавкой или сваркой и модернизации рабочих и направляющих лопаток паровых турбин, газоперекачивающих установок и компрессоров газотурбинных двигателей. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479400
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.3722

Способ ионно-имплантационной обработки деталей из титановых сплавов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиационном двигателестроении и энергетическом турбостроении. Способ включает ионную очистку ионами аргона и ионно-имплантационную обработку поверхности детали ионами азота. Ионную очистку проводят при энергии от 8 до 10 кэВ и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479667
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.3724

Способ получения теплозащитного покрытия

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к методам нанесения теплозащитных покрытий на рабочие лопатки газотурбинных двигателей и энергетических установок. Поверхность лопатки подвергают ионно-имплантационной обработке ионами одного из следующих элементов N, Y, Yt или их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479669
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.06.2013
№216.012.4751

Способ изготовления элемента прирабатываемого уплотнения турбины

Изобретение относится к машиностроению, а именно к изготовлению уплотнений зазоров проточной части турбомашин, длительно работающих в условиях повышенных температур и высокочастотных вибраций. Из порошка прирабатываемого материала формируют гранулы, поверхность которых оплавляют с образованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483837
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4b8e

Элемент прирабатываемого уплотнения турбины

Изобретение относится к машиностроению, в частности к уплотнениям зазоров проточной части турбомашин, длительно работающих в условиях повышенных температур и высокочастотных вибраций. Элемент прирабатываемого уплотнения турбины выполнен из адгезионно соединенных между собой путем спекания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484924
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.10.2013
№216.012.7662

Способ полирования деталей из титановых сплавов

Изобретение относится к электролитно-плазменному полированию деталей из титановых сплавов и может быть использовано в турбомашиностроении при полировании рабочих и направляющих лопаток паровых турбин, лопаток газоперекачивающих установок и компрессоров газотурбинных двигателей, для обеспечения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495966
Дата охранного документа: 20.10.2013
20.10.2013
№216.012.7663

Способ электролитно-плазменного полирования деталей из титановых сплавов

Изобретение относится к электролитно-плазменному полированию металлических изделий, преимущественно из титановых сплавов, и может быть использовано в турбомашиностроении при обработке рабочих и направляющих лопаток паровых турбин, лопаток газоперекачивающих установок и компрессоров...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495967
Дата охранного документа: 20.10.2013
27.10.2013
№216.012.7a10

Способ ионно-имплантационной обработки лопаток компрессора из высоколегированных сталей и сплавов на никелевой основе

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в авиационном двигателестроении и энергетическом турбостроении для защитно-упрочняющей обработки пера рабочих лопаток компрессора и турбины из легированных сталей и сплавов на никелевой основе для повышения выносливости и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496910
Дата охранного документа: 27.10.2013
+ добавить свой РИД