×
01.06.2019
219.017.7285

Способ балансировки динамически настраиваемого гироскопа

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002690039
Дата охранного документа
30.05.2019
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области гироскопического приборостроения. Сущность изобретения заключается в том, что способ регулирования динамически настраиваемого гироскопа дополнительно содержит этапы, на которых компенсируют квадратурную составляющую скорости ухода путем снятия фасок с торсионов, соединяющих кардановы кольца с консольными балками в местах, определяемых знаком квадратурной составляющей скорости ухода, с контролем снятия фасок по периодам колебаний невращающегося чувствительного элемента относительно осей карданова подвеса. Технический результат – повышение точности прецессионного динамически настраиваемого гироскопа (ДНГ). 8 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и предназначено для повышения точности динамически настраиваемого гироскопа (ДНГ) по патенту №2235976 (Егоров В.Д., Тульчинский А.А. Динамически настраиваемый гироскоп - патент №2235976).

На фиг. 1 дан вид на чувствительный элемент такого ДНГ со стороны оси приводного вала.

Монолитный чувствительный элемент такого ДНГ представляет собой диск с центральным отверстием, по которому он устанавливается на приводной вал гироскопа. Маховик 1 связан со втулкой 2 (деталью приводного вала) упругим кардановым подвесом, состоящим из кардановых колец 3, 4 и упругих элементов - торсионов 5, 6. Каждое карданово кольцо связано одной парой торсионов 5 с маховиком 1, а другой парой 6 - со втулкой 2 через консольные балки 7, образованные во втулке 2 радиальными и кольцевыми щелями. Линейная податливость балок 7 выбирается такой, чтобы были равны первые главные собственные частоты колебаний гироскопа в осевом и радиальном направлениях. Достоинство такого гироскопа заключается в том, что он инвариантен к воздействию синхронных линейных вибраций в направлении оси приводного вала и в направлении, перпендикулярном оси вала (к воздействию "косых" вибраций).

Операции по балансировке ДНГ включают в себя статическую и динамическую балансировку ротора гироскопа и приводного вала (раздельно), балансировку ротора на упругом подвесе, заключающуюся в совмещении осей упругих элементов, совмещении центра масс ротора с центром подвеса и динамическую настройку гироскопа. Подробно такие операции описаны в статье (Виноградов Г.М., Родионов Е.М., Шабаев В.И. Регулировка и балансировка динамически настраиваемых гироскопов "Авиационная промышленность", 1977, №3).

Для монолитного чувствительного элемента ДНГ по патенту №22359976 балансировку ротора на упругом подвесе и динамическую настройку гироскопа целесообразно выполнять путем притирки торсионов по способу, приведенному в (Егоров В.Д., Тульчинский А.А. Способ статической балансировки гироскопа с торсионным подвесом типа универсальный шарнир - Авт. свид. №75561 от 11.12.1973 г.) с контролем притирки по периоду колебаний ротора в статике по способу (Егоров В.Д., Тульчинский А.А. Способ статической балансировки гироскопа - Авт. свид. №164364 от 08.09.1981 г.), которые взяты за прототип.

Балансировка ДНГ известными способами, включая прототипы, однозначно приводит к улучшению его точностных характеристик, кроме одной - при балансировке не уменьшается квадратурная составляющая скорости ухода гироскопа (Виноградов Г.М., Родионов Е.М., Шабаев В.И. О дрейфе динамически настраиваемого гироскопа от остаточных напряжений в торсионах и его диагностике. М., "Приборостроение", 1977, №2, Брозгуль Л.И. Динамически настраиваемые гироскопы, М., "Машиностроение", 1989), в чем и состоит недостаток известных способов.

Под квадратурной составляющей скорости ухода ДНГ понимается уход вокруг оси, которая лежит в плоскости вращения ротора и перпендикулярна линии действия в этой же плоскости внешней силы, приложенной к ротору. Это значит, что указанная сила вызывает момент вокруг оси действия этой силы (Виноградов Г.М., Родионов Е.М., Шабаев В.И. О дрейфе динамически настраиваемого гироскопа от остаточных напряжений в торсионах и его диагностике. М., "Приборостроение", 1977, №2).

Механизм возникновения такого ухода, который связан с начальной встречной закруткой торсионов, описан в статье (Виноградов Г.М., Родионов Е.М., Шабаев В.И. О дрейфе динамически настраиваемого гироскопа от остаточных напряжений в торсионах и его диагностике. М., "Приборостроение", 1977, №2). В монолитном чувствительном элементе ДНГ такая встречная закрутка торсионов вызвана внутренними напряжениями в торсионах, создаваемыми при их механической и термической обработке.

Целью настоящего изобретения является компенсация квадратурной составляющей скорости ухода. Цель достигается тем, что с торсионов 6, соединяющих кардановы кольца с консольными балками 7 (фиг. 1) снимаются фаски с контролем снятия по периоду колебаний в статике.

На фиг. 2 приведена схема приложения внешней силы Ру, вызываемой весом ротора, через торсион СА к концу А консольной балки 7, показанной на фиг. 1, связывающей торсион с приводным валом. Под действием силы Ру конец А балки получит перемещение не только вдоль оси Y, но также перемещение δx вдоль оси X, вызывая изгиб торсиона.

На фиг 3 показана консольная балка, связывающая торсион с кардановым кольцом

Rб - средний радиус балки,

hб - толщина балки,

bб - ширина балки (размер вдоль оси приводного вала),

ϕб - угловой размер балки.

Определим перемещение δx конца балки вдоль оси X под действием силы Ру. Далее в расчетах как балки, так и торсиона, будем учитывать только изгибающие моменты, пренебрегая деформацией от сдвига, что незначительно скажется на результатах расчета (Беляев Н.М. Сопротивление материалов. М., Физматгиз, 1959).

Изгибающий момент М(ϕ) в сечении С балки, расположенном под углом ϕ по отношению к оси OY, определяется выражением

Изгибающий момент М0 от единичной силы Рх=1, приложенной к концу А балки вдоль оси X:

В соответствии с формулой Максвелла-Мора (Беляев Н.М. Сопротивление материалов. М., Физматгиз, 1959) перемещение δx определено выражением

где Е - модуль упругости материала балки,

- момент инерции сечения балки.

Подстановка в формулу (3) выражений (1) и (2) дает:

Конец А торсиона, связанного с жесткой балкой, получит такое же перемещение δx. Второй конец торсиона остается в жесткой заделке (кардановом кольце).

Схема деформации торсиона показана на фиг. 4

При расчете для простоты и наглядности вычислений реальный торсион, образованный перемычкой размера h0 в пластине толщиной bт между двумя отверстиями диаметра dт (фиг. 5) можно заменить торсионом, представляющим собой пластину прямоугольного сечения толщиной h0, шириной bт (размером вдоль оси приводного вала) и длиной

Такая замена вполне допустима, учитывая, что 95% процентов податливости реального торсиона определяется податливостью среднего участка, размер h сечения которого не превышает 1,5h0 (Егоров В.Д. Теоретическое и экспериментальное исследование погрешностей динамически настраиваемого гироскопа, обусловленных несовершенствами упругого подвеса - Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук, 1984 г.).

Определим силу Рх, вызывающую перемещение δх. Система статически неопределима. Отбросим заделку торсиона в сечении А, ее действие заменим силой Рх и моментом М. На фиг. 6 показаны эпюры изгибающих моментов от силы Рх, момента М и единичных силовых факторов Рх=1, М=1.

В соответствии с правилом Верещагина (Беляев Н. М. Сопротивление материалов. М., Физматгиз, 1959) находим перемещение δx и угол поворота θ сечения А торсиона:

где - момент инерции торсиона.

Угол θ поворота сечения А можно считать равным нулю, тогда из условия θ=0

Подстановка выражения (7) в (6) дает:

откуда

Рассмотрим торсион, показанный на фиг. 7 в системе координат XYZ. Ось Z параллельны оси приводного вала, оси X и Y параллельны осям упругого карданова подвеса. Плоскость XY делит торсион по размеру bт пополам. С торсиона снята фаска размером Δ по оси вала под углом α к этой оси.

Под действием на торсионы силы Ру связанная с консольной балкой сторона торсиона А'Д'С'В' получает перемещение δx вдоль оси X, как показано на фиг. 2, квадратурный момент Му (момент, вызывающий квадратурную составляющую скорости ухода) образуется из-за неравенства сил P1 и Р2, приложенных от торсиона к карданову кольцу от концевых участков торсиона, расположенных на расстоянии от оси Y.

В соответствии с правилами механики

где Му1у2) - момент силы Р12), относительно оси Y1 (Y2).

Сила Р1 определяется выражением:

непосредственно вытекающего из выражения (9).

Момент Му1 этой силы относительно оси Y1 определяется выражением:

Для определения силы Р2 и момента Му2 рассмотрим часть торсиона с размером Δ по оси Z, примыкающую к торцевому сечению АА'ДД', в системе координат X2Y2Z, как показано на фиг. 8.

В этой системе координат толщина hт торсиона меняется по закону:

Рассмотрим элементарную пластину, находящуюся между двумя плоскостями, параллельными плоскости X2Y2 и отстоящую от этой плоскости на расстояниях z и z+Δz.

В соответствии с выражением (9), учитывая выражение (13), сила сопротивления перемещению δх этой пластины, приложенная к карданову кольцу, определяется выражением:

Момент, приложенный к карданову кольцу от этой силы относительно оси у2, определяется выражением:

Интегрируя выражения (14) и (15), находим силу Р2 и момент М2:

С учетом выражений (10), (11), (12), (15), (16) квадратурный момент My определяется зависимостью:

Оценим на реальном примере вес каждого слагаемого, стоящего в квадратных скобках сомножителя правой части выражения (17). При tgα=45°, Δ=0,02 мм, h0=0,13 мм, bт=0,8 мм слагаемые этого сомножителя принимают следующие числовые значения:

Из этого примера следует, что в данном сомножителе можно пренебречь всеми слагаемыми, кроме первых двух.

В этом случае выражение (17) принимает вид:

Связь момента Му с силой Ру определяется из выражения (17'), которое с учетом выражения (4) приобретает вид:

При горизонтальном положении оси приводного вала гироскопа сила Ру, приложенная к одному торсиону, связывающему карданово кольцо с приводным валом через консольную балку, изменяется по закону:

где Ω - угловая скорость вращения вала,

Рр - вес ротора ЧЭ (без внутреннего кольца).

Постоянная составляющая этой силы вызывает момент Му const, приводящий к квадратурной погрешности гироскопа:

где Н - кинетический момент гироскопа.

Численная оценка этого выражения с учетом (5) при следующих реальных данных:

Рр=100 г, Rб=5,6 мм, hб=0,8 мм, bб=10 мм, ϕб=60°, bт=0,8 мм, dт=2 мм, h0=0,13 мм, α=45°, Δ=0,02 мм, Н=850 г⋅см⋅сек дает:

Если со всех четырех торсионов, соединяющих кардановы кольца с приводным валом, сняты со стороны одной торцевой поверхности ротора фаски размером Δ=0,02 мм по оси вала под углом 45° к этой оси, то квадратурная составляющая скорости ухода будет в 4 раза больше, т.е. составит 3,12'/мин.

Квадратурный момент Мε и квадратурная составляющая скорости ухода ωε поменяют знак, если с торсионов, соединяющих кардановы кольца с приводным валом, снять фаски с другой торцевой стороны ротора.

Из приведенной численной оценки выражения (20) следует, что можно пренебречь по сравнению с единицей вторым слагаемым последнего сомножителя этого выражения. В этом случае из выражения (20) вытекает следующая зависимость, по которой можно определить величину фасок, снимаемых с каждого из четырех торсионов, соединяющих кардановы кольца с консольными балками, для устранения измеренной квадратурной составляющей скорости ухода гироскопа:

где

С учетом данных, приведенных для численных оценок выражения (20),

(Δ - мм, ωε - '/мин).

Для полученного по формуле (20) численного значения ωε=3,12'/мин при Δ=0,02 мм расчет по формуле (21) дает значение Δ

мало отличающееся от 0,02 мм.

Снятие фасок с торсионов можно контролировать по изменению периода невращающегося ротора относительно осей карданова подвеса.

Угловая жесткость торсионов, прямоугольного сечения с размером h0 меньшей и bт большей стороны определяется по теории чистого кручения (Ван Цзи-Де Прикладная теория упругости, М, "Физматгиз", 1959) выражением

где G - модуль упругости при сдвиге материала торсиона,

Jк - момент инерции сечения на кручение

Для практических расчетов можно взять тогда

Из фиг 7 видно, что кромка торсиона, с которого снимается фаска, расположена относительно оси Y карданова подвеса на расстоянии

Снятие 2 фасок размером Δ под углом 45° по отношению к оси ротора ведет к уменьшению момента инерции сечения торсиона на кручение на величину

(пренебрегая моментами инерции участков сечения площадью относительно их центральных осей, параллельных оси Y).

С учетом выражений (22), (23'), и (25) относительное изменение угловой жесткости kп 4-х торсионов, расположенных по оси карданова подвеса, при снятии фасок с двух торсионов, соединяющих кардановы кольца с консольными балками, определяется выражением:

С учетом выражений (21) и (26) периоды колебаний ротора относительно осей карданова подвеса в начале Тн и в конце Тк притирки торсионов связаны следующим соотношением:

где

Для приведенных в выражении (20) данных k1=7,13⋅10-3 сек.

Контроль снятия фаски с каждой стороны торсиона должен осуществляться по изменению периода колебаний ротора на величину

Предложенный способ балансировки ДНГ экспериментальна опробован с положительным результатом.

Способ регулирования динамически настраиваемого гироскопа, содержащего монолитный чувствительный элемент, включающий втулку приводного вала, кардановы кольца и упругие элементы - торсионы, соединяющие кольца со втулкой через упругие консольные балки, образованные вырезанными во втулке радиальными и кольцевыми щелями, включающий измерение квадратурной составляющей скорости ухода, отличающийся от известных способов регулирования тем, что с целью повышения точности гироскопа компенсируют квадратурную составляющую скорости ухода путем снятия фасок с торсионов, соединяющих кардановы кольца с консольными балками в местах, определяемых знаком квадратурной составляющей скорости ухода, с контролем снятия фасок по периодам колебаний невращающегося чувствительного элемента относительно осей карданова подвеса.
Способ балансировки динамически настраиваемого гироскопа
Способ балансировки динамически настраиваемого гироскопа
Способ балансировки динамически настраиваемого гироскопа
Способ балансировки динамически настраиваемого гироскопа
Способ балансировки динамически настраиваемого гироскопа
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-5 из 5.
25.08.2017
№217.015.d321

Устройство и способ измерения абсолютной угловой скорости

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано для измерения абсолютной угловой скорости подвижных объектов - самолетов, ракет, морских судов. Изобретением являются устройство и способ измерения абсолютной угловой скорости на базе роторного вибрационного гироскопа,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621642
Дата охранного документа: 06.06.2017
18.05.2018
№218.016.5215

Динамически настраиваемый гироскоп

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано для измерения абсолютной угловой скорости подвижных объектов. Динамически настраиваемый гироскоп содержит корпус, вал, упругий подвес, установленный на вал и обеспечивающий ротору возможность поворота относительно вала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653155
Дата охранного документа: 07.05.2018
09.06.2018
№218.016.5c6e

Способ определения дисбаланса рам гиростабилизатора

Изобретение относится к приборостроению и может использоваться при статической балансировке рам гиростабилизатора. При реализации способа измерение дисбаланса производится самим балансируемым гиростабилизатором при вращении его рам с постоянной угловой скоростью с помощью привода, включающего в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655986
Дата охранного документа: 30.05.2018
26.12.2018
№218.016.ab12

Способ резонансной настройки роторного вибрационного гироскопа

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано для регулирования и испытаний роторных вибрационных гироскопов. Способ включает определение резонансной скорости вращения роторного вибрационного гироскопа путем изменения частоты его вращения по линейному закону и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002676061
Дата охранного документа: 25.12.2018
09.05.2019
№219.017.49f2

Динамически настраиваемый гироскоп

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано для измерения абсолютной угловой скорости подвижных объектов. Сущность изобретения заключается в том, что динамически настраиваемый гироскоп содержит магниты, при этом на торцах магнитов, обращенных друг к другу,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002687169
Дата охранного документа: 07.05.2019
+ добавить свой РИД