×
29.05.2019
219.017.6769

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ НА ПОВЕРХНОСТИ ИЗДЕЛИЙ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002410475
Дата охранного документа
27.01.2011
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области гальванотехники, может быть использовано в аэрокосмической и других отраслях промышленности при изготовлении узлов, работающих в среде окислителя при высоких температурах, например, турбонасосного агрегата жидкостного ракетного двигателя (ТНА ЖРД). Способ получения защитного покрытия из никеля или меди на поверхности высоколегированных сталей или никелевых сплавов включает электролитическое нанесение покрытия, после которого проводят термомеханическую обработку в газостате при температуре от 400 до 1120°С и давлении от 101 до 149 МПа. Технический результат: получение качественных бездефектных покрытий меди или никеля с высокой прочностью сцепления с основным материалом и сохранением механических характеристик основы. 1 табл., 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, в частности к получению защитных гальвано-химических покрытий никеля и меди, имеющих максимально возможное сцепление с материалом основы, и может быть использовано в аэрокосмической и других отраслях промышленности при изготовлении ответственных узлов, работающих в среде окислителя при высоких температурах (ТНА ЖРД).

Детали газового тракта турбины турбонасосных агрегатов кислородно-керосиновых ЖРД, работающих на высокотемпературном окислительном генераторном газе изготавливаются из жаропрочных никелевых сплавов или высоколегированных сталей. Как известно, эти материалы могут гореть в генераторном газе. Тепловыделение, скорость горения и соответственно время развития процессов, предшествующих разрушению конструкции, зависят от химического состава сплава, в первую очередь, от химического содержания в них никеля.

Никель и медь не способны к самоподдерживающемуся горению до температуры 800°С, поэтому никелевое и медное покрытия используются как защитные для обеспечения требуемой стойкости к возгоранию материалов, в том числе для газовых трактов турбин и ТНА ЖРД.

Основным способом получения толстослойных никелевых и медных покрытий является электролитический способ нанесения покрытий с последующей термообработкой их при температуре 300°С в течение двух часов.

Известны и другие способы получения покрытий:

- Способ электролитического нанесения никелевых покрытий, включающий электроосаждение никелевого покрытия из электролита на основе сульфата никеля с добавками борной кислоты и фторида натрия в условиях продувки электролита двуокисью углерода в течение 2-3 минут с интервалами между продувками 20-30 минут с последующей термообработкой покрытия при температуре 300±10°С в течение 4-6 часов [А.С. SU 1694705А1, опубл. 30.11.91, бюл. №44].

- Способ получения антикоррозионного покрытия на стальных деталях, включающий предварительную катодно-анодную обработку изделия в 20% серной кислоте, нанесение никелевого покрытия из электролита на основе сульфата никеля и сульфата магния и последующую термообработку изделия при температуре 80-100°С [Патент РФ RU 2319796 С2, опубл. 20.03.2008].

- Способ нанесения жаростойкого покрытия, включающий последовательное электролитическое осаждение композиционного слоя никеля с частицами молибдена из водного электролита, из неводного органического электролита - слоя алюминия толщиной 1/3-3/8 толщины композиционного слоя и термодиффузионный отжиг при температуре 1100-1400°С [А.С. SU 1615233 А1, опубл. 23.12.90, бюл. №47].

Известные способы получения покрытий отработаны на сталях, в то время как получение качественных с высокой прочностью сцепления никелевых и медных покрытий на никелевых сплавах и высоколегированных сталях представляет определенную сложность. При огневых испытаниях двигателей ЖРД имели место случаи отслоения (частичного или полного) никелевого покрытия, что приводило к аварийному исходу испытаний.

В качестве прототипа выбрана технология получения защитного покрытия на поверхности изделий, включающая предварительное диффузионное насыщение поверхности изделия (из твердого сплава группы ВК) медью или никелем при температуре 700-950°С в течение 6-30 минут и последующее электролитическое нанесение покрытия из меди или никеля соответственно [А.С. SU 1691423 А1, опубл. 15.11.91, бюл. №42].

Недостатками известных способов и способа-прототипа являются:

- невысокая прочность сцепления покрытия с основой;

- наличие дефектов в толстослойных покрытиях;

- невозможность диффузионного насыщения отдельных участков поверхности изделия, в т.ч. сложной конфигурации.

Задачей предлагаемого изобретения является получение на высоколегированных сталях или никелевых сплавах качественных бездефектных покрытий меди и никеля с высокой прочностью сцепления с основным материалом и сохранением механических характеристик основы.

Поставленная задача решается тем, что на поверхность деталей из высоколегированных сталей или никелевых сплавов электролитически наносится толстослойное медное и (или) никелевое покрытие, и затем согласно изобретению проводится термомеханическая обработка покрытия в газостате при температуре от 400 до 1120°С и давлении от 101 до 149 МПа, обеспечивающих сохранение механических характеристик основного материала и геометрических размеров деталей.

Оценка качества покрытия производилась микроструктурным анализом, оценку прочности сцепления покрытия с основой - микрорентгеноспектральным анализом путем сравнения величин диффузии и ширины диффузионной зоны до и после газостатической обработки.

Определение механических характеристик основного материала (высоколегированной стали, никелевого сплава) производили в соответствии с требованиями нормативной документации.

Например, при работе изделий в окислительных средах в условиях повышенных температур образующаяся при известном способе получения покрытий адгезионно-диффузионная связь не обеспечивает качественного сцепления покрытий с основой (высоколегированные стали, никелевые сплавы). Глубина диффузии покрытия (медного, никелевого) в основной материал без обработки в газостате составляет 5-7 мкм. А само толстослойное покрытие имеет дефекты (раковины, поры, в т.ч. внутренние).

Были опробованы различные режимы газостатирования деталей из высоколегированной стали 08Х14Н7МЛ (ВНЛ-1) и никелевого сплава ХН62МТЮЛ (ВЖЛ-14) с толстослойными медным и никелевым покрытиями и получены сравнительные данные по глубине диффузии и ширине диффузионной зоны, показывающие увеличение этих характеристик с ростом температуры газостатической обработки.

Термомеханическая обработка покрытий в газостате при температуре от 400 до 1120°С и давлении от 101 до 149 МПа в течение 2-6 часов способствует повышению прочности сцепления покрытий за счет увеличения диффузии и расширения диффузионной зоны в 2,5 и более раз (черт.1: 1 - ширина диффузионной зоны до газостатической обработки после прогрева в вакууме при давлении Р=6,7×10-7 МПа и температуре Т=300°С - 5 мкм; 2 - ширина диффузионной зоны после газостатической обработки при давлении Р=101,6 МПа и температуре Т=500°С - 25 мкм). Глубина диффузии покрытия (медного, никелевого) в основной материал (высоколегированная сталь, никелевый сплав) после обработки в газостате составляет от 15 до 35 мкм (табл.1).

Таблица 1
Значения глубины диффузии покрытия (никелевого, медного) в основной материал никелевый сплав ВЖЛ-14, высоколегированная сталь ВНЛ-1 зоны при различных режимах газостатирования
№ п/п Режим обработки Глубина диф. зоны, мкм Ширина диф. зоны, мкм Примеч.
Тем-pa, °С Время, ч покрытие↔основа
Никелевый сплав ХН62МТЮЛ (ВЖЛ-14)
Покрытие никелевое
1. 300 2 5-7 10-12 Вакуумный прогрев Р=6,7×10-7 МПа
2. 400 6 7-9 10-17 Р=101,2 МПа
3. 500 4 15-17 25-33 Р=101,6 МПа
4. 820 2 20-25 43-45 Р=136,2 МПа
5. 1120 4 30-35 50-70 Р=149 МПа
Покрытие медное
6. 300 2 5-7 6,5-10 Вакуумный прогрев Р=6,7×10-7 МПа
7. 400 6 6-9 12-14 Р=101,2 МПа
8. 500 4 12-15 23-27 Р=102 МПа
Высоколегированная сталь 08Х14Н7МЛ (ВНЛ-1)
Покрытие медное
300 2 5-7 7-10 Вакуумный прогрев Р=6,7×10-7 МПа
400 6 6-8 10-12 Р=101,2 МПа
500 4 10-15 20-25 Р=104,4 МПа

Качество покрытия улучшается за счет уплотнения покрытия и уменьшения дефектов, в т.ч. пористости.

Режимы термомеханической обработки покрытий выбирались в зависимости от марки материала основы, стадии изготовления деталей и свойств покрытий.

Высокотемпературные режимы обработки допустимы на ранних стадиях изготовления деталей, когда режим закалки основного материала соответствует выбранному режиму термомеханической обработки.

Низкотемпературные режимы применимы для окончательно изготовленных деталей, термообработка которых выше выбранного режима приводит к разупрочнению основного материала.

Номинальные режимы выбираются для деталей, на которых не выполнены окончательные геометрические размеры повышенной точности (классные), а режим термомеханической обработки совпадает с температурой термообработки основного материала.

Как показал опыт, обработка при температуре меньшей 400°С нецелесообразна, т.к. не приводит к изменению взаимной диффузии покрытия и основы.

Обработка при температуре выше 1120°С также нежелательна, т.к. приводит к ухудшению свойств покрытий и основного материала.

Номинальные режимы термомеханической обработки покрытий позволяют получить на поверхности деталей из никелевых сплавов или высоколегированных сталей устойчивые качественные покрытия (медное, никелевое) без потери механических характеристик основного материала и сохранением геометрических размеров деталей ТНА.

Положительные результаты термомеханической обработки подтверждаются многократными огневыми испытаниями ТНА в составе двигателей ЖРД, работающих в среде окислительного газа при Т=550°С.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что предлагаемый способ при оптимальных параметрах его выполнения обеспечивает получение толстослойных покрытий (никелевого, медного) с более высокой прочностью сцепления и лучшим качеством, уровень механических свойств и сохранение геометрических размеров деталей в соответствии с требованиями нормативной документации.

Способ получения защитного покрытия из никеля или меди на поверхности деталей из высоколегированных сталей или никелевых сплавов, включающий электролитическое нанесение покрытия, отличающийся тем, что после электролитического нанесения покрытия проводят его термомеханическую обработку в газостате при температуре от 400 до 1120°С и давлении от 101 до 149 МПа.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 81.
20.01.2013
№216.012.1d2c

Жидкостный ракетный двигатель и способ охлаждения теплонапряженных участков его камеры

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), преимущественно кислородно-керосиновым. Жидкостный ракетный двигатель содержит как минимум одну регенеративно охлаждаемую камеру, устройство для подачи рабочего тела на турбину турбонасосного агрегата, турбонасосный агрегат, агрегаты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472962
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.02.2013
№216.012.2b99

Энергоустановка

Энергетическая установка содержит паровую машину с системой подачи компонентов топлива, кинематически связанную с электрогенератором. Паровая машина выполнена в виде высокотемпературного парогазогенератора, например кислородно-водородного. На выходе паровой машины установлен турбонасосный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476688
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.04.2013
№216.012.32c0

Донная защита хвостового отсека ракеты-носителя

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в конструкциях хвостовых отсеков блоков ракет-носителей для их защиты от газодинамического воздействия работающего двигателя. Донная защита хвостового отсека блока ракеты-носителя содержит четыре подвижных сферических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478535
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.06.2013
№216.012.4910

Жидкостный ракетный двигатель

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД) и может быть использовано в других областях техники. В жидкостном ракетном двигателе, содержащем камеру сгорания, турбонасосный агрегат, узел уплотнения, соединенный с дренажным трубопроводом, баллон со сжатым газом, согласно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484284
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d30

Силовой блок двигательной установки ракеты-носителя

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано преимущественно в силовых блоках ракет-носителей (РН) для управления вектором тяги. Силовой блок РН с управляемым вектором тяги содержит хвостовой отсек для установки маршевого жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) и силовое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485342
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.06.2013
№216.012.5142

Шаровой клапан

Изобретение относится к арматуростроению, а именно к шаровым клапанам с дистанционным управлением, и предназначено для использования, например, в ракетной технике для пуска и отсечки компонентов в агрегаты двигателя. Шаровой клапан содержит корпус с переходниками входа, выхода и дренажа,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486395
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.08.2013
№216.012.5dc5

Клапан

Изобретение относится к арматуростроению, а именно к клапанам с пневматическим управлением, и предназначено для пуска и отсечки рабочего тела. Клапан содержит корпус с входным и выходным патрубками, элемент с втулкой на ребрах и седлом, установленный в корпус, подпружиненный затвор с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489626
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.08.2013
№216.012.612c

Жидкостный ракетный двигатель с дожиганием генераторного газа

Изобретение относится к ракетной технике. В жидкостном ракетном двигателе, содержащем неподвижные опорную раму, газогенератор, работающий с избытком одного из компонентов, и турбонасосный агрегат с корпусом турбины и насосами, и с возможностью качания камеры сгорания с цапфами в районе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490508
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.09.2013
№216.012.6cf1

Измерительное устройство

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в производстве арматуры питания газогидравлических машин для изготовления компенсирующих втулок. Заявленное измерительное устройство содержит штангу со шкалой на одном ее конце, установленную на другом конце штанги...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493540
Дата охранного документа: 20.09.2013
10.10.2013
№216.012.73a7

Устройство для слива топливного компонента из бака изделия

Изобретение может быть использовано в конструкциях хвостовых блоков для слива топливного компонента из бака изделия через вентиль слива, расположенный на донной тепловой защите двигателя. Устройство для слива топливного компонента из бака изделия содержит трубопровод, вентиль слива, проходник,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495264
Дата охранного документа: 10.10.2013
Показаны записи 1-7 из 7.
20.11.2014
№216.013.084b

Турбонасосный агрегат окислителя жидкостного ракетного двигателя безгенераторной схемы

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к высокооборотным высоконапорным центробежным насосам, и может быть использовано в области ракетостроения, в турбонасосных агрегатах (ТНА) жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). В турбонасосном агрегате окислителя жидкостного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533524
Дата охранного документа: 20.11.2014
20.11.2014
№216.013.0892

Турбонасосный агрегат

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к высокооборотным высоконапорным центробежным насосам, и может быть использовано в области ракетостроения, в турбонасосных агрегатах (ТНА) жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). ТНА состоит из турбины и насоса, рабочие колеса которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533595
Дата охранного документа: 20.11.2014
10.01.2016
№216.013.9f7f

Уплотнение вала турбонасосного агрегата (варианты)

Предлагаемое изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к высокооборотным высоконапорным центробежным насосам, и может быть использовано в области ракетостроения, в турбонасосных агрегатах (ТНА) жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). В предлагаемом изобретении в уплотнении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572468
Дата охранного документа: 10.01.2016
10.04.2016
№216.015.2dd8

Газовый тракт жрд

Изобретение относится к области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) с дожиганием окислительного генераторного газа. Газовый тракт на выходе из газогенератора и в корпусе турбины ТНА снабжен гальваническим никелевым и медным покрытиями, повышающими стойкость агрегатов к возгоранию, единый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579296
Дата охранного документа: 10.04.2016
26.08.2017
№217.015.d46e

Упруго-демпферная опора ротора

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к высокооборотным роторам турбомашин, и может быть использовано в области ракетостроения в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей. Упруго-демпферная опора ротора (1) содержит корпус (2) опоры, по крайней мере, один...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622161
Дата охранного документа: 13.06.2017
10.05.2018
№218.016.416e

Способ изготовления профильных дисков методом горячего изостатического прессования

Изобретение относится к изготовлению профильного диска с лопатками методом горячего изостатического прессования гранул. Способ включает получение подкладного элемента, размещение в газонепроницаемой форме подкладного элемента и закладного элемента, оформляющего профиль лопаток, и засыпку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649188
Дата охранного документа: 30.03.2018
01.03.2019
№219.016.c8d9

Рабочее колесо осевой газовой турбины для кислородно-керосинового жидкостного ракетного двигателя

Предлагаемое изобретение относится к области турбостроения, к конструкциям неразъемных рабочих колес осевых газовых турбин, преимущественно турбонасосных агрегатов жидкостных ракетных двигателей. Рабочее колесо осевой газовой турбины кислородно-керосинового жидкостного ракетного двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002272912
Дата охранного документа: 27.03.2006
+ добавить свой РИД