×
29.05.2019
219.017.66c9

ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к компрессоростроению, может быть использовано в двигателях летательных аппаратов, морских и наземных транспортных средств, а также в энергоустановках и позволяет повысить надежность центробежного компрессора за счет исключения разрушительных процессов в его рабочем колесе. Центробежный компрессор содержит рабочее колесо закрытого типа, корпус рабочего колеса и диффузор. Корпус рабочего колеса установлен над покрывным диском рабочего колеса с зазором, который имеет сообщение с проточной частью компрессора через щель между наружной кромкой покрывного диска и корпусом рабочего колеса. Покрывной диск рабочего колеса выполнен с лабиринтным уплотнением по внутренней кромке с тыльной стороны относительно проточной части. Новым является то, что компрессор снабжен кольцевой камерой охлаждающего воздуха. Кольцевая камера сформирована на корпусе рабочего колеса и имеет сообщение с трубопроводом подвода охлаждающего воздуха высокого давления. Кроме того, корпус рабочего колеса выполнен с отверстиями, которые соединяют полость кольцевой камеры охлаждающего воздуха с зазором, образованным между корпусом рабочего колеса и покрывным диском. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к компрессоростроению и может быть использовано в двигателях летательных аппаратов, морских и наземных транспортных средств, а также в энергоустановках.

Известен центробежный компрессор, содержащий рабочее колесо, корпус рабочего колеса, диффузор, камеру охлаждающего воздуха. Камера расположена за рабочим колесом и имеет сообщение с проточной частью компрессора непосредственно на выходе из рабочего колеса. Также она сообщена с трубопроводом подвода охлаждающего воздуха (патент США №6035627, кл. F02C 7/18, опубл. 14.03.2000). При работе центробежного компрессора на вход в камеру охлаждающего воздуха поступает два потока воздуха: горячий непосредственно с выхода рабочего колеса и холодный из трубопровода охлаждающего воздуха. Смешивание потоков на входе позволяет в камере получить температуру обдувающего рабочее колесо воздуха ниже, чем температура воздуха на выходе рабочего колеса. Таким образом, обеспечивается охлаждение и выравнивание температур в металле ступицы рабочего колеса. Недостатком центробежного компрессора является его невысокая эффективность, так как в нем использовано рабочее колесо полуоткрытого типа. Для рабочих колес полуоткрытого типа характерны концевые потери, связанные с перетеканием воздуха. Кроме того, компрессор с рабочим колесом полуоткрытого типа сложен в использовании из-за необходимости соблюдения малых зазоров между рабочим колесом и его корпусом.

Указанные недостатки устраняются в центробежных компрессорах применением рабочих колес закрытого типа. Такие рабочие колеса состоят из двух переходящих один в другой конструктивных элементов: основного диска с рабочими лопатками и покрывного диска (Холщевников К.В. и др. Теория и расчет авиационных лопаточных машин. - М.: Машиностроение, 1986, с.184-185; а.с. СССР №1168748, кл. F04D 29/58, опубл. 23.07.1985; а.с. СССР №1633161, кл. F04D 29/28, опубл. 07.03.1991; патент США №2305226, кл. 230-130, опубл. 15.12.1942). Рабочее колесо закрытого типа обеспечивает минимальные концевые потери и наибольшие значения КПД.

Известен центробежный компрессор, выбранный в качестве прототипа. Конструкция центробежного компрессора включает рабочее колесо закрытого типа, корпус рабочего колеса и диффузор. Покрывной диск рабочего колеса выполнен с лабиринтным уплотнением по внутренней кромке с тыльной стороны относительно проточной части колеса. Корпус рабочего колеса, выполняющий также функцию корпуса уплотнения, установлен над покрывным диском с образованием зазора. Зазор сообщается с проточной частью компрессора через щель, расположенную между наружной кромкой покрывного диска и корпусом рабочего колеса (а.с. СССР №591619, кл. F04D 29/28, опубл. 05.02.1978). Недостатком центробежного компрессора является его недостаточная надежность. В условиях работы рабочее колесо быстро выходит из строя: в местах перехода лопаток к покрывному диску образуются трещины, приводящие к разрушению колеса.

Задачей изобретения является повышение надежности центробежного компрессора за счет исключения разрушительных процессов в его рабочем колесе.

Исключение разрушительных процессов в рабочем колесе достигается тем, что в центробежном компрессоре, включающем рабочее колесо закрытого типа, покрывной диск которого выполнен с лабиринтным уплотнением по внутренней кромке с тыльной стороны относительно проточной части, диффузор и корпус рабочего колеса, установленный над покрывным диском с зазором, сообщенным с проточной частью компрессора через щель, расположенную между наружной кромкой покрывного диска и корпусом рабочего колеса, согласно изобретению на корпусе рабочего колеса сформирована кольцевая камера охлаждающего воздуха, имеющая сообщение с трубопроводом подвода охлаждающего воздуха высокого давления, при этом корпус рабочего колеса выполнен с отверстиями, соединяющими полость кольцевой камеры охлаждающего воздуха с зазором, образованным между корпусом рабочего колеса и покрывным диском.

Исследование разрушительных процессов, возникающих в рабочем колесе при работе центробежного компрессора - прототипа, позволило установить их причину. Она заключается в разнице прогрева покрывного диска и лопаток основного диска. Например, эта разница при использовании компрессора в газотурбинном авиационном двигателе составляет около 100°С: лопатки по ходу рабочего потока имеют температуру от 300°С до 350°С, а покрывной диск нагревается в интервале от 400°С до 450°С. Перепад температур на границе «лопатка - покрывной диск» вызывает в металле этой области значительные температурные напряжения. Причина в том, что покрывной диск нагревается дополнительно из-за трения об его поверхность воздушного потока. При этом поток воздуха перетекает в зазор из проточной части компрессора через щель между наружной кромкой покрывного диска и корпусом рабочего колеса, а затем просачивается через лабиринт на вход в рабочее колесо.

Наличие в новом центробежном компрессоре кольцевой камеры охлаждающего воздуха, сформированной на корпусе рабочего колеса и имеющей сообщение с трубопроводом подвода охлаждающего воздуха высокого давления, а также выполнение корпуса рабочего колеса с отверстиями, соединяющими полость кольцевой камеры охлаждающего воздуха с зазором, образованным между корпусом рабочего колеса и покрывным диском, позволяет производить обдув покрывного диска холодным воздухом. При этом исключено попадание в зазор горячего воздуха из проточной части компрессора. В итоге значительно снижается перепад температур на границе «лопатка - покрывной диск» и, следовательно, температурные напряжения в металле.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлен центробежный компрессор газотурбинного двигателя, его продольный разрез.

Центробежный компрессор содержит наружный корпус 1, рабочее колесо 2 закрытого типа, корпус 3 рабочего колеса, диффузор 4, спрямляющий аппарат 5. Покрывной диск 6 рабочего колеса 2 на внутренней кромке с тыльной стороны относительно проточной части рабочего колеса имеет лабиринтное уплотнение 7. Корпус 3 рабочего колеса, выполняющий также функцию корпуса уплотнения, установлен над покрывным диском 6 с образованием зазора 8. Между наружной кромкой покрывного диска 6 и корпусом 3 рабочего колеса имеется щель 9, через которую зазор 8 сообщен с проточной частью центробежного компрессора непосредственно за выходом из рабочего колеса 2. На корпусе 3 рабочего колеса сформирована кольцевая камера 10 охлаждающего воздуха: корпус 3 выполняет функцию одной из стенок кольцевой камеры 10, функцию другой стенки кольцевой камеры 10 выполняет часть корпуса диффузора 4. В корпусе 3 рабочего колеса выполнены отверстия 11, которые соединяют полость кольцевой камеры 10 охлаждающего воздуха с зазором 8. Отверстия 11 размещены напротив серединной зоны покрывного диска 6 относительно его наружной и внутренней кромок. Такое размещение отверстий является наиболее рациональным.

Кольцевая камера 10 охлаждающего воздуха сообщена с трубопроводом 12 подвода охлаждающего воздуха высокого давления.

При работе центробежного компрессора охлаждающий воздух поступает по трубопроводу 12 подвода охлаждающего воздуха высокого давления в кольцевую камеру 10 охлаждающего воздуха. Через отверстия 11 он попадает в зазор 8 и, обдувая покрывной диск 6, под действием перепада давления и центробежных сил частично отводится через щель 9 в проточную часть за рабочим колесом 2, а частично под действием перепада давления через лабиринтное уплотнение просачивается на вход в рабочее колесо 2.

Таким образом, температура покрывного диска приближается к температуре лопаток основного диска рабочего колеса. Вследствие этого уменьшаются температурные напряжения в металле на границе «лопатка - покрывной диск». При больших подогревах в рабочем колесе новая конструкция центробежного компрессора дает наилучшие результаты. Снижение риска выхода рабочего колеса из строя, увеличение его ресурса способствуют повышению надежности центробежного компрессора.

Центробежныйкомпрессор,включающийрабочееколесозакрытоготипа,покрывнойдисккотороговыполненслабиринтнымуплотнениемповнутреннейкромкестыльнойстороныотносительнопроточнойчасти,диффузорикорпусрабочегоколеса,установленныйнадпокрывнымдискомсзазором,сообщеннымспроточнойчастьюкомпрессорачерезщель,расположеннуюмеждунаружнойкромкойпокрывногодискаикорпусомрабочегоколеса,отличающийсятем,чтонакорпусерабочегоколесасформированакольцеваякамераохлаждающеговоздуха,имеющаясообщениеструбопроводомподводаохлаждающеговоздухавысокогодавления,приэтомкорпусрабочегоколесавыполненсотверстиями,соединяющимиполостькольцевойкамерыохлаждающеговоздухасзазором,образованныммеждукорпусомрабочегоколесаипокрывнымдиском.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-7 из 7.
20.06.2015
№216.013.5725

Ротор барабанного типа осевого компрессора

Ротор барабанного типа осевого компрессора предназначен для газотурбинных двигателей, преимущественно авиационных. Рабочие лопатки (4) ротора установлены своими хвостовиками (3) в пазах (2), разнесенных по длине барабана (1) кольцевыми рядами. Лопатки (4) выполнены с нижней полкой (6) пера (5)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553839
Дата охранного документа: 20.06.2015
11.03.2019
№219.016.d89b

Механизм свободного хода

Изобретение относится к машиностроению, в частности к высокоскоростным роликовым механизмам свободного хода, и может быть использовано в редукторах несущего винта вертолета. Механизм свободного хода содержит концентрично расположенные ведущий вал с площадками, и ведомый вал в виде обоймы, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002310108
Дата охранного документа: 10.11.2007
10.04.2019
№219.017.0253

Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя

Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит, по меньшей мере, две обечайки, концы которых расположены относительно друг друга коаксиально с образованием сужающегося кольцевого канала. Конец обечайки, ограничивающей канал с наружной стороны, снабжен равномерно расположенными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002343355
Дата охранного документа: 10.01.2009
10.04.2019
№219.017.0328

Система синхронизации створок сопла турбореактивного двигателя

Система синхронизации створок сопла турбореактивного двигателя с отклоняемым вектором тяги содержит дозвуковые створки. Створки шарнирно закреплены на корпусе и кинематически связаны между собой промежуточными элементами с образованием замкнутого многозвенника. На боковых поверхностях каждой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002317432
Дата охранного документа: 20.02.2008
10.04.2019
№219.017.04aa

Ступень центробежного компрессора

Изобретение относится к компрессоростроению, может быть использовано в конструкциях одно- или многоступенчатых центробежных компрессоров газотурбинных двигателей и повышает КПД ступени путем снижения одновременно кромочных потерь и потерь, связанных с поворотом потока. Ступень содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002334901
Дата охранного документа: 27.09.2008
29.05.2019
№219.017.6841

Ступень центробежного компрессора

Изобретение относится к машиностроению, в частности к компрессоростроению, может быть использовано в конструкциях газотурбинных двигателей (ГТД) как авиационного, так и наземного применения и обеспечивает при его использовании повышение КПД ступени центробежного компрессора за счет уменьшения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002452876
Дата охранного документа: 10.06.2012
09.06.2019
№219.017.79da

Жаровая труба камеры сгорания

Жаровая труба камеры сгорания содержит секции, установленные телескопически друг за другом с образованием непосредственно за местами соединения любых двух секций кольцевой охлаждающей щели. Кольцевая охлаждающая щель расположена между задним концом впереди стоящей секции, являющимся козырьком...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002319075
Дата охранного документа: 10.03.2008
Показаны записи 1-4 из 4.
27.10.2014
№216.013.0250

Способ продления срока эксплуатации гребного винта

Изобретение относится к области судоремонта и может использоваться для всех типов гребных винтов, изготовленных из различных материалов. Продление срока эксплуатации гребного винта включает замер фактических геометрических параметров гребного винта, расчет диапазона отклонений геометрических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531990
Дата охранного документа: 27.10.2014
20.09.2015
№216.013.7ce2

Способ базирования крупногабаритных заготовок сложной формы на многокоординатных станках

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при производстве сложнопрофильных изделий. Способ базирования включает установку и закрепление на столе станка опор со сферическими поверхностями, при этом на поверхности заготовки, обращенной к поверхности стола станка,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563567
Дата охранного документа: 20.09.2015
10.11.2015
№216.013.8ed3

Способ создания гарантированной затяжки в дифференциально-резьбовом соединении деталей

Изобретение относится к области общего и специального тяжелого машиностроения и применяется для обеспечения соединения высоконагруженных элементов механических конструкций. Способ создания гарантированной затяжки в дифференциально-резьбовом соединении деталей включает ввинчивание шпильки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002568172
Дата охранного документа: 10.11.2015
26.10.2019
№219.017.db14

Метательный заряд с повышенными энергетическими характеристиками к бронебойному подкалиберному снаряду

Изобретение относится к боеприпасам танкового вооружения, а именно к выстрелу с бронебойным подкалиберным снарядом, и может быть использована в танковых военных подразделениях. Метательный заряд с повышенными энергетическими характеристиками к бронебойному подкалиберному снаряду с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704160
Дата охранного документа: 24.10.2019
+ добавить свой РИД