×
27.05.2019
219.017.61f7

Результат интеллектуальной деятельности: КОРОБКА ПРИВОДОВ АГРЕГАТОВ ТУРБОМАШИНЫ, ОСНАЩЕННАЯ ЦЕНТРОБЕЖНЫМ НАСОСОМ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002689229
Дата охранного документа
24.05.2019
Аннотация: Коробка приводов агрегатов для турбомашины содержит центробежный насос и шестерни, зацепляющиеся друг с другом. Одна из указанных шестерней выполнена как единое целое с хвостовиком, который является соосным с указанной шестерней. Хвостовик выполнен с возможностью привода рабочего колеса центробежного насоса, при этом указанное рабочее колесо центробежного насоса непосредственно установлено на хвостовике. Другое изобретение группы относится к турбомашине, содержащей указанную выше коробку приводов агрегатов. Группа изобретений позволяет снизить габариты коробки приводов агрегатов, имеющей центробежный насос. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 5 ил.

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к коробке приводов агрегатов для турбомашины; причем данная коробка приводов агрегатов, называемая также AGB (сокр. Accessory Gear Box - коробка приводов агрегатов), снабжена техническим средством, в частности насосом, таким как центробежный насос.

Уровень техники

Непрерывные научные исследования эксплуатационных качеств авиационного двигателя приводят к необходимости встраивания коробки приводов агрегатов во все более и более ограниченное пространство. Общий габаритный объем коробки приводов агрегатов оказывает влияние на общие эксплуатационные качества двигателя. Таким образом, представляется необходимым уменьшить габаритный объем коробки приводов агрегатов и ее технических средств.

Коробка приводов агрегатов для турбомашины предназначена для передачи первоначальной механической силы турбомашины техническим средствам, таким как насос, воздушно-масляный сепаратор, электрогенератор и т.д. Коробка приводов агрегатов содержит шестерни, находящиеся в зацеплении друг с другом, из которых, по меньшей мере, некоторые жестко соединены с соосными хвостовиками, предназначенных для приведения во вращение подвижных частей или роторов технических средств.

Согласно существующей в настоящее время технологии, вышеупомянутый хвостовик каждой шестерни коробки проходит сквозь отверстие корпуса коробки приводов агрегатов и соединен снаружи коробки с валом поворотной части технического средства.

В том случае, если техническим средством является центробежный насос, например, топливный, то этот насос содержит рабочее колесо, которое жестко соединено во вращении с валом, который предусматривается приводить во вращение посредством хвостовика шестерни. Вал направляется во вращении посредством подшипников, установленных в центробежном насосе. Этот центробежный насос относится к насосу улиточного типа; причем спираль является частью неподвижной части или статора насоса и позволяет образовывать давление, необходимое для хорошего функционирования насоса. Система неподвижная часть/подвижная часть насоса соединена с коробкой приводов агрегатов посредством хвостовика шестерни, а затем прикреплена к корпусу этой коробки.

Однако, такая технология не является удовлетворительной, поскольку коробка и техническое средство являются крупногабаритными, что создает трудности для ее встраивания в турбомашину.

Изобретение позволяет предложить простое, эффективное и экономически оправданное решение данной проблемы.

Описание изобретения

В изобретении предлагается коробка приводов агрегатов для турбомашины; причем данная коробка снабжена насосом и содержит шестерни, находящиеся в зацеплении друг с другом, и среди которых одна выполнена как единое целое с соосным хвостовиком приведения в движение поворотной части насоса, отличающаяся тем, что эта поворотная часть установлена непосредственно на вышеупомянутом хвостовике.

Согласно изобретению, часть насоса встроена в коробку приводов агрегатов, в частности в пространство, определенное корпусом коробки приводов агрегатов. Это стало возможным в результате того, что поворотная часть насоса непосредственно установлена на хвостовике шестерни коробки приводов агрегатов. Другими словами, в отличие от известного уровня техники, в которой поворотная часть удерживалась валом, который предусматривается приводить в движение посредством хвостовика шестерни коробки, в данном случае поворотная часть непосредственно удерживается хвостовиком шестерни. Это позволяет устранить вал насоса, согласно известному уровню техники, а также его направляющие подшипники, что выражается в выигрыше массы и в существенном уменьшении осевого габаритного объема коробки и насоса (в данном случае рассматриваемая ось является осью вращения хвостовика шестерни и поворотной части насоса). Кроме того, поворотная часть насоса может направляться во вращении направляющими подшипниками хвостовика шестерни, что позволяет повысить надежность системы.

Согласно предпочтительному примеру практического осуществления изобретения, насос представляет собой центробежный насос, а его поворотной частью является рабочее колесо, которое непосредственно установлено на конце вышеупомянутого хвостовика.

Рабочее колесо может быть установлено между первым и вторым корпусами центробежного насоса, которые закреплены на корпусе коробки.

Хвостовик, предпочтительно, направляется во вращении посредством подшипника, установленного на первом корпусе.

Первый корпус может быть в форме диска. Он может иметь центральное отверстие для прохода хвостовика. Первый корпус может содержать на своей внутренней периферии цилиндрический выступ установки направляющего подшипника хвостовика.

Второй корпус может содержать на своей внешней периферии фланец крепления, например, к крепежному фланцу первого корпуса или корпуса коробки.

Центробежный насос может содержать спираль, образованную вторым корпусом или корпусом коробки.

Первый корпус может образовывать вместе с рабочим колесом кольцевое пространство для размещения средств герметизации, например, динамической.

Настоящее изобретение также относится к турбомашине, такой как турбореактивный двигатель, турбовинтовой двигатель или газотурбинный двигатель самолета или вертолета, отличающейся тем, что она содержит коробку, описанную выше.

Описание фигур чертежа

Изобретение будет лучше понятно, а другие детали, отличительные особенности и преимущества изобретения станут видны при изучении нижеследующего описания, приведенного в качестве примера, не имеющего ограничительного характера, со ссылкой на прилагаемые фигуры чертежа, на которых:

фиг.1 представляет собой очень схематичный вид коробки приводов агрегатов турбомашины, на которой установлены два технических средства;

фиг.2 представляет собой очень схематичный, частичный вид осевого разреза коробки приводов агрегатов с центробежным насосом и представляет уровень техники, предшествующий изобретению;

фиг.3 представляет собой очень схематичный, частичный вид осевого разреза коробки приводов агрегатов с центробежным насосом и изображает изобретение;

фиг.4 и 5 представляют собой очень схематичные, частичные виды в осевом разрезе и в перспективе коробки приводов агрегатов и центробежного насоса согласно изобретению.

Детальное описание изобретения

Вначале ссылка делается на фиг.1, на которой в очень схематичном виде изображена коробка приводов агрегатов для турбомашины, такой как турбореактивный двигатель, турбовинтовой двигатель или газотурбинный двигатель самолета или вертолета; причем эта коробка 10 снабжена вспомогательными механизмами или техническими средствами 12, которых в представленном примере насчитывается две единицы.

Коробка приводов агрегатов 10 предназначена для передачи механической силы, создаваемой турбомашиной, посредством выходящего из нее радиального вала, и ее передачи техническим средствам, которыми являются насосы, воздушный/масляный сепаратор, электрогенераторы и т.д. Передача осуществляется посредством кинематической цепи, состоящей из следующих друг за другом шестерен 14, 16, 18, 20, которых в представленном примере насчитывается четыре единицы.

Каждая из шестерен 16 и 20 содержит соосный хвостовик 22, который выполнен как единое целое вместе с соответствующей шестерней и проходит сквозь отверстие корпуса 24 коробки приводов агрегатов. Оконечная часть хвостовика шестерни, расположенная снаружи коробки 10, входит в зацепление с валом 26 поворотной части соответствующего технического средства 12 для привода этой поворотной части.

Фиг.2 представляет собой очень схематичный вид в увеличенном масштабе зоны соединения хвостовика 22 шестерни с валом ротора 26 технического средства 12, которым в данном случае является центробежный насос улиточного типа 30.

Хвостовик 22 шестерни пространственно центрирован и направляется при вращении посредством подшипников 32, которые установлены в корпусе 24 коробки приводов агрегатов 10. Вал 26 технического средства 12 соединен оконечной частью с частью хвостовика 22, расположенной снаружи корпуса 24, и пространственно центрирован и направляется при вращении посредством подшипников 33, установленных в неподвижной части, такой как корпус 34, насоса (технического средства 12).

Центробежный насос содержит рабочее колесо 36, размещенный на валу и жестко соединенный при вращении с этим валом. Корпус 34 насоса образует вход 38 текучей среды выше по потоку от рабочего колеса 26, а также спираль 40 и выход текучей среды ниже по потоку от рабочего колеса, т.е. на его внешней периферии.

Недостатком технологии, изображенной на фиг.2, которая представляет собой известный уровень техники, является громоздкость в осевом направлении (ось A). Изобретение, схематически изображенное на фиг.3, позволяет устранить эту проблему путем встраивания части технического средства 12, а именно центробежного насоса в вышеупомянутом примере, в корпус 24 коробки приводов агрегатов.

Это стало возможным путем непосредственной установки поворотной части технического средства на хвостовике шестерни. Как показано на фиг.3, рабочее колесо 36 насоса в действительности прикреплено к концу хвостовика 22. Часть корпуса насоса расположена внутри корпуса 24 коробки приводов агрегатов 10 и используется, кроме того, в качестве держателя первого направляющего подшипника 32a хвостовика 22, а другой направляющий подшипник 32b хвостовика удерживается корпусом 24 коробки приводов агрегатов 10.

Далее ссылка делается на фиг.4 и 5, на которых изображен более конкретный пример практического осуществления изобретения и на которых конструктивные элементы, уже описанные ранее, обозначены одними и теми же цифровыми позициями.

Корпус 24 коробки приводов агрегатов 10 содержит отверстие 44 с круговым контуром, через которое в осевом направлении проходит хвостовик 22 шестерни 18. Как это показано на фигурах чертежа, шестерня 18 и хвостовик 22 выполнены как единое целое, причем хвостовик в данном случае имеет в целом трубчатую цилиндрическую форму. Хвостовик 22 направляется во время вращения посредством подшипников 32a, 32b, причем подшипник 32b удерживается корпусом 24, а подшипник 32a удерживается первым корпусом 34a насоса.

Этот первый корпус 34a имеет форму диска и предназначен для того, чтобы быть наложенным и прижатым к корпусу 24 коробки 10 для закрытия вышеупомянутого отверстия 44. Этот первый корпус 34a содержит центральную расточку для прохождения хвостовика 22 и содержит на своей внутренней периферии цилиндрический выступ 50, вытянутый внутри коробки 10, внутри которой закреплено внешнее кольцо подшипника 32a, относящегося в данном случае к типу шарикоподшипника. Внутреннее кольцо подшипника 32a закреплено на хвостовике 22.

Обычно рабочее колесо 36 насоса содержит центральную ступицу, которая окружена кольцевой стенкой и соединена с этой стенкой лопатками; причем между ступицей и стенкой образуется центробежный поток с осевым входом и радиальным выводом.

Рабочее колесо 36 насоса выполнено как единое целое вместе с выступом 52 в отличие от формы установки на конце хвостовика 22. В представленном примере выступ 52 соединен со ступицей рабочего колеса 36 и вытянут в осевом направлении со стороны, противоположной входу центробежного потока. Внутренний диаметр выступа 52 немного больше внешнего диаметра этой оконечной части хвостовика. В устанавливаемом положении выступ 52 проходит в осевом направлении через отверстие первого корпуса 32a и отверстие 44 корпуса 24 коробки приводов агрегатов 10.

Конец хвостовика 22 шестерни, который проходит через отверстие 44 корпуса 24, содержит внутренний радиальный кольцевой выступ 56, внутренняя периферия которого ограничивает собой отверстие для прохода одного винта 60 крепления рабочего колеса 36 к хвостовику. Ступица рабочего колеса 36 содержит осевое отверстие 54 с нарезанной внутренней резьбой, которое в положении установки выровнено с его отверстием. Винт 60 вставлен внутрь хвостовика, затем ввинчен в отверстие 54 рабочего колеса 36 через отверстие конца хвостовика 22. Это винтовое соединение обеспечивает осевое удерживание рабочего колеса 36 на хвостовике 22. Такое соединение рабочего колеса 36 с хвостовиком 22 должно быть дополнено соединением путем противопоставления форм (типа P3G или аналогичного типа), для блокировки деталей относительно друг друга при вращении.

Внешняя периферия рабочего колеса 36 вместе с первым корпусом 34a определяет кольцевое пространство 61, в котором могут быть размещены средства динамической герметизации, например, типа углеволоконного контактного соединения или соединения с отставанием. Для недопущения масляно-топливной смеси в топливном насосе может быть использована двойная динамическая герметизация вместе с промежуточным дренажом.

Второй корпус 34b насажен и закреплен на первом корпусе 34a и образует вместе с этим первым корпусом пространство для размещения и вращения рабочего колеса 36. Этот второй корпус 34b содержит на своей внешней периферии фланец 62 крепления при помощи средств типа винтовой пары на соответствующем кольцевом фланце (не показан) корпуса коробки 10; причем внешняя периферия первого корпуса 34a вставлена между этими фланцами и предназначена для зажатия между этими фланцами путем завинчивания винтов. Как вариант, корпус 34b может быть закреплен непосредственно на корпусе 34a.

Второй корпус 34b образует трубчатый, по существу цилиндрический трубчатый вход 38 подачи текучей среды в насос и кольцевое периферическое пространство 64 вывода текучей среды из насоса, причем это пространство содержит спираль (не видна).

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-1 из 1.
20.04.2019
№219.017.35a8

Фильтрация потока, состоящего из газа и частиц

Изобретение относится к устройству для фильтрации потока газа, несущего частицы жидкости или твердого вещества в проточном канале. Устройство (10) для фильтрации потока газа включает проточный канал (12), включающий суженный участок (22), который продолжен расширением (24) в направлении по ходу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002685346
Дата охранного документа: 17.04.2019
Показаны записи 1-10 из 12.
19.01.2018
№218.016.087c

Планетарный редуктор, в частности, для турбомашины

Изобретение относится к планетарным редукторам. Планетарный редуктор, в частности, для турбомашины содержит устройство, образующее канал циркуляции среды (20a, 20b), предназначенный для создания падения давления, выполненное в виде набора, из по меньшей мере двух элементов (22). Каждый элемент...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631739
Дата охранного документа: 26.09.2017
13.02.2018
№218.016.2169

Шестеренчатая коробка передач для отбора мощности на газотурбинном двигателе, состоящая из кинематической цепи с линиями зацепления, расположенными в непараллельных плоскостях

Шестеренчатая коробка передач газотурбинного двигателя для приведения в действие его вспомогательного оборудования содержит корпус, кинематическую цепь внутри корпуса, ряд зубчатых передач, а также механизм отбора мощности, предназначенный для зацепления с передаточным валом газотурбинного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641777
Дата охранного документа: 22.01.2018
09.09.2018
№218.016.859b

Коробка приводов

Группа изобретений относится к коробке приводов агрегатов турбомашины. Содержит корпус (30) и две зубчатые передачи (40a, 40b), скомпонованные в форме буквы V. Корпус (30) содержит два плеча (30a, 30b), в каждом из которых расположена одна из двух зубчатых передач (40a, 40b), и бак (35) смазки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666265
Дата охранного документа: 06.09.2018
03.10.2018
№218.016.8d88

Водило планетарной передачи для эпициклического редуктора

Изобретение относится планетарным передачам. Водило (5) планетарной передачи для эпициклического редуктора содержит кольцевую коробку (7), имеющую две стороны (9, 10), проходящие в радиальном направлении и соединенные перемычками (16), и посадочные места (6), проходящие в осевом направлении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668484
Дата охранного документа: 01.10.2018
07.12.2018
№218.016.a4a2

Компактная конструкция вспомогательной коробки передач газотурбинного двигателя летательного аппарата

Приводная цепь летательного аппарата включает множество шестерен, зацепляющихся друг с другом. Первая шестерня содержит стенку, образующую внутреннее пространство, причем наружный ряд зубьев расположен на наружной поверхности стенки и зацепляется со второй шестерней. Зубчатая передача встроена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674299
Дата охранного документа: 06.12.2018
17.04.2019
№219.017.14ce

Коробка приводов агрегатов для газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель

Коробка приводов агрегатов для приведения в действие агрегатов авиационного газотурбинного двигателя содержит корпус и множество зубчатых колес внутри корпуса. Корпус содержит средства для крепления агрегатов на стенке корпуса и для их приведения в действие зубчатыми колесами через отверстия в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684865
Дата охранного документа: 15.04.2019
09.05.2019
№219.017.49cc

Коробка приводов агрегатов (варианты) и газотурбинный двигатель

Коробка приводов агрегатов газотурбинного двигателя для приведения во вращение устройства, связанного с газотурбинным двигателем, содержит картер, орган отбора движения и по меньшей мере одну кинематическую цепь. Орган отбора движения выполнен с возможностью зацепления с радиальным валом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686967
Дата охранного документа: 06.05.2019
24.05.2019
№219.017.5e3f

Редуктор с двумя промежуточными линиями трансмиссии

Изобретение относится к машиностроению. Редуктор с двумя промежуточными линиями трансмиссии, в частности, для газотурбинного двигателя, содержит входную линию (12) и выходную линию, вращаемую входной линией через упомянутые промежуточные линии, причем промежуточные линии являются параллельными....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002688494
Дата охранного документа: 21.05.2019
30.10.2019
№219.017.db8a

Гидродинамический подшипник

Чтобы преодолеть недостатки питания смазкой под давлением, гидродинамический подшипник для направления вала (14) содержит неподвижную наружную кольцевую стенку, вращающуюся внутреннюю кольцевую стенку (20) и пространство (22) между этими стенками. Наружная кольцевая стенка содержит отверстие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704374
Дата охранного документа: 28.10.2019
10.11.2019
№219.017.e041

Интегрирование насоса в хвостовик шестерни

Изобретение относится к устройствам смазки элементов системы приводов агрегатов летательного аппарата. Устройство (1) содержит шестерню (2), имеющую хвостовик (22) шестерни, который выполнен полым и имеет ось вращения (R-R’). Устройство (1) дополнительно содержит вал (23), расположенный внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705484
Дата охранного документа: 07.11.2019
+ добавить свой РИД