×
18.05.2019
219.017.5a9c

МНОГОЦЕЛЕВОЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002433930
Дата охранного документа
20.11.2011
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области транспортной техники. Многоцелевое гусеничное шасси содержит корпус, гусеничные движители, ходовую подвеску с шестью опорными катками, отделение управления движением, моторно-трансмиссионное отделение, двигатель внутреннего сгорания жидкостного охлаждения с быстроходным валом, входным редуктором, соответствующие сторонние бортовые передачи для каждого гусеничного движителя. Двигатель внутреннего сгорания установлен продольной осью перпендикулярно продольной оси шасси. Один конец быстроходного вала кинематически связан с вентилятором системы охлаждения, радиаторы которой расположены на продолжении продольной оси двигателя. Другой конец вала кинематически связан с соответствующими сторонними бортовыми передачами для каждого гусеничного движителя так, что передача на каждый из них вращательного момента выполнена двумя потоками. Первый, как основной, электрический, составленный из тягового генератора и тягового электродвигателя. Входной вал генератора соединен через механизм переключения и входной редуктор, к которому, в свою очередь, может избирательно подключаться с дистанционностью управления накопитель механической энергии. Второй - дополнительный, передающий механическую энергию, составленный из накопителя, центрального дифференциального сумматора вращательных моментов, к которому может избирательно подключаться быстроходный вал двигателя внутреннего сгорания, раздаточной коробки и далее на сторонние бортовые дифференциальные сумматоры. К сумматорам подведен основной поток от тягового электродвигателя. Управление по подключению дополнительного потока на усиление вращательного момента каждого ведущего колеса гусеничного движителя дистанционно и избирательно по времени. Достигается создание многоцелевого шасси, позволяющего использовать двигатель меньший по мощности и снижение объема разовой заправки топливом. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к транспортной технике, а более конкретно - к шасси, у которого моторно-трансмиссионное отделение (МТО) расположено за отделением управления движением.

Известно шасси объекта бронетехники - самоходная артиллерийская установка 2С19 (Г.Л.Холявский, «Энциклопедия бронетехники гусеничных боевых машин 1919-2000 гг., «Харвест», 2001 г., стр.199-204), выполненная с гусеничным движителем, корпусом, в передней части которого на продольной оси шасси находится отделение управления движением, в корме в изолированном отсеке расположено моторно-трансмиссионное отделение. В средней части по длине корпуса шасси находится боевое отделение. Мощность маршевого двигателя 840 л.с. Продольная ось двигателя перпендикулярна продольной оси шасси. Трансмиссия механическая. Переключение бортовых коробок скоростей каждого гусеничного движителя выполняется с помощью рычажной системы. Первичная заправка топливной системы составляет 1260 л и обеспечивает запас хода 500 км.

Недостатками данной конструкции являются:

- большая мощность двигателя и, как следствие, большой объем первичной заправки топливной системы;

- значительное время на предпусковой разогрев двигателя при низких температурах окружающего воздуха;

- заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения обусловило длинные механические связи управления бортовыми коробками передач.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по совокупности существенных признаков является многоцелевое гусеничное шасси тягача МТ - Л различных модификаций гражданской и оборонной продукции (В.Ф.Платонов, «Гусеничные транспортеры-тягачи», «Машиностроение», 1978 г., стр.139-200 и Г.Л.Холявский, «Энциклопедия бронетехники гусеничных боевых машин 1919-2000 гг.», «Харвест», 2001 г., стр.352-354), содержащее корпус, гусеничные движители, ходовую подвеску с 6-ю опорными катками, отделение управления движением, моторно-трансмиссионное отделение, расположенное в герметизированном отсеке. МТО включает двигатель внутреннего сгорания жидкостного охлаждения мощностью 240 л.с. и механическую трансмиссию, управляемую рычажной системой с места механика-водителя. На балансирах первого и последнего опорных катков установлены телескопические гидроамортизаторы. Сама подвеска выполнена индивидуальной торсионной на каждый опорный каток. Масса снаряженного тягача составляет 8500±2,5% кг. Масса перевозимого груза без прицепа 4250 кг. Число посадочных мест в кабине на 8 человек. Колея - 2500 мм, клиренс - 395 мм. Длина контакта гусеничного обвода с грунтом составляет 3700 мм. Отношение длины контакта гусеницы с грунтом к ширине колеи составляют 1,48.

Недостатками данной конструкции являются:

- малая весовая нагруженность на перевозку груза;

- малая мощность маршевого двигателя;

- большая длина моторно-трансмиссионного отделения;

- малая броневая защита корпусной части шасси;

- отсутствие навесного оборудования;

- малая величина клиренса;

- отсутствие поддерживающих роликов для верхней ветви гусеничного обвода;

- значительное время на предпусковой разогрев двигателя при низких температурах окружающего воздуха;

- рычажное управление движением.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является создание многоцелевого гусеничного шасси с электромеханической трансмиссией, позволяющей уменьшить в два раза мощность первичного двигателя внутреннего сгорания и уменьшить объем разовой заправки топлива, сохраняя установленный запас хода, а также значительно сократить время на подготовку к движению в условиях эксплуатации при низких температурах окружающего воздуха.

Решение данной задачи достигается тем, что в моторно-трансмиссионном отделении многоцелевого гусеничного шасси первичный двигатель внутреннего сгорания установлен перпендикулярно продольной оси шасси, при этом один конец его быстроходного вала кинематически связан с вентилятором системы охлаждения, радиаторы которой расположены на продолжении продольной оси двигателя, а другой конец кинематически связан с соответствующими сторонними бортовыми передачами для каждого гусеничного движителя так, что передача на каждый из них вращательного момента выполнена двумя потоками, из которых один, как основной, электрический, составленный из тягового генератора и тягового электродвигателя, при этом входной вал генератора соединен через механизм переключения и входной редуктор, к которому, в свою очередь, может избирательно подключаться с дистанционностью управления из отделения управления механиком-водителем, накопитель механической энергии, например, инерционный маховичный аккумулятор, а второй - дополнительный, передающий механическую энергию, составленный из этого накопителя, центрального дифференциального сумматора вращательных моментов, к которому может избирательно подключаться быстроходный вал двигателя внутреннего сгорания, затем раздаточной коробки и далее на соответствующие сторонние бортовые дифференциальные сумматоры вращательных моментов, к которым подведен основной поток от тягового электродвигателя, при этом управление по подключению дополнительного потока на усиление вращательного момента каждого ведущего колеса гусеничного движителя дистанционно и избирательно по времени. Целью центрального дифференциального сумматора является замена электрической энергии на механическую в случае возникновения аварийной ситуации. Датчики, контролирующие работу силовой электрической цепи, при возникновении неполадок автоматически переключают подачу только механической энергии к бортовым редукторам гусеничных движителей.

В основном режиме работы трансмиссия является электромеханической, при этом вращательный момент, передаваемый на бортовой редуктор от тягового электродвигателя, может быть усилен за счет подвода дополнительной энергии от накопителя. В аварийном режиме при выходе из строя силовых электрических цепей тягового генератора или тягового электродвигателя трансмиссия является механической, при этом обе энергии (от накопителя и двигателя внутреннего сгорания) автоматически передаются на бортовые редукторы, сохраняя движение шасси. В нестандартном режиме работы при очень низких температурах до -50°С трансмиссия является электромеханической, при этом накопитель временно переводится на работу тягового генератора, а двигатель внутреннего сгорания жидкостью охлаждения выполняет предпусковой режим разогрева, сохраняя движение шасси.

На фиг.1 изображен общий вид многоцелевого гусеничного шасси, вид слева.

На фиг.2 изображено моторно-трансмиссионное отделение, вид сверху.

Шасси содержит корпус 1, отделение управления движением 2, моторно-трансмиссионное отделение 3 и гусеничный движитель 4. В герметизированном моторно-трансмиссионном отделении расположен двигатель внутреннего сгорания жидкостного охлаждения 5 мощностью 400 л.с. и обслуживающие его системы 6, являющиеся унифицированными узлами отечественной автомобильной промышленности, например шасси КАМАЗ-6560. Продольная ось двигателя 5 расположена перпендикулярно продольной оси шасси, один конец быстроходного вала (не показан) соединен с вентилятором 7 системой охлаждения (не показано), радиаторы 8 которой установлены на продолжении продольной оси самого двигателя 5. Другой конец быстроходного вала (не показан) кинематически соединен с входным редуктором 9 и далее с тяговым генератором постоянного тока 10 мощностью 200 кВт, частотой вращения 1650 об/мин и напряжением 500 В. К входному редуктору 9 со стороны двигателя 5 установлен механизм переключения 11, к которому возможно подключение накопителя механической энергии, например маховик 12. Отдаваемая мощность накопителя равнозначна 3/4 мощности ДВС. Кинематическая цепь от накопителя 12 до тягового генератора 10 образована для передачи механической энергии, вместо энергии от двигателя 5. В эту цепь от накопителя 12 до механизма переключения 11 установлен понижающий редуктор 13 с регулятором числа оборотов 14, необходимых для работы тягового генератора 10 по выработке электрической энергии. На входном редукторе 9 установлен второй механизм переключения 15, позволяющий избирательно отключать двигатель 5 от тягового генератора 10. Полученная от генератора 10 электрическая энергия передается двум тяговым электродвигателям 16, кинематически связанным через бортовые редукторы 17 с ведущими колесами 18 гусеничного движителя 4. Номинальная мощность каждого тягового электродвигателя 160 кВт при напряжении 415 в и числом оборотов 1430 в минуту. Для усиления вращательного момента в кинематическую цепь от каждого тягового электродвигателя 16 до бортового редуктора 17 дополнительно установлен дифференциальный сумматор вращательных движений 19 для подачи механической энергии от накопителя 12. Механическая энергия может быть усилена за счет установки на этой кинематической цепи центрального дифференциального сумматора моментов 20 и раздаточной коробки 21. В результате в центральном сумматоре происходит сложение двух механических потоков: один, идущий от накопителя 12, понижающий редуктор 13 с регулятором числа оборотов 14, минуя механизмы переключения 11, а второй, идущий от ДВС 5 через второй механизм переключения 15. В топливную систему (не показано) ДВС 5 установлены топливные баки 22. При этом один бак расположен в МТО 3, а остальные в грузовом отсеке 23, примыкающем к МТО.

Управление движением шасси выполняется из отделения управления 2 дистанционно за счет установки штурвального устройства 24 и электроаппаратуры 25, контакты переключения которой кинематически связаны с вращением этого штурвального устройства. Питание электроаппаратуры для дистанционного управления осуществляется от бортовой электросети (не показано) с помощью аккумуляторных батарей 26.

Электромеханическая трансмиссия многоцелевого гусеничного шасси может работать в четырех режимах:

1. Основной режим - электрическая энергия, выработанная тяговым генератором постоянного тока 10, передается тяговым электродвигателям с бортовых редукторов 17 на ведущие колеса 18 гусеничных движителей 4.

2. Избирательно усиленный режим (при движении шасси в снаряженном положении по сильно пересеченной местности) - к основному режиму добавляется механическая энергия накопителя 12 через понижающий редуктор 13 с регулятором числа оборотов 14, далее от механизма переключения 11 через центральный дифференциальный механизм суммирования моментов 20, раздаточную коробку 21 на соответствующие дифференциальные сумматоры 19. В результате суммирования двух потоков вращательных моментов усиленная энергия передается на бортовые редукторы 17, ведущие колеса 18 гусеничных движителей 4 при движении шасси в снаряженном состоянии по сильно пересеченной местности без изменения установленного режима работы ДВС 5.

3. Дублирующий режим (при аварийной ситуации, сложившейся в результате выхода из строя силовых электрических цепей тягового генератора 10 или тяговых электродвигателей 16) - энергии от двигателя 5 и накопителя 12 подаются одна через понижающий редуктор 13 с регулятором числа оборотов 14, далее от механизма переключения 11 на центральный дифференциальный сумматор вращательных моментов 20. Полученная от суммирования механическая энергия через раздаточную коробку 21 на сумматоры 19 передается на бортовые редукторы 17, ведущие колеса 18 гусеничных движителей 4, сохраняя начатое движение шасси.

4. Нестандартный режим (при крайне низких температурах до -50°С температуры окружающего воздуха, а также при экстренном покидании места парковки в зимний период) - механическая энергия от накопителя 12 через понижающий редуктор 13 с регулятором числа оборотов 14 механизма временно передается через механизм переключения 11 на работу тягового генератора 10 с передачей на тяговые электродвигатели 16, далее через сумматоры на бортовые редукторы 17 и ведущие колеса 18 гусеничного движителя 4 (в это время происходит предпусковой подогрев двигателя 5), что резко сокращает время на начало выполнения движения.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-1 из 1.
19.06.2019
№219.017.8a94

Универсальное гусеничное шасси на единой платформе

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Универсальное гусеничное шасси на единой платформе содержит тонкобронный корпус с тремя отделениями. Отделение управления движением содержит органы управления движением, контрольно-измерительные приборы, приборы и блоки основного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002433934
Дата охранного документа: 20.11.2011
Показаны записи 1-10 из 23.
20.06.2013
№216.012.4cd7

Котлованная машина

Изобретение относится к области военной техники специального назначения, а именно к инженерным машинам для фортификационной подготовки позиций в районах расположения войск и пунктов управления. Котлованная машина содержит гусеничное шасси, включающее отделение управления движением,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485253
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.11.2013
№216.012.7f01

Артиллерийское орудие с дульным тормозом

Изобретение относится к артиллерийской технике. Артиллерийское орудие с дульным тормозом включает люльку, ствол. Дульный тормоз имеет два окна, расположенные в его верхней и нижней частях, причем размеры окон одинаковы. Нижнее окно снабжено подвижной заслонкой, кинематически связанной с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498186
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.11.2013
№216.012.7f0a

Транспортно-заряжающая машина для самоходного артиллерийского орудия

Изобретение относится к военной технике, а именно к транспортно-заряжающим машинам (ТЗМ) для самоходных артиллерийских орудий (САО). ТЗМ содержит колесное или гусеничное шасси, боеприпасы, механизм подачи боеприпасов (МПБ), контейнеры для боеприпасов. МПБ содержит два рабочих органа,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498195
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.12.2013
№216.012.8cb1

Система управления движением военной гусеничной машины

Изобретение относится к системе управления движением. Система управления движением военной гусеничной машины (ВГМ) содержит гусеничные движители, бортовые редукторы, коробки передач, механизмы переключения скоростей, бустеры к ним, два рулевых привода - правый и левый, кинематическая цепь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501700
Дата охранного документа: 20.12.2013
10.03.2014
№216.012.aa34

Планирующий боеприпас

Изобретение относится к планирующим боеприпасам. Боеприпас содержит корпус в передней части с заостренной аэродинамической поверхностью, в которой расположена боевая часть с взрывчатым веществом и взрывателем, отделение управления, два боковых поворотных крыла с силовым пневмоприводом, маршевый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509287
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.02.2015
№216.013.2795

Универсальное гусеничное шасси

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к боевым бронированным машинам. Универсальное гусеничное шасси содержит моторно-трансмиссионное отделение, в котором установлена силовая установка блочной конструкции, содержащая первичный двигатель внутреннего сгорания,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541590
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.02.2015
№216.013.2be5

Тренажер для обучения вождению военных гусеничных машин с рулевым управлением

Тренажер для обучения вождению военных гусеничных машин с рулевым управлением содержит макет-кабину, органы управления, датчики приводов, шаговый искатель, программный барабан, блок консультации, диапроектор со шторным двухпозиционным устройством и электромагнитом, переключатель режимов работы,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542694
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.02.2015
№216.013.2c32

Затвор артиллерийского орудия безгильзового заряжания

Изобретение относится к артиллерийской технике. Затвор артиллерийского орудия содержит клин, внутри которого размещен поршень-обтюратор с возможностью перемещения при закрытом клине вдоль оси канала ствола в камору и запирания ее перед выстрелом, а в казеннике установлены дополнительный клин со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542782
Дата охранного документа: 27.02.2015
27.02.2015
№216.013.2c35

Опорный каток гусеничного транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции опорных катков гусеничных машин. Опорный каток гусеничного транспортного средства содержит обод, имеющий выпуклую криволинейную поверхность, резиновую шину. Резиновая шина навулканизирована на наружную поверхность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542785
Дата охранного документа: 27.02.2015
27.06.2015
№216.013.5b41

Дульный тормоз артиллерийского орудия

Изобретение относится к области вооружение, а именно к надульным устройствам для уменьшения отдачи при выстреле из артиллерийского орудия. Дульный тормоз артиллерийского орудия содержит закрепленную на дульной части ствола камеру с боковыми окнами для истекания пороховых газов и центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554902
Дата охранного документа: 27.06.2015
+ добавить свой РИД