×
18.05.2019
219.017.564e

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ ВЕРТОЛЕТА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002391261
Дата охранного документа
10.06.2010
Аннотация: Изобретение относится к способу управления силовыми установками. Способ управления силовой установкой вертолета с двумя газотурбинными двигателями при отказе одного из двигателей обеспечивает автоматический выход работающего двигателя на чрезвычайный режим работы при отказе другого двигателя путем перенастройки максимально допустимой частоты вращения турбокомпрессора работающего двигателя с соответствующей перенастройкой ограничения по температуре газа и при одновременном форсировании работающего двигателя путем впрыска воды на вход компрессора. При отказе одного из двигателей и регистрации одновременно трех сигналов: об отказе одного из двигателей, о скорости полета вертолета, об отсутствии обжатия стоек, подают сигнал на перенастройку максимально допустимой частоты вращения турбокомпрессора работающего двигателя на 4-5% выше относительно взлетного режима и одновременно подают сигнал на включение форсирования работающего двигателя путем впрыска воды на вход в компрессор до 3% от весового расхода воздуха через двигатель, обеспечивая выход работающего двигателя на чрезвычайный режим работы по мощности на 50-75% выше взлетной мощности. Достигается надежность и безопасность при управлении вертолета в случае отказа двигателя. 1 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к управлению силовой установкой вертолета с двумя газотурбинными двигателями со свободной турбиной, и предназначено для обеспечения автоматического выхода одного из двигателей на чрезвычайный режим работы (ЧР) при отказе другого двигателя.

При полетах вертолета над городом или при проведении спасательных работ в горах или над морем должна быть обеспечена безопасность эксплуатации вертолета при отказе одного из двигателей на режимах висения и малых скоростей полета вертолета (V приведенная равна или ниже 60 км/ч).

Известный способ управления двухдвигательной силовой установкой вертолета (Турбовальный двигатель ТВ3-117, Руководство по технической эксплуатации, 1986, кн.3, Отличительные особенности двигателя ТВ3-117ВМ, с.13, 15, 16 - ближайший аналог) предусматривает, в случае отказа одного из двигателей в полете, перевод работающего двигателя на чрезвычайный режим путем перенастройки максимально допустимой частоты вращения ротора турбокомпрессора на более высокие значения с помощью системы автоматического управления (САУ) двигателя под контролем регулятора частоты вращения свободной турбины.

По мощности получаемый режим выше на 10%-20% взлетного режима, при увеличении максимально допустимой частоты вращения ротора турбокомпрессора - на 1-2% относительно взлетного режима. За счет непрерывной работы на таком чрезвычайном режиме обеспечивается горизонтальный режим полета вертолета до его посадки.

Однако такая перенастройка частоты вращения ротора турбокомпрессора не может обеспечить более значительного увеличения мощности работающего двигателя, в частности достаточного для ухода с режима висения в горизонтальный полет, который необходим для обеспечения безопасности при полете над городом и при проведении спасательных работ.

Кроме того, автоматический перевод работающего двигателя на чрезвычайный режим при отказе другого двигателя происходит только при включении летчиком выключателя «ЧР». Отказ двигателя определяется летчиком, например, по включению специального табло. Таким образом, перевод двигателя на ЧР (принятие решения о включении выключателя «ЧР») зависит от действий экипажа, что не исключает несанкционированный выход на ЧР и в целом снижает надежность управления вертолетом.

Задача изобретения - обеспечение надежности и безопасности при управлении вертолетом в случае отказа одного из двух двигателей силовой установки за счет автоматического перехода на чрезвычайный режим работающего двигателя и за счет существенного увеличения мощности чрезвычайного режима двигателя.

Поставленная задача решается благодаря тому, что при осуществлении способа управления силовой установкой вертолета с двумя газотурбинными двигателями, включающего сигнализацию об отказе одного из двигателей и перевод другого двигателя на чрезвычайный режим работы путем перенастройки максимально допустимой частоты вращения турбокомпрессора работающего двигателя, в соответствии с заявляемым изобретением регистрируют в полете одновременно: сигнал об отказе одного или другого из двигателей, сигнал о скорости полета вертолета в диапазоне от нуля до заданной для данного типа вертолета скорости и сигнал об отсутствии обжатия стоек шасси, при отказе одного из двигателей и регистрации одновременно этих трех сигналов подают сигнал на перенастройку максимально допустимой частоты вращения турбокомпрессора работающего двигателя на 4-5% выше относительно взлетного режима и одновременно подают сигнал на включение форсирования работающего двигателя путем впрыска воды на вход в компрессор до 3% от весового расхода воздуха через двигатель, обеспечивая выход работающего двигателя на чрезвычайный режим работы по мощности на 50-75% выше взлетной мощности.

Верхнее значение диапазона скорости полета, используемого при формировании сигнала на выход двигателя на чрезвычайный режим работы, выбирается и устанавливается с учетом заданных (в соответствии с Сертификатом летной годности) для данного типа вертолета точки принятия решения на взлет (ТПРВ) и точки принятия решения на посадку (ТПРП).

Таким образом, чрезвычайный режим в заявляемом способе включается в автоматическом режиме, без участия летчика, по сигналу, формируемому при одновременном выполнении трех упомянутых условий. В результате происходит одновременно автоматическая перенастройка на заданные более высокие значения максимально допустимой частоты вращения турбокомпрессора и впрыск воды на вход в компрессор через форсунки системы подачи жидкости. Система автоматического управления при этом осуществляет соответствующую для данного двигателя автоматическую перенастройку ограничения по температуре газа для чрезвычайного режима.

При этом одновременное подключение форсирования работающего двигателя по мощности путем впрыска воды (или водно-спиртовой смеси в условиях обледенения) на вход в компрессор двигателя позволяет осуществить перенастройку максимально допустимой частоты вращения на указанные существенно более высокие значения и получить существенно более высокую мощность чрезвычайного режима одного работающего двигателя, достаточную для режима висения вертолета, для ухода с висения и/или для режима малых скоростей для перехода в горизонтальный полет.

По результатам исследований при запасе частоты вращения по турбокомпрессору до 4-5% от взлетного значения прирост мощности работающего двигателя при таком чрезвычайном режиме с одновременным форсажем двигателя по мощности впрыском воды на вход в компрессор двигателя достигает до 50-75% от его взлетной мощности.

Это происходит за счет следующих нижеизложенных факторов.

1. Подача воды на вход в компрессор изменяет процесс сжатия воздуха в компрессоре из адиабатического сжатия (условно принятого) на процесс сжатия воздуха с отводом тепла, которое поглощается на подогрев воды и ее испарения в газовоздушном тракте (ГВТ) компрессора.

2. Процесс сжатия воздуха в компрессоре с отводом тепла увеличивает КПД компрессора на рабочих режимах работы двигателя и степень повышения давления воздуха за компрессором (Пк).

3. Повышение степени сжатия (Пк) воздуха и КПД компрессора по частоте вращения турбокомпрессора (при впрыске воды на вход двигателя около 3% от весового расхода воздуха через двигатель на взлетном и выше взлетного режимах) составляет 3,0-3,5% по Пк и до 1,7% по КПД компрессора, что увеличивает запас газодинамической устойчивости компрессора двигателя до 15% на взлетном режиме.

4. Подача воды на вход в компрессор до 3% от весового расхода воздуха через двигатель снижает температуру газов перед турбиной компрессора до 60°С, что позволяет использовать применение ЧР при температуре наружного воздуха на 7-8°С выше, чем без впрыска воды.

В результате мощность работающего двигателя при таком способе «двойного форсирования» составляет до 175% от взлетной мощности. Таким образом, благодаря предложенной совокупности действий и режимов при управлении силовой установкой вертолета обеспечивается требуемая безопасность при полете вертолета над городами или при спасательных операциях в горах или на море. Исключение участия летчика при предложенном автоматическом включении ЧР обеспечивает быстродействие способа и повышает надежность управления вертолетом. Способ может быть осуществлен при минимальном вмешательстве в структурную схему САУ.

Кроме того, полетная масса вертолета при наличии такого форсирования сохраняет рентабельность применения вертолета в спасательных операциях и для перевозки пассажиров над городом.

Способ управления силовой установкой вертолета с двумя газотурбинными двигателями ТВ3-117 при отказе одного из двигателей, на примере силовой установки вертолета типа МИ-8, осуществляется следующим образом.

На чертеже изображена структурная схема реализации способа управления силовой установкой вертолета, содержащей два газотурбинных двигателя 1 и 2, снабженных системой впрыска воды на вход компрессора. Для реализации способа командный блок 3 должен получить одновременно на входе три сигнала для формирования на выходе сигнала о включении чрезвычайного режима. Сигнал об отказе, например, двигателя 2 подается на соответствующий вход командного блока 3 при падении давления воздуха P2 за компрессором двигателя 2 до 30%. На другой вход блока 3 подается сигнал при скорости горизонтального полета вертолета в диапазоне от нуля до заданной для данного типа вертолета величины, установленной с учетом точки принятия решения на взлет и посадку, заданных в соответствии с сертификатом летной годности. В частности, для вертолета типа Ми-8 регистрируется приведенная скорость горизонтального полета Vпр в диапазоне от нуля до 60 км/час. На третий вход подается сигнал о незагруженности шасси (об отсутствии обжатия стоек шасси).

При одновременном поступлении на входы командного блока 3 упомянутых сигналов на выходе блока 3 формируется сигнал о переводе работающего двигателя 1 на чрезвычайный режим работы. Командный блок 3 выдает команду в систему автоматического управления (САУ) 4 работающего двигателя 1 на перенастройку максимально допустимой частоты вращения турбокомпрессора до заданной расчетной величины (до 4-5% выше максимально допустимого значения частоты, соответствующего взлетному режиму двигателя) и предельной температуры газов перед турбиной турбокомпрессора до соответствующих чрезвычайному режиму с возможностью выхода на их максимально допустимые значения.

Одновременно командный блок 3 выдает команду на открытие крана 5 системы впрыска воды на вход в компрессор работающего двигателя 1, обеспечивая подачу воды на форсунку 6 из бака 7. Вода из бака 7 поступает за счет наддува бака давлением воздуха за компрессором работающего двигателя 1 через соответствующий обратный клапан 8.

Такое «двойное форсирование», т.е. сочетание «штатного» форсирования с выходом на чрезвычайный режим с одновременным форсированием по мощности путем впрыска воды на вход в компрессор двигателя, при запасе частоты вращения по турбокомпрессору до 4-5% относительно значения для взлетного режима позволяет получить чрезвычайный режим с удвоенным приростом мощности работающего двигателя на 50-75% выше его взлетной мощности с сохранением эффекта форсирования двигателя при температуре наружного воздуха на 7-8°С выше обычных способов форсирования.

Эксплуатация вертолета над городом не может быть допущена без обеспечения необходимой безопасности полета для третьих лиц, включая выход вертолета с висения при отказе одного двигателя на горизонтальный полет. Предлагаемый режим работы двигателя при отказе другого двигателя для вертолетов, летающих на малых высотах или в городах (включая режим висения), реализуется в автоматическом режиме за минимально возможное время, без вмешательства со стороны пилотов. Способ не допускает промедления или ошибки в технологии вывода работающего двигателя на режим форсирования на режимах висения и малых скоростей полета вертолета.

Способ управления силовой установкой вертолета с двумя газотурбинными двигателями, включающий сигнализацию об отказе одного из двигателей и перевод другого двигателя на чрезвычайный режим работы путем перенастройки максимально допустимой частоты вращения турбокомпрессора работающего двигателя, отличающийся тем, что регистрируют в полете одновременно сигнал об отказе одного из двигателей, сигнал о скорости полета вертолета в диапазоне от нуля до заданной для данного типа вертолета скорости и сигнал об отсутствии обжатия стоек шасси и при отказе одного из двигателей и регистрации одновременно этих трех сигналов подают сигнал на перенастройку максимально допустимой частоты вращения турбокомпрессора работающего двигателя на 4-5% выше относительно взлетного режима и одновременно подают сигнал на включение форсирования работающего двигателя путем впрыска воды на вход в компрессор до 3% от весового расхода воздуха через двигатель, обеспечивая выход работающего двигателя на чрезвычайный режим работы по мощности на 50-75% выше взлетной мощности.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-4 из 4.
27.06.2013
№216.012.5023

Система контроля оборотов несущего винта вертолета

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в системах сигнализации о пилотажных параметрах вертолета. Система контроля оборотов несущего винта вертолета содержит датчик оборотов несущего винта (1), индикатор оборотов несущего винта (2), блок сигнализации граничных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486108
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.04.2014
№216.012.b4a9

Сигнализатор стружки

Cигнализатор предназначен для обнаружения наличия магнитной металлической стружки в масле. Сигнализатор содержит пробку-сигнализатор и клапан, встроенный в корпус агрегата и обеспечивающий доступ рабочей среды агрегата к рабочему торцу пробки-сигнализатора. Пробка-сигнализатор включает корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511971
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.09.2014
№216.012.f138

Система управления вертолетом и раздвижная тяга проводки системы управления

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления вертолетом. Система управления вертолетом содержит тяги и качалки основной проводки по каналам управления к органам управления на рабочем месте летчика и тяги проводки к органам управления на рабочем месте оператора. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527574
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.04.2019
№219.017.068d

Подшипниковый узел

Изобретение относится к машиностроению, а именно к комбинированным подшипниковым узлам, предназначенным для использования, например, в авиационных агрегатах. Подшипниковый узел содержит гидромеханическое переключающее устройство, размещенное в радиальном к валу (1) сверлении корпуса (2) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002423627
Дата охранного документа: 10.07.2011
Показаны записи 1-6 из 6.
27.02.2015
№216.013.2d7b

Способ эксплуатации вертолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам контроля технического состояния авиационной техники. Способ эксплуатации вертолета заключается в том, что при каждом полете осуществляют контроль фактической тяги несущего винта вертолета, причем предварительно перед началом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543111
Дата охранного документа: 27.02.2015
20.05.2015
№216.013.4d46

Топливная система вертолета с реактивными двигателями на лопастях

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям топливных систем вертолетов. Топливная система вертолета с реактивными двигателями на лопастях несущего винта содержит топливный бак (1) с насосом подкачки (2), топливопровод (3), участки которого расположены внутри вала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551296
Дата охранного документа: 20.05.2015
23.02.2019
№219.016.c64a

Боевой вертолет

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов. Боевой вертолет содержит газотурбинные двигатели и комплекс ракетного вооружения. Газотурбинные двигатели снабжены системой кратковременного повышения запаса газодинамической устойчивости и мощности, которая включает форсунки для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002338667
Дата охранного документа: 20.11.2008
11.03.2019
№219.016.d89b

Механизм свободного хода

Изобретение относится к машиностроению, в частности к высокоскоростным роликовым механизмам свободного хода, и может быть использовано в редукторах несущего винта вертолета. Механизм свободного хода содержит концентрично расположенные ведущий вал с площадками, и ведомый вал в виде обоймы, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002310108
Дата охранного документа: 10.11.2007
10.04.2019
№219.017.0473

Способ противопомпажной защиты газотурбинного двигателя

Изобретение относится к управлению силовыми установками летательных аппаратов, преимущественно в автоматическом режиме. Способ включает контроль колебаний давления воздуха за компрессором двигателя. Этот контроль выполняют параллельно широкополосным и низкочастотным сигнализаторами помпажа. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002374143
Дата охранного документа: 27.11.2009
15.04.2020
№220.018.1484

Способ работы импульсно-детонационного двигателя в поле центробежных сил и устройство для его реализации в реактивном вертолёте

Изобретение относится к воздушно-реактивным двигателям, устанавливаемым на концах лопастей несущего винта реактивного вертолета. Предложен способ организации рабочего процесса в импульсно-детонационном тяговом модуле для реактивного вертолета, размещенном на конце лопасти несущего винта,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002718726
Дата охранного документа: 14.04.2020
+ добавить свой РИД