×
23.02.2019
219.016.c64a

БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002338667
Дата охранного документа
20.11.2008
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов. Боевой вертолет содержит газотурбинные двигатели и комплекс ракетного вооружения. Газотурбинные двигатели снабжены системой кратковременного повышения запаса газодинамической устойчивости и мощности, которая включает форсунки для впрыска воды на вход компрессора каждого двигателя, электромагнитные краны подачи воды в форсунки, водяной баллон с трубопроводом подвода воздуха из-за последних ступеней компрессоров двигателей и электрическую схему управления электромагнитными кранами. Для подготовки двигателей к воздействию выхлопных струй ракет электрическая схема управления электромагнитным краном подачи воды в форсунки каждого двигателя подсоединена к кнопке «пуск» системы управления пуском ракет через реле времени для прекращения подачи воды в форсунки через заданное время. В системе управления пуском ракет последовательно с кнопкой «пуск» установлено реле времени для задержки схода ракет на время выхода двигателей на режим повышенной газодинамической устойчивости. Подачу воды к форсункам каждого двигателя осуществляют два параллельно подключенных электромагнитных крана для сохранения подачи жидкости при отказе одного из кранов. Изобретение направлено на снижение влияния выхлопных газов ракет на работу двигателей. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов и предназначено для вертолета с силовой установкой, имеющей два газотурбинных двигателя и систему впрыска воды, а также оснащенному ракетными пусковыми установками.

Известно негативное влияние на работу газотурбинных двигателей вертолета высоких температур воздуха и низкого давления в условиях жаркой погоды, а также заброса собственных выхлопных газов двигателей, вызывающего повышение температуры воздуха и неравномерное температурное поле на входе в компрессор двигателя, которое заключается в снижении максимальной мощности и уменьшении запаса устойчивости двигателя (Масленников М.М. и др. Газотурбинные двигатели для вертолетов. - М.: Машиностроение, 1969, с.151-152). При эксплуатации двигателя вследствие эрозионного износа газовоздушного тракта компрессоров от воздействия пыли, поднимаемой несущим винтом при взлете и посадке вертолета, эффект снижения газодинамической устойчивости усугубляется.

Для боевого вертолета, оснащенного комплексом ракетного вооружения, также существует проблема повышения температуры воздуха на входе в двигатели (и снижения мощности и запаса устойчивости) в результате задува выхлопных газов от ракет, имеющих температуру более высокую, чем выхлопные газы двигателя.

Применяемые на боевых самолетах системы кратковременного повышения запаса устойчивости двигателей, включающие прикрытие направляющих аппаратов компрессора, срезку подачи топлива и другие, снижают тягу двигателей (мощность). Боевые вертолеты для повышения боевой живучести вынуждены летать на малых высотах, поэтому на них не могут применяться используемые на боевых самолетах упомянутые известные средства повышения запасов газодинамической устойчивости двигателя, уменьшающие мощность и приводящие к снижению высоты полета.

Известна используемая для кратковременного восстановления мощности двигателя система впрыскивания жидкости (воды) через форсунки, установленные перед компрессором двигателя (Шляхтенко С.М. Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей. - М.: Машиностроение, 1987, с.374-375). При впрыске воды на вход компрессора двигателя за счет ее интенсивного испарения в тракте компрессора происходит снижение температуры воздуха на входе двигателя. Впрыск воды, как показывают исследования, является эффективным средством форсирования мощности двигателя и, одновременно, повышения запасов газодинамической устойчивости.

Известна система, использующая упомянутый эффект от впрыскивания жидкости (описанная как пример реализации «Способа кратковременного увеличения запасов газодинамической устойчивости газотурбинного двигателя в экстремальных условиях его эксплуатации» по патенту РФ №2261351, публ. 2005), в которой устройство впрыска жидкости в проточную часть компрессора подключено к блоку управления, вход которого связан с датчиками, регистрирующими возникновение экстремальной ситуации двигателя, в частности со штатными датчиками продольных и поперечных перегрузок, воздействующих на конструкцию двигателя или самолета при выполнении им динамического маневра. Впрыск жидкости происходит в течение времени превышения величиной перегрузок ее порогового уровня, а увеличение запасов газодинамической устойчивости сопровождается увеличением тяги двигателя.

Однако применительно к вертолету такие сигналы или параметры не могут быть использованы в системе кратковременного увеличения запасов газодинамической устойчивости газотурбинного двигателя, а других параметров, «свидетельствующих о возникновении экстремальной ситуации двигателя», не предложено в упомянутом патенте. Кроме того, такая система, работающая «по состоянию», то есть после возникновения и регистрации «экстремальной ситуации», не может быть использована, в частности, для кратковременного увеличения запасов газодинамической устойчивости двигателей на боевом вертолете в условиях возникновения экстремальной ситуации в результате пуска ракет.

Известен наиболее близкий по конструкции к заявляемому боевой вертолет МИ-24, принятый в качестве прототипа (Эксплуатационно-техническая документация вертолета МИ-24, Москва, 2000, с.6, рис.1, и с.13, рис 1). Вертолет имеет силовую установку из двух газотурбинных двигателей с системой кратковременного повышения мощности двигателей, которая включает водяной баллон, комплект форсунок для впрыска воды на входные тоннели компрессора каждого двигателя и электромагнитные краны подачи воды в форсунки. Водяной баллон соединен с трубопроводом подвода воздуха из-за последних ступеней компрессоров двигателей, что обеспечивает саморегулируемость системы по расходу жидкости в зависимости от режима работы газотурбинных двигателей.

Система имеет электрическую схему управления электромагнитными кранами. Включение в работу системы (и отключение) осуществляется летчиком с помощью тумблера, установленного на ручке управления общим шагом несущего винта, и используется преимущественно при взлете вертолета в упомянутых выше климатических условиях. При поступлении питания на электромагнитные краны вода под действием давления воздуха вытесняется из баллона, поступает к форсункам, распыляется и засасывается вместе с воздухом в двигатели. Время продолжительности впрыска определяется летчиком по состоянию работы двигателя, например, в условиях взлета.

Однако для использования на боевом вертолете системы кратковременного повышения запаса газодинамической устойчивости газотурбинных двигателей при забросе выхлопных газов ракет момент включения и продолжительность впрыска воды в условиях стрельбы могут быть выбраны с учетом времени, необходимого для подготовки двигателя к неблагоприятным условиям работы. При этом быстродействие исполнительных элементов системы должно быть минимальным и совместимым с системой прицеливания и с системой пуска ракет. Задачей, решаемой предлагаемым техническим решением, является создание конструкции боевого вертолета, оснащенного комплексом ракетного вооружения и системой кратковременного повышения запаса газодинамической устойчивости газотурбинных двигателей, уменьшающих влияние на работу газотурбинных двигателей выхлопных газов, забрасываемых при стрельбе ракетами, установленными на вертолете.

Поставленная задача решена благодаря тому, что в боевом вертолете, оснащенном комплексом ракетного вооружения с системой управления пуском ракет и содержащем силовую установку с газотурбинными двигателями и с системой кратковременного повышения запаса газодинамической устойчивости двигателей, которая включает форсунки для впрыска воды на вход компрессора каждого двигателя, электромагнитные краны подачи воды в форсунки, водяной баллон с трубопроводом подвода воздуха из-за последних ступеней компрессоров двигателей и электрическую схему управления электромагнитными кранами, в соответствии с предлагаемым техническим решением в системе кратковременного повышения запаса газодинамической устойчивости двигателей электрическая схема управления электромагнитным краном подачи воды в форсунки каждого двигателя подсоединена к кнопке «пуск» системы управления пуском ракет через реле времени для прекращения подачи воды в форсунки через заданное время, а в системе управления пуском ракет последовательно с кнопкой «пуск» установлено реле времени для задержки схода ракет на время выхода двигателей на режим повышенной газодинамической устойчивости.

При этом система кратковременного повышения газодинамической устойчивости и мощности двигателей снабжена вторыми, подсоединенными параллельно первым, электромагнитными кранами подачи воды в форсунки каждого двигателя.

Введение в электрическую схему управления вооружением реле временной задержки сигнала на сход ракет от кнопки «пуск», а также электрическое соединение кнопки «пуск» с пусковыми реле схемы управления электромагнитными кранами обеспечивают упреждающую подачу воды на вход компрессоров двигателей для подготовки двигателей к воздействию выхлопных струй ракет и повышают запас газодинамической устойчивости двигателей, тем самым предотвращая срывные помпажные явления. Время срабатывания реле задержки сигнала на пуск ракет (время опережения сигнала на подачу воды) выбрано из условия его достаточности для выхода двигателя на режим повышенной газодинамической устойчивости в режиме впрыска воды до схода ракет. Система требует установки специально разработанных быстродействующих электромагнитных кранов, а также максимального приближения электромагнитных кранов и водяного баллона к форсункам. Кроме того, перед включением требуется предварительный продув воды от специальной кнопки для заполнения трубопроводов и форсунок жидкостью перед включением системы в работу. Введение в электрическую схему управления каждой парой электромагнитных кранов реле времени для прерывания впрыска воды обеспечивает подачу сигнала на отключение электромагнитных кранов через заданное время от начала режима впрыска, достаточное для схода самой длинной серии ракет. Дополнительные, вторые электромагнитные краны в системе подачи воды к комплекту форсунок для каждого из двух двигателей установлены и подсоединены в схеме параллельно первым электромагнитным кранам и предназначены для повышения надежности работы устройства.

Применение впрыска охлаждающей жидкости позволяет повысить запасы газодинамической устойчивости нового двигателя на 15%, а у двигателя с изношенным пылью газовоздушным трактом не только восстановить их до состояния нового двигателя, но и превысить его значение с одновременным повышением мощности каждого двигателя на 8-27%.

Подача воды на вход в компрессор двигателя через форсунки мелкодисперсного распыла путем вытеснения жидкости из баллона давлением воздуха, отбираемого из-за компрессора двигателя, делает систему впрыска воды на вход в двигатель саморегулируемой по расходу в зависимости от режима двигателя: позволяет сохранить необходимый процент подаваемой жидкости к количеству воздуха, поступающего в двигатель в пределах около 1,5%.

Система включает общий баллон на все двигатели, объем которого зависит от количества пусков ракет с большим тепловым воздействием на двигатели или отдельно на каждый двигатель и спроектированный на рабочее давление воздуха за компрессором.

При отказе одного из электромагнитных кранов второй кран обеспечит подачу воды в двигатель через центробежные форсунки, устанавливаемые во входных туннелях двигателей.

Схема подключения системы впрыска воды обеспечивает включение впрыска воды в двигатели с опережением пуска ракет примерно на 0,2 с для подготовки двигателя к началу воздействия выхлопной струи ракет.

Таким образом, предлагаемое техническое решение уменьшает влияние на работу газотурбинных двигателей выхлопных газов ракет, обеспечивает устойчивую работу двигателей при пуске длинной серии ракет и, в конечном счете, повышает безопасность боевого вертолета.

Заявляемое устройство поясняется чертежом, на котором изображена принципиальная схема подвода воздуха и разводки жидкости и электрическая схема подключения системы кратковременного повышения запаса газодинамической устойчивости двигателей к системе управления пуском ракет.

Силовая установка вертолета содержит два газотурбинных двигателя, снабженных системой кратковременного повышения запаса газодинамической устойчивости и мощности двигателей. Система включает комплект из трех центробежных форсунок 1 для одного двигателя и комплект форсунок 2 для второго двигателя, предназначенных для впрыска жидкости (воды или спиртовой смеси) и установленных в гнезда туннелей секций пылезащитных устройств на входе в двигатели 3, 4. Трубопровод 5 с установленным в нем жиклером 6 предназначен для подвода воздуха в водяной баллон 7 из-за последних ступеней компрессоров двигателей. Жиклер 6 обеспечивает задержку падения давления воздуха в баллоне 7 в случае помпажа обоих двигателей. Подача жидкости к форсункам 1 и 2 выполнена с помощью двух пар параллельно соединенных электромагнитных кранов 8, 9 и 10, 11 для сохранения подачи жидкости при отказе одного из кранов. Подвод жидкости от баллона 7 к четырем попарно соединенным электромагнитным кранам 8, 9 и 10, 11 осуществлен (через тройник) по трубопроводам 12 и 13. От каждой пары электромагнитных кранов 8, 9 и 10, 11 по трубопроводам 14 и 15 жидкость подается к соответствующим комплектам форсунок 1 и 2.

Электрическая схема управления подачей жидкости включает реле управления 16 и 17 в цепях параллельно подключенных электромагнитных кранов 8, 9 и реле управления 18, 19 в цепях параллельно подключенных электромагнитных кранов 10, 11, а также два реле времени 20 и 21, подключенных в цепи управления одной и другой парой параллельно соединенных электромагнитных кранов 8, 9 и 10, 11, соответственно, предназначенных для прекращения подачи жидкости в форсунки через заданное время.

Комплекс ракетного вооружения вертолета имеет систему управления пуском ракет с кнопкой «пуск» 22, которая через реле времени 20 и 21 (с нормально замкнутыми контактами и заданным временем отключения) соединена с реле управления 16, 17 и 18, 19 электромагнитными кранами 8, 9 и 10, 11.

Система управления пуском ракет снабжена реле времени 23 задержки схода ракет, установленным последовательно с кнопкой «пуск» 22 для задержки сигнала на запуск (сход) ракет на время, необходимое для выхода двигателей на режим повышенной газодинамической устойчивости под воздействием впрыскиваемой жидкости.

Боевой вертолет, оснащенный комплексом ракетного вооружения и силовой установкой с системой кратковременного повышения запаса газодинамической устойчивости газотурбинных двигателей, работает следующим образом.

При участии вертолета в боевых действиях при нажатии кнопки «пуск» 22 системы управления пуском ракет комплекса ракетного вооружения, которая установлена на ручке управления вертолетом, реле управления 16, 17, 18, 19 включают в работу две пары электромагнитных кранов 8, 9, 10, 11. Краны открывают каналы для прохода жидкости и подачи ее по трубопроводам 12 и 13 от водяного баллона 7 (под давлением воздуха от последних ступеней двигателей) и по трубопроводам 14 и 15 к форсункам 1 и 2.

Впрыск жидкости во внутренние полости компрессора и на вход двигателей начинается сразу после нажатия кнопки «пуск». Двигатели под действием впрыскиваемой жидкости (при рекомендуемом расходе воды 1,3-1,5% от расхода воздуха в двигателе) через определенное, экспериментально установленное для двигателей типа ТВ3 - 117, время выходят на режим с повышенным значением запаса газодинамической устойчивости, то есть подготовлены к воздействию выхлопных газов ракет. Сход ракет происходит с задержкой после нажатия кнопки «пуск» на упомянутое время подготовки двигателей с помощью реле времени 23. В соответствии с выбранной программой происходит сход определенного числа ракет.

Режим впрыска рабочей жидкости должен сохраняться до окончания расчетного времени работы системы впрыска. Поэтому через заданное время после нажатия кнопки «пуск», включающее время возможного воздействия на двигатели выхлопных газов от схода ракет (с учетом самой длинной серии установленных на вертолете ракет), реле времени 20 и 21 размыкают электрическую цепь, реле управления 16, 17 и 18, 19 обесточиваются и отключают электромагнитные краны 8, 9, 10, 11, которые перекрывают свои каналы подачи, и впрыск жидкости прекращается.

Исследования, проведенные на боевом вертолете с двигателями ТВ3-117, выполненном в соответствии с заявляемым техническим решением, показали, что при задержке сигнала на пуск ракет на 0,18-0,23 секунд относительно времени включения впрыска воды на вход двигателей от кнопки «пуск» и при режиме впрыска в течение 2 секунд при расходе воды около 1,5% от расхода воздуха в двигатель получено повышение запаса газодинамической устойчивости двигателя на 15%, что обеспечивало устойчивую работу двигателей. Задержка пуска ракет на 0,18-0,23 секунд не влияет на точность оружия. В конечном итоге, это техническое решение обеспечивает безопасную работу боевого вертолета при низких высотах полета в боевых условиях.

1.Боевойвертолет,оснащенныйкомплексомракетноговооруженияссистемойуправленияпускомракетисодержащийсиловуюустановкусгазотурбиннымидвигателямииссистемойкратковременногоповышениязапасагазодинамическойустойчивостидвигателей,котораявключаетфорсункидлявпрыскаводынавходкомпрессоракаждогодвигателя,электромагнитныекраныподачиводывфорсунки,водянойбаллонструбопроводомподводавоздухаиз-запоследнихступенейкомпрессоровдвигателейиэлектрическуюсхемууправленияэлектромагнитнымикранами,отличающийсятем,чтовсистемекратковременногоповышениязапасагазодинамическойустойчивостидвигателейэлектрическаясхемауправленияэлектромагнитнымкраномподачиводывфорсункикаждогодвигателяподсоединенаккнопке«пуск»системыуправленияпускомракетчерезрелевременидляпрекращенияподачиводывфорсункичереззаданноевремя,авсистемеуправленияпускомракетпоследовательноскнопкой«пуск»установленорелевременидлязадержкисходаракетнавремявыходадвигателейнарежимповышеннойгазодинамическойустойчивости.12.Боевойвертолетпоп.1,отличающийсятем,чтосистемакратковременногоповышениягазодинамическойустойчивостидвигателейснабженавторымиподсоединеннымипараллельнопервымэлектромагнитнымикранамиподачиводывфорсункикаждогодвигателя.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 20.
20.06.2013
№216.012.4e06

Система для поиска и обнаружения мин

Изобретение относится к средствам обнаружения скрытых объектов, а именно к устройствам для обнаружения мин и взрывчатых веществ. Сущность: система состоит из мультисенсорного модуля (1), телескопического щупа (4), аэродинамического подъемного устройства (2), видеокамеры (3), блока радара (7),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485556
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.01.2014
№216.012.9b49

Хвостовой редуктор трансмиссии вертолета

Изобретение относится к конструкции зубчатой передачи хвостового редуктора трансмиссии вертолета. Хвостовой редуктор содержит установленные в картере ведущее и ведомое конические зубчатые колеса и подшипниковые опоры валов зубчатых колес. Вал рулевого винта выполнен двухопорным с хвостовым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505459
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.02.2014
№216.012.a1be

Скоростной винтокрыл

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Скоростной винтокрыл содержит фюзеляж с хвостовой балкой и килем, две консоли крыла и два несущих винта, расположенных на консолях крыла и установленных с перекрытием, при этом несущие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507121
Дата охранного документа: 20.02.2014
27.06.2014
№216.012.d7f1

Хвостовой вал трансмиссии вертолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкции трансмиссии вертолета. Хвостовой вал содержит горизонтальную часть, соединяющую главный и промежуточный редукторы, и наклонную концевую часть, соединяющую промежуточный и хвостовой редукторы. Горизонтальная часть вала состоит по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521059
Дата охранного документа: 27.06.2014
20.07.2014
№216.012.e0e6

Промежуточный редуктор хвостовой трансмиссии вертолета

Изобретение относится к конструкции промежуточного редуктора хвостовой трансмиссии вертолета. Ведущее (4) и ведомое (5) конические зубчатые колеса выполнены заодно со своими валиками и установлены между собой с изменением направления вращения. В картере (1) каждое из зубчатых колес установлено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523360
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2014
№216.012.e8a8

Регулируемая трансмиссия винтокрылого летательного аппарата

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в винтокрылых летательных аппаратах. Регулируемая трансмиссия винтокрылого летательного аппарата содержит редуктор (1), две обгонные муфты (2) на валах от двигателей, вал (4) несущего винта, вал (5) пропульсивного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525353
Дата охранного документа: 10.08.2014
20.08.2014
№216.012.ec00

Дифференциальный нагружатель для стенда с механически-замкнутым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при обкатке или при испытании зубчатых передач. Устройство содержит станину, соосный шестеренчатый механизм, содержащий выходные валы с фланцами, предназначенные для присоединения к ветвям...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526224
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.01.2015
№216.013.202e

Скоростной винтокрыл

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям винтокрылых летательных аппаратов. Скоростной винтокрыл содержит фюзеляж с крылом и хвостовой балкой, несущий и рулевой винты с силовой установкой и два дополнительных воздушных винта, установленных на консолях крыла и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539679
Дата охранного документа: 20.01.2015
27.01.2015
№216.013.219f

Вибрационный станок для отделочно-упрочняющей обработки деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для вибрационной обработки деталей свободным наполнителем методом поверхностно-пластического деформирования. Станок содержит электродвигатель, основание, стойки, вибровозбудитель и установленную на стойках виброплатформу, на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540055
Дата охранного документа: 27.01.2015
27.02.2015
№216.013.2d7b

Способ эксплуатации вертолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам контроля технического состояния авиационной техники. Способ эксплуатации вертолета заключается в том, что при каждом полете осуществляют контроль фактической тяги несущего винта вертолета, причем предварительно перед началом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543111
Дата охранного документа: 27.02.2015
Показаны записи 1-5 из 5.
27.02.2015
№216.013.2d7b

Способ эксплуатации вертолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам контроля технического состояния авиационной техники. Способ эксплуатации вертолета заключается в том, что при каждом полете осуществляют контроль фактической тяги несущего винта вертолета, причем предварительно перед началом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543111
Дата охранного документа: 27.02.2015
20.05.2015
№216.013.4d46

Топливная система вертолета с реактивными двигателями на лопастях

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям топливных систем вертолетов. Топливная система вертолета с реактивными двигателями на лопастях несущего винта содержит топливный бак (1) с насосом подкачки (2), топливопровод (3), участки которого расположены внутри вала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551296
Дата охранного документа: 20.05.2015
10.04.2019
№219.017.0473

Способ противопомпажной защиты газотурбинного двигателя

Изобретение относится к управлению силовыми установками летательных аппаратов, преимущественно в автоматическом режиме. Способ включает контроль колебаний давления воздуха за компрессором двигателя. Этот контроль выполняют параллельно широкополосным и низкочастотным сигнализаторами помпажа. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002374143
Дата охранного документа: 27.11.2009
18.05.2019
№219.017.564e

Способ управления силовой установкой вертолета

Изобретение относится к способу управления силовыми установками. Способ управления силовой установкой вертолета с двумя газотурбинными двигателями при отказе одного из двигателей обеспечивает автоматический выход работающего двигателя на чрезвычайный режим работы при отказе другого двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002391261
Дата охранного документа: 10.06.2010
15.04.2020
№220.018.1484

Способ работы импульсно-детонационного двигателя в поле центробежных сил и устройство для его реализации в реактивном вертолёте

Изобретение относится к воздушно-реактивным двигателям, устанавливаемым на концах лопастей несущего винта реактивного вертолета. Предложен способ организации рабочего процесса в импульсно-детонационном тяговом модуле для реактивного вертолета, размещенном на конце лопасти несущего винта,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002718726
Дата охранного документа: 14.04.2020
+ добавить свой РИД